Когда-то давно один мальчик, смеясь, кричал «волки, волки!», и к нему на помощь бежали люди, но никаких волков не было. А потом, когда действительно явились волки, он крикнул, но помочь ему никто не пришел. Эта история вспоминается мне, когда наши записные либералы, не верящие ни в Бога, ни в черта, с порога отвергают всякие разговоры о конце истории: дескать, было уже, много раз ждали. Да, всегда ждали, но вот теперь, кажется, «близ есть, при дверях».
Два события почти совпали по времени: западные бомбардировки Ливии и жестокое землетрясение в Японии. Казалось бы, что общего - стихийное бедствие и коварная политика. Общее, однако, то, что в обоих случаях погибли люди. Тысячи людей стали жертвами зла, в первом случае - природного, во втором - человеческого. И вот, думается мне, что где-то на последней глубине они смыкаются, почти совпадают. Если человек, как считается, царь природы, то она порой с очевидностью мстит ему за творимое им зло. С христианской точки зрения, именно человек виновен в падении природы и в превращении её в смертоносную силу. В апреле 1912 года, через день после крушения «Титаника», Александр Блок записал в дневнике: «Гибель Titanica, вчера обрадовавшая меня несказанно (есть ещё океан»). Поэт, радовался, конечно, не смерти людей - он отметил наказание, понесенное самоуверенной буржуазной цивилизацией Запада, вообразившей, что ей всё позволено, и управы на неё нет. С тех пор произошли две мировые войны с десятками миллионов жертв, инициаторами которых были именно цивилизованная Европа и Япония, погубившая в ходе боевых действий в Китае, начиная с 1937 года, около 30 миллионов людей. В августе 1945 года сами японцы стали жертвами атомных «подарков» от цивилизованных США. После разрушения СССР цивилизацию/демократию открыто экспортируют с помощью «Томагавков». Сегодня это Ливия, вчера был Ирак, позавчера Сербия. Кто следующий? А природа в это время как бы смеется над самодовольными людьми, показывая, чего стоит их хваленая цивилизация со всеми её передовыми технологиями. Чуть дрогнула земля, нахмурилось синее море - и нет очередного атомного чудища у берега... Всё как с «Титаником».
Сегодня на пространстве Евроатлантики осуществляется не ценностное приращение бытия, а его технологическая эксплуатация. Технический прогресс Запада происходит по инерции, моделируя компьютерными средствами глобальный масштаб греха как нормы жизни. Как писал полвека тому назад М. Хайдеггер, в Европе (и тем более в Америке) уже нет бытия - там есть подручное, прирученное существование, когда субъект такого существования сидит перед телевизором или компьютером (мир как иллюзия-выставка), имея в качестве собственника всю Вселенную. Вопреки всей самодовольной прозе подобного «царства теней», в истоке его лежит утопия - социальная и технологическая утопия гуманизма, вплоть до «американской мечты» о просперити с белозубой улыбкой, отграничивающей ее владельца от всего низшего - варварского, от всего внешнего - чужого, опасного, но и от всего высшего - богоносного, таинственного. Это утопия мира без страдания, без греха и Воскресения. В сущности, это насмешка над творением Божиим, и самое печальное состоит в том, что этот смех уже прозвучал.
Так что дело не в пресловутом календаре народа Майя, обещающем нам конец света в декабре 2012 года. Дело в том, что всё, имевшее начало, будет иметь конец. И человеку лучше бы почаще думать о вечном. Конец ведь тоже разный бывает.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор
Впервые опубликовано в «Литературной газете», 19.4.2011