Сегодня историческая пауза, данная России, заканчивается. Заканчивается советское социальное, техническое, инфраструктурное наследство.
После социалистического семидесятилетнего рывка народу нужен был отдых. Двадцать лет - вполне достаточный срок для жизни под старым бухаринским лозунгом "обогащайтесь", обогатившим одних и, в ненужности государству и производящей экономике заставивший спиваться и уходить из жизни других. Сегодня в стране уже много хороших автомобилей, колбасы и гипермаркетов. Насытившись ими, пора вспомнить о России.
Уже почти 20 лет назад случилась великая историческая катастрофа – распад тысячелетнего Российского государства, принявшего в XX веке ипостась СССР. Как выйти из исторического тупика, в котором оказалась страна? Где найти отвечающий коллективному бессознательному, архетипам нации, работоспособный ответ на тотальное историческое поражение? Это главный вопрос для сегодняшней России.
Искать объяснение и решение следует не в прикладной сфере социальных технологий, но в сфере идей. Необходимо понять почему, несмотря на все срывы и социальные катастрофы, надо вновь воспроизвести сильную Россию в истории. Затем можно переводить найденный ответ на язык практических решений.
Важнейшая задача на сегодня – определиться с тем, зачем нам вообще нужно сохранение России в истории, осознание того особого, что страна несет себе и миру. Когда мы несем что-то свое, мы интересны миру и себе тоже. Осознание своей особости не означает изоляцию от мира, но гарантию не растворимости в нем. Нельзя забывать о том, что в истории большинство народов и этнических групп сохранились как мемориальные, исчезнув, не найдя сил дать ответ на те или иные вызовы своего времени. Вызов – ответ. Не находишь адекватного ответа для нового сильного вызова – уходишь из истории.
Россия из истории пока не ушла, но угроза такого ухода не уменьшается. Мы, в отличие от Китая, Японии, Индии, даже Бразилии, забыли кто мы, откуда и куда идем?
Сначала отказавшись от ценностей царской России, а затем и от коммунитарных ценностей СССР. Все постсоветское двадцатилетие мы живем без собственных, органичных и аутентичных ценностей, утверждая, что придерживаемся ценностей общечеловеческих, наднациональных.
Сегодня надо вспомнить, кто мы, откуда и куда идем. Мы родом из Византийской империи и империи Чингизидов, культурно-историческое наследие которых до сих пор присутствует в нашем мироощущении и практической политике.
Формирующееся при Иване IV Российское имперское государство вполне осознавало вступление в права "татарского наследства", империи Чингизидов. Именно опыт жизни в "Улусе джучи" дал русским представление о том, какого размера должно быть сильное государство, как управлять подданными, как организовать таможенную и ямщицкую службу, собирать налоги, каким образом выстраивать отношения с другими странами.
Мы до сих пор пользуемся этим наследством, оно живет в нас и наших социальных институтах, удерживая нас от поглощения "цивилизованным" евро-американскимим Западом. Историко-культурное наследие империи Чингизидов, благодаря приспособившим его для нужд народной жизни православием, стало основным содержанием народного бытия и рефлекторных действий власти. Следует осознать, что разрушить это животворящее православно-имперское наследие без разрушения России невозможно.
Мы сохраняем себя в истории ровно до тех пор, пока под всеми модернисткими и постмодернисткими упаковками живет неразрушимое ядро российского традиционализма. После отказа от него жизнь страны в ее нынешних границах будет совсем короткой.
Ведь следование православно-имперской традиции предполагает не только служение, но и жертвоприношение многих во имя России. Страна до сих пор не разрушилась до конца потому, что стоит на фундаменте коллективного народного подвига и жертвоприношения государству в войнах, революциях, голоде и репрессиях. Этот фундамент можно разрушать, да нельзя разрушить, ведь толща его уходит в сохранившие энергии исторического земного служения трансцендентные сферы.
Российскому государству по своему, в меру таланта и понимания, служили Ломоносов и Радищев, Пушкин и Достоевский, Булгаков и Шолохов, Ахматова и ее гонитель Жданов… В меру своих человеческих способностей миллионы людей, поколение за поколением жили и умирали за Россию, как могли и умели, как кого расставляла на важных или не очень важных местах история.
Сергей Гавров, политолог, доктор философских наук, профессор Российского нового университета
Впервые опубликовано: http://www.finam.info/need/news24DC800001/default.asp