Кого не защищала Россия? Монголов, китайцев, корейцев, вьетнамцев, арабов, поляков, венгров, чехов, румын, албанцев защищала, а где они?.. Сказка окончена...
Россия уменьшилась границами и населением, а расширилась, внутри, погостами. Подталкивают её к яме вечности погибельной. Русский мир?!
Нерождаемость, беспризорность, алкоголизм, вражда народа к народу, утрата границ, беспомощность армии, социальные распри, извращенность нравов, вытеснения русских из центров русских городов и земель - биография и заслуга вчерашних реформаторов, мастерски перекладывающих личный азарт на безвинных русских нищих. И - из незабываемых афоризмов Швыдкова: «Русского языка без мата не бывает».
Но: нас, работящих и мастеровых россиян, нас, учителей и агрономов, инженеров и врачей, нас, летчиков и трактористов, нас, желающих труд свой приложить к общей судьбе нашей, нас - миллионы и миллионы, уступчивых, мудрых, надежных. Незаменимых - обычных.
Сила народа - в дисциплине и разуме. А слава народа - в уважении к предкам, в поступках, крепящих поколения и державу. Мы - себе нужны и никому больше. Мы - русские, мы терпеливее вдовы, но мы, русские, сверкучее меча каленого!..
Великий русский философ Иван Ильин сказал: "Мы не "правые" и не "левые"; мы - русские патриоты. И все, что спасительно и хорошо для нашей родины, - все это мы приемлем и отстаиваем. И все, что гибельно и вредоносно для нашей родины, - все это мы отвергаем".
Огромный народ. Огромная страна. Огромные заботы. И неприятно иногда слышать по радио, читать на страницах журналов и газет, видеть на экране, на сцене, на трибуне одно и то же лицо, одно и то же имя, одно и то же позерство (познерство), одно и то же... Кто разрушает представление о нас, тот, кому нас понять некогда или нет охоты? Почему кто-то устраивает, один, то, чего не хотят или что отвергают многие? Наш народ издавна богат - песенниками, художниками. Не замечать многих, да, многих, талантливых, одаренных народным духом, народным словом, - вредное занятие.
Посмотрите, каких гениальных поэтов и прозаиков мы потеряли, ни разу толком не послушав их с телеэкрана? Посмотрите. Иван Акулов, Василий Федоров, Николай Шундик, Григорий Коновалов, Константин Воробьев, Андрей Блинов, Александр Яшин, Владимир Гордейчев, Николай Рубцов, Иван Харабаров, Дмитрий Блынский, Владимир Чивилихин, Геннадий Серебряков, Борис Примеров, Николай Благов, Людмила Татьяничева, Михаил Львов, Борис Ручьев - не перечислить, сколько мы потеряли, сколько русских мыслителей замолчал экран, не заметило радио, а порою - затравила пресса, беспощадная «либеральная» желчь. Год русского языка... Век русской культуры...
Призвание - национальный долг. И уничтожение осияннейшего чувства верности - высший грех радио и телевидения, преступление антинародной прессы, торгашеско-аппаратной команды.
Русское-то ведь понимать надо: его, «русское-то», не зазастить ни двумя, ни тремя смехачами, ни одним, ни двумя «русскими» сатириками, оно, «русское-то» поэту - награда за любовь к России, оно, «русское-то» не доверяет себя «широте» и «раскрутке» в газете ли, на экране, на конкурсах или на сцене... Нельзя лгать русскому народу, нельзя от имени русского народа нерусские замыслы исполнять...
А что мы видим? Люди, умеющие помогать России божьей искрой таланта, отвергнуты, отсунуты, а на сцены и на экраны выпущены стаи малярийных болотных комаров. Трясет нас от развратного и бесполого "искусства", от их спидового ликования. Ложь не утвердится на линии постоянства, а пошлость не оправдает надежды уродов. Вдохновение - конь крылатый!..
Мелькнет ли на экране обычная, живая русская доля? Семья. Ее труды. Ее праздники. Ее желания. Русская семья. Не мелькнет. А ведь у нас есть родовая история. Есть у нас - национальная традиция. Свадьба заветная есть. Умеем куличи печь. Умеем любовью наслаждаться. Умеем свиданием утешать душу свою. И к детям - кровинкам русских по-русски приникаем.
Цинизм, неуважение, насмешка над корневыми традициями русских и других народов злят народы, противопоставляют народ народу, человека человеку, отрывают от народов руководителей народов, а результат - ненависть, распад, гибель государства, могучего и авторитетного на планете. Результат - СНГ...
Не часто, но мне посчастливилось посетить некоторые европейские и азиатские страны - такого радиотелебардака я ни в одной стране не видел. Мы дожили: звоним, поздравляем писатель писателя, ежели внезапно зазвучит знаменитая русская песня с экрана!..
Люди натосковались о хорошем, светлом, дорогом сердцу! Чем заменили мы литературные праздники? Автоматами в Чечне, ракетами в Таджикистане? Песни заменили гибелью русских ребят... Гробами. Местные ошибки, местные недовольства, даже местные национализмы можно и нужно исправлять, выравнивать из Москвы, зорко следя за "гражданскими скоростями" на державных трассах политики и экономики, дабы не шалел иной лидер-политикан.
***
Сохраним ли мы гуманное влияние слова? Сохраним ли мы свет призвания?
Настоящий литератор никогда не теряет свой душевный свет, даже в самые страшные моменты в судьбе, и не только потому не теряет, что этот свет помогает ему избежать крушения, а прежде всего потому, что свет этот - материнский свет в нем, данный ему с рождения: мать одарила его, поэта или прозаика, критика или драматурга, одарила возможностью соединять людей в окружающем нас мире, роднить их светоподобными чувствами: свет сердца, свет разума, свет слова, Боже мой, чем заменить такое действующее чудо? Там, где преградили путь свету - ссоры и разбирательства, упреки и обвинения, конфликты и войны...
Мы любим, многозначительно смежив толстые веки, изрекать: "Всюду было слово"!.. "Всё началось со слова!»... Любим изрекать, да не всегда сурово придерживаемся того, что философски веско изрекаем.
Мы, лишась древнего, текущего через наши родники и наши просторы, текущего через наши глаза и души света, лишась - не лишились, но пресекают этот свет в нас, в народах наших, в родниках и в просторах наших пресекают его, свет истины, свет взаимного соседства, свет ощущения единого народа, единой земли, единой и единственной Родины: пресекают свет жизни те, кто торгует кровью народов, а нам взамен дают томагавки и бомбовозы на крыши домов и школ, больниц и библиотек, войны нам дают - в Ираке, в Югославии, в Чечне...
Сохрани мы свет материнский в сердцах своих - не вырвали бы из наших рук великую державу, СССР! Вышла пьеса Вахида Итаева о кровавой кухне в Чечне. Читая её, в сотый раз убедился: мы позволили негодяям, обобравшим нас, народы наши, позволили безнаказанно стравливать нас, швырять нас в братоубийства. Свет единения и красоты, свет верности и достоинства, свет Отечества, свет материнский святой в их преступных руках оказался.
Слово поэта и прозаика, слово критика и драматурга сегодня под жестким контролем доллара, клана, движений разных, интересов, корыстных и частных!.. Путь достойной книге - закрыт. Путь переводу - закрыт. Ничем не ограниченные пошлости - на прилавок, разврат и унижение - на прилавок, измену и хамство - на прилавок, да еще с рекламой, с кричащими афишами и картинами! Мы - толпа, оккупированная голыми разъяренными певичками, о чем и вещает нам пресс-телеэкран, пораженный грязной интернациональной голубизною: вперед, бездари!..
Но настоящий литератор не должен быть оттеснен от читательской аудитории, забыт там, где забывать его нельзя. В буквари и в учебники для школ надо включать лучшие произведения, национально, интернационально полезные, лишенные и дозы цинизма, даже намека на этот надоевший размытый "шлягер", на эту оскоминную "элитарную" себяподачу, на это спекулятивное "общечеловеческое" нажатие, за которым - ничтожество и торгашество, а не личная боль, не людская бессонница.
Я вовсе не за то, чтобы в каждом слове - салют, родина, край отчий, работа, идея. Нет, я за то, чтобы слово не имело двуличия, сального или долларового живота, бездарного потного кривостопия и безнравственной лощености. Слово обязано опираться на свою родословную, на историческую, художественную и гражданскую память.
Кому ныне труднее издать книгу, хакасскому писателю или тувинскому, бурятскому или русскому? Мы, писатели народов России, мы, строители "мостов взаимопонимания и соседства", мы, толкователи тревог и чаяний национального разума, задвинуты за виллы и за коттеджи "новых" русских, "новых" удмуртов, "новых" нанайцев, а их крутая новизна - заграничные джипы и выезды на долларовые курорты. Валютчики.
Нам за них, грабителей России, стыдно, нам за них, убийц и отмывателей русского золота в загранбанках, стыдно, а им - не стыдно. Не стыдно в коттеджах и виллах, особняках и дворцах, в России не стыдно и на Канарах не стыдно, где их палаты построены на нашей крови и наших слезах. Не стыдно олигархам - они же не видят нищих, ковыряющихся в мусорных свалках?!..
***
Русский человек легко и свободно уживается, соседится и роднится, возводит державные крепи на единство и судьбу с другими народами, даже впереди себя их пропускает за водою и хлебом, пропускает их впереди себя учиться, праздновать и награды получать. Но не всякий представитель иного народа мудро воспринимает уступчивость русскую. Некоторые губу надувают, зазнаются, зазнайство перевоплощают в ненависть, и начинается их мелочность: нас утеснили, нас ассимилировали, нас зажали!..
При СССР национальные меньшинства пользовались привилегиями такими, которые русским и не снились. Но - шушукались, а развалили СССР, остались без русских, избавились от них, - сами между собою затеяли неразбериху и поножовщину. Бог видит истину и тех, кто затаптывает ее, - наказывает сурово. Конечно, и среди русских достаточно воротил и конокрадов, но винить в целом русский народ и вешать на него ярлыки "шовиниста", "фашиста" опасно: канет русский народ в небытие - ни татарам, ни башкирам, ни чеченцам, ни калмыкам роскошь не замаячит, и не следует суетиться вокруг русской души и поплевывать в нее, настигнет жажда - пить захочется, а ее, душу, оскорбили и унизили!.. Бог видит правоту и неправоту.
Русским - не везде спокойно. Пока мы не уравновесим заботы и "опекунства" над российскими народами, пока мы не поймем заново, что хватит нам всем, всем, земли, воды, леса, милосердия, закона, работы, хватит всем, всем, мы так и будем волочить за собою скорбную пыль дрязг и недомолвок, а дорога в завтрашний день должна искриться привычным светом.
В областях и в республиках, в регионах нельзя, вредно расщеплять заботу на заботу о "национальной культуре" или заботу о "русской культуре", вредно расщеплять заботу: она едина, независима и глубока историей. Куда нам отталкиваться от собратьев? Обманулись на дьявольской демагогии Горбачева - опоздали: СССР, величайшую державу планеты, никогда уже не восстановим в прежних очертаниях и в прежнем космическом ее ранге и облике, никогда. Не соберем русский мир, не защитим русскую культуру - народами в нацрайоны, в нацулусы превратимся, управляемые заезжими прохвостами, ракетами западной и восточной "цивилизаций" - холодными, беспощадными грабителями, нагло поднимающими тост на банкетах за нашу неминуемую гибель.
Вот она, цена русского слова!
Прежней России не будет. Будет новая Россия, - говорил нам Иван Ильин. «России нужен новый русский человек: проверенный огнями соблазна и суда, очищенный от слабостей, заблуждений и уродливостей прошлого и строящий себя по-новому, из нового духа, ради новых великих целей... В этом главное. Делая это, мы строим новую Россию».
...Вернётся, вернётся в Россию весна удачи. Белые березы счастьем зашумят. Синие облака проплывут над Доном. Серебристые ливни над Уралом прозвенят... Это - Россия твоя. Это - пути твои, Богом предначертанные.