Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Долг

Сергей  Мазаев, Русская народная линия

03.05.2011


Смысл и содержание …

В романе Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» есть занимательный диалог. Штрилиц беседует с пастором Шлагом:

– Если к Вам придет молодой человек, ваш прихожанин, и скажет, что хочет убить гауляйтера, как вы поступите?

– Я не стану ему мешать.

– Но у гауляйтера трое детей и жена, у котрой парализованы ноги. Итак?

– Я не знаю.

В конце этого разговора пастор Шлаг был успешно завербован. Быть слепым орудием чьих-то частных интересов – такова участь тех, кто, даже будучи искренне верующим, не имеет ясного представления о границе, разделяющей добро и зло. Пожалуй, только мудрый и рассудительный муж способен в полной мере исполнить завет Христа «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Если верно то, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», то не менее справедливо будет сказать то же самое о наших делах. Даже милостыню сотворить совсем не просто, ибо мы, в первый раз видя перед собою скорбящего человека, не знаем, в чем состоит его подлинная нужда. С особой силой эта мысль выражена у Экзюпери:

«Были времена в моей юности, когда я, видя гнойные язвы нищих, жалел их, нанимал им целителей, покупал притирания и мази. Караваны везли ко мне золотой бальзам с дальних островов.

Но потом я увидел, что нищие расковыривают свои болячки, смачивают их навозной жижей, – так садовник унавоживает землю, выпрашивая у нее багряный цветок, – и понял: смрад и зловоние – сокровище попрошаек. Нищие гордились друг перед другом своими язвами, бахвалились выручкой, и тот, кто получал больше других, возвышался в собственных глазах, чувствуя себя верховным жрецом при самой прекрасной из кумирен. Только из тщеславия приходили нищие к моему целителю, предвкушая, как поразится он обилию их зловонных язв. Защищая свое место под солнцем, они трясли изъязвленными обрубками, попечение о себе считали почестями, примочки – поклонением. Но выздоровев, ощущали себя ненужными, не питая собой болезнь, – бесполезными, и во что бы то ни стало стремились вернуть себе свои язвы. И вновь, сочась гноем, самодовольные и никчемные, выстраивались они с плошками вдоль караванных дорог, обирая путников во имя своего зловонного бога».

Между тем, помимо попрошаек встречаются и нуждающиеся;  служителям «зловонного бога» соседствуют те, кто выходит к нам в надежде на Спасителя и на тех, кому дороги Его слова: «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», ибо если «вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Так что ни полное презрение, ни наивная щедрость не могут быть окончательной стратегией действия. Как же быть?

Неопределенность относительно исторических последствий тех или иных наших действий напоминает «односвязный лабиринт», где каждая развилка – это возможность поступить так или иначе. Всякий выбор определяет направление дальнейшего пути и судьбу человека в лабиринте. Выйти к «цели» – значит сотворить реальное добро и прославить своего Небесного Отца.

Существует так называемое «правило одной руки», предписывающее двигаться по замкнутому лабиринту, не отрывая руки от стенки, все время поворачивая в одну сторону – в право или влево. В жизненных обстояниях таким правилом является следование долгу, позволяющее принципиально преодолеть неопределенность личной судьбы. Не отступающий от должного, как и человек, не отрывающий руки от стенки, может быть уверен, что рано или поздно выйдет из лабиринта.

Дело в том, что происходящие в мире события только невнимательному взгляду кажутся хаотичными или случайными. Конфуций же указывал на то, что весь мир – это один большой, много веков совершающийся ритуал. Русские философы любили говорить о Вселенной как о Литургии, совершаемой одновременно всеми творениями Божиими.

Если Мир – ритуал, то добро и зло определяются уместностью действия. Доброе намерение следует прилагать к миру не спонтанно, а только в нужное время и в своем месте. Об этих надлежащих обстоятельствах и говорит человеку долг. Только по максимуму наполняя его своими талантами, энергией и волей, можно расчитывать на соответствующий усилию результат.

Стратегия следования долгу – это диалог с миром. Диалог же предполагает наличие чуждой внешней воли и компромисс. В ходе этого диалога приходится выбирать между подвигом, который хочется совершить, и подвигом, который вообще способен осуществиться, даже если это совсем не то, о чем мечтаешь. Разумный выбор очевиден. Но его, оказывается, непросто совершить по недостатку соответствующего морального качества – смирения, которе представляет собой ничто иное как способность предпочесть долг своеволию, ситуацию «я должен» – ситуации «я хочу». Собственно, поэтому в рамках христианской традиции смирение и мыслится как основная добродетель. И даже точнее было бы сказать, что смирение – это единственная добродетель, а все прочее – храбрость, любовь, мужество – всего лишь таланты, задатки, становящиеся добродетелями только в союзе со смирением. Наверное, неслучайно Христос, совершивший величайшее дело с начала мира, неоднократно указывает, что «не Моей волею творю сие, но волею пославшего Меня Отца».

Без священнической епитрахили и поручей не может совершаться ни одно таинство Церкви. Само облачение в ритуальные одежды происходит в соответствии с особым ритуалом. Обхватывая свои запястья поручами, священник символически утверждает, что смиряет себя ими, священнодействует не от себя, не своей властью, не им совершается таинство – его руками литургисает сам Первосвященник – Христос Вседержитель.

Точно так же никакое добро невозможно без синергии человека и Промысла, управляющего мировыми судьбами. Образно говоря, всякое хорошее дело – священнодействие, которое можно осуществить только в поручах долга, смиряя ими своеволие – «от первого мгновенья до последнего».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 14

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

14. Аноним : Re: Долг
2011-05-07 в 12:19

А есть еще две заповеди любви. Это - долг человечества - Богу. Обязаны отдать. Ведь Он дал нам таланты и любит нас. Любим ли мы Бога так, как Он любит нас?
13. Олег : Re: Долг
2011-05-07 в 08:23

Да уж, СЭР Тимофей, и каким из ваших многочисленных долгов вы воспользовались сочиняя этот пост, и что или кто руководил вашими ручками, писавшими эту ересь.

Уж не друг ли ваш по убеждениям СЕР Элтон Джон.

Можете не утруждать себя ответом т.к. на этом ресурсе мне делать больше нечего!
12. Тимофей : На 11
2011-05-06 в 20:59

"На чём стояла некогда единая и великая наша Святая Русь. И никакие внешние враги, до всем известного времени, не могли её порушить." Никогда она в реальной, действенной мере не стояла на таких позициях, крушили друг друга, врагов приводили, продавались... И враги её рушили так, что на пределе всё было.
Еврейскими моисеями прикрываясь, своего главного - государственного долга не исповедовали. Очень частая подмена во все времена, иудушки разного калибра и прочие святенькие. Так и в долге более малого калибра. Так-то, сэр Олег.
11. Олег : Re: Долг
2011-05-06 в 08:27

Долг, это прежде всего соблюдение десяти заповедей Пророка Моисея.(Втрозаконие гл.5)

А затем девять заповедей блаженства нашего Спасителя.( От Матфея гл.5)

На чём стояла некогда единая и великая наша Святая Русь. И никакие внешние враги, до всем известного времени, не могли её порушить.

И эти заповеди и должны быть нашим всеобщим долгом, а уж потом и всё из этого выходящее.

А не сомнительные цитаты из Юлиана Семёнова.
10. Тимофей : Олегу на 9
2011-05-05 в 22:20

Может только показалось, что Вы пренебрегаете всеми сторонами долга, относя их к обывательщине. Если это так, то, по крайней мере - мы находимся не на ресурсе МВД, а на русской НАРОДНОЙ линии, а народ - это все, все слои и срезы общества. Потому и правомочно и необходимо говорить обо ВСЁМ спектре, уважаемый Олег. А уж в отношении воинского долга,затрагивающего такие глубины человека, статья тоже не ахти как глубока и информативна. В публикациях воинов, прошедших военные действия, даже публикациях коротких, встретишь такие глубины и откровения...
9. Олег : Re: Долг
2011-05-05 в 20:16

Полемику затеял человек, носящий форму и погоны, какие бы они ни были, а не кухонный обыватель.
8. Тимофей : Олегу на 6
2011-05-05 в 11:50

Кроме воинского, у каждого имеется имеется ещё множество иных долгов - соответственно ВСЕМУ спектру социальных ролей человека: гражданина, мужа, отца, работника, товарища и т.д.. Эти долги приходят в жизни человека в конфликт, разрешение которого и составляет смысл практической стороны ДОЛГА. Непонимание этого, да ещё при ретивости ведёт к "нехорошим" последствиям.
7. Тимофей : Шапку - по Сеньке!
2011-05-05 в 11:39

Удивляет та легкость и краткость, с которой затронута эта, одна из величайших категорий. Весомость подхода к ней придана разве что привлечением крупиц из признанных источников. Поэтому вдаваться в важное и практическое по теме статьи неуместно. Стоит лишь сказать, что главные составляющие долга - сакральная и национальная - от тех, кому в действительности какое-то дело не по плечу, требуют от человека НЕ ПРИБЛИЖАТЬСЯ к таковому, осознавая мудрость сатирического изречения: "Меньше сделал - меньше навредил". Иначе получается вроде "любительской хирургии" Жуть, когда в правители, воеводы, философы, учителя, врачи... рвутся и попадают те, кому надежно можно доверять должность не выше клерка, сержанта, нянечки или медсестры. Им бы быть просто домовитыми ремесленниками или торговцами, но не лезть никуда. Занять именно такое положение, осознанно - это и есть их сакральный, национальный, общественный долг. Как бы смешно это ни казалось. К сожалению, общественная жизнь устроена так, что этот спасительный принцип повсеместно нарушается. Результаты - более чем плачевны. Там же, где этот принцип вдруг оказался ненарушенным, мы видим блестящие результаты, память о которых длится века. Правда, это относится лишь к тем, чьи игрушки крупнокалиберны. О гениальных торговцах, скажем, нет всемирной вековой славы, их достоинство в отношении ДОЛГА остается незамеченным, непризнанным. Разве что при жизни в узком кругу их будут почитать благочестивыми. Такого, вообще-то, маловато. Но это уже разговор о другом...
6. Олег : Заветы Князя Голицина
2011-05-03 в 21:42

Заветы князя Голицина http://kozak-1654.uc...povedi_golicina/0-40

...* О воинском долге.
Долг воина – умереть. Пока воин жив, он должен. После смерти, люди должны воину. Однажды не выполнивший воинский долг – больше не воин. Это не поправимо.
* О чести.
Честь — стенки сосуда удерживающего воинский дух. Если честь повреждена, то дух уходит. Честь можно восстановить, это трудно, чаще кровью, но можно. Не исполнивший воинский долг, больше не воин, это непоправимо. По этому, в мирное время дрались на дуэлях, чтоб поддерживать честь и крепить воинский дух. На дуэли драться только с равными, воин с воином. Других прощать. Если же хам не унимается и задевает воинскую честь, а драться с ним на дуэли — унижение, то сурово наказать для вразумления...
5. просточел : Должно или нужно.
2011-05-03 в 17:57

Меня очень часто раздражает обращение к людям..вы должны...и у самого непроизвольно нарастает протест, кому я чего должен, уместно бы обратиться, нам это необходимо сделать, или, очень нужно...
4. Аноним : Смысл долга.
2011-05-03 в 16:39

Наверное немного не в тему "долга добра"
--
Очень интересное слово - долг.
Мне понравилось определение долга:
Долг — категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести.
--
Все эти выражения:
" ты должен будешь сделать то-то, чтобы получить такой-то результат".
В разговорном языке вместо слова "нужно" часто используют "должен".
"Дима, ты должен подойти к посту охраны и ..."- говорит начальник подчинённому.
" Вы должны понять, что для этого нужно сделать следующее ..." - пояснение знающего процесс производства человека.
Слово "должен" с усилением побуждает человека к исполнению чего-либо.
3. М.Яблоков : Re: Долг
2011-05-03 в 13:21

"таким правилом является следование долгу"!
Совершенно верно.
2. Владимир Панкратов : Давайте творить добро всегда и везде!
2011-05-03 в 10:05

Христос Воскресе!
Да простит меня автор, но по моему скудному пониманию, доброе намерение нужно прилагать всегда. Кто мы, грешные, чтобы определять место и время, где нам нужно своей слабой волей совершить милостыню, а где этого не делать. Всемилостивый Господь Сам рассудит , уместно ли наше подаяние, а мы, грешные, давайте творить добро , где возможно и, может быть мир станет чуть лучше.
1. Олег : Re: Долг
2011-05-03 в 08:58

В первую очередь, нищим надо было лечить Души, словом Божием, а телесные язвы излечатся после Душевных, безо всяких "золотых бальзамов"

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме