Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 03.05.2011


К выходу книги священника Алексия Плужникова «Иллюзии духовной жизни. Что мы ищем в вере?» …

Наверное, всякий, пришедший в Церковь в зрелом возрасте, переживал состояние, когда на смену неофитскому порыву, «зилотству» приходит какой-то захватывающий душу кураж, эдакий бунт против всего того, что ещё вчера казалось незыблемым элементом корпоративной нормы.

В числе прочего, одной из их причин бунта является вполне разумное желание отделить веру «от религиозности»[1], т.е. от того, что является внешней подменой её. Начинается ревизия, призванная выявить плевелы «православности», которые подменили Православие[2].

Иногда этому сопутствует искушение втиснуться в тот мир, из которого некогда был совершен побег. Начинаются «попытки сочетать розовый свитер с хождением на исповедь»[3].

И вот укорачиваются бороды и юбки, а на полки возвращаются сартры да ритм-энд-блюзы. Кто-то, подспудно стесняясь подобного куража, пытается преподнести перемены в качестве формы юродства. Кто-то, преодолев классическое искушение, возвращается - пусть и помодневшем платье - к тому душевному настрою, который предшествовал «культурной контрреволюции». А кто-то уходит.

Не последнюю роль в выборе играет царящее умонастроение. Принято считать, что «помогают» людям уйти из Церкви одни лишь бабушки да псевдо православные язычники. Меньше говорят о роли идей, озвучиваемых «продвинутыми отцами». Которые, в общем-то вполне справедливо клеймят «необратимо воцерковлённых».

К признакам «необратимой воцерковлённости» с некоторых пор стали относить не только проявления псевдоцерковного язычества, но и манифестацию определённой общественно-политической позиции.

При этом складывается совершенно анекдотичное противопоставление: «либо ты «нормальный» и любишь Гарри Поттера - либо ты «необратимо воцерковлённый» борец с глобализмом и, вообще, «поедатель освященной земельки»».

И, если бы эта схема употреблялась в качестве полемического хода - это было бы, наверное, полбеды. Но ведь подобные фантомы фабрикуются в текстах, которые могут стать «руководством к действию». Рабочим материалом в процессе выработки обновлённых форм корпоративной нормы.

Норм, которые и должны прийти на смену всему тому, что подвергается осмеянию.

***

К такого рода «руководствам», по-видимому, можно отнести изданную «Даниловским благовестником» книгу священника Алексия Плужникова «Иллюзии духовной жизни. Что мы ищем в вере?»

Во всяком случае, материалы, посвященные презентации, прошедшей 12 апреля в рамках проекта Издательского Совета РПЦ по популяризации чтения православной литературы, также могут свидетельствовать о значимости книжной новинки.

Презентацию открыл своим вступительным словом Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент. В частности, Владыка отметил:

«У нас много священников, но лишь немногие из них пишущие. Книга интересна, актуальна и показывает правильное отношение человека к тому, что совершается в Церкви. Отец Алексий, своей книге наглядно показал те, наиболее частые, заблуждения, которые встречаются у современных православных... Это - очень нужная книга для тех, кто пытается идти по пути веры».

Главный редактор Интернет-издания «Правкнига.ру» Михаил Тюренков сообщил:

Сейчас очень много книг, которые дают представление, что такое Православие. Каждый автор пытается представить свое видение: «Чем является Православие!» Но очень редко появляются те книги, которые дают понять, чем не является Православие. А потому очень радует, что подобная книга появилась, и, надеюсь, она укажет людям, которые вступают на путь воцерковления, чем же Православие не является и чего на этом пути стоит опасаться».

Сам автор книги особо подчеркнул:

«Обратите внимание на нашу приходскую жизнь. Что читают наши прихожане? Молитвослов, акафисты, псалтырь по усопшим, «Откровенные рассказы странника», книги о старцах, пророчествах, чудесах, шестерках, конце света... А кто читает о начале света, о просвещении?» (С. 158)

В одной из первых рецензий на книгу Наталья Волкова проговаривает: «Конечно, книга священника Алексия Плужникова неидеальна. «Иллюзии духовной жизни» порой безапелляционна, местами беспощадна к «этим», которые «религиозные» люди...»

***

Вот на «беспощадность к «этим»», мне и хотелось бы обратить внимание как читателей РНЛ, так и самого о.Алексия. Тем более, что он сам в предисловии говорит о готовности к полемике.

Основная мысль этой книги, по словам самого о.Алексия, выражается «словами приснопамятного о.Александра Шмемана из его «Дневников»: «По Евангелию так ясно: Бога любят святые и грешники. Его не любят, и, когда могут, распинают «религиозные» люди»» (С. 3).

Далее, на протяжении всей сатирической книги остроумно выстраивается фантом «религиозных людей», то бишь фарисеев, и этот фантом нагружается рядом отталкивающих черт.

«Из этого ложного посыла духовной жизни начинается и <...> походы в особые «покаянные» крестные ходы, и устроение «молений» о спасении России, о даровании Царя, об абортированных младенцах и проч.

К псевдодуховности можно отнести и борьбу с номерами, с паспортами, с «ересью экуменизма», с масонами...

Именно на этой почве появляются лжедуховные «ревнительские» книги, являющиеся рупором различных еретических идей. И пока на такие книги есть спрос, пока слишком многие церковные люди некритично относятся к любой активности «на православные темы», верят почти любому печатному слову, которое выглядит внешне «православным» - появления в нашей церковной жизни их не отследит самая мудрая цензура». (С.5)

То, что, по словам автора, «веру в Христа вытесняет вера... «во святой источник»», является проявлением того, что потребительский дух не чужд и людям, почитающим себя церковными. Напомнив о дилемме Фромма: «иметь или быть», о.Алексий очень верно указывает на одну из глубинных причин распространенности псевдоправославного язычества:

«Подавляющее большинство людей относится к религии тоже по принципу «иметь». Соответственно строится сама формулировка вопроса: «Батюшка, у меня есть проблема...» И начинается описание ситуации. Т.е. человек изначально отделяет себя от проблемы, он как бы стоит в стороне, чтобы священник решил отчуждённую проблему и вернул ему «исправленный» вариант, которым можно будет пользоваться. (С. 10) Человек такого склада, увы, ищет не Бога, а технологию, конкретные методы исцеления с помощью религии». (С.11-12). «Одно дело - ждать помощи от Бога по молитвам св. Матроны, и совсем другое дело «верить в мощи» как бы сами по себе». (С.13)

Проанализировав причины распространенности подмены духовной жизни «потреблением религиозных услуг», автор приступил к рассмотрению следующей пары противопоставлений.

Речь идёт о тех явлениях, которые автор преподносит в качестве «энтузиазма». «Энтузиазм» противопоставляется аскетике.

Рассуждения о «церковном энтузиазме» предваряются раскрытием смысла указанного понятия, причем предлагается не только «психологическое» определение, данное В.Далем, но и точное этимологическое определение, дающее верную духовную оценку подобным состоянием души. (Синонимы энтузиазма - исступление, экстаз).

Исходя из такого понимания, само собой напрашивается противопоставить энтузиазму (т.е. прелестному состоянию) умиротворение.

Собственно говоря, о. Алексий так и начинает:

«С богословской т.зрения, основа церковного энтузиазма - это идея, прямо противоположная знаменитым словам прп. Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»». (С. 22)

Однако тут же разговор из плоскости духовной переносится совсем в другое русло:

«Напротив, церковный энтузиаст считает, что в первую очередь надо спасать других, а мое спасение заключается в спасении ближних. (С. 22)

И дальше уже вместо ожидаемого противопоставления «энтузиазм-исихазм», автор продолжает рассуждения в плоскости противопоставления «экстенсивное-интенсивное». Дав верную духовную оценку самому понятию «энтузиазм», автор допускает некорректность, обзывая энтузиастами не тех, кто доводит себя до истерического состояния псевдодуховными медитациями, но... всех тех, кто занимается внешней деятельностью.

В результате такой манипуляции со смыслами - манипуляции, быть может, не вполне осмысленной - выстраивается картинка, отождествляющая социальную активность («экстенсивное православие») с «энтузиазмом». При этом автор сетует на то, что ««экстенсивное православие» настораживает людей». (С. 24).

«Не могут не пугать нецерковных людей и политические лозунги православных энтузиастов о борьбе с ИНН, экуменизмом, о «восстановлении монархии». <...> Люди видят, в каких болезненных формах это происходит, каким нездоровым огнём горят глаза и речи «православных спасателей России», предлагающих новое «светлое будущее» - мифическую «Православную Империю Русских Людей», «Третий Рим»». (С. 25)

Всё это, конечно же, так.

Однако одно дело говорить о не вполне трезвых формах проявления боли о судьбе Родины. О том, что ложно понятая «православность» может свести духовную жизнь к проявлению «разного рода компенсаций, проекций, самореализаций»[4].

Совсем другое дело - позволять себе не просто снобистский «стёб», но и откровенную манипуляцию, вследствие которой фантом «религиозного человека» нагружается как признаками «потребителя религиозных услуг», так и признаками, присущими «энтузиастам».

При этом очевидную некорректность автор допускает уже в предисловии:

«Так, в интеллигентной среде возникают такие странные мировоззренческие явления, как православная психология, православная педагогика, православная политика, православная литература и подобное. То, что раньше было уделом профессионалов или талантливых личностей, теперь стало измеряться конфессиональной принадлежностью...» (С. 4)

***

Ну, что ж. Молодые и рьяные создают тексты, призванные оттачивать некий «продвинутый» формат «корпоративной нормы». Помимо очевидных глупостей, присущих околоцерковному сознанию, теперь, по всей вероятности, надобно будет выбросить из головы и многое из того, что совсем недавно казалось нам аксиомами, тем набором аксиом, на базе которых выстраивалась система ценностей. Система, которая и позволяла иметь целостное мировоззрение, которое, однако, можно обозвать «мифологией».

Перезагруженный вариант корпоративной нормы, в числе прочего, по-видимому, должен будет включать непременную любовь к гаррипотеровщине. Эта оккультная попса превращается в нечто, аналогичное т.н. «гей-парадам».

Даёшь добро на проведение «гей-парада» - значит, демократ. Нет - фашист и т.п.

То же самое и тут. Толерантность по отношению к писаниям про юных волшебников должна символизировать некую степень «продвинутости», «трезвости» и т.п.

А что же касается всего того, что может быть позиционировано как бичуемый автором «энтузиазм», то, по всей вероятности, «проявленя экстенсивного православия» будут пресекаться вполне системно. Под самыми благовидными предлогами.

Во всяком случае, учитывая характер послушания о. Алексия, можно предположить, что Волгоградская и Камышинская епархия будет застрахована от литературы, возгревающей в пастве настроения, понимаемые в качестве «церковного энтузиазма».

Учитывая размах презентации, можно предположить, что лабораторный опыт этой епархии может послужить делу выработки конкретных методов коррекции информационных потоков.


[1] Выражение прот. А.Шмемана. См. «Дневники» (М., Русский путь, 2005)

[2] Выражение А.Б.Рогозянского. См. «Наш современник в Церкви и в мире» (М, Лепта, 2004)

[3] Выражение инокини Ирины (Денисовой). См. док/фильм «Инокиня» (Минск, реж. Г.Адамович, 2010)

[4] Выражение А.Б.Рогозянского. См. «Наш современник…»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 37

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

37. Григорий Хальдов : Об «иллюзиях духовной жизни».
2016-02-08 в 19:46

Честно говоря, данная статья тоже не может похвастать особой связностью.

Первая часть статьи отношения к о.Плужникову не имеет вообще, представляя собою подытоживание независимо от него происходящих явлений. Люди, дескать, всё чаще откалываются от церкви, периодически начиная ощущать противоречие между принятыми в большом мире традициями и церковным укладом — и невнятно намекается, что часть причин тут в писаниях прогрессивно мыслящих отцов вроде Плужникова, который, однако, едва ли писал в своих книгах о нежелательности посещения церкви и едва ли критиковал церковный дресс-код.

Вторая и средняя часть статьи содержит здравый в общем-то упрёк к о.Плужникову в связи со смешиванием двух разных понятий: псевдоцерковного «энтузиазма» в смысле этакой мистической истерики — и экстенсивного православия, понимаемого как стремление нести веру в массы без особого обращения внимания на собственную душу. Однако понятия эти мало того, что не столь далеки друг от друга, — сколько раз бывает, что экстенсивное православие или стремление к одариванию всех верой направо и налево подпитывается именно пресловутым «энтузиазмом»? — но и оба, в принципе, не являются позитивными. Так что от смешивания их, пусть и ошибочного, вряд ли может быть вред.

Третья же часть ещё невнятнее первой. Мы вновь возвращаемся к Гарри Поттеру, упомянутому ещё в первой части и, видимо, нелюбимому автором статьи. Интересно, почему никого не волновал цикл Дианы Дуэйн «Как стать волшебником», выпущенный ещё в девяностых годах? Ну да, тогда у Церкви хватало своих забот, на ногах бы устоять.

Итого: серьёзных обвинений к о.Плужникову в статье нет, попытка утверждать, что-де из-за творчества таких как он люди уходят из Церкви, никакими доказательствами не подкреплена.
36. Александр : Да...
2011-06-06 в 11:23

Я лично знал покойного о.Григория,ещё задолго до принятия им сана.
В позах стоять разных,это видимо Вам ближе,приснопамятный батюшка этим не отличался...
35. Александр : Вы ведёте себя,как моральный урод...
2011-06-06 в 11:22

гр.Рогозянский -всё что я хотел сообщить в заголовке.
34. Тихомиров Павел : А.Б.Рогозянскому: стиль Плужникова
2011-05-09 в 15:59

Дорогой Андрей, посмотрите, если есть желание:

http://papa-rimsky20...rnal.com/265986.html

Откровенно говоря, я не ожидал такого.
33. Волька : Полегче!..
2011-05-05 в 14:24

Сколько сейчас всяческой "вспомогательной" литературы для верующих и стремящихся к Вере! Чего только, относящегося к "проклятой прощлой жизни" не клеймят, какими только аргументами не пользуются. -"До основанья, а затем..."(Интернационал) -так и чувствуется этот, вечно живой доброжелательский раж. Даже священному, созидательнейшему дару энтузиазма досталось. Уважаемые, может всё же поосторожнее!.. А то всё это напоминаат анекдот сов. периода, где говорилось, что "войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется". А ведь это ещё не теократия... Что же ждёт нас, если придёт Она, столь желанная некоторым...
32. Александр Савинов : Павлу Тихомирову
2011-05-05 в 02:15

При этом складывается совершенно анекдотичное противопоставление: «либо ты «нормальный» и любишь Гарри Поттера - либо ты «необратимо воцерковлённый» борец с глобализмом и, вообще, «поедатель освященной земельки»».Перезагруженный вариант корпоративной нормы, в числе прочего, по-видимому, должен будет включать непременную любовь к гаррипотеровщине. Эта оккультная попса превращается в нечто, аналогичное т.н. «гей-парадам».

Даёшь добро на проведение «гей-парада» - значит, демократ. Нет - фашист и т.п.

То же самое и тут. Толерантность по отношению к писаниям про юных волшебников должна символизировать некую степень «продвинутости», «трезвости» и т.п.

Уважаемый Павел.считаю приведенные проблемы и утверждения надуманными.спорными.И толкование на Алексея Плужникова не нужным.
Я Вас понял.но ничего не перепутал.
Призывает нас к себе Бог.Каждого в свое время.и в разных обстоятельствах.Он же дарует Благодать.Момент осознания встречи с Вечностью сугубо индивидуален я думаю.Возможно воцерковление происходит не у всех и не сразу.
При чем же здесь Гари Потер ?
31. Павел Тихомиров : Александру Савинову
2011-05-04 в 17:26

"Люди в зрелом возрасте приходят в Церковь часто для того что бы душа не болела , а не за эйфорией неофитства и зилотства."
Вы перепутали причину со следствием.
Именно Благодать нас призывает, а не что иное, но приходя в Церковь мы, как правило, первое время пребываем в том состоянии, которое определяется как "неофитское зилотство". Потом это состояние угасает и начинаются классические искушения. К этим искушениям можно относится по-разному. Именно об этом и сказано в начале и конце материала.
30. Протоиерей Димитрий Назаров : Рогозянскому...
2011-05-04 в 00:40

29. протодиак. Сергий : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-04 в 00:27

Первое время читал статьи о. Алексия с удовольствием. И сейчас регулярно посещаю блог "Папа Римский_2003" Хотелось бы пожелать уважаемому волгоградскому батюшке свой несомненный дар слова использовать осторожно и разумно. Хороший и тонкий юмор уместен почти всегда, но комсомольский задор в сочетании с четверостишиями в стиле Демьяна Бедного недопустимы, когда приходится касаться тем такого рода. Помощи Божией о Алексию в его пастырской и просветительской деятельности, а в первую очередь в приобретении духовного, пастырского и главное - молитвенного опыта.
28. Максим Степаненко : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 23:32

А. Рогозянскому. Вы знаете, по Вашим комментариям тоже вижу как на лицо деградция умных людей, соприкоснувшихся с ржвчиной степановщины...
27. Татьяна : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 23:19

Не знаю, насколько эта книга - заказ, но она далеко не первая в ряду популярных книг на актуальные церковные темы того же редактора и того же издательства. Скорее не заказ, а какая-то линия, упорно проводимая начиная примерно с конца 1990-х годов. И уровень один и тот же, богословски не выдерживающий никакой критики, и пафос один тот же, и энтузиазма избыток. Откуда? И кому это надо?
26. Протоиерей Димитрий Назаров : Рогозянскому...
2011-05-03 в 23:01

"А то, может, на "Правой" статью напишете. Какой Варфоломей Архонтонис хороший"
Вы можете привести пример подобной статьи?!
Вряд ли бы и на "Правой" патриоты такое бы напечатали--фантазировать не надо--Вы же взрослый дядя уже!
Напишите прямо уже, что завидуете, что Вас на "правой" не печатают, посколько как православный публицист, Вы--типичное "небыдло".Пишется вместе. Посмоодернистские "тренды" Вам чужды, а юмор Ваш--странен, мягко говоря...
25. Протоиерей Димитрий Назаров : Рогозянскому...
2011-05-03 в 22:52

"Какой Варфоломей Архонтонис хороший..."
Несмотря на экуменистическую политику Его Святейшества, коей мы непричастны, нельзя не заметить, что Его Святейшество обладает недюжинной богословской культурой (хоть и не без вредоносного влияния "неообновленческой""русской парижской школы", не исключая и её американского продолжения, в лице покойных литургистов прот.А.Шмемана и Мейендорфа...),прекрасный проповедник, настоящий монах-аскет и патриот греческого народа--знаком лично!
Ничего не могу поделать с собой--покойная бабушка Нина завещала "всегда искать в людях хорошее", особенно --в Первоиерархах...
А Вас, Рогозянский, разве по другому воспитывали? Не мню...
24. Протоиерей Димитрий Назаров : Рогозянскому...
2011-05-03 в 22:43

"или преставится Бенедикт 16-й."
Желаем, мы, по ходу, и Его Святейшеству, Папе Римскому, (настоящему и мнимому--о.Плужникову),--Многая Лета!
Ибо, как правило, те, которые приходят потом, не лучше...Зачем нам им плохого желать?!
А жизнью и чаяниями итальянского общества я не живу, по заповеди "Аввы Петра"
"До Италии мне дела нет--у меня "вид на жительство" в Царствие Небесном""!
23. Протоиерей Димитрий Назаров : Рогозянскому...
2011-05-03 в 22:38

Я отвечаю только за себя, а не за Святейшего Варфоломея или Святейшего Кирилла, равно как и за своего Блаженнейшего Первоиерарха--Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всея Палестины, Блаженнейшего Феофила!
Всем Святейшествам и Блаженству--Многая и Благая Лета!
Про себя же я знаю твёрдо, что никто мне зарплату в Италии не платит, а Приход наш содержится на добровольные пожертвования верующих...
А кого там "госдеп" содержит, кого--"лишкат кешер", на чьи там деньги храмы заграницей строятся--это уж Вам, Рогозянский (с протодиаконом Кураевым), виднее-- я счетов ентих в глаза не видал, более того, духовники мои мне заповедали от таких вещй "как от огня бежать"!
22. А. Рогозянский : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 22:13

Вот как теперь выглядит жизненная программа наст. мужчины: "дерево посадить, дом построить, блог раскрутить". ) Только б перепутать. )
Дорогой батюшка! Зато Вас мы по-прежнему все очень любим и желаем здравствовать. Как известно, покойник до последнего дня не собирался умирать, также, по-видимому, как и о. А. Плужников. Который пишет об иллюзиях и каждый день извещает почтенное ЖЖ-сообщество, которая у Его преподобия чешется пятка. С такой самоцензурой, само собой, прямая дорога в цензоры.
Что же касается Италии, поверьте, что с каждым Вашим появлением как известного киберпартизана и антиглобалиста мы рассчитываем на какие-нибудь мировые новости с Апеннинского полуострова. Когда наконец бинго-бонго строптивый А. Челентано станет у руля нации или преставится Бенедикт 16-й.
А мы уж тут сами, как-нибудь. Тем более, в Костромах.
А то, может, на "Правой" статью напишете. Какой Варфоломей Архонтонис хороший и совсем не на госдеповском содержании. )
Молчу-молчу.
21. Михаил : Укатали сивку крутые горки
2011-05-03 в 22:05

Где находится тот поворот, когда из хорошего проповедника вдруг "вылезает" циник, а почитаемый прихожанами батюшка становится мизантропом? Где формируется та питательная среда, в которой плодятся все те страсти (главная из которых - гордыня), от которых они же предостерегали в своих выступлениях и проповедях?
Думается, что поворот этот - в новой политике, которая сформулировала четкий заказ: борьба с "народным православием". В нем, конечно, можно найти черты суеверий и надрыва, но ведь это все искренне. Значит - горячо! А у хулителей - не горячо и не холодно. У них - поза. А позерство напоказ - это уже публичное выступление. Поскольку в нем много язвительности, то батюшка становится сатириком. Вот здесь хорошо бы вспомнить, чья это личина.
Питательная среда гордыни - комфорт и благополучие. Как-то появилась такая прослойка пишуших, которые и пишут-то с оксфордским акцентом, с долей презрения к тем, для кого они пишут. Вы думаете, что читатели этого не понимают. Напрасно! Понимают и жалеют таких писателей, потому что Бог поруган не бывает. Получат и они свою долю скорбей.
20. Протоиерей Димитрий Назаров : Рогозянскому...
2011-05-03 в 21:03

Благодарю за извинения, но по поводу стиля покойного батюшки--это только Ваше частное мнение, которое изначально можно было и не высказывать, ибо православный священник уже предстал перед иным Судом, весьма отличным от нашего с Вами!
Вы-то свой блог в ЖЖ "раскрутить" не сумели, несмотря на Ваш несомненный дар публициста, а батюшка в "тысячники" вышел!
И,"неообновленческих" идей, как большинство (канонических) клириков в ЖЖ, никогда не транслировал...
19. А. Рогозянский : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 20:42

Если они читают форум РНЛ, то, прошу прощения, презентация покойным батюшкой себя в ЖЖ была отвратительна.
18. Протоиерей Димитрий Назаров : Рогозянскому...
2011-05-03 в 19:04

Воистину Воскресе Христос!
Как нащёт извенений--может читать Форум РНЛ и матушка покойного батюшки и прихожане?!
Римляне, по ходу, очень правильный обычай имели...
"Как дела в Италии?"
"До Италии мне дела нет"@
17. А. Рогозянский : 15. Протоиерей Димитрий Назаров
2011-05-03 в 18:54

)) Христос воскресе! Какие новости в Италии?
16. А. Рогозянский : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 18:51

Да нет по-моему никакого шума. Для интернет-аудитории это давно не откровение, а для обычного читателя - кот в мешке. Это Кураев ещё может "прокатить", что ни напишет.
Сегодня поговорят, завтра забудут.
15. Протоиерей Димитрий Назаров : с блога о. Г. Чекменёва, покойного.
2011-05-03 в 18:30

Рогозянский, кто дал Вам право хулить блаженную память почившего в Бозе о.Григория?!
Батюшка покойный был русскмй православный священник, а не "неообновленец", как Римский Папа этот (ник о.Плужникова)!
14. Павел Тихомиров : А.Б.Рогозянскому
2011-05-03 в 17:54

Дорогой Андрей! В том-то и дело, что обескураживает несколько шум вокруг книжки. Это и наводит на мысль о пробных шарах по смене формата. На этом фоне наши рок-батюшки - это просто леваки-идеалисты.
13. А. Рогозянский : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 17:27

Павел, спасибо! С тех пор, когда писалась моя статья, утекло много воды и сам расклад поменялся. "Православие и православность" была в 2002 г. опубликована Лебедевым в "Православной беседе", а фактически, как текст, возникла в 2000-м или 2001-м году. В то время не было такой остро критической реакции и бесконечного обсуждения всяким желающим "проблем церковной жизни". Жизнь шла размеренно, даже слишком размеренно и незаслуженно благостно для нашего состояния. Поэтому хотелось, чтобы читатель порефлексировал и ощутил опасность подмен, в первую очередь, для себя самого. Но дело стало идти по-другому. Люди, которые много внимания уделяли неправомыслию и подменам, обращали критику не на себя, а на других, и заболевали другой болезнью. С позиции отеческого предупреждения они постепенно переходили на позицию отделения. Есть "они", "эти", которые не понимают того, что мы понимаем. Мысль о субкультурном характере православности и о психологической игре компенсаций-проекций понравилась как обозначение чьих-то ошибок и, в конечном итоге, как выражение своего несогласия с положением в Церкви, которая якобы уклонилась, допустила системные ошибки, заблудилась, не знает, что делать и т. д.
История о. А. Плужникова - один из примеров. Человек писал замечательные статьи против суеверий, был в числе постоянных авторов "Русской линии". Потом "заело", "обрыдло". Захотелось разгромить уже не почитателей Славика Чебаркульского, а по стопам о. А. Кураева - православную педагогику и систему преподавания воскресных школ. И т. д. Тогда же, в комментариях о. Алексия предостерегали: лучшее - враг хорошего! Никакой новой, открытой педагогики, основанной на изучении мировых бестселлеров, выстроить не удастся. Ну ладно, в душу запало творение Дж. Роулинг. Но никакого общего правила из этого вывести невозможно! Пройдёт Поттер, на смену придёт что-то следующее, уже совершенно непотребное, хотя и сверхпопулярное. Всё равно придётся выстраивать свою систему развития детей на антитезе миру. Реакция о. Алексия была нервная. Потом на других ресурсах я встречал его статьи, на мой взгляд, довольно смутные, путанные и написанные из того же декадентского расположения. Ну и блог о. Алексия в ЖЖ, к сожалению, расставил точки над "i". Устал, к сожалению, батюшка от жизни, от прихожан, от собратьев-священников, учителей воскресных школ, активистов и пассивистов - свои пятна, как известно, есть даже на солнце. Поза, стёб, бравада, по-моему, в значительной степени взяты с блога о. Г. Чекменёва, покойного. Но у того время от времени что-то содержательное, какие-нибудь цитаты проскакивали. Поэтому вряд ли заинтересуюсь новой книгой о. Алексия. Очередная местечковая книженция, каких в наше время немало. Автору бы самому насчёт себя и иллюзий у кого-нибудь поспрошать.
12. Артур : 3. Аноним :
2011-05-03 в 15:28

Просто о.Алексий известен серией апологетических выступлений на тему книг про Гарри Поттере. Здесь на РНЛ можно найти. Еще за 2008 год
11. Наталья : спасибо
2011-05-03 в 15:20

Благодарность о. Алексию. Только, к сожалению, эти конюшни совсем очистить невозможно. Кто ищет, тот всегда найдет вязкого, темного, душного. Многие этого хотят, тут уж ничего не поделаешь.
Однако, если хоть нескольких человек это вразумит, уже не зря. Спасибо!
10. Светлана : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 15:17

Отрывки из книги священника Алексия Плужникова «Иллюзии духовной жизни и то, что в них транслируется мне крайне не понравилось.
К сожалению такой взгляд распространен.
С удивлением видишь, как приземляется роль молитвы (за Россию, Царя, абортированных наследников ЗЕМЛИ РУССКОЙ и т.д.)
В истории России крестные покаянные ходы не раз спасали нашу землю от иноверцев.
Молитва – это основное духовное оружие. Соборная молитва – это СИЛА, способная вымолить у Бога прощение за наши общие грехи, изменить нас самих и восстановить потерянную любовь между Творцом и его народом.
Этому противопоставляется автором просвещение. Но оно может приносить разные плоды. Свет Христов несет только Дух Святой. А как Он приходит и когда, и куда Он уходит мы не знаем. «Любовь назидает, а знания надмевают» - читаем мы в 13 гл Кор.
Раз Церковь – это тело Христово, то спасение его члена невозможно без спасения всего тела.
Критикуя крайности ( и возможно магический подход ) автор сам незаметно встает на такую же крайнюю позицию и за Творца начинает производить суд.
Согласна с автором статьи. Удобное оправдание своей теплохладности…
9. Шмелев Михаил : Их в дверь - они в окно.
2011-05-03 в 13:59

Помимо непрерывного клеветнического внешнего прессинга тело РПЦ постоянно заражают изнутри: Владыка Иларион - нарастающим экуменизмом; о.Кураев - воинствующим либерализмом; Ижевские правдоискатели - деструктивным раскольничеством; а теперь ещё и о.Алексий по благословению митрополита Климента - толстовской пассивностью веры. Одни "пророки" кругом. Гордыни - некуда складывать. Весело живём. Как же трудно Патриарху Кириллу в такой компании хранить святоотеческие традиции. Будем молиться за Предстоятеля нашей церкви. А что касается "Иллюзий духовной жизни", то какой ещё книги можно ожидать от последователя Шмемана, открыто ненавидевшего Россию и Русское Православие?
8. Андрей Боголюбов : Младостарчество
2011-05-03 в 13:57

Автор книги о. Алексей Пружников очень молодой человек. Спрашивается с базы какого духовного и житейского опыта написана эта книга? Критика приведенная в этой работе часто без основательна, плохо, мне не нравится, не соответствует духу православия... Причем критикуются и порочатся известные и заслуженные авторы и книги. При этом поливаются грязью люди борцы за частоту православия, против ИНН и др. Секрет книги прост. Она заказная. Сейчас идет борьба за передел книжного православного рынка. И издатель Г. освобождает ниши для своих авторов, дискридитируя авторов других издательств. Очень печальна здесь роль Пружникова. Не с этого надо юы начинать.
7. Георгий Д. : 4. Брызгалов Константин
2011-05-03 в 12:55

Точно также оформляют книги о.Рафаила Карелина. Ну и что?
6. lucia : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 11:40

Да мало ли чепухи печатается? Могла бы привести примеры. но не хочу засорять чужие умы. хватает того. что сама прочла.
5. Александр Савинов : О чем это?
2011-05-03 в 11:07

Толкование на Апокалипсис - это понятно. Но толкование на Алексия Плужникова , - зачем это ? Не интересен ни Гари Потер , ни Шмеман,ни проблемы Аликсия Плужникова.
Некорректно на мой взгляд вступление и статьи и книги . Люди в зрелом возрасте приходят в Церковь часто для того что бы душа не болела , а не за эйфорией неофитства и зилотства . Просто что б в груди не ныло и тоска отпустила . Зачем им с Гари Потером бороться ?
4. Брызгалов Константин : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 09:38

У книги обложка, похожая на обложку протестантских изданий и не сродная православной традиции оформления книг на религиозную тему.
В центре обложки - часы - идол и внутренний двигатель западной цивилизации. Вообще, характерная особенность оформления подобной информации - устранение креста. Здесь заменили на часы.
3. Аноним : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 09:34

Казалось бы, причём тут Гарри Потер? Автор, видимо, просто рассмотрел своё личное отражение на страницах книги и вознегодовал в защиту родного энтузиазма...
2. Игорь Валерьевич : Re: Об «иллюзиях духовной жизни» и о «беспощадности к «этим»»
2011-05-03 в 08:30

Являясь прихожанином Волгоградской епархии спешу заметить, что никогда не давал о. Алексею Плужникову полномочий выражать свое мнение. Более того, к рвению достопочтеного батюшки при всем уважении отношусь с большой осторожностью. А по поводу Гарри Поттера, о котором ломается столько копий, руководствуюсь исключительно словами апостола Павла: Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. То-есть, пусть я и не вижу в сочинений миссис Роулинг отблесков ада, но зная, что многие соблазняются, то и я никогда не позволю себе защищать ее сочинения.
1. Борис : Об «иллюзиях духовной жизни».
2011-05-03 в 03:55

«Не могут не пугать нецерковных людей и политические лозунги православных энтузиастов о борьбе с ИНН, экуменизмом, о «восстановлении монархии». <...>

Первая строчка объясняет всё:неужели так сильно хотим понравиться нецерковным людям,что готовы попирать в угоду последним догматы и каноны? Мало ли что может МИРУ не понравиться!? А как же :"Царство моё не от мира сего" или
" Христос распятый – иудеям соблазн, эллинам безумие»?
А что плохого в
"борьбе с ИНН,борьбе с экуменизмом и в мыслях о «восстановлении монархии»?
Миру глубоко безразлично православие и даже более того:
"Если бы вы были от мира (сего), то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир." (Иоан. 15:19)

Так что не надо иллюзий....И бисер метать не надо..
Неизвестно,что лучше :пугать людей фанатизмом(именно, без любви вера становится фанатичной) или смешить кураевским либерализмом.(типа,отмиссионерить и закатехизить).

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме