Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Человек в многокультурном мире

Архимандрит  Георгий  (Шестун), Русская народная линия

14.05.2011

Каждый человек, рождаясь в этот мир, несет в себе плоть, кровь и дух своего народа. Он с молоком матери впитывает свою национальную культуру, осваивает родной язык. Уклад жизни и ценности народа становятся его собственным образом жизни. Мир национальной культуры встречает человека при его переходе от небытия к бытию.

Более ста пятидесяти национальностей сохранило Российское государство за свою тысячелетнюю историю. В Конституции Российской Федерации подчеркнуты многонациональный характер народа России, общность его судьбы на своей земле, исторически сложившееся государственное единство. Объединяет народ и делает его единым жизнь в одной из цивилизаций, существующих в современном мире, в одной общей для всех культуре, освоение одного общего для всех языка. Каждый человек, каждая семья одновременно погружены в мир национальной и в мир цивилизационной культуры.

Для большинства граждан любого государства, в том числе и России, культура национальная и культура цивилизационная совпадают. Если национальные и цивилизационные основы жизни различаются, то возможны различные варианты совместного жизнеустроения. Европейские государства чаще всего решали эту проблему путем ассимиляции малых народов или их содержания за счет государства без попыток включения в общую жизнь. Первый вариант привел в процессе исторического развития Европы, да и не только Европы, но и Америки к потере многих малых народов, что значительно обедняет культуру цивилизации, придавая ей более приземленный и рационалистический характер. Второй вариант приводит к напряжению отношений между народом - носителем культуры цивилизации и другими жителями государства. Последние события в Европе показывают, к каким тяжелым последствиям может привести отсутствие реальных механизмов включения всех в общее бытие государства как единого многонационального народа.

Современное открытое общество дает возможность каждому человеку быть включенным и в процессы, которые выходят за рамки жизни конкретного государства. Такие процессы принято называть глобалистическими. Основным, центральным понятием для доктрины глобализма является «глобальная цивилизация». Это понятие выработалось в русле так называемой «давосской культуры» - социально-культурного феномена, получившего свое название по имени города Давос (Швейцария), где проходит ежегодный Всемирный экономический форум, собирающий тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов, журналистов из разных стран. Общими признаками представителей «давосской культуры» являются высокий уровень образованности, преимущественно в сфере естественных или социальных наук, бизнеса и юриспруденции, свободное владение английским языком, включенность в практику правительственной деятельности, менеджмента, международных академических и финансовых институтов, высокая степень мобильности за пределами собственной страны. Носители «давосской культуры» принимают определенные теоретические допущения и ценности, такие, как индивидуализм, рыночная экономика, политическая демократия, выработанные в русле развития западной цивилизации. «Давосская культура» ограничивается рамками западного мира, то есть охватывает не более одной шестой части населения планеты, за пределами западного мира нормы и ценности «давосской культуры» разделяют не более одного процента населения, в основном представители национальных политических элит. Тем не менее влияние на мировые процессы представителей и сторонников универсальной цивилизации достаточно заметно, поэтому мы должны это учитывать.

Культурное многообразие мира продолжает сохраняться и в современную эпоху. Процесс взаимодействия культур и цивилизаций имел место на протяжении всей истории человечества. В наше время наблюдается повышение интенсивности этого процесса, что ни в коем случае не противоречит сохранению религиозных и этнических традиций и культурных различий народов.

Мы можем говорить о том, что современный человек живет в многообразном поликультурном мире. В этом многообразии мы выделяем основные элементы, связанные иерархическими отношениями. Включенность в полноту культурного бытия происходит через освоение национальной культуры, культуры цивилизации и с учетом глобалистических тенденций, происходящих в современном мире, выраженных в элементах «давосской культуры». Система образования общества наряду с семьей должны обеспечить полноту вхождения каждого человека в этот многообразный мир различных культур.

С.И. Гессен в первой половине XX века утверждал, что «цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно - образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества - значит понять строй его жизни». Целями воспитания и образования в нашем Отечестве в XX веке являлись воспитание «нового человека» и формирование новой общности под названием «советский народ». Ради достижения этих целей из образовательного пространства исключалось практически все, что касалось национальных культур, а культура цивилизации была заменена некой идеологизированной субкультурой, представляющей собой синкретическую связь некоторых элементов культуры цивилизации в сочетании с рационализированным, атеистическим и внеисторическим контекстом трактовки истории культуры и традиции. От мировых процессов человек ограждался так называемым «железным занавесом». Таким образом, человек отрывался от всех корней, связывающих и питающих его, от национального бытия, народного единения и мирового сообщества.

В современной системе образования мы также наблюдаем уход от полноты решения поставленных проблем, и это касается не только России, но и большинства развитых стран. Обычно преобладают два подхода: уход в сторону национального образования или принятие за основу цели и содержания образования глобалистических тенденций. И тот и другой подходы порождают социальное напряжение в обществе, противопоставляя или уравнивая национальную культуру, культуру цивилизации, в лоне которой создавалось и крепло государство, и формирующуюся культуру мирового сообщества.

Опираясь на многовековой опыт жизнеустроения многонационального народа России, мы выделяем три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями:

1. Национальное образование и воспитание. Освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни, родной веры («национальное бытие»);

2. Народное, или государственное, и цивилизационное образование и воспитание. Освоение общей для всех государствообразующей культуры, единого языка, социальных отношений, правовых и этических норм общей для всех цивилизации. Знание уклада жизни государствообразующего народа, его ценностей и веры («народное единение»);

3. Мировое, или глобалистическое, образование и воспитание. Освоение языка, этикета и основ знаний, необходимых для вхождения в мировое сообщество («давосская культура»).

Для нас важен механизм органического единения этих трех элементов в образовательном пространстве современной России - механизм, позволяющий во всей полноте воплотить в жизни народа такие конституционные нормы, как утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства, равноправия и самоопределения народов; почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества.

Национальное воспитание и образование начинается в семье и может быть продолжено в системе дошкольного и дополнительного образования. Освоение национального уклада жизни и духовно-нравственных ценностей может происходить в национальных и конфессиональных учебных заведениях. Национальное воспитание и образование позволяет в рамках своей культурно-исторической и религиозной традиции освоить передачу опыта духовной жизни. Рассматривая духовно-нравственное становление личности, мы можем говорить о возможности именно духовного становления как реальной энергийной основы бытия человека только в процессе освоения национально-религиозной культуры и уклада жизни народа. Для государствообразующего народа, культура которого и является общей культурой для всей цивилизации, также важно и национальное воспитание и образование.

Народное, или государственное, и цивилизационное воспитание и образование осуществляется в государственной системе образования, или, как мы привыкли говорить, в светской системе образования. Она обеспечивает наряду с изучением основ наук и изучение нравственных норм и ценностей, культуры, общих для всего многонационального народа и сложившихся в процессе его многовекового бытия, а также знакомит с укладом жизни и религиозными воззрениями государствообразующего этноса.

В современном мире любое сообщество, которое живет в границах единого государства, является многонациональным. Государство как хранитель цивилизационной культуры, в лоне которой оно формировалось, решает три основные задачи:

1. Сохранение многонационального и многокультурного богатства входящих в цивилизацию этносов;

2. Объединение различных этносов в единый многонациональный народ как носитель цивилизационной культуры;

3. Обеспечение каждому гражданину государства возможности выхода в мировое сообщество как носителя своей национальной и цивилизационной культуры.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 16

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

16. Жегя : Re: Человек в многокультурном мире
2011-05-25 в 06:38

Анониму 12
Вы перепутали, я всегда называюсь своим именем. И я только что пришла. Хорошая статья, к стати.
15. скептик : Re: Человек в многокультурном мире
2011-05-19 в 16:11

нормальная статья.

некоторые моменты непонятны (за пределами западного мира нормы и ценности «давосской культуры» разделяют не более одного процента населения), а в целом читабельно и понятно.
14. Владимир : Вопросы к о.Георгию
2011-05-19 в 15:02

...кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром (2Кор.6:14-16)

- Нельзя ли выработанной "давосской культуре" противопоставить высокий культурный уровень национальной образованноси, растущий на лозе Христовой, а не в терниях глобализма?

- Что будем делать, когда количественно "государствообразующий этнос" будет представлять уже не русский народ? Учиться уважительно разуваться в мечети?
А если количественно 50/50 будут преобладать "южане" и китайцы? Поделим страну на территории, сферы влияния? Тогда вся "политкорректная" культура сводится к "договоренности" братков на стрелке?
13. Александр : 1. тов.Сухов : Статья вполне в духе времени
2011-05-17 в 17:13

В этой связи зампред ОВЦС МП напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им летом прошлого года на Соловках: «Самое отвратительное в Церкви - это монашеский карьеризм», - подчеркнул тогда Предстоятель РПЦ, пожелавший послать «очень ясный сигнал всем нашим монахам, у которых голова от архиерейства кругом идет и которые считают, что жизнь не состоялась, если к тридцати годами они еще не архимандриты».

можно и здесь применить слова патриарха

печально но факт
12. Аноним : на 11 Анонимке
2011-05-17 в 14:08

Увы, Женя, пусть будет по-вашему.
11. Анонимка : Анониму
2011-05-16 в 23:16

Простите, но это уже диагноз или действие грибов, вами рекомендованых. Ладно глючит, но смотрите не отравитесь.
Такой юмор Вас устраивает.
10. Аноним : 8 Анонимка
2011-05-16 в 21:57

Адвакат, адвакат.
Какая ж желчность и зависть в известной ПРИТЧЕ?

А погубить другого весьма может Ваше отсутствие чувства юмора.
"Будьте как дети!" - сказал аноним-адвакат Сухова - анонимке и увяз по ... Вам по пояс будет.
9. lucia : Re: Человек в многокультурном мире
2011-05-16 в 21:28

Да просто-напросто тов.Сухов коммунист и этого не скрывает. А пролетариату любое оружие сгодится. Потому он сейчас как бы православный, а углубляться ему зачем? Ведь я не исказила Вашу позицию, тов.Сухов?
8. Анонимка : 7. Аноним :
2011-05-16 в 19:17

Зависть и желчность Вас определенно погубят.
Или Вы и Сухов это одно и то же лицо, или Вы адвокот Сухова?
Очень огорчает, что любой доброжелательный посыл вызывает чувство необъяснимой раздражительности у определенных коментаторов. Жаль ,жаль, искренне жаль.
7. Аноним : тов. Сухов и Анонимка
2011-05-16 в 01:36

Один товарищ застоялся на месте в болоте и увяз по самые колена. Одна анонимка решила помочь, взялась советовать, и товарищ увяз по пояс. Тогда она стала тащить его из болота и товарищ увяз по самое горло.
Вопрос: насколько увязла анонимка?.
Ответ: не учи ученого, поешь грибов сушеного.
6. Анонимка : 5. тов.Сухов
2011-05-15 в 20:29

Не смею поучать, и наставлять, и давать советы, поскольку не знаю Вас. Но но тем не мене пару строк все таки напишу.
Хотела порекомендовать прочитать статью Покровского "Русский стиль", но Вы уже там оставили свой комментарий: "...сложно, непонятно, не дочитал. " Хотела порекомендовать Игнатия Брянчанинова, но думаю, тоже не дочитаете.
Может проблема не в православии, а в том, что у Вас мало знаний и опыта, некая леность и ощущение что Вы правы в своем видении православия и не хотите его менять, нет наставника, который помог бы Вам найти верный путь. Мне жаль. И я Вам не смогу помочь. Простите, если все -таки мои строчки как то огорчили Вас.
5. тов.Сухов : 3. Анонимка
2011-05-14 в 23:34

А что Вы можете сами?

Ну что могу? Могу сходить на пикет против парада содомитов. Разогнать этот парад уже не могу - тут большая политика.

А ещё, сестра, не могу я святоотеческую литературу ну никак согласовать с сегодняшним днём. И не только с сегодняшним, но даже с днями отречения царя не могу согласовать. Поэтому и воцерковиться в полной мере я не могу, хотя кое-что, видит Бог, для этого делаю. Подозреваю также, что таких много (хотя не все могут сформулировать). По моему разумению, распространяемая сегодня версия православия больше похожа на всё тот же опиум, чем на что-то действительно жизненное.
4. Тверитянин : У глобалистов есть цивилизация, но нет и не может быть КУЛЬТУРЫ
2011-05-14 в 20:28

Уважаемый отец Георгий, Ваша концепция "многокультурного мира" действительно "политкорректна",по-своему убедительна и даёт шанс для выхода из того страшного "культурно-го" кризиса, в который вогнали нас теже глобалисты, захватившие рычаги образования, из знаменитого города Давоса, чью культуру Вы предлагаете изучать и частью заимствовать?! Последене мне представляется опасной ошибкой: т.н."давосская культура" -это "классическое" воплощение потребительского БЕЗДУХОВНОГО образа жизни и мысли, когда т.н. общая образованность служит исключительно целям прагматическим, когда ловкачество, двой-
ные стандарты, лукавая дипломатия и т.п. засло-
няют подлиную (национальную)культуру, её подавляют и подменяют... Только носители своей
собственной "нецивиливизованной" культуры способны стать защитниками своего Отечества,
которое СЕГОДНЯ В ОПАСНОСТИ, и которое нам всем вместе придётся защищать в ближайшем бу-
дущем, а те, что прогнозируют уход в мировое сообщество пусть уходят уже сегодня: здесь их
никто не удерживает...
3. Анонимка : тов.Сухов
2011-05-14 в 13:43

Статья нормальная. Он пишет о том, как должно быть, а не что происходит.
Да русский народ губят целеноправленно. Но мы сами то когда очнемся от этого советского и перестроечного дурмана.
Воспитание начинается в семье. И сейчас как никогда семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Мы перестали рассказывать и читать детям, русские сказки, давно не слышно русских песен,дети незнают русских героев, истории и многое другое.А должно начинается это все в семье, а не из СМИ и школы,которая только учит детей, но не воспитывает. Этническая оккупация началась еще в 17 году. Потомки большевиков и сейчас стоят и у власти и детей воспитывают в ненависти к русским. Вон сын Немцова назвал Россию -эта страна(ни Родина,не Отечество). Зрительные залы забиты просмотром петросянов, кривых зеркал, разных нерусских юмористов. Вот кто нас и наших детей воспитывает.
И зря Вы обвиняете Церковь, что Она усыпляет народ. Не надо судить только по внешнему. Займитесь самообразованием. Почитаете святоотеческую литературу, поймите Дух и Душу Церкви.
Вы все от кого то, что то ждете. А что Вы можете сами?
2. Дальняя : Вопрос к о.Георгию
2011-05-14 в 13:29

Уважаемый о.Георгий! У нас тут Ваши последователи пытаются приложить к практике идеи поликультурности. Но ведь Вы говорите о культурах народов, много веков проживших в одном государстве. А как же быть с китайцами? Насколько возможно говорить об иерархии элементов культурно-образовательного пространства в приложении к тем, кто практически ведет захват нашей территории? Силы очень неравны, мы давно и страшно проигрываем.
1. тов.Сухов : Статья вполне в духе времени
2011-05-14 в 10:24

Статья игумена Георгия политкорректна, вполне в духе времени и поэтому оставляет тяжкое впечатление. Почему?
А что такое многокультурный мир в России? Судя по фактам, это разрушение духовного и материального фундамента существование русского этноса. Государственная власть захвачена предателями. Стране отведена роль донора для западного мира и собственных озверевших диаспор. Идёт массированная этническая оккупация. Везде бьют, грабят, унижают, спаивают, развращают, обманывают и просто убивают русских. Китай открыто заявляет права на "северные провинции" и упорно работает в этом направлении. Диаспоры размножаются, русские вымирают. Руководство процессом уничтожением страны осуществляется из-за рубежа. А РПЦ в сложившейся обстановке занято отстаиванием своих корпоративных интересов, убаюкиванием народа и религиозным прожектёрством. Что впереди - думать вообще не хочется.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме