7-8 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с первосвятительским визитом впервые посетил Харьков. В последний раз Патриарх Московский был в Харькове после Великой Отечественной. Это был еще Алексий I.
С утра, в субботний день, лил дождь, но к приезду Святейшего владыки тучи, как по приказу, рассеялись, и омытый дождевой водой Харьков предстал во всей красе. У ворот кафедрального Благовещенского собора Святейшего Патриарха встречали стройные ряды представителей казачьих организаций. Вместе с казаками в строю стояли десантники-маргеловцы (десантно-спортивная организация последователей генерала Маргелова, легендарного создателя и командующего ВДВ). Также в почетный караул стали «дроздовцы» (Михаил Дроздовский - генерал Белой Армии - монархист).
ОТ РИМА ВТОРОГО К ТРЕТЬЕМУ
С восьмидесятиметровой колокольни Благовещенского Собора по Харькову разносился праздничный колокольный звон. Собор, возведенный в 1901 году архитектором Ловцовым в русско-византийском стиле, зримо напоминает о древней Византии, которая не погибла бесследно, а как зерно, падши в землю, дала плод во сто крат, став духовным и культурным фундаментом русского Православия.
В XIII веке крестоносцы, позавидовав зримому величию и богатству Византии, соблазнившись, вероломно напали и ограбили великую Православную державу. Пятьдесят лет вывозили материальные ценности, похитили технологии и ученые умы. Они пошли по простому пути и стали известной нам «просвещенной Европой». Им досталось тело Константинополя, но душа Византии соединилась с нами. Литургия, убранство храмов, иконопись, духовная культура, монастырская аскетика, жития святых - все это стало нашим достоянием. Внутренние бытийные основы Русского Мира сотканы из наследия переданного нам Византией, это сокровище требует работы ума и сердца, и оно не приходит приметным образом.
Второй Рим передал историческую миссию Риму Третьему и сейчас в этой цепи Харьков - звено соединительное. Ведь кто знал, что именно в Благовещенском соборе, напоминающем нам о Константинополе, поделившемся с нами спасительной верой Христовой, промыслительным образом, будет покоиться Константинопольский патриарх Афанасий III (Пателарий).
Святитель Афанасий III возглавлял греческую церковь XVII веке, это было тяжелое время притеснений со стороны турецких завоевателей. Руку помощи протянула братская Русская Православная Церковь, в январе 1653 года Цареградский патриарх отправился в Москву. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Малороссию. В конце января Афанасий посетил Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким. От него патриарх получил личное поручение к российскому царю Алексею Михайловичу.
Святитель Афанасий с любовью был принят в Москве царем Алексеем Михайловичем, иерархами Церкви и православным народом. Накануне 1654 года отправился в обратный путь. По некоторым данным, Афанасий принимал участие в Переяславской Раде, а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого. Участвовал в благодатном деле воссоединения русского народа.
На Руси Патриарх-исповедник был канонизирован еще во второй половине XVII века (вскоре после своей блаженной кончины в 1654 году в Мгарском монастыре близ Лубен). Сегодня его нетленные мощи прославлены многими чудесами, к ним приезжают тысячи паломников.
Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Афанасия Патриарха Константинопольского, святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского, и священномученика Александра (Петровского), покоящимся в соборе.
От лица митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима Святейшего Владыку приветствовал викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий, который преподнес Его Святейшеству Образ апостола Иоанна Богослова. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
В своем выступлении Святейший владыка отметил: «Радуюсь неизреченно, что вступил на землю, которая свидетельствовала на протяжении столетий свою верность Православию, свою верность идеалам Святой Руси».
В дар собору Предстоятель Русской Церкви передал образ Спасителя. Всем присутствующим в храме были розданы иконки Воскресения Христова с Патриаршим благословением.
ТОРЖЕСТВА В ЧЕСТЬ 90-ЛЕТИЯ ВЛАДЫКИ НИКОДИМА
В тот же день Патриарх принял участие в торжественном вечере, посвященном 90-летию со дня рождения митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, в Харьковском академическом театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко (ХАТОБ).
Накануне националисты заявляли, что организуют акцию протеста, но Харьковский окружной административный суд политическим силам митинги проводить запретил. Как и перед Благовещенским собором, казаки и десантники-маргеловцы сделали коридор, по которому шли приглашенные в ХАТОБ. Было явно видно, что для некоторых телевизионщиков главным событием был заявленный протест кучки националистов, а не исторический визит Святейшего Патриарха. Но заявленный протест был столь незначителен, что снять его успели лишь те, кто были готовы к этому и заранее направили камеры и фотоаппараты в нужное место. Два человека, прикрывшись украинским флагом, успели выкрикнуть пару лозунгов. Но и тут националисты промахнулись, они перепутали с Патриархом одну из делегаций. Особо усердствовал пожилой человек, но мгновенно окруженный милиционерами нарушитель благочинности был выведен двумя людьми в форме и одним гражданским за пределы пятачка у входа в ХАТОБ и, что глубоко символично, сдан на руки медикам кареты скорой помощи. Казаки и десантники, видя незначительность произошедшего, даже не стали реагировать.
В парке подальше от собравшихся, чтобы ненароком не попасть под руку казаков и десантников-маргеловцев, националисты провели свое гнусное, глумливое действие в духе большевистской антирелигиозной пропаганды. Жаль их, как сказал Господь: «Не ведают что творят».
А в это время, выступая на торжественном вечере, Святейший Патриарх отметил, что «Уроженцу буковинского села владыке Никодиму выпала доля с архипастырским жезлом обойти почти весь мир, утверждая глубокую и всеобъемлющую веру в Бога и людей, доброту, чуткость, порядочность. Более 30 лет руководит владыка Никодим Харьковской епархией. Под его руководством проведено обновление храмов и монастырей епархии, открыта духовная семинария, возобновлен выпуск многих православных периодических изданий. Благодаря ему развивается и утверждается духовная жизнь в Харькове».
Святейший отметил, что владыка Никодим достиг поистине библейского возраста, но одновременно сохранил ясность ума и способность к творческой деятельности.
«Вас искренне любят и уважают окружающие, священнослужители и благочестивый верующий народ. Празднование вашего 90-летия выливается в замечательный церковно-общественный праздник. Так и должно быть, потому что каждый архипастырь помимо того, что он отец вверенного ему народа божьего, он одновременно и человек, несущий ответственность перед Богом и историей за людей, над которым простирается его архипастырский амофор», - подчеркнул патриарх Кирилл.
И вручил орден Русской Православной Церкви Преподобного Серафима Саровского I степени.
Затем выступили представители Президентов России и Украины и вручили награды.
Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир вручил Никодиму Знак отличия предстоятеля Украинской православной церкви.
Последним слово взял сам Митрополит Никодим. Поблагодарив за поздравления и награды, он сказал, что, оглянувшись назад, думает: вот прожил столько лет, а «куда оно прошло, где пролетело». Митрополит напомнил всем, что в служении Богу он хотел принести единство в мире, единство в любви, единство в свободе.
ЗНАМЕНИЯ НА НЕБЕ
Что касается организации встречи Патриарха в Харькове, то многие люди задавались вопросом: неужели нельзя было разместить по городу объявления с расписанием Патриаршего визита? Ведь многие пользовались «испорченным телефоном», бесконечно звонили друг другу, делились слухами, уточняли, что, где и как будет проходить.
Афиши с расписанием визита могли бы сделать это историческое событие фактом общественного сознания и привлечь людей, которые только на пути к православию. Большое количество людей не только воцерковленных, которые узнали об этом событии из объявлений в храмах, но и всех, кто причисляет себя к цивилизационному началу под названием Русский Мир, все кто чувствует себя соотечественником, могли бы стать участниками воскресной праздничной службы 8 мая на площади Свободы.
Утром, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении сонма иерархов и духовенства Украины и России возглавил служение Божественной литургии. С утра лил дождь, небо плотно затянуто тучами, холодно. В 9 утра, на 5-й минуте Патриаршего молебна, дождь прекратился, народ убрал зонты. В 10.20, на молитве «Отче наш», блеснули первые солнечные лучи. Второй раз - на возглас Патриарха о Святых Дарах яркий солнечный свет озарил собравшихся. В третий раз, солнечные лучи пробились, когда запели «Воскресение Христово», а потом солнце просто засияло.
Православные не сомневались - это невидимая рука Ангела, сослужившего Божественную Литургию, дирижировала, управляя движением облаков, все происходило как по нотам.
Во время выступления Святейшего Патриарха холодный пасмурный дождливый день окончательно превратился в солнечный, сияющий, золотой.
К слову, предыдущий раз такой эффект, когда свет явно рассеял тьму, наблюдался нами 26 марта под Изюмом, при освящении памятного знака на месте, где 27 марта 1111 г. войско семи русских князей под водительством Владимира Мономаха разбило половцев. Три часа, пока ехали из Харькова в Изюм, лил дождь, во время освящения памятника вдруг засияло солнце, а потом опять на целый день скрылось за тучами.
СЛОВО ПАСТЫРЯ
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к Блаженнейшему митрополиту Владимиру, митрополиту Никодиму и ко всем верующим.
«С великой радостью я вступил на Харьковскую землю - как уже сказал Блаженнейший, первый раз в своей жизни, хотя много раз думал и даже мечтал о том, чтобы поклониться харьковским святыням и войти под сень Благовещенского собора. И Господь привел меня сюда в день, когда мы празднуем 90-летие старейшего действующего иерарха Русской Православной Церкви Высокопреосвященного митрополита Никодима. Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Блаженство, за те добрые слова, которые Вы сказали. Более же всего за Ваш подвиг предстояния пред Богом за землю Украинскую, за мужество, с которым Вы простираете свой омофор над Украинским Православием, к сожалению, еще разделенным, но по сути своей находящимся под Вашим омофором, потому что и те, кто в заблуждении, и те, кто вне общения, - все они являются чадами Украинской Православной Церкви, и верим, что Господь со временем соединит разделенное и соберет расточенное, чтобы со всей силой проявилась духовная жизнь украинского народа и чтобы на эту силу могли опираться и общество, и государство, в том числе в решении многих проблем, которые сегодня перед ними стоят.
Благодарю Вас сердечно, Ваше Высокопреосвященство, владыка Никодим, за долгий и трудный путь, который Вы прошли в полной верности Христу и Его Церкви. Вы начали свое служение в трудные годы, когда безбожие было официальной идеологией страны. Но даже тогда Вы умели и представлять достойно Церковь нашу за рубежом, в первую очередь на Святой земле, и устроять церковную жизнь в самые трудные годы хрущевских гонений в городе Костроме, отстаивая чудотворный Феодоровский образ Божией Матери («Царей на царство воздвигающая» ею был благословлен на царство Михаил Федорович Романов), сохраняя по возможности храмы от закрытия, соблюдая свою паству. А затем Вы понесли свое служение на далеком латиноамериканском континенте, собирая православных людей, созидая епархию нашей Церкви, и до сих пор с благодарностью вспоминают Вас православные Аргентины за Ваш вклад в их духовную жизнь. Ну а затем служение в Харькове, самые трудные годы во Львове и снова в Харькове. Мы видим, как Вашими трудами сохранилась и приумножилась паства, как Вашими трудами были воздвигнуты новые и восстановлены порушенные Божии храмы.
Может быть, наиболее трудным и одновременно самым сильным моментом в Вашей жизни был 1992 год, когда Вы как старейший иерарх Украинской Православной Церкви приняли на себя ответственность по пресечению раскола, по созыву Харьковского Собора, избравшего Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины.
Вы, владыка Никодим, при жизни своей вписали свое имя в историю Русской Православной Церкви, в историю православной Украины и, не побоюсь сказать, в историю Вселенского Православия. Во многом Вы уподобились своему небесному покровителю - тайному ученику Господа Никодиму. Память праведного Никодима, вместе с Иосифом и вместе с женами-мироносицами, мы празднуем сегодня, во второе воскресенье после Пасхи.
Какой замечательный образ жен-мироносиц! Они были с Господом и Спасителем в Галилее; они сопровождали Его всякий раз, когда Он шел на Пасху в Иерусалим, подвергаясь огромным опасностям; они служили Ему любовью своею, трудом своим, и когда в самый страшный момент земной жизни Спасителя, в момент Его страданий, даже ближайшие ученики покинули Господа, то мироносицы не побоялись. Движимые верой и любовью, они преодолели всякий страх и вместе с Пречистой Матерью Спасителя стояли у Креста, и никакой силой оторвать их от этого Креста было невозможно. И неслучайно, что именно им первым, а не апостолам, явился Воскресший, неслучайно, что именно им Ангел во гробе возгласил весть о Воскресении, и они пошли и сказали апостолам. Они были первыми свидетелями Воскресения, и мы знаем, что, как и апостолы, жены-мироносицы свидетельствовали о Христе Воскресшем даже до конца земли, осуществляя апостольское служение, служение проповеди, свидетельства о том, что Бог воскресил Сына Своего из мертвых и что через смерть и Воскресение Господь Иисус Христос избавил мир от власти греха.
Удивительным образом этот подвиг жен-мироносиц продолжался в Церкви, являясь особенно зримо тогда, когда наступали гонения. Все мы знаем имена святой великомученицы Екатерины, святой великомученицы Варвары, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Эти мученицы с сонмом других мучениц были свидетелями о Христе Воскресшем, не боясь даже смерти и страшных мучений. Кровью своей они засвидетельствовали свое преемство с женами-мироносицами, не убоявшись ни страшных мук, ни притеснений, ни гонений, ни самой смерти. И то же самое произошло и в нашей стране. Когда пастыри и архипастыри во множестве были изолированы от общества, а многие из них преданы мученической смерти - кто остался в народе, свидетельствуя о Христе Воскресшем? Наши бабушки, наши матери, которых не могла остановить никакая мощь атеистического государства. Они не боялись потерять работу, они не боялись потерять свои пенсии, они не боялись потерять очередь на квартиру. Они крестили своих детей, они крестили многих из здесь стоящих, и часто высокопоставленные люди, не имея смелости и дерзновения крестить своих детей, тем не менее, с радостью взирали на подвиг старших поколений в лице своих матерей и бабушек, которые и крестили наш народ.
Их подвиг сохранится на века в нашей памяти, потому что подвигом этим была донесена преемственность в сохранении веры православной до нынешних свободных времен, когда каждый беспрепятственно может и ребенка крестить, и воспитывать его в вере. Но и сейчас хорошо известно, что именно наши бабушки и матери помогают молодому поколению, по крайней мере, тем представителям молодежи, кто готов их слышать, не впасть в пучину греха, не сбиться с жизненного пути. Именно они, воспитывая своих детей и внуков, говорят такие простые слова: «это нехорошо», «так не поступай, - это грех». Может быть, они не всегда могут объяснить эти слова, но они не от своей мудрости черпают, а от великой мудрости, которая хранится в народном предании, в церковном предании, сохраняющем для нас ценности христианского мировоззрения от времен апостолов и даже до наших дней.
А потому сегодняшний день - это подлинно день женщин-христианок, и я кланяюсь всем - и бабушкам, и матерям, и сестрам, кто от начала, с самых трудных для Церкви нашей времен и до сего дня хранит и укрепляет веру православную. И мне остается вместе с выражением моей благодарности призвать вас к тому, чтобы вы никогда не сходили с этого пути, воспитывали в православной вере и детей, и внуков, и стремились оградить общество наше - теми средствами и силами, которые есть у вас, - от всякого приражения греха, столь опасного для жизни человека.
Мы празднуем также память святых праведных Иосифа и Никодима, тайных учеников, которые страха ради иудейска не имели силы примкнуть к апостолам, опасаясь за жизнь свою, за положение свое. Но что же произошло в тот самый момент, когда апостолы разбежались? Кто пошел к Пилату просить тело Иисуса? Праведный Иосиф. Кто погребал Спасителя? Иосиф с Никодимом, и уже не тайно, а открыто отождествляя себя со Страдальцем, принесшим искупительную Жертву. В момент уничижения Спасителя, когда сокрыта была Его Божественная сила, они проявили силу веры, и за это Церковь вспоминает их молитвенно в день святых жен-мироносиц. Так же и в прошедшие трудные времена были тайные ученики, в том числе и среди власть имущих, которые не могли порой прямо и открыто поддерживать Церковь, но которые часто делали то, что могли, чтобы поддержать веру в своем народе. Мы сегодня вспоминаем и жен-мироносиц, и тайных учеников и воздаем им великую благодарность.
Я хотел бы еще раз поблагодарить всех вас, мои дорогие, за вашу веру, за хранение единства Церкви, призвать на вас благословение Божие, чтобы Господь хранил всю нашу Церковь, всю Русь Святую, хранил Украину, хранил в единстве Святое Православие, корнями своими уходящее в Древнюю Русь, чтобы и мы хранили верность Господу и Его Церкви. И верим, что Господь тогда приклонит милость ко всем нам, дарует Свою благодать, а через благодать - и процветание народа Своего».
Патриарший возглас «Христос Вокресе!» отозвался дружным многотысячным «Воистину Воскресе!»
В память о торжестве Святейший Патриарх преподнес митрополиту Никодиму крест и две панагии Богородичного цвета.
По-разному оценивают количество собравшихся на площади людей. Поражает, как влияет на зрение и умение считать отношение к происходящему. Недоброжелатели насчитали не более двух тысяч человек, некоторые сторонники утверждают, что было сорок тысяч. В интернет-пространстве ведутся споры, приводятся разные фотографии, противники Русского Мира в доказательство своих тезисов приводят фотографии, но не уточняют, что эти снимки сделаны в самом начале литургии, когда на площади было несколько тысяч человек. По своему наблюдению скажу, что к концу службы самая большая в Европе площадь была практически заполнена.
ПОЧИТАНИЕ ПОДВИГА
По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к мемориалу Славы, после чего была пропета «Вечная память» павшим в годы войны.
Затем Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к ветеранам и всем присутствующим:
«Конечно, мы вспоминаем сегодня героев, которых хорошо знает народ, но Церковь вспоминает не только тех, кто известен, но и всех тех, о ком память не сохранилась, чьи останки не найдены, кто погиб в годы Великой Отечественной войны от случайной пули, от бомбежки, от прицельного огня, от голода, ран, страданий. Мы молимся, чтобы Господь принял этих людей в свои обители, потому что они подлинные защитники всех нас; и верим, что именно так и будет, потому что высочайшая заповедь Божия, требующая отдачи всех сил, есть заповедь блажен тот, кто душу свою отдает за ближних своих (см. Ин. 15:13). На этом и основывается почитание подвига тех, кто умер, защищая свое Отечество.
Пусть же память их будет в род и род. Пусть никто и никогда не осмелится посягать на эту память зловредными вымыслами, убогими, карикатурными, оскорбительными нападками. Церковь будет всегда хранить эту память и воспитывать в этой памяти все новые и новые поколения людей».
Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Харьковское епархиальное управление, где осмотрел помещение, в котором в 1992 году проходил Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, избравший Предстоятелем Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана). Здесь состоялась теплая беседа Его Святейшества с митрополитом Никодимом.
КНИГА НА ВСЕ ВРЕМЕНА
В Ветхозаветной книге пророка Иоиля есть потрясающее пророчество о нисхождение Духа Божьего на народ Божий. Так описывается «День Господень» «великий и страшный».
Иоиль призывает к сохранению веры и к покаянию, к выходу из состояния нравственного сна; он испытывает радостное предвосхищение спасения Господом народа Божьего. Книга пророка Иоиля проникнута ожиданием пришествия Бога и Его суда.
Вслед за призывом покаяния пророк предсказывает возрождение и благоденствие(2:18-26).
Предсказание дня Господня, спасения и суда Божьего, в книге Иоиля особенно ярко представлено, - день Господень это и радость и горе. Первое пророчество, связанное с ним, - это пророчество о нисхождение Духа Божьего на Его народ (2:28-29). Если прежде Дух Божий сходил только на избранных (пророков, назареев, царей), то в день Господень весь народ Божий будет наделен этим даром.
Он описывает время после плена Вавилонского. И действительно, если перенестись в наши реалии, то, как тут не вспомнить времена оранжевого психоза, - многим трудно было поверить, что на этом же месте вскоре будет служить Святейший Патриарх.
Небольшая, (всего три главы) но потрясающая по красоте и глубине слога книга пророка Иоиля отличается чистотою, простотою и ясностью.
В ней лучше всего отражена суть того, что произошло в эти памятные Победные дни на Харьковской земле.
«Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» - говорит Иоиль.
И взывает к народу: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии».
«Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?»
«И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой».
«И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.»
«...излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения».
«И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма».
«Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный».
И «всякий, кто призовет имя Господне, спасется...»
«Великий и страшный» - какие поразительно точные слова.
Как они звучат в эти майские дни, когда мы перелистываем трагические и героические страницы Великой Отечественной войны. Вспоминаем и грех богоотступничества, и наказание и покаяние и знамение милости Божией. Ведь 6 мая в 1945 году на день Георгия Победоносца, на день фактической капитуляции выпало Пасхальное торжество.
Каждый год мы заново переживаем День Победы, а в этом году на День Победы Харьков удостоился Патриаршего Благословения.
День Великой Победы - это День Господень в нашей истории.