11 мая 2011 года в Общественной палате состоялся круглый стол на тему: «Просвещённое родительство». В качестве заявленных организаторов круглого стола выступили МГГУ им. Шолохова, а также фонд «Моё поколение», который является разработчиком скандально известного форсайт-проекта «Детство 2030».
Само понятие «просвещённое родительство» стало вызывать опасение после того, как А. Ф. Радченко, руководитель аппарата Общественной палаты России и один из разработчиков форсайт-проекта «Детство 2030», заявила: «Обучение родительству должно стать, по меньшей мере, доступным. Но в принципе, можно пойти дальше - оно должно стать обязательным. И при соответствующем реформировании органов опеки и социальных служб мы должны будем через какое-то время ставить вопрос об ограничении родителей в своих правах в случае, если не прошли это обучение» (http://2010-2030.ru/about/532/).
О том, что готовящемуся круглому столу придавалось большое значение можно было судить по тому, что первоначально в списке приглашенных фигурировали такие разные, но в то же время известные люди, как советский и российский учёный, телеведущий, профессор С. П. Капица, директор Федерального института развития образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ А.Г. Асмолов, художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Б.Ю. Грачевский, телеведущая и член Комиссии Общественной палаты по образованию Т. К. Канделаки и др.
Особый колорит намечавшемуся мероприятию придавали такие персоны, как первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Н.Н. Карпович, член ОП РФ президент Международной общественной благотворительной организации «Международный женский центр «Будущее женщины» А.В. Очирова, советник ЮНИСЕФ по социальной политике Е.А.Зотова.
А такие имена, как президент Международной методологической ассоциации С.В. Попов (автор форсайт-проекта «Детство-2030»), художественный руководитель проекта «Смешарики» А. В. Прохоров (открыто заявляющий об истинном назначении указанного мультсериала - «изменении сознания наших детей»), генеральный продюсер проекта «Смешарики» И.А. Попов, эксперт Общественной программы «Детство» И.В. Агличева (того самого «форсайта»), отвечали на вопрос о том, какие истинные цели ставятся организаторами мероприятия. Но по каким-то неведомым причинам, будучи заявленными, эти люди 11 мая 2011 года в Общественной палате отсутствовали.
Модератором круглого стола была член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Л.Н. Духанина. Среди участников преобладали специалисты по педагогике, демографии, медицинские работники, руководители родительских образовательных курсов, детских издательств и т.д. Родительскую общественность представляли активисты Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», юрист О. В. Леткова.
Во вступительном слове Л.Н. Духанина обозначила основные проблемы, для обсуждения. По её словам, «в результате разрушения патриархальной семьи, в которой вместе жили несколько поколений, естественные способы передачи от поколения к поколению даже базовых знаний по уходу за ребёнком и его воспитанию оказались практически утерянными. Современным родителям в большинстве случаев приходится самостоятельно искать ответы на множество вопросов, которые встают перед ними каждый день.
Неудивительно, что в последние годы начали появляться разнообразные курсы по подготовке к родам, клубы по обмену родительским опытом, родительские объединения, перинатальные и психологические центры и консультации, огромными тиражами издаются книги по разнообразным воспитательным методикам. Этим же темам посвящено множество интернет-ресурсов, и они имеют очень большую аудиторию.
При этом в настоящее время этот информационный рынок развивается стихийно, вниманию родителей нередко предлагаются противоречащие друг другу, спорные или непроверенные материалы».
По мнению Л. Н. Духаниной, «необходима целенаправленная и последовательная работа по формированию «просвещенного родительства», а «комплекс образовательных инициатив, направленных на повышение родительской компетентности, обеспечение российских родителей знаниями и навыками по уходу за ребёнком, его развитию и образованию должны удовлетворять определённым базовым требованиям, основываться на тщательном экспертном анализе, обсуждении в экспертном сообществе всех разрабатываемых материалов и методик».
Основным докладчиком на тему «Просвещённое родительство в России и мире» выступил журналист А. С. Лысенков. По его словам, успешной является та модель повышения качества родительства, которая применяется в США. Там действуют огромное количество родительских курсов и тренингов, в которых задействовано до 250 тыс. инструкторов и преподавателей.
На вопрос о финансировании этой системы докладчик ответил, что она осуществляется на гранты и частично оплачивается самими родителями.
Впрочем, налицо и заинтересованность со стороны государства, так как, по словам А. С. Лысенкова, за последние пятнадцать лет в результате образовательных программ, направленных не на детей, а именно на родителей, в США удаётся предотвращать межрасовые и социальные столкновения, то есть эти программы направлены на решение политических задач.
С утверждением, что надо заимствовать опыт США, не согласился академик Российской академии образования Б. М. Бим-Бад. Он напомнил, что в России есть собственный опыт родительского всеобуча, когда с 80-х годов XIX-го века во всех женских гимназиях в двух последних классах изучался курс педагогики - очень продуманный и связанный с практикой. По этому курсу были очень хорошие учебные пособия. Этот курс педагогики давал право выпускницам гимназий работать гувернантками, но основной его целью была подготовка к родительству.
О. Л. Лебедь, доцент кафедры социологии, семьи и демографии МГУ, попросила Л.Н. Духанину уточнить, какой смысл вкладывается в понятие «просвещённое родительство», какова его цель, так как без этого вести обсуждение бессмысленно. Л. Н Духанина уклонилась от ответа на этот вопрос, ответив, что это преждевременно, и что она видит свою задачу только в постановке вопроса.
Т. М. Ковалева, профессор, доктор педагогических наук, выразила сомнение, насколько оправдано со стороны государства объявлять какие-то воспитательные методики нормативными, а какие-то маргинальными. По её словам, «вся педагогическая наука состоит из конкурирующих между собой гипотез. Множество созданных по инициативе «снизу» родительских курсов и объединений - это попытка людей найти практический ответ на поставленные современной жизнью вопросы. Не стоит забывать, что многие общепризнанные сегодня педагогические методы в своё время были смелой новацией».
Присутствующие на круглом столе ученые, педагоги и активисты родительских клубов обменялись мнениями о причинах недоверия многих родителей к официальной педагогической науке и увлечения альтернативными методами воспитания, о проблемах современных семей, о необходимости государственной поддержки родительскому движению.
На основании всего сказанного во время круглого стола, обобщив разные мнения, можно сделать следующие выводы.
Необходимо упорядочить деятельность общественных родительских движений и инициатив по родительскому самообразованию.
Если это будет осуществляться путём проведения съездов, конференций, обмена опытом родительских клубов, курсов, в том числе и с привлечением представителей педагогической науки, то это будет способствовать развитию гражданского общества.
Но возможен и другой путь - введение правовых понятий «просвещённое родительство» и «непросвещённое родительство», установление государственного контроля над семейным воспитанием через лицензирование родителей. Это - новшество, радикально меняющее существующие ныне отношения между семьей и государством. В этом случае появляется возможность тотального контроля над семьей, что будет несомненным ущемлением гражданских и родительских прав. Критерии «просвещённого родительства» могут меняться в зависимости от изменения государственной идеологии и политики.
А если «некомпетентных родителей» будут лишать родительских прав? Цитируемое выше высказывание, принадлежащее А.Ф. Радченко, а также практика внедряемой в России ювенальной юстиции дают основания для таких опасений.
По-видимому, именно для продвижения этих инициатив и собирался круглый стол в Общественной палате. Так, в проекте рекомендаций круглого стола Министерству образования и науки РФ было предложено «разработать и утвердить систему государственной сертификации для преподавателей в рамках программы «Просвещенного родительства».
Но наибольшую тревогу у представителей родительской общественности вызвало предложение Правительству Российской Федерации «провести Государственный Совет РФ, посвящённый проблемам семьи, на котором обсудить вопрос об изменении статуса семьи в Семейном кодексе Российской Федерации, а также об устранении правовых несоответствий современному положению семьи, родительства и детства». При этом вопросы необходимости изменения Семейного кодекса и устранения «правовых несоответствий» на круглом столе вообще не поднимались.
К сожалению, трудно отделаться от впечатления, что те деятели Общественной палаты, которые раньше пытались открыто внедрять ювенальную юстицию и разработали чудовищный форсайт-проект «Детство-2030», столкнувшись с сопротивлением общественности, теперь изменили тактику и пытаются проводить свои инициативы путём незаметного изменения законодательства под прикрытием различных общественных мероприятий, большинство из участников которых не имеют никакого понятия об этих планах.
Пресс-служба Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»
e-mail: semlot@yandex.ru