Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном

Валентин  Катасонов, Русская народная линия

21.04.2011


Глава 4. «Вирус» ростовщичества …

Продолжение. Начало

Ростовщичество: происхождение «вируса»

История денег и денежного обращения свидетельствует о том, что ростовщики (которые сегодня стали себя называть «банкирами») были весьма изобретательны в конструировании  хитроумных схем и механизмов приумножения денежных капиталов.   Самый главный инструмент - ссудный процент появился еще в древнем Вавилоне.  Имя изобретателя этого инструмента неизвестно. Но подсказку изобретателю наверняка сделал тот, кто в свое время  убедил Адама и Еву вкусить запретного плода в раю. Катастрофические последствия нарушения запрета, данного Богом обитателям рая, хорошо известны.   Последствия практического применения ссудного процента в древнем Вавилоне вряд ли осознавались.  Болезнь развивалась очень незаметно.  Зато сегодня, в 21 веке последствия приобрели масштабы катастрофы, которую СМИ называют «мировым экономическим кризисом».

«Вирус» ростовщичества присутствовал в обществе почти столько же, сколько существует человечество. Просто на протяжении длительного времени «иммунная система» отдельно взятого человека и социума в целом была достаточно сильна, и она не давала возможности распространению этого опасного «вируса».  О существовании  такого «вируса» и исходящих от него угрозах,   о необходимости соблюдения определенных правил духовно-нравственной «гигиены»  предупреждали многократно еще древние мыслители вроде Аристотеля (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.).  Суровые предупреждения содержатся в Ветхом и Новом Заветах. Они повторяются в Коране.  «Вирус» содержится не в самих деньгах (как эмоционально утверждают некоторые поэты и философы), а в сердцах людей.

Общество на пути  к легализации ростовщических процентов прошло ряд этапов:

а) полное неприятие обществом практики взимания процентов, что находило свое отражение в нормах религиозно-нравственной жизни, а также нормах юридических; главное, что на этом этапе осуществлялся более или менее эффективный контроль со стороны церкви и светских властей за соблюдением этих норм;   ростовщичество  существовало и в это время, но было «нелегальным», «подпольным»;

б) попустительство со стороны церкви и светских властей практике взимания процентов при формальном сохранении запретов; в это время ростовщичество было «полулегальным»;

в) постепенное ослабление и отмена запретов на  взимание процентов при  установлении в большинстве случаев ограничений на максимальную величину процента; в это время ростовщичество стало «легальным».

Первый  этап  был самым длительным, он продолжался несколько тысячелетий вплоть до Средних веков.  До возникновения христианства запреты на ростовщичество  находили свое обоснование в Ветхом завете, а также в работах Аристотеля и ряда других мыслителей и государственных деятелей древней Греции и древнего Рима.  

В Ветхом завете запрет на взимание процентов не был абсолютным. Он распространялся лишь на взаимоотношения среди «своих», т.е. иудеев.

В то же время взимание процентов с «чужих» иудеям не возбранялось и даже поощрялось:

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-нибудь другого, что [можно] отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Второзаконие, 23:19).

В Ветхом завете, как известно, сознание  иудеев «программировалось» на мировое господство, и эта стратегическая цель увязывалась с ростовщичеством как средством достижения этой цели: 

«Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой господствовать не будут» (Второзаконие, 15:6).  

Наш известный философ Владимир Соловьев (1853-1900 гг.), который достаточно лояльно относился к евреям, писал, что «евреи привязаны к деньгам вовсе не ради их материальной пользы, а потому, что находят в них ныне главное орудие для торжества и славы Израиля»[1].

Двойная мораль иудаизма, касающаяся ростовщичества, была позднее углублена в Талмуде: «Бог приказал давать деньги гоям (неевреям - В.К.) взаймы, но давать не иначе, как за проценты; следовательно, вместо оказания помощи, мы должны делать им вред, даже если они могут быть нам полезны. Трактат Баба Меция настаивает на необходимости давать деньги в рост и советует иудеям приучать своих детей давать деньги взаймы под проценты, «чтобы они могли с детства вкусить сладость ростовщичества и заблаговременно приучились бы им пользоваться»»[2]

Современные еврейские авторы утверждают, что в любом случае евреи на заре своей истории крайне редко занимались ростовщичеством.  «Вкус» к ростовщичеству у них появился лишь после того, как был разрушен первый Иерусалимский храм, и большая часть населения Иудеи была уведена в плен персидским царем Навуходоносором. «Оказавшись в Вавилоне - стране с развитой системой ростовщичества - бывшим зажиточным еврейским земледельцам, не владевшими навыками каких-либо ремесел, по сути дела, не оставалось ничего другого, как заняться торговлей и ростовщичеством, на ходу обучаясь премудрости этих занятий у местных жителей, тем более, что Тора (Пятикнижие Моисеево - В.К.) не запрещала выдавать процентные ссуды неевреям»[3]

После разрушения  Иерусалима римлянами в 70 г. н.э. иудеи оказались в рассеянии по всему миру, активно занялись ростовщичеством и  позднее оказались среди главных организаторов «денежной революции».   В  конце Средневековья, по мнению известного немецкого  социолога, экономиста и философа В.Зомбарта (1863 - 1941 гг.), разрешение взимания процента с ссуды иноверцу переходит в его обязательность (так называемая 708 заповедь в Шулхан-арухе). Как говорит еврейский историк и публицист Шахак (1933 - 2001 гг.), беспроцентный заем в Галахе приравнивается к подарку; он рекомендуется по отношению к единоверцу и осуждается по отношению к иноверцу. Он говорит: Многочисленные раввинистические авторитеты (но не все) - и среди них известный еврейский философ Маймонид (1135 - 1204 гг.) - считают обязательным требовать с нееврейского должника столь высокий процент, как это возможно. Уже книга Неемии (5,4-8) показывает существование влиятельного слоя ростовщиков в древнем Израиле - несмотря на то, что лихоимство там строго осуждалось. Но, конечно, лишь в диаспоре эта деятельность приобретает настоящий размах. Талмуд уделяет исключительно много места технике ростовщичества: только изучению Торы уделено больше места, говорит Зомбарт. 

Тяга иудеев к ростовщичеству, по мнению многих философов и богословов, имеет свои корни в  их религии, причем речь идет не только об отдельных установках Ветхого завета или Талмуда, а об  общем мировосприятии. Вот что по этому поводу пишет наш современник, публицист и общественный деятель М.В.Назаров (род. в 1946 г.): «Не веря в бессмертие личной души человека, все свои ценности иудеи видели только на земле и более других народов устремились к обладании ими и к ростовщичеству»[4].

Откровения Жака Аттали

Большие способности  евреев в сфере денег  и ростовщичества  с гордостью признают многие еврейские авторы. Например, известный идеолог мондиализма (т.е. идеологии глобализации и мирового правительства)  Жак Аттали (род. в 1943 г.), бывший в свое время президентом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а в настоящее время являющийся советником нынешнего Президента Франции Н.Саркози (род. в 1955 г.).  По его мнению, следствием  этих способностей стало господство евреев в мировой торговле и мировых финансах еще с дохристианских времен, почему они и рассеялись по миру вдоль торговых путей и «линий денежной силы» в большем количестве, чем их жило в Палестине. Жак Аттали признает, что слова «еврей» и «ростовщик» у многих народов стали синонимами[5].

Приведем  имеющие отношение к нашей теме цитаты из интересной  книги того же Аттали, которая называется «Евреи, мир и деньги»[6]. Сразу отметим, что эта работа является, пожалуй, наиболее полным изложением экономической и денежной истории евреев после книги В.Зомбарта «Евреи и хозяйственная жизнь» (начало прошлого века).

Прежде всего, Аттали с гордостью сообщает, что евреи дали миру две самые важные вещи - единого Бога и деньги:

«Еврейский народ сделал деньги уникальным и универсальным инструментом обмена, точно также как он сделал своего Бога уникальным  и универсальным инструментом превосходства...».  

Автор полагает, что предписания, касающиеся поведения евреев в мире денег, которые содержатся в Талмуде,  порождены не какой-то высшей силой, а привычками и характером тех людей, которые составляли Талмуд:

«Авторы Талмуда сами были в большинстве торговцами, экспертами по экономике...».

Любые отношения купли-продажи, а также стремление к богатству, по мнению  автора,  вполне естественны, так как благословлены Богом:

«Исав и Иаков подтверждают необходимость обогащения для того, чтобы нравиться Богу...Бог благословляет богатство Иакова и разрешает ему купить право первородства у его брата Исава - это доказательство, что все имеет материальную цену, даже в виде чечевичной похлебки».

Деньги, как считает Ж.Аттали, это не только инструмент купли-продажи или накопления богатства, но они также средство организации самого совершенного общественного устройства:

«В этом жестоком мире, управляемом с помощью силы, деньги постепенно оказываются высшей формой организации человеческих отношений, позволяющей разрешать без насилия все конфликты, включая религиозные». 

Деньги, будучи неким универсальным инструментом, доступным для людей любой национальности и вероисповедания, тем не менее, являются в первую очередь достоянием евреев, противостоящих остальному миру: 

«Деньги - машина, которая превращает священное в светское, освобождает от принуждения, канализирует насилие, организует солидарность, помогает противостоять требованиям неевреев, является прекрасным средством служения Богу». 

Как видно из приведенной выше цитаты, служение евреев деньгам у Ж. Аттали приравнивается к служению их Богу. Для подкрепления  своей мысли о «духовной» пользе ростовщичества для евреев Аттали приводит цитату из Рабби Якова Тама:

«Это почетная профессия, ростовщики зарабатывают деньги быстро и достаточно, чтобы отказаться от других профессий и посвятить себя религиозным занятиям».  Обращается внимание на то, что занятия деньгами также позволяет избегать евреям трудовых занятий по найму: «Важное положение: каждый должен любой ценой избегать соглашаться на принудительную работу, делающую зависимым, так подчиняться кому-то равносильно возвращению в Египет... Этот запрет объясняет, почему в течение веков евреи наиболее часто отказываются входить в крупные организации и предпочитают работать на себя».

Впрочем, ростовщичество, как и вообще нарушения общепринятых моральных норм ради своей выгоды, принадлежат к числу распространенных общечеловеческих  грехов. Ростовщичеством, говорит Зомбарт, занимались и жрецы Дельфийского храма в Греции, и средневековые монастыри. Зомбарт приводит множество свидетельств современников о неблаговидных поступках христианских торговцев...Успех, выпавший на долю евреев, Зомбарт объясняет тем, что для них речь вообще не шла  о нарушении норм деловой морали. С их точки зрения это и была «разумная», «деловая» мораль, «настоящее право», подчиняющее хозяйственную деятельность примату «дела», дохода.

Предостережения Аристотеля и Святых Отцов

Что касается Аристотеля, то  он стал главным идеологом противостояния ростовщичеству для многих тех, кто до появления христианства  формально относился к разряду «язычников», но обостренно чувствовал пагубность этой деятельности.  Люди дохристианской эпохи чутко улавливали   простую мысль:  деньги - это некое общественное достояние, которое  не должно превращаться в  средство накопления  богатства, а выполняет роль «крови», циркуляция которой в хозяйстве обеспечивает его нормальное функционирование. Если допустить ростовщичество, то ростовщики смогут управлять движением «крови»,   увеличивая или  уменьшая ее поступление в организм хозяйства. Никто поэтому не может быть собственником денег, перекрывая их циркуляцию и извлекать выгоду, приоткрывая задвижку - подобно разбойнику на мосту, взимающему с путника плату за проход. Деньги как и земля не должны становиться объектом купли-продажи и сосредоточиваться в руках немногих.

Аристотель очень опасался, что ростовщики  могут  наложить руку на артерии общества и взимать с него плату за то, что не сжимают слишком сильно. Заплатил - чуть разжали, нечем платить - придушили.

По смыслу высказываний Аристотеля, касающихся денег и ростовщичества, можно заключить, что отводил деньгам лишь  роль средства обращения и считал, что деньги - это не товар, а лишь некие «знаки». Выражаясь языком современной денежной теории, можно сказать, что Аристотель стоял на позициях «номинализма» (номинализм - теория, согласно которой деньги не должны обладать «внутренней» стоимостью, т.е. быть полноценными товарными деньгами, они  предназначены лишь для того, чтобы быть средством обмена реальных товаров с учетом номинала  денежного знака)

И во времена христианства  просвещенные борцы  с ростовщичеством достаточно часто вспоминали Аристотеля. Особенно следующие его слова: «С полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег... как дети походят на своих родителей, так и проценты являются денежными знаками, происшедшими от денежных же знаков. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе»[7]. С утверждением в мире христианства запреты на процент базировались догматах христианской церкви, а, они, в свою очередь, - на положениях Священного писания, в том числе Нового завета.  

В частности, в Евангелии от Луки говорится: «...и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая» (Лк 6:35).

Фактически воспроизводились нормы Ветхого завета, но за одним исключением: они были абсолютными, не содержали двойной морали (свои - чужие). Запреты были зафиксированы в решениях ряда Вселенских соборов.  Святые отцы раннего христианства достаточно часто выступали с  обличениями ростовщичества как наиболее одиозной формы сребролюбия, а сребролюбие входило в разряд наиболее тяжелых грехов.

Последовательные христиане в своей борьбе против ростовщичества всегда вдохновлялись поступком Спасителя, совершенным Им незадолго до Своего распятия. Речь идет о единственном в Новом Завете случае, когда Христос проявил насилие: он опрокинул столы меновщиков и выгнал их из Иерусалимского храма. А меновщики, сидевшие в храме, были, по сути, и спекулянтами (совершали обмен одних монет на другие с большой для себя прибылью[8]), и  ростовщиками (давали деньги в рост).

Случаи  ростовщичества (обычно в скрытой форме) были и во времена наибольшего расцвета христианства.  Среди обличителей  - Иоанн Златоуст (347-407 гг.), Василий Великий (ок. 330 - 394 гг.), Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 220 гг.) и многие другие Святые Отцы[9].

В Западной церкви (уже после ее отпадения от Вселенской церкви)  запреты  достаточно скрупулезно были обоснованы богословами-схоластами. При этом они опирались не только на Священное писание, но также на работы античных философов, особенно Аристотеля. Особое внимание уделялось положению Аристотеля, что деньги - это не богатство, а лишь знак богатства; следовательно, они не могут быть служить средством сохранения и, тем более приращения богатства в виде процентов. 

Во многих работах по истории Церкви и богословию совершенно справедливо отмечается, что главным идейно-духовным противостоянием в  Европе в первые века после Рождества Христова было противостояние между христианством и иудаизмом.  На практически-бытовом уровне основным вопросом этого противостояния был вопрос о ростовщичестве.  В частности, в Византии после Константина Великого на ростовщическую деятельность были наложены серьезные ограничения и запреты.

Целый ряд современных авторов полагает, что в современной литературе вопросы, связанные с историей ростовщичества, довольно часто оказываются «смазанными».  Запреты на взимание процента в былые времена были крайне жесткими и даже жестокими. Наказания за ростовщическую деятельность  почти не отличались от наказаний за убийства. Такая «смягченная», «облагороженная» картина времен существования запретов на взимание процентов, по мнению некоторых авторов, призвана «смягчить» отношение современного общества к современной практике ростовщичества, помочь обосновать «естественность» такой практики.

Вот пример такой критической оценки того, что пишут современные учебники[10] об эпохе запретов на ростовщическую деятельность: «До начала 17 века ссудный процент был строжайше запрещен в Западной Европе, на Руси, в странах арабского Востока, в Индии, Китае и других регионах. Наказание за нарушение этого запрета было почти всегда одно - смерть (выделено мной - В.К.). Такой запрет действовал примерно с 12 века[11]. То есть экономика мира почти 500 лет развивалась без использования ссудного процента. Если Вы хотите узнать, как же мир жил без ссудного процента, то с удивлением обнаружите, что об этом осталось крайне мало информации. А то, что осталось, большей частью будет «свидетельствовать», что ссудный процент все-таки якобы существовал в этот период истории, но просто «подвергался гонениям». И что за него не всегда казнили, а иногда просто отлучали от церкви и т.д. На самом деле запрет был очень жесткий, и наказание было очень суровым. Тот факт, что почти 500 лет за использование ссудного процента казнили любого, без учета званий, положения, родовитости, замалчивается до сих пор... формально никто это не скрывает, но  эта тема вообще никогда не обсуждается в СМИ. Наверное,  совсем не интересно:  а что же такое заставило весь мир того времени, все религии - христианство,  мусульманство, индуизм, буддизм (вернее, не все, а почти все религии) поддерживать казнь тех, кто пытался использовать ссудный процент?  Как уже неоднократно говорилось, СМИ - они такие, они всегда заранее точно знают, что интересно, а что совсем не интересно, и какие вопросы ни при каких обстоятельствах не нужно обсуждать. В теме с замалчиванием того, что мир долго жил без ссудного процента, торчат длинные уши «бухгалтеров»[13]. Чем-то эта тема очень неприятна для «бухгалтеров». Нельзя сказать, чтобы они ее боятся. Нет, я думаю, что ЦУП[14] сейчас имеет такую силу, что вообще ничего особенно не боится. Скорее, немного опасается»[15]

Нельзя отрицать, что ссудный процент существовал всегда, но отношение к нему властей и общества в указанный выше период времени (условно - «почти 500 лет») было действительно  самым жестким, более жестким, чем до начала этого периода и после его окончания. Что же это был за период времени? По крайней мере, в Европе, это был период наибольшего расцвета христианской цивилизации, которая последовательно проводила в жизнь основные принципы и нормы жизнеустройства и домостроительства, заложенные  в Священном писании, особенно Новом Завете.   Взимание процента в те времена квалифицировалось как   преступление,  мало уступающее нарушению заповеди «Не убий!»   Можно его сравнить также с таким преступлением нашего времени, как производство и распространение наркотиков.  Неужели взимание процента было таким смертным грехом? И если было, то почему оно сегодня перестало таковым считаться? Об этом мы постараемся сказать в следующих главах.

Литература к главе 4

1. В.Зомбарт. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. Пер. с нем. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2. В.Зомбарт. Собр. соч. в 3-х томах. Пер. с  нем. - СПб.: Владимир Даль, 2005.

3. Аристотель. Политика.  // Собр. соч. в 4-х томах, том 4. - М.: Мысль, 1983.

4. А.С. Пасынков. Феномен ростовщичества: от Вавилона до глобальной финансовой системы. История, экономика, антропология // Интернет, работа размещена на многих сайтах.

5. Е.Я.Полянский. Деньги древних евреев. // «История Израиля и Иудеи. Общественная и политическая жизнь». - М.: Крафт +, 2004.

6. Ю.М.Осипов. Очерки философии хозяйства. - М.: Юрист, 2000.

7. Н.В.Сомин. Лекции по курсу «Социальные идеи Ветхого и Нового Заветов» // Интернет, сайт «Христианский социализм как русская идея».

8. Н.В.Сомин. Статьи: «Рассуждения о стоимости», «Законы экономики с точки зрения христианской этики», «Эксплуатация в рыночной экономике», «Капиталофилия» // Интернет, сайт «Христианский социализм как русская идея».

9. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русское хозяйство. Гл. редактор, составитель О.А.Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2006 (статья «Ростовщичество»).

10. П.Люкимсон. Бизнес по-еврейски: евреи и деньги. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11. Исраэль Шахак. Еврейская история, еврейская религия: тяжесть трех тысяч лет.  Пер. с англ. - Киев: МАУП, 2005.

12. И.Р.Шафаревич. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. - Псков, 2002.

13. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. Под ред. Р.И.Беккина. - М.: Ummah, 2004.

14. Р.И. Беккин. Исламская экономическая модель и современность. - М.: ИД Марджани, 2009.

15. Исламская экономика. Краткий курс. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2008.

16. А.Тесля. Ростовщичество и понимание богатства в средневековой культуре // Интернет, сайт «Хронос».

17. А.Кнутов, диакон. Ростовщичество и современные банки // Интернет, сайт «Богослов. ru».

18. Владимир Юровицкий. Эволюция денег: денежное обращение в эпоху изменений. - М.: Гросс-Медиа, 2004.



[1]  Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос // Статьи о еврействе. Иерусалим, 1979, с.9.

[2]  В.М.Мокшанский. Сущность еврейского вопроса. Буэнос-Айрес, 1957 , с.38.

 3]  П. Люкимсон. Бизнес по-еврейски: евреи и деньги. - Ростов н/Д: Феникс, 2007, с.268.

[4]  М.В. Назаров. Вождю Третьего Рима. М.: изд-во «Русская идея», 2004г., с.23.  

[5]  См.: Attali Jacques. Un homme d`influence. Sir Siegmund Warburg. Paris, 1985. p.13-25.

[6]  Attli Jacques. Les Juifs, le monde et l`argent. Paris, 2002. p.22-23,36,124,196-197,49.

[7]  Аристотель. Политика. Соч. в 4-х томах, том 4. М.: Мысль, 1983, с.395.

 8] Иудеи, которые приходили в Иерусалимский храм могли делать денежные пожертвования и делать обязательные для каждого иудея платежи только специальными монетами, которые чеканились самими иудеями и которые не содержали языческой символики.  Эти монеты находились в распоряжении менял, которые делали на этом свой бизнес. Вот что пишет свящ. Вячеслав Синельников о том, что происходило в Иерусалимском храме: «По обеим сторонам восточных Сузских ворот, до самого притвора Соломонова, стояли ряды лавок торговцев и столы менял. За двадцать дней до Пасхи священники начинали собирать древнюю подать в полсикля, которая ежегодно уплачивалась каждым иудеем (от 20-ти до 50-ти лет) как денежный выкуп «за душу» и шла на издержки по ежедневному храмовому служению (см. Исх. 30, 11-16). Платить этот налог «оскверненной» монетой считалось непозволительным, и при таком положении вещей менялы получали огромную прибыль. Смотрите! Огромное пространство галерей ветхозаветного храма и «двора язычников» загромождено седалищами продавцов голубей, столами меновщиков, которые с корыстью (пять процентов с суммы) обменивают деньги. Перед нами нечестивый рынок, превративший по словам Самого Христа Спасителя, дом молитвы в разбойничий вертеп (см. Мф.21, 12; Мк.11, 17)....Первосвященники и саддкеи прекрасно это видят, но ничего не возбраняют, отчасти потому, что сами производят эту постыдную торговлю, отчасти потому, что получают незаконный прибыток и от «закрытия глаз» на постыдное безобразие» (Свящ. Вячеслав Синельников. Христос и образ первого века. - М.: Сретенский монастырь, 2003, с.73-74).

[9] См.: Н.В.Сомин. Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность. Статья размещена в Интернете на сайте «Христианский социализм как русская идея».

 10] Речь идет об учебниках по экономической теории, всемирной истории, истории экономических учений, экономической истории,  денежному обращению, банковскому праву и т.п.

[11] Данная хронология, по нашему мнению, не совсем точна. Тем более, что в разных странах и регионах периоды существования жестких запретов на взимание процента на вполне совпадали. Впрочем, вопрос хронологии в данном отрывке не является принципиальным.

[13] Под «бухгалтерами» автор данного текста понимает мировых ростовщиков (банкиров).

[14] ЦУП - «центр управления полетами»; так автор данного текста называет ту высшую власть в мире, которая  сегодня принадлежит мировым ростовщикам («мировое правительство»).

[15] «Истинные причины возникновения мирового экономического кризиса». Часть 7 // Интернет.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Александр СПб : Анекдот в тему: сущность ростовщичества
2011-04-26 в 01:52

Приходит крестьянин в дореволюционной России к еврею:
"Одолжи 1 рубль до осени, с урожая отдам".
"Хорошо, отдашь два. А что в залог оставишь?"
"Да вот, топор принес"
"Хорошо, вот рубль.Слушай, а тебе , наверное, тяжело будет сразу два рубля осенью отдавать? Ты мне сейчас этот рубль отдай, а другой осенью."
"Ну, ладно."
Идет крестьянин домой и думает: "Денег нет, топора нет, и еще рубль должен. И ведь все правильно!"
2. Мария : Re: О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном
2011-04-25 в 21:49

Статья хороша, а где деньги взять. Государство это поощряет, а мы заложники этой системы. Я готова жить по минимуму, но бывают непредвиденные обстоятельства, толкающие нас на заем под проценты. Увы нам.
1. Владимир : Ростовщичество, ведущее к процентному рабству - преступление
2011-04-25 в 13:21

В целом все верно. Можно по этому поводу только добавить:
"Жидовская модель современной мировой экономики, нацеленная только на получение прибыли, легализовала получение дохода … вообще без производства товаров и услуг!
Биржевая игра, основанная на разнице курсов валют и котировок акций предприятий, дает возможность легально зарабатывать деньги на спекулятивных операциях. Задача фондовой биржи, по смыслу, состоит в том, чтобы обслуживать рынок, на котором владельцы средств производства могли бы продать их новым хозяевам или расширить свою производственную базу, привлекая финансовые ресурсы посредством выпуска новых акций. Но во что превратились биржи к началу XXI века – в площадки для финансовых спекуляций, в получение денег без увеличения роста производства (общественно необходимого производства!).
Зачастую такая деятельность идет вообще во вред экономике: предприятия сознательно доводят до банкротства, чтобы дешево купить и потом перепродать подороже, иногда частями. В результате нарушается технологическая цепочка, производство лихорадит. И все это ради того, чтобы несколько спекулянтов заработали деньги?! Скажите, какая польза предприятиям, мировой экономике, человечеству от того что несколько десятков жидов, играя на понижении и повышении стоимости акций предприятий, делают «деньги из воздуха»?
На саммите лидеров «большой двадцатки» 15 ноября 2008 года в Вашингтоне по поводу преодоления мирового кризиса предлагалось, в частности, «…усиление регулирования, обеспечение честной работы на финансовых рынках, повышение прозрачности». Но, господа, это же просто смешно! Ведь сам принцип функционирования современных бирж основан на «игре», на сознательном завышении или занижении котировок акций предприятий. Цель биржевых брокеров – не перераспределить акции предприятий, не обеспечить финансовыми кредитами производство, а «заработать» на спекулятивных сделках. Аналогично со спекуляциями на валютном рынке: валюта приобретается не для обеспечения неких торговых операций, а для получения дохода от разницы в курсах валют. Таким образом, призывы «G8» или «G20» к «честности и прозрачности» не более рациональны, чем призывы воровских «авторитетов» честнее грабить и воровать: за счет каких же доходов они тогда будут существовать? Честной и прозрачной может быть только СОЗИДАТЕЛЬНАЯ деятельность, но не финансовые спекуляции.

Безраздельная власть ростовщического (банковского) капитала над мировой экономикой была бы, возможно, и не опасна, если бы финансировались общественно необходимые отрасли производства и под невысокие проценты. Деньги – это «кровь экономики», её поток должен направляться государством на пользу всего народа, а не иудейской верхушкой для своего обогащения. Дошло до абсурда: банки кредитуют финансовые спекулятивные сделки - «деньги делают деньги»! Но ведь это – путь к инфляции, извращение самой сути денег, принципа товарно-денежных отношений. Кому на пользу такая «предпринимательская деятельность»?!
«Функция торговца - способствовать произведению обмена товаров. Превышение этих "полномочий" недопустимо. … Ростовщичество, ведущее к процентному рабству - преступление. Банкиры постепенно лишают нацию права пользования своими богатствами. … Ростовщические проценты, инфляция, повышенное налогообложение - уничтожение нации». - Кто прислушался к этим словам? А ведь эти «заповеди» Дэвида Лейна абсолютно доступны и довольно известны. Причем это отнюдь не открытие и не откровение, так как еще Аристотель писал в своей "Политике": «Ростовщика ненавидят совершенно справедливо, ибо деньги у него сами стали источником дохода, а не используются для того, для чего были изобретены. Ибо возникли они для обмена товаров…».
В здоровые периоды существования человечества банкиры-ростовщики были маргиналами, балансировали на грани закона. Мартин Лютер писал: "И потому ростовщик и скряга - это и правда не человек; … отвратительнее он, чем любой враг и убийца-поджигатель. Потому если колесуют и обезглавливают уличных грабителей, убийц и преступников, то сколь же больше нужно сначала колесовать и пытать всех ростовщиков...". Благодаря воцарению иудейской морали ростовщичество стало не только законно, но и престижно. В XIX веке дворянин или офицер посчитал бы неприличным породниться с семьей ростовщика. Теперь стать женой финансового спекулянта или банкира – престижно и желанно. Тысячи теле- и радиоканалов, печатные СМИ и Интернет заполнены пропагандой «зарабатывания денег». Современные мальчишки мечтают стать не пожарными и военными, моряками или космонавтами, а ростовщиками и торгашами. Девчонки мечтают не о профессии учительницы или врача, а о карьере проститутки или «удачном» замужестве за спекулянтом".
Из книги В.В. Воробьева-Брусилова «Размышления дилетанта» ( http://rd2009.cc )

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме