Размышления о жизни, людях, событиях и о себе

Интервью для историко-литературного журнала «Странникъ»

Новости Москвы 
0
965
Время на чтение 9 минут

- Вы были сельским священником, хотелось бы больше узнать о жизни сельских пастырей. Расскажите о своем личном опыте.

Епископ Пантелеимон (Шатов)- Время, когда я служил в селе, для меня было, конечно, с одной стороны - временем тяжелым, а с другой - радостным. Я тогда не представлял, какие проблемы есть у священника городского, какие трудности есть у архиерея. Я не ценил того, что было тогда у меня. Это время было началом моего священнического служения. Я очень жалею о тех ошибках, которые сделал, когда был молодым священником. Я излишне строго относился к своим пасомым, много с них спрашивал. Это, конечно, мой грех, что я не был по-настоящему добрым пастырем. В прошлом не ценил время, которого было у меня в избытке, иногда не знал, чем себя занять, слишком мало читал, недостаточно и плохо молился. У меня тогда было мало опыта священнического, не было опыта служения, но время было, конечно, замечательное - мирное, тихое, спокойное.

Я служил в Подмосковье, в селе Голочелово. До этого села нужно было сначала ехать от Москвы на электричке, на автобусе, потом идти пять километров пешком, из которых 2,5 километра, по бездорожью. Дорога занимала около 5 часов. Сейчас я до Смоленска добираюсь за это же время.

- Каково Ваше отношение к сельским священникам?

- К сельским священникам я отношусь с большим уважением. Мне кажется, что сельские священники (я - увы! - был другим человеком) - люди очень добрые. Сельским священникам не нужно никуда спешить, у них мало народа, зато они могут уделить время любому приходящему, поговорить с ним, выслушать его. Я жду, когда смогу посетить сельские приходы, посмотреть, как живут сельские священники на смоленской земле. Это своего рода возвращение в мою молодость, в начало моей священнической жизни.

- Считаете ли Вы, что священник должен стремиться уехать из села в город, что село может быть лишь только вехой на жизненном пути?

- Я думаю, что настоящий священник должен стремиться к небу. Он должен свидетельствовать о Христе, чтобы помочь своим прихожанам, своим духовным чадам войти в Царство небесное. Был такой замечательный пастырь отец Павел Груздев, который часто повторял: «Сиди, лягушка, в луже, чтоб не было хуже». Священник должен служить там, где начал свое служение. Конечно, иногда есть нужда в изменении места службы по решению священноначалия, но самому стараться переехать, если не случилось чего-то экстраординарного, ни в коем случае нельзя.

- Прежде чем задать вам этот вопрос, я должен извиниться, поскольку он касается вашего вдовства. Каково было Вам поднимать на ноги четырех детей, будучи приходским священником? Откуда Вы получали помощь? Были ли люди, которые Вам помогали?

- Поднимать детей мне было не так тяжело, как могло бы быть, потому что у меня было много помощников. Одна женщина посвятила себя моим детям, очень много времени им уделяла, с ними занималась. Другие люди мне тоже помогали. У моих детей есть замечательный духовник - отец Владимир Воробьев, который и меня поддерживал в это трудное время. Я часто мысленно обращался к своей почившей матушке, мы с детьми всегда бывали на могилке у нее в памятные дни и всегда просили её помочь нам. Когда она умирала, люди спрашивали её: «Как же, матушка, не боишься умирать? На кого ты детей оставляешь?». Он отвечала, что оставляет на Матерь Божию. И вот её вера оказалась непосрамленной, потому что четыре мои дочери выросли, трое замужем за священниками, одна замужем за врачом, который мне много помогает. У меня 11 внуков. Все мои дочери в память о маме своим первым дочерям дали её имя - София.

- Каких замечательных духовных людей на своем жизненном пути Вы встречали?

- На моем жизненном пути было немало замечательных людей. Самой главной для меня была не личная встреча, но встреча письмами, с отцом Павлом Троицким. С ним меня познакомил о. Владимир Воробьев. Это замечательный святой XX века, абсолютно прозорливый исповедник веры Христовой, проживший долгий XX век, сидевший в лагерях, тюрьмах, начавший свою жизнь в Даниловом монастыре, окончивший свою жизнь в каком-то тайном месте, скрывший себя от людей, но очень много писавший писем. Письма от него получали: о. Владимир Воробьев, о. Дмитрий Смирнов, о. Александр Салтыков, матушка Иулиания Каляда, игумения Зачатьевского монастыря, о. Глеб Каледа, о. Александр Куликов, о. Валентин Асмус, наверное, и другие замечательные пастыри. Батюшка руководил нашей жизнью, в письмах мы задавали ему вопросы. Благодаря своему дару, он иногда отвечал на письма, которые еще не получил. Отец Павел нередко предупреждал нас о каких-то сложностях, трудностях, его молитвами совершались удивительные чудеса. И вот эта встреча с ним помогла мне на моем священническом пути, дала мне правильные ориентиры, понимание того, что такое духовная жизнь. Если бы не отец Павел, который помогал мне выбрать правильный путь, наставлял, предостерегал от ошибок - не знаю, что было бы со мной.

Мы пытались найти отца Павла, зная название селения в Тверской области по телеграмме, которую от него получил о. Всеволод Шпилер. Однако нам это не удалось. В письмах святой старец писал, что он хотел бы остаться неизвестным, как миллионы людей, которые скончались в XX веке. Видимо, это его желание пересиливает все наши усилия по выяснению места, где он похоронен.

Я, даже будучи священником, иногда колебался в вере, поскольку к ней пришел уже взрослым. Однако на все искушения я отвечал: «Если есть отец Павел - значит, есть Бог». Я сожалею, что так мало сделал из того, что он мне писал, что, зная такого великого святого, я сам остаюсь таким никчемным и грешным.

Кроме отца Павла, я знал таких замечательных людей, как о. Павел Груздев, о. Тихон Пелех. Знаком я, и с современными пастырями. Господь благословил меня дружбой с отцом Дмитрием Смирновым. Мой духовник - отец Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского православного университета, который мне очень много помогает в решении духовных вопросов. Когда стало ясно, что моей жене жить осталось немного, он пригласил нас с детьми к себе на дачу. Вся его семья окружила нас удивительной любовью и разделила с нами все скорби и трудности, связанные с болезнью и смертью матушки Софии.

- Владыка, жизнь преподносила Вам немало неприятных сюрпризов. Что Вы делаете, когда Вам бывает грустно или плохо?

- Когда мне бывает грустно или плохо, я молюсь Богу. Это единственный способ выйти из всех трудных жизненных ситуаций, и, пройдя уже много испытаний и искушений, я могу сказать всем, что Бог никогда не оставляет нашу молитву без ответа. Я могу засвидетельствовать, что Бог всегда помогает, если ты просишь Его, если ты не отступаешь, если ты не перестаешь молиться, если ты борешься с возникающими соблазнами, если ты каешься, просишь Бога о помощи.

Епископ Пантелеимон (Шатов)- Вы являетесь руководителем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Расскажите о работе, которую Вы проводите.

- Работа заключается в том, чтобы поддержать все те благие добрые начинания, которые есть в нашей Церкви, все дела милосердия, которые совершаются у нас. Мы стараемся призвать к социальному служению как можно большее количество людей, стараемся исполнить все благословения священноначалия, Святейшего Патриарха.

- Владыка, расскажите о традициях празднования Пасхи и Рождества в вашем отделе?

- У нас за последние двадцать лет сложились традиции празднования Пасхи и Рождества в Свято-Димитриевском больничном храме. В эти дни мы посещали больницы, социальные учреждения, детей-сирот, детей-инвалидов и много времени отдавали именно этому. Я думаю, что эта традиция должна быть и здесь, в Смоленске, потому что Святейший Патриарх навещает нуждающихся и страждущих, даже бездомным были розданы тысячи подарков от его лица, так что эти традиции надо обязательно возрождать.

- Владыка, у каждого священнослужителя есть любимый святой отец, творения которого он любит больше всего читать. Творения какого святого отца Вы больше всего любите читать?

- Чаще всего я читаю Авву Дорофея, он был сам начальником монашеской больницы. Его писания являются азбукой духовной жизни. Если в Лествице нас (людей недуховных) многое может соблазнить и многое может напугать, то у Аввы Дорофея можно читать все, и все, что он пишет, применимо не только к монашеской жизни, но и к жизни в миру. Поэтому это мой самый любимый из святых отцов.

- Владыка, нам хотелось бы узнать о Ваших музыкальных предпочтениях.

- Я очень люблю Баха. Нравятся мне произведения других композиторов, Свиридова, Моцарта, Вивальди. Но все-таки никто, как Бах, так меня не радует.

- Каких светских авторов вы больше всего любите читать? Какие произведения литературы вам более всего нравятся?

- Читать произведения писателей мне не всегда интересно, ведь жизнь богаче самого гениального творческого человеческого замысла. Описать то, что в жизни происходит, невозможно. В последнее время я очень люблю читать мемуары или дневники. Последние чаще, потому что воспоминания не всегда соответствуют действительности. На собственном опыте я убедился: ты пишешь совсем не то, что было на самом деле. Ты это понимаешь по-другому. Дневники же отражают настоящую жизнь.

- Владыка, вы уже больше месяца находитесь на Смоленской кафедре, каковы ваши впечатления о нашем городе и области?

Прибытие на Смоленскую кафедру- В Смоленске ритм жизни совсем не такой, как в Москве, люди здесь проще, добрее. Смоляне смиренные люди, более спокойные, общаться с ними гораздо легче, нет такого накала страстей. Конечно, всякое бывает и здесь, на Смоленщине. Везде есть и грешные, есть и святые, добрые люди.

Встречи с людьми светскими меня очень радуют. Среди них есть замечательные люди, верующие, православные, радеющие о спасении душ людей, о возрождении Смоленщины. Например, директор птицефабрики отдала свое помещение под храм. Таких людей, слава Богу, очень много.

Я сегодня в храме встретил женщину, которая подарила мне цветы, хлеб и соль. На мой вопрос: «Вы здесь староста?» - я получил ответ: «Я здесь никто». Я очень рад, что на Смоленской земле я встречаю таких смиренных людей.

- Спасибо, владыка, за интервью. Будем надеяться, что наши встречи станут регулярными. Храни Вас Господь!

 

Биография епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова)

 

Воспоминаниями о своем детстве владыка поделился в небольшом интервью, данном им в день приезда на Смоленскую кафедру корреспонденту пресс-службы администрации Смоленской области.

Родился будущий архиерей в Москве 18 сентября 1950 года в семье служащих.

«Моя бабушка, Мария Ефимовна, была из мещан города Смоленска. Отсюда был родом и мой дедушка. Моя мама родилась у них в 1923 году, - рассказал епископ. - Дедушка и бабушка были обвенчаны в Верхне- Георгиевской церкви. Скорее всего, в ней же было совершено Таинство крещения над моей мамой. Сам я летом бывал в Колодне, где жили мои дядя и тётя. Я купался в Днепре, собирал грибы в Смоленских лесах».

С 1968 по 1970 годы будущий епископ служил в Советской Армии. В 1971 году женился. В 1974 году принял крещение. В 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу на второй курс.

26 августа 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен в сан диакона. Перешёл на заочное отделение Московской духовной семинарии и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм села Николо-Архангельское.

15 апреля 1979 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил в сан священника и назначил отца Аркадия настоятелем Троицкой церкви в селе Голочелово Московской области.

В 1984 году его переводят вторым священником в Тихвинский храм города Ступино, а в 1987 - году в Смоленский храм села Гребнево.

В 1988 году закончил Московскую духовную академию заочно.

В 1990 году умирает его жена, и в том же году он получает назначение настоятелем вновь открывающегося храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Он участвовал в создании вечернего отделения сестёр милосердия при Первом Московском медучилище, которое в 1992 году было преобразовано в Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия, стал его духовником.

В 2002 году назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы. С 2005 года является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

На 2010 год - настоятель Московских храмов святого благоверного царевича Димитрия при I Градской больнице, святителя Луки Симферопольского при Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и преподобного Серафима Саровского при Свято-Димитриевском детском доме.

5 марта 2010 года постановлением Священного Синода назначен председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

31 мая того же года постановлением Священного Синода ему определено быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии.

17 июля 2010 года в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры во имя святого праведного Филарета Милостивого Патриархом Московским и всея Руси Кириллом пострижен в малую схиму и наречён в честь великомученика и целителя Пантелеимона, а 18 июля в Успенском соборе Лавры патриархом Кириллом возведён в сан архимандрита.

20 августа 2010 года в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря состоялось его наречение, а 21 августа в том же соборе за Божественной литургией - архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

29 сентября 2010 года для возрождения диаконического служения в Марфо-Мариинской обители владыке было поручено совершать богослужения в этой обители, наблюдать за духовной жизнью сестёр, принимать участие в решении текущих дел обители, он также вошёл в попечительский совет обители.

22 марта 2011 года владыка Пантелеимон назначен епископом Смоленским и Вяземским. (Епископ имеет четырех замужних дочерей, одиннадцать внуков).

 Беседовал Константин Забелин

Впервые опубликовано в журнале «Странникъ» (Смоленск) N2 (4) 2011 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Пантелеимон (Шатов)
«Мы запустили новый проект»
Епископ Пантелеимон рассказал о работе волонтеров и благотворителей в 2021 году
03.01.2022
«Ковид сплотил людей»
По словам епископа Верейского Пантелеимона, человеку в одиночестве, в неизвестности перед будущим очень нужна поддержка, тепло, возможность поделиться своей болью
07.10.2021
«Прошедший год стал особенно тяжёлым»
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом о ключевых направлениях социального служения Церкви в 2020 году
02.04.2021
Встреча с главой Синодального отдела по
благотворительности и социальному служению РПЦ
15.01.2021
Все статьи Епископ Пантелеимон (Шатов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07