Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский - обличитель современной ереси «нео-хилиазма»

Архиепископ  Аверкий  (Таушев), Русская народная линия

Иоанн Кронштадтский / 30.05.2011

Ниже мы публикуем одно из «Слов» (1964 г.) православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976).

Архиепископ Аверкий (Таушев)Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том II. Джорданвилль, 1975.- С.307-314. (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Авторские слова «в разрядку» по техническим причинам заменены курсивом «жирным» шрифтом.        «Жирный» шрифт в тексте и курсив эпиграфа - авторские. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений.

+ + +

 

«И увидел я новое небо и новую землю»

(Апок. XXI, 1-7).

 Такими словами, взятыми из Апокалипсиса, начал св. праведный о. Иоанн Кронштадтский свою чрезвычайно-знаменательную последнюю новогоднюю проповедь. В этой своей проповеди, явившейся как бы завещанием нам, поскольку она произнесена им незадолго до его блаженной кончины, он живо начертал картину страшного нравственного растления современного мiра и высказал мнение, что этот мiр «близится к своему концу», что уже «наступили последния времена».

В этой своей проповеди, как и во многих других проповедях и отдельных мыслях и изречениях «Моей Жизни во Христе», св. Иоанн выступает ярким обличителем страшной ереси современности, в корне подтачивающей православно-христианское учение о спасении. Эта ересь в наше время так широко распространилась и, вместе с тем, так искусно сумела скрыть свое губительное еретическое существо, что ее ныне исповедуют весьма многие даже из принадлежащих к нашей Православной Церкви, не исключая и духовных лиц, занимающих притом иной раз и высокое иерархическое положение.

Что же это за ересь?

Ересь эта, в сущности, не представляет собою чего-то совершенно нового: она есть всего лишь своеобразное преломление, или проявление в современных условиях, в современной обстановке жизни, некогда осужденной Вторым Вселенским Собором ереси так называемого «хилиазма», или ложного учения о тысячелетнем Царстве Христовом на земле.

Мы называем ее поэтому «нео - хилиазмом».

Св. Праведный Иоанн КронштадтскийЭто - вера в грядущий прогресс человечества на земле, или - в «устроение Царствия Божия на земле», как выражаются те, которые считают себя принадлежащими к Церкви Христовой, якобы призванной, по их убеждению, здесь на земле еще, осуществить для людей райское житие - полное благополучие, мир и благоденствие.

Приверженцы этой ереси совершенно игнорируют многочисленные и весьма категорически-звучащие места Священного Писания, которые ясно говорят, что совершенного осуществления христианских идеалов на теперешней нашей земле никогда не будет, что ждать человечеству полного благополучия и благоденствия здесь безсмысленно и нелепо, а что наоборот - жизнь людей постепенно, с течением времени, будет все дальше и дальше отходить от истинной веры и заветов христианства, что любовь христианская, эта единственная основа прочного благополучия, будет все более и более оскудевать в людях и что, наконец, история человечества завершится страшнейшими потрясениями, каких «не было от начала мiра» и ужасающей катастрофой, в результате коей самая эта земля будет уничтожена огнем, а, вместо теперешнего видимого неба и теперешней грешной земли, явится «новое небо» и «новая земля», на которых будет «жить правда». (2 Петр. 3, 3-14).

Ведь все это - «Альфа и Омега» истинно-христианского учения, так ясно-выраженного в словах Самого Господа Иисуса Христа и посланиях Его Святых Апостолов - как же не признавать этого?!

Но свойство этой современной ереси «нео-хилиазма» таково, что она совершенно ослепляет духовные очи и заставляет человека спорить, возражая против очевидности. Этим-то «нео-хилиазм» и особенно губителен, что духовно ослепляя человека, даже считающего себя христианином, он в корне извращает все православное христианское мiровоззрение. Заставляя своих адептов забыть об аскетической сущности христианства, непримиримого, по самой природе своей, ко злу и греху, эта современная ересь учит примиряться со всей современной жизнью мiра, более чем когда-либо прежде «во зле лежащего» (1 Иоан. 5, 19), идти на всякого рода компромиссы и сговоры с грехом и даже явным Богоотступничеством, под громкими лозунгами «христианской любви» и «всепрощения».

Как ни трудно это видеть, вернопреданными последователями «нео-хилиазма» являются все современные «модернисты» и «реформаторы» Христианства и Православия, стремящиеся оправдать грех и беззакония и примирить евангельское учение с современной утопающей во грехах жизнью мiра, под какими бы то предлогами и по каким бы мотивам это ни делалось. Сюда надо отнести и так называемое «живоцерковничество», и «обновленчество», и «сергианство», и советскую «московскую патриархию», и так называемый «экуменизм», и новую политику Ватикана с его «вселенским собором», готовым все переделать на новый лад, в угоду «современности», вплоть до перередактирования самого Евангелия (как иначе назвать его постановление о невиновности евреев в распятии Христа?).

Эта подтачивающая, как червь, исконное подлинно-христианское мiровоззрение нео-хилиастическая ересь ставит себе задачей отвлечь мысли современных христиан от неба, от будущей вечной жизни и приковать их к земле. Поэтому для последователей нео-хилиазма ненавистно и нестерпимо напоминание о происходящем в мiре процессе отступления, о явлении антихриста, о Втором Пришествии Христове, о кончине мiра, о Страшном Суде и о вечных адских муках, ожидающих нераскаянных грешников.

Ничего этого они не хотели бы слышать, ибо это мешает им жить. По их собственному признанию, это их приводит в уныние, «подсекает им крылья», парализует энергию и волю к жизни и деятельности. Понимая христианскую деятельность чисто-внешним образом, как работу, направленную на «устроение Царства Божия на земле», они не представляют себе, как можно трудиться иначе, да «и вообще зачем над чем-то трудиться, если скоро всему придет конец».

Нетрудно видеть, как подобные мысли и чувства в корне противны Евангелию. Разве не завещал нам Господь ожидать Его Второго Пришествия и быть всегда готовыми к сретению Его?

«Бодрствуйте», неоднократно поучал Он Своих учеников: «потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф. 24, 42-44).

«И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака», так еще учил Он: «дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин пришед найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им... Будьте же и вы готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лук. 12, 36-40).

А вот и грозное предостережение тем, которые не хотят думать о Втором Пришествии Христовом и готовиться к нему, как современные «модернисты»-«нео-хилиасты»:... «Если же раб тот скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой» (а ведь именно так говорят они: что Второе Пришествие Христово будет «не скоро»!), и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться (это, между прочим, для многих из них - самое милое их сердцу занятие, почему они и проэктируют отменить посты!), то придет господин раба того в день, в который он не ожидает (вот почему и надо ожидать этого всегда, а не отклонять от себя мысль о Втором Пришествии Христовом!), и в час, в который не думает, и разсечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лук. 12, 45-46).

Неужели этих слов Христовых недостаточно? или они не ясны и не убедительны?

Вот почему правильное православно-христианское мiровоззрение требует всегдашней мысли о близости Второго Пришествия Христова и постоянной подготовки себя к нему.

Сам Господь ведь не напрасно дал нам ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, причем сказал: «Итак, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Матф. 24, 33). И даже строго укорил не желающих внимать знамениям времен: «Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» (Лук. 12, 56).

Апостольские Писания к этому добавляют, что мы не просто должны готовиться к этому великому дню «святою жизнью» и «благочестием», но и «ожидать и желать пришествия дня Божия, в который воспламененныя небеса разрушатся и разгоревшияся стихии растают», и это, конечно, потому, что нынешняя наша земля, исполненная зол и беззаконий, тогда уничтожится, а явится «новое небо» и «новая земля», на которых «будет обитать правда» (2 Петр. 3, 10-13).

Вот потому-то и весь цикл наших боговдохновенных священных книг, именуемый Библией, заканчивается знаменательной молитвой возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова, выражающей собою самое заветное чаяние каждого истинного христианина:

«Ей, гряди, Господи Иисусе (Апок. 22, 20).

Не хотят так молиться и даже думать об этом только современные еретики - «нео-хилиасты», ибо все мысли и чувства их здесь, на этой грешной земле, существование которой они хотели бы продлить как можно дольше, устроив на ней мнимое «Царство Божие», прямо вопреки учению Слова Божия.

А ведь наша Св. Православная Церковь учит нас, каждый день, возстав от сна, начинать его мыслью о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде. Для этого на ежедневных утренних молитвах и установлено ею читать многознаменательные слова: «Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас!», а далее в 5-й утренней молитве: «Даруй нам бодренным сердцем, и трезвенною мыслию, всю настоящаго жития нощь преити, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его...»

Вот оно - правильное православно-христианское мiровоззрение!

Для истинного христианина здешняя временная земная жизнь есть только «ночь», а все мысли и чувства его должны быть устремлены к ожидаемому им «светлому дню», когда «Судия всех приидет».

Потому-то и первое богослужебное чинопоследование суточного круга, называемое «полунощницей», центральным пунктом своим имеет столь же знаменательные тропари: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща...» и «День он страшный помышляющи, душе моя, побди, вжигающи свещу твою»...

Но что самое страшное: настроенные так, вопреки учению Церкви, (кроме верховодов и заправил этой ереси, конечно, прекрасно понимающих, что они делают, куда идут и ведут других), иногда даже не знают, что они принимают участие отнюдь не в устроении Царствия Божия на земле, а - в подготовке Царства Антихристова. Ведь, по предречению ряда древних Святых Отцев, идеей установления благоденственного и мирного жития на земле, полного изобилия и благополучия, под громким названием «Царства Божия», будет прельщать христиан и привлекать их симпатии к себе никто иной, как Антихрист.

Итак, вот кому в конечном итоге служат эти современные еретики - «нео-хилиасты»!

Неужели в нынешнее время это может быть кому-то еще не ясно?

Не случайно поэтому наша Русская Зарубежная Церковь в переживаемые нами столь судьбоносные дни взяла на себя дерзание - прославить нашего великого всероссийского, паче же всемiрного светильника, Святого Праведного Отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца. Какую яркую картину всеобщего повального отступления и несомненной близости кончины мiра и Второго Пришествия Христова нарисовал он в своей последней новогодней проповеди!

«Посмотрите, как мip близится к концу», говорит он в ней; «смотрите, что творится в мiре: всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Безконечному, Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие, неповиновение; повсюду в мiре вооружение и угрозы войною; во многих местностях России и других странах острый голод; повсюду угрозы смертью, повсюду убийства, всюду расхищение казны и частной собственности; повсюду потеря стремлений к высоким духовным интересам, ибо весь почти интеллигентный мiр потерял веру в безсмертие души и вечные ея идеалы, или стремление к богоподобному совершенству, о котором Господь говорит: «будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 48); повсюду одно стремление к удовлетворению животных страстей; алчность к корысти, и обогащению хищническим способом; огульное пьянство, разврат, неуважение брачных союзов. Смотрите и сами судите: мiр окончательно растлел и нуждается в решительном обновлении, как некогда чрез всемiрный потоп. Наступили последния времена»... и дальше о. Иоанн изображает картину этих времен словами св. Апостола Петра (2 Петр. 3. 3-18).

Эту свою замечательную проповедь св. праведный Иоанн заключает предостережением того же св. Апостола Петра, направленным как будто прямо против современных еретиков - «нео-хилиастов»:

«Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения», то есть от истинного христианского учения, которое эти еретики хотят ниспровергнуть своим пагубным лже-учением о мнимом «Царствии Божием на земле» (2 Петр. 3, 17).

Имеющий уши слышати, да слышит!



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. А.Д. Каплин : Андрею Н.
2011-05-31 в 23:18

Вы пишете: "2. О чем же собственно писал Иоанн Кронштадтский? Об этом можно прочесть в книге: И.Кронштадский "Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса"..."

Отвечаю фрагментом (заимствованным мною):
"Не секрет, что библейская книга Откровение (Апокалипсис) является одной из самых трудных для понимания, она написана сложным языком символов и метафор, а значит, требует толкования. Попытки истолковать Апокалипсис предпринимались неоднократно. Однако и до сего дня Апокалипсис остается книгой во многом таинственной, непонятной.

В около церковной литературе также не обходится без передергиваний и мифов. Так, недавно без указания места переиздана в двух частях книга «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса». Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно четыре раза, ныне же оно безо всяких оснований приписано святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Приписано сочинение, которое он никогда не писал! Более того, батюшка Иоанн в одной из дневниковых записей признается: когда он прочел случайно попавшуюся книгу «Начало и конец нашего земного мира», то она ему понравилась. И даже посетовал, что не сам написал такую. Вот и все. Кто же создал этот труд? Его создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон, достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году."
10. А.Д. Каплин : Андрею Н.
2011-05-31 в 22:45

Так начинается Ваш отклик: "Статья длинная но в ней нет главного:
1. Тема толкования 20 главы Апокалипсиса совершенно не раскрыта..."

Вы что: умудренный рецензент, редактор, пишущий рецензию на современного графомана?

Дальше Вы пишите "Много цитат".
А завершаете:"Небольшая цитата..."
Нельзя ли быть последовательнее в своих претензиях?

Представьтесь, будьте "честным", если Вы такое требуете от покойного Владыки: "Даже если автор не разделяет идей "хилиазма", то честнее будет признать, что данное место трудно для толкования и ограничиться этим".
9. Прохожий : Re: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский - обличитель современной ереси «нео-хилиазма»
2011-05-31 в 21:07

А мне статья понравилась, спаси Бог автора!

===Но свойство этой современной ереси «нео-хилиазма» таково, что она совершенно ослепляет духовные очи и заставляет человека спорить, возражая против очевидности. Этим-то «нео-хилиазм» и особенно губителен, что духовно ослепляя человека, даже считающего себя христианином, он в корне извращает все православное христианское мiровоззрение. Заставляя своих адептов забыть об аскетической сущности христианства, непримиримого, по самой природе своей, ко злу и греху, эта современная ересь учит примиряться со всей современной жизнью мiра, более чем когда-либо прежде «во зле лежащего» (1 Иоан. 5, 19), идти на всякого рода компромиссы и сговоры с грехом и даже явным Богоотступничеством, под громкими лозунгами «христианской любви» и «всепрощения».

Как ни трудно это видеть, вернопреданными последователями «нео-хилиазма» являются все современные «модернисты» и «реформаторы» Христианства и Православия, стремящиеся оправдать грех и беззакония и примирить евангельское учение с современной утопающей во грехах жизнью мiра, под какими бы то предлогами и по каким бы мотивам это ни делалось. Сюда надо отнести и так называемое «живоцерковничество», и «обновленчество», и «сергианство», и советскую «московскую патриархию», и так называемый «экуменизм», и новую политику Ватикана с его «вселенским собором», готовым все переделать на новый лад, в угоду «современности», вплоть до перередактирования самого Евангелия (как иначе назвать его постановление о невиновности евреев в распятии Христа?).

Эта подтачивающая, как червь, исконное подлинно-христианское мiровоззрение нео-хилиастическая ересь ставит себе задачей отвлечь мысли современных христиан от неба, от будущей вечной жизни и приковать их к земле. Поэтому для последователей нео-хилиазма ненавистно и нестерпимо напоминание о происходящем в мiре процессе отступления, о явлении антихриста, о Втором Пришествии Христове, о кончине мiра, о Страшном Суде и о вечных адских муках, ожидающих нераскаянных грешников.=======

Замечательно подмечено, всё точно. Вся их суть отступническая. Действительно, это всё ведь можно объединить одним словом - хилиазм... Ересь, путь погибели, всё так. Спаси нас, Господи, и очисти от всякой скверны!
8. Андрей Н. : о чем писал Иоанн Кронштадский
2011-05-31 в 17:26

Статья длинная но в ней нет главного:
1. Тема толкования 20 главы Апокалипсиса совершенно не раскрыта. Много цитат, но ни одной собственно из Откровения. Оно и понятно: излагаемая автором концепция противоречит апокалиптическому тексту (первое воскресение по Богослову происходит после низвержения антихриста, а новая земля появляется после второго воскресения; и т.д.). На этом спотыкаются многие толкователи, загоняя текст Апокалипсиса в прокрустово ложе предвзятого мнения. Даже если автор не разделяет идей "хилиазма", то честнее будет признать, что данное место трудно для толкования и ограничиться этим. Кто доживет, тот увидит как все будет.
2. О чем же собственно писал Иоанн Кронштадтский? Об этом можно прочесть в книге: И.Кронштадский "Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса".
Небольшая цитата из этой книги:
"Что касается до выражения тысячу лет, то здесь можно предполагать нечто аллегорическое. Тут вероятнее не лета, а дни, и это потому, что Писание научает нас, что антихрист будет истреблен вторым пришествием Христовым".
7. Южноуралец : Re: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский - обличитель современной ереси «нео-хилиазма»
2011-05-30 в 22:38

Отрезвляет. Что я особенно люблю на РНЛ, это встречать подобные статьи среди политики, истории и культуры :-)
6. Александр Л. : РНЛ
2011-05-30 в 16:38

Спаси Господи!
Лучше и своевременнее не скажешь.
5. тов.Сухов : Re: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский - обличитель современной ереси «нео-хилиазма»
2011-05-30 в 16:02

Мне кажется, тут какая-то нестыковка. Да Собор это слово Церкви. Но на Соборе было осуждение
«хилиазма», или ложного учения о тысячелетнем Царстве Христовом на земле

. Причём же тут
вера в грядущий прогресс человечества на земле, или - в «устроение Царствия Божия на земле»

? Прогресс и Царствие Божие - это разве одно и то же?
Понятен и вывод. Никакую социалистическую революцию делать было нельзя. Никакое строительство социализма начинать было нельзя - заведомая ересь. А что же можно?
Ну оставался бы сидеть царь на троне, ничего этого и не было бы (грубо говоря). Развивался бы капитализм эволюционно. Да вот оно так не получилось. Сначала агент царской охранки убил рзлюбезного Столыпина. Потом Россию втянули в империалистический передел мира. Потом и самого царя скинули. Совершила это кучка высших аристократов - православных, заметим. Так что же, по мнению архиепископа Аверкия (Таушева), должно было последовать дальше?
4. А.Д. Каплин : Рустику
2011-05-30 в 14:25

Спасибо.
А разве ставилась цель отразить "современный этап отношений между РПЦ и РПЦЗ"?
3. Рустик : Комментарий 2
2011-05-30 в 13:28

Рустик - это имя данное мне при Таинстве Крещения. Я думаю, этого достаточно.
Об этих проблемах можно было бы сказать следующим образом: процитировать ту работу Св. Иоанна Кронштадского, на которую ссылается архиепископ Аверкий. Далее, сделать ссылку на книгу самого архиепископа, часть которой здесь приводится. В конце можно было бы сказать, какие движения и деноминации на сегодняшний день относятся к этой ереси, охарактеризовать ее основных деятелей.
А не приводить текст, пускай оригинальный, но совсем НЕ отражающий современный этап отношений между РПЦ и РПЦЗ.
Такое мое видение этой проблемы.
2. А.Д. Каплин : Рустику
2011-05-30 в 12:00

Рустик: "...Это же провокация..."

Это не провокация, не делайте поспешных выводов.
"Слово" и текст относятся к 1964 г.и заканчиваются так:"Имеющий уши слышати, да слышит!"

Рустик: "Что, по-другому об этих проблемах сказать нельзя было?"

Можно и по-другому:
Подумайте, представьтесь и скажите.
1. Рустик : Очень интересно
2011-05-30 в 11:27

Нет, это все понятно. Такие тенденции имеют место быть.
Непонятно одно, что это за "советская "московская патриархия""??? И в советское время, и сейчас Московская Патриархия есть наименование Русской Православной Церкви, чадами которой являлись и являются множество граждан России, СНГ и других государств. Да я и сам к ней принадлежу.
Получается, что МП РПЦ в этой статье ставится в один ряд с католиками и другими еретиками. К тому же объединение с РПЦЗ произошло еще в 2007 году.
Что, по-другому об этих проблемах сказать нельзя было? Это же провокация. И таких материалов на РНЛ с каждым днем все больше и больше. Нехорошо. Где та РНЛ, которая была раньше и называлась "Русская линия"?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме