Цивилизация - не просто форма (совокупность форм) культуры и социальной организации, а устойчивый тип человека. Формы экономики, материальной и духовной культуры, уровни обеспечения и потребления заимствуются разными народами друг у друга, а тип человека остаётся устойчивым. Тип человека - это своеобразная конфигурация метаболизма человека и природы, человека и потустороннего мира.
Русские мыслители, пытаясь определить цивилизационную принадлежность России через конфессию (Православие); язык и языковую группу (славянофильство - Хомяков, Киреевский); территорию (Восток, Азия, Европа, Евразия- Леонтьев евразийцы), сталкивались с большим количеством трудноразрешимых проблем. Ход истории нередко опровергал оптимистические построения или оправдывал их самые мрачные ожидания. Братские славянские государства предавали Россию, вместе захвата Босфора и Дарданелл Российская империя пережила катастрофу. Попытки представить Россию некоей вещью в себе, неповторимой сущностью разбивались о потребности реальной жизни.
Сегодня, и причём в последние десятилетия, появилось большое количество совершенно новых научных материалов по антропологии, истории, генетике. Тема и сейчас вызывает большой интерес, и пока устоявшегося мнения нет. Хотя, впрочем, есть некоторое общее направление мысли, которое его подготавливает: отказ от европоцентризма, евразийства, признание самобытности ценностью независимо от выгод и материальных факторов развития. Путь к осмыслению русской цивилизации лежит в плоскости пересмотра самой сущности европеизма, его разных измерений.
Сущность и природа ВЕЦ
ВЕЦ - это малая европейская цивилизация, находящаяся как бы «в тени» Большого Запада, тем самым примыкающая к его цивилизации, но не сливающаяся с ним. Особенность ВЕЦ в том, что она производит свою особую культуру и антропологию, которая в целом родственна западноевропейской, но при том отличается от неё столь существенно, что можно говорить об особой цивилизационной ветви. ВЕЦ не является «разорванной», как определял ей С.Хантингтон, но вполне гомогенной, хотя и комплиментарной к западной цивилизации.
Структурные антропологические особенности ВЕЦ
Что объединяет такие разные народы, как русские, татары, поляки, сербы и словенцы в одну цивилизационную общность, да ещё отличную от западноевропейцев и жителей Южной Европы? Особенности ВЕЦ продиктованы тем, что она сложилась как евразийский или «континентальный» вариант европейского человека, живущего в своём особом, восточном векторе. Кратко перечислю некоторые основные её черты.
Экстенсивность развития освоения пространства, сезонность труда, низкая норма прибавочного продукта, высокие трудозатраты на единицу продукции, низкая плотность населения. Сравнительно узкий состав элитных слоёв и их большая зависимость от олигархии и централизованного государства. Необходимость собственного мира-экономики, придающего жизнеспособность хозяйству в таких условиях. Напротив, западный мир, начиная с античных греческих полисов, формировался как общество, стремящееся к совпадению в идеале с элитой, или хотя бы средним классом, но при этом активно эксплуатирующим другие народы, и эксплуатации хозяйства с высокой рентабельностью и низкими издержками. Второстепенность категорий выгоды и прибыли, систематического труда. Речь не о том, чтобы эти категории были неприменимы, просто они имеют на востоке Европы ограниченное применение.
Развитое, но нелогоцентрическое, и неинструментальное мышление. В результате здесь утвердился восточный вариант христианства, а в других государствах также сохранился канонический католицизм. Иначе говоря, «диалектика просвещения» затронула восток Европы в меньшей степени. Мышление целерациональное во всей своей мощи является скорее импортным инструментом, который здесь изначально не был нужен в таком количестве и качестве, как на Западе. Восточный европеец мыслит скорее синтетически, чем аналитически, не столь изощрён в способах извлечения выгоды и прибыли. Мышление восточноевропеейского человека, говоря словами Льва Шестова, не афинское, а иерусалимское. Мышление в метафоре сердца, интуиции. Поэтому здесь и утвердилось восточное христианство, и нашло искренних почитателей.
Менее выраженное стремление к реификации, материализации культуры, созданию вечных «каменных» форм, понимание временности бытия. Большая текучесть, относительность форм материальной жизни. Мир негативной диалектики, откровений и исихии, а не схоластики и номинализма.
Религия является важнейшим фактором цивилизации, привязывающим её как якорь к потусторонней реальности. На Восточную Европу огромное влияние оказало Православие и традиционное христианство вообще (но не раннее или еретическое, гностическое или манихейское). Однако я поостерёгся бы определять цивилизацию Восточной Европы только как православную, что нередко делалось и упорно делается[1].
Против этого есть ряд доводов, как общего, так и конкретно культурологического характера. Во-первых, религия и вера - это коллективный или индивидуальный выбор пути, в него нельзя автоматически записывать всех. От того, что человек родился в России, или, скажем, в Румынии, он не становится автоматически православным христианином. Более того, большинство граждан этих стран имеют слабое отношение к Церкви. Конечно, Церковь влияет на всех членов этих обществ, но она не определяет цивилизацию. Во-вторых, разделяя цивилизации по конфессиям, мы попадаем в глупую ситуацию вместе с Хантингтоном, согласно которому западные украинцы - греко-католики на одном берегу Збруча относятся к западноевропейской, а их соседи на другом берегу - к православной цивилизации. Понятно, что их цивилизационная идентичность обоих регионов Украины одинакова, хотя и отличается в этнокультурном отношении. А цивилизационная идентичность, скажем, православных арабов или коптов совсем другая, чем у русских, хотя нас и объединяет православный менталитет. Поэтому не прав С.Хантингтон, который провёл границы цивилизации по конфессиональному признаку, в частности, разделив западных и центральных украинцев по признаку принятия и непринятия Унии православных с католиками. «Украина - это расколотая страна с двумя различными культурами. Линия разлома между цивилизациями, отделяющая Запад от православия, проходит прямо по ее центру вот уже несколько столетий»[2]. При всём национальном различии внутри Украины, здесь не стоит искать цивилизационного разрыва. Сегодня есть немало последователей такого подхода, как среди искренних деятелей православной общественности, иерархов, так и среди эпигонов евроатлантизма. По моему глубокому убеждению, церковная идентичность не может служить разменной монетой в земных делах, даже если речь идёт о таких важных из них, как идентичность народов и целых регионов. Цивилизация - это дела Князя мира сего, в которые Церковь хотя и вторгается, но не призвана полностью изменить природу этого мира, пока он существует.
Полное господство Православия над душами людей продолжалось в России не более 5 веков (с начала XV - по начало XX в.). Примерно то же самое было с христианством в Западной Европе. Цивилизация же - более устойчивая и длительная форма земной жизни, которую религия меняет в отношении к своим приверженцам, а не автоматически ко всем членам общества.
С моей точки зрения как православного человека, трагизм ситуации, и с западной и восточной европейскими цивилизациями в том, что человек в них не поддался в достаточной мере изменению со стороны Света Истины христианства. Любые атрибуции любой цивилизации на земле как христианской или антихристианской не точны в силу сохранения греховной природы людей. Вопрос в том, насколько далеко они зашли в культивировании этой природы или, наоборот, в отказе от неё. Восточная Европа оказалась в меньшей степени подвержена этим соблазнам. То, что в ней присутствует как восточная, так и западная традиция христианства, открывает возможность для их диалога как бы внутри одного народа.
Подчерку и такую черту, как ориентация на коллективные формы быта при сохранении и развитии индивидуума. Личности индивидов ВЕЦ структурированы как отдельные, автономные по отношению к обществу, но при этом тесно связанные друг с другом.
В результате личность, хотя и оформилась как автономная и суверенная, приобрела черты тесной взаимосвязи с другими людьми, не отгороженной от них внешними этическими рамками. Это так называемая личность диффузного типа (лучшего названия не придумано). Диффузность означает подвижность границ личности, совершенно неприемлемая для воспитанных западных европейцев. В отличие от неразвитых личностей кланового типа у восточных народов, практически сводящейся к родовым и текущим связям с окружением, восточноевропейская личность самостоятельна, хотя и зависима от окружения. Это коллективисты среди индивидуалистов и индивидуалисты среди коллективистов.
Внутренний эгалитаризм вместо формального демократизма и легизма. Недоверие системам формальных отношений и права, но с признанием естественных прав и справедливости. Народы Восточной Европы - это народы военной демократии, а не просвещённой бюрократии. Дух боевого братства и самопожертвования, а не войн ради наживы, делал их всегда хорошими выносливыми воинами.
Ещё один важный аргумент в пользу ВЕЦ - её народы объединены системой родства и общим происхождением на базе гаплогруппы R1а Y-хромосомы, преобладающей у восточных и западных славян, балтов и весомо представленной у соседних народов, относимых к ВЕЦ (финно-угры). Базовым является «славянский след» ВЕЦ так что генетику можно считать своего рода современным научным подтверждением правды славянофильства.
Границы распространения восточно-европейской цивилизации
В демографическом плане население современной Европы делится на две равные части: Восточную, вместе с Россией, и Западную, с Центральной и Южной Европой. Любые границы, естественно, условны, особенно, наднациональных геокультурных общностей. Внутри ВЕЦ можно выделить следующие культурно-антропологические регионы: Балканы, Карпаты, Польша с Прибалтикой и, наконец, Русский мир.
На западе граница ВЕЦ пролегает примерно по линии бывшего Варшавского блока и блока СЭВ, включая все славянские государства. К ним я бы присоединил также балтские и финно-угорские государства: Финляндию, страны Балтии и Венгрию. Бесспорно, восточноевропейцы - это также румыны и молдаване. Скорее восточноевропейской страной была и ГДР, как и ранее Восточная Германия, Пруссия[3]. Хотя вопрос об их цивилизационной принадлежности дискуссионный, - они занимали промежуточное положение между Западом и Востоком Европы, - как отчасти и вся Германия в целом, но лишь отчасти, так как Германия - скорее западноевропейская страна, хотя и со своей версией «Запада». Во всяком случае, цивилизационная идентичность восточных немцев вызывала много споров. Но очевидно то, что территории к востоку от немецких государств (Германии и Австрии), ярко отличаются от Центральной и Западной Европы, хотя и находятся под их усиливающимся влиянием, особенно, ныне в рамках Евросоюза. Если до начала XX века их можно было бы уверенно отнести к ВЕЦ, и ещё до распада Варшавского блока это можно было бы сделать с натяжкой, то сегодня вопрос весьма непростой. Так называемая «Новая Европа» - особое тело внутри ЕС.
Отмечу для полноты картины, что феномена ЦВЕ (я имею в виду термин «Центральная Восточная Европа») как цивилизационной реальности, противопоставленной России-Евразии, вне восточно-европейской цивилизации не существует. Это политико-культурная конструкция выраженной антироссийской направленности, призванная изолировать от неё хотя в смысловом поле западную часть зоны ВЕЦ. Своего рода мираж, фикция. Есть лишь переходная зона стран, в которых восточно-европейская цивилизация выражена не ярко и сильно разбавлена западноевропейской. Это и есть Центральная и Восточная Европа без восточных славян. Однако я бы не считал её лимитрофной или межцивилизационной, как В.Цымбурский. ЦВЕ имеет свою чёткую цивилизационную определённость, хотя и с переходными чертами.
На юге граница ВЕЦ проходит по Греции. Я не включаю Грецию в ВЕЦ, хотя многое сближает её со славянским миром. Греция - страна промежуточной культуры, наследница Византийской цивилизации, которая, в свою очередь, потомок античной средиземноморской. Православная религия, сильно сближает греков с единоверцами-славянами, но Православие не является цивилизацией. Христианство, его конфессии, это особый мир внутри мира цивилизационного и этнического.
Оторвав Русский мир от Центральной и Восточной Европы, и соединив его с греками, невозможно очертить цивилизацию. Правильнее было бы соединить греков с Южной Европой как частью Запада, такими государствами, как Испания, Португалия, Италия. Как показали последние события, Греция - весьма слабое звено Евросоюза, не обладающее собственной социально-экономической устойчивостью. В то же время политические бунты и распространённость левой идеологии скорее говорят о перспективной политической стабильности Греции в западноевропейской смысле. Есть что-то, что сближает Грецию и с азиатскими странами: Турцией, Грузией, Арменией, с христианскими общинами стран Ближнего Востока, а также с Албанией.
В этом плане можно согласиться с С. Хантингтоном, что «Греция не является частью западной цивилизации, но она породила классическую цивилизацию, которая стала важным источником для западной цивилизации. В своем противостоянии Турции, греки всегда ощущали себя защитниками христианства. В отличие от Сербии, Румынии и Болгарии история Греции всегда была тесно переплетена с историей Запада. И все же Греция также является аномалией, чужаком в западных организациях.» (С.249)
Наконец, остаётся восток. Здесь граница ВЕЦ чётко проходит по линии преобладания русского населения. В плане административных границ есть три варианта: 1) либо по границе Российской федерации; 2) либо внутри РФ между чисто кавказскими и русскими регионами; 3) либо внутри Казахстана между регионами преобладания русских и казахов. Такие субъекты РФ с преобладанием нерусского населения, как Татарстан и Башкирия, я бы в целом отнёс к Восточной Европе. Специфика в том, что несмотря на тюркскую культуру и мусульманскую религию, татары - это скорее восточноевропейцы, чем азиаты. Кроме того, у татар довольно высокий процент русской ассимиляции.
Хотя и в меньшей степени, это относится и к башкирам, но башкиры - меньшинство в Башкирии (Башкортостане). Важно и то, что в Татарстане и территориально и социально встроены в Россию. Восточные, туранские народы внутри России образуют евразийскую периферию ВЕЦ. Но сегодня Евразии как особой цивилизации, не существует, вопреки евразийским теориям. (Вполне возможно, что она была в прежние века в гумилёвском значении). Получается, что евразийцы - это либо восточные европейцы, либо туранские, преимущественно, тюркские народы. В общем, Евразия - чисто геополитическое, а не цивилизационное понятие.
К ВЕЦ относятся и финно-угорские народы России, вернее, то, что от них осталось, ибо их можно сегодня считать субэтнической частью русской нации. Однако и в целом финны, включая Финляндию и Эстонию, относятся к восточной, а не к западной ветви европейцев. То же можно сказать и про западных угров - венгров, и про балтов - латышей и литовцев. Симбиоз с русскими - для них результат цивилизационных процессов.
На Кавказе, как мы видим, граница ВЕЦ в целом совпадает с границей Европы и Азии, которая пролегает по предгорьям Северного Кавказа. Однако в Ставропольском и Краснодарском краях граница ВЕЦ отодвинута русскими глубоко в горы, как например, в Сочи, вплоть до вершин Красной Поляны. Народы Северного Кавказа и Закавказья не являются европейскими. Несмотря на долгую традицию христианства, грузины и армяне - это азиатские народы с соответствующей клановой структурой общества и менталитетом, которые можно сравнить с ближневосточными.
Возникновение ВЕЦ и узел цивилизаций Старого света. Индоевропейсий и славянский фактор
ВЕЦ создана восточной ветвью индоевропейского рода. Следовательно, начало ВЕЦ следует отнести к тому периоду, когда индоверопейские племена сложились на юго-востоке Европы в среднем и нижем течении Волги и Дона, и начали своё распространение в Европе, согласно курганной теории М. Гимбутас[4]. Соответственно это было и возникновением «Новой Европы» в эпоху неолита. Именно эта тогда ещё новая Европа ассоциируется сегодня со старой традиционной европейской цивилизацией, которую критическая теория Т. Адорно и М. Хоркхаймера определила как господство рациональности, Просвещения, капитализма, патриархата и кратоцентризма, зацикленности на власти над другими людьми и классовой стратификации. Это цивилизация «хитроумного Одиссея», путешественника и покорителя европейских племён и стран. Так это или не так, но классическая Европа родилась их духа Восточной Европы, причём самой, что, ни есть, восточной, принесённого кочевниками.
Если говорить о комплексном антропотипе человека как основе цивилизации, то восточно-европейская цивилизация и её территория тесно связана с генетикой гаплогруппы R1a. Конечно, эта гаплогруппа рассматривается нами как социобиологический фактор возникновения восточноевропейской цивилизации, а не как обязательный критерии. Кроме неё есть и ряд других, но они носят скорее характер подгрупп в рамках обшего ареала ВЕЦ.
Отсюда же берёт начало другая, западная ветвь, расселившаяся в Центральной, Западной и Южной Европе и больше связанной с историей европейского континента, Строго, а затем и Нового Света. Ветвь эта связана в основном с движением на восток, через Восточно-Европейскую равнину и Причерноморье в Поволжье, Предкавказье и Урал, далее по Югу Сибири., а также через Среднюю Азию в Индию Но не только с ним, также и с освоением Центра Европы и запада Восточно-Европейский равнины., где концентрация гаплогруппы R1а. Равнина сыграла ключевую роль по отношению к Карпатам и Балканам через расселение славян. Средним рубежом являлась территория центральной Германии
В отличие от кельтов, древних греков, средиземноморских народов, носители ВЕЦ - славяне и балты, расселившиеся в Восточной Европе, оказались в иных географических, политических и культурных условиях, которые наложили свой отпечаток на культуру и внешний облик.
Восточная Европа была достаточно плотно заселена человеком в период палеолита и мезолита. Население увеличилось и вместе с приходом восточных индоевропейцев с Балкан. Они выступили катализатором неолитической революции и создания восточно-европейского антропологического типа.
Восточноевропейская равнина от Урала до Эльбы была открыта для миграций в западном и восточном направлении. В процессе этих миграций между Верхней Волгой, Верхним Днепром, Вислой и Одером сложилась балто-славянская общность. Позднее она мигрировала в долину Дуная и на Балканы.
В мире индоевропейцев балто-славяне заняли центральную позицию, в центре Евразии. В отличие от групп восточных или азиатских индоевропейцев, заселивших в III тысячелетии до н.э. Среднюю Азию, Юг Сибири, Индию, Афганистан, часть Ирана, а также от индоевропейцев Закавказья и Ближнего Востока, они географически остались в Европе. И лишь затем, в рамках Московского Царства в XVII веке, освоили всё пространство евразийского центра, однако при этом европейская природа их не поменялась, лишь усилились специфические восточноевропейские черты.
Индоевропейцы Азии: индусы, таджики, персы, пуштуны, армяне и другие народы оказались оторванными от европейского мира на тысячелетия. Восточноевропейцы же жили в прямом соприкосновении с миром Европы, но не сливаясь с ним.
Примечательно и то, что Восточная Европа была также и центром цивилизации доиндоевропейской, доарийской «Старой Европы» (по М. Гимбутас), ведущей своё начало от культуры Винчи на Балканах (этот регион Динарских Альп является самой западной точкой ВЕЦ сегодня), и достигшей расцвета в том числе в культуре Кукутени (Триполья). Не исключено, что влияние этих матриархальных и коммунитарных (протокоммунистических) культур сказалось на Восточной Европе в большей степени, чем на Западной и даже Центральной. Однако, это скорее фактор предыстории ВЕЦ.
ВЕЦ в историческое время. Концепция Восточной Европы в XVIII веке
Историческое («осевое») время в ВЕЦ началось в раннем Средневековье, в эпоху великого переселения народов, когда славяне стали известны в Византии и Риме как варварские племена, угрожающие их спокойствию. Славяне фактически заселили Восточную Европу и участки Средиземноморья и окончательно оформили зоны распространения цивилизации восточных европейцев.
До этого греческие колонии в Причерноморье сталкивались с представителями ВЕЦ в виде скифов и сарматов, других индоевропейских племён. На Востоке славяне заселили Восточно-Европейскую равнину, Карпаты, частично Северное Причерноморье, ассимилируя местные народы и включая их в рамки своего славянского мира. Вместе с аланами («Русский каганат» в бассейне Правобережья Дона) они образовали группу народов, контактирующую к хазарами, и препятствующую их продвижению на Запад с Нижней Волги.
Тогда же в Восточной Европе произошло принятие христианства, создание письменной культуры и образование государств: Киевской Руси, Болгарского, Польского, Чешско-Моравского. Началась интеграция народностей и последующих наций.
В Восточной Европе Православие обрело свою вторую ойкумену, свой «третий Рим», стало Вселенским феноменом, вышедшим за пределы одного народа - греков, одной империи или нескольких стран, охватило целый мировой ареал.
Продуктами восточно-европейской цивилизации раннего Средневековья были города западных славян на Балтике (Аркона). У восточных славян наряду с государственностью Рюриковичей сохранялись этнические племенные центры, в том числе и на языческой основе. Тогда же восточноевропейцы столкнулись и с экспансией перенаселённой Западной Европы, носителям которой стали немцы и католические церковные организации. Католические немецкие ордена и их государства тоже имели в себе много восточноевропейского. Острова Западной Европы на востоке, такие, как Восточная Пруссия, несли в себе много оригинального и ля самих немцев.
Пример типичного восточноевропейского цивилизационного государства - Великое княжество Литовское, соединившее в себе балтов и славян. В Дальнейшем его сменила Речь Посполитая, имевшая все восточноевропейские признаки. В империи Габсбургов восточноевропейская культура имела очень сильное влияние (культура низов), хотя в ней был определённый баланс с западноевропейской (культура верхов). Конечно, наиболее самобытными были русские государства: великие княжества, земли в том числе, Московское княжество и украинская Гетманщина, Российская империя. Процессы централизации вели к складыванию многослойных многоукладных геополитических гигантов на периферии мировой метрополии и, соответственно, западноевропейского менталитета. Внутренняя противоречивость восточноевропейской ментальности массы и западноевропейской ментальности имперских верхов должна была привести к их краху.
Подобная точка зрения постепенно находит понимание в среде западных интеллектуалов: В книге «Изобретая Восточную Европу», «Вульф убедительно показывает, что в представлениях Запада Россия, Польша, Венгрия, Чехия принадлежали к одному «цивилизационному ареалу» Восточной Европы. Из книги явствует, что Сталин в Ялте вовсе не «крал» у Запада часть этого ареала, а Черчилль с Рузвельтом не предавали Центральную Европу уже потому, что в их представлениях ее просто не было. Автор доказывает, что та линия на карте Европы, по которой прошел «железный занавес», «чудесным» образом - а на самом деле вполне закономерно - совпала с глубоко укорененными на Западе уже без малого два столетия представлениями о границах континента»[5]. «На самом деле проведенная Черчиллем линия «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике» была нанесена на карту и осмыслена еще два столетия назад, во времена его знаменитого предка, воинственного герцога Мальборо. «Железный занавес» пришелся как по мерке, и тот факт, что раскол континента на две части, на Западную и Восточную Европу, восходит к другому периоду интеллектуальной истории, был почти забыт или намеренно затушевывался»[6]. Сегодня среди восточноевропейских политиков, интеллектуалов и их западных пестователей мы видим ту же тенденцию «затушёвывания».
Роль ВЕЦ для европейского Запада - «конституирующего иного» (Лари Вульф), своего рода точка отталкивания Запада для взгляда на себя самого. Но вполне реального геополитического соперника. ВЕЦ закрыла путь для западноевропейской цивилизации на восток, к богатствам Евразии и её центра, тем самым ограничив Она стала её хранителем, и поэтому постоянным объектом угроз в виде различных Drang nach Osten.
Цивилизационные войны Запада против Восточной Европы
После того, как пространство Европы кристаллизовалось, Восточная Европа столкнулась с рядом цивилизационных войн со стороны Запада. Как и все подобные войны, они носили тотальный, и идеологически направленный характер. Чаще Восточная Европа играла роль жертвы, оборачивающейся моральным победителем. На идейное вооружение в разные эпохи брались католицизм, просвещенческий рационализм, неязыческий иррационализм, социализм, глобализм.
Только неполное перечисление войн займет страницу. Первой такой войной была немецкая экспансия против балтийских и вообще западных славян, их крещение, ассимиляция и распространение рыцарских военных орденов в Прибалтике, вплоть до войн с Новгородом и Литвой, а также восточные завоевания Священной Римской империи. Подавление восстания гуситов в Чехии - цивилизационная война против славян. Следующий акт сопряжён с войнами Речи Посполитой против Москвы и украинских казаков. Речь Посполитая, хотя и была восточноевропейским государством, тем не менее, выступала проводником мира Западной Европы. Третий акт - войны России, Польши против Швеции Карла XII. Четвёртый - войны России против Пруссии. Пятый - войны с революционной Францией и нашествие Наполеона в Россию. Шестой эпизод касается Крымской войны России против объединённой Западной Европы. 1-я Мировая война против германского мира и его сателлитов со стороны России и Сербии может трактоваться как война восточно-европейской цивилизации. Германия для России была ближайшим представителем враждебного Запада. Её продолжением стали события революции и Гражданской войны в России, сопровождавшейся интервенцией стран Запада, в том числе и Германии. В результате неё большевистская Россия стала новой реальностью Восточной Европы, равно как и другие национальные государства, возникшие на обломках империй. Война с Фашистской Германией и её блоком, затем Холодная война с горячими эпизодами - вот перечень цивилизационных войн, к сожалению не оконченный. В 1999 году жертвой цивилизационной войны Запада против Восточной Европы стала Сербия, как и ранее все народы Югославии. В 2000-е годы Запад предпринял попытки проникновения НАТО на Украину и вытеснения флота России из Крыма, а также спровоцировал военную авантюру Грузии. Холодная война и распад социалистической системы показали, что потребительский и экономический рационализм являются самым сильным оружием Запада, разлагающим ВЕЦ изнутри.
Система реального социализма (1917-1991 гг.) как оригинальная форма восточно-европейской цивилизации
Как и всякая цивилизация, на протяжении своего развития, ВЕЦ стремился к созданию всеобщих оригинальных форм в мировом, или хотя бы восточноевоопейском масштабе. Среди таких форм мы видели ранее Великую Моравию, Киевскую Русь, Великое княжество Литовское, Речь Посполитую, Московское Царство, Российскую империю. Однако именно СССР и его социалистический блок, совпадавший с Восточной Европой, стали вершиной этой оригинальности, со всеми сопутствующими крайностям негативными чертами.
Распад Российской, Османской, Австро-Венгерской, Прусской империй в революциях 1917-1920 гг. вызвал всплеск восточноевропейской ментальности масс, как малых национальных государствах и их режимах, так и в создании новой мировой системы. Произошло крушение старого образа цивилизации Восточной Европы, но унификация с мировыми нормами, также не получилась в полной мере, как того хотели многие народники, демократы, марксисты, социалисты, националисты, ставшие национал-социалистами в разных пропорциях и видах. В муках рождался новый, не менее оригинальный образ.
С 1918 года мировое революционное и национальное движение оказалось под решающим влиянием Восточной Европы, вернее, тех сложных сил, которые становились там субъектами власти. В этих силах большую роль играли еврейские, или интернациональные группы, но я бы, вслед за Бердяевым, всё же определил их не как заговорщические силы глобального Запада (по теории заговора), а как оригинальные силы восточноевропейского социума, его маргинальной частью которого и являлись тогда еврейские общины. Такие феномены, как ленинский большевизм, и троцкизм, и сталинизм стали мировыми факторами, зародившись в восточноевропейском бульоне.
Системы власти советов (советская модель) и коммунистических партий-гегемонов, через Коминтерн и экспорт революции, восточноевропейцы оказали влияние и на Китай, вплоть до его сегодняшнего облика. Коммунистическая политическая система стала инновационной моделью политического развития.
Западноевропейский фашизм стал своего рода глубоко характерной реакций европейской цивилизации на процессы, происходящие в её восточной ветви. По мнению теоретиков диалектики Просвещения франкфуртской школы Адорно и Хоркхаймера, с чем сложно не согласиться, германский нацизм стал внутренним продуктом развития всей западноевропейской цивилизации, от времён Древней Греции, своего рода логическим завершением Просвещения[7] с попыткой возврата к индоевропеизму.
Но всё же это своего рода побочный, реактивный продукт эпохи, хотя, со многим от внутренней сути. Характерно, что он погиб в смертельной схватке тотальной войны с восточноевропейской. Как следствие военных событий «восточном фронте» ялтинский раздел Европы не случайно прошёл по цивилизационной линии «восток-запад». Случайно ли это? Конечно, сателлиты СССР были не в восторге от своей судьбы и вполне могли быть поглощены Западом. Однако приход СССР в другие страны Восточной Европы было вполне запрограммировано и даже поддержано частью новых элит и населения этих стран, как ранее в XIX в. - приход туда Российской империи в результате цивилизационных войн с наполеоновской Францией и Турцией, разделов Польши.
Не будь СССР самостоятельным цивилизационным фактором, он не смог бы закончить войну в Берлине и в Вене. Для западной мысли (и её эпигонов в России) вообще была характерна недооценка цивилизационных факторов Восточной Европы, которую считали недоразвитостью, или, по-современному, недостаточной модернизацией. Это сыграло с нацистами злую шутку.
Пройдя цикл революционного развития и термидора в течение двух десятилетий, к концу 1930-х годов социализм вернулся на свою цивилизационную и этнокультурную базу, но с новой системой отношений и культурных форм. СССР был воплотившейся мечтой о новой Европе, мечтой скорее восточноевропейской, чем западной.
То, что СССР представлял реализовавшуюся попытку новой ветви цивилизации, хотя бы и в ограниченном пространственно-временном и содержательном исполнении, после работ А. Зиновьева, спорить трудно. А с чем трудно спорить, о том его противники предпочитают молчать или фальсифицировать. Говоря об оригинальности коммунистического строя как пути развития человечества, я бы ограничил её рамками цивилизации Восточной Европы как крупномасштабного исторического целого, а не узкофольклорного и политического образования. Такая трактовка не нова, возьмём, например, «истоки и смысл русского коммунизма» Н.Бердяева. Коммунизм - продукт именно европейский, а не азиатский, но вместе с тем, восточный во всех смыслах. Разгром советского проекта стал своего рода кризисом и резким сужением ВЕЦ.
Конец «Центральной и Восточной Европы»: закрытие «санитарной зоны»
История постсоветских стран показала несостоятельность русофобских трактовок Восточной Европы, призванных изолировать Россию от Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдовы. Как всегда, здесь отличились поляки. Теория ЦВЕ Ежи Клочковского (История Центральной и Восточной Европы, 2000) тоже базируется на эпигонстве по отношению к Западу. В рамках концеции ЦВЕ Россия исторгается из Восточной Европы, а Польша занимает центральное место в ней, влияя на культурную специфику Украины, Белоруссии, Литвы. Она несостоятельна, так как большая часть Восточной Европы в неё не включена. Это санитарный кордон, дискриминационный механизм отрыва от России. Не состоятельны и претензии Польши на политико-идеологическую гегемонию в регионе ЦВЕ, в том числе, и в её северной части. Попытки продвинуть гегемонию Польши в ходе оранжевой революции в Украине, предпринятые покойным Качиньским показали, что на Польшу мало кто обращает внимание, а речь идет о политике США и НАТО. Кульминацией и завершением этого стала малоудачная дипломатия Качиньского во время войны России и Грузии в 2008 году с попыткой втянуть в события Украину во главе с Ющенко. Уход Украины из санитарного проекта ЦВЕ в 2010 году обозначил его крах. Но он не свёрнут окончательно и является важным орудием борьбы против восточноевропейской цивилизации.
«Русский мир» как последний бастион ВЕЦ
Говорить о русском мире как цивилизации, на мой взгляд, корректно только в рамках ВЕЦ. Однако оригинальность русской цивилизации вызвана именно тем, что в ней наиболее последовательно, в восточном варианте, воплотился дух Восточной Европы как изначальный европейский культурный код, с тех самых времён, когда индоевропейцы только входили в Европу. Если на Восточно-европейской равнине он в известной мере «законсервировался» в неблагоприятных природных и социальных условиях, то в Южной, Западной и Центральной он развился, расцвёл и мутировал до неузнаваемости. Он породил античность, Старую Европу, Новый Свет, и, наконец, современный глобальный мир. Христианство стало внутренней совестью этого мира и его лучших представителей, но кардинально не изменило его. Оно противоречило его интенциям, и рано или поздно антихристианские тенденции в нём победили. Христианство могло совладать с индоевропейской природой человека лишь в её наивной дикости, но с развитым и изощрённым рационализмом оно ничего поделать не может. Русский же человек оставался индоевропейцем в своём изначальном, варварско-героическом облике, поэтому Православие и имеет над ним особую силу, если не в церковном, то в ментальном воплощении.
ВЕЦ не прекратит в один момент своё существование вместе с включением её народов в Евросоюз и тотальной глобализацией культуры. Всё же в дальнейшем такая угроза есть, если этот регион мира не сможет производить собственную культуру, в том числе и массовую, и собственные технологические продукты, отличные от мировых. Это может произойти просто в силу указанной выше низкой экономической конкурентоспособности в рамках общего рынка (например, ВТО).
Деградация языков, замена их английским и немецким, деградация религии и обычаев, старение населения - носителей традиционных генов и рас, и замена его мигрантами ведут к краху ВЕЦ. Восточная Европа вступила на это путь.
Противостоять этому могут только крупные политико-идеологические государственные структуры, обладающие суверенитетом. «Лоскутное одеяло» поделившихся и продолжающих делиться государств малых и средних наций ЦВЕ не способно противостоять глобализации априори. Но очевидно, что такую роль могут сыграть славянские народы бывшего СССР, интегрировавшиеся в большую русскую нацию, а для начала - Союз восточноевропейских народов.
Хотя русские, включая центральноукраинцев, белорусов и ассимилированные неславянские прослойки, например, российских финно-угров, русских немцев и русских евреев, - наиболее яркие и последовательные представители ВЕЦ не только в культурном, но что особенно важно, именно в геополитическом плане.
Впрочем, многие сохранившие самобытность жители Балкан или Карпат, могут быть и более колоритными представителями ВЕЦ, чем урбанизированные русские. Фильмы Кустурицы и Вайды несут в себе непередаваемый рациональными инструментами дух ВЕЦ.
В отличие от Китая и отчасти, Индии, Россия не является страной- нацией-цивилизацией по принципу устройства «три в одном». Посему я бы считал Россию «островом» в геополитическом, а не в цивилизационном смысле, хотя черты островной цивилизационности тоже могут быть. С комплексной концепцией «Острова-России» В. Цимбурского трудно согласиться. Впрочем, защитные механизмы практической политики толкуют Россию в этом направлении, культурном структурировании отдельно от Европы.
Важность доктрины ВЕЦ для России и Европы
Впрочем, затянувшийся мировой кризис, больно ударивший по Евросоюзу и по США, на фоне роста БРИК, - возможно, начало отката западноевропейской волны от границ России и усиление стабилизации ВЕЦ в новых исторических условиях, как на постсоветском пространстве так и на востоке Евросоюза. Смена власти на Украине в 2010 году, сохранение консервативного постсоветского режима в Белоруссии, создание Таможенного союза - проявление этой геополитической стабилизации.
Автор не исключает, что некоторые другие страны так называемой Новой Европы проявят собственную культурную и политическую оригинальность. Во всяком случае, не так уж давно примером этого была Сербия.
Российское общество, как и правящий слой РФ, осознали и приняли на вооружение концепцию своей культурно-цивилизационной оригинальности вопреки глобализму и западному европеизму в виде доктрины «Русского мира», не случайно представленной Патриархом Русской православной Церкви Кириллом на исходе 2009 года.
По моему убеждению, эта доктрина должны быть дополнена яркими и системными представлениями, заметно выходящими за рамками русскоязычного пространства и интересов русских и ориентированных на Россию восточнославянских общин. Россия должна предложить миру что-то важное кроме себя, своих атрибутов и своих территориальных осколков, которые уже вроде бы и не её.
Идеи Русского мира сегодня вряд ли найдут широкую поддержку за пределами собственно русскоязычного ареала РФ, Украины, Белоруссии и части Казахстана, и некоторых анклавов типа ПМР. Даже в Украине они вызывают неоднозначное отношение.
Чтобы уверенно духовно доминировать внутри Украины, Белоруссии, РФ, и сопредельных государств, России нужно быть идейным гегемоном внутри Восточной Европы. Это и позволяет концепция Восточно-европейской цивилизации, простирающая далеко на Запад и далеко в глубь времён. Подобные идеи высказывал например, С.Хелемендик, русский депутат парламента Словакии.
Идеи ВЕЦ хорошо сочетаются с политикой транспортных коридоров и нефте- газопроводов, которую проводит правящая группа РФ.
Сегодня идёт борьба за выживание «Старой Европы», и миссией России в контексте теории ВЕЦ должна быть защита европейских ценностей, подвергающихся интенсивному размыванию, как по линии традиционного христианства, так и индоевропеизма.
[1] Окара А.Н. Восточнохристианская цивилизация. М., 2009. Окара А.Н. В окрестностях нового Константинополя или восточнохристианская цивилизация перед лицом новейшего мирового хаосо-порядка // Цивилизационные активы и цивилизационные рамки национальной российской политики. Материалы научного семинара. Вып. № 6 (15). М.: Научный эксперт, 2008 «Оптимальным и корректным представляется определение цивилизационной общности как «восточнохристианской» или «восточноевропейской» без ряда стран ЦВЕ, но с Грецией.
[2] Хантингтон С. Столковение цивилизаций. С.255.
[3]О цивилизацинных различиях восточных и западных немцев: См. Бирюков С. Восточная Германия: тупик или непризнанная альтернатива?; Howard M. Die Ostdeutschen als ethnische Gruppe? // Berliner Debatte INITIAL. – 1995. – Heft 4/5. – S. 119-131. Эти отличия внутри одной нации, однако следы весьма существенных цивилизационных разломов.
[4] Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы. М., 2006.
[5] Сидоров Игорь. Рецензии: Л. Вульф. Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения // Россия в глобальной политике. 16.06.2003.
[6] Вульф Л.. Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения // Россия в глобальной политике. 16.06.2003.
По мнению Вульфа, большую роль в осознании категории Восточной Европы сыграл Вольтер, поделивший Европу по новому принципу. «Как и множество других выдающихся идей эпохи Просвещения, концепция Восточной Европы обязана своим рождением Вольтеру. Его пресловутый интерес к России вылился в панегрическую «Историю Российской империи в царствовании Петра Великого», два тома которой вышли в 1759 и в 1763 годах...Тем не менее, карта Восточной Европы сложилась в сознании Вольтера гораздо раньше. В 1731 году, следуя своей нашумевшей «Истории Карла XII» за шведским королё в его завоевательных походах, философ описал Польшу и Россию, Украину и Крым, чья концетуальная общность только складывалась. Его сочинение перевели на многие языки и многократно переиздавали.
[7] Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения