От редакции: Мы уже обращались к проблеме нестроений, возникших в Сухумо-Пицундской епархии в Абхазии. Ситуация там, к сожалению, далека от умиротворения. Официальный сайт Республики Абхазия опубликовал сокращенный текст Обращения духовенства епархии к православному народу Абхазии, который цитировался в сообщении РНЛ.(http://apsnypress.info/news/2934.html)
Теперь в нашем распоряжении оказался полный текст этого документа, который мы и предлагаем сегодня читателю. Текст документа позволяет многое понять в непростой церковной ситуации в Абхазии.
Мы, священнослужители Сухумо-Пицундской епархии Абхазии глубоко возмущены раскольническими и антицерковными действиями клириков Московской Патриархии - эконома Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря иеромонаха Андрея (Ампар) и его идейного вождя и руководителя - запрещенного в священнослужении иеромонаха Дорофея (Дбар), осуществляющего руководство раскольническими действиями из-за границы, подобно печально известному «вождю мировой революции» в 1917 году.
В связи с тем, что эта группировка дезинформирует общественное мнение, распространяя ложную информацию в интернете и других СМИ, мы считаем необходимым рассказать о реальных событиях и дать объективную информацию о том, что происходит в церковной жизни Абхазии. Для этого необходимо рассказать предысторию событий, которые произошли в нашей церковной жизни.
В течение последнего времени эконом монастыря иеромонах Андрей (Ампар) неоднократно обращался к Управляющему Сухумо-Пицундской епархии, который на тот момент одновременно являлся Временно исполняющим обязанности настоятеля Ново-Афонского монастыря, иерею Виссариону Аплиаа с просьбой освободить его от должности эконома указанного монастыря. В связи с этим о. Виссарион обратился к иеромонаху Василиску (Лейба), благочинному Ново-Афонского монастыря с предложением возглавить монастырь. Последний, сославшись на многие болезни и плохое самочувствие, просил не возлагать на него этой ответственной должности.
Тогда иереем Виссарионом на должность настоятеля монастыря была предложена кандидатура игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), имеющего опыт управления монастырем в бытность его наместником Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской епархии, а в настоящее время являющегося начальником Сочинского подворья, а также Владимирского скита на Кавказе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Епархиальный Совет выразил на это свое согласие.
1 марта 2011 года иерей Виссарион встретился в Адлере с игуменом Ефремом (Виноградовым-Лакербая) и от имени духовенства Сухумо-Пицундской епархии просил отца игумена оказать помощь родине его предков в воссоздании монашеской жизни в Ново-Афонском монастыре, поскольку, формально называясь монастырем, обитель фактически функционировала не как монастырь, а как церковный приход. Игумен Ефрем пояснил, что, являясь клириком Московской Патриархии, он не может самовольно отлучаться с послушания, данного ему настоятелем Валаамского монастыря, которым является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На это о. Виссарион ответил, что в ближайшее время он собирается обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой помочь Сухумо-Пицундской епархии в восстановлении монашеской жизни Ново-Афонского монастыря и с этой целью позволить игумену Ефрему оказать Абхазии просимую помощь.
Встреча о. Виссариона и игумена Ефрема со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом состоялась 16 марта 2011 года. Святейший Патриарх дал свое согласие на то, чтобы игумен Ефрем помог Церкви в Абхазии. Получив благословение Настоятеля Валаамской обители, 31 марта 2011 года, игумен Ефрем с частью братии Сочинского подворья прибыл в Ново-Афонский монастырь. Временно исполнявший обязанности настоятеля Ново-Афонского монастыря, иерей Виссарион, представил игумена Ефрема эконому обители иеромонаху Андрею и братии монастыря. Во время этой беседы было принято решение созвать Совет Сухумо-Пицундской епархии для утверждения игумена Ефрема в должности Настоятеля Ново-Афонского монастыря.
С этой целью члены Совета собрались 1 апреля сего года в здании епархиального управления при кафедральном соборе г. Сухум на совещание. Управляющий епархией представил хорошо им известного игумена Ефрема и попросил каждого из них высказать свое мнение по поводу кандидатуры игумена Ефрема как предполагаемого настоятеля Ново-Афонского монастыря. Все присутствовавшие члены Совета, в том числе и эконом Ново-Афонского монастыря иеромонах Андрей (Ампар), подтвердили свое первоначальное желание видеть о. Ефрема в качестве Игумена этой обители. При этом иеромонах Андрей предложил созвать общее собрание духовенства Сухумо-Пицундской епархии для ознакомления с решением Совета, а также, чтобы выслушать мнение остальной части духовенства по этому вопросу. Собрание было назначено на 4 апреля, в 10 ч. утра.
В субботу, 2 апреля, стало известно, что иеромонах Андрей принял меры к созыву несанкционированного схода мирян, назначив его на 4 апреля на территории Ново-Афонского монастыря с целью воспрепятствовать появлению в монастыре нового настоятеля. К этому времени он изменил свое прежнее намерение покинуть монастырь и решил остаться в нем, но теперь уже в качестве настоятеля.
Узнав о готовящемся созыве схода и желая способствовать мирному разрешению назревающего конфликта, президент республики Абхазия С.В. Багапш пригласил иерея Виссариона и иеромонаха Андрея на беседу, назначив ее на 9 часов утра 4 апреля перед собранием духовенства. Президент категорически запретил иеромонаху Андрею проводить несанкционированный митинг мирян в монастыре по вопросу, который может быть решен исключительно на уровне руководства епархии. Иеромонах Андрей заверил Президента, что он не имеет никакого отношения к предстоящему митингу.
В то время как духовенство епархии собралось в кафедральном соборе г. Сухум, иеромонах Андрей, отказавшись от повторного приглашения прибыть на указанное собрание, возглавил митинг мирян в трапезной Ново-Афонского монастыря. На сходе в монастыре присутствовало, по приблизительным подсчетам, около 150 человек, среди которых были представители оппозиции нынешнему правительству Абхазии. Среди мирян, пришедших на митинг, не было замечено прихожан монастыря и воцерковленных православных жителей Абхазии. На сходке звучали антиправительственные выступления и обвинения в адрес Президента Абхазии и Управляющего епархией в попрании национальных интересов страны. С помощью микрофона, иеромонах Андрей призвал митингующих выразить недоверие Управляющему Сухумо-Пицундской епархией иерею Виссариону, спекулируя на национальных чувствах собравшихся.
В это же время, одновременно с несанкционированным сборищем, проходило собрание духовенства Абхазии в здании епархии. Все собравшиеся единодушно выразили удовлетворение в связи с решением Совета епархии о назначении игумена Ефрема настоятелем Ново-Афонского монастыря.
После ухода мирян с митинга в монастыре иеромонах Андрей собрал проживающих в обители: запрещенного в служении иеродиакона Палладия (Белозерова) и трех монахов, постриженных без благословения священноначалия: Симона (Лакрба), Кандида (Кокоскира), Анастасия (Додарчука), а также двух иноков, постриженных в российских монастырях: Феофана (Крутикова) и Кирилла (Лебедева). Кроме того, на собрание были приглашены четыре трудника, не являющиеся членами братии монастыря. На этом незаконном собрании, состоявшемся без благословения Управляющего епархией, а также без участия благочинного монастыря иеромонаха Василиска, насельника монастыря игумена Афанасия и без участия назначенного Советом епархии нового Игумена монастыря, было принято решение об избрании иеромонаха Андрея настоятелем Ново-Афонского монастыря, которым на тот момент уже являлся игумен Ефрем.
Когда вечером того же дня игумен Ефрем спросил иеромонаха Андрея, знает ли тот о решении общего собрания духовенства Сухумо-Пицундской епархии, о. Андрей ответил утвердительно и предложил ему покинуть обитель, сославшись на решение незаконного собрания в монастыре. Кроме того, он указал на возможность эксцессов со стороны людей, участвовавших в незаконном митинге в монастыре, и повторил просьбу удалиться. Не желая идти на конфликт, игумен Ефрем покинул монастырь.
При рассмотрении с канонической точки зрения происшедших событий, становится совершенно очевидным, что деятельность двух клириков Московской Патриархии − иеромонаха Андрея и руководящего им из-за границы запрещенного в священнослужении иеромонаха Дорофея носит абсолютно деструктивный характер, раскалывающий Абхазскую Церковь и вносящий смуту в сердца православных христиан Абхазии. Хорошо просматривается и подоплека их раскольнической деятельности - неудержимое стремление к власти. Нынешние события, несомненно, можно рассматривать как попытку захвата власти в Церкви Абхазии путем дискредитации и отстранения от руководства Церкви иерея Виссариона. Для этой цели иеромонахи Андрей и Дорофей, которые являются клириками Майкопской епархии РПЦ, пользуются любым поводом, чтобы облить грязью известного всей Абхазии патриота и глубоко церковного человека - о. Виссариона. Они, не боясь Бога, готовы применять любую ложь и клевету, чтобы очернить имя служителя Божия, о. Виссариона, известного в Абхазии как верного стража Православной Церкви. С этой целью они и распространили грязные слухи о захвате монастыря агентами московского Патриарха в лице игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), - известного духовного писателя и проповедника. Срочно прилетевший из Греции в Абхазию иеромонах Дорофей, запрещенный за раскольническую деятельность, наметил созыв народного Схода на 15 мая сего года для того, чтобы совершенно нецерковными, сугубо политическими методами отстранить от управления Абхазской Церкви неугодного им законно избранного иерея Виссариона. С той же целью в интернете распространяется лживая информация по ситуации в Абхазии. На их сторону привлекаются все антиправительственные силы Абхазии.
В ответ на лживую информацию, распространяемую в интернете и других СМИ монахами Андреем и Дорофеем, хотим напомнить всему абхазскому народу, что именно о. Виссарион ходатайствовал перед Московским Патриархом о принятии в Московскую духовную семинарию двух абхазских юношей, а также об их пострижении в монашество, которое произошло в домовой церкви архиепископа Филарета, управляющего Майкопской и Адыгейской епархией, в г. Майкопе. Он же просил Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Филарета рукоположить о. Андрея и о. Дорофея в священный сан, поскольку в Абхазии, в связи с отделением от Грузинского Патриархата, не было своего епископа. Святейший Патриарх, сочувствуя абхазскому народу, благословил рукоположение двух молодых абхазцев в сан иеромонахов. Таким образом, если бы не добрая воля Патриарха Алексия II, эти молодые люди не получили бы духовного образования. Более того, они не были бы не только священниками, но даже монахами.
Напомним также, что после раскола, который учинили в Абхазской Церкви эти иеромонахи в 2005 году, функции настоятеля Ново-Афонского монастыря в течение 6 лет исполнял о. Виссарион, а вовсе не постриженный в Майкопе клирик Майкопской и Адыгейской епархии - о. Андрей (Ампар).
Еще одной ложью являются слухи о том, что приглашение игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая) совершалось «отцом Виссарионом втайне от абхазского духовенства» («Нужная», N 13 от 05.04.2011). На самом деле, этот вопрос обсуждался нашим духовенством в течение нескольких лет, еще со времени предыдущего раскола.
Такой же неприкрытой ложью является информация о том, что «отцом Виссарионом втайне от народа Абхазии задумана и поэтапно осуществляется процедура передачи абхазских храмов Российской Патриархии» (Там же). Любой сколько-нибудь грамотный человек понимает, что это невозможно с юридической точки зрения, о чем можно узнать в Министерстве юстиции и Регистрационной палате.
Все мы, священнослужители Сухумо-Пицундской епархии, вспоминая события 2006 года: самочинные встречи иеромонахов Андрея и Дорофея с представителями католической церкви, разжигание ими межнациональной розни в Абхазии, стремление их к присоединению к раскольнической греческой группировке митрополита Киприана, призывы к неподчинению любому церковному священноначалию и светским властям, и также нарушение ими «Майкопского соглашения» и их обновленческую деятельность, − считаем необходимым обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой об уврачевании раскола. Поскольку оба раскольника являются клириками Московской Патриархии, нарушившими свое обещание, зафиксированное «Майкопским соглашением», а также «Лыхненское постановление» 2006 года, и продолжают раздирать Церковь в Абхазии, то именно Святейший Патриарх Кирилл имеет каноническое право наложить на указанных клириков Его Церкви канонические прещения.
Мы призываем всех верующих Абхазии сохранять чистоту Православия и единство с духовенством Абхазии, не поддаваясь на провокации раскольников и модернистов, движимых тщеславным стремлением к власти: иеромонахов Андрея и Дорофея.
Иерей Виссарион Аплиаа
Игумен Сергий (Джопуа)
Игумен Ефрем (Виноградов-Лакербай)
Игумен Афанасий (Ковальчук)
Иеромонах Василиск (Лейба)
Иерей Никита Адлейба
Иерей Игорь Артемьев
Иерей Матфей Тужба
Иерей Сергий Басов
Иерей Далмат Гопия
Иерей Александр Сергеев
Иеродиакон Дионисий (Быстров)
Протоирей Петр Самсонов
Иеромонах Павел (Харченко)
Иеромонах Иоанн (Свинухов)
Архидиакон Григорий (Мищенко)
Игумен Игнатий (Киут)
г. Сухум 6 апреля 2011 г.