Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский - обличитель современной ереси «нео-хилиазма»

Иоанн Кронштадтский 
0
1136
Время на чтение 10 минут

Ниже мы публикуем одно из «Слов» (1964 г.) православного подвижника, богослова, архиепископа Аверкия (Таушева) (1906-1976).

Архиепископ Аверкий (Таушев)Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Аверкий (Таушев), архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том II. Джорданвилль, 1975.- С.307-314. (Репринт.)) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Авторские слова «в разрядку» по техническим причинам заменены курсивом «жирным» шрифтом.        «Жирный» шрифт в тексте и курсив эпиграфа - авторские. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений.

+ + +

 

«И увидел я новое небо и новую землю»

(Апок. XXI, 1-7).

 Такими словами, взятыми из Апокалипсиса, начал св. праведный о. Иоанн Кронштадтский свою чрезвычайно-знаменательную последнюю новогоднюю проповедь. В этой своей проповеди, явившейся как бы завещанием нам, поскольку она произнесена им незадолго до его блаженной кончины, он живо начертал картину страшного нравственного растления современного мiра и высказал мнение, что этот мiр «близится к своему концу», что уже «наступили последния времена».

В этой своей проповеди, как и во многих других проповедях и отдельных мыслях и изречениях «Моей Жизни во Христе», св. Иоанн выступает ярким обличителем страшной ереси современности, в корне подтачивающей православно-христианское учение о спасении. Эта ересь в наше время так широко распространилась и, вместе с тем, так искусно сумела скрыть свое губительное еретическое существо, что ее ныне исповедуют весьма многие даже из принадлежащих к нашей Православной Церкви, не исключая и духовных лиц, занимающих притом иной раз и высокое иерархическое положение.

Что же это за ересь?

Ересь эта, в сущности, не представляет собою чего-то совершенно нового: она есть всего лишь своеобразное преломление, или проявление в современных условиях, в современной обстановке жизни, некогда осужденной Вторым Вселенским Собором ереси так называемого «хилиазма», или ложного учения о тысячелетнем Царстве Христовом на земле.

Мы называем ее поэтому «нео - хилиазмом».

Св. Праведный Иоанн КронштадтскийЭто - вера в грядущий прогресс человечества на земле, или - в «устроение Царствия Божия на земле», как выражаются те, которые считают себя принадлежащими к Церкви Христовой, якобы призванной, по их убеждению, здесь на земле еще, осуществить для людей райское житие - полное благополучие, мир и благоденствие.

Приверженцы этой ереси совершенно игнорируют многочисленные и весьма категорически-звучащие места Священного Писания, которые ясно говорят, что совершенного осуществления христианских идеалов на теперешней нашей земле никогда не будет, что ждать человечеству полного благополучия и благоденствия здесь безсмысленно и нелепо, а что наоборот - жизнь людей постепенно, с течением времени, будет все дальше и дальше отходить от истинной веры и заветов христианства, что любовь христианская, эта единственная основа прочного благополучия, будет все более и более оскудевать в людях и что, наконец, история человечества завершится страшнейшими потрясениями, каких «не было от начала мiра» и ужасающей катастрофой, в результате коей самая эта земля будет уничтожена огнем, а, вместо теперешнего видимого неба и теперешней грешной земли, явится «новое небо» и «новая земля», на которых будет «жить правда». (2 Петр. 3, 3-14).

Ведь все это - «Альфа и Омега» истинно-христианского учения, так ясно-выраженного в словах Самого Господа Иисуса Христа и посланиях Его Святых Апостолов - как же не признавать этого?!

Но свойство этой современной ереси «нео-хилиазма» таково, что она совершенно ослепляет духовные очи и заставляет человека спорить, возражая против очевидности. Этим-то «нео-хилиазм» и особенно губителен, что духовно ослепляя человека, даже считающего себя христианином, он в корне извращает все православное христианское мiровоззрение. Заставляя своих адептов забыть об аскетической сущности христианства, непримиримого, по самой природе своей, ко злу и греху, эта современная ересь учит примиряться со всей современной жизнью мiра, более чем когда-либо прежде «во зле лежащего» (1 Иоан. 5, 19), идти на всякого рода компромиссы и сговоры с грехом и даже явным Богоотступничеством, под громкими лозунгами «христианской любви» и «всепрощения».

Как ни трудно это видеть, вернопреданными последователями «нео-хилиазма» являются все современные «модернисты» и «реформаторы» Христианства и Православия, стремящиеся оправдать грех и беззакония и примирить евангельское учение с современной утопающей во грехах жизнью мiра, под какими бы то предлогами и по каким бы мотивам это ни делалось. Сюда надо отнести и так называемое «живоцерковничество», и «обновленчество», и «сергианство», и советскую «московскую патриархию», и так называемый «экуменизм», и новую политику Ватикана с его «вселенским собором», готовым все переделать на новый лад, в угоду «современности», вплоть до перередактирования самого Евангелия (как иначе назвать его постановление о невиновности евреев в распятии Христа?).

Эта подтачивающая, как червь, исконное подлинно-христианское мiровоззрение нео-хилиастическая ересь ставит себе задачей отвлечь мысли современных христиан от неба, от будущей вечной жизни и приковать их к земле. Поэтому для последователей нео-хилиазма ненавистно и нестерпимо напоминание о происходящем в мiре процессе отступления, о явлении антихриста, о Втором Пришествии Христове, о кончине мiра, о Страшном Суде и о вечных адских муках, ожидающих нераскаянных грешников.

Ничего этого они не хотели бы слышать, ибо это мешает им жить. По их собственному признанию, это их приводит в уныние, «подсекает им крылья», парализует энергию и волю к жизни и деятельности. Понимая христианскую деятельность чисто-внешним образом, как работу, направленную на «устроение Царства Божия на земле», они не представляют себе, как можно трудиться иначе, да «и вообще зачем над чем-то трудиться, если скоро всему придет конец».

Нетрудно видеть, как подобные мысли и чувства в корне противны Евангелию. Разве не завещал нам Господь ожидать Его Второго Пришествия и быть всегда готовыми к сретению Его?

«Бодрствуйте», неоднократно поучал Он Своих учеников: «потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф. 24, 42-44).

«И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака», так еще учил Он: «дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин пришед найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им... Будьте же и вы готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лук. 12, 36-40).

А вот и грозное предостережение тем, которые не хотят думать о Втором Пришествии Христовом и готовиться к нему, как современные «модернисты»-«нео-хилиасты»:... «Если же раб тот скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой» (а ведь именно так говорят они: что Второе Пришествие Христово будет «не скоро»!), и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться (это, между прочим, для многих из них - самое милое их сердцу занятие, почему они и проэктируют отменить посты!), то придет господин раба того в день, в который он не ожидает (вот почему и надо ожидать этого всегда, а не отклонять от себя мысль о Втором Пришествии Христовом!), и в час, в который не думает, и разсечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лук. 12, 45-46).

Неужели этих слов Христовых недостаточно? или они не ясны и не убедительны?

Вот почему правильное православно-христианское мiровоззрение требует всегдашней мысли о близости Второго Пришествия Христова и постоянной подготовки себя к нему.

Сам Господь ведь не напрасно дал нам ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, причем сказал: «Итак, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Матф. 24, 33). И даже строго укорил не желающих внимать знамениям времен: «Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» (Лук. 12, 56).

Апостольские Писания к этому добавляют, что мы не просто должны готовиться к этому великому дню «святою жизнью» и «благочестием», но и «ожидать и желать пришествия дня Божия, в который воспламененныя небеса разрушатся и разгоревшияся стихии растают», и это, конечно, потому, что нынешняя наша земля, исполненная зол и беззаконий, тогда уничтожится, а явится «новое небо» и «новая земля», на которых «будет обитать правда» (2 Петр. 3, 10-13).

Вот потому-то и весь цикл наших боговдохновенных священных книг, именуемый Библией, заканчивается знаменательной молитвой возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова, выражающей собою самое заветное чаяние каждого истинного христианина:

«Ей, гряди, Господи Иисусе (Апок. 22, 20).

Не хотят так молиться и даже думать об этом только современные еретики - «нео-хилиасты», ибо все мысли и чувства их здесь, на этой грешной земле, существование которой они хотели бы продлить как можно дольше, устроив на ней мнимое «Царство Божие», прямо вопреки учению Слова Божия.

А ведь наша Св. Православная Церковь учит нас, каждый день, возстав от сна, начинать его мыслью о Втором Пришествии Христовом и о Страшном Суде. Для этого на ежедневных утренних молитвах и установлено ею читать многознаменательные слова: «Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас!», а далее в 5-й утренней молитве: «Даруй нам бодренным сердцем, и трезвенною мыслию, всю настоящаго жития нощь преити, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его...»

Вот оно - правильное православно-христианское мiровоззрение!

Для истинного христианина здешняя временная земная жизнь есть только «ночь», а все мысли и чувства его должны быть устремлены к ожидаемому им «светлому дню», когда «Судия всех приидет».

Потому-то и первое богослужебное чинопоследование суточного круга, называемое «полунощницей», центральным пунктом своим имеет столь же знаменательные тропари: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща...» и «День он страшный помышляющи, душе моя, побди, вжигающи свещу твою»...

Но что самое страшное: настроенные так, вопреки учению Церкви, (кроме верховодов и заправил этой ереси, конечно, прекрасно понимающих, что они делают, куда идут и ведут других), иногда даже не знают, что они принимают участие отнюдь не в устроении Царствия Божия на земле, а - в подготовке Царства Антихристова. Ведь, по предречению ряда древних Святых Отцев, идеей установления благоденственного и мирного жития на земле, полного изобилия и благополучия, под громким названием «Царства Божия», будет прельщать христиан и привлекать их симпатии к себе никто иной, как Антихрист.

Итак, вот кому в конечном итоге служат эти современные еретики - «нео-хилиасты»!

Неужели в нынешнее время это может быть кому-то еще не ясно?

Не случайно поэтому наша Русская Зарубежная Церковь в переживаемые нами столь судьбоносные дни взяла на себя дерзание - прославить нашего великого всероссийского, паче же всемiрного светильника, Святого Праведного Отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца. Какую яркую картину всеобщего повального отступления и несомненной близости кончины мiра и Второго Пришествия Христова нарисовал он в своей последней новогодней проповеди!

«Посмотрите, как мip близится к концу», говорит он в ней; «смотрите, что творится в мiре: всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Безконечному, Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие, неповиновение; повсюду в мiре вооружение и угрозы войною; во многих местностях России и других странах острый голод; повсюду угрозы смертью, повсюду убийства, всюду расхищение казны и частной собственности; повсюду потеря стремлений к высоким духовным интересам, ибо весь почти интеллигентный мiр потерял веру в безсмертие души и вечные ея идеалы, или стремление к богоподобному совершенству, о котором Господь говорит: «будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 48); повсюду одно стремление к удовлетворению животных страстей; алчность к корысти, и обогащению хищническим способом; огульное пьянство, разврат, неуважение брачных союзов. Смотрите и сами судите: мiр окончательно растлел и нуждается в решительном обновлении, как некогда чрез всемiрный потоп. Наступили последния времена»... и дальше о. Иоанн изображает картину этих времен словами св. Апостола Петра (2 Петр. 3. 3-18).

Эту свою замечательную проповедь св. праведный Иоанн заключает предостережением того же св. Апостола Петра, направленным как будто прямо против современных еретиков - «нео-хилиастов»:

«Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения», то есть от истинного христианского учения, которое эти еретики хотят ниспровергнуть своим пагубным лже-учением о мнимом «Царствии Божием на земле» (2 Петр. 3, 17).

Имеющий уши слышати, да слышит!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 18., Лев Хоружник:

Оно и видно, что вы от коммунизма офигевшие.
М.Яблоков / 18.02.2017, 12:13

8. Ответ на 15., М.Яблоков:

Классический пример хилиазма - коммунизм - построение рая на земле.

Офигеть. Особенно, когда знаешь, что под хилиазмом понималось учение о том, что после второго пришествия Христа, праведники будут царствовать вместе с Ним на этой земле ещё тысячу лет. Чего только тут не наслушаешься...И даже про Ленина - хилиаста! : )))
Лев Хоружник / 18.02.2017, 09:16

7. Ответ на 16., Lucia:

это им все равно.

Тогда с ними и общаться не стоит. Ничего не доказать )
М.Яблоков / 18.02.2017, 08:21

6. Ответ на 15., М.Яблоков:

Да тут все обожают хилиазм, и считают, что это не ересь, а удобнейшая вещь.Классический пример хилиазма - коммунизм - построение рая на земле. Однако надо отличать построение рая на земле (хилиазм) от удержания мiрового зла (Самодержавие).

это им все равно.
Lucia / 18.02.2017, 07:46

5. Re: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский - обличитель современной ереси «нео-хилиазма»

<i> Как ни трудно это видеть, вернопреданными последователями «нео-хилиазма» являются все современные «модернисты» и «реформаторы» Христианства и Православия, стремящиеся оправдать грех и беззакония и примирить евангельское учение с современной утопающей во грехах жизнью мiра, под какими бы то предлогами и по каким бы мотивам это ни делалось. Сюда надо отнести и так называемое «живоцерковничество», и «обновленчество», и «сергианство», и советскую «московскую патриархию», и так называемый «экуменизм», и новую политику Ватикана с его «вселенским собором», готовым все переделать на новый лад, в угоду «современности», вплоть до перередактирования самого Евангелия (как иначе назвать его постановление о невиновности евреев в распятии Христа?).</i> Обо всех владыка всё сказал, забыл только о основателе РПЦЗ митр. Антонии (Храповицком)упомянуть в связи с его крестоборческой ересью...
Лев Хоружник / 18.02.2017, 07:18

4. Ответ на 13., Lucia:

Да тут все обожают хилиазм, и считают, что это не ересь, а удобнейшая вещь.

Классический пример хилиазма - коммунизм - построение рая на земле. Однако надо отличать построение рая на земле (хилиазм) от удержания мiрового зла (Самодержавие).
М.Яблоков / 18.02.2017, 05:27

3. Ответ на 1., Рустик:

Ну, а что Вы хотите? РПЦЗ тогда в расколе была. И чтобы оправдать раскол, нужно было придумать какую-нибудь ересь. Вот и придумали "сергиянство".
М.Яблоков / 18.02.2017, 01:40

2. Re: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский - обличитель современной ереси «нео-хилиазма»

Да тут все обожают хилиазм, и считают, что это не ересь, а удобнейшая вещь.
Lucia / 17.02.2017, 19:08

1. Re: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский - обличитель современной ереси «нео-хилиазма»

Какие интересные материалы здесь можно встретить. Жаль, что они иногда проходит слишком быстро.
Даневский Саша / 17.02.2017, 18:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Аверкий (Таушев)
Духовная слепота и большевизм наших дней
Актуальное слово архиепископа Аверкия (Таушева) в Рождество Христово 1957 года
19.01.2023
Дух антихристов и предтечи антихриста
К 45-летию со дня кончины
13.04.2021
С каждым новым годом…
Слово 1969 года
30.12.2020
Мiр безумствует
Ко дню памяти
13.04.2020
Все статьи Архиепископ Аверкий (Таушев)
Иоанн Кронштадтский
С днём Православного Священства!
О юбилейном вечере памяти 195-летия со дня рождения св.Иоанна Кронштадтского и 25-летия Мемориального Музея-Квартиры
11.11.2024
Русский ответ Хэллоуину
Учредить в день рождения о.Иоанна Кронштадтского День православного священника!
30.10.2024
«Даже не подозревала, что является родственницей великого пастыря»
История одной фотографии, рассказанная правнучатой племянницей о.Иоанна Кронштадтского
10.10.2024
Святой племянник Всероссийского пастыря
О преподобномученике Маврикии (Полетаеве)
07.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45