Недавно на «Русской народной линии» был опубликован мой материал «Семь мифов об иностранных инвестициях, или «заграница нам поможет»». Он вызвал определенный резонанс, были комментарии и вопросы. Спасибо читателям, они помогают автору еще глубже входить в понимание поднятых вопросов и оценивать последствия своих публичных выступлений (ведь порой автор «хочет как лучше, а получается наоборот»). Среди заданных мне вопросов был и такой: «На днях попалась статья о намеренности США объявить дефолт. Валентин Юрьевич будьте добры, разъясните, чем это чревато для России и стран СНГ. И какого рода мероприятие они могут назвать дефолтом?».
Постараюсь ответить предельно коротко. Дефолт – это невыполнение своих обязательств или заявление о неспособности (нежелании) выполнять такие обязательства. Чаще всего термин «дефолт» применяется в отношении финансовых обязательств – по кредитам, облигациям, векселям и т.п. Дефолт может иметь место по отношению к компаниям, банкам, государствам.
Нас в данном случае интересует вопрос о дефолте государства – Соединенных Штатов Америки. Считается, что в истории США уже были дефолты.
Чаще всего в качестве примера приводят отказ США от обмена долларов на золото из официальных резервов этой страны – отказ, который был озвучен тогдашним президентом США Ричардом Никсоном 15 августа 1971 года. Речь идет об отказе от тех обязательств, которые Америка взяла на себя в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции, где были заложены основы послевоенной валютно-финансовой системы мира. Однако вряд ли можно назвать событие сорокалетней давности дефолтом США. Нет никаких документов (по крайней мере, мне они не известны), которые бы фиксировали в категориях международного права обязательства США по обмену долларов на золото. Фактически после второй мировой войны мировая финансовая система держалась на «честном слове» Вашингтона, а в 1971 г. дядя Сэм отказался от своего «честного слова», а остальному миру пришлось заявление Никсона молча «проглотить».
Кстати, И. Сталин прекрасно понимал зыбкость всех этих договоренностей в Бреттон-Вудсе (хотя советская делегация присутствовала на конференции 1944 года), поэтому вступать в Международный валютный фонд не стал, да и от других решений конференции дистанцировался. Я привожу эту историю потому, что мировая финансовая система уже в те времена строилась не только на международном праве, но также на «понятиях» (некоторых «неписанных» принципах и договоренностях). Сегодня мировая финансовая система строится почти исключительно на «понятиях». К сожалению, наши отношения с Западом и США (во всех сферах) все чаще выстраиваются на неких устных договоренностях, от которых наши «партнеры» с легкостью потом отказываются. На современном языке это называется – «кинуть» партнера.
Я более чем уверен, что точно также США «кинут» Россию и весь мир, объявив «дефолт» по своим нынешним обязательствам (внешний долг США неумолимо приближается к 100% ВВП). Я специально ставлю слово «дефолт» в кавычки, потому что формально это не будет заявление об отказе от своих обязательств. Они что-нибудь придумают для того, что «красиво» отказать своим «партнерам» в выполнении своих обязательств. Главные обязательства США – это триллионы наличных и безналичных долларов и/или номинированных в долларах ценных бумаг (прежде всего казначейских облигаций США).
Один из возможных сценариев – Соединенные Штаты с помощью «печатного станка» под названием ФРС США разгоняют инфляцию во всем мире и обесценивают свой долг.
Другой возможный сценарий - списание Америкой своих обязательств перед другими странами с помощью такого способа, как война (см., например: Николай Стариков. Спасение доллара – война. – СПб.: Питер, 2010).
Но есть более красивый сценарий – введение «нового» доллара. Предположим, что в обращение вводится наличный доллар розового цвета (взамен привычного нам зеленого). Вашингтон объявляет о готовности обменять зеленые бумажки на розовые бумажки в пропорции 1 : 1 (выражение «бумажки» - условное, доллары могут быть также безналичными). Но лишь при одном условии: зеленые доллары должны быть «чистыми». Можно сказать иначе: они не должны быть «грязными» деньгами. А определять, что в мире «чистое», а что «грязное», будут лишь они (а также подконтрольные Вашингтону МВФ и другие международные организации). Думаю, что нынешняя, инициированная Вашингтоном кампания борьбы с «отмыванием» «грязных» денег и финансированием терроризма, - «мина замедленного действия», которая направлена не столько против наркоторговцев и мелких террористов, сколько против крупнейших держателей американской валюты, в том числе против России.
Более чем уверен, что те сотни миллиардов долларов, которые накопили Банк России (валютные резервы), Минфин (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), российские банки и компании, простые граждане будут объявлены «грязными». Обязательства будут «красиво» аннулированы, и заметьте - никакого «дефолта»! Да, это будет дефолт де-факто, но не дефолт де-юре. Кстати, это будет «законное» списание обязательств не государства под названием «Соединенные Штаты Америки», а частной организации под названием «Федеральная резервная система США». Официального банкротства частной лавочки с вывеской «ФРС» не будет, она просто переключится с выпуска зеленой бумаги на бумагу розового цвета.
Кстати, успех любого дефолта под названием «денежная реформа» (как и любого рядового ложного банкротства, инициируемого ловкими бизнесменами) зависит в значительной мере от внезапности. Поэтому никто из официальных властей и ведущих СМИ в США заранее о так называемой «денежной реформе» объявлять не будет. Это операция, которая готовится в условиях строжайшей секретности. Предупреждения независимых и объективных экспертов о надвигающейся «денежной реформе» (есть определенные признаки, которые свидетельствуют о приближающемся часе «Ч») будут нещадно подавляться современными «глушилками» под названием СМИ.
В бизнесе (и в современной мировой политике) выигрывает тот, кто первый успеет «кинуть» своего «партнера». Таков высший моральный принцип настоящей «демократии» и «рыночной экономики».