Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»

К выходу книги священника Алексия Плужникова «Иллюзии духовной жизни. Что мы ищем в вере?»

Проблемы церковной жизни 
0
1398
Время на чтение 8 минут
Наверное, всякий, пришедший в Церковь в зрелом возрасте, переживал состояние, когда на смену неофитскому порыву, «зилотству» приходит какой-то захватывающий душу кураж, эдакий бунт против всего того, что ещё вчера казалось незыблемым элементом корпоративной нормы.

В числе прочего, одной из их причин бунта является вполне разумное желание отделить веру «от религиозности»[1], т.е. от того, что является внешней подменой её. Начинается ревизия, призванная выявить плевелы «православности», которые подменили Православие[2].

Иногда этому сопутствует искушение втиснуться в тот мир, из которого некогда был совершен побег. Начинаются «попытки сочетать розовый свитер с хождением на исповедь»[3].

И вот укорачиваются бороды и юбки, а на полки возвращаются сартры да ритм-энд-блюзы. Кто-то, подспудно стесняясь подобного куража, пытается преподнести перемены в качестве формы юродства. Кто-то, преодолев классическое искушение, возвращается - пусть и помодневшем платье - к тому душевному настрою, который предшествовал «культурной контрреволюции». А кто-то уходит.

Не последнюю роль в выборе играет царящее умонастроение. Принято считать, что «помогают» людям уйти из Церкви одни лишь бабушки да псевдо православные язычники. Меньше говорят о роли идей, озвучиваемых «продвинутыми отцами». Которые, в общем-то вполне справедливо клеймят «необратимо воцерковлённых».

К признакам «необратимой воцерковлённости» с некоторых пор стали относить не только проявления псевдоцерковного язычества, но и манифестацию определённой общественно-политической позиции.

При этом складывается совершенно анекдотичное противопоставление: «либо ты «нормальный» и любишь Гарри Поттера - либо ты «необратимо воцерковлённый» борец с глобализмом и, вообще, «поедатель освященной земельки»».

И, если бы эта схема употреблялась в качестве полемического хода - это было бы, наверное, полбеды. Но ведь подобные фантомы фабрикуются в текстах, которые могут стать «руководством к действию». Рабочим материалом в процессе выработки обновлённых форм корпоративной нормы.

Норм, которые и должны прийти на смену всему тому, что подвергается осмеянию.

***

К такого рода «руководствам», по-видимому, можно отнести изданную «Даниловским благовестником» книгу священника Алексия Плужникова «Иллюзии духовной жизни. Что мы ищем в вере?»

Во всяком случае, материалы, посвященные презентации, прошедшей 12 апреля в рамках проекта Издательского Совета РПЦ по популяризации чтения православной литературы, также могут свидетельствовать о значимости книжной новинки.

Презентацию открыл своим вступительным словом Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент. В частности, Владыка отметил:

«У нас много священников, но лишь немногие из них пишущие. Книга интересна, актуальна и показывает правильное отношение человека к тому, что совершается в Церкви. Отец Алексий, своей книге наглядно показал те, наиболее частые, заблуждения, которые встречаются у современных православных... Это - очень нужная книга для тех, кто пытается идти по пути веры».

Главный редактор Интернет-издания «Правкнига.ру» Михаил Тюренков сообщил:

Сейчас очень много книг, которые дают представление, что такое Православие. Каждый автор пытается представить свое видение: «Чем является Православие!» Но очень редко появляются те книги, которые дают понять, чем не является Православие. А потому очень радует, что подобная книга появилась, и, надеюсь, она укажет людям, которые вступают на путь воцерковления, чем же Православие не является и чего на этом пути стоит опасаться».

Сам автор книги особо подчеркнул:

«Обратите внимание на нашу приходскую жизнь. Что читают наши прихожане? Молитвослов, акафисты, псалтырь по усопшим, «Откровенные рассказы странника», книги о старцах, пророчествах, чудесах, шестерках, конце света... А кто читает о начале света, о просвещении?» (С. 158)

В одной из первых рецензий на книгу Наталья Волкова проговаривает: «Конечно, книга священника Алексия Плужникова неидеальна. «Иллюзии духовной жизни» порой безапелляционна, местами беспощадна к «этим», которые «религиозные» люди...»

***

Вот на «беспощадность к «этим»», мне и хотелось бы обратить внимание как читателей РНЛ, так и самого о.Алексия. Тем более, что он сам в предисловии говорит о готовности к полемике.

Основная мысль этой книги, по словам самого о.Алексия, выражается «словами приснопамятного о.Александра Шмемана из его «Дневников»: «По Евангелию так ясно: Бога любят святые и грешники. Его не любят, и, когда могут, распинают «религиозные» люди»» (С. 3).

Далее, на протяжении всей сатирической книги остроумно выстраивается фантом «религиозных людей», то бишь фарисеев, и этот фантом нагружается рядом отталкивающих черт.

«Из этого ложного посыла духовной жизни начинается и <...> походы в особые «покаянные» крестные ходы, и устроение «молений» о спасении России, о даровании Царя, об абортированных младенцах и проч.

К псевдодуховности можно отнести и борьбу с номерами, с паспортами, с «ересью экуменизма», с масонами...

Именно на этой почве появляются лжедуховные «ревнительские» книги, являющиеся рупором различных еретических идей. И пока на такие книги есть спрос, пока слишком многие церковные люди некритично относятся к любой активности «на православные темы», верят почти любому печатному слову, которое выглядит внешне «православным» - появления в нашей церковной жизни их не отследит самая мудрая цензура». (С.5)

То, что, по словам автора, «веру в Христа вытесняет вера... «во святой источник»», является проявлением того, что потребительский дух не чужд и людям, почитающим себя церковными. Напомнив о дилемме Фромма: «иметь или быть», о.Алексий очень верно указывает на одну из глубинных причин распространенности псевдоправославного язычества:

«Подавляющее большинство людей относится к религии тоже по принципу «иметь». Соответственно строится сама формулировка вопроса: «Батюшка, у меня есть проблема...» И начинается описание ситуации. Т.е. человек изначально отделяет себя от проблемы, он как бы стоит в стороне, чтобы священник решил отчуждённую проблему и вернул ему «исправленный» вариант, которым можно будет пользоваться. (С. 10) Человек такого склада, увы, ищет не Бога, а технологию, конкретные методы исцеления с помощью религии». (С.11-12). «Одно дело - ждать помощи от Бога по молитвам св. Матроны, и совсем другое дело «верить в мощи» как бы сами по себе». (С.13)

Проанализировав причины распространенности подмены духовной жизни «потреблением религиозных услуг», автор приступил к рассмотрению следующей пары противопоставлений.

Речь идёт о тех явлениях, которые автор преподносит в качестве «энтузиазма». «Энтузиазм» противопоставляется аскетике.

Рассуждения о «церковном энтузиазме» предваряются раскрытием смысла указанного понятия, причем предлагается не только «психологическое» определение, данное В.Далем, но и точное этимологическое определение, дающее верную духовную оценку подобным состоянием души. (Синонимы энтузиазма - исступление, экстаз).

Исходя из такого понимания, само собой напрашивается противопоставить энтузиазму (т.е. прелестному состоянию) умиротворение.

Собственно говоря, о. Алексий так и начинает:

«С богословской т.зрения, основа церковного энтузиазма - это идея, прямо противоположная знаменитым словам прп. Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»». (С. 22)

Однако тут же разговор из плоскости духовной переносится совсем в другое русло:

«Напротив, церковный энтузиаст считает, что в первую очередь надо спасать других, а мое спасение заключается в спасении ближних. (С. 22)

И дальше уже вместо ожидаемого противопоставления «энтузиазм-исихазм», автор продолжает рассуждения в плоскости противопоставления «экстенсивное-интенсивное». Дав верную духовную оценку самому понятию «энтузиазм», автор допускает некорректность, обзывая энтузиастами не тех, кто доводит себя до истерического состояния псевдодуховными медитациями, но... всех тех, кто занимается внешней деятельностью.

В результате такой манипуляции со смыслами - манипуляции, быть может, не вполне осмысленной - выстраивается картинка, отождествляющая социальную активность («экстенсивное православие») с «энтузиазмом». При этом автор сетует на то, что ««экстенсивное православие» настораживает людей». (С. 24).

«Не могут не пугать нецерковных людей и политические лозунги православных энтузиастов о борьбе с ИНН, экуменизмом, о «восстановлении монархии». <...> Люди видят, в каких болезненных формах это происходит, каким нездоровым огнём горят глаза и речи «православных спасателей России», предлагающих новое «светлое будущее» - мифическую «Православную Империю Русских Людей», «Третий Рим»». (С. 25)

Всё это, конечно же, так.

Однако одно дело говорить о не вполне трезвых формах проявления боли о судьбе Родины. О том, что ложно понятая «православность» может свести духовную жизнь к проявлению «разного рода компенсаций, проекций, самореализаций»[4].

Совсем другое дело - позволять себе не просто снобистский «стёб», но и откровенную манипуляцию, вследствие которой фантом «религиозного человека» нагружается как признаками «потребителя религиозных услуг», так и признаками, присущими «энтузиастам».

При этом очевидную некорректность автор допускает уже в предисловии:

«Так, в интеллигентной среде возникают такие странные мировоззренческие явления, как православная психология, православная педагогика, православная политика, православная литература и подобное. То, что раньше было уделом профессионалов или талантливых личностей, теперь стало измеряться конфессиональной принадлежностью...» (С. 4)

***

Ну, что ж. Молодые и рьяные создают тексты, призванные оттачивать некий «продвинутый» формат «корпоративной нормы». Помимо очевидных глупостей, присущих околоцерковному сознанию, теперь, по всей вероятности, надобно будет выбросить из головы и многое из того, что совсем недавно казалось нам аксиомами, тем набором аксиом, на базе которых выстраивалась система ценностей. Система, которая и позволяла иметь целостное мировоззрение, которое, однако, можно обозвать «мифологией».

Перезагруженный вариант корпоративной нормы, в числе прочего, по-видимому, должен будет включать непременную любовь к гаррипотеровщине. Эта оккультная попса превращается в нечто, аналогичное т.н. «гей-парадам».

Даёшь добро на проведение «гей-парада» - значит, демократ. Нет - фашист и т.п.

То же самое и тут. Толерантность по отношению к писаниям про юных волшебников должна символизировать некую степень «продвинутости», «трезвости» и т.п.

А что же касается всего того, что может быть позиционировано как бичуемый автором «энтузиазм», то, по всей вероятности, «проявленя экстенсивного православия» будут пресекаться вполне системно. Под самыми благовидными предлогами.

Во всяком случае, учитывая характер послушания о. Алексия, можно предположить, что Волгоградская и Камышинская епархия будет застрахована от литературы, возгревающей в пастве настроения, понимаемые в качестве «церковного энтузиазма».

Учитывая размах презентации, можно предположить, что лабораторный опыт этой епархии может послужить делу выработки конкретных методов коррекции информационных потоков.


[1] Выражение прот. А.Шмемана. См. «Дневники» (М., Русский путь, 2005)

[2] Выражение А.Б.Рогозянского. См. «Наш современник в Церкви и в мире» (М, Лепта, 2004)

[3] Выражение инокини Ирины (Денисовой). См. док/фильм «Инокиня» (Минск, реж. Г.Адамович, 2010)

[4] Выражение А.Б.Рогозянского. См. «Наш современник…»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Об «иллюзиях духовной жизни».

Честно говоря, данная статья тоже не может похвастать особой связностью. Первая часть статьи отношения к о.Плужникову не имеет вообще, представляя собою подытоживание независимо от него происходящих явлений. Люди, дескать, всё чаще откалываются от церкви, периодически начиная ощущать противоречие между принятыми в большом мире традициями и церковным укладом — и невнятно намекается, что часть причин тут в писаниях прогрессивно мыслящих отцов вроде Плужникова, который, однако, едва ли писал в своих книгах о нежелательности посещения церкви и едва ли критиковал церковный дресс-код. Вторая и средняя часть статьи содержит здравый в общем-то упрёк к о.Плужникову в связи со смешиванием двух разных понятий: псевдоцерковного «энтузиазма» в смысле этакой мистической истерики — и экстенсивного православия, понимаемого как стремление нести веру в массы без особого обращения внимания на собственную душу. Однако понятия эти мало того, что не столь далеки друг от друга, — сколько раз бывает, что экстенсивное православие или стремление к одариванию всех верой направо и налево подпитывается именно пресловутым «энтузиазмом»? — но и оба, в принципе, не являются позитивными. Так что от смешивания их, пусть и ошибочного, вряд ли может быть вред. Третья же часть ещё невнятнее первой. Мы вновь возвращаемся к Гарри Поттеру, упомянутому ещё в первой части и, видимо, нелюбимому автором статьи. Интересно, почему никого не волновал цикл Дианы Дуэйн «Как стать волшебником», выпущенный ещё в девяностых годах? Ну да, тогда у Церкви хватало своих забот, на ногах бы устоять. Итого: серьёзных обвинений к о.Плужникову в статье нет, попытка утверждать, что-де из-за творчества таких как он люди уходят из Церкви, никакими доказательствами не подкреплена.

1. Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»

Являясь прихожанином Волгоградской епархии спешу заметить, что никогда не давал о. Алексею Плужникову полномочий выражать свое мнение. Более того, к рвению достопочтеного батюшки при всем уважении отношусь с большой осторожностью. А по поводу Гарри Поттера, о котором ломается столько копий, руководствуюсь исключительно словами апостола Павла: Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. То-есть, пусть я и не вижу в сочинений миссис Роулинг отблесков ада, но зная, что многие соблазняются, то и я никогда не позволю себе защищать ее сочинения.
miranin 945 / 03.05.2011, 04:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
О чём говорят американские конспирологи
Такер Карлсон об НЛО, демонах, ядерном оружии и другом
24.04.2024
«Рассерженный правдоруб» Илон Маск против «ответственных» государственников Австралии
Правда о нападении на епископа Ассирийской Церкви не должна «раскачивать лодку»
23.04.2024
«Падение империи» – фильм пустой, профанация проблемы
«Хороших» в картине нет, зато есть «плохие»
22.04.2024
Сто лет назад началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем»
Советские медальеры не увлеклись модерном, но продолжили дореволюционные традиции
20.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07