Месяц апрель, как известно, отмечен многими праздниками: тут и полет Гагарина в космос, и день рождения Ленина, и день рождения Гитлера, и, конечно, Воскресение Христово - главный праздник православного мира. Иной читатель возмутится - как можно помещать на одну страницу столь противоположные вещи? А я отвечу: как можно жить с стране, треть которой считает себя советскими людьми, какая-то часть молодежи (к счастью, пока небольшая) отмечает день рождения Адольфа, и при этом до 80% населения называют себя православными христианами. Это не выдумки, а «реализм действительной жизни», как говорил Дмитрий Карамазов. Пора признать - мы живем в идейно расколотой стране, и с этим приходится считаться и властям, и философам, и всем простым людям. Обычный человек встречается с такой разноголосицей на каждом шагу: живя на Ленинском проспекте, он смотрит по телевизору, например, торжественные похороны генерала Деникина, и перестает вообще что-либо понимать. Философу тоже есть о чем подумать: в стране, победившей фашизм, находятся люди (вы не поверите - даже православные священники), восхваляющие с экранов того же телевизора генерала Власова как «смелого борца с безбожной властью». Труднее всех, конечно, властям: если фашистские марши проще всего запретить, то с телом Ленина не так просто (всё-таки КПРФ - вторая по влиянию парламентская партия страны), а с православием и того сложнее - речь идет о традиционном вероисповедании русского народа.
Хотим мы этого или нет, мы все в одной лодке, у нас одно прошлое, настоящее и будущее. Впрочем, будущего может и не быть, если мы все - российский (и прежде всего русский) народ не сумеем объединиться на более широкой, чем прежде, мировоззренческой основе. У нас есть разные политические партии, разные национальности, даже разные вероисповедания, но Родина у нас одна. Неверующих людей, вообще говоря, не существует, только одни верят, что Бог и правда есть, а другие верят, что ни того, ни другого нет. Празднуя Пасху Христову, православные должны помнить, что исповедание Христа - это своего рода подвиг («удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие»), и что дух дышит, где хочет. Главная русская трагедия ХХ века произошла весной 1917 года, когда генералы и думцы предали православного царя. Но именно безбожник Ленин оказался (вот где хитрость истории!) создателем того государства, которое не только восстановило Россию в имперских границах, но и спасло весь мир от самой страшной антихристианской опасности, угрожавшей ему в лице оккультного нордического рейха. И когда некоторые (не слишком дальновидные, на мой взгляд) нынешние деятели начинают рассуждать о «десталинизации» и очередном «перезахоронении мумии Ленина», мне хочется посоветовать им, прежде чем рубить по живому, почитать некоторые хорошие книжки - ну, хотя бы мою «Великую Россию», где довольно подробно описано единство русской духовной энергетики при всех политических и экономических устройствах, начиная, по меньшей мере, с Александра Невского и кончая сегодняшним днем. Кое-кто даже заговорил о «запрете на похвалу тоталитарному режиму» - это, значит, русско-советский флаг над рейхстагом и полет Гагарина мы припишем себе, а ГУЛАГ - Ленину со Сталиным? Справедливое разделение труда!
Стоя в пасхальную ночь в церкви, христиане молятся об ушедших и живых, и надеются на окончательный Божий суд - страшный и милостивый. Там каждому воздастся по делам его. И не надо никого выкидывать из могил, как это делает героиня жутковатого грузинского фильма «Покаяние», другой ключевой персонаж которого кончает жизнь самоубийством. Такая убийственная улица не ведет к храму.
Александр Казин, доктор философских наук, профессор
Впервые опубликовано в «Литературной газете», 27.4.2011.