Ещё раз о национальной идее

Дневник философа

Недавно по одному из «общенациональных» радиоканалов я услышал дискуссию о том, а не сделать ли русской национальной идеей… футбол. В самом деле, чем мы хуже Бразилии? Живут же весёлые смуглые бразильцы от чемпионата к чемпионату и от карнавала к карнавалу. Вот и у нас в восемнадцатом году будет…

В своё время выдающийся русский мыслитель В.С. Соловьёв сказал, что национальная идея – это не то, что народ думает о себе во времени, а то, что Бог думает о нём в вечности. С тех пор, конечно, много воды утекло. Мы и великую империю в трёх частях света создали, и революцию сделали, и Гитлера победили, и в космос первыми вышли, и коммунизм почти построили. Неужели всё это было напрасно, было каким-то «выпадением из мировой истории», как утверждают наши либералы, а вот если футбол с карнавалом – это здорово, это и есть новая (и уже окончательная) русская идея?

Как ни печально признаться, похоже, что так. Во всяком случае, именно этого, очевидно, хочет весьма влиятельная часть нынешнего правящего слоя. В самом деле, чего ещё надо – играйте, танцуйте, но только качайте нефть и газ для миллиардеров, живущих где-нибудь на Мальдивах. Может, и вам повезёт. Кто хочет стать миллионером? Да все хотят: смотрите первый канал ТВ. Вот вам национальная стратегия и философия в одном флаконе…

Серьёзно говоря, национальная идея есть прежде всего самосознание народа (нации) в пространстве мировой истории и культуры. В этом плане идея любой нации определяется прежде всего задачей её сохранения в этом прекрасном и яростном мире. «Сбережение народа» как насущнейшая задача современного Российского государства – в этом я согласен с А.И. Солженицыным. За последние двадцать лет мы потеряли более пятнадцати миллионов человек – значительно больше, чем на фронтах Великой Отечественной войны. Если так пойдёт и дальше, русских просто не будет, а территорию бывшей великой империи заселят какие-нибудь «манайцы» – помесь азиатских племён с выродившимися остатками местного населения. И будут они так же (или даже лучше) качать нефть, пока она не кончится.

Надо отдать должное правительству Медведева–Путина: оно пытается что-то сделать. Выделен материнский капитал, предложено давать землю многодетным семьям, строятся новые родильные дома и др. – но всего этого явно недостаточно. И дело тут не просто в финансовых вливаниях. К сожалению, приходится признать, что за последние годы русский народ утерял смысл жизни, то есть именно ту самую свою национальную идею, которая на протяжении тысячи лет христианской истории вела его от победы к победе. Нравится это кому-то или нет, нашему народу мало футбола и хоккея, чтобы чувствовать себя могучим и дееспособным народом, каким он привык себя сознавать. Подозреваю, что в этом плане его не удовлетворишь даже «мерседесами» – каждому в личный гараж. Более того, я полагаю, что его не удовлетворишь даже национализмом на манер древнеизраильского, германского или современного американского. Миф богоизбранной нации, конечно, очень льстит любому народу, и немало русских мыслителей именно национализм предлагают сегодня в качестве спасительной идеи для гибнущего (спивающегося, дичающего) на глазах русского этноса. В эмпирическом смысле я их понимаю. Быть может, для иного народа языческий национализм – кровь и почва! – и оказался бы в таких катастрофических условиях спасательным кругом. Но не для России!

Ещё П.Я. Чаадаев в 40-х годах ХIХ века заметил: «Провидение сделало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами». Языческий национализм – это своего рода материалистический национальный эгоизм, гребущий «всё под себя». Действительно сильный народ жив тем, что ставит перед собой большие духовные цели. За времена «проклятого царизма» и даже «проклятого коммунизма» русский народ рос такими темпами, что по своей численности далеко обогнал другие народы Европы. Ставя перед собой всемирные, универсальные задачи, русские как бы по ходу дела успешно решали и свои, чисто этнические (этнобиологические) проблемы – таков парадокс замысла Божьего о России. Я думаю, что сегодня нам необходимо прежде всего осознание (опамятование) себя как народа «мобилизованного и призванного» – не к футболу и карнавалу, разумеется, а к служению тому Богу, для которого «нет ни эллина, ни иудея» и который вместе с тем вовсе не отвергает национального начала как такового: «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого Духа!» Именно это имел в виду великий русский писатель Ф.М. Достоевский, когда в своей знаменитой речи о Пушкине сказал, что быть русским – это и значит быть поистине всемирным, «всечеловеческим» человеком, идеал которого явлен пушкинским гением. Конечно, это говорилось во времена расцвета Российской империи, когда без разрешения русского царя «ни одна пушка не стреляла», но лично я надеюсь, что и для нас с вами не всё потеряно.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор

Впервые опубликовано в «Литературной газете» от от 25.5.2011

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

8. Re: Ещё раз о национальной идее

Автор хочет национальную идею антинационалистического содержания. Это всё равно, что хотеть мяса из сои. Современно, но вряд ли полезно... . Если же очень хочется "мяса из сои", то почему бы не вспомнить времена Киевской Руси, когда всё Средиземноморье ходило на галерах с весельниками из русских рабов. Чем не пример насильственного служения всем и вся, с вынужденным забвением собственного национального эго... . Собственно, чем мы хуже тех весельников? Мы миру ценное сырье наших недр, а нам взамен - мороженное мясо (тухлятину) в морских контейнерах из-за океана.

Эрик / 31.05.2011

7. 2. о.Евгений

Мы еще по привычке делаем реверансы, а вот не далее, как сегодня очень грустное событие произошло - "Российские педагоги посмеялись над данными Владимира Путина о средней зарплате учителя в стране. Произошло все сегодня на съезде "Всероссийского педагогического собрания". Едва премьер с трибуны стал приводить статистику, в зале раздался смех." http://finam.fm/news/93759/

Nemo / 31.05.2011

6. Николаю Александровичу

==Ответьте, пожалуйста, что сегодня должны делать русские, какой идеей они должны быть окрылены сейчас, когда их выдавливают из всех сфер жизни и хозяйственной деятельности/.../ Когда у русских нет больше своего государства? Когда русские не могут защищать свои интересы иначе как через стихийные митинги на манежной и за что глава государства потом обвиняет их в том что они «гадили на манежнорй»?===== Вот Вам и ответ, уважаемый Николай Александрович: "Языческий национализм – это своего рода материалистический национальный эгоизм, гребущий «всё под себя»." Автор ясно озвучил своё мнение по русскому вопросу. Да ещё масона Чаадаева нам поставил в пример. Что ещё в данной статье после этого можно обсуждать? - реверансы автора в адрес Системы?..

Прохожий / 31.05.2011

5. Дневник философа

Дорогой модератор, почему нельзя подать комментарий на информацию "Не забыть Паскевича"? В соответствии с топонимическим планом Общества защиты отечественной истории и культуры "Петроград" 3-я Красноармейская ул. в СПб носит имя генерала Паскевича. С уважением, Общество "Петроград" http://petr0grad.livejournal.com/ * * * Сделали. Дорогой модератор.

Ю.Серб / 31.05.2011

4. Идея есть и никуда не уходила

Странно, как-то... Мысли вокруг да около, но сама национальная идея не озвучена... А ведь она давно сформулирована и проста как Божий день! "ПРАВОСЛАВИЕ.САМОДЕРЖАВИЕ.НАРОДНОСТЬ" - это все, ничего другого нам не надо. Все остальное отсюда вытекает и происходит. Осталось только добавить, что НАРОДНОСТЬ - ожила после распада СССР; ПРАВОСЛАВИЕ - расцвело с момента 1000-летия Крещения Руси; Ну а всплеск САМОДЕРЖАВНОСТИ произойдет.... вы уже, наверно, догадались - В 2013-м, на 400-летие Династии Романовых. И вот тогда-то все эти три станут едины и неразлучны!

верноподданный / 31.05.2011

3. Re: Ещё раз о национальной идее

Боюсь что сегодняшняя русская философская мысль, исходящая из учёных кабинетов, в очередной раз явится кривым зеркалом русской души, точно также как и русская классическая литература 19-го века, что в своё время было подмечено Иваном Солоневичем: литература вывела образ полковника Скалозуба и ни слова не сказала про многолетние войны с Турцией, полные русского героизма и русских жертв. В литературе не виден такой трудовой подвиг (и качество народа) как невероятно быстрое строительство железной дороги до Дальнего Востока. Не показан в литературе и такой характер русского человека как у Александра Матросова, а это же, по жизни, типичный русский характер. В учёных философских идеях звучит одно, а в русской реальности – совсем другое. Простите, Александр Леонидович, я не хочу Вас ущипнуть, я искренно переживаю за отсутствие ясных ответов на очевидные вопросы.

Николай Александрович / 31.05.2011

2. Как можно совмещать такое в одном тексте?

Цитирую уважаемого автора: "Надо отдать должное правительству Медведева–Путина: оно пытается что-то сделать. Выделен материнский капитал, предложено давать землю многодетным семьям, строятся новые родильные дома и др. – но всего этого явно недостаточно. И дело тут не просто в финансовых вливаниях. К сожалению, приходится признать, что за последние годы русский народ утерял смысл жизни, то есть именно ту самую свою национальную идею, которая на протяжении тысячи лет христианской истории вела его от победы к победе. Нравится это кому-то или нет, нашему народу мало футбола и хоккея, чтобы чувствовать себя могучим и дееспособным народом, каким он привык себя сознавать. Подозреваю, что в этом плане его не удовлетворишь даже «мерседесами» – каждому в личный гараж. Более того, я полагаю, что его не удовлетворишь даже национализмом на манер древнеизраильского, германского или современного американского." Сравним первое предложение и остальной текст... Как это сопоставить? За 12 лет управления страной национальная идея, как главная задача верховной влати, не только не озвучена, но ее даже не пытались обсудить, занимаясь при этом "нужными и важными" делами. Право, грустно за эти реверансы. Или это уже обязательное правило хорошего тона у нынешних мыслителей?

о.Евгений / 31.05.2011

1. Re: Ещё раз о национальной идее

Уважаемый Александр Леонидович! Ваша философская дневниковая заметка написана, конечно, красиво. Но нам хотелось бы увидеть от писателя-учёного чёткую формулировку русской национальной идеи, причём сформулированную для сегодняшнего дня, когда мы видим отнюдь не «…времена расцвета Российской империи, когда без разрешения русского царя «ни одна пушка не стреляла»». Ответьте, пожалуйста, что сегодня должны делать русские, какой идеей они должны быть окрылены сейчас, когда их выдавливают из всех сфер жизни и хозяйственной деятельности, заменяя мигрантами. Когда, идя по городу, видишь, что русских всего лишь один из троих встречных прохожих, а остальные мигранты? Когда на русских детей открыла змеиную пасть ювенальная юстиция? Когда у русских нет больше своего государства? Когда русские не могут защищать свои интересы иначе как через стихийные митинги на манежной и за что глава государства потом обвиняет их в том что они «гадили на манежнорй»?

Николай Александрович / 31.05.2011
Александр Казин:
Интернет взорвался. Что нового?
Путинская власть должна стать властью народа – нелиберальной демократией, противостоящей виртуальной власти «оффшорных аристократов»
14.02.2019
Хаосмос Владимира Набокова
Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала ХХI века», 2-й том. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017
25.01.2019
Круги Солженицына
К столетию со дня рождения
09.12.2018
Все статьи автора