От вечного креста, что светит на Голгофе,
На Запад и Восток нисходит благодать,
Но розни слепота подобна катастрофе -
Прозрение, увы, рискует опоздать!
М.Парамонова
Постижение мировоззренческих и культурных различий между российской и западной цивилизациями, с целью нахождения разумного компромисса перед лицом современных вызовов, является если не сверхзадачей, то задачей столь многогранной и сложной, что её решение невозможно в рамках философского или историософского трактата. В тоже время, попытки подобного осмысления, опирающиеся на исторический опыт и реалии начала XXI века, несомненно, полезны для эволюции солидаризационного процесса.
Авторы данного исследования не ставят перед собой цели создания алгоритма или опровержения тезиса о возможности преодоления мировоззренческих расхождений - для этого они не обладают достаточной научной подготовкой и доступом к информации. Данное исследование нисходит от общего к частному - процессы взаимодействия цивилизаций рассматриваются на примере одного российского региона - Смоленской области, расположенной на западной границе нашей страны и являющейся традиционным полем битвы (в кавычках и без них) России и Запада, православия и других религий. В связи с этим, будут рассмотрены исторические примеры взаимоотношения цивилизаций на данной территории, имевшие место на протяжении многих веков. Кроме того, будет проведен анализ текущей ситуации: приверженности населения региона тому или иному цивилизационному, культурному стандарту, вероисповеданию. Авторы исследования попытаются экстраполировать выявленные тенденции и дать прогноз развития мировоззрения и культуры в рамках отдельно взятого региона. Помимо этого, в первой главе исследования будут рассмотрены основные понятия, имеющие отношение к данной теме.
Для целей исследования будет использована как научная литература, так и открытые информационные источники, характеризующие современные процессы и явления в обществе, анализу которых будет уделено внимание. К числу таких источников относятся публикации в российской и зарубежной прессе и в интернет-СМИ. Особое внимание будет уделено региональным источникам, являющимся, по сути, первоисточниками информации.
I. Западная цивилизация и Русский мир
Говоря о мировоззренческой пропасти между русской и западной цивилизациями, следует определиться с понятиями, характеризующими предмет исследования на современном этапе и в истории. Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - это категория, порожденная западной научной мыслью, что делает сравнение российской и западной общностей не совсем корректным. Тем не менее, рассмотрим это понятие.
Ещё в средние века Западная Европа, находящаяся в лоне Римско-Католической Церкви, обладала самосознанием единой «цивилизации», противостоящей остальному, «нецивилизованному» миру. Крестовые походы, великие географические открытия с последующей колонизацией и миссионерством - это лишь этапы цивилизаторской миссии в западном её понимании. Тогда уже существовало представление о «цивилизованности», как добродетели, свойственной европейскому гражданину. Термин «цивилизация» возник только в XVIII веке, когда в предреволюционной Франции маркиз Виктор Мирабо, известный публицист, в своей работе «Друг человечества» (1757 г.) определил цивилизацию как «смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для соблюдения приличий, чтобы эти правила играли роль законов общежития».
Философы-просветители придали со временем более широкий смысл данному понятию, понимая под цивилизацией процесс просвещения и общество, которое получается в его результате. Противопоставление «цивилизованных» и «варварских» народов и нравов, распространилось и в сфере философской мысли, оправдывая истребление по всему миру миллионов людей, не желавших принимать европейскую «цивилизацию».
Французский историк Франсуа Гизо, в 1828-1830 гг. в курсе лекций «История цивилизации во Франции» подчеркивает важность развития двух взаимозависимых факторов: «Сущность цивилизации заключается в двух фактах: в развитии строя общественного и в развитии строя интеллектуального; в улучшении внешнего, общего, положения и в улучшении внутренней, личной природы человека». Историк оставляет за различными народами право на самобытное развитие, но философы по-прежнему понимали под цивилизацией высшую форму культуры, её эталоном считали Европу, а другие народы - варварами. Популярна была модель человеческого развития, предложенная американским этнографом Льюисом Генри Морганом: Дикость - Варварство - Цивилизация.
Постулат о культурном превосходстве народов Европы для «варварских» народов не был столь бесспорным. Выдающийся русский мыслитель, панславист Николай Яковлевич Данилевский после Крымской Войны (1853-1856 гг.) отмечал, что «цивилизованные» европейские державы выступили против России, пытающейся освободить Константинополь от варварской Турции. Труд Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» (1869 г.) объясняет, что нет общечеловеческой цивилизации, а европейская цивилизация - лишь частный культурно-исторический тип. Наряду с ним существуют китайский, арабский, византийский, славянский. Россию, считал Данилевский, никогда не признают в Европе «цивилизованной», ещё и потому, что славянский тип испытывает подъем, а европейский - спад.
С Данилевским солидарен русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев. В работе «Византизм и славянство» (1875 г.) он выделил свойства и этапы существования культурных организмов и назвал максимальным для них период в 1200 лет. Соглашаясь с выводом о дряхлении Европы, Леонтьев и Россию не считал молодой культурой.
Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» (1918 г.), по сути, повторил выводы русских мыслителей полувековой давности о локальных и циклически развивающихся культурах. Он разработал также концепцию прасимвола каждой культуры. Так Греко-Римскую культуру он связывал с символом совершенного тела, а Русскую цивилизацию Шпенглер наделил символом бескрайней равнины. Цивилизация - антипод культуры, следующий за ней период развития, в котором не востребован творческий потенциал индивидуума, царит бесчеловечный техницизм. «Цивилизация возникает там, где умирает культура».
С именем Арнольда Тойнби связано закрепление термина «цивилизация», как обозначения культурно-исторического типа, великой локальной культуры и объекта исторического исследования. Тойнби выделил 21 цивилизацию, за которыми он заметил стремление к созданию универсального государства (Империи), и универсальной Церкви, то есть цивилизационного религиозного единства. Условием развития цивилизаций он считал конкуренцию (концепция «вызова и ответа»). При отсутствии внутренних или внешних угроз цивилизация погибает под напором внутреннего и внешнего пролетариата.
Американцы Джулиан Стюард (концепция »многолинейной эволюции») и, Лесли Уайт («энергетическая» концепция эволюции) в середине ХХ века развили идею многовариантности развития эволюционным путем. А русский социолог Питирим Александрович Сорокин (после революции жил в США) в рамках «локальной» концепции доказал несостоятельность попыток вычисления жизненного цикла цивилизации. Цивилизация - нечто большее, чем культура, это, скорее несколько культур с определенным жизненным порядком.
Существует немало других концепций развития цивилизаций, но, в целом, философская мысль признала за некогда «варварскими» народами право считаться цивилизациями, иметь собственный путь развития. В сфере политики, однако, предпочтение отдается теориям, так или иначе обосновывающим существование единой общечеловеческой цивилизации, обладающей чертами цивилизации западной, поскольку это согласуется с идеей глобализации по сценарию монополярного мира.
Каковы же отличительные особенности русской (славянской по Данилевскому) цивилизации? Если западная (европейская) цивилизация сформировалась в лоне католической церкви, то ядром русской цивилизации является православие. При этом благодатной почвой для обеих цивилизаций послужили разнообразные традиции язычества, характерные для племен, населявших соответствующие территории. Православие, как основа русской цивилизации, не сводится к догматическим и каноническим положениям и образцам древней русской святости. Оно охватывает всю духовно-нравственную сферу жизни русского человека, включая элементы, возникшие до принятия христианства. Древнее мировоззрение русского народа, сформировавшееся на просторах Среднерусской равнины, с принятием православия приняло более возвышенный характер. Русское православие опирается на русскую национальную веру в торжество добра, это нравственное начало преобладало в древнем мироощущении предков. Русское православие развивалось вместе с национальным сознанием и национальным духом русского человека: по мере возвышения национального духа возвышалось православие и, наоборот, разложение национального сознания вело к кризису православия. В этой связи не шпенглеровская равнина (влияние которой нельзя отрицать), а Святая Русь является прасимволом русской цивилизации. Подробное определение этому понятию дал Святейший Патриарх Кирилл (http://www.patriarchia.ru/db/text/950675.html): «Русь - это система ценностей, это цивилизационное понятие... Когда мы говорим «Святая Русь», мы имеем в виду совершенно конкретную идею: идею доминанты духовного над материальным, идею доминанты высокого нравственного идеала. Собственно говоря, в этой традиции и был воспитан народ на том огромном евразийском пространстве, которое сегодня географически составляет юрисдикцию Русской Православной Церкви. Русь - это, в конечном итоге, отличение добра от зла в соответствие с этой огромной духовной традицией, это система ценностей. И если, опять-таки, перейти к географии, то, конечно, ядром этой цивилизации, этого огромного мира являются Россия, Украина, Беларусь, если говорить в современных геополитических категориях. Но не только. Потому что Русь, как цивилизационная идея, имела свое распространение и среди других народов, и мы сегодня считаем и Молдову органической частью этого мира, потому что Православная Церковь сформировала, в том числе, и духовный облик молдавского народа. Московский Патриархат, Русская Церковь - это не Церковь Российской Федерации. Уже сегодня количество епископата в нашей Церкви, находящегося за пределами Российской Федерации, чисто арифметически больше числа архиереев, которые несут свое служение в Российской Федерации. Поэтому велика и ответственность за сохранение этого Русского мира, этой Святой Руси как в содержательном отношении, так, конечно, и с точки зрения духовного единства». Русский мир, собственно, и есть Русская цивилизация, это больше чем мир русскоязычных, мир русских по национальности, или мир православных - это все те, кто добровольно осознает свою принадлежность к русской цивилизационной общности: к русской духовной традиции, русскому языку, русской культуре, русскому укладу жизни. Если Русский мир подразумевает духовное окормление народов, являющихся его частью, то конфессии западной цивилизации стремятся продолжить традиции миссионерства, считая своей потенциальной паствой весь мир и, в частности, население России. Вероятно, здесь находит отражение вековое стремление Запада к покорению новых территорий, связанное с географическими особенностями (высокая плотность населения в Европе, недостаток ресурсов). Западная культура, образ жизни, система ценностей выступают здесь как средства агитации, призванные завуалировать прозелитизм. Упомянутые выше особенности западной и русской цивилизаций позволяют предположить, что мировоззренческая пропасть лежит не столько в плоскости догм и канонов той или иной конфессии, и, конечно же, не в плоскости демократических ценностей, а в том, на каких условиях достижимо согласие двух цивилизаций в вопросах противостояния общим вызовам.
II. Смоленщина: испытание веры
История Смоленска, одного из древнейших русских городов (первое датированное упоминание Смоленска в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде относится к 863 г.: он был уже «град велик и мног людьми»), примечательна тем, что не раз смоляне стояли перед выбором: Россия или Запад, православие или католицизм. Смоленск вошел в состав древнерусского государства - Киевской Руси в результате похода дружины Новгородского князя Олега на Киев в 882 г. Археологические раскопки Гнездовских курганов свидетельствуют о высоком развитии в Смоленске ремесла и о существовании письменности на Руси до введения христианства (оно начало распространяться на Смоленщине после крещения Киева). В политической жизни города большую роль играло вече. Владими Мономах воздвиг в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери, в 1103 г. освятил его, поставил в соборе чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В XII - XIII вв. на Смоленской земле утвердились князья одной из главных ветвей потомка Мономаха - сыновья и внуки сына Мономаха Мстислава Владимировича. Выдающимся политиком был внук Владимира Мономаха Ростислав Мстиславич (причислен к лику святых), усилиями которого в Смоленске была учреждена самостоятельная епископия (1137 г.), построено множество храмов.
Расцвет духовной жизни Смоленщины связан с именами праведников, святых русской земли: преподобного Авраамия Смоленского (XII-XIII века), мученика Меркурия, воина Смоленского (уп.1239 г.), преподобного Андрея Смоленского (XIV век).
Однако, в XV веке усилилось влияние на развитие духовности Руси внешних факторов: ослабление (а затем падение в 1453 г.) Византии неминуемо вело к независимости русской метрополии от константинопольского патриарха. В 1437 возведёный Константинопольским патриархом Иосифом II в сан митрополита Киевского и всея Руси Исидор уверил великого князя Василия II в необходимости финансирования поездки на новый Вселенский собор, на котором православные смогут убедить католиков (латинян) отказаться от догматических нововведений, что послужит спасению Византии и Греческой Церкви. Но, отправившись в сентябре 1437 на Флорентийский церковный собор (1439 г.), где была заключена уния, по которой греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, но сохраняло право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду, митрополит Исидор принял соединение. Вернувшись в Москву, Исидор был посажен под стражу; Василий II и духовенство не были согласны объединять церкви на условиях католицизма. Но Рим не отказался от своих планов распространения на восток, результатом этого стало разделение московской соборной церкви с киевской церковью. Собственно, именно в этот период и сформировались границы мировоззренческой пропасти между Россией и Западом - до этого две цивилизации развивались автономно.
Вскоре Смоленск встретил первое испытание православной веры на прочность (татаро-монголы не препятствовали православию). Ещё в 1404 году литовский князь Витовт захватил город. Великое княжество литовское присоединилось к унии в 1387 году, когда, вслед за князем Ягайлой язычников-литовцев поголовно обратили в католичество. Однако, Витовт, принимавший то православие, то католицизм из политических соображений, оставил и смолянам право выбора и дал множество привилегий - правители в те времена заботились о том, чтобы территории прирастали людьми. После смерти в 1492 г. короля Казимира и воцарения в Литве его сына Александра давление на православных усилилось. Римо-католичество искусственно насаждалось польскими королями и его чиновниками в качестве государственной религии, тогда как православная церковь была поставлена вне государственной жизни и лишена всех исконных прав и привилегий. Высшие государственные должности в Великом Княжестве Литовском заняли римо-католики, питавшие враждебные чувства к православной вере и стремившиеся ее искоренить, обратив православных в свою веру. С 1493 г. многие князья из за гонений за веру вместе со своими волостями стали переходить на службу к великому князю московскому. Вот ещё один известный исторический эпизод: «литовский князь Александр Казимирович, вступая в супружество с дочерью Московского князя Еленой Ивановною, грамотою обязался не принуждать её к католическому вероисповеданию и устроить для неё во дворце российскую церковь, а как он сего не выполнил, притом призвав Смоленского епископа Иосифа, принявшего сторону Унии, обещал его наградить митрополитом в Киеве, будет уговаривать её принять римское исповедание. Князь Иван Васильевич, будучи в несносной досаде за сие принуждение, объявил войну...» (Н.А.Мурзакевич «История Смоленска»). Несомненно, епископ Иосиф был не единственным, кого прельстили сиюминутные выгоды, но в целом смоляне остались верны православию. До 1514 года продолжалось господство Литвы над Смоленском. Через сто лет Смоленску снова выпали испытания на крепость веры православной. Польский король Сигизмунд III, овладев Смоленском в 1611 году, пожаловал желавшим поселиться в разрушенном городе Магдебургское право. За это смоляне должны были отказаться от своей веры - король потребовал, чтобы все православные перешли в католичество. Он пригласил из Польши епископов, отдал им православные монастыри и объявил господствующим вероисповеданием католицизм. На развалинах соборной церкви, взорванной при осаде, король повелел устроить каменный костел с деревянным верхом и куполом. Петропавловский храм также был обращен в костел - об этом свидетельствует растесанный портал на хорах храма, предназначенный для установки органа. Храм украсили лучшими произведениями западных художников в копиях и оригиналах, но все усилия были напрасны. Смоляне просили оставить им хотя бы одну православную церковь, но получили отказ и стали переселяться за Московскую границу. Чтобы удержать население в городе, король после перемирия 1618 г. объявил свободу исповедания и позволил православным иметь своего епископа. Однако, в 1625 году была открыта Смоленская епархия униатской церкви - как бы промежуточного вероисповедания, созданного для приведения православных в латинскую веру. Она простиралась на Смоленское воеводство и земли Северскую и Черниговскую. После присоединения Смоленска к России в 1654 году эта епархия перестала существовать: царь Алексей Михайлович, окончательно воссоединил Смоленск с Российской державой, закрепил права православия. Пётр Великий, уже через несколько десятилетий, решил не только модернизировать страну технологически, но и вестернизировать её - повелел знатным людям брить бороды и запретил боярские одеяния, реформировал и упростил кириллицу, а также ввел в язык иностранные слова и фразы. Это был первый период в истории взаимоотношений, когда западная цивилизация вместе с технологиями поставляла России свой образ жизни. Впрочем, он «прижился» только в узкой прослойке элиты. Православная церковь была реорганизована и подчинена Синоду, который назначался непосредственно царем. Но ограничение влияния духовенства означало не отход от православия к иному вероисповеданию, а усиление абсолютизма монархии. В 1708 году Петр I издал указ, предписывавший »поповым и диаконовым детям учиться в школах греческих и латинских; а которые в тех школах учиться не похотят, и их в попы и во диаконы на отцовы места никуда не посвящать». Управлявший Смоленской епархией в то время митрополит Сильвестр III (Крайский) понимал и разделял политику государства и церковного священноначалия по повышению образовательного уровня духовенства. В Смоленске, испытавшем в 1611-1654 годах под властью Речи Посполитой насильственное насаждение католицизма и унии, ощущалась потребность в образованных православных священнослужителях, способных оказать достойное противодействие западному прозелитизму. При Сильвестре III были заложены основы духовного образования на Смоленщине, а принятый Петром I Духовный Регламент (1721 г.) привел в 1728 г. к созданию в Смоленске Духовной семинарии.
В 1812 году в Смоленск вошли войска Наполеона. Автор «Истории Смоленска» священник Одигитриевской церкви Н.А.Мурзакевич так описывал события, очевидцем и участником которых был: « Зять Наполеона, Неаполитанский король Иоахим Мюрат стал в архиерейском доме. Слуги его, отбив двери Предтеченской церкви, стали грабить ризницу....Зная говорить по латыни, (я) успел упросить (Мюрата) не трогать собора и церквей...Солдаты их, взобравшись на колокольню соборную, чудясь величине колоколов, от 500 до 1000 пуд, потешаясь, безобразно в оные звонили...Обедни хоть редко, однако служились у Вознесенья, Одигитрии и раз у Спаса...Не давая ограбить свою церковь и сложенное имущество прихожан, поляками жестоко избит...». Это свидетельство Мурзакевича говорит о том, что для войск Наполеона Россия была чуждой цивилизацией, но преследований за православную веру не было.
Во время оккупации Смоленска гитлеровцами в 1941-1943 гг. город был почти полностью разрушен, население истреблено, но, также как при Наполеоне, захватчиков интересовали только территории и материальные ценности, но не души людей. Германский фашизм планировал истребление или порабощение завоеванных народов, а не обращению их к иному мировоззрению.
III. Толерантность или беспечность?
Распад СССР вновь сделал Смоленщину пограничным регионом, щитом на пути проникновения западного прозелитизма. Граничащая со Смоленской областью Беларусь исторически была предрасположена к возрождению после периода насаждения атеизма нескольких христианских конфессий. Если Смоленск несколько раз переходил под власть Польши и Литвы, но неизменно возвращался к Москве, то территории, входящие ныне в состав Беларуси на протяжении веков принадлежали католической монархии. С 1387 года православие искоренялось на государственном уровне, замещаясь католичеством, но за два века не было побеждено. В 1596 году Брестский униатский собор принял католическую унию - часть православных епископов перешла под власть Римской
Католической церкви с сохранением некоторых атрибутов православного обряда. Православная церковь оказалась практически нелегальной, но православные продолжали бороться за свою веру, объединяясь в братства, и лишь в 1633 году православие было узаконено, а в 1686 году территория нынешней Беларуси отошла к России. Православные были восстановлены в правах (их осталось около 6 % населения), но и Римская Католическая церковь продолжала осуществлять свою деятельность. Позже, в XIX веке эта деятельность была ограничена, так как Католическая церковь призывала к восстаниям. После издания в 1905 году указа о веротерпимости католичество вновь активизировалось. Кроме того, с середины XVI века получило распространение одно протестантских направлений - кальвинизм, определенный успех в Беларуси имели также проповедники антитринитаризма. Сейчас крупнейшей религиозной конфессией в Беларуси является православие (около 80% верующих), на втором месте католичество (15%), функционирует множество общин других конфессий. Открытая граница позволяет жителям соседнего государства осуществлять свою деятельность на территории Смоленской области, многочисленны также родственные связи смолян и белорусов. Неудивительно, что начавший работу в 1992 году католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске сообщает о 400 прихожанах (настоятель - отец Птоломеуш). В конце XIX века их было около 1000, в связи с чем был построен костёл, находящийся сейчас в аварийном состоянии и принадлежащий областному архиву. Богослужения ведутся в перестроенном бывшем доме священников рядом с костелом. Прихожане общины постоянно обращаются к городским и федеральным властям для возвращения здания храма. Кроме того, возникают и другие идеи создания культовых католических сооружений, например часовни на месте гибели самолета польской делегации в 2010 году или в Катыни, на месте расстрела пленных польских офицеров.
С учетом того, что население Смоленской области за эти сто лет сократилось более чем вдвое (повлияли Великая Отечественная война, миграция), католики сохранили свою паству. В то же время доля православных христиан существенно сократилась, так как по разным оценкам от 8 до 30% граждан являются неверующими, что не удивительно, поскольку на протяжении 70 лет атеистическое, материалистическое мировоззрение считалось нормой.
Помимо того, в число верующих граждан по статистике включаются сторонники различных религиозных конфессий, представленных на Смоленщине:
1. 2 православные старообрядческие общины (г. Смоленск, г. Сычёвка);
2. 1 Евангелическо-Лютеранская община;
3. 10 еврейских религиозных организаций (9 в г. Смоленск и 1 в г. Рославль);
4. религиозная организация мусульман Смоленска и Смоленской области;
5. 21 религиозная организация евангельских христиан-баптистов (4 в г. Смоленск, по 1 в ст. Игоревская Холм-Жирковского района, г. Сафоново, пос. Каспля, г. Ярцево, пос. Монастырщина, г. Рославль, г. Ельня, г. Вязьма, г. Дорогобуж, г. Починок, пос. Стодолище Починковского района, г. Велиж, г. Десногорск, г,Гагарин, г. Демидов, Христианская Миссия Милосердия «Неемия»);
6. 19 религиозных организаций христиан веры евангельской (пятидесятников)(7 в г. Смоленск, 2 в г. Ярцево, по 1 в г. Демидов, г. Сафоново, г. Рудня, г. Рославль, г. Десногорск, г. Гагарин, г. Вязьма, д. Лосня Починковского района, пос. Кардымово, реабилитационная Миссия служения осуждённым «Новая Жизнь»);
7. 7 религиозных общин Адвентистов седьмого дня (г. Смоленск, пос. Верхнеднепровский Дорогобужского района, г. Сафоново, г. Вязьма, г. Ярцево, г. Десногорск, г. Гагарин);
8. 2 религиозные организации христиан веры евангельской «Христианская Харизматическая церковь» (г. Смоленск, г. Рославль);
9. 2 религиозные организации свидетелей Иеговы (д. Новосельцы Смоленского района, г. Дорогобуж);
10. 1 религиозная организация «Объединенная Методистская Церковь»;
11. 1 религиозная организация Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны);
12. 1 община Западного регионального управленческого центра Новоапостольской церкви;
13. 1 религиозное общество вайшнавов (община) им. А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады;
14. 1 религиозная организация «Смоленское общество сознания Кришны»;
15. 1 религиозная организация «Буддийский центр Алмазного Пути Школы Карма Кагью города Смоленска»;
Кроме того, действует множество организаций, скрывающих религиозный характер своей деятельности. По областному центру бегает «Марафонская команда Шри Чинмоя», плакаты философской школы «Новый Акрополь» приглашают на регулярные лекции, функционируют центры восточной медицины, йоги, танца живота и т.д.
Каждая из перечисленных выше организаций вербует сторонников из числа неверующих или учтенных в числе православных людей, лишенных религиозного воспитания и образования. Расставшиеся с атеизмом, они верят в высшие силы, но готовы облечь свою веру в ту форму, которая будет им доступна, сама придёт к ним. Вовлечение в религиозные организации происходит как в трудовых коллективах и семьях, так и через распространение агитационных материалов, публикации в региональной прессе. Так, например, ежемесячная газета «Голос Евангелия», выходящая в Смоленской области тиражом 3 000 экземпляров, учреждена церковью ХВЕ (П) «Свет миру» (в газете аббревиатура не расшифрована, вероятно, Христиан веры евангельской) и раздается на улицах бесплатно. Помимо молитв газета публикует стихи и прозу, внушающие читателям, что в семье они не найдут понимания, только в церкви. Так, отец героини рассказа (выпуск за январь 2011 г.), пришедшей на евангелизационное собрание, говорит: «...если ты выйдешь вперед к кафедре, то я верну тебя оттуда, даже если мне придется шагать через кровь! Я приведу тебя домой и беспощадно изобью». Девушка покоряется отцу и погибает от неизвестной болезни. Известно, что отрыв от семьи - типичный способ, используемый многими сектами для вербовки сторонников. Религиозные и другие близкие к ним по целям и задачам организации распространяют своё мировоззрение также посредством публикаций материалов в местных газетах. Пресса, преследуя коммерческие интересы, занимается явной или скрытой рекламой этих организаций. Например, смоленская областная газета «Рабочий путь» от 23.12.2010 г. публикует материал «2013 год. Вот, новый поворот?...» Он начинается так: «Пообщаться с настоящим ведическим астрологом родом из Индии - всегда большое везение», а в завершении - благодарность смоленскому центру «Аюрведа» с указанием места его расположения (В переводе с санскрита «аюрведа» означает «знание жизни», это древнеиндийский свод знаний религиозно-философского и медицинского характера, по легенде принесенный Дханвантари, которого сторонники учения представляют таким же посланником Бога, какими были Иисус и Магомет, Будда и Заратуштра). Астролог утверждает: «в Смоленской области преобладает доша Капха, а это неподвижность, устойчивость, инертность. И чтобы сделать хорошую карьеру, лучше переехать, к примеру, в Москву, где царит энергичная Пита». Областная газета с тиражом 22 тыс. экземпляров регулярно воздействует на умы своих читателей материалами мистического характера, в сфере культуры стандарт редакции - явно западный, помимо официальных мероприятий в сфере культуры освещаются только выставки так называемого «современного искусства», а также андеграунд в других сферах культурной деятельности. Заметка «Смоленских ученых ценят в Конгрессе США» в той же газете «Рабочий путь» за 01.12.2010 г. дает представление о том, что взгляды и умонастроения россиян небезынтересны Западу: « В Смоленске прошла девятая международная научно-практическая конференция на тему «Социально-психологические проблемы менталитета»... «Этническое самоопределение личности в пространстве межэтнических контактов»,...» Гражданская идентичность школьников как педагогическая проблема», «Ментальные установки современных россиян в выборе брачного партнера»... Материалы наших конференций можно найти во всех крупных научных центрах и библиотеках. Кроме того, их постоянно запрашивает библиотека Конгресса Соединенных Штатов Америки». Соответствует ли интересам России передача подобной информации США, называющим Россию в числе потенциальных противников и в достаточной ли степени внутри нашей страны присутствует понимание важности духовного здоровья нации? Конституция Российской Федерации определяет наше государство как светское, она гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Но религиозная и культурная толерантность граничит с беспечностью, поскольку, пользуясь правом распространять религиозные и иные убеждения, представители зарегистрированных и незарегистрированных организаций вербуют в России своих сторонников и привлекают их силы и средства для решения своих задач. При этом в России на федеральном и региональном уровне отсутствует контроль соблюдения законодательства религиозными объединениями.
IV. Земля Патриарха
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, почти четверть века являвшийся митрополитом Смоленским и Калининградским, за время своего служения на Смоленской кафедре достиг многого в религиозном просвещении жителей региона. Было восстановлено множество православных храмов, открыты две православные гимназии, 4 православных детских сада, работают православная духовная семинария и межепархиальное духовное училище. Вот как отзывается Святейший Патриарх Кирилл о земле, с которой связаны 25 лет его жизни (речь в Свято-Успенском соборе 5 июня 2010 года, во время визита в Смоленск): «Смоленщина - это особая земля. Она не блещет внешним богатством, но у нее мощная корневая система. Недаром народ смоленский всегда был способен встать на пути врага, защитить свою родину, жизнь свою отдать за ближних. Такие подвиги не рождаются на пустом месте. И дай Бог, чтобы сегодня, в непростое время для страны нашей, да и для всего мира, на нашей смоленской земле рождались и воспитывались люди, сильные духом, любящие Бога и любящие Отечество свое, готовые созидать крепкие семьи, готовые хорошо трудиться для того, чтобы к лучшему менялся мир».
Несомненно, ключевое положение Смоленщины, общение с людьми, её населяющими, оказало влияние на формирование воззрений Святейшего патриарха как религиозного деятеля и как философа. Ещё будучи Митрополитом Смоленским и Калининградским, Кирилл подвергал критике идеологию либерализма: «Фундаментальное противоречие нашей эпохи и одновременно главный вызов человеческому сообществу в XXI веке - это противостояние либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национальной культурно-религиозной идентичности - с другой». Либерализм, по его мнению, навязывает следующее требование: «Религия - сугубо личное дело, религиозные организации - вне политической жизни». Однако, возражает митрополит, «невозможно оставаться христианином за дверью собственного дома, в кругу семьи или в уединении своей кельи и переставать быть им, поднимаясь на профессорскую кафедру, усаживаясь перед телевизионной камерой, голосуя в парламенте и даже приступая к научному опыту». Автор подчеркивает, что «религиозная мотивация для верующего человека имеет универсальный и всеобъемлющий характер».
Следует заметить, что либерализм требует не только отделения церкви от государства, а значит свободы антихристианской пропаганды, но и дает другие, губительные для общества установки. Так, права человека, по сути, отрицают права коллектива, защита меньшинств делает бесправным большинство, защита сексуальных меньшинств ведёт к краху института семьи и так далее.
«Сегодня не существует преград, могущих обезопасить духовное здоровье народов, их религиозно-историческую самобытность от экспансии чуждых и разрушительных социокультурных факторов, от нового образа жизни, возникшего вне всякого предания и формирующегося под влиянием постиндустриальной реальности» - писал Митрополит Кирилл в статье «Норма веры как норма жизни» - «в основе этого образа жизни лежат либеральные идеи, соединившие в себе языческий антропоцентризм, пришедший в европейскую культуру в эпоху Возрождения, протестантское богословие и иудейскую философскую мысль».
Историческую задачу России Кирилл видит в выработке нового, противостоящего неолиберальному, цивилизационного стандарта, исходящего из духовно-религиозной сущности человека, в котором нормой жизни становится религиозная традиция и нравственный закон, который защищает культурную и политическую независимость наций. «Перед Западом и Востоком стоит труднейшая, но отнюдь не безнадежная задача совместного отыскания баланса между прогрессом в сфере соблюдения прав личности и меньшинств, с одной стороны, и сохранением национально-культурной и религиозной идентичности отдельных народов, с другой» («Обстоятельства Нового времени. Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы»). В сфере политики принципы культурной самобытности, консерватизма и регионализма должны противостоять неолиберальной глобализации. Конечно, речь не идет об изоляционизме или национализме, их Кирилл характеризует, как противные природе христианства и Церкви.
Уже два года Смоленщину называют Землёй Патриарха. Несомненно, он не оставил без внимания те деструктивные влияния и попытки прозелитизма, о которых шла речь выше, и видит в жителях православного пограничья потенциал для противостояния этим силам. В соответствии с концепцией А.Тойнби о вызовах и ответах, как двигателях цивилизации, Смоленщина может стать сильнее духом, наблюдая воочию агрессивные и обманные методы вербовки сторонников религиозными и другими организациями. Противостояние этим вызовам должно привести неверующих к православию, ведь пока старшее поколение социалистической формации дистанцируется от веры, их детей уводят в секты многочисленные проповедники, работа которых финансируется головными организациями из-за рубежа. Но нельзя полагаться только на крепость духа смолян, они выдержали много испытаний, но ценой огромных жертв. Сейчас демографическая ситуация в регионе и в России в целом такова, что жертвовать десятками и сотнями душ, заблудившихся в безверии, губительно для Русской цивилизации.
Просветительская миссия православия, традиционной веры русского народа, на современном этапе заключается в том, чтобы показать путь духовно-нравственного развития членам общества, воспитанным в атеистических традициях. На Смоленщине процесс духовного просвещения идет достаточно высокими темпами - десятки выпускников православных учебных заведений ежегодно изменяют статистические показатели религиозности общества. Большую ежедневную работу ведет Епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, сменивший на Смоленской кафедре владыку Кирилла. Епархия активно осваивает Интернет-пространство - несколько десятков православных сайтов на Смоленщине рассказывает о духовной жизни приходов и учебных заведений.
Но для того, чтобы победить преступность недостаточно самим поступать честно - нужно оградить общество от преступных элементов. Так и духовно-нравственное развитие может быть результативным при условии обеспечения гражданам защиты от деструктивных организаций религиозного и иного характера. Формирование законодательной базы и механизма исполнения законодательства - необходимое условие развития духовно здорового общества, как на территории Смоленской области, так и в России в целом.
V. Заключение
В рамках данного исследования процессы взаимодействия русской и западной цивилизаций были рассмотрены на примере одного российского региона - Смоленской области, другие регионы имеют свои особенности. При этом авторы анализировали данные доступных информационных источников, отражающие мировоззрение населения. Экстраполяция выявленных тенденций, среди которых обозначены православное просвещение и прозелитизм во всем многообразии религиозных и иных течений, позволяет дать позитивный прогноз духовно-нравственного развития населения региона при условии защиты граждан государством от деятельности деструктивных организаций. При этом не рассматривалось отдельно влияние фактора миграции в регион населения, исповедующего ислам, как незначительного на современном этапе (регион с низким уровнем доходов населения сравнительно медленно заселяется мигрантами). Однако, этот фактор может, в случае дестабилизации обстановки в стране и в мире приобрести существенное значение.
Сближение с представителями христианских конфессий в вопросах культурного взаимодействия и противостояния деструктивным организациям на современном этапе необходимо. Католицизм солидарен с православием в отношении к гомосексуализму, клонированию, эвтаназии и другим противоестественным явлениям, но, так же как протестантские конфессии, склонен проявлять прозелитизм. Вероятно, путь к солидаризации может проходить через выработку взаимообязательных положений о функционировании религиозных организаций на «канонических территориях» других конфессий. Культурно-политическое сближение, в той форме, которая существует сейчас (прозелитизм не только религиозный, но и культурный) катастрофичен для славянского мира, поскольку ведет к слиянию, к размыванию национальной идентичности. Западные либеральные, культурные ценности, образ жизни - это уже и не католические ценности, поскольку либерализм антирелигиозен. В условиях глобализации необходимо объединение усилий для противостояния общим вызовам (деградация духовности в обществе, деятельность радикальных и деструктивных религиозных организаций и т.д.), но это возможно только на условиях равного и честного диалога. Русская цивилизация, православная церковь готова к диалогу. «Как свидетельствует исторический опыт России, соприкосновение и взаимное влияние религиозно-культурных традиций при определенных условиях (отказ от прозелитизма, агрессии и т.п.) может быть не только безопасен для сохранения культурно-религиозной идентичности, но и взаимообогащающим» (Святейший Патриарх Кирилл). Преодолеть мировоззренческую пропасть, отказавшись от агрессии и прозелитизма, необходимо западной цивилизации которая уже не в силах сформировать монополярный мир, глобальную цивилизацию по своему подобию. Иначе мировой порядок грозит стать мировым хаосом, в котором будут стерты с лица земли и русская и западная цивилизация.
Мария Николаевна Парамонова, член Союза писателей России, член Правления Смоленской областной организации Союза писателей России
Павел Александрович Павлов, студент 1-го курса философского факультета МГУ, религиоведение
Литература:
1. Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература», 2009.
2. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Норма веры как норма жизни. Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества. // Служба коммуникации ОВЦС МП. www. russian-orthodox-church.org.ru
3. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) Через духовное обновление России - к ее национальному возрождению! Доклад на II Всемирном Русском Соборе. Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб., 1996.
4. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) Возрождение православия и обновление России. Доклад на I Всемирном Русском Соборе. Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб., 1996.
5. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) Обстоятельства Нового времени. Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы НГ-религии, 26.05.99.
6. Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. - Смоленск, 2008.
7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.:
8. Тойнби А. Постижение Истории. Москва «Прогресс», 1990.
9. Тойнби А. Цивилизация перед судом Истории. С-Пб. «Ювента», «Прогресс», «Культура», 1995.
10. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1.Образ и действительность». Минск «Попурри», 1998.
11. Яковенко И.Г. Цивилизационный анализ, проблема метода // Проблемы исторического познания. М.: Наука, 1999. С. 84-92.
12. Элиас Н. О процессе цивилизации. В 2-х т. Т. 1. М.: Университетская книга, 2001.
13. «Голос Евангелие» газета №12(16) янв.2011 г. (рег.св-во ПИ№ТУ67-00089 от 10.06.2010 г.)
14. «Рабочий путь» смоленская областная газета 2010 г., янв.2011 г.