До великого раскола люди, жившие на Западе, были в полном общении со святой Православной Церковью. Тогда еще не было католицизма, а была единая Православная Церковь - и на Востоке, и на Западе. В первом тысячелетии в Западной Европе просияло свыше 10 тысяч святых угодников, в их числе много молитвенников и чудотворцев. Среди почитаемых православных святых Западной Европы, трудившихся в первые века христианства, было и немало миссионеров, просветителей народов, живших тогда на Западе. Так, апостолом Германии является английский миссионер священномученик Бонифаций (+ 754), архиепископ Майнцский; апостолом Дании является святитель Ансгар (+865), архиепископ Гамбургский, просвещавший также Швецию, Норвегию и северную Германию; просветителем Швейцарии считается ирландский миссионер преподобный Галл (+ 635), основатель монастыря в Санкт-Галлене; святитель Руперт (+ ок. 717), архиепископ Зальцбургский, почитается как просветитель Австрии и Баварии; святитель Элигий, епископ Нуайонский (+660), считается просветителем Фландрии и других районов Бельгии; священномученик Сигфрид, епископ Векше (+ 1045), почитается как апостол Швеции; святитель Патрик, архиепископ Армагский (+ 461?), почитается как апостол Ирландии; святитель Ремигий, архиепископ Реймсский (+ 533), почитается как апостол франков; святитель Августин, первый архиепископ Кентерберийский (+ 604), почитается как апостол англов. Ниже помещаем статью о великом английском миссионере святителе Виллиброрде.
Святитель Виллиброрд (память 7/20 ноября), живший в конце VII и начале VIII столетия, на протяжении почти полувека много и плодотворно трудился, проповедуя слово Божие по всему королевству франков, обращая ко Христу тысяч язычников, укрепляя в вере и наставляя в праведной жизни христиан. По его молитвам Господь творил многие чудеса, и по окончании своей земной праведной жизни святитель Виллиброрд предстательствует о всех немощных телом и духом. Святителя по праву считают апостолом народа фризов и просветителем Нидерландов, его мощи почивают в соборе города Эхтернах в Люксембурге по сей день, и к ним совершаются паломничества православных христиан. Дмитрий Лапа
1. Восток и Запад во времена святого Виллиброрда
Один из мифов об истории ранней церкви - это то, что между Востоком и Западом в то время будто бы существовали глубокие разногласия. Конечно, разногласия существуют сегодня, но их не было во времена святого Виллиброрда. Давайте взглянем на несколько фактов.
Христианство зародилось на Востоке - в Иерусалиме. Это восточная, или азиатская, религия. Из Иерусалима апостол Павел и другие апостолы распространили веру на территорию нынешних Турции, Греции, Мальты, Рима - и на другие земли. Апостол Павел писал, что мечтал побывать в Испании. По преданию, он посещал город Лондон в римской Британии. Вот почему главный собор Лондона освящен в честь святого Павла.
Церковь первых веков охватывала все страны, из центра в Иерусалиме она распространялась на Восток и Запад, объединив, таким образом, юг Средиземноморья. А этот юг простирался далеко на север. Так, равноапостольный император Константин был провозглашен императором в городе Йорк в Британии. Хотя он носил латинское имя, святой Константин говорил на двух языках: латинском и греческом. В 325 году он на двух языках открыл первый Вселенский собор рядом с новым Римом на территории нынешней Турции. На этом соборе, проходившем в Малой Азии, председательствовал святой епископ с противоположного конца Средиземноморья по имени Осий Кордовский, а делегаты собора приехали с далекого востока. Там же, в новом Риме, или Константинополе, была основана столица христианского мира - на границе Европы с Азией. Вот почему символом этого города является двуглавый орел, объединяющий Восток и Запад.
Восток тогда был многонациональным. Несомненно, греческий был очень значимым языком. В то время существовали (и существуют теперь) важные православные общины среди семитских народов Сирии (святые Ефрем Сирин и Исаак Сирин), а также в Армении и Грузии. христиане были в Египте (преподобный Антоний Великий) и далеко на юге - в Эфиопии и Нубии на севере Судана, а также на территории современного Йемена. В то время много православных христиан было и в Персии на территории нынешнего Ирана. На северном побережье Черного моря германский народ готов был обращен ко Христу.
Запад тоже был многонациональным. На Западе жили латинские народы, тогда еще не обращенные в христианство германские народы и баски, а также кельты. Весь юг Италии был греческим. На северо-западе Африки жили латинские народы и берберы. Они тоже были православными христианами. Как и Восток, Запад был неоднородным. Например, люди иногда спрашивают меня о «Западном обряде» в православной церкви. Я им отвечаю: «Какой Западный обряд?» Римский обряд (который, как и все «Западные» обряды, появился на Востоке в Иерусалиме, а потом - как было в его случае - через Александрию перешел в Египет), галликанский обряд, амвросианский обряд в Милане или мозарабский обряд в Испании? Запад и Восток, действительно, тогда были неоднородными, и было бы ошибкой говорить о разделении Востока и Запада в первом тысячелетии. Это было бы то же самое, что смотреть на прошлое глазами настоящего. Давайте приведем несколько других примеров.
Не так далеко отсюда находится город Трир. Сегодня он на территории Германии, а тогда был столицей Западной Римской империи. В Трир был отправлен в ссылку из Александрии святитель Афанасий Великий в IV веке. На святого Виллиброрда оказал большое влияние святитель Мартин Турский из Галлии, тоже живший в IV веке. Святой Мартин родился на территории нынешней Венгрии, некоторое время прожил в Италии, а стал епископом в Туре на западе нынешней Франции. Другой великий святой с именем Мартин тоже родился на территории нынешней Венгрии, вел монашескую жизнь в Палестине и стал епископом на территории нынешней Португалии. Этот святой - святитель Мартин Брагский. На святого Виллиброрда огромное влияние также оказало ирландское монашество. В молодости он прожил 12 лет в одном из ирландских монастырей. Не следует забывать, что формы аскетической жизни Ирландия заимствовала, в первую очередь, от Египта через Галлию (нынешнюю Францию). Когда святой Виллиброрд еще жил в Англии, архиепископом Кентерберийским был грек по национальности - святитель Феодор из Тарса. Святого Виллиброрда посвятил в архиепископы римский папа Сергий. Папа Сергий был сирийцем из грекоговорящего города Палермо с острова Сицилия, а семья его происходила из Антиохии. После святого Виллиброрда, святой папа Захария, грек по национальности, благословил преемника Виллиброрда святого Бонифация просвещать Германию.
Другими словами, ранний христианский мир, который мы называем православным, был на протяжении веков многонациональным. Христианский мир тогда был и единым. Он был настоящим примером единства в многообразии, и это продолжалось еще долгое время после святого Виллиброрда, трудившегося в начале VIII столетия. Мир, в котором жил святой Виллиброрд, был единым, лишенным национализма XIX, XX и XXI веков. В то время не было ни паспортов, ни удостоверений личности, ни сканеров. Возможно, нам следует задуматься о свободе, которую мы сегодня утратили.
2. Германский мир во времена святого Виллиброрда
Стоит поговорить и о «национальной принадлежности» во времена святого Виллиброрда. Он был родом из Англии, но не был «англичанином» в современном смысле этого слова. Правильнее будет сказать, что святой принадлежал германскому миру того времени. В те века еще не существовало ни Германии, ни Нидерландов, ни Люксембурга, ни Англии. Жители нынешней Англии тогда называли себя англами. Они говорили на староанглийском языке, который отличался от современного английского.
Единство мира в те времена подтверждает и тот факт, что в современном английском языке слово «нидерландский» имеет форму «Dutch» вместо «Nederlandish», в то время как в немецком языке слово «немецкий» имеет форму «Deutsch». Абсолютно ясно, что это одно и то же слово. Первоначально, между христианами, жившими на месте нынешних Германии и Нидерландов, действительно, не было никаких разногласий. Никаких разделений не было и между англами, фризами и датчанами. Возможно ли сегодня представить себе английского миссионера, работающего в Германии, Голландии или Дании, и говорящего только по-английски? Нет - не возможно. Но святой Виллиброрд делал именно так и не имел с этим никаких проблем. Даже датчане его понимали. И сегодня голландский, фризский и английский языки очень похожи. Если прочесть молитву «Отче наш» на староанглийском языке, то можно легко понять, что он не очень похож на современный английский, а более похож на немецкий язык. Так вместе со святым Виллибрордом мы входим в мир, где процветало единство, которого мы лишились из-за современных разногласий и национализма.
Возьмем в качестве примера Северное море. Я живу на восточном побережье Северного моря недалеко от порта Харидж и в 180 километрах на запад от Роттердама. До 1914 года англичане называли Северное море «Немецким океаном». А что такое Северное море? Строго говоря, это просто озеро (вот почему его вода не очень соленая), его течения ориентированы против часовой стрелки, а само оно совсем не глубокое. Восемь тысяч лет назад Северного моря вообще не существовало, а река Темза была притоком Рейна и протекала там, где сегодня расположено море. Даже сегодня английский и фризский являются ближайшими германскими языками. Конечно, и культуры тоже очень близки. Среди крупнейших компаний мира есть компании «Шелл» и «Юнилевер». Это англо-голландские компании, что снова говорит о схожести этих двух культур. Вот почему святой Виллиброрд поехал просвещать фризов и почитается как апостол этого народа. Фризов даже нельзя назвать двоюродными братьями англичан - это слишком далекое родство. Поистине, они один и тот же народ.
Первым германским народом, принявшим крещение, были франки. Это произошло благодаря римскому влиянию в Галлии, которая сейчас называется Францией в честь завоевавших ее франков. Вторым принявшим крещение германским народом были англы, обратившиеся ко Христу благодаря римской миссии, организованной святым папой Григорием Двоесловом, и ирландской миссии. Ирландцы никогда не находились под прямым влиянием Рима - на них повлияло православное христианство римской Британии (например, через просветителя Ирландии святого Патрика и покровителя Уэльса святого Давида) и Галлии (например, через святителя Мартина Турского и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина), на которое, в свою очередь, повлияло египетское монашество.
Ирландцы, англы и франки начали просвещать своих соседей - другие германские народы западной Европы. Ярким примером здесь служит выходец из Англии святитель Виллиброрд, который обучался в Ирландии и трудился рука об руку с франками над просвещением фризов. Следует помнить, что тогда Фризией называлась вся территория нынешней Голландии до самого Антверпена. Фризия простиралась от Шельды до Везера. Фризию нельзя сравнить с современной маленькой северной провинцией Фрисландия.
Святой Виллиброрд принадлежал целой волне миссионеров, приехавших в Европу сначала из Ирландии, а позднее - и из Англии, между 600 и 800 годами. Величайшими из них были три миссионера: преподобный Колумбан, святитель Виллиброрд и священномученик Бонифаций. Их сопровождали многочисленные монахи и монахини - последние сыграли особую роль в просвещении Германии.
3. О жизни святителя Виллиброрда
А. Подготовительный период (658-690)
К счастью, у нас имеется раннее житие святителя Виллиброрда, написанное в 796 году его родственником Алкуином Йоркским (735-804). Оно основано на более раннем ирландском житии святого, которое было позднее утеряно. Однако сохранились календарь святого Виллиброрда с его автобиографией, а также написанный его рукой (или, по крайней мере, продиктованный им) пенитенциарий, которым святой сам пользовался.
Святитель Виллиброрд родился, вероятно, 6 ноября 658 года в Йоркшире близ северного берега реки Хамбер неподалеку от Северного моря. Будущий святитель родился недалеко от нынешнего города Кингстон-Апон-Халл. Место рождения святого находится точно напротив Фризских островов. Отцом святого Виллиброрда был очень благочестивый человек по имени Вильгильс. Позднее Вильгильс принял монашество, основал небольшой монастырь в честь апостола Андрея и подвизался в отшельнической жизни. После смерти Вильгильса его местно почитали как святого. В детстве святой Виллиброрд воспитывался в монастыре города Райпон у святителя Вилфрида, епископа Йоркского. В этом монастыре святой Виллиброрд в возрасте 15 лет принял монашество. В то время не было столь необычным принимать монашество в таком раннем возрасте.
В 678 году святому Вилфриду пришлось покинуть Йорк. Святой Виллиброрд тоже покинул Райпонский монастырь и удалился в добровольное изгнание в Ирландию. Там он прожил 12 лет в одном монастыре для английских монахов, обучаясь аскетической монашеской жизни у ирландцев, вдохновленных египетским монашеством. Эти аскетические практики включали добровольное изгнание и чтение всей Псалтири наизусть с крестообразно поднятыми руками. Ирландцы были по природе великими миссионерами и считали добровольное изгнание «зеленым мученичеством». Другими словами, добровольное расставание со своей родиной они принимали за паломничество. Они считали, что какой бы ни была наша земная родина, у нас всех есть одна Небесная родина, и только к ней надо стремиться в первую очередь. Расставание с земной родиной для них было формой аскезы, ухода от мира.
В этот период Виллиброрд научился совмещать полученные им в Англии практические навыки и организаторские способности с аскетическими и духовными практиками, к которым он приобщился в Ирландии. Можно сделать вывод, что это был для святого Виллиброрда период обучения и подготовки к тому, что ожидало его в будущем. Здесь, в Ирландии, Виллиброрда рукоположили в иерея, а в 690 году он решил поехать во Фризию.
Но почему он принял такое решение после 12 лет, проведенных в Ирландии? Прежде всего потому, что о Фризии хорошо знали в Англии. Фризы были близкими соседями, а кроме того, были развиты торговые отношения между Фризией (особенно порт Дорестадт рядом с Утрехтом) и Англией (особенно Лондон и другие портовые города на востоке Британии, где жило много фризов). Вспомним, что сам святитель Виллиброрд родился на востоке Англии недалеко от побережья Северного моря, в местности, находящейся на той же широте, что и Фризские острова. Язык, на котором говорили англы и фризы, как мы уже сказали, был практически один и тот же. Но у Виллиброрда были и другие причины для отъезда во Фризию. Его первый учитель - святитель Вилфрид - в 678-679 годы совершил кратковременную поездку во Фризию в качестве миссионера. Его игумен в Ирландии - преподобный Эгберт - тоже давно мечтал туда поехать. Ранее, один монах из того же монастыря по имени Витберт провел два года во Фризии, хотя и безуспешно. Игумен Эгберт нашел в лице Виллиброрда нового добровольца, желавшего стать миссионером.
Так или иначе, святой Виллиброрд много слышал о Фризии как о соседней стране, где люди говорили на том же языке, что и англы, но пока еще не узнали о Христе. Что могло быть более естественным для англов, чем принести Благую весть о Христе своим соседям, говорившим с ними на одном языке и жившим на той же территории, которую сами англы покинули менее чем за 200 лет (то есть 8 поколений) до этого?
Б. Фризия (690-714)
В 690 году, когда святителю Виллиброрду шел тридцать третий год, он вместе с 11 учениками отправился из Ирландии через Англию во Фризию. Его спутники тоже были английскими монахами ирландского монастыря, где обучался Виллиброрд. Хотя одни из них стали епископами, а другие приняли мученическую кончину, до нас дошло имя лишь одного из его спутников. Это был будущий святитель Свитберт, миссионерствовавший между реками Айссел и Эмс и позднее ставший епископом Кайзерсверта на западе Германии - не так далеко от святителя Виллиброрда.
Итак, Виллиброрд вместе со спутниками пересекли Северное море и причалили к берегу реки Ауде-Рейн близ нынешнего голландского города Катвейк. Далее они проследовали в город Утрехт (первоначально - римская крепость Траектум), находившийся близ торгового города Дорестадт. Там Виллиброрд познакомился с франкским правителем этой области Пипином II и разбил лагерь в древней крепости Фехт, построенной римлянами для охраны брода через реку. Слово «Утрехт» означает «вниз по реке от брода». В Утрехте к тому времени уже была одна маленькая церковь, построенная франкскими миссионерами в начале VII века.
На юг от Рейна Фризия была заселена франками. К северу от Рейна жили сильно враждовавшие между собой фризы и франки. На территории к северу и востоку от Фризии (то есть к северу и востоку от нынешней Голландии) правил языческий король Радбод, ненавидевший франков и всё, что было с ними связано, в том числе и христианство.
Виллиброрд понимал, что ничего не может сделать без поддержки светских властей, то есть короля Пипина. В поисках поддержки со стороны церкви, святой в 692 году совершил свой первый визит в Рим к папе-сирийцу святому Сергию I. Он понимал, что нуждается в помощи как светских, так и духовных лиц. Папа одобрил начинания Виллиброрда. Нам не следует удивляться, что Виллиброрд искал поддержки: если мы, к примеру, захотим начать миссионерскую деятельность, скажем, в Индии, то нам для этого будет необходимо, прежде всего, получить на это благословение нашего патриарха и разрешение индийских властей. Так всегда поступали и поступают миссионеры: от святителя Августина Кентерберийского в Англии и святых Кирилла и Мефодия в Моравии до равноапостольного Николая Японского. Мы никогда не начинаем новых миссий без благословения церкви. Мы никогда не действуем сами по себе. Наоборот - мы всегда действуем сообща, и спасение достигается только тогда, когда мы вместе.
Святой Виллиброрд привез с собой из Рима мощи святых и сразу поспешил в город Антверпен, находившийся на самом юге Фризии. К тому времени в Антверпене уже существовала одна церковь: она была освящена в честь апостолов Петра и Павла и основана в VII веке святыми миссионерами Амандом и Элигием, апостолом Фландрии. Благодаря трудам святого Виллиброрда христианская вера укрепилась в окрестностях Антверпена, и святой вскоре снова отправился на север просвещать франкскую Фризию, Утрехт и находившиеся в его окрестностях деревни. С этого времени король Радбод не был враждебно расположен к Виллиброрду, а его дочь даже вышла замуж за сына короля Пипина.
В ноябре 695 года святой Виллиброрд совершил по просьбе Пипина еще одну поездку в Рим. Во время этой поездки папа Сергий посвятил его в архиепископа. Это произошло за два дня до празднования памяти священномученика Климента, третьего папы Римского. Папа Сергий дал Виллиброрду новое имя - Климент. Но хотя он получил новое имя, этот святой всегда был известен и под своим первоначальным именем Виллиброрд. Имя Климент было выбрано весьма удачно, поскольку святой Климент Римский почитается и как апостол (апостол от 70), его также чтят за его письменные творения, а в его житии присутствует море - все это в какой-то мере связывает святого Климента с Голландией.
Архиепископ Виллиброрд возвратился во Фризию с церковными сосудами и мощами святых, которые до сих пор хранятся в церквях Эммериха и Трира. Архиепископ обосновался в римской крепости Утрехта, пожалованной ему королем Пипином. Новый архиепископ Утрехта сделал этот город своей митрополичьей кафедрой. Он перестроил находившуюся внутри крепости церковь и освятил ее в честь святого Мартина. Имя «Мартин» остается одним из наиболее популярных имен в Нидерландах по сей день. Виллиброрд также построил в Утрехте кафедральный собор и освятил его в честь Христа Спасителя - и это весьма понятно, поскольку центром любой миссии является Христос. Вспомним, что и в Константинополе большой собор был освящен в честь Софии, премудрости Божией, то есть, в честь Самого Спасителя, который и есть Премудрость Божия. Святой Августин освятил свой собор в Кентербери в честь Спасителя (собор Крайст-Черч), а большой кафедральный собор, стоящий сегодня в центре Москвы и являющийся символом великой победы над коммунизмом, тоже освящен в честь Христа Спасителя.
В 698 году тёща короля Пипина, бывшая в то время игуменьей монастыря близ Трира, пожаловала святому Виллиброрду земли. Эти земли находились на месте римской виллы Эхтернах, сегодня это территория Люксембурга. В Эхтернахе святитель основал свой самый большой и известнейший монастырь, который также стал знаменит благодаря своим «Евангелиям Эхтернаха». В этом монастыре святитель вел монашескую жизнь, подобную той, что вели монахи в монастырях Ирландии. После смерти и погребения Виллиброрда в этом монастыре он стал центром его почитания и паломничества верующих, в нем создавались превосходные рукописи.
Примерно в это время - в первые годы VIII столетия - языческий король Радбод сменил свою враждебность по отношению к Виллиброрду на безразличие. Архиепископ совершил поездку в южную Данию, находившуюся за Эльбой, чтобы обратить в веру местный народ. Оттуда он возвратился с 30 молодыми датчанами, которых огласил и крестил. По пути его судно штормом прибило к острову Гельголанд, на котором тогда жили язычники фризы. Он смог крестить троих жителей этого острова, однако, разъяренные фризы убили одного из его спутников. Языческий король тогда начал угрожать архиепископу Виллиброрду, но тот не побоялся его угроз и смело назвал всех его идолов демонами. Король начал уважать святителя, увидев его мужество.
Святитель Виллиброрд, которому король Пипин пожаловал 10% государственных доходов, успешно проповедовал Евангелие в Утрехте и окружавших его областях, где построил много церквей и монастырей. Святитель рукополагал диаконов и пресвитеров, многие из которых были из числа местных жителей - фризов, рукополагал новых епископов. Виллиброрд совершил поездку в Сюстерен, где основал монастырь, а также миссионерские поездки в область Зеландия (ныне провинция Нидерландов) и на остров Вальхерен, где сокрушил языческого идола, за что был ударен язычником по голове и чудом остался в живых. Из Эхтернаха Виллиброрд также окормлял сестер из женского монастыря в Трире, где в местной женской католической монашеской общине до сих пор хранится личный переносной алтарь святителя. В постоянных миссионерских поездках святого Виллиброрда можно увидеть элемент ирландской аскезы.
В. Кризис и восстановление (714-739)
Убив в апреле 714 года своего собственного зятя и сына короля Пипина, языческий правитель фризов Радбод приветствовал смерть и самого Пипина в декабре того же года. В следующем 715 году Радбод напал на франков, начал разрушать их церкви и монастыри, убивать священников. Он прогнал и архиепископа Виллиброрда вместе с его монахами. Святитель и его братия удалились на время в Эхтернах, чтобы там переждать какое-то время. Через 4 года - в 719 году - архиепископ смог возвратиться во Фризию. Новый франкский король Карл Мартелл сумел подавить восстание фризов. Радбод умер, и архиепископ Виллиброрд смог крестить сына Карла Мартелла Пипина, который впоследствии стал королем Пипином III, или Пипином Коротким. В Утрехте святитель начал восстанавливать церковную жизнь, в чем ему помогал Карл. Успех его проповеди все возрастал, и ему удалось крестить многих людей. Настал период возрождения и расширения. Виллиброрд совершил знаменательную поездку на восток Фризии за пределы франкской Фризии, где он до этого никогда не был. Святитель поистине стал архиепископом всей Фризии, где совершенно искоренил язычество, за исключением совсем небольшого района на севере на месте нынешней Фрисландии. В течение трех лет ему помогал другой английский миссионер - святой Бонифаций, который почитается как великий просветитель многих народов, населявших тогда территорию нынешней Германии.
Хотя архиепископу Виллиброрду было уже за шестьдесят, это был один из наиболее плодотворных периодов в его жизни. Но поскольку он старел, силы начали его оставлять, и святому приходилось все больше полагаться на помощь других. Вся территория Фризии западнее залива Зейдер-Зе была стараниями святого Виллиброрда обращена ко Христу. Остатки язычества сохранялись лишь ближе к Доккуму. Со временем святитель все больше времени проводил в любимом им монастыре Эхтернах, где 7 ноября 739 года он и почил в мире в возрасте 81 года.
Чудеса, совершавшиеся по молитвам святого Виллиброрда еще при его жизни, продолжились после его кончины. Вскоре его уже почитали как святого. Родственник Виллиброрда Алкуин в составленном им житии святителя Виллиброрда так описывает его внешность: «Он был среднего роста, величественной наружности, красив лицом, радостен духом, мудр в наставлении, приятен в речи, сосредоточен в характере, энергичен во всем, что делал ради Господа». Алкуин также называет его «святейшим отцом и мудрейшим учителем».
Нет сомнений, что святой Виллиброрд в своих миссионерских трудах по просвещению фризов зависел от помощи франкских правителей. Святитель Виллиброрд пользовался духовной поддержкой, которую ему предоставлял римский папа. Это не удивительно, так как папа был патриархом всего Запада, и святой миссионер нуждался в его благословении и поддержке. Совершенно ясно также, что, если бы не усилия самого Виллиброрда, история просвещения Фризии - нынешней Голландии - была бы совсем другой. Святому Виллиброрду сильно помогло то, что он был «внешним», то есть англичанином, а не одним из «национальных врагов» Фризии, то есть франком. Несомненно, что, если бы не святитель Виллиброрд, христианизация Голландии была бы намного сложнее и произошла бы гораздо позднее.
4. Вывод
Думаю, что мы бы могли извлечь для себя четыре урока из трех периодов жизни святого Виллиброрда и его миссии.
Во-первых, мы увидели, что на протяжении более 30 лет святой Виллиброрд, возможно, даже несознательно, готовился к своей будущей миссии. В этот период уготавливалась его дальнейшая судьба. Господь вложил в его сердце желание миссионерства, и святитель позднее просветил народ фризов и тем самым исполнил свою миссию. Из первого периода мы можем сделать вывод, что, если не имеем тщательной подготовки, то ничего не сможем достичь. Это наш первый урок. Виллиброрд сам применял этот урок на практике: он сначала проповедовал фризам и наставлял их, а затем уже их крестил. Так он «готовил почву» - сначала сеял, а потом собирал урожай.
Во-вторых, мы увидели в святом Виллиброрде одновременно практика и аскета. На самом деле, это две стороны одной монеты. В святителе можно увидеть англичанина и ирландца, римского практика и египетского монаха. Например, он учредил свой административный центр в Утрехте (римском городе) и одновременно управлял из любимого им монашеского центра в Эхтернахе. Пример святого Виллиброрда показывает нам, что хотя мы близко соприкасаемся с этим миром, но не принадлежим ему. Те же, кто отказываются от баланса практики с аскезой и избирают лишь одно из двух, непременно терпят неудачу, как произошло позднее с миссионерами-франками.
В-третьих, из жития святителя Виллиброрда мы видим, что Господь всегда защищает своих служителей. Много раз за свою жизнь святитель попадал в обстоятельства, когда его жизни угрожала опасность. В его трудах ему покровительствовали франкские правители, когда сам он жил среди национальных врагов франков. Виллиброрд трудился для того, чтобы искоренить прежнюю языческую религию и насадить новую религию - христианство. Каждый раз, когда святителю угрожала опасность, по Божьему промыслу страдал не он, а его враги. Святитель всегда был бесстрашен, так как имел настоящую веру. А чего нам нужно бояться? Худшее, что может с нами случиться, это смерть, но для настоящих христиан она означает переход в Царство небесное.
В-четвертых, мы видим терпение святителя Виллиброрда. Он мог ждать и терпеть очень долго, на протяжении целых поколений. После языческой реакции в 714-715 годах казалось, что целые 25 лет были потеряны безрезультатно. Но святой не отчаялся и начал все с начала. Господь даровал ему еще 25 лет жизни и многочисленных новых помощников. Вывод в том, что проигрывает только тот, кто быстро сдается и упорно не добивается своей цели. Святой Виллиброрд не сдался - и вышел победителем. Это для нас большой урок.
И по сей день каждый год на улицах Эхтернаха в первый вторник после праздника Пятидесятницы собираются представители духовенства с многочисленными паломниками и исполняют «танец святого Виллиброрда». Они взывают: «Heiliger Willibrord, bete fuer uns», то есть «Святой Виллиброрд, моли (Бога) о нас». До Второй мировой войны они исполняли этот танец в его первоначальной форме, который состоял в трех шагах вперед и двух назад. Никто теперь не знает о происхождении этого танца. Однако мы могли бы предложить его духовную интерпретацию. Он, возможно, означает, что хотя мы в жизни постоянно идем вперед, но по своей немощи и из-за грехов скатываемся назад. Этот танец может стать неким правилом в нашей духовной жизни. Но мы не должны отчаиваться, когда падаем, так как мы снова можем встать и пойти вперед. До тех пор, пока мы не сдаемся, победа все еще может быть за нами. Об этом говорит нам «танец святого Виллиброрда»: три шага вперед и лишь два шага назад. Благодарю за внимание.
Доклад был сделан на Международной конференции в Вейк-Ан-Зее (Нидерланды) 22 апреля 2010 года.
Перевод с английского Дмитрия Лапа