На конференции был четко и недвусмысленно поставлен вопрос об ответственности Ватикана за геноцид сербов. Участники конференции заявили, что современный православно-католический диалог, о котором сейчас стало модно говорить на всевозможных встречах и форумах, имеет право на существование только после признания Ватиканом преступлений католиков-усташей против православных сербов, принесения извинения потомкам и родственникам жертв и всему сербскому народу. Вести диалог будто не было геноцида сербов в системе лагерей Ясеновац, или будто преступления совершали некие маргиналы без ведома церковного начальства Независимого государства Хорватия, недопустимо. Это не только противоречит истине, но и означает предательство памяти сербских новомучеников, всех невинных жертв террора.
Сегодня в церковное сознание активно внедряется изобретенный недавно термин «церкви-сестры», означающий особый характер отношений Православных Церквей и римо-католиков. Но чтобы он наполнился смыслом, Ватикан должен как минимум осудить преступления своих епископов и прелатов, организовавших геноцид сербов, а также и другие преступления, совершенные по благословению Римского понтифика против православных. Этого, увы, не происходит. Ватикан делает вид, что его это не касается, а у православных участников диалога с католиками не хватает духу таким образом поставить вопрос. Более того, «архиепископ геноцида» Алоизий Степинац канонизирован Римо-католической церковью, что явилось прямым и открытым вызовом не только Сербской Православной Церкви, но и всему мировому Православию.
По итогам конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца» была принята резолюция «Диалог возможен только после де-беатификации «архиепископа геноцида» Алоизия Степинаца». Участники конференции напомнили, что во всех злодеяниях «активнейшее участие принимали представители римо-католического духовенства: международные комиссии установили факт причастности полутора тысяч хорватских священнослужителей, монахов и монахинь к геноциду, проводимому Независимой Хорватской Державой», а «Алоизий Степинац практически ничего не сделал, чтобы остановить злодеяния вверенного ему клира и паствы». Более того, «и папа Пий XII никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все. Не отлучил палачей от Церкви, хотя в 1949 году отлучил всех коммунистов».
2. Между тем, раздаются голоса, что ныне Ватикан уже не тот, что прежняя политизация в прошлом, что Римские понтифики уже не раз покаялись за прегрешения своих предшественников. Действительно, папы уже не раз каялись и перед евреями за холокост, и перед мусульманами за преступления времен колониализма, и перед мировой общественностью за поддержку фашистов, но никак не хотят признавать грехи своих собратий перед православными. Поляк Иоанн Павел II, так много путешествовавший по миру, что получил даже прозвище «папа-путешественник», так и не нашел времени, чтобы посетить Ясеновац, помолиться на могилах сотен тысяч жертв геноцида и принести покаяние перед православным сербским народом. Немец Бенедикт XVI намеревается в этом году посетить Хорватию с официальным визитом, чтобы принять участие в торжественной беатификации Алоизия Степинаца, но пока не слышно, чтобы в программе его визита было запланировано посещение Ясеноваца. Так что покаяние Римских понтификов имеет очевидно избирательный характер.
Что же касается вопроса о деполитизации Ватикана, который якобы извлек необходимый урок из тесного сотрудничества с фашистскими режимами, то и об этом рано говорить. Достаточно вспомнить об активном участии «святого престола» в разрушении Советского Союза и Югославии. В 2010 году увидела свет книга известного российского политолога Татьяны Грачевой «Когда власть не от Бога», которая, благодаря переводу публициста Ранко Гойковича, известна и сербскому читателю. В этой книге Т.Грачева подробно останавливается на роли Ватикана и лично Кароля Войтылы, ставшего Папой римским Иоанном Павлом II, в политической поддержке и финансировании антисоветских движений в Польше, что стало детонатором развала Варшавского военного пакта. Т.Грачева прямо говорит, что «без вмешательства папы это [развал СССР - А.С.] было бы сделать невозможно»[1]. Причем, Ватикан руководствовался отнюдь не идейными мотивами, но действовал рука об руку с США и НАТО, стремившимися уничтожить своего геополитического противника. Грачева приводит слова сотрудника лондонского Института стратегических исследований Массимо Франко, заявившего: «Папа Иоанн Павел II и президент Рейган образовали тайный альянс против Москвы, результаты деятельности которого позволили ускорить развал СССР».[2] Активно участвовал Ватикан и в последующем разрушении Советского Союза, поддерживая сепаратистские тенденции в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии.
О роли Ватикана в разрушении Югославии недавно на страницах РНЛ писал такой осведомленный человек как бывший посол Югославии и Сербии в России, брат главы сербского государства Борислав Милошевич. Он убежден, что «главную роль в развале Югославии в начале 90-х г. сыграли Германия и Ватикан». По информации Б.Милошевича, «в период развала Югославии Ватиканом было поставлено хорватам оружие (автоматы Калашников) на сумму 2 миллиона долларов».[3] Ватикан первым признал независимость отколовшихся от Югославии Хорватии и Словении и многое сделал для того, чтобы так же поступил ряд европейских государств. Признание хорватской и словенской независимости стало спусковым курком в развале государства Югославия.
Но иначе и быть не могло. Соблазн политизации является фундаментальной особенностью западного христианства, о чем много и убедительно писали классики русской национальной мысли еще со времен ранних славянофилов. Просто Ватикан остается верен себе, своей природе.
3. Крах социалистической системы, приведший к освобождению Русской и Сербской Церквей из-под гнета коммунистической идеологии и партийного диктата, одновременно привел народы русско-славянской цивилизации к страшной геополитической катастрофе. Особенно сильно пострадали русские и сербы, как народы в наибольшей степени сохранившие имперский менталитет. Размышляя о последствиях краха социалистической системы, известный русский философ-диссидент, Александр Зиновьев афористично заметил: «Целили в коммунизм, а попали в Россию». Не менее справедливо будет сказать: «Целили в коммунизм, а попали в Сербию». Впрочем, в последнее время появляется все больше оснований полагать, что целили именно в Россию и Сербию, а антикоммунистическая риторика была лишь операцией прикрытия. Как бы то ни было, очевидно, что кризис 80-90-х гг. прошлого века привел к тому, что русские и сербы превратились в два самых крупных разделенных народа Европы. И пока этот факт не желает признавать мировое общественное мнение. Но что самое прискорбное, - об этом факте боится громко говорить и политическая элита России и Сербии.
Как это не раз бывало в истории, ослаблением православных народов воспользовался Ватикан, чтобы в очередной раз попытаться установить духовный контроль над нашими народами, подчинить наши земли своему влиянию. Но если раньше передовым отрядом Ватикана были немецкие рыцарские ордена (Ливонский и Тевтонский) либо австрияки, то теперь «черновую работу» поручено исполнять нашим бывшим братьям - славянским народам, ранее совращенным католиками в свою веру. И они исполняли: жестоко, не церемонясь, не слыша мольбы о пощаде, как это и делают обычно предатели. Мы помним, с какой ожесточенностью изгоняли хорваты своих братьев по крови сербов из Сербской Краины, а униаты-галичане организовали настоящий погром православного населения на Западной Украине, в результате чего были уничтожены три епархии Русской Православной Церкви, пролилась кровь, многие православные русские люди были убиты, покалечены и избиты.
Католический прозелитизм с конца прошлого века стал реальной угрозой для наших Церквей, а территория России впервые в нашей истории была разделена на католические епархии, что вызвало негодование православных верующих.
4. Католическая экспансия происходила при равнодушии, а то и поощрении (к примеру, на Украине) государственной власти. В ходу были наивные аргументы, что нам надо «дружить с католиками», поскольку и они и мы, де, христиане. К сожалению, история ничему не учит наших власть имущих. И вот уже раздаются голоса, что нам надо искать поддержку у Папы Римского, чтобы совместно противостоять натиску ислама. К сожалению, нынешняя политическая элита и в России, и в Сербии, не желает учить уроки истории. А, как известно, тот, кто не извлекает уроков, обречен на повторение ошибок.
Соблазн западничества, а Ватикан был и остается духовным центром Запада, не нов для российской, как впрочем, и для сербской, элиты. «Искушение Западом» русским известно давно. Еще князь Даниил Галицкий перед лицом угрозы татаро-монгольского нашествия заключил союз с Ватиканом на условиях признания главенства Папы и принятия короны из его рук. Взамен князю Даниилу была обещана военная помощь в борьбе с монголами. Никакой помощи он не получил и в итоге потерял власть и свое родовое княжение. В начале XIX века, когда вся русская элита чуралась даже говорить на русском языке, а употребляла только французский, западничество достигло своего пика. В итоге любезные сердцу элиты французы пришли в Россию, сожгли Москву, но и это не отрезвило русское общество, продолжавшее грезить иллюзиями единства с Европой. За военную помощь в борьбе с революцией Европа «отблагодарила» Императора Николая I Крымской войной и осадой Севастополя. Новый всплеск любви к Западу и Ватикану мы пережили в годы правления Михаила Горбачева. Есть удивительная совпадение (а может быть и закономерность?): как только тот или иной правитель России начинал активные переговоры о союзе с Ватиканом, вскоре он терял власть. Так было с Подгорным, Горбачевым, Ельциным. Нечто похожее наблюдалось и в прежние времена. Но наши политики не желают задумываться над этим.
Новый всплеск «любви к Европе» - это проявление застарелой болезни русской интеллигенции - западничества, которое подвергли уничтожающей критике русские национальные мыслители от славянофилов до Ивана Ильина. Самое надежное лекарство от этой болезни - пробуждение исторической памяти.
5. Но самое печальное, - в Сербской и Русской Церквях в последнее время возникло довольно влиятельное филокатолическое лобби. Все чаще можно услышать сегодня разговоры о необходимости союза наших Церквей с Ватиканом в деле борьбы за нравственность. Адепты филокатолицизма делают вид, что искажение католиками христианской догматики не является серьезным препятствием для взаимодействия. Если Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) любил повторять, что с католиками можно разве что вместе чайку попить, то теперь все более популярными становятся иные изречения. Под идею союза с Ватиканом подводится уже философское обоснование, - иные борзописцы пишут о том, что важнейшей задачей Православия становится помощь Ватикану в рехристианизации Европы. Во-первых, еще неясно, а нужна ли самому Ватикану рехристианизация Европы. А во-вторых, помогать в качестве кого? Таскать каштаны из огня?
На самом деле за всеми этими измышлениями скрывается пропаганда экуменизма, который известный сербский подвижник благочестия преподобный Иустин Челийский как нельзя более точно назвал «ересью ересей».
6. Союз с Ватиканом - страшный соблазн для Православных Церквей, для народов православной цивилизации. Впервые он встал еще перед святым равноапостольным Великим князем Владимиром Крестителем Руси, когда он, выбирая веру, предпочел принять крещение от греков. Однако активное сопротивление Руси экспансии передовых отрядов Запада - шведских и немецких рыцарей, получивших благословение Римского понтифика истреблять русских «схизматиков» ассоциируется с именем святого благоверного Великого князя Александра Невского. И не просто сопротивление, но - победа над шведами на реке Неве и тевтонами на льду Чудского озера (последняя получила в истории название «Ледовое побоище»).
Святой благоверный князь Александр Невский отверг предложение посланника Римского папы принять из рук Понтифика корону в обмен на переход в католицизм и изгнал католического посла из пределов своей державы. Он отстоял духовную независимость Руси, преклонившись перед внешней властью Орды. Этот выбор Святого князя предопределил в будущем возрождение Руси, превращение конгломерата славянских княжеств в крупнейшую державу мира.
Александр Невский заявил «самым искуснейшим» кардиналам Папы, которые пришли научить его Закону Божию «все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».
Два года назад на российском телевидении было организовано шоу «Имя России». Телезрителям было предложено выбрать наиболее популярных исторических деятелей. Телешоу однако вскоре превратилось в настоящее общенациональное событие, за которым наблюдали миллионы граждан страны. По итогам голосования самым популярным исторически деятелем России был избран святой благоверный Великий князь Александр Невский, которого обществу представлял митрополит Кирилл (Гундяев), который вскоре был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Это телешоу широко освещалось в СМИ, многие аналитики отмечали, что хотя популярность в народе святого князя Александра Невского стала для них неожиданностью, но она весьма показательна.
Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский указывает и нам путь и образец поведения в нынешних условиях, когда и русскому и сербскому народам грозит духовное порабощение. Этому же учил сербов и Святитель Савва. Они учили отстаивать Святыни Веры. Если мы отстоим наши Святыни, у наших народов сохранится шанс на возрождение. Ведь у Святынь соберутся люди, которые станут в полном смысле Народом, т.е. единым телом с единым духом, единой общностью, готовой даже перед угрозой лишения жизни отстаивать свои Святыни. Не сохраним свою самобытность - растворимся в плавильном котле безбожного глобализма, куда семимильными шагами дружно шагает расхристианизировавшийся Запад, за которым в хвосте плетется и Ватикан.
Хочется надеяться, что политическая элита России наконец поймет, что отказ от наследия святого князя Александра Невского до добра не доведет. Ибо именно святой благоверный князь Александр Невский фактически создал современное русское государство, что это его потомки возвысили и укрепили Москву, ставшую центром притяжения русских земель и построившую Великую Россию, раскинувшуюся от Карпат до Тихого океана и контролирующую одну шестую часть суши. Но сделал он это, покорившись Востоку, признав власть ордынских ханов, и при этом мужественно и бескомпромиссно боровшись с вооруженным и религиозно-идеологическим проникновением Запада в Россию. Святой князь пошел даже на беспрецедентный шаг, покарав новгородцев и заточив в темницу своего сына, которые восстали против ордынцев.
Убежден, что провалится эта политика нового западопоклонничества, как провалились и все предыдущие попытки превратить Россию в окраину западной цивилизации. Проблема состоит только в одном, - какую цену придется заплатить русскому народу за эту новую попытку превратить Россию в задворки Запада...