«Беззаконный же Иуда не восхоте разумети…»

0
803
Время на чтение 5 минут

В дни Страстной Седмицы, начиная с Великой Среды по Великую Пятницу, мы много раз слышим пронзающие душу песнопения о предательстве Иуды. Даже кажется удивительным, что имя Иуды склоняется так часто. Почему же апостол, призванный самим Христом, предал Учителя? Страстные службы дают нам абсолютно ясный ответ - из сребролюбия.

«Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия!...»

«Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище живота, лестно поучашеся»...

«Иуда, раб и льстец, учеиик и наветвик, друг и диавол от дел явися: следоваше бо Учителю, и на Него умысль предание, глаголаше въ себе: предам и приобрящу собранныя пенязи. Искаше же и миру продану быти, и Иисуса лестио яти: даде целование, предаде Христа»

«На тридесятих сребреницах Господи и на лобзании льстивном, искаху иудее убити тя. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети»

И надо сказать, что тут песнопения страстной седмицы строго следуют Евангелию, которое об Иуде свидетельствует со всей определенностью: «потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12: 6). Не раз наши богословы, - особенно начала XX века: митрополит Антоний (Храповицкий), о. Сергий Булгаков, - пытались эту простую истину опровергнуть. Им казалось, что сребролюбие - это слишком просто, недопустимо примитивно. Не мог Душеведец возвести в апостольский лик простого вора и сребролюбца. Митрополит Антоний делает из Иуды революционера, большевика, пламенного борца за независимость Израиля от римского владычества [3]. Еще более изощрен о. Сергий. Он предлагает выспренную версию [1], где Иуда, все тот же большевик и израильский патриот, был очарован Христом и искренне полюбил Его. Однако, безусловно считая Его Мессией, Иуда стал замечать, что Иисус уклоняется от царской власти, говоря какие-то непонятные речи о страдании и распятии. «Нет, Он должен исполнить Свое предназначение, - решает Иуда. - И я помогу Ему, пусть даже ценой оплевания моего имени: я выдам Его иудеям, и тогда, защищаясь, Ему волей-неволей придется раскрыть свой потенциал Мессии, чудотворца и Царя». И Иуда, не замечая своего подпадения под власть сатаны, предает Христа.

Может быть, кому и понравится эта душещипательная история, отдающая, к тому же, изрядным декаденством. Но в страстных службах мы ни малейшего намека ни на «большевизм» Иуды, ни тем более на его неуклюжую «медвежью услугу» не услышим. Они говорят и говорят только об одном - о его сребролюбии:

«Нрав твой льсти исполнен есть, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение. Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? аще же и любилъ еси, вскую предал еси безценнаго,, предав на убиение?».

«Днесь Иуда нищелюбия сокрываетъ лице и лихоимства открывает зрак: не ктому о нищих печется, не ктому миро продаетъ грешныя, не небесное миро, и от него усвояет сребренники. Течетъ ко иудеом,, глаголет беззаконным: что ми хощете дати, и аз вам предам его? О сребролюбия предателя! удобопродательную творит куплю, к воли купующих непродаемаго куплю творит. Не скуп является к цене, но яко раба бежащаго продает».

Так что же? Устарели песнопения, составленные лучшими византийскими гимнографами? Пора их заменять новыми, объясняющими предательство Иуды его революционностью? Наверно, этого очень хотелось бы многим ненавистникам советского социализма, изрядное количество которых пребывает в Церкви. Но, слава Богу, Церковь - очень консервативный институт, и менять эти тексты вряд ли позволит (вспомним, что получилось в результате Никоновой «правы» богослужебных текстов в XVII веке).

Но главное в другом. Страстные тексты о сребролюбии Иуды обладают удивительной глубиной, которая ныне нам только начинает раскрываться. Тут вовсе не «стилизация», не «моралистическая односторонность», как считал о. Сергий Булгаков [1: 4], а проникновение в самую суть отвержения Христа. История Иуды - иллюстрация в лицах к страшному по своей силе речению Христа: «не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6: 24). Либо - либо. Либо служение наживе, богатству, благополучию, либо - Христу. Выбирайте! Эта дилемма - сущность Христовой проповеди. Либо Христос с Его Царством любви, либо прожигание жизни, для чего, естественно, необходимо богатство. Выбор должен быть сделан, и его откровенная простота и ясность пугают. Даже наши знаменитые богословы, под предлогом «примитивности», решили от него увильнуть. Но Церковь в эти потрясающие душу страстные дни снова и снова напоминает:

«Днесь Иуда оставляет Учителя, и приемлет диавола, ослепляется страстию сребролюбия, отпадает света омраченный...»

«Ученик Учителя соглашаше цену, и на тридесятих сребреницех продаде Господа лобзанием льстивным, предал Его беззаконником на смерть».

И дело не только в индивидуальном выборе. Увы нам, мы все, Россия, как это ни страшно вымолвить - коллективный Иуда. Ибо, подобно апостолам, она была избрана Христом ради создания праведного христианского государства. Но этот Божий замысел о России, эту «русскую идею» мы не выполнили. Мы малодушно отступили от Христа, побежав за богатством. И может быть только сейчас, слушая страстные песнопения о сребролюбии Иуды, мы в состоянии по настоящему понять всю глубину нашего национального падения. О. Сергий пишет, конечно, имея в виду марксизм: «Но став экономическим материалистом, впавши в искушение, человек открывает в себе подполье, в котором, среди всяких смертных грехов, живет змея Иудина сребролюбия» [2: 34].

Но выбор богатства был сделан, как это ни парадоксально, не в 1917, а сейчас, недавно, в 1991. Тогда мы отступили на словах, но фактически выполняли Его волю, ибо тот общественный строй предохранял наш народ от безудержного сребролюбия, и потому в принципе мог быть преобразован в Святую Русь. Сейчас мы на словах принимаем Христа, но фактически предали Его, исповедуем другого бога - мамону. Настоящий, действующий и всепобеждающий «экономический материализм» наступил только сейчас, в связи с приходом на нашу землю капитализма. Он постепенно проникает и в нашу Церковь. Ныне многие из православных, включая высших иерархов, близки к тому, чтобы принять и благословить основные принципы современного либерального капитализма, который каждого зовет лишь к одному: стремись к прибыли, богатству, удовольствиям. Так что же, неужели мы солидаризуемся с Иудой?

Да не будет! То, что «беззаконный Иуда не восхоте разумети», должны уразуметь мы, православные. Пока еще мы - несмышленыши в социальных проблемах, как дети, которые не понимают, что сунув руку в огонь, обязательно обожжешься. Но пора взрослеть: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16). Нам нужно развернутое социальное учение, не только вскрывающее всю мерзость современного капитализма, но и провозглашающего принципы иного, альтернативного капитализму, социального строя - православного социализма.

Иначе мы и в самом деле станем заодно с Иудой.

20.03.09

Литература

1. о. Сергий Булгаков. Иуда Искариот - апостол-предатель. «Путь». 1931. N 26. С. 3-60.

2. о. Сергий Булгаков. Иуда Искариот - апостол-предатель (продолжение). «Путь». 1931. N 27. С. 3-42.

3. Митрополит Антоний (Храповицкий) Христос Спаситель и еврейская революция. http://www.taday.ru/text/109487.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Беззаконный же Иуда не восхоте разумети…»

Щ-щас соминский фан-клуб собираться начнет: пятОк "ананимов", Лесничий, несколько "пролетарских" ребят.
Лебедевъ / 15.04.2011, 11:20

1. Сомину

А что, Николай Владимирович, будет ли отличаться Иудин грех - за 30 серебренников продавшего Христа в угоду своему сребролюбию, - от «безналичной» продажи Христа в обмен на удовлетворение своей похоти, или за торжество своего сектантского мировоззрения ? Продолжаю утверждать, что Ваше «социальное» учение – модификация того же Иудина греха. Христос продаётся за торжество провозглашаемых Вами: 1) уничтожения многоукладности в экономике; 2) уничтожения существующей церковной иерархии; 3) уничтожения монастырской жизни; 4) уничтожения существующей православной догматики (Вы, ведь, свою предлагаете, не правда ли ?) Дорогая же редакция РНЛ берёт на себя грех, по распространению антиправославного лжеучения, вводящего в заблуждение тысячи душ. Кажется, я в этом мнению далеко не одинок.
Лебедевъ / 15.04.2011, 07:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Сомин
Россия в XX веке
Церковь и советская власть
07.08.2024
Николай Александрович Бердяев
Лекция из цикла о русских философах
06.08.2024
Семен Франк о духовности в обществе
Лекция из цикла о русских философах
04.08.2024
Все статьи Николай Владимирович Сомин
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29