Недавно по одному из «общенациональных» радиоканалов я услышал дискуссию о том, а не сделать ли русской национальной идеей… футбол. В самом деле, чем мы хуже Бразилии? Живут же весёлые смуглые бразильцы от чемпионата к чемпионату и от карнавала к карнавалу. Вот и у нас в восемнадцатом году будет…
В своё время выдающийся русский мыслитель В.С. Соловьёв сказал, что национальная идея – это не то, что народ думает о себе во времени, а то, что Бог думает о нём в вечности. С тех пор, конечно, много воды утекло. Мы и великую империю в трёх частях света создали, и революцию сделали, и Гитлера победили, и в космос первыми вышли, и коммунизм почти построили. Неужели всё это было напрасно, было каким-то «выпадением из мировой истории», как утверждают наши либералы, а вот если футбол с карнавалом – это здорово, это и есть новая (и уже окончательная) русская идея?
Как ни печально признаться, похоже, что так. Во всяком случае, именно этого, очевидно, хочет весьма влиятельная часть нынешнего правящего слоя. В самом деле, чего ещё надо – играйте, танцуйте, но только качайте нефть и газ для миллиардеров, живущих где-нибудь на Мальдивах. Может, и вам повезёт. Кто хочет стать миллионером? Да все хотят: смотрите первый канал ТВ. Вот вам национальная стратегия и философия в одном флаконе…
Серьёзно говоря, национальная идея есть прежде всего самосознание народа (нации) в пространстве мировой истории и культуры. В этом плане идея любой нации определяется прежде всего задачей её сохранения в этом прекрасном и яростном мире. «Сбережение народа» как насущнейшая задача современного Российского государства – в этом я согласен с А.И. Солженицыным. За последние двадцать лет мы потеряли более пятнадцати миллионов человек – значительно больше, чем на фронтах Великой Отечественной войны. Если так пойдёт и дальше, русских просто не будет, а территорию бывшей великой империи заселят какие-нибудь «манайцы» – помесь азиатских племён с выродившимися остатками местного населения. И будут они так же (или даже лучше) качать нефть, пока она не кончится.
Надо отдать должное правительству Медведева–Путина: оно пытается что-то сделать. Выделен материнский капитал, предложено давать землю многодетным семьям, строятся новые родильные дома и др. – но всего этого явно недостаточно. И дело тут не просто в финансовых вливаниях. К сожалению, приходится признать, что за последние годы русский народ утерял смысл жизни, то есть именно ту самую свою национальную идею, которая на протяжении тысячи лет христианской истории вела его от победы к победе. Нравится это кому-то или нет, нашему народу мало футбола и хоккея, чтобы чувствовать себя могучим и дееспособным народом, каким он привык себя сознавать. Подозреваю, что в этом плане его не удовлетворишь даже «мерседесами» – каждому в личный гараж. Более того, я полагаю, что его не удовлетворишь даже национализмом на манер древнеизраильского, германского или современного американского. Миф богоизбранной нации, конечно, очень льстит любому народу, и немало русских мыслителей именно национализм предлагают сегодня в качестве спасительной идеи для гибнущего (спивающегося, дичающего) на глазах русского этноса. В эмпирическом смысле я их понимаю. Быть может, для иного народа языческий национализм – кровь и почва! – и оказался бы в таких катастрофических условиях спасательным кругом. Но не для России!
Ещё П.Я. Чаадаев в 40-х годах ХIХ века заметил: «Провидение сделало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами». Языческий национализм – это своего рода материалистический национальный эгоизм, гребущий «всё под себя». Действительно сильный народ жив тем, что ставит перед собой большие духовные цели. За времена «проклятого царизма» и даже «проклятого коммунизма» русский народ рос такими темпами, что по своей численности далеко обогнал другие народы Европы. Ставя перед собой всемирные, универсальные задачи, русские как бы по ходу дела успешно решали и свои, чисто этнические (этнобиологические) проблемы – таков парадокс замысла Божьего о России. Я думаю, что сегодня нам необходимо прежде всего осознание (опамятование) себя как народа «мобилизованного и призванного» – не к футболу и карнавалу, разумеется, а к служению тому Богу, для которого «нет ни эллина, ни иудея» и который вместе с тем вовсе не отвергает национального начала как такового: «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого Духа!» Именно это имел в виду великий русский писатель Ф.М. Достоевский, когда в своей знаменитой речи о Пушкине сказал, что быть русским – это и значит быть поистине всемирным, «всечеловеческим» человеком, идеал которого явлен пушкинским гением. Конечно, это говорилось во времена расцвета Российской империи, когда без разрешения русского царя «ни одна пушка не стреляла», но лично я надеюсь, что и для нас с вами не всё потеряно.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор
Впервые опубликовано в «Литературной газете» от от 25.5.2011