Предисловие от редакции журнала «Благодатный огонь». Накануне Пасхи 2011 года, в Великую Среду, когда Церковь вспоминает предательство Иудой Христа Спасителя: один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф.26,14–16), на сайте Русской Духовной Миссии в Иерусалиме появилась беседа с начальником Миссии архимандритом Исидором (Минаевым) о Благодатном Огне. В этой беседе архимандрит Исидор приводит слова Местоблюстителя Патриаршего престола Иерусалимской Церкви митрополита Петрского Корнилия из его интервью 2001 года программе “GКРIZES ZONES” на греческом телеканале «MEGA». По словам митрополита Корнилия, в случае с Благодатным Огнем, или как его называют по-гречески – Святым Светом, «речь идет о естественном, природном свете, но молитвы, которые читают Патриарх или иной, замещающий его архиерей, освящают этот естественный свет, и вследствие этого он имеет благодать Святого Света. Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения. Но молитвы имеют силу освящать естественный свет, и он становится и сверхъестественным светом. Чудо – в эпиклезе, в молитве архиерея; ею освящается этот свет».
Такой вот сюрприз, «развенчивающий многовековой обман» с чудом Благодатного огня, преподнес православным верующим к празднику Пасхи «просвещённый» Начальник Духовной Миссии в Иерусалиме.
Сразу же эта беседа архимандрита Исидора (Минаева) была растиражирована в нескольких атеистических блогах, в том числе, естественно, и в живом журнале протодиакона Андрея Кураева. А в Великую Субботу, как сообщал наш сайт, по телеканалу НТВ в «Программе Максимум» был показан сюжет о «расследовании великого чуда», не дающего покоя многим безбожникам – схождения Благодатного Огня. В издевательском тоне были высмеяны христианские чудеса: дескать, все «наука» уже «объяснила» естественным образом. Само чудо было, по сути, объявлено обманом и осмеяно. Напомним, что в этой передаче выступали раввин, фокусник, гипнолог, ну и, разумеется, в завершении сам протодьякон Андрей Кураев, который в этой кощунственной программе выступил со своим коронным номером про интервью с Патриархом Иерусалимским...
Впрочем, позицию авторов «Программы Максимум» не стоит отождествлять со всей телекомпанией НТВ, благодаря которой ежегодно миллионы телезрителей могут наблюдать чудо схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня.
В дискуссии о беседе архимандрита Исидора (Минаева) в живом журнале протодиакона Андрея Кураева одним читателем было высказано такое свидетельство:
«...До меня как-то дошел рассказ архиепископа Ставропольского Антония Завгороднего, который в 80-х годах побывал в Великую субботу в храме Гроба Господня. Один из представителей русской миссии провел его в кувуклию сразу после вышедшего оттуда с Огнем в руках иерусалимского Патриарха. По его рассказу, внутри, на гранитной плите были синие огненные шарики, в виде крупной росы, покрывавшие всю поверхность плиты. Сопровождавший его представитель русской миссии, смело окунул владыку Антония лицом в огонь. "Я как бы оказался в ином мире, забыл о времени" – говорил он, а когда его подняли снова, то ощущал необыкновенное чувство соприкосновения с великой святыней. От огня исходил не жар, а как бы легкий ветерок.
Господь сподобил владыку Антония прикоснуться Своей великой святыни незадолго до начала тяжелой болезни и кончины. А ведь известно, что судьбоносные в духовном плане события в жизни человека часто происходят на пороге перехода в Вечность, дабы укрепить и подготовить его.
Так что, если кто-либо "был и ничего не почувствовал, и не увидел", есть повод серьезно задуматься, ведь для тех, кто в Бога не верит, Он и не существует».
Когда после Крестной смерти Спасителя иудейские первосвященники и фарисеи узнали от стражи о чудесном Воскресении Иисуса, то, как повествует евангелист, собравшись со старейшинами и сделав совещание, они довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали – Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня (Мф. 28, 11–15).
В явном чуде Воскресения Христова иудейские первосвященники ничуть не сомневались. Но, исполняя дела отца их диавола – человекоубийцы и отца лжи, они, во избежании невыгодной им огласки истины, заставили лгать и стражу, как ранее, не сомневаясь в воскрешении Лазаря, они все же положили убить его. Если сердце обращено на служение тьме, то даже явные чудеса, противоречащие этому диавольскому служению, просто объявляются «яко не бывшие», хотя негласно они, конечно же, признаются.
Так было во времена Иисуса Христа. Похоже, что таким образом архимандрит Исидор и его немногочисленные единомышленники уподобляются иудейским первосвященникам и христоборцам, веровавшим и трепетавшим от чуда Воскресения Христова, ибо и бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19).
Сейчас время настолько лукаво, что даже человек в рясе может говорить не от себя, а озвучивать волю других сил. Это, возможно, и произошло с Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Исидором (Минаевым).
Ниже мы публикуем статью известного московского пастыря протоиерея Константина Буфеева на эту тему.
Дети внесли в храм Священный Огонь во время пения канона Великой Субботы перед Плащаницей. Были погашены все светильники в алтаре – семисвечник, лампады, свечи на Престоле. Перенесению Господской Плащаницы в алтарь предшествовало внесение в Царские Врата светильника с Благодатным Огнем, благословение от которого получили все молящиеся в храме. Все лампады и свечи в алтаре, в том числе диаконская свеча и трикирий в руке настоятеля, были возжжены от Священного пламени. Крестный ход вокруг храма прошел в великом благоговении и при таком полном безветрии, что ни одна свеча не погасла.
Радость светлой пасхальной ночи охватила весь Приход…
Никто из нас – ни дети, принесшие в храм Благодатный Огонь, ни взрослые прихожане тогда еще не знали о том, что накануне в Великую Среду (в день, когда Иуда Искариот договорился с иудейскими священниками о цене предания на смерть своего Божественного Учителя) начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) дал официальное интервью на тему о Благодатном Огне. Это интервью было подхвачено и растиражировано многими СМИ и в интернете (в частности, в живом журнале протодиакона Андрея Кураева).
Архимандрит Исидор о Благодатном Огне сказал: «Меня вопросы таких чудес не интересуют совершенно... Мне все равно, как появляется этот Огонь. Я не задаюсь вопросом, кто возжег свечи: Бог, Ангел или Патриарх».
Однако отец Исидор появление Благодатного Огня относит все-таки не к Богу и не к Ангелу: «Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения».
Для того чтобы не совсем шокировать верующих подобными кощунственными заявлениями, богоборческая мысль облекается в «благочестивую» упаковку: «И даже если в эту святую минуту в этом святейшем месте Огонь возжигается человеческими руками, он от этого не становится для меня менее священным, чем, если бы он спустился с небес. Я не хочу поджигать себе бороду, испытывая чудесные свойства Огня».
О людях, проявляющих интерес к чуду схождения Благодатного Огня, архимандрит Исидор высказался осуждающе: «Я, конечно, очень не люблю кликушества, из каких бы авторитетных уст оно не происходило».
Если бы это говорил человек, далекий от Церкви, можно было бы воспринимать эти высказывания как проявление неверия и духовной слепоты. Но данная позиция преподносится мiру, как мнение Церкви, как духовно здоровое и «нормальное» отношение к чуду. Из уст начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме безнаказанно исходит откровенная хула на Святого Духа, производится ниспровержение традиции, засвидетельствованной тысячами и миллионами верующих православных людей в течение многих столетий.
Созвучные мысли неоднократно высказывались протодиаконом Андреем Кураевым на его форуме и в многочисленных интервью. Скептическое, сдержанное и даже ироничное отношение к чуду Благодатного Огня характерно для ряда церковных модернистов.
Эта позиция хорошо известна нам из древности. В Евангелии ее выражали иудейские священники, входящие в секту саддукеев. Именно они преобладали в Синедрионе. Саддукеи не верили ни в Ангелов, ни в Воскресение. Как написано в Синаксаре недели о мытаре и фарисее, «саддукеи, иже ниже Воскресению, ниже Ангелу, ниже Духу быти приемляху».
Не верующих в существование Ангелов саддукеев Бог посрамил через Ангелов: Востав же архиерей и вси иже с ним, сущая ересь саддукейская, исполнишася зависти, и возложиша руки своя на апостолы и послаша их в соблюдение общее. Ангел же Господень нощию отверзе двери темницы, извед же их, рече: Идите и ставше глаголите в церкви людям вся глаголы жизни сея (Деян. 5,17-20).
Не верующих в воскрешение мертвых саддукеев Христос посрамил воскрешением Своего друга Лазаря Четверодневного. Однако и это чудо их не убедило. Про таких неверующих сказано в евангельской притче о богатом и Лазаре: Аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16,31).
Злоба и слепота саддукейская заставила их помышлять об убийстве обоих – и Воскресившего, и воскрешенного.
Кайафа, старейший из саддукеев, потребовал от Иисуса: Заклинаю Тя Богом Живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий? (Мф. 27,63) И после ответа Спасителя обратился к Синедриону: Что вам мнится? Они же отвещавше реша: Повинен есть смерти (Мф. 27,66). Именно саддукеи приговорили к смерти Христа за то, что Он свидетельствовал Божественную Истину.
Пытались оболгать еврейские священники-саддукеи и Воскресение Господа Иисуса Христа… И промчеся слово сие во иудеех даже до сего дне (Мф. 28,15).
Саддукеи знали Священное Писание. Знали они и о Воскресении мертвых, и о Неопалимой Купине, в которой Бог явился пророку Моисею. Но они не веровали в силу Живого Бога.
Не верующие в общее воскресение мертвых саддукеи искушали Спасителя выдуманной историей о семерых братьях, последовательно имевших одну жену. На лукавый вопрос: В воскресение которого от седмих будет жена? (Мф. 22,28) Господь ответил: Прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия (Мф. 22,29).
После этого обличения Господь заметил, что Бог Авраама, Исаака и Иакова – несть Бог Бог мертвых, но Бог живых (Мф. 22,32). Примечательно, что эти слова, обличающие саддукеев, Христос произнес, напоминая им о Благодатном Огне Неопалимой Купины, явленной Богом пророку Моисею (Исх. 3,6).
Моисей поверил Богу и выразил готовность исполнить возложенную на него при Купине миссию. При этом он спросил: Аще не уверуют ми, ниже послушают гласа моего, рекут бо яко не явися тебе Бог, что реку к ним? (Исх. 4,1). Вместо ответа Господь дал Моисею благодатную силу явить три знамения, которые убедили евреев довериться посланному от Бога вождю.
Таким образом, во времена Ветхого Завета Бог открылся пророку Моисею в Благодатном Огне. В Новом Завете Христос Спаситель упоминает о Благодатном Огне ради посрамления саддукеев, отрицающих истину Воскресения.
Господь не полемизировал с саддукеями. Это было бесполезно. Когда они видели силу Ангелов – они отрицали существование Ангелов. Когда им предъявлялся факт Воскресения – они отрицали возможность Воскресения. Для них духовной нормой являлась хула на Духа Святого, поэтому Христос Спаситель отказался показать им знамение (кроме знамения Ионы пророка), так как их скептический ответ был предрешен.
Какими были саддукеи во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, такими они остаются и поныне. Но Бог поругаем не бывает.
По свидетельству многих паломников и матушек монахинь, насельниц Горнего монастыря, в Великую Субботу 2011 года после сошествия Благодатного Огня его пламя было не обжигающим и не опаляющим одежду и волосы в течение целых двадцати минут!
От редакции журнала «Благодатный огонь». Все статьи по теме «Благодатный огонь» см.: http://www.blagogon.ru/keywords/3/