17 апреля 2011 г. в России вновь прошла Всероссийская акция «Родительские стояния в защиту семьи, детства и духовно-нравственных ценностей», организованная Межрегиональным общественным движением «Семья, любовь, Отечество» совместно с движением «Народный собор», которая высветила наиболее важные точки опасности для современной семьи.
Так, общественное негодование, вызванное озвученным в январе текущего года содержанием новых стандартов образования, было поддержано депутатами разного уровня, что вынудило профильного министра г. Фурсенко оправдываться и пояснять, что его не так поняли, но в результате родителям всё-таки было публично обещано, что русский язык и литературу в «стандарты второго поколении» вернут.
Тем не менее, в СМИ до сих пор происходит обсуждение того, какие предметы можно оставить детям для изучения, а какие - изъять как негодные, ненужные «в новом веке». Так, недавно на одном из центральных телевизионных каналов «теле-шоумен» П.Астахов вёл дискуссию, многочисленные участники которой активно обсуждали вопрос, нужно ли оставлять в учебном плане завтрашних школьников литературу и русский язык, а чиновница от Министерства образования, участница рабочей группы по подготовке «стандартов второго поколения», с пылом доказывала, что литературу завтрашним школьникам изучать незачем: «Какую книжку читать - я и сама разберусь, нечего меня этому учить». И фигура ведущего передачи, и сам факт обсуждения «уже решённого» вопроса, и тезисы, неслучайно оставленные при монтаже передачи, наводят на самые тяжёлые мысли.
В этом же ключе происходит сейчас «реформирование» образовательного пространства, в которое безо всяких законных оснований вводится субъект под названием «уполномоченный по правам участников образовательного процесса». Его стараниями будет производиться изменение иерархии отношений в семье и в школе, а также насильственное разрушение ценностно-мировоззренческих установок детей: им будет предлагаться наушничать, кляузничать, шантажировать взрослых, и все эти поступки, прежде запрещённые морально-этическим кодом нации, будут вовсе не порицаться, а наоборот - всячески поощряться и поддерживаться.
Ящики для доносов, уже размещаемые некоторыми ретивыми директорами в школах, получили свою первую добычу - жалобы на учителей и родителей. Сам факт появления таких ящиков - знак катастрофы современного общества и повод для родительского пробуждения, как пробудил он, например, родителей Ставрополья, с негодованием и ужасом узнавших об истории жалобы школьника Шпаковского района на своих родителей по причине непредоставления ему карманных денег. Омбудсмен помог «деточке» составить заявление в суд, который принял сторону зарвавшегося отпрыска и обязал родителей отныне «выплачивать» ему 200 руб. в день. На частный вопрос родителей суду о том, куда может потратить подросток 6000 руб. в месяц и, соответственно, 72 000 руб. в год, суд ответствовал: «Нас это не касается - мы обязаны защищать права детей, а всё остальное - ваша забота!»
Отдельный вопрос вызывают кандидатуры самих уполномоченных - вероятно, срабатывает принцип социальной неодобряемости данного института, и туда по большей части идут те, кто не реализовался на достойных местах, кто сам зачастую представляет собой весьма спорную в моральном плане личность, но кто с жаром принимается на новом месте доказывать свою состоятельность, играя по заданным чужеродным правилам. Они полны решимости «преодолеть правовой нигилизм» наших детей и максимально полно обучить их такому «жизненно важному» знанию, как «права детей» и защита этих прав от взрослых. И эти «деятели» уже доказывают, что сделают всё, чтобы права детей «на доступ к половому просвещению», были защищены, чтобы дети имели полную возможность для отдыха и развлечений. Как заявил омбудсмен одной из подмосковных школ, «даже если для этого нужно будет обманывать родителей - он это сделает».
Когда отец одной из старшеклассниц этой школы, внезапно почувствовавшей себя вполне готовой предаваться плотским утехам, принял к ней меры воспитательного (морального) воздействия, девица тут же нашла поддержку у пресловутого школьного уполномоченного, родителя вызвали «на ковёр» к директору школы, где тот на пару с «детозащитником» популярно объяснил папе, что если он и впредь будет мешать дочери осуществлять своё «право на отдых», то школа будет вынуждена обратиться в прокуратуру для...защиты прав ребёнка от посягательства родителей. Семья была вынуждена срочно переехать в другой город, к родственникам, чтобы без внешних «помощников» попытаться выправить опасный крен в развитии девочки, но не у всех родителей есть такая возможность.
Система образования сейчас активно используется самыми разнообразными субъектами, уверенно хозяйничающими в ней, «как у себя дома». В детских садах и школах с 2011 г. под предлогом «диспансеризации» начались повальные осмотры девочек гинекологами, о чём родители либо не информируются, либо информируются однобоко. Это вовсе не безобидная процедура, как пытаются уверить нас «заинтересованные лица»: в результате такого несанкционированного вторжения в детскую психику происходит сексуализация детского сознания и его преждевременная фиксация на интимной сфере. У детей впоследствии развиваются неврозы, страхи, перверсии (отклонения в сексуальном развитии), формируются вредные привычки, деформируются морально-ценностные установки. Целых шесть лет длился суд по заявлению родителей воспитанников ДОУ №8 Калининского района Санкт-Петербурга по факту незаконного осмотра трёхлетних малышей гинекологом. В результате вина работников органов образования и здравоохранения была установлена, и факту осмотра была дана оценка незаконности, а новые попытки повторить подобное в стране временно затихли.
В настоящее время мы имеем дело с новой волной «приватизации нравственности» наших детей: под предлогом «обязательной диспансеризации», дошкольниц и учениц московских школ направляют в детские поликлиники и Центры планирования семьи для гинекологических осмотров. Так, родителям воспитанников ряда детских садов просто выдали направления в указанные центры с требованием взять с собой пелёнку; впоследствии те, кто бездумно отвёл туда своё дитя, ужасались: девочку смотрели на кресле, а маму в присутствии ребёнка пытали о нюансах интимной жизни в период беременности.
Родителям третьеклассниц для подписания выдали бланки «Информированного согласия» со словами «диспансеризация», но без малейшего упоминания слова «гинеколог» - лишь в школьном дневнике дети записали: «Принести пелёнку». Сами девочки смущённо поясняли мамам, что учительница сказала, это - только для них. Одной из мам, встревоженной происходящим, в поликлинике пояснили: «Ничего страшного. Осмотр будет проводиться не на кресле, а на кушетке, без помощи инструментов, и врач - женщина». На вопрос, почему в список врачей был добавлен гинеколог, ответили: «Чтобы исключить инфекцию», а на просьбу уточнить, что это за директива и кто ее автор, ничего вразумительного не ответили: «Ну, это просто»...
На вопросы представителей движения «Семья, любовь, Отечество», обращенные к руководителям учреждений образования и здравоохранения о законности происходящего, директор одной из московских школ ответила, что её задача - только обеспечить безопасность доставки детей к дверям поликлиники, а что происходит в её стенах, школы не касается, главный же врач поликлиники сослалась на приказ Департамента здравоохранения №342 от 24 августа 2003 г., дающий медикам, по её мнению, право на подобную экспансию.
Ввиду временной недоступности данного приказа для ознакомления широкой общественности, пока не удаётся выяснить, насколько соответствует ведомственный документ приказу Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 года №60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов», в Приложении №1 к которому говорится: «Диспансеризация детей «декретированных» возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденной приказом главного врача, в составе: отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, стоматолог. Другими специалистами дети консультируются по направлению участкового педиатра по показаниям».
По этому Положению, осмотр гинекологом возможен лишь при «переходе к предметному обучению», то есть в 5-й класс, но только на основании жалоб ребёнка или подозрений педиатра, основанных на опросе девочки. В этом случае предписывается пригласить на приём родителей и предложить им проконсультировать дочь у гинеколога, а в случае их согласия выдать направление к специалисту. И вплоть до окончания школы гинекологический осмотр может проводиться только выборочно по показаниям и только по запросу и согласию родителей.
Согласно закону «Основы законодательства РФ по охране здоровья граждан» №5487-1 от 22.07.93 (раздел 6, Статья 32): «Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет,... дают их законные представители», согласно ст. 63, 64 Семейного кодекса, только родители имеют право на защиту прав и интересов своих детей, а согласно ст. 54 указанного Кодекса, «ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста 18 лет».
Также сейчас всё чаще родителей склоняют к тому, чтобы они безоговорочно соглашались с планами фармацевтических кампаний по немотивированной вакцинации детей. В школах начинаются кампании по массовым прививкам девочек 9 лет и старше вакциной «Гардасил», последствия которой малоизученны, и паспорт которой отчего-то не представляют для ознакомления. Участились и случаи давления на учащихся с требованием «сделать прививку гардасилом» под угрозой их недопущения к экзаменам и ЕГЭ.
При этом получило распространение заявление Союза педиатров России (http://www.medlinks.ru/article.php?sid=43924) о том, что прививки от вируса папилломы человека (ВПЧ) в 2011 г. силами иркутского центра вакцинопрофилактики Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека РАМН бесплатно получат все 14-летние девочки Сибири, а до этого в 2010 году для оценки эффективности вакцины от ВПЧ была проведена иммунизация девочек в Московской области.
Ещё в 2007 г. Д.Медведев, в бытность первым вице-премьером, заявил, что «было бы интересно отработать такую вакцину как пилотный проект в масштабах какого-то региона. Если мы убедимся в ее действенности, то тогда можно было бы подумать о том, чтобы включить ее в основной календарь прививок» (http://medportal.ru/mednovosti/news/2007/10/10/medvedev/).
При этом предлагается прививать гардасилом также и мальчиков (http://medportal.ru/mednovosti/news/2007/01/25/gardasil/).
Главный санитарный врач РФ Г.Онищенко, вопреки положениям о добровольности вакцинации, содержащимся в Законе №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в начале 2011 года (как выяснилось, не впервые, а начиная с 2008 г.) озвучил мнение о том, что вакцинацию детей нужно сделать всеобщей и принудительной, а родителей привлекать к ответственности за уклонение от неё. По словам вице-президента РАМН Александра Баранова, после проведения иммунизации девочек Сибири Союз педиатров сосредоточит усилия на включении этой прививки в национальный календарь вакцинопрофилактики, а стоимость вакцинации от ВПЧ всех девочек-подростков возраста, по мнению экономистов, составит три миллиарда рублей.
Отчего-то за кадром остаётся мнение врачей о небезопасности данной прививки, о том, что Индия отменила проведение вакцинации у себя после того, как от прививок «Гардасилом», умерло четыре девочки, о том, что в США создано целое сообщество матерей «гардасиловых девушек» - тех, кто пострадал, а то и погиб от введения вакцины, и что правда о «гардасиле» становится известной всё большему числу людей.
Протесты родителей также помешали планам Министерства образования РФ относительно введения в школьную жизнь «Паспорта здоровья школьника», выставленного 22.12.2009 г. на министерский сайт со ссылкой на координатора проекта Алину Левитскую, директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России, обещавшей «опаспортить» в 2011 г. всех детей страны.
48-страничные положения «паспорта» зеркально отображали положения инструкций по обследованию семьи для признания её неспособной воспитывать собственного ребёнка, содержали массу информации, которую принято называть конфиденциальной и персональной, и вызвали шквал протестов со всех уголков страны. Под родительским напором авторы дрогнули и приостановили «паспортизацию», сократив документ до 36 страниц, но оставили за собой право на реализацию проекта в четырёх «пилотных регионах», среди которых Москва и Санкт-Петербург.
При этом руководитель подразделения Медицинского информационно-аналитического центра РАМН Вадим Буденков пояснил, что в ближайшие годы «Паспорт» «станет электронным и будет представлять собой флеш-накопитель с подробной информацией о самочувствии, психическом состоянии и семье школьника».
А пока «суть да дело», на местах потихоньку продвигают другое начинание - «Портфолио»: ребёнок заполняет цветные странички, отвечая на вопросы о своих привычках, о традициях семьи, вписывая личные данные, свои достижения в бланк с фоном, отчего-то украшенным звёздами Давида. И в результате опять получается картинка о семье - пусть не такая полная, как в пресловутом «паспорте», но всё равно - несанкционированное изучение чужой жизни, а попросту, подглядывание. И как-то непонятным остаётся существование статей Конституции 23, 24 и 56 о защите личной информации - их что, уже отменили?
Для этой же цели влезания в чужую жизнь запланировано ещё одно средство: в рамках действия «Регламента межведомственного взаимодействия по искоренению семейного неблагополучия», утверждённого органами законодательной власти ряда субъектов и в том числе г. Москвы, планируется с сентября начать всеобщее негласное тестирование школьников под названием «Конкурс рисунка «Я и моя семья».
Даже если оставить за рамками обсуждения незаконность тестирования детей без информированного согласия родителей, нужно понимать очень важные вещи: рисунок с таким названием является проективной тестовой методикой, на основании которой авторы регламента планируют выявлять неблагополучные семьи, а к ноябрю планируется обобщать результаты и создавать базу данных на семьи с обнаруженным неблагополучием, а затем принимать к ним определённые меры.
При этом авторов регламента отчего-то не заботит, что существующий ряд тестовых методик называется проективным именно в силу своей относительной недостоверности, в силу проецирования на личность исследователя, в силу сопряжённости с его и только его жизненным опытом и ценностными установками, и что для нивелирования этой погрешности положено применять для обследования одного человека не менее восьми разных психологических методик. А тут - нарисовал ребёнок, к примеру, у папы поднятые вверх руки, раскрасил мамино платье красным цветом - караул, в семье - агрессия! Ребёнка - изъять, родителей - ограничить в правах! Вот так, «ничтоже сумняшеся» планируется решать людские судьбы.
Много шуму наделало решение Мосгорсуда об отмене права родителей записывать ребёнка в школу по месту жительства якобы для обеспечения прав всех детей учиться там, где они хотят. Отныне дети из ближайшей к школе округи смогут попасть в неё, если только...займут очередь пораньше - в противном случае родителям придётся возить первоклассника за несколько кварталов к 8.30. и мчаться туда же к 11.30., чтобы забрать его после занятий домой. Отправлять же малыша одного рискованно не только по причине его возраста - обнаруженный на улице без взрослого, такой ребёнок станет жертвой работников органов опеки, которые оперативно направят его как безнадзорного в инфекционную больницу, а затем в приют, а родителей столь же оперативно лишат прав на него. Ведь пресловутые «права детей», в том числе, право ребёнка жить в своей собственной семье, наверное, касаются каких-то других детей, не наших, и от этого они - «превыше всего».
Печально известный форсайт-проект «Детство-2030», всколыхнувший страну в декабре 2010 г., был задуман, вероятно, не только для того, чтобы ужаснуть нас безумием создателей - провокативность идей псевдо-проекта (чипы, воспитательные сообщества, роботы-дети, альтернативные виды брака и пр.) имела в числе целей стремление сначала оглушить, а затем взломать общественное сознание для дальнейшей подготовки его коренного изменения. Приём, использованный авторами, известен - западные режиссёры часто и охотно применяют его; при продвижении программ полового просвещения он называется «уроки по ломке стыда», когда на детей с первых же минут обрушивают такой вал информации, прежде относившейся к «неприличной», что у них разрушается защитный механизм стыда, повышается порог восприятия опасных сведений, снижается чувствительность к опасности растления, развивается цинизм и агрессивность.
Общественное сознание российского общества, которое в декабре получило форсайтную «ковровую бомбардировку» ценностного аппарата, усиленную предъявлением проекта от имени России на ЭКСПО-2010 в Шанхае и перспективой подписания этого методологического опуса Президентом на Госсовете, испытало запредельную нагрузку. Новый «урок по ломке стыда» для российского общества состоялся в том, что на наши головы вывалилось всё самое страшное и неприличное, что только можно было вообразить о семье - всё то, о чём приличные люди не только не говорят, но и не думают. Гостевые, множественные и однополые «браки», ненужность традиционной семьи, недостоинство родителей, их неценность, необязательность, заменяемость как социально одобряемая норма завтрашнего дня - это удар по основам бытия. После этой «зачистки» истинные «реформы», заботливо прибережённые кукловодами, по их замыслу, уже никого не должны взволновать.
И действительно, можно ли после этого нервничать по поводу активно проталкиваемого рядом деятелей под руководством «детского правозащитника» Б.Альтшуллера проекта «социального патроната», этого добровольно-принудительного договора между социальной службой и «попавшей в разработку» семьёй о разграничении прав на ребёнка, договора, открывающего для досужих проверяющих (в число которых, если сбудутся ещё одни смелые планы тех же деятелей, помимо опеки, войдут некие «социально ориентированные НКО» из закрытого списка) двери неприкосновенного до сей поры жилища.
По сравнению с чудовищностью и абсурдностью «форсайта», ставшего уже не подлежащим реабилитации нарицательным именем, это всё - «такие пустяки», что на них даже не останавливается взгляд, но при этом «отчего-то» совсем пропадает желание строить семью и заводить детей. И это - как раз та цель, ради которой всё и задумано, именно так и действуют программы демографической коррекции, а иными словами - уничтожения потенциального населения страны руками самого населения. И - никакой персональной ответственности за содеянное.
Нужно признать, ситуация, в которой пребывает сегодня в России институт родительства, в полной мере может быть названа критической - экспансия разрушителей достигла невиданных размеров. Вышеперечисленные опасности (а сколько ещё осталось «за кадром»!) - ягоды одного поля, название у которого зловещее и давно всем знакомое - ювенальная юстиция, ювенальные технологии. Оно уже перестало вмещаться в рамки только юридического термина, но стало означать весь комплекс мер деструктивно-репрессивного воздействия на семью, которое день за днём всё больше завоёвывает пространство в российском обществе, вовлекая в него всё новых и новых участников. Доморощенные инструкции, по которым обследуются семьи и затем изымаются дети, поражают своей абсурдностью, но тем страшнее их непобедимость: сейчас поводом для подозрения о том, что в семье имеется или готовится «жестокое обращение с ребёнком», является малая жилплощадь, отсутствие или проведение ремонта, низкие заработки родителей, двое и более детей в семье. Нет ни дня, чтобы ни пришло известия о новом случае, когда у семьи «по бедности» отняли ребёнка, и совершают это «отнятие», увы, не заокеанские враги, а наши отечественные тётеньки, возможно, живущие по соседству, работающие за небольшую зарплату и свято верящие в то, что они имеют право ломать людям жизнь и рвать по живому их судьбы. Это - трагедия нашего времени, брань без пуль и штыков, но с реальными ранеными и погибшими - духовно, душевно, а то и физически.
Для выхода из сложившейся ситуации - только два пути: согласиться с существующим положением дел или сопротивляться, отстаивать своё счастье, свою жизнь, свой путь. Результат - в зависимости от траектории, но выбор - принципиален. Поэтому ни к чему заламывать руки оттого, что силы - неравны, а ресурсы немногочисленны. Незачем стенать и роптать, что всё уже решено, и ничего у нас не получится. Ответственность перед детьми и за детей - ноша тяжёлая, но своя, и нести её кому-то другому некому. А значит, тут нечего и думать - нужно просто всем вместе вставать, плечом к плечу и идти вперёд - за детей, за страну, за будущее. И тогда всё у нас получится - другого итога просто не может быть.
Людмила Рябиченко, руководитель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»
1. Господину Иванову