Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Мечты напрасные...»

Геннадий  Сазонов, Русская народная линия

Русская цивилизация и Запад - конкурс / 06.05.2011


Сочинение на конкурс «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть» …

1

ВИДЕНИЕ НА ХОЛМЕ

Геннадий Алексеевич СазоновС высокого холма, куда взошел я на закате, далеко были видны окрестности. Впереди, насколько хватало взгляда, лежало широкое поле; за ним зеленел перелесок; дальше, на возвышенности, темнели избы деревеньки. По сторонам, будто в дозоре, стояли хвойные рощи, через них стрелой пролегла автотрасса, откуда долетал гул моторов. Слабый машинный гул перебивали звоны вечернего колокола из сельской церкви, которая одна сохранилась на всю округу от времен богоборчества...

Необъятность простора вместе с сиреневым небом и малиновыми разводами заката, колокольный звон, несущий душе тайную радостью, деревенька, поле, лес - все, собранное сердцем воедино, чудилось выражением облика России; облика разного, не однозначного, древнего и нового. Но, в первую голову - облика неповторимого!

В самом деле, разве вон тот лесной окоем с быстро бегущей речушкой внизу, с плакучими березами на берегу, похож на что-то? Нет, он - единственный в своем роде! И холм, где я стоял, и хвойный дозор, и любая ветка, и стебелек ржи, чудом оказавшийся у моих ног, подтверждали свою неповторимость. Сколько листьев на той плакучей березе - тысячи, и не один из них, если сравнить, в точности не воспроизводит другой.

Если уж зеленые «существа», суть «бессловесные твари», обладают «особинкой», то о душе человеческой, Богом наделенной Словом и чувством, и говорить нечего. «Незримые нити» связывают ее с беспредельным мирозданьем, при помощи благодати, подаваемой Свыше, она способна «перемещаться» из настоящего в прошлое и будущее.

Дико, странно иногда слышать, что ныне душу, «гражданку небес», особенно в «культурном Западе», хотят низвести до уровня «товара», изъять из тела, разъять, как атом, приравнять к «скотскому удовольствию». Подтверждений тому, как говорится, море, и одно из них - творчество и антихристианская кончина «короля попсы» американца Майкла Джексона...

Неохотно переходил я мысленно к суетливо бегущему бытию, и думал о том, что жизнь России начала ХХI века в чем-то сродни пестроте увиденной с холма природы. В политике, культуре, экономике, социальных запросах и повседневности. Это, наверное, по-своему неплохо. По крайней мере, если такое разнообразие соотнести с однотонностью той партийности, что была в стране, скажем, тридцать лет назад. Да, и она, вне сомнения, несла положительные черты, их не следует забывать и утрачивать. Но все же та однотонность была и определенным «ограничителем» для большинства людей.

Теперь - широкий разброс мнений, суждений, порой крайних, противоположных, даже исключающих друг друга. Как правило, «разброс» - на «корявом» русском языке, с ошибками грамматическими и смысловыми, с изрядной долей трудно объяснимой озлобленности или наглой русофобии. Иногда все это дает повод некоторым людям рассуждать о том, что в стране произошла полная потеря ценностных ориентиров. В итоге такой потери в политике господствует слабость, в культуре и искусстве - примитив, в экономике - добывание «денег из воздуха», в социальной сфере - гонка за потреблением и развлечением...

Посмотрим правде в глаза: пожалуй, во многом так оно и есть!

Но не будем торопиться заказывать «похоронный марш» родной стране. Хочу напомнить: увы, подобные оценки - не новость! Достаточно вспомнить ситуацию первых десятилетий ХХ века, когда происходила ломка общественных отношений. И тогда звучали сетования о «гибели Святой Руси» («...пропала, пропала Рассея, погибла кормилица-Русь...», Сергей Есенин в поэме «Анна Снегина»); «забвении Православия», «уничтожении русской культуры», «необходимости учиться у Запада» и всяком прочем в том же духе...

Иными словами, в истории кое-что повторяется!

История!

Боже мой, каким же предметом «торга» стала она ныне! Ее обновляют, искажают, переписывают... Конца этому «упорному труду» не видно! Что мы знаем об истории своего народа? Здесь больше нигилизма, чем знаний и истины. В свое время большевики, взяв власть в октябре 1917 года, принялись утверждать, что до них «ничего не было», мол, история страны началась с «диктатуры пролетариата». А куда же делись девять веков, предшествующих тому, с огромным количеством событий, имен, дат и фактов? Новоявленные политики умалчивали. Но бытие истории невозможно «навсегда замолчать», сие не зависит от людского произвола.

Нечто похожее произошло и в конце того же века, когда социалистический строй демонтировали, и новоявленные демократы стали кричать, что в России «ничего нет» - ни законов, ни рыночной экономики, ни культуры, ни федерализма, ни истории...

Уж истории-то - в первую очередь.

Вот были Древний Египет, Древняя Греция, древний Вавилон... А мы тогда где были? «Нас ледником накрыло, - иронизировал знакомый профессор истории, когда я заговорил с ним на эту тему, - под валунами мы сидели и мякину жевали. Ну, а если серьезно, вот вам факт. Недавно под Владимиром (бывшая столица средневековой Руси - Г.С.) археологи откопали стоянку, подтверждающую, что люди на этой территории хозяйствовали тридцать тысяч (!) лет назад. Нам же все время говорили, что «нас не было»...

...Когда я любовался уходящим закатом, дивными красками, что играли над полем и лесом, да вспомнил разговор с профессором, мне представилось с высокого холма как бы видение. Перед ликом Вечности история моей самой горячей любви - России, предстояла единым ЦЕЛЫМ, ее нельзя было рвать на «куски», жонглировать «кусками» ради услаждения чьих-то тщеславных вожделений, корыстных сиюминутных интересов. В этой целой, всеобъемлющей отечественной Истории многие события и явления невозможно понять и объяснить без мистического аспекта, то есть - Божественного Промысла. Вспомните, как купола и стены древних храмов соединяли и держали мощные кованые железные опоры. Так и здесь: Божественный Промысел, словно стержень-каркас, пронизывал историю Отечества, не давал и не дает рассыпаться ей в прах...

В чем суть «стрежня» в нашем, человеческом понимании?

С высоты холма мне открывались глубины отлетевших веков,

чудилось самое-самое Начало. Виделись каменные деревни веселых, жизнерадостных Ариев. «Арии на древнем языке, на котором они говорили, означало - почтенные, превосходные. Действительно, Арии выделялись из всех остальных обитателей земли того времени как своей силой, ростом, стройностью и красотой, так и особенно благородством своих душевных свойств. Несмотря на то, что в те отдаленные времена, за несколько тысячелетий до рождения нашего Спасителя, проповедовавшего любовь к ближнему, всюду господствовала чрезвычайная жестокость нравов, среди Ариев, наряду с этой жестокостью нравов, высоко ценились и уважались те душевные качества, которые и ныне составляют принадлежность всякого человека с благородной душою: храбрость и честность.». 1/

Далее исследовать отмечал, что главным имуществом и богатством ариев был многочисленный домашний скот, они успешно вели земледелие, знали десятки ремесел, в том числе - отделку золота, серебра и меди, занимались охотой и рыболовством, умели плавать в ладьях. Иными словами, они были созидателями, а не разрушителями. И еще важное добавление: «Все наши предки также верили во всемогущего Бога, который у них назывался тем же словом Бог, и поклонялись светлому небу - Диву, солнцу, заре, огню, ветру и матери-земле...» 2/.

С определенной долей вероятности можно утверждать: стержень повседневного бытия арией составляла божественная Вера.

...В череде веков взору представлялись и необъятные просторы Скифии. Вроде бы, странно, на первый взгляд, но это так: скифы хранили главную традицию ариев. «Известия о частных обращениях жителей южной Руси к христианству начинаются с IV века. Блаженный Иероним писал: «Гунны изучают псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска рыжих и белокурых гетов и даков носят за собою походные храмы». Из этих слов видно, что под именем холодной Скифии нужно разуметь ту, которая простиралась от левого берега Дуная до Дона, где, по свидетельству древних, еще с I века по Р.Х. обитали славяне...» 3/

В чем «огонь веры истинной» у скифов? Предполагаю, он выражался верою:

- в Бога;

- в храбрость, благородство, честность;

- в жизнь, что дороже злата;

- в загробную участь всякого.

У скифов, как и у ариев, корысть, стяжание, наживание богатства любой ценой не были целями земного существования...

Так было в «мрачной глубине веков...»

... Наконец, возьмем эпоху, более близкую нам, когда мужал литературный и богословский гений Святителя Игнатия. Обласканный самим будущим императором Николаем I, будучи его стипендиатом и успешным студентом Главного Военно-Инженерного училища в Санкт-Петербурге, Дмитрий Брянчанинов вспоминал: «Пред взором ума уже были грани знаний человеческих в высших окончательных науках. Пришедши к граням этим, я спрашивал у наук: что вы даете в собственность человеку? Человек вечен и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, это богатство верное, которое я мог бы взять с собою за пределы гроба?... Науки молчали.

Протекли почти два года в занятиях земных: родилась и уже возросла в душе моей какая-то страшная пустота, явился голод, явилась тоска невыразимая по Боге...» 4/

Эта борьба земного и вечного происходила в душе молодого Дмитрия Брянчанинова в 1825 году. То есть в тот период, когда «элита русского общества» готовила вооруженное восстание на Сенатской площади (декабрь) Петербурга с целью свержения царя и освобождения народа от «пут крепостничества», а также - от «ига православия» (через 92 года «игу» приклеили другой ярлык - «опиум для народа»).

Попробую из сказанного сделать некоторые выводы.

Не одно столетие для рядового Русской Цивилизации основным богатством оставалась божественная Вера, наличие ее в человеке ценилось выше земного преуспеяния. Даже в советский период истории нашего Отечества понятие «вера» использовали довольно широко. Когда принимали в партию, обязательно спрашивали: «Веришь в коммунизм?». Если кандидат положительно отвечал, его принимали, а на отрицательный ответ говорили: «Еще не дорос до партии!». То есть отношение к партии определялось по вере в нее. В известный «Кодекс строителя коммунизма» были «заложены» основные положения и идеи Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, то есть идеологи марксизма-ленинизма отлично понимали, на чем можно «сыграть» для русского народа.

Добровольное отпадения от учения Иисуса Христа, желание поставить во главе храма «собственную персону», а не Христа (о том подробно писал в своих трудах Митрополит Иоанн), превращение храмов в коммерческие организации, продажа храмов на аукционах - все эти и им подобные «приметы» «цивилизованного Запада» и создали определенную мировоззренческую пропасть между ним и Русской Цивилизацией, пропасть, прежде всего, в умах. Как говаривал известный литературный персонаж: «У вас разруха в голове», так и здесь.

Изъять веру из рядового русской цивилизации - вековая мечта правителей Запада, как государственных деятелей, так и церковных. Вот, к примеру, часы: вынул из них маленький винтик, и все остановилось. И тут хотят вынуть «стрежень», держащий душу Руси и ее историю, чтобы рассеять или опрокинуть народ в небытие.

2

«МОГИЛЬЩИКИ» РОССИИ

 

...Вспоминаю, как шел по желто-красному песку мыса Херсонес; моря еще не видел, но чувствовал, что оно где-то рядом; шум его нарастал; и вот открылся с высокого берега простор Черного моря, серебром преломлялись в воде лучи, легкая волна била в скалы. Народная жизнь напоминает море. Когда она спокойна, то и большинству из нас живется светло и радостно. А когда неспокойно, бурлит где-то внутри, то и ты с тревогой думаешь о неизбежности каких-то потрясений...

Отдаленно накатывающееся ощущение Апокалипсиса, ныне свойственное «левым» и «правым», вызывает у них разную реакцию. По большой части - озлобленность на русский народ, не поддающийся, как задумано, «перестройке» и «капитализации». Один из приближенных к руководителю «кремлевского руля» богатый иудей договорился до того, что «модернизации в России мешает население», мол, надо бы его куда-то убрать, и все будет в ажуре. Замшелым фашизмом тянет от такого признания, свидетельствующего о том, что с головой у богача «не все в порядке...»

Но тому, кто не показной, а настоящий патриот, кто желает быть христианином, открывает Бог видение перспективы.

« И не надо забывать простой, горькой, но и упрямой истины: великим нациям не прощают их прежнего величия. Предав друзей и уступив врагам, мы вызовем к себе всеобщую дружную ненависть и ровно ничего не выиграем.

Крест, данный России от Господа, надо нести достойно, а крест этот исключителен. Само бытие нашей страны обеспечивает равновесие на Евразийском материке, да и не только на нем. Не будет преувеличением сказать, что и равновесие в мире в значительной мере обеспечивалось именно Россией, подчеркнем - сильной Россией! Наша гибель создаст такую воронку, такой «спуск в Мальстрем», что может - в поднявшейся войне вокруг дележа нашего бесхозного наследия - погибнуть и все человечество. Понять это нужно теперь, до окончательного крушения страны. «Потом» понимать будет уже поздно». 5/

Известный писатель и историк «не плакался в жилетку», а предлагал реальные пути воссоздание сильной России, в том числе - «поднимать первую голову наукоемкие производства». Его размышления, согретые любовь к Родине, и теперь актуальные.

У представителей «западного направления» иная точка зрения. Общий тон их рассуждений в эфире, с экрана, со страниц газет несложно свести к примитивной страшилке: России, Русской Цивилизации уже выкопана большая и глубокая яма, куда ее вот-вот столкнут, вместе со всеми нами, разумеется. «А тому, что произошло у нас, есть много причин, - разводил руками один из них, бывший диссидент, поживший за границей. - Россия оказалась наследницей Византии, православной страной, и Запад не мог простить ей эту инаковость. Поэтому все время идет противодействие. Все время смотрят на Россия, как на страну третьего сорта, как на что-то, что нуждается в исправлении. Запад погубил византийскую цивилизацию, разграбил Константинополь, повел себя в отношении восточной ветви христианства как настоящий разбойник, мародер и преступник. А Россия, которая в историческом плане оказалась приемницей Византии, тоже была обречена. Она оказалась довольно хрупкой цивилизацией, ей всего около тысячи лет, даже египетская цивилизация существовала пять или шесть тысяч лет.

Что ж поделать, такова русская история. Она очень драматична, но по-своему замечательна. Она дала много светочей, замечательные духовные и культурные плоды. Но в течение тысячелетия, видимо, исчерпала себя с помощью зарубежных могильщиков...» 6/

Похоронные мотивы здесь прозвучали открыто: о России автор говорит в прошедшем времени: она «была обречена», она «исчерпала себя» с «огромными массами варваризируемого (я бы так сказал) населения» и прочая, прочая...

Да, никто не отнимал у жителя Москвы права иметь собственную точку зрения и рассуждать об истории России, как он того пожелает. Впрочем, как и у любого другого человека, в том числе - и у меня. Однако насколько обоснованы суждения, насколько отражают историческую истину?

Попробую тоже рассуждать, ведь приведенные высказывания характерны для поклонников «западного направления».

Не знаю, какая оценка в школе по арифметике была у автора, но он явно чего-то не досчитал, определяя срок Русской Цивилизации - «всего около тысячи лет». Мы уже отмечали: Русская Цивилизация брала начало от Ариев, проходила через огромное Скифское государство, обретала новое воплощение в Древней Киевской Руси, официально сложившейся как государство в конце IX века. А еще восемь веков назад, до объединения Киевской Руси, «римляне вынуждены были откупаться от Славян, и в 69 году после Рождества Христова уже содержали на жалованьи старшин некоторых Славянских племен, обитавших в Русской Земле, то есть попросту платили этим старшинам дань...» 7/

Однозначно: Русская Цивилизация больше, по крайней мере, на 200 лет того срока, что ей определил оппонент. Двести лет - все-таки не два года, не стоит ими пренебрегать.

Именно с той поры, когда Русь стала самостоятельным государством, с которым считались во всем мире, появились «могильщики», желающие ее навсегда закопать. И «наследство Византии» здесь не при чем. Еще задолго до падения Византии мотив «исчерпания русской истории» уже звучал, причем, в разные эпохи - разной тональности. Все эти разнозвучания объединяла особенность - русофобия, то есть неприязнь, порой даже ненависть к России, ее народу, ее культуре, ее традициям, духовным и нравственным основам.

Вполне можно говорить о таком отношении к Древней Руси у руководителей Римской Империи; затем его переняли управители Византийской Империи (односторонне нарушали договоры с Русью, захватывали русских купцов и их товары, «подговаривали» печенегов и другие степные племена к нападению на Русь и т.д.). Верхушка Хазарского Каганата алчными поборами старалась так разорить Русь, чтобы она никогда не поднялась с колен. И, наверное, не поднялась бы. Но князь Святослав, собрав объединенные силы славян, разгромил Каганат, и тот уже не смог восстановить себя как государство.

Позже неприязненное отношение к Руси в качестве «инструмента политики» использовали азиатские правители - Чингиз-хан, Тамерлан, их сподвижники и последователи.

Имеет смысл напомнить и такую подробность. Внимательный читатель гениального памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (кстати, число «исследователей», утверждающих, будто «Слово» - подделка, в последнее время возросло!) не мог не обратить внимания на то, что и там нашел отражение мотив «исчерпания русской истории». Более того, автор «Слова», где косвенно, где прямо, открывал нам, далеким потомкам, предпосылки «исчерпания»

Их две. Духовная гибель личности и уничтожение человеческого достоинства в народе. И обе эти причины связаны с божественной Верой, с колебаниями в ней, или даже с ее утратой. Прекрасно о том сказал позже преподобный Нестор-летописец в «Повести временных лет»: «...Видим ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пустые стоят; когда же бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви. Поэтому и казни всяческие принимает от Бога...

Повсюду среди христиан страх, и колебанье, и беды. Справедливо и достойно! Так и будем наказаны, и так будем верить, терпя наказание: подобает ведь нам «преданным быть народу чужому и самому беззаконному и коварному на всей земле». Воскликнем громко: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои!». 8/

Понятное дело, в конкретной исторической ситуации все было не так просто и однозначно, как нам иногда предстает в воображении. Христианство на Руси причудливым образом переплеталось с обычаями и традициями народа, в котором долго сохранялись «кудесники», старики, «покорные Перуну одному», по меткому выражению Александра Пушкина. Христианскую традицию предстояло еще «наработать», закрепить в сознании не только ученых мужей, коим, к примеру, был Нестор-летописец, но, прежде всего, в сознании простых людей - суть народа.

Что же касается достоинства народа, то, думается, оно состоит в независимости, возможности определять порядок в собственной стране и ее судьбу, то есть пути развития. Русский народ никогда не терял своего достоинства, даже в самые страшные и кровавые периоды истории. Справедливость утверждений автора «Слова» позднее была доказана великими полководцами и правителями Дмитрием Донским и Александром Невским, оба причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Свое достоинство, свою независимость народ отстаивал под предводительством Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова... Народ давал отпор «могильщикам России».

К слову, любопытный взгляд на «духовные причины» Отечественной войны 1812 года встречаем у Святителя Феофана Затворника. «Нас увлекает просвещенная Европа, - отмечал он. - Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же и переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, уже начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет, а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает...» 9/

Нетрудно заметить совпадение мыслей о Божьем наказании у преподобного Нестора и святителя Феофана Затворника.

Наиболее мрачные предсказания, истеричные крики и вопли о гибели России раздавались в начале ХХ века, причем в самых разных общественных слоях. Замечательный русский поэт Игорь Северянин, чья судьба связана с Череповцом, в январе 1919 года написал:

Сегодня «красные», а завтра «белые» -

Ах, не материи! Ах, не цветы!

Людишки гнусные и озверелые,

Мне надоевшие до тошноты.

Сегодня пошлые и завтра пошлые,

Сегодня жулики и завтра те ж,

Они бывалые, пройдохи дошлые

Вам спровоцируют любой мятеж.

Идеи вздорные, мечты напрасные,

Что в «их» теориях - путь к Божеству.

Сегодня «белые», а завтра «красные»,

Они бесцветные по существу.

 

В этом стихотворении, в определенной мере довольно условном, автор изобразил главную черту, присущую «могильщикам» России - бесцветность, то есть, отсутствие любви к Родине. И, наверное, не важно, каков могильщик - доморощенный, или обольщенный и завербованный Западом. Именно такое качество личности (точнее - антикачество) было присуще вождям, их последователям и основным работникам трех революций (1905-й, февраль 1917-го, октябрь 1917-го), которые потрясли Россию до основ, привели к ликвидации православной монархии, исходу более 5 миллионов людей, наиболее квалифицированных, одаренных и способных, за пределы страны, миллионным жертвам среди простого населения...

Теперь тот, кто желает, может из разнообразных источников узнать: кем, как, для какой цели все это делалось, на какие средства и под какие обязательства. В данном случае нет нужды повторяться.

Я хотел бы обратить внимание на одну особенность Великой Смуты. Ну, взяли Троцкий и Ленин насильственным путем власть, приказали выкатить пулеметы ко входу в Таврический дворец, куда шли на первое заседание избранные народом депутаты Учредительного собрания, разогнали Собрание - амба! Если власть в руках, исполняйте то, что обещали - улучшайте жизнь, стройте справедливое общество, хотя вы и не легитимная власть. Не тут-то было! Ближайшие цели, главные мишени оказались другими - уничтожение Православной Церкви, устоев Святой Руси, религиозно-нравственного самосознания народа.

В связи с этим вспоминаются пророческие слова гениального нашего поэта Федора Ивановича Тютчева (статьи о революции во Франции) о том, что всякая революция имеет одну цель - богоборчество, свержение Бога. Наблюдения Тютчева полностью подтвердились. После октября 1917 года исполнение данной «цели» приняло в России гипертрофированные размеры, а точнее сказать - чудовищные, каких человеческая цивилизация не знала.

По приказам вождей революции, в том числе Бланка-Ульянова-Ленина, разворовывали, грабили, уничтожали храмы, оскверняли великие святыни русского народа, например, мощи святого Сергия Радонежского, который был дан нам Свыше «как воевода России». В Спасо-Прилуцком Дмитриевом монастыре, духовном сердце Вологды, где намолен любой камень, откуда вышли десятки святых пастырей, по указанию большевика Кедрова сотнями расстреливали невинных. А в современной Вологде набережная реки, украшенная храмами, до сих носит имя палача русских людей Кедрова...

Вспомним, в свое время новоявленные американцы истребляли коренное население континента - индейцев. За убийство каждого их них (надо были принести скальп, отрубленные пальцы и уши) государство (!) платило деньги. Таким же образом повела себя новая власть в отношении священнослужителей Церкви и всех, кто ее поддерживал, кто ей сочувствовал. За их убийство новая власть осыпала благами своих подручных. Поднимали руку даже на таких известных людей, как протоиерей Иоанн Восторгов, которого знали во всей России по его проповедям и печатным работам в защиту Православия. «События февраля 1917 года глубокой скорбью отозвались в сердце о.Иоанна, особенно болезненно воспринял он известие об отречении Государя от престола. Но и в эти тяжелые дни, предвидя развал державы и начало гонений на Церковь, - читаем в его жизнеописании, - он не пал духом. И после февраля, и после октября семнадцатого под своды собора Покрова на рву (храм Василия Блаженного - настоятелем которого являлся о.Иоанн) стекаются православные москвичи. Они приходят сюда за словом, за утешением отца Иоанна...

Человек удивительно цельной натуры, о.Иоанн не мог и не хотел принять новый порядок, основанный на лжи и насилии, и делал все возможное, чтобы противостоять ему в неравной борьбе. Под самыми стенами захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места еженедельно говорил любимый москвичами батюшка свои вдохновенные проповеди и, исполняя долг пастыря, сознательно шел навстречу мученичеству...» 10/

Летом 1918 года Иоанн Восторгов вместе с другими священнослужителями был арестован, а в августе того же года казнен неподалеку от Московского городского Братского кладбища. Вместе с ним казнили епископа Ефрема Селингинского, бывшего министра внутренних дел Н.Маклакова, бывшего председателя Государственного Совета И.Щеголвитова, бывшего министра внутренних дел А.Хвостова (бывшего губернатора Вологодской губернии) и сенатора С.Белецкого (отца будущего писателя Владимира Железняка)...

А сколько убито тех, имена которых не известны и доныне?

Примечательна реакция «цивилизованного Запада», в частности, католического Рима, на те события в России. «Попытки использовать русские беды Рим повторил и в Смутное время, и после революции 1917 года, повторяет их и сейчас. Устами своего экзарха в России Рим приветствовал в 1917 году падение Православной Российской державы. «...Все латинские католики почувствовали себя счастливыми... Только под советским правительством, когда Церковь и государство были отделены, мы могли вздохнуть свободно». Когда святой патриарх Тихон предавал богоборцев анафеме, Рим направил в Москву иезуита д.Эюиньи для переговоров с теми же богоборцами и заключения с ними соглашения, по которому папство за свободу пропаганды католичества в России обязывалось содействовать укреплению международного престижа сатанинской советской власти». 11/

Вот он, вожделенный миг, предоставляющий Западу возможность изъять Веру, сломать духовный стержень в рядовом Русской Цивилизации!

Уничтожая священнослужителей, последователи «новоявленных американцев» расчищали себе дорогу к грабежу церковного имущества. На моей малой родине, в Тверской области, на острове Столобном на Селигере, стоит знаменитая Нилова пустынь, которая когда-то привлекала тысячи поломников. Настоятель пустыни, архимандрит Вассиан рассказывал мне при встрече о том, что в годы гонений из Ниловой обители революционные власти изъяли более двух тонн (!) золота и драгоценной церковной утвари. Это только в одной обители! А сколько их тогда стояло по России! Были изъяты огромные богатства. Я спросил архимандрита Вассиана: хоть что-то вернули из похищенного, хотя бы теперь? «Добра за три столетия имели немало - в монастырь жаловали и простые люди, и состоятельные купцы, и русские цари, - ответил он. - А кто будет возвращать хоть толику? Надо обращаться в суд. Но тогда это надо делать по всей России - пострадали сотни больших и малых обителей. У Церкви сейчас нет на это ни сил, ни времени. Мы заняты восстановлением утраченного. И если кто-то оказывает помощь - принимаем...»

Награбленное у Церкви нужно было отдать... по обязательствам. Существовал революционный интернационал, и перед ним новая власть отвечала. Тут надо вспомнить, что 21 января 1882 года К. Маркс написал предисловие к «Манифесту», где он, не скрывая своего озлобленного отношения к России, называл ее «резервом всей европейской реакции», а русского православного Императора - «главою европейской реакции». Вот так-то! По мнению великого русского социолога, вынужденного после революции эмигрировать, Питирима Александровича Сорокина, Маркс был псевдоученым. Тем не менее, этот псевдоученый уже тогда планировал «русскую революцию», которая должна была «послужить сигналом пролетарской революции на Западе». Над осуществлением этого плана и трудилась «команда Ульянова» в течение многих лет. На финише им щедро выделили огромные средства ведущие банки Германии, Америки и Англии. За «кредиты» «команда Ульянова» расплачивалась награбленным в России добром, в том числе и церковным...

Да, «могильщики» России, особенно на Западе, почти торжествовали победу, их мечты вот-вот были готовы из напрасных стать реальными. Уже расчленялась могучая Русь на юге, севере, востоке. Состояние одного из «могильщиков» хорошо описано в нашей литературе: «Полковник немного знал историю: рассматривая казаков, он думал о том, что не только этим варварам, но и внукам их не придется идти в Индию под командованием какого-нибудь нового Платова. После победы над большевиками обескровленная гражданской войной Россия надолго выйдет из строя великих держав, и в течение ближайших десятилетий восточным владениям Британии уже ничто не будет угрожать. А что большевиков победят, - полковник был твердо убежден. Он был человеком трезвого ума, до войны долго жил в России и, разумеется, никак не мог поверить, чтобы в полудикой стране восторжествовали утопические идеи коммунизма...» 12/

Любопытно, что офицер из Англии в далеком 1919 году думал о казаках, как о варварах, а московский диссидент, с признаний которого мы начали эту главку, говорил о «варваризации населения» в современной России. Случайно ли такое совпадение?

Намечаемые в тот период всемирно исторические «похороны» России не состоялись. Как говорится, Запад и революционеры полагали, а Бог располагал.

Но на том попытки «закопать» Россию не закончились. Задуманные Гитлером и его сателлитами «похороны» России в очередной раз потерпели крах. В величайшей войне за всю историю человечества - Великой Отечественной - наш народ под руководством Сталина и Жукова, многих других талантливых полководцев разгромил полчища фашистов, вновь показал всему миру свою силу, свое достоинство, свою независимость.

Обычно исследователи мало придают значения Вере и Божественному Промыслу в ходе боев и сражений, в достижении Победы, но Он был, и Его нельзя сбрасывать со счета.

Причем, мистический аспект присутствовал с той и другой стороны.

Остановлюсь коротко на данной проблеме.

«-Что это у Вас на втором пальце на левой руке? - неожиданно спросил Верховный Главнокомандующий.

-Это талисман, Иосиф Виссарионович, - я снял его с пальца и протянул посмотреть Сталину. - Каждый офицер, каждый солдат в армии Вермахта обязан иметь талисман - в виде камня, молитвенного письма, заклинания экстрасенса, охранной грамоты или еще чего-либо. Я небольшое время был в Черном ордене, а потом перешел в Германский орден, где мне этот талисман и выдали. Он как бы подтверждает, что я верю в божественную миссию Гитлера и в сверхъестественные силы, которые помогают германской армии одерживать победы и завоевывать мировое господство...

- И Вы верите?

- Товарищ Сталин, я верю в полную и окончательную победу СССР над врагом!

- Вот это хорошо! Я все-таки бывший семинарист, но такой чертовщины - веры в миссию, тем более в мессию Гитлера, не могу вообразить... Как-то не укладывается в уме!

- Да, товарищ Сталин, в Германии почти от всех требуют веры в то, что Гитлер - посланник свыше, он послан, чтобы спасти мир. Про шефа гестапо Гиммлера говорят, что он умеет разговаривать с «загробными духами». И вообще, едва ли не каждый в германской верхушке считает себя сверхчеловеком...

Они составляют мистические гороскопы на проведение боевых операций на Восточном фронте...

- Гороскопы? Хм! Мы их опустим с небес на землю, - усмехнулся Сталин». 13/

В Германии накануне войны с СССР царствовала в умах и душах не католическая или протестанская вера, а вера в оккультизм. В стране действовали сотни «научно-исследовательских институтов» по изучению оккультизма, десятки обществ, тысячи сект. Фактически оккультизм, суть которого, по мнению святых отцов православной Церкви, составляет непомерная гордыня и раздутое тщеславие, был «духовной основой» фашизма. Отсюда - исключительные зверства и варварская жестокость немецких войск на Восточном фронте, особенно на занятых территориях в отношении мирного населения.

Взяв Ржев, красивый старинный русский город, со своей неповторимой архитектурой, фашисты фактически уничтожили его полностью. На окраине Ржева фашисты организовали концлагерь, куда сгоняли из окрестных деревень мирных крестьян, держали их, как скот, а затем, под предлогом «связи с партизанами», уничтожали. От Старой Руссы, города, в котором любил работать Федор Михайлович Достоевский, фашисты оставили руины, уцелело два-три дома, многие жители были угнаны в плен в Германию в качестве рабов, причем включая подростков 12-14 лет.

Мой родной Торжок, по количеству соборов и храмов превосходящий Суздаль и Великий Устюг (до войны в Торжке их было более сорока), немецкие самолеты бомбили беспрерывно днем и ночью; горели жилые дома, школы, заводы; зарево пожаров над городом было видно из окрестных деревень; все-таки несколько православных святынь древнего Торжка варвары из Германии уничтожили...

Урон родному краю был нанесен колоссальный. Только сел и деревень на тверской земле было стерто с лица земли свыше 500 (!), большая часть их так не восстановлена.

На ременных бляхах солдат Вермахта красовалась надпись: «Mit Goot!», то есть - «С нами Бог!». Какой уж тут бог, если шли захватывать то, что им не принадлежит; какой уж тут бог, если с наслаждением садистов убивали младенцев и беспомощных стариков...

А что же было на другой стороне - на нашей?

Мой земляк Егор Орлов из деревни Березки, ушедший на фронт в 18 лет, прошел от Торжка до Берлина, и ни разу не был ранен. Контужен - да, но ранен - нет! Бабка из деревни Исаково, глубоко верующая, надела своему любимому внуку Егору ладанку с изображением Христа и креста, строго наказала, чтобы не снимал. И он не снимал. И Вера бабки сберегла его. Хотите верьте, хотите - нет, но это так. А сколько таких Егоров было!

Богоборческая власть, ощутив в минуту смертельной опасности пустоту и никчемность марксизма-ленинизма, повернулась к Богу. Известен факт, что в первые дни декабря 1941 года, накануне нашего перехода в наступление на фронте, на самолете трижды облетели Москву с иконой Владимирской Божьей Матери, после этого как бы невидимая сила остановила полчища фашистов. Контрудар Красной Армии опрокинул их на подступах к Москве и погнал дальше...

По свидетельству дочери, наш легендарный полководец Георгий Константинович Жуков был верующим; знал молитвы; возможно, перед трудным сражением он, как когда-то Александр Невский, говорил себе: «Не в силе Бог, а в правде!»

Из тюрем по решению Сталина были выпущены сотни священников, открыты закрытые храмы, в них начали возносить молитвы к Богу о даровании победы над врагами...

То есть, в отличие от Германии, в России, в Советском Союзе, стали опираться на вековую традицию народа, и это, вне сомнения, дало положительный результат.

В данном случае мировоззренческая «пропасть» между Западом и Русской Цивилизацией вполне очевидна.

Кстати, «опыт» Гитлера по насаждению оккультизма

в послевоенное время широко использовали в большинстве стран мира, кроме СССР. В конце концов, оккультизм возобладал в нынешнем мире. Это дало основание некоторым исследователям утверждать, что «на Земле в полном объеме построен и сдан под ключ ад. Полнейшая глупость - показатели оценки деятельности человеческого общества, стран, народов растут, даже показатели уровня жизни, а люди живут все хуже и хуже. Весь мир, все ученые, специалисты заняты проблемами, как нарастить эти ложные показатели. Тем самым еще больше людей вогнать в гроб, сократить жизнь, увеличить заболеваемость, разбить семьи, покалечить детей, посадить на иглу, споить, отравить, убить и т.д.

Возникает вопрос: почему? Кто и что за этим стоит?

В основе любого строя, путей развития стран и народов, всего человечества лежит жреческая оккультная концепция создания искусственного мира по принципу «разделяй и властвуй», «плати и потребляй». Практически все правители, партии, власти, науки, религии, независимо от их окраски и принадлежности, в том числе и демократические, были и до сих пор являются винтиками тоталитарной всепожирающей оккультной Системы...» 14/

Думаю, в какой-то мере автор прав. За исключением, конечно, Советского Союза. В нем в качестве государственной цели было провозглашено «всестороннее и гармоническое развитие личности». Другое дело, как решалась задача на практике, может, и не всегда гладко. Но, на мой взгляд, именно такой приоритет позволил Советскому Союзу набрать огромный интеллектуальный потенциал; позволил нашей стране первой в мире совершить космический полет, а затем выйти в открытый космос; первой в мире создать атомную электростанцию; первой в мире построить атомный ледокол; многое другое в СССР было сделано впервые в мире. В частности, установка сухого тушения кокса на металлургическом комбинате в Череповце, за опытом к нам приезжали японцы, немцы, англичане. Значительные достижения были и в культуре, многие из них сокровищницу мировой цивилизации.

Все это, вне сомнения, не давало покоя «могильщикам» России. Хорошо подготовившись, они начали массированную психологическую, финансовую и экономическую войну, к которой мы оказались не готовы. «Клан дегенератов» 15/ из США потратил на разрушение СССР 5 триллионов долларов (по заявления Буша-старшего). Предполагаю, что эта сумма сильно занижена. По американским источникам, за участие на стороне американцев против России Горбачев и Ельцин получили по 3 миллиарда долларов каждый. 16/

Действовали по западному принципу: большие деньги решают больше проблемы. «Многими миллиардами долларов измеряется бюджет Русского центра при Гарвардском университете - разработчика метода шоковой терапии и других проектов разрушения экономики России, автора антироссийских и антинародных указов, подписанных Ельциным, и таких же законов, принятой Госдумой после захвата ее пятой колонной... Расходы на деятельрность организаций, ведущих тайную войны США против других государств, огромны...» 17/

Три революции в конце ХХ века (1991-й, 1993-й, 1998-й годы), как и когда-то в начале этого же века, вновь потрясли Россию до основ, привели к ликвидации общественного строя, потребовали миллионы людских жизней. Прежде - во имя коммунизма, теперь - во имя капитализма. «Превращение России из мировой сверхдержавы в нищую страну - одно из самых любопытных событий в истории человечества. Это крушение произошло в мирное время всего за несколько лет. По темпам и масштабу этот крах не имеет в мировой истории прецедента». 18/

Вот так радость «могильщикам» России!

Как и когда-то сто лет назад крестьянам, рабочим и всем честным людям были чужды социалисты, так и сегодня простым людям непонятны действия современных революционеров-демократов (кстати, многие из них - прямые потомки прошлых революционеров, причем наиболее одиозных), не поддается уразумению их ненависть к России, их горячая любовь к Западу, к «общечеловеческим ценностям», о которых они твердят, как когда-то их предки твердили «о светлом будущем»...

Именно эти люди, по паспорту граждане нашей страны, обрядились в жухлые одежды «могильщиков», и опять со всех стороны кричат о гибели России, о том, что она «изжила себя». (При том имеют личные миллиардные или миллионных доходы от «умирающей России», обирая основную часть населения).

Что сказать на их вопли?

Мы уже достаточно сказали!

Да, ниспровергателей народных основ было с избытком. Ныне, рядясь в одежды «американцев», они денно и нощно пытаются выкорчевать корни народного сознания. Но истолочь, словно горох в ступе, нравственные заповеди русского народа, замешанные на вере в Бога, вряд ли кому удастся.

Да, корчевателей хватало, а Русь стояла и стоит!

Так что мечты «западников», увы, напрасные.

3

НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА

Хочу напомнить известные слова преподобного Амвросия Оптинского: «Отчего человек бывает плох? От того, что забывает, что над ним Бог».

Мнится такому человеку, будто он сам собою все совершает; мнится, что, чем выше его должностной пост, тем дела его - на веки вечные. Какая бесовская прелесть! Увы, впадают в нее и те, кто жаждет похоронить Россию. Им грезится, что они уже спихнули нашу страну в пропасть, что с Русской Цивилизацией покончено...

Но есть нечто, не зависящее от людского произволения.

Границы нашей великой Родины предначертаны Божественным Промыслом.

«...Государство, получившее имя Великой России, существовало задолго до русских, существовало при разных народах, но упорно выливалось в территорию, даже географически мало менявшуюся с переменою хозяев и течением исторического времени». 19/.

Большинство из ныне живущих, коих можно отнести к иванам, не помнящими родства, даже не могут в воображении представить себе географически территорию Великой России. Хотя она существовала недавно, менее ста лет назад. Однажды летом, будучи проездом в Бежецке, я заглянул в музей своего великого земляка писателя Вячеслава Шишкова. Он много чем увлекался, и среди личных вещей Вячеслава Яковлевича оказалась большая географическая карта (как еще за нее сотрудников не обвинили в... фашизме, что очень модно ныне!), на которой была изображена Российская Империя начала прошлого века. Границы страны простирались от берегов Тихого океана до Восточной Пруссии на Западе, от берегов Карского и других морей Ледовитого океана до гор Афганистана на Юге. В ее состав входили все нынешние страны так называемого «ближнего зарубежья» - прибалтийские, среднеазиатские, закавказские; Финляндия, часть Польши. Как бы в соответствие с ее размерами, велик был вес нашей Родины на международной арене, ни один существенный вопрос в мире не обсуждался без участия России. Наш Император и правительство всегда призывали другие страны решать конфликты мирно. Не случайно царь Николай II выступал с инициативой о созыве международной конференции по разоружению.

Уровень жизни в той России характеризовал главный показатель: она занимала первое место на земном шаре среди «цивилизованных стран» по росту населения, в стране не было ни одной территории с убывающим населениям. На 1 января 1914 года оно составляло 188 863 620 душ обоего пола.

Границы государства на карте Шишкова совпадали с Великим шелковым путем - одним из самых древних торговых транзитов в мире.

Хранить Великий шелковый путь через всю Евроазию до Балтийского моря и границ с Западом, что были до Беловежских соглашений - таково одно из предназначений России.

Если встать на эту точку зрения, то между Западом и Русской цивилизацией не было «мировоззренческой пропасти», да и не могло быть применительно к повседневной экономической, политической жизни народов. Испокон веков шла торговля, проходил обмен товарами и идеями; Великий Новгород без всяких проблем входил в союз европейских торговых городов, не требуя на то «разрешения в Америке». Экономические связи выгодны были обеим сторонам, но при условии: в хозяйственный уклад народа партнер не влезал, как говорится, не входил в чужой монастырь со своим уставом. К примеру, перед Великой Отечественной войной, предчувствуя ее неизбежность, Советский Союз в спешном порядке закупал на Западе, в том числе и в Германии, новейшее оборудование для машиностроения, металлообработки, металлургии. Но Запад не требовал от нас изменения общественного строя, не выставлял какие-либо другие условия...

...Теперь мы видим несколько иную картину. Управление Россией со стороны Запада (требования, условия, повеления, мнения, приказы - в основном, из Вашингтона) началось после двух мировых войн (третьей и четвертой), проведенных, по мнению некоторых исследователей, «кланом дегенератов США». Как это произошло и почему, как продолжает происходить в настоящее время, кто и в чьих интересах осуществляет «управление» - тема, выходящая за рамки данного исследования, мы коснемся только последствий «управления».

Россию, искусственно расчлененную на Белоруссию и Украину, в спешном порядке принялись одевать в западную одежку: натягивать английский фрак, напяливать американскую шляпу, обувать в немецкие ботинки, то бишь - искусственно привносить на русскую почву «западную модель развития», так называемой рынок и так называемую демократию.

В связи с этим мне почему-то вспомнилась поездка на родину Федора Абрамова. Из Архангельска поезд уходил вечером. За окошком вагона мелькали сосны, снег. Утром проснулся - за окошком опять мелькали снег, сосны, иногда - пристанционные домишки. И так почти все пятьсот верст до Карпогор. А оттуда еще сто с лишним верст - до Верколы. Казалось, уже уехал на край света. Но это - только часть Архангельской области, если же взять ее всю, включая Нарьян-Мар и Большеземельную тундру, то на ней можно разместить, пожалуй, пять (!) Франций. При том нам беспрерывно талдычат в СМИ: учитесь у Европы. Да как же мы можем учиться у нее, если одно с другим не совместимо. Невозможно же в субпротиках жить так же, как за Полярным кругом! И главное даже не в том. Характер русского человека, его прекрасно описал в своих романах, повестях и рассказах Федор Александрович, совершенно другой, чем характер германца или француза, не говоря уже об американце, не имеющем национального характера. Что такое характер? Это - совокупность понимания жизни; «совокупность всех психических, духовных свойств человека», как объясняет толковый словарь.

Духовных - заметьте! Русский не может полноценно испытывать счастье, если оно лишено духовной составляющей, то есть - Божественной веры и благодати. Нынешний житель Запада вполне обходится без этой «безделушки», не приносящей ему прибыли.

...Натягивание на «русского исполина» западных одежд, сшитых кое-как по лекалам кучки западных русофобов, привело к потрясающим отрицательным результатам, причем, во всех сферах общественного бытия. Думаю, всякий здравомыслящий вспомнит достаточное число примеров из личной практики на сей счет. Если же рискнуть их все свести воедино, то потребовалось бы изрядное количество времени и бумаги, чтобы составить «энциклопедию крушения тоталитаризма», как любят выражаться некоторые демократы в России.

Попробую задержать ваше внимание только на одной сфере, которая мне ближе других - жизни русской деревни. То, что произошло за последние двадцать лет с селом, выдюжившим в Великую Отечественную войну, отдававшим фронту все до последнего колоска, иначе как преступлением трудно назвать. Свыше сорока миллионов гектаров пахотных угодий зарастают чернолесьем. Тысячи деревень исчезли с лица земли, сотни тысяч доживают свой век. Я проезжал десятки километров в пограничных районах Тверской, Вологодской, Новгородской областей - везде картина равно удручающая: брошенная земля, развороченные, как после бомбежки, фермы, полумертвые деревни, дома, где нищими доживают бабушки и дедушки. Правящая власть очень точно подобрала определения для русской деревни: «поселения». Ни села, ни деревни, ни поселки, а именно так! Раньше в деревне это слово считалось бранным, его относили к тем, что оказался выброшенным по каким-либо причинам из полноценной жизни. Правителями русская деревня фактически вычеркнута из бытия, теми самыми правителями, что не позволяют себе роскошь заехать в глубинку, посмотреть, как она живет, а перетекают из дворца во дворец, из одного роскошного зала в другой...

Итог налицо: от 45 до 70 процентов (по разным источникам) продовольствия (не только мясо, молоко, но и морковь, яблоки, картофель и т.д.) страна покупает на Западе, на Востоке, в ближнем зарубежье, то есть за границей.

Иногда кое-кто говорит, что разорение коснулось лишь глубинных сел и деревень, но это ложное впечатление. Огромный комплекс под Череповцом, где откармливали десятки тысяч бычков, уничтожен полностью. В то же время говядину поехали покупать в Аргентину. Подобных комплексов, ликвидированных под тем или иным предлогом, по России сотни...

В октябре 2010 года состоялся земельный форум Вологодчины. «По образному выражению сопредседателя Союза писателей России Александра Арцыбашева, русскую деревню потихоньку заворачивают в саван, - сообщала о работе форума газета «Премьер» (2-8 ноября, 2010). - Горькая картина подтверждается цифрами. Бедных людей на селе в 1,3 раза больше, чем в городах. При этом постоянно закрываются школы и фельшерско-акушерские пункты. За последние 10 лет количество общеобразовательных учреждений в селах области уменьшилось на 66 %, а численность учащихся сократилась в 2,5 раза. Условия жизни также оставляют желать лучшего - только 31 % жилой площади оборудованы водопроводом, 21 % - канализацией, 20 % - центральным отоплением, 14 % - горячим водоснабжением. Сокращаются объемы производства, уменьшается поголовье крупного рогатого скота, выпадают из оборота пахотные земли, меньше выращивается овощей и возделывается льна. В 2005-2009 годах число жителей сельской местности сокращалось ежегодно на 4-5 тысячи человек».

Для большей ясности приведу такой сюжет. Американские советники, что заседали в Кремле вместе с президентом, дали ему указание: колхозы и совхозы уничтожить, Россию «накормит фермер». В соответствии с этой «доктриной» в Вологодской области была создана некая фирма с иностранным капиталом, она взялась «реформировать» четыре крупных хозяйства в Грязовецком районе. Предполагалось из «диких варваров-совхозников» сделать цивилизованных фермеров-кормильцев.

Что же получилось?

«На территории Сидоровского сельсовета был совхоз с одноименным названием, где работало от 500 до 600 человек. Машинный парк составлял 87 тракторов и 37 автомашин, комбайнов было десятка два. Пахотных угодий - 4800 га, крупного рогатого скота - около трех тысяч голов, несколько пилорам, семь зерносушилок, склады... Все вертелось, крутилось, работало. Душа радовалась, - писал Николай Шибарев, житель села Сидорово. - Моя мама, мать-героиня, отработала в колхозе от его создания в 1928 году до переформирования его в совхоз - более тридцати лет. И всем пожилым селянам известно, в каких тяжелейших условиях и с каким великим трудолюбием все бывшее благополучие создавалось. Работы хватало всем, даже детям.

А теперь на этих землях ничего нет. Разрушены дворы, гаражи, сушилки, контора, баня, Дом культуры, куда-то исчезла техника, нет скота...

Теперь нашим детям не отличить пшеницу от ржи и ячменя. Обрублен сук древа и в воспитательной работе, оборвана генетическая нить, связывающая молодежь с родной землей-матушкой.

Хочу верить, что когда-нибудь мы, деревенский народ, морально поднимемся. Но пока нас в год умирает 42-43 человек, рождается от одного до трех. Как бы не случилось так, что пониматься будет некому...» 20/

Такова практическая «отдача» от реализации «американской модели» на грязовецкой земле. Были загублены и три других хозяйства. Разумеется, никто никакой ответственности не понес: ни иностранная фирма, ни местные руководители. Последние пытались представить все как «издержки производства»: мол, лес рубят, щепки летят...

Летят-то, кстати, не щепки, о корни деревни, основы народного бытия. И это не пустые слова. В самом центре страны был колхоз «Россия», лен, выращенный здесь, считался лучшим в Советском Союзе. Если бы мне двадцать лет назад сказали, что на полях поднимется чернолесье в рост человека, я бы посчитал такого выжившим из ума. Если тогда же кто-то предположил, что «Россия» грохнется наземь и не поднимется, я бы поднял его на смех. Миллионы прибыли, заработанные на льне; лучший Дом культуры, лучший детский сад, лучшая льноводческая агротехника... Ничего этого нет! В разбитых воротах бывшей мастерской стоял кавказец и покуривал сигаретку: «А зачэм нам зэмлю пахать...». Льноводство как ведущая отрасль экономики фактически изведена в Торжокском районе, как и во всей Тверской области. Да и в России. В 2010 году на Вологодском льнокомбинате, чтобы что-то соткать к приезду «высокого гостя» из Москвы, кинулись покупать льноволокно... аж в Китай!

Вывод из сказанного таков.

«Западную модель развития» русский народ не принял, шапка оказалась не по Сеньке. И хотя правители по инерции продолжают ее «напяливать» на «варваров», никаких положительных результатов насильственное «озападнивание», конечно, не даст. Как в сельской местности, так и в целом в стране, продолжает нарастать только ее отрицательный результат - вымирание населения. «Не секрет, что за 1992-2010 гг. вымирание в России (превышение смертности над рождаемостью) приблизилось в отметке «минус» 14 млн. - официальная позиция Росстата. Следовательно, русского народа за эти годы вымерло - «минус» 18 млн....Евреи начинают и заканчивают словом «холокост» и цифрой 6 млн. Так почему же молчат наши политики (по крайней мере, те из них, кого родили русские матери)? 21/

Причины столь тревожного, а порой и страшного положения дел в большинстве сфер бытия современной России как раз мировоззренческого свойства. Главная из причин - непреодолимое противоречие (пропасть) между внутренним миром западного и русского человека.

Между «хозяйственной моделью» Запада и Русской Цивилизацией лежит, действительно, пропасть, поскольку наши «базовые ценности сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелетии до нашей эры».

«Западную модель экономки можно назвать индивидуалистической. Она основана на жесткой конкуренции, индивидуализме в проявлении жизненных интересов («каждый сам за себя»), отлаженной иерархо-бюрократической организации, необходимой в условиях острой конкурентной борьбы. Эффективный и качественный труд мотивировался в ней преимущественно материальными интересами. Первоначальное экономическое накопление в рамках этой системы было осуществлено за счет колониального порабощения других народов и бесплатного или почти бесплатного использования их ресурсов...

Русская модель хозяйственного развития принадлежала к общинному типу экономики. Она развивалась на традиционных ценностях крестьянской общины и артели, коллективизма, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении. Эффективный труд мотивировался в ней преимущественно моральными, а не материальными стимулами.

Русская модель экономики существовала как определенный национальный стереотип поведения. Это была не жесткая доктрина, а постоянная устойчивая система представлений, опиравшихся на традиционные народные взгляды». 22/

Подтверждений тому - великое множество. Возьмем, к примеру, производственную кооперацию на селе. В начале ХХ века она объединила тысячи разрозненных крестьянских хозяйств в Вологодской губернии, занимавшихся молочным животноводством. С помощью кооперации начали строить небольшие маслозаводы, начиная с 1903 года, возводили каждый год по 10-15 заводов с полным циклом переработки молока на масло и сыр. В 1914 году в губернии было около 1000 (!) маслозаводов общего назначения, без учета сугубо артельных (то есть созданных несколькими крестьянскими хозяйствами), а таковых было еще 150 заводов. Таким образом, действовала настоящая индустрия по выработке сливочного масла, его поставляли в крупные города России, в Германию, Францию и другие страны Западной Европы. По некоторым данным, выработка масла в те годы достигала 500 тысяч пудов на сумму свыше 7 миллионов рублей. Если учесть, что цена одной коровы тогда доходила от 5 до 10 рублей, то нетрудно представить масштабы финансовых оборотов вокруг производства и сбыта сливочного масла.

Ныне всего этого и в помине нет. В 90-е годы прошлого века, когда «объявили свободу мужику» и якобы дали ему землю, в Вологодской области были попытки возродить маслодельческую кооперацию. Жесткие «младореформаторы» типа Гайдара и Чубайса пресекли их на корню, не прямо, а опосредовано, через кабальные налоги и столь же кабальные кредиты. Впрочем, были ликвидированы и все другие виды кооперации, за исключением потребительской на селе, от которой потребовали акционерной формы управления.

Коренным отличием от Запада является в Русской Цивилизации взгляд на назначение труда.

Если в западноевропейских странах труд расценивали, в основном, как «проклятье Божье», то по устоям Святой Руси труд - подвижничество, богоугодное дело, своего рода добродетель; трудолюбие являлось выражением духовности человека, его покорности воле Божьей «добывать хлеб в поте лица». «Работай - сыт будешь; молись - спасешься; терпи - взмилуются». Русский человек знал твердо - источник благополучия и богатства - труд. «Труд - отец богатства, земля - его мать». Собственность для русского человека - это право труда, а не капитала. Большинство русских крестьян не знало частной собственности на землю». 23/

Этим критериям соответствовало понимание труда в Советском Союзе, хотя и были некоторые исключения. За двадцать последних лет все перевернулось с ног на голову. Производительный труд смещен со своего пьедестала; непроизводительный труд (преимущественно услуги) главенствует. Если прежде у нас ходовыми были профессии строителя, слесаря, токаря и так далее, то теперь всех вместе затмил охранник. Россия превратилась в страну охранников: охраняют все: от детского сада до президента; от торговой палатки в самом отдаленном селе до крытых рынков в Москве; от автостоянок до аптек. Куда бы вы ни пришли, будь то институт, магазин, больница, вокзал, общественный туалет - везде охранники. Это, так сказать, видимые, а есть еще и невидимые: те, кто охраняет богатых и самых богатых, их родственников, их особняки, их собак и лошадей...

Известно, род занятий накладывает «свою печать» на характер. Скажем, плотник, имеющий дело с деревом, обычно рассудителен, нетороплив, сметлив. Токарь, вытачивающий точные детали, собранный, взвешенный в словах и поступках. А что производит самая массовая профессия? Охранник следит за гражданами, чтобы они чего-либо не украли, чтобы не зашли, куда не положено... Мозг, интеллект, знания, опыт, если они есть у охранника, бездействуют. Это влияет угнетающе на сознание, большинство охранников много курят и много пьют, компенсируя тем самым интеллектуальную атрофию...

Непроизводительным трудом занята и огромная «армия чиновников» в учреждениях муниципального, регионального и федерального уровня. Количество их никто не знает, эта цифра без всякой иронии составляет «государственную тайну». Если судить по некоторым наблюдениям, число их постоянно растет. Так, в Вологде им оказалось мало огромного здания правительства, они заняли десятки зданий в разных частях города, притом сетуют на то, что «места не хватает». Реальная зарплата чиновника также составляет «государственную тайну». Но, насколько удалось узнать, к примеру, зарплата руководителя региона в 1000 раз (!) превышает заработную плату директора городской библиотеки. Фактически чиновники - самая высокооплачиваемая категория из части населения, занятой непроизводительным трудом. Для чиновников создана особая система поощрений, а также особая пенсионная система, отличающаяся от большей части населения. Пенсия чиновника в 10-30 раз больше, чем, скажем, у учителя, отработавшего в школе 40 лет. Чиновники в современной России - «государство в государстве». Существование этой «касты», ее постоянный рост, ее привилегии и возможности стяжать богатство, не прикладывая к тому рук, таланта и умения, свидетельствует о том, что принижение производительного труда, призрение к нему - своего рода «государственная политика».

Отчасти ситуация объяснима состоянием народного хозяйства. «А в итоге развалили все. Возьмите Москву. Чего ни коснись: было два часовых завода - нет ни одного! Было два подшипникового завода - нет ни одного! Был «ЗИЛ» - нет его! Было станкостроение - его нет! Был завод «Динамо» - его тоже нет! Компрессорный завод - нет его! Где же промышленность в столице? А по всей стране? Станкостроение - в полном развале. Приборостроение ликвидировали. Покажите мне наш, российский, мобильник? Почему нет? Да потому что в Зеленограде и других местах уничтожили заводы электронной промышленности...» 24/

Что вместо «ликвидированного»? В западной «модели хозяйствования» существует испытанный способ - «делать деньги из воздуха». Его и взяли на вооружение наши «управленцы». Об этой стороне российской экономики можно говорить долго. Ограничусь одним примером. С приходом нового руководителя в Сбербанк с каждой (!) операции, включая оплату штрафа в ГИБДД или коммунальных услуг, берет деньги Сбербанк - от 10 до 20 рублей. Только за один день в стране совершаются миллионы таких операций, вот вам и средства, которые не «додали» «ЗИЛ», «Динамо» и т.д., то есть их «заменил» кошелек обывателя. Похожих «новаций» - множество, в том числе и со стороны государства: повышение стоимости пошлин, тарифов, цен за справки и т.д. с января каждого года без объяснения народу причин такого повышения.

Как видим, подобное «хозяйствование» далеко отстоит от подлинных национальных интересов России.

4

 

СВЕТ БОЖИЙ УБИТЬ ЗАХОТЕЛИ...

Тишина стояла задумчивая! Лес был погружен в безмолвие. Серый день зимы раскрасила зелень елей; низко плыли облака, будто задевали верхушки, отчего по веткам иногда пробегала дрожь. Вдруг дорога резко наклонилась, и такая круча - дух захватило, бросило в жар. Грешник, думал я, вот за грехи и полечу в тартараты, коль набрался самоуверенности приблизиться к обители святого...

Так впервые въезжал я в Павло-Обнорский монастырь, когда-то прославленный на всю Россию.

От Свято-Троицкого собора не уцелел ни один храм, не осталось и камня, все уничтожили богоборцы. Лишь Успенская трапезная церковь сохранилась да часть братского корпуса, где ныне теплится иноческая жизнь по Божьей благодати и усилиями наместника Амфилохия и немногочисленной братии.

Вслед за духовным писателем Андреем Муравьевым, посетившим эти места в 1853 году, можно было его же словами сказать: «...Самая обитель носила на себе отпечаток пустынный. Нельзя было избрать место лучше для уединенного жительства; оно и сейчас еще дико, хотя и населено... Никого не встретил я и в пустынной ограде, как будто не было там и души человеческой, и эта мертвенная тишина соответствовала понятию о пустынной обители...» 25/

За полтора с лишком века воды утекло много, а определяющая черта монастыря - уединенность - осталась.

Теперь всякому, приезжающему сюда с добрым сердцем, монастырь открывает духовные родники.

Жизнь преподобного Павла, а он принял успение в 112 лет, действительно, легенда. Какой же урок святого для всех нас? Он следующий. Да, смертному возможно приблизиться к Богу, если он не ставит в основание бытия стяжание и сребролюбие; если способен к состраданию и милосердию, если любит и хранит Богом данную землю...

Примерно то же самое завещали нам многочисленные подвижники Святой Руси, начиная с Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и кончая митрополитом Иоанном. Неужели это огромное духовное сокровище должно пребывать втуне? Нет, конечно, нет! Многие люди в современной России искренне тянутся к храму, к Вере, завещанной предками. Тем более, что это соответствует отеческим традициям.

«В России сложилось иное, чем на Западе отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б.Франклина), для русского свобода - это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающую его душу и обедняющую жизнь». 26/

Не случайно преподобный Серафим, Саровский чудотворец, в беседа с Мотовиловым открыл ему: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия». Далее великий старец заметил: «Цель жизни мирских обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег; у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги». 27/

К «мирским обыкновенным людям» в современной России необходимо отнести примерно 6-10 процентов (разные данные) населения - «олигархическую элиту», для которой стяжание, наживание денег, недвижимости (главным образом преступным путем!) является целью и смыслом жизни, альфой и омегой, «золотой телец» для них - бог. Всякие абрамовичи, мордашовы, прохоровы-лисины, двокровичи-ясины и им подобные, не создававшие лично заводы по переработке нефти в Сибири, металлугические комбинаты на Севере и в центре России, шахты и комбинаты в Заполярье, гостницы и курортные комплексы на берегу Черного моря и так далее, но владеющие всеми богатствами, которые есть результат труда нескольких поколений русского народа, ОПРЕДЕЛЯЮТ в стране «фон» политики, идеологии, культуры «под себя».

Когда говорят, что в современной России нет идеологии, то это не более, чем фикция. Идеология есть, это идеология «олигархической элиты», на которую работают высшие государственные учреждения страны. В чем состоит «идеология»? В демонтаже народного самосознания, в искажении и осквернения исторической памяти, в ориентиации молодежи на «западный идеал». Радетели этой «идеологии» открыли широкие ворота нископробной массовой культуре, пропаганде насилия, сексуальных извращений, поддерживают все, что направлено против народного самосознания, народных традиций и идеалов. Поэтому не могу согласиться в Александром Прохановым, будто «власть долгие годы занята одним-единственным делом - перегоняет русские углеводороды на Запад, наживая на этом несметные состояния, вкладывая их в чужие заморские цивилизации, оставляя русских в нищете» (г-та «Завтра», N 52, 29.12.2010). Все так, но она занята не только «одним-единственным», идеологией - тоже.

Поясню на рядовом примере. Известно, где в Вологде в любое время суток можно купить наркотики. Все знают, что под видом продавцов пирожков в школы Вологды приходят наркоторговцы и предлагают детям бесплатно наркотики. Какие же меры принимает власть? Никакие! На уровне стране - то же самое. «Со времени ввода натовских войск в Афганистан поток опиатов из этой страны увеличился в 40 раз. До 70 % зелья оседает в России, что представляет прямую угрозу нашей национальной безопасности. По официальной статистике, у нас более 4 млн наркоманов, 95% потребляемого ими героина имеет афганское происхождение. Около 100 тысяч россиян ежегодно умирает от наркотиков». 28/

Сто тысяч! Ежегодно мы теряем один Вышний Волочек в центре России или один Новотроицк на Южном Урале! Вдумайтесь в этот ужас!

Что же предпринимают верховные власти? А ничего! Пусть, мол, « эти варвары» подыхают от афганской заразы, чем больше их передохнет, тем лучше. Вот это-то и есть как раз «идеология»! Периодические демонстрация по телевизору сжигания изъятых партий наркотиков не более, чем «отвлекающий маневр», «заразная болезнь» разрастается, кардинального ее лечения нет.

Одна из целей «идеологии олигархической элиты» - убить свет Божий в душе человека, опустить его в стихию низменных инстинктов - в «настоящее счастье». Отсюда - усиленная пропаганда «американского образа жизни», представление русским американских наркоманов и уголовников как «лучших людей мира», как «образец для подражания» через радио, телевидение и газеты, в том числе и государственные.

«Руководители нашего государства часто ведут себя так, будто они ревностные христиане. Это проявляется в том, как они прикладываются к иконам, целуют руку у Патриарха и т.д. Хотя я никогда не слышал, чтобы они это открыто заявляли, допустим, в печати. Например, я хорошо помню первый приезд в США президента России Путина. На какой-то пресс-конференции его спросили: во что он верует? Казалось бы, для такого верующего христианина подобный вопрос предполагает отсылку к Никейскому символу веры, который для того и был принят. Но он ответил, что верит в человека, в демократию и т.д., что тоже есть некий символ веры, но другой, отличный от христианской религии». 29/ Далее профессор заметил, что когда эти руководители заявляют о «своем патриотизме или о национальных интересах», то резонно узнать, «интересы какой же нации имеются в виду, когда говорят о национальных интересах?».

С молчаливого попустительства (или одобрительного молчания?) властей (молчание - тоже позиция, тоже идеология) те, кто обслуживает «олигархическую элиту», стараются ударить по самому «болевому нерву» русского народа - Православной вере. В свое время в Москве проходила выставка так называемого современного искусства «Россия-2», пропитанная ненавистью к христианству. Даже «Парламентская газета» вынуждена была оценить ее как «очередную мерзопокость».

А вот более свежий факт. В начале декабря 2010 года жюри премии «Русский Букер» присудило премию Елене Колядиной за роман «Цветочный крест». Правительство Вологодской области приложило изрядные усилия для «продвижения» романа, сие действо лично курировал один из замов губернатора. «Это и очередное подтверждение талантов вологодских писателей, - заявил сам губернатор. - Сообщение о победе Елены Колядиной стало очень важным и приятным событием...»

Еще бы!

Это же не премии имени Михаила Шолохова, имени Василия Шукшина, имени Александра Невского, которых недавно были удостоены вологодские писатели, по поводу которых губернатор молчал, как рыба. А здесь - куда с добром! «Манда», «елда», «афедрон, сиречь жопа», «золотые лядвии» и далее в том же духе - главные герои романа. Дремучее невежество в отношении к православию и столь же дремучая ненависть к нему лично меня поразили в авторе. «Большего богохульства, особенно в первой главе сего «романа», не встречал еще нигде, - отмечал священник Николай Толстиков, член редколлегии журнала «Вологодская литература», где в N 7 за 2009 г. был опубликован «Цветочный крест». - Ни в занятной «библии» Е.Ярославского-Губельмана, председателя союза воинствующих безбожников в 30-е годы, ни где еще, даже у Льва Толстого. Не оправдывает автора и время, когда происходит действие. Неужели наши предки только и жили «энтим самым», без всяких других интересов? Чтобы не происходило, все у автора сворачивается на грубые «физиологии». 30/

Да, ладно бы уж «физиологии», а то ведь что ни страница - пощечина Православию, вплоть до святотатства: «всякое дыхание любит пихание...». Известный русский писатель Владимир Крупин предлагал подать в суд на автора, с чем я полностью согласен. Кто будет подавать? Церковь в лице местных руководителей смолчала. Руководители региона рукоплескали. Оскорбленные христиане? Может, и подадут...

В связи с этим вспоминаю размышления Нового Златоуста: «Расставлены сети для ума моего в различных книгах, именующих себя светом, а содержащих в себе учение тьмы, написанных под явным или прикрытым влиянием мрачного и всезлобного миродержца, из источника - разума, поврежденного грехопадением, во лжи человечества, в коварстве козней льщения, по выражению апостола, писателями, которые без ума дмятся от ума плоти своея». 31/

Прекрасно сказано! «Цветочный крест» - как раз и есть образчик дмения «от ума плоти своея»...

Здесь вспомним еще раз о теме нашего исследования.

«Русский Букер» был задуман в Лондоне сэром Майклом Кейном, первое вручение премии в России состоялось в 1992 году. Цель награды - привлечь публику к серьезной прозе, утверждающей «традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей». Что ж, цель благородная! А что видим на деле? Поддерживается то, что разрушает самосознание народа, наносит ущерб Русской Православной церкви. На словах - одно, в реальности - другое.

Собственно, так же было с «демократией и рынком». На словах - поддержка Запада, на деле от Запада - разрушение экономического, оборонного и культурного потенциала России...

Захотели убить Божий свет! Какое самообольщение! Какая лукавая мечтательность!

Во все века «загадочная русская душа» состояла из любви к Богу и ближнему, способности сопереживать чужой беде, проявлять милосердие и сострадание. Нет, не утрачено русскими людьми названные качества. Я мысленно перебираю сотни примеров, подтверждающих это. Семья Алексеевых из Костромы, в которой 17 детей (своих и приемных) обратилась за помощью к Дмитрию Архипову, руководителю одной из строительных организаций в Вологде. Казалось бы, какое отношение имеет он к костромичам? Но в письме была фраза: «рассмотреть просьбу и, дай Бог! - помочь...», и она «сработала», как «волшебный ключик» - люди призывали Бога в помощники. Более двадцати тысяч рублей от имени предприятия Архипов отправил в Кострому, и семья Алексеевых заплатила долг за квартиру...

Глубоко верующий, москвич Валерий Лашуков, генеральный директор промышленной группы «Кунцево», создал в городе Кадникове на Вологодчине агропромышленный холдинг, поднял с колен бывшие колхозы и совхозы, дал работу крестьянам в нескольких районах. Это что-то значит! Кстати, оборудование для переработки овса в хлопья и картофеля в чипсы холдинг приобретал на Западе, поскольку в России его не выпускают. «У каждого из нас свой крест, - заметил Лашуков, - пронести его по жизни надо достойно. Я - человек верующий, и этим все сказано...»

Что ж, от Запада мы никогда не отвернемся, как и он не сможет существовать без Русской Цивилизации. Но всегда надо помнить о данайцах, дары приносящих...

Сподобимся же любить Бога и Россию, работать усердно для ее процветания.

ИСТОЧНИКИ:

1. Александр НЕЧВОЛОДОВ. «СКАЗАНИЕ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ», С-Петербург, 2003, т. I, с. 20.

2. там же, с. 22

3. Михаил ТОЛСТОЙ. «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ», Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991, с. 7

4. Житие Святителя Игнатия БРЯНЧАНИНОВА. Изд. «технологическая школа бизнеса», автор-составитель Андрей Пылев, Вологда, 2000, с. 20

5. Дмитрий БАЛАШОВ. «ЕЩЕ РАЗ О ВЕЛИКОЙ РОССИИ», ж-л «Север» (Петрозаводск), N1-2, 2003, с.157

6. Юрий КУБЛАНОВСКИЙ. «ПУСТЬ ДРУГОЙ СДЕЛАЕТ ЛУЧШЕ!», г-та «Красный Север», Вологда, 10.03.2005, с.5

7. Александр НЕЧВОЛОДОВ. «СКАЗАНИЕ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ», С-Петербург, 2003, т.I, с. 69

8. ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ ВЕНИАМИН, епископ Владивостокский и Приморский. ПРЕДИСЛОВИЕ к книге Александра НЕЧВОЛОДОВА «СКАЗАНИЕ О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ».

9. Святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. «МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА», изд. «Правило веры», Московский Сретенский монастырь, 1995, с.368-369

10. Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. «ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ». ПСС «Протоиерей Иоанн Восторгов», С-Петербург, изд. «Царское дело», 1998, т. 5, с. 7

11. МИТРОПОЛИТ ИОАНН. «САМОДЕРЖАВИЕ РУССКОГО ДУХА», С-Петербург, 1996, с. 79

12. Михаил ШОЛОХОВ. «ТИХИЙ ДОН», роман, М., «Художественная литература», 1986, т.4, с. 103

13. Геннадий САЗОНОВ. «ЯРЧЕ ЛЕГЕНДЫ. Повесть о Герое Советского Союза, полном кавалере ордена Славы Н.И.Кузнецове», Вологда, изд. «Интелинформ», 2010, с.46-47.

14. Виктор МЕДИКОВ. «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ», М., Агентство «Бизнес-пресс», 2006, с.6-7

15. Юрий ПЕТУХОВ. «РУССКИЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК», М., «Алгоритм», 2008

16-17 Владимир ЮРЬЕВ. «ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ», г-та «Советская Россия», N 23, 2.12. 2010

18. Павел ХЛЕБНИКОВ. «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ КРЕМЛЯ БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ ИЛИ ИСТОРИЮ РАЗГРАБЛЕНИЯ РОССИИ», М., изд. «Детектив-пресс», 2001, с. 10.

19. Дмитрий БАЛАШОВ. «ЕЩЕ РАЗ О ВЕЛИКОЙ РОССИИ», ж-л «Север», Петрозаводск, N1-2, 2003, с.155

20. Николай ШИБАРЕВ. «КУДА ИДЕТ СЕЛО?», Вологда, г-та «Красный Север», 10.03.2005

21. Андрей ПШЕНИЦЫН. «О РУССКОМ НАРОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО», г-та «Советская Россия», 21.10.2010

22. Олег ПЛАТОНОВ. «ЭКОНОМИКА РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ», М., 1995, с.6-7

23. Там же; с. 10

24. Федор ПОДОЛЬСКИХ. «ИНЖЕНЕР РУССКОГО ПОЛЯ», г-та «Советская Россия», 23.11.2010

25. Андрей МУРАВЬЕВ. «РУССКАЯ ФИВАИДА НА СЕВЕРЕ», М., изд. «Паломник», 1999, с. 457

26. Олег ПЛАТОНОВ. «ЭКОНОМИКА РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ», М., 1995, с. 12

27. Беседа ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА. М., МПО «Меттэн», 1991, с. 8

28. Галина ПЛАТОВА. «КОЛОНИАЛЬНЫЙ ТРАНЗИТ», г-та «Советская Россия», 16.12.2010

29. Игорь ШАФАРЕВИЧ. «МЫ И ОНИ», г-та «Завтра», 29.09. 2010

30. Николай ТОЛСТИКОВ. «ПУБЛИКОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ОТВЕРГНУТЬ», ж-л «Вологодская литература», N 7, 2009

31. Святитель ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ. «СЕТИ МИРОДЕРЖЦА», собрание сочинений, М., «Ковчег», 2008, т. I, с.448

Январь 2011 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Галина : Благодарю за правду
2011-05-06 в 19:21

С большим вниманием прочла настоящую информацию, полностью и целиком разделяю мнение автора о состоянии титульной нации РФ на сегодняшний день в собственном государстве. Скорблю о тех молодых, здоровых, сильных молодых людях, испоганивших свои жизни наркотиками и спиртным. Как вытащить или не дать попасть нашим детям и внукам в этот ад? Везде, даже в наших московских школах, невозможно сохранить наших детей от тлетворной, разлагающей мерзости запада. Стараюсь, учу, слежу за внуком и своими взрослыми детьми. Такой-бы информации да в более широкие аудитории.
Спасибо автору и низкий поклон, от матери и бабушки. Сохраняю этот иатериал для детей своих.
1. Георгий : Re: «Мечты напрасные...»
2011-05-06 в 10:08

Хорошо написано. Спаси Господи автора за четкие мысли и выводы.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме