Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Привлекательность» христианских ценностей в глазах российской молодёжи

Сергей  Трофимов, Русская народная линия

06.04.2011


Доклад на Круглом столе «Духовно-нравственные ценности современного российского общества: социологический взгляд», состоявшемся в рамках XIX Рождественских чтений …

В современном российском обществе наблюдается ярко выраженное расхождение установок на удовлетворение сиюминутных «естественных» потребностей и установок на поддержание традиционных христианских ценностей, а афоризм «я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» стал удобной и емкой формулой самооправдания в том числе и для многих из числа тех, кто причисляет себя к христианам.

Сегодня Православная церковь многими воспринимается, прежде всего, как социальная организация, несущая в первую очередь систему неясных запретов на естественные удовольствия и радости жизни и определенный уклад, требующий значительных усилий для выполнения предписаний (например, особую систему питания - посты). Люди не видят в церковной жизни Христа.

К числу вопросов, которые представляющих для наших соотечественников несоответствие с нормами, поддерживаемым обществом, относятся, к примеру, необходимость заключения единственного постоянного брака, чему противопоставлены совместная жизнь до брака, его гражданское заключение и возможность развода, а то и мимолетное сожительство без обязательств, защита жизни и родительские обязанности оказываются менее привлекательными, чем законная возможность аборта, к которой прибегает значительная часть россиян, в том числе и находящихся в браке, здоровый образ жизни не рассматривается как притягательная альтернатива употреблению алкоголя, а то и наркотиков... Замечу, что перечисленные ценности играют ведущую роль в обеспечении долгосрочного жизнеобеспечения общества.

Среди факторов, повлиявших на нормы современного российского общества без сомнения находятся светские преобразования, лежащие в рамках советского периода, как произошедшая в середине XX века, затронувшая, в том числе и советское общество, так называемая «сексуальная революция», которая привела к тому, что в сфере общепринятой морали добрачные связи стали нравственно приемлемыми, перестали порицаться, в настоящее время оказались приняты практически как норма. И хотя (за исключением нескольких российских регионов) при этом нежелательная беременность дочери уже не воспринимается как несмываемый позор семьи, подавляющее число родителей в этой ситуации настаивает на аборте как средстве «избавиться от забот». Вместе с тем, огромную роль в системе ценностей российского общества играют и сформированные за последние двадцать лет «новые» постперестроечные ценности, нацеленные на достижение успеха, выгоды и удовольствия (развлечения).

Характерно, что очень часто молодёжь, «вставшая на путь вооцерковления» противопоставляется «своим старым друзьям», продолжение общения с которыми представляет собой даже некую опасность именно потому, что те не разделяют христианские ценности и являются своего рода «якорем», тянущим христиан к старой жизни, а не наоборот. Но это показывает, что поддерживаемые этой «прежней» средой установки, продолжают оставаться более понятными и притягательными, отвечая на сиюминутные потребности. О том, чтобы самим исполнять роль миссионеров в такой нехристианской среде речи даже не идет.

За рамками широкого понимания общественного дискурса остаются такие явления как чистота, молитва, литургия, подвижничество, милосердие. Наблюдается активная подмена этих понятий рассуждениями о толерантности. При этом, например, С.Д.Лебедев отмечает, что «светские гуманисты наперебой критикуют религиозную культуру и мировоззрение за недостаток толерантности к другим религиям или к атеизму, абсолютно не думая о том, в каком отношении к толерантности находятся в этот момент они сами». [4]. Показателен протест либеральных гуманистов против преподавания основ религиозной культуры в школе, отрицающих христианские ценности, подменивших их «общечеловеческими». В отсутствие каналов социализации именно современная молодежь все чаще остается глуха к несомому Церковью посланию [7].

Характерно, что при дискуссии в интернет-форумах вопросов, связанных введением в школе дисциплин, связанных с религией, родителями чаще высказывались опасения не в том, что детей будут учить чему-либо неприемлемому для них или недовольство качеством обучения, но тем, что дети и так перегружены, а введение этих «неважных» дисциплин будет отвлекать детей от математики или иностранного языка, которые воспринимались родителями более важными для формирования ребенка.

В СМИ и общественном сознании активно рисуется весьма непрезентабельный образ «среднестатистического» верующего, близкий к картинкам малообразованного и зомбированного религиозного фанатика, чему, надо отметить, способствует формирование в большинстве приходов и культурных центрах особой православной субкультуры, выделяющейся на общем фоне, одеждой, привычками и поведением, а, следовательно, верующие в большинстве своем остаются в собственном секулярном замкнутом круге, закрытом «для непосвященных». При такой постановке вопроса оказывается невозможной свидетельство в мире о любви, мире и мудрости Христа [3].

В исследовательских работах по изучению ценностей характерно противопоставление христианских и других (ахристианских) ценностей у современной молодёжи, при этом интересен вывод Сидоренкова А.В., что христианские ценности «срабатывают» в бесконфликтных жизненных ситуациях, тогда как в необходимости борьбы молодёжь прибегает к иным ценностям:

«Таким образом, подтверждается предположение о том, что структура морально-нравственных ценностей поведения, общения молодежи, связанная с религиозными ценностями, включает в себя две составляющие: доминирующие взаимосвязанные христианские ценности и доминирующие взаимосвязанные ахристианские (термин исследователя - С.Т.) ценности. Они принципиально различаются по содержанию и незначительно - по объему и значимости.

Существование в структуре морально-нравственных ценностей двух разнонаправленных по содержанию подструктур можно интерпретировать как закономерное явление, которое возникает в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Каждая из них выполняет определенную функцию в жизни человека и способствует более успешной его адаптации в тех или иных конкретных условиях жизнедеятельности. Христианские ценности предполагают установление бесконфликтных отношений с другими людьми, но также и уход от возникающих противоречий, отказ от активного разрешения жизненных трудностей. Такое отношение к себе, другим людям и ситуациям в одних случаях может иметь социально-адекватную, а в других - социально-неадекватную форму поведения. Например, когда между людьми устанавливаются доверительные, открытые отношения (например, отношения супругов в семье), то более приемлемым является следование христианским ценностям. В противном случае может произойти разрыв отношений между людьми (например, распад семьи). Однако абсолютная приверженность христианским ценностям ведет к дезадаптации человека, который перестает учитывать все требования жизни. Например, в случае агрессивного отношения со стороны другого человека или войны отказ от сопротивления может означать для человека физическую гибель. Поэтому в ряде жизненных ситуаций более приемлемым, с точки зрения самосохранения индивида, является следование ахристианским ценностям.

Их содержание заключается в активном противодействии трудностям, что часто приводит к обострению противоречий, возникновению конфликтов. Следовательно, христианские ценности являются главным фактором устойчивости межличностных и общественных отношений. Ахристианские ценности обеспечивают прогресс (или регресс) личности, группы или общества, потому что порождаемые ими противоречия являются главным источником (с точки зрения диалектики) изменения любой системы.

В соответствии со второй задачей исследования (изучение влияния степени выраженности христианских ценностей в сознании молодежи на их социализацию в современном российском обществе - С.Т.) было выдвинуто предположение, согласно которому определенная степень представленности христианских и ахристианских ценностей в сознании молодежи может оказывать существенное влияние на процесс их социализации в современном российском обществе» [5].

Поразительно, мнение исследователя, что «абсолютная приверженность христианским ценностям ведет к дезадаптации человека, который перестает учитывать все требования жизни. Например, в случае агрессивного отношения со стороны другого человека или войны отказ от сопротивления может означать для человека физическую гибель». Вместе с тем, очевидно, что выбор ценностей для такого вывода определен представлениями исследователя, являющегося представителем научного сообщества с характерными взглядами на церковь как сообщество и её роль в обществе. Очевидно, что за рамками такого понимания остается мученичество и подвижничество. Другие примеры исследовательских подобных гипотез приводит В.Чеснокова [8].

Шаги Православной Церкви для разрешения сложившейся ситуации до настоящего времени остаются достаточно осторожными и пока не могут ответить на вызов времени. Становится очевидным, что нельзя мимикрировать, пытаться приспособляться к молодежной аудитории, используя её жаргон, специфические понятия, образ жизни, стремиться быть «современными» любой ценой без потери не только собственного лица и достоинства, но и смысла учения. С другой стороны необходимы новые методы пасторальной и миссионерской работы, новые формулировки, не меняя самой сути представляющие христианский образ жизни притягательным. И прежде всего, необходимо изменить негативную «форму запрета» с которым ассоциируется сейчас христианская проповедь на положительную осознанную потребность в благодати.

Ведь грех - это отсутствие благодати. Так зачем запрещать топтаться на пустом месте, вместо того, чтобы показать желанный путь к Полноте?

 Сергей Викторович Трофимов, заместитель декана социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук, доцент

 

Литература:

 

1.      Программный документ XIII Всемирного Русского Народного Собора: «Будущие поколения - национальное достояние России», май 2009.

2.      Концепция молодежного служения Русской Православной Церкви. Принята Священным Синодом Русской Православной Церкви в апреле 2000 года.

3.      Игумен Петр (Мещеринов). Размышления о расцерковлении. // Православие и мир, 22-09-10 http://www.pravmir.ru/razmyshleniya-o-rascerkovlenii/

4.      Лебедев С.Д., Социология: толерантность в отношениях светской и религиозной культур. // Известия Науки. 17-09-2003

5.      Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии. 2000 № 5.

6.      Студенты МГУ о своей жизни и учебе: итоги пятнадцатилетнего мониторинга: В. Васильева, В. И; Добрынина, Т. Н. Кухтевич - М. Изд-во МГУ, 2005.

7.      Чепель Алена. Церковь взяла курс на молодежь? // газета «Татьянин день» 29 сентября 2009 // http://www.taday.ru/text/220236.html

8.      Чеснокова В. Тесным путем. Процесс воцерковления населения России в конце XX века. - М., 2005



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Аноним : Re: «Привлекательность» христианских ценностей в глазах российской молодёжи
2011-04-08 в 01:35

современные патриоты, воцерковленные давно или недавно, людят обвинять, высказывать претензии или тактично намекать на то, что современно общество развращено, что люди забыли свою историю, не обращают внимания на православные ценности и тп.

давайте в этой связи рассмотрим такой эпизод - спор рпц и фабрики "рот-фронт".

Отец Николай отметил, что до сих пор Патриарх Московский и всея Руси лишь единожды совершал богослужение в храме Преображения Господня на Болвановке, основанном в 1465 году повелением государя Иоанна III, когда Москва прекратила платить дань Золотой Орде.
...
В заключение к участникам богослужения с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который сказал: «Мы находимся с вами на особом месте. Журналисты нередко задают сегодня вопрос: «А все-таки, почему нам не удается справляться с задачами, которые стоят перед страной, перед нашим народом? Почему у нас до сих пор наибольшее количество разводов, абортов, самоубийств? В чем причина?» И ведь чаще всего предлагаемые ответы лежат в земной плоскости — когда говорят, что людям платят недостаточно денег, что условия жизни недостаточно комфортные, что нет достаточной мотивации к тому, чтобы иметь крепкую семью и детей. Но ведь все эти объяснения отвечают лишь на незначительную часть проблемы.

Самая же главная проблема заключается в том, чему является свидетелем и этот храм. Мы с вами стоим на месте, о котором должен знать каждый русский человек. Здесь Русь сбросила с себя ярмо 300-летнего иноземного нашествия — еще не физически, еще предстояло доказать врагу, что это не ошибка правителей, но морально, духовно здесь была одержана победа, когда великий государь Иоанн III растоптал на этом месте басму очередных послов хана, снова требовавших дань с Руси. Мы знаем, что с того самого момента, как ханская басма была растоптана на этом месте и в честь этого события был заложен храм Преображения Господня, Русь больше не платила дани — она освободилась.
Какого огромного духовного и исторического значения событие было отмечено строительством этого храма! Кто даже в близлежащих домах об этом знает? Знают ли об этом те, кто принимает судебные решения, препятствующие восстановлению этого храма? Знают ли те, кто подает иски в суд, об истории этого храма? Народ должен знать, что пока у нас беспамятство в отношении к национальной истории и духовной жизни, нам будет трудно решить все те проблемы, которые сегодня терзают народную душу.


http://www.radonezh.ru/main/14202.html

а теперь вот:

1) Упоминание об этой церкви находится еще в 1465 году:

Однако первое упоминание о ней относится еще к 1465 году, когда в Москве правил отец Ивана III, великий князь Василий II Темный. Тогда она, вероятно, была слободской церковью, то есть приходским храмом местных слободчан - московских ремесленников. Иногда подтверждением этому историки считают местную топонимику. Само название "Болвановка", как и "Кузнецы", могло указывать на то, что в старину здесь жили ремесленники, занимавшиеся кузнечным делом и изготовлявшие в том числе железные болванки, - это и запечатлелось в именах старых замосквореченских улиц. Тем более, что и в Таганской слободе существует старинная местность "Болвановка", тоже граничащая с поселениями кузнецов и котельщиков, работавших с металлом.


http://www.pravoslav...os-preobrajenie.htm

2) А полулегендарный инцидент с попранием ханской басмы (точнее пайцзы) датируется разными источниками 1476-1480 годами, ибо трактуется как непосредственная причина стояния на Угре 1480 года с последующим освобождением от татаро-монгольской зависимости:

Уверенный в дружбе Менгли-Гирея и в собственных силах, Иоанн, по известию некоторых Летописцев, решился вывести Ахмата из заблуждения и торжественно объявить свободу России следующим образом. Сей Хан отправил в Москву новых Послов требовать дани. Их представили к Иоанну: он взял басму (или образ Царя), изломал ее, бросил на землю, растоптал ногами; велел умертвить Послов, кроме одного, и сказал ему: «Спеши объявить Царю виденное тобою; что сделалось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое». Ахмат воскипел яростию. «Так поступает раб наш, Князь Московский!» - говорил он своим Вельможам и начал собирать войско.


(с) Карамзин, "История государства Российского"
2. Евлампия : Согласна с lucia
2011-04-07 в 10:23

Мало ли кто что думает? Для того, чтобы "увидеть в церковной жизни Христа" необходимо хотя бы главное - чистота..а мир лежит во зле и грязи..Быть привлекательным для всех - цель весьма сомнительная и ведет к пустоте и потере себя.
1. lucia : Re: «Привлекательность» христианских ценностей в глазах российской молодёжи
2011-04-06 в 14:11

Прислушиваться к общественному мнению могут только жалкие зависимые существа, которые привыкли быть как все начиная с ясельного возраста.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме