Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Жажда выражения

Архимандрит  Георгий  (Шестун), Русская народная линия

28.05.2011


Размышления после прочтения работы А.И.Смоленцева «Иван Бунин. Гармония страдания» …

Человек не может творить реальность из ничего, даже если это реальность художественного произведения. В этом смысле он - не творец. Мы призваны соработать Творцу, со-творить с Ним.

Архимандрит Георгий (Шестун)Основой литературного произведения может быть мечтательность, фантазия или личный пережитый опыт автора. Мечтательность, или, выражаясь святоотеческой терминологией, «парение ума», есть грех. «Не высокомудрствуйте, - писал апостол Павел, - но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16).

Природа фантазии, если ее рассматривать не как форму, не как средство или прием, а как содержательную основу художественного произведения, - в принятии помыслов, в их развитии, в их укорененности в душе человека. Природа помыслов духовна. Они есть семена плевел, которые сеет враг рода человеческого на ниве человеческого сердца.

Помыслы выводят человека в запредельное состояние, выводят его из себя, из жизни, из бытия. Каждым своим произведением автор отвечает на извечный вопрос: «Быть или не быть?». Выход из себя или уход от себя, переход в мир нереальный, запредельный это есть переход от бытия в небытие. Как манителен и губителен этот путь, эта бездна! Вступивший на эту стезю дал себе ответ - «не быть».

Мы не будем останавливаться на литературе небытия. Примеров достаточно много. Радостно, что русскую литературу миновала эта чаша. Русская литература, точнее тот ряд произведений, который принято относить к ней, всегда бытийна. Она может быть событийной, когда автор, не находясь в потоке бытия, как бы со стороны пытается его описать. Он говорит о со-бытии, но не о себе, не о своем освоении жизни. Это может быть и книга о жизни, о бытии, покаянная автобиография. Или свидетельство об инобытии, свидетельство о соавторстве с Творцом. Но это всегда - радость бытия, радость не всегда покаянная, не всегда духовная, но радость от жизни Богом данной, от жизни, с которой не во всем соглашаются, но и не отказываются от нее.

Радоваться может душа живая и благодарная. Человек с живой душой всегда автор, его жизнь всегда - художество, его книга ­­- книга жизни, для писания которой человек может просить в соавторы Творца. Она всегда открыта для Бога и почти невыразима для мира. Она вся есть одно Слово. «Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Заговорить, значит остановить звучащее Слово, разорвать его, обмолвиться и нарушить безмолвие. Вместо Слова родилась молва. Или не было еще соавторства? Не исполнилась воля Творца? Не было звучащего Слова?..

Человека учат говорить, чтобы объяснить ему, почему он должен молчать. И пока мы говорим или пишем, мы учимся или ищем. Ищем собеседника или учимся свидетельствовать.

«Я вот часто задумываюсь над тем, как могла возникнуть у людей эта довольно странная профессия - писательство, - размышлял в 1928 г. Алексей Алексеевич Ухтомский. - Не странно ли, в самом деле, что вместо прямых и практически-понятных дел человек специализировался на том, чтобы писать, писать целыми часами без определенных целей, - писать вот так же, как трава растет, птица летает, а солнце светит. Пишет, чтобы писать! И, видимо, для него это настоящая физиологическая потребность, ибо он прямо болен перед тем, как сесть за свое писание, а написав, проясняется и как бы выздоравливает! В чем дело? Я давно думаю, что писательство возникло в человеке «с горя», за неудовлетворенной потребностью иметь перед собой собеседника и друга! Не находя этого сокровища с собою, человек и придумал писать какому-то мысленному, далекому собеседнику и другу, неизвестному, алгебраическому иксу, на авось, что там, где-то вдали, найдутся души, которые зарезонируют на твои запросы мысли, мысли и выводы!...

...Как это ни парадоксально, но это так! Это в сущности, уже плохо, если человек вступает на путь писательства! С хорошей жизни не запишешь! Это уже дефект и некоторая болезнь, если человек не находит собеседника вблизи себя и потому вступает на путь писательства. Это или непоправимая утрата, или неумение жить с людьми целой, неабстрактной жизнью!» (1. 286-290).

И как близка по времени и по духу этим словам дневниковая запись Ивана Бунина: «...начать книгу, о которой мечтал Флобер. «Книгу ни о чем», без всякой внешней связи, где бы излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось видеть в этом мире, чувствовать, думать, любить, ненавидеть...» (27 октября / 9 ноября 1921 г.).

«Книга ни о чем» - книга о жизни, но не книга Жизни. Она рождается «от горя» одиночества, от желания найти собеседника. Одинокий человек не способен молчать. Одиночество противоестественно для человека. Книга одиночества, если она правдива, - всегда плачь о несостоявшейся жизни, покаянный дар к Престолу Божиему, примирительная жертва, первый шаг к безмолвию. Безмолвие - не молчание. Безмолвие - свидетельство о иной жизни, о инобытии. Выразить безмолвие в словах возможно, если сквозь прозрачное слово будет ощутимо дыхание вечной Божественной жизни. Но не всем «дано разумети тайны Царствия Небесного» (Лк. 8, 10), а прочим, кто «видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8, 10), в притчах Господь изъяснил эти тайны.

«Слово, притча», - поясняет архиепископ Аверкий, - представляет собой перевод греческих слов: «параволи», «паримиа». «Паримиа» - в таком смысле означает краткое изречение, выражающее правило жизни (таковы, например «Притчи Соломоновы»); «параволи» есть целый рассказ, имеющий прикровенный смысл и в образах, взглядах из повседневного быта людей выражающий высшие духовные истины. Евангельская притча собственно есть «параволи» (2. 221).

Собственно в этом и есть оправдание литературы: в притчах свидетельствовать о тайнах Царствия Божия тем, кто «видя не видит и слыша не разумеет». Русский философ Иван Ильин назвал свою философию «проповедью на паперти», это название и эта роль присущи и русской литературе - свидетельствовать и проповедовать Царствие Божие у дверей храма, у дверей, ведущих в Жизнь Вечную.

* * *

Разговор о литературе не может быть объективным. Ищем мы на страницах книги своего, себя жаждем понять, найти созвучие нашей души и души автора. Радуемся вместе с героями, скорбим, любим, веруем, молимся. Героем книги всегда является читатель. Литература может быть истинной для меня, когда она выражает мое внутреннее состояние, открывает мне глубины моего бытия. Потрясение возникает от того, что читаю о себе, о том, что невыразимо, но явно определяет и направляет мою жизнь, мучит и радует меня.

Жажда выражения духовной глубины одинаково рождает и писателя, и читателя. Один способен выразить невыразимое, другой способен отозваться. «И слово мое, и проповедь моя, - возвещал апостол Павел, - не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утвердилась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа Славы. Но как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (Ис. 64, 4). А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор. 2, 4-16).

Выразить правдивую историю жизни души может только «ум Христов», он определяет канон мысли и канон мировосприятия. Смирить себя до Божественного Откровения - непростая задача. «Жалкая работа, - восклицает И.В. Киреевский, - сочинять себе веру!». Как хочется рассуждать только о душе, только ей позволить Богообщение, ей даровать бессмертие и вечность, вечность не только в будущем, но и в прошлом. Как блуждает наш ум, на что ему опереться?

Евангельская самарянка пришла за водой и встретила у колодца Христа. Заботилась о земном, а помышляла о божественном. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев есть. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4, 7-26). «Ум Христов» привел ее ко Христу. Богославящий ум, ум богословствующий, не блуждает, не сочиняет, он объясняет и показывает, показывает путь к узким вратам, ведущим в Жизнь Вечную. Богословствующий народ, богословие которого является результатом личной богоугодной и церковной жизни, и есть благодатная почва, взрастившая русскую классическую литературу и ее читателей.

Но правды ради следует сказать, что в XIX веке не Пушкин, Достоевский или Гоголь были самыми читаемыми писателями, но святитель Тихон Задонский. Его творения издавались самыми большими тиражами. Оскудение веры, отпадение от Церкви, происходящие в России на протяжении последних более чем двух веков, привели многих наших соотечественников к неспособности воспринимать духовное. Ум, переставая богословствовать, начинал философствовать. Русская классическая литература была последней ниточкой, удерживающей нецерковный люд от нравственного падения. Она на доступном, пока еще доступном, языке возвещала Евангельскую истину для тех, кто «видя не видят, и слыша не разумеют». Но и этот источник оскудевал. «Золотой» век нашей литературы - это ее детство, особая чистота веры и духовность. Нецерковный, даже лично религиозный писатель не мог богословствовать, не мог жить в потоке Божественного Откровения, не мог сверять свою жизнь со святоотеческой традицией. Он начинал философствовать на религиозную тему, сочинять себе веру. Для большей ясности сделаем небольшое отступление и приведем примеры различения философского и богословского мышления.

Уже почти 300 лет философия в ее наиболее часто проявляемом дуалистическом виде радикально отделяет материю от духа, тело от души, чувства от разума. Эта позиция заставляет нас инстинктивно относить Бога на сторону духовного и тем самым противопоставлять Его миру телесному. Это противоположение Бога и бессмертной души телу и миру, в котором мы живем, часто приводит к забвению того, что в православном богословии существует иное различение - это различение, противопоставляющее Бытие нетварное, Бога, бытию тварному, вызванному из небытия со всеми духовными и телесными элементами. Бог философов - Бог духов и разума. Бог живой, Бог-Троица, обитающий в неприступном Свете и пронизывающий Своими энергиями тварный мир, одинаково близок и далек как миру чистых духов, так и миру телесных существ, как разуму, так и чувствам. Философствующий ум забывает, а, может быть, и не знает о том, что противопоставление тела и духа, борьба плоти против духа и духа против плоти - это последствие греха. Мы забываем, что человек и духовен, и телесен, что наша конечная цель - не только и не столько интеллектуальное созерцание Бога, но воскресение целостного человека, души и плоти, блаженство человеческих существ, которые узрят Бога лицом к лицу во всей полноте своей тварной природы. Название «человек» не дается отдельно душе и плоти, но тому и другому одновременно. Святитель Григорий Палама говорил о том, что люди обладают большей полнотой бытия, чем ангелы, именно по причине своей телесности. Поэтому люди - более совершенный образ Бога. Тело человека, если оно пребывает в согласии с душой, становится способным к участию в духовном делании. Цель аскетической жизни состоит не в умерщвлении, которое отсекало бы телесные чувства, не в развоплощении души, а в примирении, участии всего человека в благодатной жизни. Если тело призвано вместе с душой участвовать в неизреченных благах будущего века, оно, несомненно, должно быть причастно им в меру возможности уже и теперь, ибо и у тела есть опытное постижение вещей Божественных, когда душевные силы не умерщвлены, но преображены и освящены.

Душа, расставаясь с телом, скорбит не только от своей греховности и ожидания Божьего суда, но и от расставания с плотью. «Истинно, истинно говорю вам, - свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов, - наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25-29).

Философская идея развоплощения породила мысли о реинкарнации, т.е. переселении душ и предсуществовании душ. Отрывая душу от плоти, мы лишаем человека личностного бытия. Личностное бытие есть не отрыв и освобождение от природы, но несводимость человека к природе. Содержа в себе природу, не отказываясь от нее, личность превосходит ее и этим превосходством дает ей существование как природе человеческой. Личность есть ипостась человеческой природы. Поведение личности точно отразил В.И. Несмелов. «Действительная свобода человеческой воли, - писал он в своей работе «Наука о человека», - раскрывается лишь в той мере, в какой человек может хотеть не делать того, чего он хочет» (3. 157).

Духовное возрастание личности имеет свои нижние и верхние границы, точнее сказать, противоположные состояния бытия. Священник Павел Флоренский характеризует эти состояния словами «личина» и «лик». «Лик» есть проявление онтологии. В Библии образ Божий различается от Божиего подобия; Церковное Предание давно разъяснило, что под первым должно понимать нечто актуальное - онтологический дар Божий, духовную основу каждого человека как такового, тогда как под вторым - потенцию, способность духовного совершенства, силу оформить всю эмпирическую личность во всем ее составе образом Божиим. То есть возможность образ Божий, сокровенное наше состояние воплотить в жизни, в личности и таким образом явить его в лице. Тогда лицо получает четкость своего духовного строения, являет себя как живая икона. Лик есть осуществление в лице подобия Божия. Преобразовавший свое лицо в лик возвещает тайны мира невидимого без слов, самим своим видом.

Полную противоположность «лику» составляет слово «личина». Первоначальное значение этого слова есть маска, то, чем отличается нечто подобное лицу, похожее на лицо, выдающее себя за лицо и принимаемое за таковое, но пустое внутри, как в смысле физической вещественности, так и в смысле метафизической субстанциональности. Лицо есть явление некоторой реальности, и оценивается нами именно как посредничающее между познающим и познаваемым, как раскрытие нашему взору и нашему умозрению сущности познаваемого. Вне этой своей функции, то есть вне откровения нам внешней реальности, лицо не имело бы смысла. Но смысл его делается отрицательным, когда оно вместо того, чтобы открывать нам образ Божий, не только ничего не дает в этом направлении, но и обманывает нас, лживо указывая на несуществующее. Тогда оно есть «личина» (4. 92-93).

Личность способна на поступок как преодоление самости в выполнении воли Божией, как решительное действие к осуществлению правды Божией в собственной судьбе. Поступок хранит душу, разрывая безумный круг привычного поведения. Как пример поступка Т.И. Родомская приводит строки А.С. Пушкина:

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

«Свой век, - пишет Т.И. Родомская, - она будет верной человеку, с которым связана через слово, данное ей Богу. Решительность ее отказа бесповоротна» (5). Поступок есть результат смирения, духовный, личный акт. Поступок есть преодоление природы, возвышение над ней, но не отказ от нее. Это есть факт Богом преображенной жизни, факт соработания, синергии Бога и человека. Духовный человек способен на поступок как творчество иного бытия.

Отказ от плоти, борьба с ней лишает человека полноты личностного бытия. Православная церковь предала анафеме учения о предсуществовании и переселении душ. Если душа существовала до земного воплощения и будет существовать далее, если она переселяется из одной плоти в другую, то что для меня мать моя и отец - чужие, случайные попутчики; что для меня Отчизна - место исправления; что для меня народ мой - случайное собрание. Как полюбить ближнего своего? Кто он? Это пострашнее «всечеловека», губительнее космополитизма.

Философствующий ум склонен к языческому мировосприятию. Не рассматривая примитивные формы язычества, покажем на примере платонизма его античные формы. Если рассмотреть проблему отношения Бога и мира в платонизме, то Бог и мир понимаются как категории разделенные и даже взаимопротивоположные. Но субстанционально это одно, единственное бытие, обоженный космос и вещественное божество. Платонизм, по мнению А.Ф. Лосева, всегда мыслит Бога абсолютно имманентным миру. Нет границы между тварными и нетварными, а значит, мир уже обожен, уже спасен, нет пределов восхождению и совершенствованию. Молитвенное восхождение в язычестве всегда есть движение в пределах одного бытия. Поэтому в язычестве нет принципиальной разницы между таинством и обрядом. Таинство - всегда преображение, но язычество, где весь мир и его отдельные субстанции мыслятся как вечные и спасенные, не понимает этого. Язычник верит в то, что возможно не преображение, а совершенствование. В мистике платонизма нет места исповеди и борьбе с помыслами. Упрощенными формами язычества являются обожествление природы (пантеизм) и обожествление человека (гуманизм). В обоих случаях мы сталкиваемся с поклонением твари вместо поклонения Господу. Конечно, Бог может являть свою силу через людей и обстоятельства, но это не есть обожествление, это лишь средство проявления, инструмент Божественного воздействия. Христианство, с ясным разделением тварного и нетварного, не приемлет языческое философское мировоззрение и поэтому не может его принять, а может только преодолеть, что и происходило в первые века христианства усилиями Отцов Церкви и выразилось в постановлениях Вселенских Соборов. Миф о том, что христианство поглотило язычество (особенно в России) не имеет основы. Поглощать может только меньшее большее и подобное подобным, чего нельзя сказать о христианстве и язычестве.

* * *

Следуя нашим рассуждениям, возможно сделать вывод о том, что возрождение нашей литературы и возрождение ее читателей будет происходить по мере обращения людей к вере, по мере возвращения народа нашего в Церковь Христову, в Церковь Православную. Воцерковление нашей жизни - единственный путь духовного возрождения, а значит и путь возрождения нашей культуры.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары

Литература

1. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.

2. Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. СПб., 1995.

3. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1994.

4. Флоренский Павел, священник. Иконостас // Богословские труды. Т. 9. С. 83-248.

5. Родомская Т.И. Проблема зла и его преодоление. (Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в сб. Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий. С. 95). М., 1999.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 61

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

61. простой : 56. Венцеслав Крыж :
2011-06-06 в 21:32

"Творчество внеконфессиональный дар, это не Божия искра, и не диавольское наваждение. Это свобода прародителей не прикасаться к древу познанья. Вот эту скромную мысль я хотел донести до своих оппонентов."

Так елы-палы, надо было сразу сказать!
А то мы тут столько слов...

Как старый,пропитый, любящий всех психолог скажу тебе,дружище, что словом "внеконфессиональный дар" ты все сказал.
60. Венцеслав Крыж : Подражания
2011-06-06 в 20:03

Те дни прошли, и нам не новы
Все впечатленья бытия -
Мы ныне мрачны и суровы,
Уж так сложилась жизнь моя,
Что боле не тревожат чувства
Мечты, надежды и любовь,
И вдохновенные искусства,
Еще волнующие кровь
Тому назад лет, верно, двадцать,
К чему о прошлом вспоминать,
Мне больше нечего сказать,
Ну а тем более ругаться
Я не хочу; мои друзья,
Иначе, видимо, нельзя
Существовать в преклонны годы,
А возбешение породы
Моих врагов укоротить
Мне не дано, ну как тут быть,
Пойду отсель…..
59. 06.06 : Re: Жажда выражения
2011-06-06 в 06:30

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия -
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, -
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, -
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел -
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
58. Венцеслав Крыж : Я думаю,
2011-06-05 в 11:42

уважаемая lucia, что призыв Ульянова-Ленина учиться, учиться и учиться еще не скоро потеряет для Вас свою актуальность.
57. lucia : Re: Жажда выражения
2011-06-05 в 00:36

По-моему, кто угодно может возражать профессорам, Крыж или кто-то еще. Просто отсылка к "бездне свободы" после стольких криков - несерьезна. Для православного это бездна греха, для человека искусства - просто безвкусица. Мда.
56. Венцеслав Крыж : С уважением ко всем…..
2011-06-04 в 23:25

Есть молчальники, которым нравится молчать, есть немолчальники, которым интересно поговорить. Как-то наша дискуссия стала потихоньку перерастать в скандал, и только благодаря усилиям модератора, думаю, не переросла. Так, легкие стрелы пускали. Мне показалось вот почему. Статью написал архимандрит, профессор, академик, много возвышенных регалий. А стал возражать ему неизвестно кто, Венцеслав Крыж какой-то. Наше православное сознанье с его неистребимым желанием сотворить себе кумира из священника возмутилось. Понимаю! Но над проблемой, которую поднял уважаемый архимандрит, я думал много лет, может быть, много больше, чем некоторым участникам дискуссии. Вспоминаю Достоевского, «здесь Бог с диаволом борется, а поле битвы сердца людей». Как-то так он выразился, цитирую по памяти. В людях творческих эта борьба делается доступной созерцанью других, а борьба подразумевает свободу, иначе это борьба нанайских мальчиков. Одни в борьбе побеждают супротивника, другие нет. Судьба Толстого, очевидного гения земли русской свидетельство тому. Я хотел показать, что дух творчества совсем не христианский и даже временами еретический. Сэр Исаак Ньютон был арианин не чуждый гностических заблуждений. Однако он один из столпов современной науки. Очевидные маги и гностики Блейк, Йейтс, Михаил Чехов оказали огромное влияние на культуру нашего мира. «Пышный, языческий, демонический гений Пушкина», - писал Константин Леонтьев. Творчество внеконфессиональный дар, это не Божия искра, и не диавольское наваждение. Это свобода прародителей не прикасаться к древу познанья. Вот эту скромную мысль я хотел донести до своих оппонентов.
55. Любава : Re: Жажда выражения
2011-06-04 в 22:14

СЛОВОБЛУДИЕ-ГРЕХ
54. Неро : Венцеслав Крыж
2011-06-04 в 16:07

С орфографией умышленно? А что если...
"в бездне несвободы" и продолжить?
При всем старании не ввязываться в дискуссию с аргументированностью.
От себя добавлю что есть великие книги где этих Федоров Толстых щедрою рукой неземного происхождения - легион, не меньше.
А ведь, и Слава Богу, были и есть до нынешнего времени великие молчальники, не испытывающие нашей с вами жажды простого человеческого общения.
В любом случае, естественное желание поблагодарить всех кто был неравнодушен!
53. Венцеслав Крыж : Врачу,
2011-06-04 в 13:12

излечись сам....
52. Венцеслав Крыж : Я никому ничего не советую,
2011-06-04 в 13:10

так как опасаюсь гнид, которые могут прицепиться. Читая посты уважаемой lucii, я думаю о пользе монашеской жизни. Что касается твочества,то он имеет исток в бездне свободы, а в божественном, или диавольском начале. Это простая мысль,которую легко освоить непредвзятому человеку.
51. lucia : Re: Жажда выражения
2011-06-04 в 01:08

У меня кошечки не болеют.
50. lucia : Бибиков Н.Г.
2011-06-04 в 00:36

Ну что же делать? Должен же с Крыжом кто-то согласиться. Вот его новое гениальное высказывание. Это сильно, прямо в учебник можно помещать " Я держусь мнения, что великое творчество Толстого привело его к отпаденью от Церкви. ".
Не Толстой - талант. Правильно. великий был одержимым. Это подводит нас ( а лучше бы Крыжа) к мысли, что творчство может иметь два источника - либо Божественный, либо диавольский. Некоторые, возможно и Вы с Крыжом, полагают, что гении давят творчество из себя, как шелковичный червяк - паутину.
Что касается красоты иконы, то я оучше сошлюсь на авторитет. Как в средневековье.
http://karelin-r.ru/iskuss/89/1.html
49. ветеринар : 42 Венцеславу Крыжу
2011-06-03 в 22:00

Вы пишите:"У меня живут кошечки, иногда они болеют,..."
Ваши кошечки болеют из-за Вас. Обратите внимание на их болезни - это же болит и у Вас.
Бедные животные принимают на себя проблемы хозяина. Потому не водите их к ветеринару, а полечитесь сначала сами.

Что касается фальшивого пения - медведь на ухо наступает не каждому. Но кому наступил - Вам или певчим - вопрос.

Господь слушает сердца, а не голоса. И отвяжитесь Вы от людей с советами. Вот бывает какая гнида прицепится к кошке и потом вся кошка заблошивеет, исчешется, измается, паршивой станет.
Гниды прилипчивые, а блохи плодовиты.
48. Бибиков : 44. lucia
2011-06-03 в 19:42

Уважаемая lucia ! Зря Вы на Крыжа как на сомина обрушились. Не увидел у него больших ошибок, а во многом он прав. НИчего ужасающего в привлекательности икон нет.И уж если говорить об их эстетическом совершенстве, то имеется некая проблема,о сложности которой было известно старым мастерам. говоря кондовым языком - нельзя ,что бы внешняя красота( тонкость и изящество линии, размер и ритмцветовых пятен и т. д.) отвлекали от красоты внутренней.
47. Венцеслав Крыж : Я же Вас просил....
2011-06-03 в 19:17

Зачем обострять. Вы хотите сказать мне нечто неприятное. Вотще! Кстати сказать, Бах был протестант, следовательно еретик. Стало быть, нашим дорогим ортодоксам, которые стремятся только молиться и поститься слушать музыку Баха неполезно для спасенья души. Равно как и смотреть на картины, написанные афеистами. Особливо неполезно спорить, пытаясь настойчиво задеть своего оппонента. Я держусь мнения, что великое искусство не нуждается в вере в Бога. Я держусь мнения, что великое творчество Толстого привело его к отпаденью от Церкви. Начал масоном, закончил еретиком и ругателем Церкви. Это факты, а спорить с фактами может человек с недостаточным устройством ума. С уважением.....
46. Аноним : Крыж
2011-06-03 в 19:09

45. Анонимка : Крыжу
2011-06-03 в 19:02

Я понимаю, что для Вас нет авторитетов, кроме самого себя, но тем не менее предложу следующее.
Вот что писал Вл. Соловьев о Лермонтове:
"..Облекая в красоту формы ложные мысли и чувства, он делал и делает еще их привлекательными, для неопытных, и если хоть один из малых сих вовлечен им на ложный путь, то сознание этого, теперь уже невольного и ясного для него, греха должно тяжелым камнем лежать на его душе. Обличая ложь воспетого им демонизма, только останавливающего людей на пути к их истинной сверхчеловеческой цели, мы во всяком случае подрываем эту ложь и уменьшаем хоть сколько - нибудь тяжесть, лежащую на этой великой душе."
«..Мы знаем, что как высока была степень прирожденной гениальности Лермонтова, так же низка была его степень нравственного усовершенствования»
Брянчанинов, думается, тоже писал об этом, не умаляя гения Лермонтова.
44. lucia : Крыж
2011-06-03 в 18:30

Чрезвычайно прискорбно. Оказывается Бах писал свои произведения для того, чтобы ими "наслаждался" Крыж. про иконы даже вспоминать стыдно. Видимо, крыж полагает, что и они для него написаны.
Сказать, что искусство не нуждается в Боге - все равно, что сказать, что красивое тело не нуждается в жизни.
Женщина не должна учить в церкви. Да Вас и там не многому научили.
43. Венцеслав Крыж : Святитель Григорий Богослов:
2011-06-03 в 17:56

Невежественные епископы, вчерашние пахари и матросы, учащие других и одновременно запрещающие заниматься науками другим, гонители классического образования, дабы не обнажилось их собственное невежество, ссылающиеся на необразованность апостолов, но сами не имеющие и тысячной доли духовных дарований; молодые люди, поставленные на кафедру без должного испытания, у которых и бороды еще нет и на уме одни плотские дела; обжоры, львы перед бедными и псы-лизоблюды перед власть имущими; лицемеры, интриганы, карьеристы, занятые только собственной семьей и доходами, превратившие служение Богу в личный бизнес, интересующиеся только развлечениями и не читающие и не изучающие Священного Писания... Мне нечего добавить людям, которые не желают образовывать свой ум, ссылаясь на Христа. Думаю, что они просто ленивы.....
42. Венцеслав Крыж : Я большой любитель животных
2011-06-03 в 17:34

У меня живут кошечки, иногда они болеют, но я бы не стал обращаться к тому ветеринару, который постоянно молится и постится, а к тому, который знает свое дело. У нас в храме певчие пели скверно, я как-то не выдержал, подошел к ним и говорю: Немножечко фальшивовато вы поете, может быть стоит немного попеть после службы, порепетировать. А мне главная тетенька и говорит: Мы поем не людям, а Богу. Помню я тогда подумал: людям вас слушать тошно, неужели Богу приятнее?
41. Алексий : 1
2011-06-03 в 17:14

@Великая литература не нуждается в Боге@

А Вы-то нуждаетесь в Нем? Если да, зачем впускать в себя такую "великую" литературу? После 35 лет воцерковленности.
40. Венцеслав Крыж : Какое строгое сужденье
2011-06-03 в 14:12

Я сразу вспомнил слова апостола Павла: А женщине учит запрещаю, пусть безмолвствует и покоряется мужу.

Я думаю, что Вы заканчивали учебное заведение, в котором не зучали правила хорошего тона. Прошу Вас сделайте мне приятное, не комментируйте мое посты.
39. ветеринар : Re: Жажда выражения
2011-06-03 в 13:21

"Далее выясняется, что сии злонамеренные авторы, сеющие плевелы, которые с корнем решил вырвать преп. Игнатий своей повестью, Пушкин и Лермонтов. Вот суть нашего спора. Я утверждаю, что есть плохая поэзия и проза, и хорошая поэзия и проза. А Православие здесь не причем, равно как и божественная искра. "

Как же не при чем, уважаемый Венцеслав!
Мерило всего - Христос, а уж Слово без Христа ничем другим на "хороший-прохой" не измеришь.
В центре мироздания - престол Господень и Царствие Его лучами любви, исходящими от Престола - славится.
Центр словесности - Бог Слова Христос.
Потому лучшая поэзия - молитва, и лучшая проза - молитва. И по этим молитвам получаем мы.
Истинно верующие поэты и писатели - молитвенники русского народа.
А от неправославных писателей и поэтов /и тем более богоборцев/ - вред большой народу. Нельзя народу их признавать за своих ии терпеть. Их надо бить.
38. lucia : Крыж
2011-06-03 в 11:29

Цена вашим пристрастиям и насоаждениям - грош. Вам сказали, что это хорошо, вам и нравится. Вот и получается компот. Кстати - любовь к бортнянскому действительно обязательна?
37. Венцеслав Крыж : Для справки.
2011-06-03 в 09:41

Прототип доморощенного и, несомненно, языческого «богословия» Толстого Американца содержится в великой индийской поэме Махабхарате. Последняя книга этой великой поэмы «Исход» содержит описанье смерти главных героев.

«Все они шли поспешно, соблюдая уставы йоги;
И Драупади от единенья отторгшись, поникла на землю.
Заметив, что она упала, могучий Брихмасена сказал Дхармарадже:
«Взгляни на Драупади! Эта царевна не совершила беззакония,
Скажи по какой причине она упала на землю, Кришни?»

Юдхиштхира сказал:

«За склонность к явствам и за предпочитанье Дхананджан
Тот плод она ныне вкушает, из людей наилучший.

Затем ученый Сахадэва свалился на землю;
Видя, что он упал, сказал радже Бхима:
«Несебялюбивый, тот, что среди нас всех послушней,
Сын Мадравати, почему он свалился на землю?»

Юдхиштхира сказал:

Он считал, что нет ему равного в познаньи;
За такой грех упал тот княжич.

Вот продолжим этот ряд: по какой причине умерли дети Толстого?
Сей прохвост опивался без меры, жизни отняв у множества тварей,
Посему его дети скончались, так он с Богом сполна расплатился.

Вот это и есть рациональное язычество, которое многие принимают за Православие.

Когда варвары взяли Рим и с чудовищной жестокостью расправились с его гражданами, бл. Августина попросили объяснить это событие с точки зрения Промысла Божьего. Августин на это ответил: «Таким несчастьям приличны долгие стоны, а не длинные объясненья». Вот после этого я хочу сказать, грех может гнездиться всюду, не стоит клясться своим Православием, нужно только просить Бога дать способность осознавать свои грехи.
36. Венцеслав Крыж : Странные аргументы в дискуссии
2011-06-03 в 08:33

Уважаемый Неро, было бы странно ссылаться в качестве богословского авторитета на Федора Толстого, который, к сожаленью, умом не вышел; впрочем, спрос на дураков дело сезонное. Однако хочу Вам заметить, что исповедуемое богословие вышеозначенного дурака Толстого «теперь мы квиты», представляющее собой духовную юриспруденцию, носит чисто языческий характер, преодолеть который невозможно, только отвергнуть. Бог карает пьянчугу Толстого посредством смерти его детей. Мне кажется, Вы в опасности.

P.S. Уважаемая lucia, каждый баран найдет свое стадо, важно другое, чтобы это стадо шло в верном направлении, а не блуждало в трех соснах собственного невежества. Мне, например, нравится иконопись 14-15 века, Пассионы Баха, и о ужас, трагедии Шекспира, также мне нравится Беджамин Бриттен, Рейнер Мария Рильке, Бортнянский и Березовский. Так что же из этого следует, что мне кто-то сказал, что это хорошо, вот я и слушаю? Нет-с, эти авторы доставляют мне эстетическое и духовное наслаждение. Если у Вас другие предпочтенья, то в добрый час, кому-то и Пугачева нравится.

P.S.

Ах, уважаемый простой, как у Вас просты определения, даже как-то слишком. Вы как-то поспешно, очень по-сектантски отказали мне в принадлежности к Православию, хотя я уже 35 лет регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Причем один духовник уже оставил сей мир, другой тоже ушел в небесные селенья, а третий молодой человек очень искренний и твердый в вере. И никто из них не упрекал меня в неправославности. Что же Вы хотите со мной поделать? Я исповедую вероучительные понятия и догматы Семи Вселенских Соборов, а Вы утверждаете, что Вы православный, но ценности у нас оказываются разными. Стало быть, Вы исповедуете какие-то иные ценности. Да, творчество Пушкина или Достоевского не способно в принципе увести от православия. Я вполне могу это постичь. А вот творчество Толстого может, и увело множество людей от Православия. Скажите теперь, что Толстой скверный писатель, тогда лавры нашего доморощенного богослова Федора Толстого перейдут к Вам. Для меня Шекспир и Гете – великие творцы великих вещей, хотя от обоих попахивает серой. Но не обижайтесь, многие наши ревнители не по разуму просто культурно невменяемые люди. Впрочем, думаю, чтобы спастись, не обязательно считать Шекспира и Гете великими. Это дело вкуса. С уважением.
35. простой : 26. Венцеслав Крыж :.
2011-06-03 в 01:59

"Далее выясняется, что сии злонамеренные авторы, сеющие плевелы, которые с корнем решил вырвать преп. Игнатий своей повестью, Пушкин и Лермонтов. Вот суть нашего спора. Я утверждаю, что есть плохая поэзия и проза, и хорошая поэзия и проза. А Православие здесь не причем, равно как и божественная искра. "

Как я и думал.
Ничего с Вами не поделаешь.

Но скажу просто, прямо(слова-синонимы).
У нас разные ценности. Мы, православные, плохое и хорошее не мыслим вне православия.Православие - истина.Путь к вечной жизни.
И свт.Игнатий говорил об этом, обличая конкретные слова и дела конкретных людей в конкретное время.

Вы же, как человек не православный, понимаете это дело буквально.

Творчество Пушкина или Достоевского, хотя и имеет уклоны, не способно в принципе увести от православия. Этого Вы не можете постичь.
Вы к великим можете причислить Шекспира и Гете? Я - нет.
Этим все сказано.
Я сказал тогда ,что не к личности Вашей,
католическому,скорее, сознанию обращаюсь.К Вашим "религиозным истинам" - ведь у православных она одна.
Но Вы тогда не поняли, понятно теперь почему.
С уважением.
34. lucia : Крыж
2011-06-02 в 23:02

@все считают шедеврами, Вы подходите заткнув нос. Вы восстали против общественного мнения, которое на протяжении многих лет создавало образцы@
вот в чем ваша капитальная ошибка. Общественное мнение следует образцам, как стадо баранов за вожаком. но не создает их.
Вот вы явно следуете, поэтому в качестве аргументов используете слова "шедевр", "великий" и т.д. Это ведь вас кто-то научил, а вы повторяете. Кто же они законодатели этих мод, которым вы так усердно следуете?
33. Неро : Не злословим друг друга
2011-06-02 в 22:02

Отнюдь. Перед тем как Федору Толстому превратиться в дурака и обратиться к доморощеному богословию, перед этим пришлось обьездить чуть ли не весь мир и забрать жизни десятка людей. И нет никакого желания ни спорить, ни опровергать или доказывать утверждение отца А.Кураева о том что церкви дураки не нужны. Согласиться что спрос и предложение на дураков дело сезонное - куда бы еще ни шло. Со словами архиманрита Георгия что "христианство не приемлет языческое философское мировоззрение и поэтому не может его принять, а может только преодолеть", но также и "не может поглотить язычество" принимаю на веру истинность сказанного.
И не на этих форумах присутствовал в немом молчании, здесь же помогаю другим домучить прилагательное "русский".
Бескорыстно, то есть - даром.
32. Венцеслав Крыж : Не злословьте друг друга, братия
2011-06-02 в 05:02

У меня складывается впечатление, уважаемый Неро, что Вы духовное лицо. У нашей клерикальной части общества все просто: Федор Михайлович страдал тяжким неизлечимым недугом, поэтому он пришел к Богу. Лев Николаевич отличался отменным природным физическим здоровьем, отчего же и не побунтовать с церковными устоями на забаву-похоть публике. Не знаю, читали ли Вы о том, какой животный ужас вызывала у Толстого мысль о смерти. Дело тут вовсе не в здоровье. Кстати сказать, согласно церковным канонам, отлученным от Церкви царствия Божьего не видать как своих ушей. Что Толстой американец считал смерть своих детей карой Божьей всем известно, равно как и то, что он был дурак, пьяница и дуэлянт. В голове подобного человека подобная духовная юриспруденция может быть и уместна, но православный человек скорее будет плакать о своих детях, чем считать, что он с Богом «квит» посредством смерти своих детей. Вспомните книгу Иова; не тогда Иов был угодником Божиим, когда говорил «Бог дал, Бог взял, благословенно имя Божие», а тогда, когда он сказал «Бог карает невинного, я бы хотел судиться с Господом Богом». Впрочем, это богословие не для широких масс, широкие массы живут доморощенным богословием Федора Толстого, это мне за это, а то ему за то.

P.S. Уважаемая lucia, из Вашего поста я понял, что все относительно, и к некоторым шедеврам, которые все считают шедеврами, Вы подходите заткнув нос. Вы восстали против общественного мнения, которое на протяжении многих лет создавало образцы. Это Ваше святое право, тут возразить нечего. У меня есть знакомый, когда он приходит ко мне в гости и начинает надоедать, я включаю «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха, и его как ветром сдувает. Так что вся относительно…..

Уважаемая Анонимка, с чего это Вы взяли, что я считаю, что Пушкин и Лермонтов не могли быть легкомысленными. Это какой-то странный вывод, напротив того, я считаю, что они могли быть и были кое в чем легкомысленными. А Брянчанинов упрекал их в том, что они злонамеренно сеют терние и волчцы, развращая молодежь. Истоки таланта мне неизвестны, многие говорят, что от Бога, но Бог распределяет оные не по конфессиональным принадлежностям, великие вещи созидали и православные, и католики и протестанты, и, даже страшно сказать, и безбожные атеисты и откровенные еретики. А Вы упрекаете меня в злонамеренности! Ужасно!
31. ветеринар : Люсия
2011-06-02 в 02:05

Поэт ушел не от ответа,
А от отсутствия вопросов...
Охрипший от сырых морозов,
Немой в лучах земного света
Идет легко,
Так песня льется:
От ноты к ноте,
Выше, выше...
Где тонко, там порой не рвется,
Уходит в ультразвук...
Ты слышишь?
Нет,
Только Вечность слышит.
30. Неро : п.29
2011-06-02 в 01:22

Федор Михайлович страдал тяжким неизлечимым недугом (в чем заключалась, по-видимому, одна из причин болезнености восприятия читателем творчества, на западе Достоевский, как ни странно, стал одним из апостолов экзистенциализма). Лев Николаевич отличался отменым природным физическим здоровьем, отчего же и не побунтовать с церковными устоями на забаву-похоть публике. Александр Сергеевич и своим творчеством в том числе как магнитом притянул свинцовую пулю в живот. Царство им небесное!
Вот что интересно. Для творчества Пушкина, Грибоедова, Толстого, Тургенева и прочая послужил прототипом литературных героев мало известный и умудренному с широким кругозором читателю современник. Сын Льва Толстого Сергей даже посвятил ему целое биографическое исследование. Кому? Кто таков? Минуту...
"...<он> твердо уверовал, что Бог наказывает его за грехи молодости. После смерти первенца он даже наложил на себя епитимью: не пить полгода. Держался стоически и только раз, когда после холостой пирушки к нему приехал один из приятелей, попросил: - Дыхни на меня, хоть винца понюхаю..."
Фёдор Иванович Толстй, «Американец» (Путешествовал, был на Аляске, за что и получил прозвище).
Упомяну об одном курьезном, поучительном обстоятельстве его жизни. В молодости он такой прожженный дуэлянт был, что днем с огнем поискать. Судьбе даже было угодно что по чистой случайности не состоялась дуэль, но переросла позднее в продолжительную дружбу, с... Пушкиным! И карты, и пьянство и дебош все было! Каждого убитого на дуэли записывал в тетрадочку с подробным указанием имени и обстоятельств дуэли, каковых накопилось к определенному времени... 11 человек. Женившись в зрелом возрасте на цыганской плясунье Авдотье Тугаевой, пережил впоследствии смерть своих... 11 детей. Тугаева родила двенадцать детей, однако зрелого возраста достигла лишь дочь, Прасковья Фёдоровна.
"Старшая дочь Толстого и Тугаевой Сарра, обладавшая поэтическим даром, но очень болезненная и психически неуравновешенная, умерла в 17 лет от чахотки. Все остальные дети родились мёртвыми или умерли в младенческом возрасте."
Фёдор Иванович считал это карой Божьей, в утешение себе считал на склоне лет что с Богом он теперь "квит".
Вот несколько замечаний о том что подспудно и незримо лежит в основе творчества великих писателей, великих безбожников, о том что глубоко в фундаменте того что мы называем,- иногда по праву, иногда по ошибке - "великое, величие".
Александр Сергеевич по признанию современников высоко ценил книгу Иова, было и такое...
29. lucia : Крыж
2011-06-01 в 23:21

Вы делаете вид. что кто-то не считает что-то шедевром и спорите с этим построением. а тут не о том речь.
Есть совершенно зловонные вещи, мастерски исполненные и их считают шедеврами. и они-таки шедевры, если заткнуть нос. Так что все относительно.
28. Анонимка : 26. Венцеслав Крыж
2011-06-01 в 19:14

Почему некоторые считают, что гений и злодейство не совместимы.
А, Вы считаете , что Пушкин и Лермонтов не могли быть легкомысленными. Вполне обычное явление. Многим молодым людям была свойственна легкомысленность в поступках. Бренчанинов не упрекал их в отсутствии таланта.
Талант от Бога, а уж кто как им воспользуется, во зло или благо, зависит от человека.
Талант не от страстей. Вы злонамеренно все перевираете( это про писульки и шедевры).
27. Бибиков Н.Г. : Венцеславу Крыжу.
2011-06-01 в 11:08

П.26 - поддерживаю почти полностью.Весьма утешен рассуждениями о природе творчества.Не думаю,что многие "литераторы" согласятся с Вами, так как пишут давно и упиваются процессом.
26. Венцеслав Крыж : Не все так простой
2011-06-01 в 09:14

Среди трудов преподобного Игнатия Брянчанинова, которого я почитаю как великого русского святого, есть одна небольшая повесть “Прекрасный Иосиф”. Повесть сия предваряется сообщением, что в последние время в печати появились произведения, в которых откровенно восхваляется и смакуется зло; некие молодые авторы этих сочинений злонамеренно вредят нравственности и религии, “а потому, - говорит преп. Игнатий, - решил я написать повесть “Прекрасный Иосиф”, дабы опровергнуть сих легкомысленных писателей и привлечь молодежь к подлинным ценностям христианства”. Далее выясняется, что сии злонамеренные авторы, сеющие плевелы, которые с корнем решил вырвать преп. Игнатий своей повестью, Пушкин и Лермонтов. Вот суть нашего спора. Я утверждаю, что есть плохая поэзия и проза, и хорошая поэзия и проза. А Православие здесь не причем, равно как и божественная искра. Вы ставите знак равенства между творчеством и божественной искрой, то есть творчество есть проявление божественного начала. Нет! Творчество имеет необъяснимый и страшный исток в бездне человеческой свободы. Творчество привело Достоевского ко Христу, и творчество отторгло Толстого от Церкви. Вы предлагаете переоценку культурных ценностей, сообразно которой «Прекрасный Иосиф» следует считать шедевром, а Евгения Онегина и Демона, так, писульками средней руки. Но культура аскезы, заключающая в себе борьбу со страстями, не может создать великой литературы, которая создана именно страстью. Правильно практикуемая аскеза создает святых, а Вам хочется чтобы она создавала еще великую литературу. Думаю, это ошибка. Перечтите книгу Иова, она содержит все, что нужно знать православному человеку.
25. Неро : 24. Венцеслав Крыж
2011-05-31 в 20:18

Осилить немудрено. Поймите правильно. Православная проза и поэзия есть. И будет существовать не только благодаря, но и вопреки. Но не читается или, что мрачнее, отторгается вот этой подспудной, находящейся по ту сторону уже и не добра-зла, но чуть ли не вживленной нам невесть откуда приставкой "анти". Всё великое имеет божественную искру, мы же ,неизвестно почему, ищем след ангела по размерам величиной с небо, не меньше ,по крайней мере. И не заметив этого огромного по размерам ангельского следа, горюем что не найдено, но должным образом поиск и не продолжен, но даже прекращен. Мир нам ясен. Но ,страным образом, не спешит покориться нам. Оттого возмущение. Как же так? Невинна бумага на которую ложаться наши невинные слова возмущения. Невинно вино, а проклято-виновато пьянство. Великое пьянство страстями, и в Боге оно никогда не будет нуждаться. Величие в этом бурном море-океане спокойному разуму трудно будет сыскать и с многочисленной попытки, мятущему же и сценой величиной с космос не насытиться. При всех наших величайших подвигах духа, тайных и незримых человеку посторонему, Ваш рассказ о человеке покинувшем Родину и трагически погибшем на чужбине, надо сказать, трогателен по-человечески (это там же).
24. Венцеслав Крыж : Надеюсь,
2011-05-31 в 08:24

что вы осилите этот текст http://venceslav.liv...rnal.com/157703.html
23. Венцеслав Крыж : Нет, я не говорю глупостей,
2011-05-31 в 08:07

гораздо чаще мне приходится их читать. Да будет вам известно, что классиков определила история по принципу бездарность остается беззвестной, а творчество гения становятся образцом. Если вы до сих пор не знаете что такое классика, то мне вас жаль. Кроме того, замечу вам, что вы плохо знакомы с учением Церкви. Нет греха непрощаемого, учат нас святые отцы, только хула на Духа Святага не простится человеку. Прошу вас, не учите меня использовать слова, гениальность и прочее. Гения мы можем узнать только по плодам, по продукции, как вы изволили изящно выразиться. Ваши посты вовсе не гарантируют качества продукции.
22. lucia : Крыж
2011-05-31 в 00:17

А кто определил классиков? Не говорите глупостей.
О попе и Балде - просто смешная сказка, которую со смехом цитируют и священники. А Гавриилиада - пусть будет вам по вере вашей. Тогда Пушкин пребывает в аду без шансов.
Не бросайтесь словами типа гениальность. Хоть узнайте что оно значит. Оно вовсе не гарантирует качества продукции.
21. Анонимка : 20. Венцеслав Крыж
2011-05-31 в 00:16

Эко Вас крыжит. Ну можно по человечеси, простым нормальным языком донести свою мысль, если Вы конечно не ангажированы.
20. Венцеслав Крыж : Наставление
2011-05-30 в 22:28

Следуйте классикам, и понятие величия откроется вам.
19. Анонимка : Re: Жажда выражения
2011-05-30 в 14:18

Рекомендую прочитать книгу М.М.Дунаева "Вера в горниле сомнений" о православии и литературе или послушать его аудиолекции. Я думаю, что это очень честно написанная книга.
18. Татьяна : 13. иерей Александр Зайцев
2011-05-30 в 10:27

Да беда не в не в этом. Разные люди, разные книги. Беда в том , что вместо помощи друг другу, мы способны только на осуждение. Вы почитайте комментарии на других страничках. Вместо общего дела какая то грызня. А то и так напишут, что непонятно, о чем сказать хотел. А Вас только и огорчило, что перечислила не так и не тех авторов. Дайте свой список.
17. Венцеслав Крыж : Пушкинистка!
2011-05-30 в 07:31

Гаврилиада написана Пушкиным в дни его молодости. Если и есть какие-то православные филологи, которое это отрицают, то верят им только наивные люди. "Сказка о попе" тоже вышла из под золотого пера Александра Сергеевича, кстати сказать. Вера не индульгенция. Неверующий человек, атеист, может создавать гениальные вещи, а верующий может говорить несусветные глупости.
16. lucia : Крыж
2011-05-29 в 23:52

"Величие" - что Вы под ним понимаете? кто его измеряет? Вы? и чем, позвольте узнать?
15. Аноним : Re: Жажда выражения
2011-05-29 в 23:06

Очень легко отличить писателя нехристианина. в нем нет сострадания и уважения.
14. lucia : Крыж
2011-05-29 в 23:03

Гавриилиада - глупая подделка. Вам любой специалист скажет. Только безграмотный верит, что это перо Пушкина. А Вы правда считатете это золотом? Ну-ну.
13. иерей Александр Зайцев : Ох-ох-ох!
2011-05-29 в 22:43

Вот в этом-то и вся беда, что мы Вознесенскую ставим в один ряд с Шмелёвым...
12. простой : 7. Венцеслав Крыж : Переходить на личности слишком просто......
2011-05-29 в 20:53

"Так что не следует обращаться к личности и злословить ближнего."

Я же в итоге не к личности обращаюсь, жаль что не поняли.
Впрочем, во это:" Они существуют вне религиозных истин" - все объясняет.

Звыняйтэ, дядьку, я думал, шо вы птыця.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме