Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Слово на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича

Святой праведный отец  Иоанн  Кронштадтский, Русская народная линия

Имперский архив / 19.05.2011

Ко дню рождения (6 (19) мая 1868 г.) царя-мученика, Государя Императора Николая Александровича, мы помещаем одно из «Слов» (1897 г.) святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.

Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 6: Слова и поучения, произнесенные в 1896-1901 гг. - Киев: Оранта, 2006), подготовил профессор А.Д.Каплин. Сноски (по техническим причинам) перенесены в текст.

 + + +

 Христос воскресе!

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от во­ды и Духа,

не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть,

а рожденное от Духа есть дух.

(Ин. 3, 5-6).

Государь Император Николай IIСегодня Церковь и Россия празднуют день рожде­ния Государя Императора Николая Александровича. В честь его рождения побеседуем, возлюбленные братия, о нужде и необходимости для всех духовно­го рождения.

Прошу внимания слову истины, ибо Господь гово­рит, и ни одно слово Его не мимо идет. Небо и земля прейдут, но слова Его не прейдут (Мф. 24, 35. Мк. 13, 31). Приведенное изре­чение Господа взято из ночной беседы Его с Никодимом, ученым князем жидовским. Никодим был из числа фарисеев, а фарисеи веровали в воскресение мертвых. Никодима сильно занимал вопрос о том, что именно требуется от него, чтобы удостоиться воскресения праведных и жизни вечной; между тем он мечтал, что войдет в Царствие Небесное по сво­ему происхождению от Авраама и по своему почет­ному положению в народе иудейском, как учитель Израиля. Но Господь разбивает его высокоумие и ложное упование, говоря, что его не спасет ни происхождение, ни его княжеское достоинство, ни ученость и учительское звание, и что для того нужно нечто совсем особенное, чего Никодим не имеет и о чем он и не знает, и не помышляет, а имен­но, что ему нужно родиться свыше от Бога, родить­ся от воды и Духа и что тогда только он может ви­деть Царствие Божие и войти в него, ибо рождение наше плотское есть грех и скверна, а рождение от Духа, то есть от Бога, духовно и свято. Вот учение Самого Господа о нужде и необходимости для чело­века духовного рождения, учение, на основании ко­торого установлено на все века в мире христиан­ском первое по порядку Таинство крещения, в кото­ром мы все родились от Бога, причем дали обеты Богу чрез восприемников хранить и возращать бла­годать рождения от Бога, стараться всегда жить свя­то, как подобает чадам Божиим, и приносить Богу плоды покаяния и добрых дел.

Итак, все мы, возлюбленные братия и сестры, по­лучили от Бога, чрез посредство святой Церкви, ду­ховное рождение и усыновление Богу. Но родились ли мы действительно от Бога, чувствуем ли, ощуща­ем ли в себе плоды духовного рождения, близость к Богу, как чада к отцу, присвояемся ли Ему искрен­нею верою, всегдашнею молитвою, покаянием, вза­имною любовью, правдою, чистотою, кротостью, смирением, послушанием, милосердием? Вот во­просы, властно поставленные пред нами святой Церковью и Словом Божиим. Они должны всегда предноситься пред нами, и мы должны разрешить их на деле, ибо вера без дел и крещение без дел мерт­вы (Иак. 2, 26). Не думаем ли мы, подобно Никодиму, что мы войдем в Царствие Божие по своему христианскому крещению и званию и ради внешней принадлежнос­ти нашей к святой Церкви, без исправления сердца и всей жизни нашей, ради видимого только испол­нения христианского долга? Родились ли мы, повто­ряю, свыше, от Бога? Сделались ли мы новою тва­рью? Отложили ли ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4, 22), стали ли новым тестом, с закваскою в сердце чистоты и истины? (1 Кор. 5, 7-8). А если мы остаемся в сердце со старой закваской злобы и лу­кавства, как говорит святой апостол Павел, то мы еще не родились от Бога, еще мы чада лукавого и творим его пагубную волю. Скрывать греха нече­го: между русскими людьми примечается и очевид­но для всякого общее расслабление и шатание нра­вов во всех сословиях и возрастах, и обоих полах: вольнодумство, стремительность ко всякому безза­конию, в иных гордое хвастовство грехом, в детях непокорность и распущенность, в супругах невер­ность и осквернение святости брачного ложа, во всех - оскудение молитвы и духа молитвенного. Нужно перевоспитание, возрождение человека и общества, исправление частных и общественных недугов, очищение нравов. Иначе мы навлечем на себя гнев Божий и общественные бедствия.

Как всякая общественная должность требует предварительного приготовления и обучения, так, тем более, должность христианская требует непре­станного обучения духовного, образования и воспи­тания по Духу Христову, по духу Его Евангелия, ибо, если... кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его (Рим. 8, 9), то есть не принадлежит Ему, и извергнется вон из царства Его вечного. Должность христианская тре­бует непрестанного покаяния и исправления, так как мы непрестанно согрешаем; требует постоян­ной борьбы с собою, со своим ветхим человеком, тлеющим в похотях прелести, смердящим пред Бо­гом и ангелами; требует преуспеяния в христиан­ских добродетелях, особенно в смирении, простоте и незлобии; если не обратитесь и не будете как дети, - говорит Господь Иисус Христос, - не войдете в Цар­ство Небесное (Мф. 18, 3). Много ныне образованных людей, но воспитанных по Духу Христову, возрожденных, обновленных духовно крайне мало, и многие живут только для здешнего мира, но потеряны для Царст­вия Божия, потому что по гордости, неверию, не­вниманию и нерадению к вере и жизни по вере ли­шают себя его сами. Много званых, а мало избранных (Мф. 20, 16; 22, 14). Мир подобен огромному гумну, в котором собраны вместе и пшеница, и солома, добрые и злые, сыны Божии и сыны лукавого. Готовится общая молотьба и очищение этого всемирного гумна Хозяином и Земледелателем Христом. Лопата Его в руке Его, - говорит святой Предтеча Христа Иоанн, - и Он очи­стит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, всех родившихся от Бога, живших и живущих по Ду­ху Его, а солому, то есть всех нечестивых, неверую­щих и нераскаянных сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12).

Поспешим же, возлюбленные братия, доколе есть время, возродиться в сердце и в душе жизнью по Духу Христову, по Евангелию Его и быть чадами Божиими возлюбленными. Аминь.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. Διονύσιος : Re: Слово на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича
2011-06-06 в 19:01

Николай II и тогдашняя политическая элита самоустранились от управления государством, и окончательно обособились от народа пустив ситуацию на самотек за что и жестоко поплатились это во первых! Во вторых Запад влил огромные деньги в начале ХХ века в Россию, фактически мы полностью зависили экономически от иностранного капиталла (конкретно Немецкого и Английского) и Буржуи могли вертеть Россией как хотели в экономическом плане мы тогда были 100% колонией Европы (как и сейчас в принципе)! Революция национализировала этот капиталл, мало того Россия решила больше не отстаивать экономические и политические интересы Англии на континенте, которая ловко стравливала нас сначала с Французами а потом и с Немцами дабы сохранить свое могущество вот этого Англичане нам никогда не простят. Столыпин был не в состоянии своими реформами в одиночку был не в силах кардинально перевернуть сложившиеся веками устои в стране, что бы не говорили.... Слишком мало было у него времени и слишком Сильно сопротивлялась реформам прогнившая насквозь Политическая элита царской России. его реформы стоило проводить сразу после войны 1812 года, тогда бы может история России была бы не такой страшной. Но никому это было "не надо" ни Западу всеми силами стремившемуся к нашим ресурсам ни нашим Самодурам во власти (в принципе сейчас очень похожая ситуация) в результате мы поимели 1917 год со всеми вытекающими! Революция явилась самым ярким отражением всех социальных проблем того времени, случилось то что случилось Советксикй период нельзя вычеркивать из истории надо изъять из него все самое хорошее, тщательно стараясь не повторить фатальных ошибок! А у нас все как обычно вычеркнуть, уничтожить, заклеймить!
10. Аноним : Re: Слово на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича
2011-05-21 в 17:16

День памяти Святого Праведного Иова Многострадального является и Днём Рождения Святого Царя-Мученика и Великого Страстотерпца Николая II.
Посему - всех с этим великим днём и поздравляю!

Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас!!!
9. Филофей : О календарях
2011-05-20 в 15:08

Григорианский календарь - это "часы", которые спешат в данный момент на 13 суток. На него нельзя ориентироваться даже в астрономических рассчетах. До сих пор даже светские астрономы пользуются так называемыми "юлианскими днями" и "юлианскими периодами". http://www.astronet.ru/db/msg/1172746
8. Г. Кремнев : О чем спор...?
2011-05-20 в 13:21

Если Степан имеет в виду это место из редакторского "вреза" (курсивом) - "Ко дню рождения (6 (19) мая 1868 г.) царя-мученика" - то он совершенно прав.
И нужно это место исправить :)
7. Андрей Иванов : Re: Слово на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича
2011-05-20 в 12:55

Степану Никодимову: С точки зрения современного светского календаря, которым пользуются современные историки, Вы совершенно правы, но с духовной точки зрения - нет. Ибо у нашей Церкви, продолжающей пользоваться Юлианским календарем, день рождения Государя выпадает по-прежнему на 6 мая. Но у тех, кто пользуется Григорианским календарем, этот день является то 18-м, то 19-м числом (а со временем, станет и 20-м), т.е. перемещается на дни памяти совершенно иных святых, что для православных едва ли приемлемо, так как выхолащивает духовную суть многих событий. Так что пусть светские историки ориентируются на современный астрономический календарь, а мы будем ориентироваться на церковный.
6. Степан НИКОДИМОВ : Re: Слово на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича
2011-05-20 в 05:07

Спасибо участникам дискуссии, понимающим, что это далеко не буквоедские придирки.
Ионанне: всё-таки это Игнатьев,паж и генерал, почитайте на досуге его мемуары "Пятьдесят лет в строю".
Андрею Иванову: большевики, как ими и задумывалось, всё запутали. Но где же истина? День Иова Многостарадального в девятнадцатом веке приходился на 6 (18) мая. В нашем столетии и в двадцатом - на 6 (19) мая. Это потому, что Иов появился ещё до Нового завета. Но государь-то родился в девятнадцатом веке. В пересчёте на современный календарь - 18 мая.
Какой может быть иной подход?
5. Андрей Иванов : Степану
2011-05-20 в 00:26

Уважаемый Степан!
Русская Православная Церковь как жила при Юлианском календаре, так и продолжает жить, поэтому как был день рождения Государя 6 мая, так 6 мая и остался - день св. Иова Многострадального. И при определении церковных памятных дат совершенно незачем прибавлять 11, 12 или 13 дней. Нам важнее не астрономические расчеты (к тому же не бесспорные), а дни памяти святых, в которых произошло то или иное событие. Подробнее читайте здесь: http://ruskline.ru/n...goborcheskij_smysl/
4. Иоанна : 1. Степану Никодимову
2011-05-19 в 23:33

Простите, Степан, но это был не граф Игнатьев, а генерал Драгомиров.
3. Степан НИКОДИМОВ : Виктору
2011-05-19 в 16:38

В России григорианский календарь (новый стиль) введен с 14 февраля 1918.
Различие между старым и новым стилями составляет:
в XVIII в. — 11 суток, в XIX в. — 12 суток и в XX в. — 13 суток.
Вот такой отсчёт. Другого ещё историки не придумали.
2. Виктор : Степану
2011-05-19 в 14:12

Государь Николай родился в день памяти св.Иова Многострадального
1. Степан НИКОДИМОВ : О календаре
2011-05-19 в 04:27

Друзья!
Прибавлять в девятнадцатом веке нужно не 13 дней, а 12! Это в двадцатом - 12! Следовательно, день рождения государя - 6(18) мая.
А то получается как у графа Игнатьева, отбившего запоздалую телеграмму по случаю дня рождения императора:
- Четвёртый день пьём за здоровье Вашего императорского величества.
На что был ответ Александра Третьего:
- Пора бы и кончить!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме