У православных Первое мая в нынешний год выпало на Фомину неделю, Фомино воскресенье; день, когда Фома неверующий уверовал. От неверия к вере путь у каждого свой. Хорошо, когда не через лабиринт, полный ям и тупиков, хорошо, когда с младенчества преодолён. Но случается, видим мы проявление веры и иного рода, о которой св. апостол Иаков сказал: «и бесы веруют, и трепещут». Эти слова так комментирует священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: «Падшие ангелы знают о существовании Бога, но, так как они утвердились во зле и неспособны исправиться, то их вера не соединяется с любовью к Нему. Они трепещут, ожидая Суда».
Утверждённость, укоренённость во зле, мы знаем, бывает такого качества, что то или иное явление и злом уже не считается. Вот, для примера, пока мы подступаем к теме, «самое невинное» - мат. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает». Вот как! А если мы с этим знанием пройдёмся по своему городу, зайдём в кинотеатр, институт, заглянем «на фирму», в школу, на детскую площадку... То вдруг и осознаем: проклятый город! Представив, что каждое матерное слово - струйка пламени - со зловонием через человека наружу из бездны вырывается, не сложно нынешнюю Русь увидеть - от горизонта до горизонта, от океана до океана - в огне. При этом причину бед своих мы ищем не в личной нераскаянности, а в чём угодно - в экономике, дурости, взятках, перемене климата...
+++
У кощунников, богохульников, святотатецев - ночь на 1 мая особая, именуемая Вальпургиевой.
Если б только одной той ночью они сыты были. На Руси вот им гульбище круглый год.
Есть теперь у нас и профессиональные кощунники, именующие себя «художниками», которым одной ночи для «жизни и творчества» явно мало. Им требуется постоянная подпитка вниманием; им нужно себя проявлять, о себе заявлять, себя самовыражать, влиять на умы и души. Люди они все не то что бы весёлые, но непрестанно как бы хихикающие. В кощунствах они словно б соревнуются меж собой. Кто позвонче, кто погаже, кто «поприколистей» учудит! Проявления их «творчества» - вот уж точно как языки пламени из бездны ада - выскакивают на Руси то здесь, то там... Видели их на Москве и в Петербурге, увидели в Харькове - на Крещение и на Пасху, заприметили во Львове...
О них писать - в общем-то неприятно, иллюстрировать - того хуже. Но у них есть идеологи, их привечает Запад, у них есть ценители, порой, кажется, даже и могущественные. Они - особое оружие, нацеленное в историческую Россию, собственно, в Святую Русь. Поэтому замалчивать пакостников не стоит.
+++
В новейшей истории почин положил, кажется, некий Тер-Оганьян, учинив в 1998 году, 4 декабря, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы перформанс «Юный безбожник». В своём разделе на выставке современного искусства в Манеже этот активный богоборец («российский художник», как его именуют) предлагал присутствующим за деньги осквернять вывешенные им иконы, а потом взялся за топор... Примечательно, что ему принадлежит идея «впервые в России» организовать выставку в общественном туалете. Клозетная выставка в Газетном переулке Ростова-на-Дону вызвала в городе скандал. Судя по его дальнейшим самовыражениям, не сложно представить, что он там на стены поразвесил. Осквернение же икон в Манеже для него кончилось (пока) тем, что на Западе он получил политическое убежище.
Через несколько лет изрядный шум вызвала выставка «Осторожно, религия!», устроенная богоборцами в музее им. Сахарова. Редкостную по своей гнусности выставку открыли 14 января 2003 года, на Святки, в день праздника Обрезание Господне. Это была провокация. Кощунники своего добились. Православные выставку разгромили самым простым народным способом, но при этом и суд выиграли. Приговор суда характеризует «экспонаты, подбор которых сознательно провоцировал зрителей на агрессивное неприятие важнейших категорий, понятий и образов православной культуры, оскорблял национальные и религиозные чувства верующих. Такой подбор экспонатов способствовал возбуждению вражды, унижению достоинства группы лиц по признакам национальности, отношения к религии, разжиганию конфликтов на религиозной почве». Двух «деятелей передового искусства» суд оштрафовал. Через три года всё в том же музее богоборцы устроили выставку «Запретное искусство-2006». Как водится на подобных мероприятиях, там было много мата, каких-то гнусных неприличностей и «произведение»: на Распятии орден Ленина. Причём это всё считалось искусством. А идиотизмом и кощунством, знаете ли, хотите верьте, хотите нет, не считалось. Православные т теперь не стерпели. На защиту искусствоведов выступил целый легион антиправославной «демократической интеллигенции». В результате организаторов «Запретного искусства» суд оштрафовал. Хотя, говорят, грозил им и реальный тюремный срок.
Потом была выставка в Храме Святой мученицы Татианы «Двоесловие / Диалог», вызвавшая много шума. Да и то - прогресс. Из какого-то сомнительного Ростовского подвала до стен храма русских интеллектуалов волна дошла.
Одним из самых спокойных высказываний по поводу «Диалога» было, кажется, высказывание диакона Владимира Василик, доцента Санкт-Петербургского университета, кандидата филологических наук: «...и самое главное, она (выставка) не способствует ни воцерковлению наших соотечественников, ни даже плодотворному диалогу между Церковью и художественным сообществом. Никакого диалога не получилось, а получился монолог авангарда, монолог андеграунда в стенах православного храма».
Однако же звёздный час для андеграунда настал в день Святого Благовещения, 7 апреля 2011 года.
Туалетный рисунок, перенесённый на огромную плоскость питерского моста и вознесённый при поднятии, как замечено, «выше Александрийского столпа», получил Государственную премию «Инновация». Участники хулиганствующей арт-группы «Война», нанеся клозетное граффити по соседству с дивными произведениями архитектуры, похоже, готовы и весь мир превратить в тот самый ростовский туалетный подвал.
Надо бы здесь и персонально кого-то назвать? Конечно. Лишь заметим, это их движение имеет не только богохульную направленность, но и очевидные признаки извращённой сексуальной ориентации. Так вот есть в их движении некий Андрей Ерофеев. Он у них фигура! Идеолог и куратор. Он же и премию «Инновация» «Войне» присудил...
А что есть инновация? И почему её так превозносят люди?
По одному из определений «инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий...»
Туалетный рисунок - результат интеллектуальной деятельности?.. Так вот отчего их тянуло из ростовского туалета к университетскому храму и в царственный Питер. Кто-то думал их тянет к науке, святости и высокой культуре. Как оказалось им и храм и драгоценный город-музей нужны, чтобы, хихикая себе подмышку, непотребность изобразить и слово трёхбуквенное нацарапать. Вот уж точно: «Умрите Растрелли и Брюллов, не знали вы, как можно!»
При ближайшем рассмотрении оказалось, что этот Ерофеев брат того самого литератора псевдо-Ерофеева, который утверждал, что «Русских надо расстреливать. Русских надо размазывать по стене». Примечательно, что при это литератор говорил, что плохо представляет, что такое русофобия. Можно бы братьям предложить такой сюжет для перфоррменса. «Гримасы русофобии» называется. На стенах зала - кривые зеркал как в «комнате смеха» былых времён. В комнату входят братья, всматриваются в отражённые плавающие лица, тычут в эти лица пальцами и пританцовывают. Зрители - за стеклянным потолком... Дарю.
+++
На Украине кощунники проявили себя на Пасху-2011 в кулинарном творчестве. И проявили разнообразно! Один из львовских клириков так прокомментировал присутствие «взрослого продукта» на Пасхальной ярмарке во Львове: «Люди сходят с ума. Это ненормальное явление, это могут делать только извращенцы... Если люди живут без Бога, то такое и делают. Это все равно, что заниматься развратом. Досадно, что на это смотрят дети. Ведь одна из катехизических догм гласит: «Почитай отца и мать своих». То какой пример подают эти торговцы подрастающему поколению?» Замечено, что «шоколадные произведения искусства малых скульптурных форм для взрослых» (шоколадные фаллосы) есть в ассортименте многих кондитерских предприятий Украины.
Харьковские святотатцы пошли иным путём. До сих пор, наверное, от своего удачного перформанса руки в восторге потирают.
На центральной площади Свободы, на которой здание областной администрации, накануне Пасхи был устроен праздничный «православный» городок. Всё бы ничего, но вот два высоких кулича (пасхи), выставленные как часовые по бокам арки, были сооружены в виде как тот самый товар «для взрослых».
Интернет раскалился. Кто-то радостно хихикал, кто-то возмущался. Блогеры на разные лады вспоминали как партийную, но больше - национальную принадлежность губернатора и городского головы. Тем не менее, городок стойко продержался все праздничные дни, всю Светлую седьмицу.
Приведём здесь лишь малую толику высказываний, опуская крайние выражения.
«Никон»: «Изощрённый садизм. Выставить на площади Свободы... вот это "суперкреатив" от иудейской власти Харьковщины! Сегодня, проходя на площади, увидел этот "щедевр" изощренного психологического садизма над психикой харьковчан, промелькнула мысль, что в этом символе власть зашифровала послание своим тупым избирателям - вот вам, быдло, а не «покращення вже сегодня...»
«Архитектор Александр Тенькинский»: «Архитектура (и дизайн в какой-то мере) не изобразительное искусство, а выразительное. Если объект на что-то конкретное похож (фаллос, сундук, клюшка, холодильник), то это плохо, и его так и будут называть в народе. А если он вызывает приемлемые ассоциации (парус - опера в Сиднее, раскрытая книга - СЭВ), то это нормально...»
«Серый волк»: «Это же надо было такое извращение придумать... К тому же по церковным канонам врата располагаются с восточной стороны храма, а на площади в них вход получается с запада на восток, т.е. не от тьмы к Свету а наоборот...»
Рассеется ли Вальпургиева ночь, длящаяся на Руси?
+++
Как бы то ни было, в тысячах храмов Первого мая, в неделю апостола Фомы мы слышим, это для каждого: «... подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». На церковнославянском это звучит выше: «И не буди неверен, но верен».