Не помню уж, где вычитал, что собеседнику, увлёкшемуся какой-то «посторонней» темой, Бальзак поспешил заметить: «Однако вернёмся к действительности, поговорим об Евгении Гранде».
Вот и мне захотелось, «вслед» французскому классику, вернуть к «действительности» собеседников по РНЛ и поговорить ещё раз о... «христианском социализме». А захотелось не только потому, что тема более разумного устройства нашей жизни в самом деле архиактуальна для всех нас (не вечно же будут либералы-западники у власти!), но и потому, что уважаемый мною Николай Сомин снова выступил на сайте с замечательным материалом «Апостол братской любви» (16.03.11). Кроме исследовательской обстоятельности и художественной выразительности работа эта, на мой взгляд, обладает ещё одним важным достоинством - она возвращает оппонентов, запутавшихся в теориях и догматах, в частностях и деталях, к доблестной «действительности». То есть к сути разговора о реальной возможности и, думается, назревшей необходимости выстраивания нашего земного бытования если не полностью по заветам Христа или по образу Иерусалимской общины первохристиан, то хотя бы с частичным подобием им. И ведь описанное Н.Соминым Кресто-Воздвиженское трудовое братство, что было основано ещё в 19-м веке православным подвижником Николаем Неплюевым, самим фактом своего почти 50-летнего существования доказало, что это возможно. И что такая братская община, при всех задоринках, несоизмеримо более удобна, душеспасительна и даже выгодна для людей, чем формы отношений, преподносимые феодализмами-капитализмами.
Давайте под этим углом, под углом «братской жизни в мире и любви», завещанной Христом, посмотрим на нашу нынешнюю «боевую, кипучую», поищем в ней хотя бы нечто отдалённо напоминающее предмет разговора. Ну, о православных братских трудовых общинах, кроме как в монастырях, я что-то не слышал. Однако есть же у нас, так называемые, народные предприятия, пусть и в небольшом количестве. Есть артели, правда, уже единичные. Есть, наконец, сельские хозяйства в форме ЗАО (закрытых акционерных обществ), которые тоже не что иное, как бывшие совхозы, трансформированные в подобие народного предприятия, где работники, сложив воедино паи земли, стали одновременно и хозяевами его. Так что элементы общины - налицо. Если бы их ещё соединить с христианскими идеалами, сплотить церковной общиной, то разве бы они не приблизились к трудовому братству Н.Н.Неплюева и к тому, что Николай Сомин и его единомышленники называют «православным социализмом»? К матрице его?
Но даже и без единоверческой составляющей эти народные предприятия, по моим наблюдениям, отличаются более крепкой экономикой, и высокой дисциплиной, и здоровой нравственной атмосферой в коллективах. Ежели не возражаете, могу, по «методу» Сомина, рассказать об этом на конкретном примере, притом не из истории, а прямо из той самой «бучи» нашей.
Осенью 2009-го в Иркутске мне довелось быть участником яркого праздника «Сияние России», довольно известного, который иркутяне ещё называют «Днями русской духовности и культуры». И духовность здесь упомянута не всуе. У истоков праздника вместе со знаменитым писателем Валентином Распутиным стоял владыка Вадим, архиепископ иркутский и ангарский. Да и другие архиереи не сторонились народного действа. Дни духовности и культуры поныне традиционно начинаются с богослужения, крестного хода и молебна «Во славу Земли Иркутской».
Программа праздников обширна. Но стержнем остаются литературные встречи, в которых участвуют как местные писатели, так и мастера словесности из столиц и прочих городов и весей страны. С одной из писательских бригад мне и довелось посетить посёлок Белореченский и познакомиться там с замечательным человеком Ильей Сумароковым, гендиректором СПК «Усольский свинокомплекс», на редкость успешного предприятия по нынешним временам. После встречи с читателями (кстати, зал заседаний комплекса был полон любителями родного слова) гости в приватной беседе попросили гостеприимных хозяев рассказать о «секретах успеха» их фирмы на фоне всеобщего кризиса. На что Илья Алексеевич с сибирской прямотой ответил, что кризис этот просто отговорка для неумех, чтоб оправдать провалы в экономике. А если вести речь о сельском хозяйстве, то настоящий кризис в нём начался 20 лет назад, когда мы разрушили крупные предприятия (колхозы, совхозы, животноводческие комплексы), поверив болтовне, что всех накормит частник с мелкотоварным производством. И что это была не ошибка, а, похоже, злой умысел: похерив АПК, лишить страну продовольственной безопасности. Ведь преимущества крупного хозяйства перед мелким - аксиома. И неча ссылаться на Америку. Одно дело - американский фермер с 2-тысячным дойным стадом, новейшими технологиями, и совсем другое - российский «хозяин подворья» с двумя коровёнками и вилами в руках. Какой он «инноватор» и конкурент на рынке?
И «секреты» нашего предприятия, подчеркнул Сумароков, в крупном промышленном производстве, да ещё в исключении посредников. Комплекс производит живой массы свинины 12 тысяч тонн в год, и всю продукцию сам перерабатывает. Выпускает колбасные изделия, полуфабрикаты, копчёности, прочее, и под 90 процентов продуктов реализует через свою торговую сеть. Имеет 8 фирменных магазинов в Иркутске, 5 - в Усолье, по одному - в Черемхово, Ангарске, других городах, всего - два десятка. Продавцы в магазинах тоже свои, и продукты туда доставляются своим транспортом. Комплекс работаем на покупателя, с опорой только на него да на собственные силы. И что такое безработица, сокращённые дни, в коллективе не знают и не понимают. Работы хватает всем, так что сокращения и локауты по стране - следствие не абстрактного кризиса, а дело «косых» либо нечистых рук человеческих.
- Но всё же главный «секрет» нашего производственного кооператива или, если угодно, народного предприятия, - выложил, наконец, Илья Алексеевич решающий козырь, - в форме собственности. Дело в том, что собственность у нас - коллективная. Не директора, не бухгалтера, не инженера или рабочего, а общая, коллективная.
И рассказал, как она сложилась. Во времена приватизаций, как помните, все, включая рабочих, бегали за ваучерами, наивно веря, что все станут собственниками. А в результате? Верно. Их элементарно надули. Ясно же, что при любых укладах были и будут собственники и наёмные работники. Первых единицы, вторых тысячи. А чтобы кругом только хозяева с ложкой и никого - с сошкой, это от лукавого. И когда командирам предприятий «сверху» сказали, что они могут взять себе побольше и стать богачами, руководители, специалисты Усольского свинокомплекса, в отличие от многих коллег, на эту наживку не клюнули. Они собрали весь коллектив от рабочего до директора и с общего согласия решили, что делить предприятие не будут, ибо справедливо и без потерь это сделать невозможно. Ради сохранения производства, технологий, рабочих мест в решении записали: наше народное предприятие принадлежит всем членам кооператива (ныне их 780), разделить его можно только общим решением и только после ликвидации. То есть продать, деньги по карманам и - разбежаться. Но этого, как видим, не случилось доныне .Хотя находились ловкачи со стороны, угрожалиу: вас же можно обанкротить! Что ж, нынче всё возможно, однако «усольцы» умеют хранить и защищать свою собственность, своё общее дело.
Да ведь и есть ради чего. Прежде всего - ради справедливости, царящей на предприятии. Начиная с того, что здесь платят каждому по труду (или близко к тому), то есть, считай, по евангельской заповеди. Все руководители - директор, замы, инженерный, бухгалтерский состав, начальники цехов - на зарплате, начисляемой по коэффициенту от среднего заработка рабочих: у директора коэффициент - 4, у разных специалистов - 3-2, а средняя зарплата рабочего около 23 тысяч. Никто не обижается. Хотя у рабочих ещё бывают премии, надбавки, а у чиновников только зарплата и никаких там «бонусов».
Какая общественная польза от кооператива? Он исправно платит налоги во все бюджеты и внебюджетные фонды, в общей сложности 100-120 миллионов рублей в год. Социалку, по закону, передал муниципалитету, а музыкальную школу, что сам строил, отдал в бесплатную аренду отделу культуры. Дома в посёлке приватизированы жильцами. Своим работникам, живущим в них, предприятие выдаёт компенсацию по оплате коммунальных услуг до 2 тысяч рублей в месяц, в зависимости от стажа работы, кормит всех бесплатными обедами, каждому отпускает по 4 кило мяса ежемесячно, тоже бесплатно. К праздникам всем работающим и пенсионерам дарит наборы продуктов. Так что в среднем за месяц выходит прибавка в 5 тысяч рублей.
Слыша всё это, невольно задашься вопросом: коли народное предприятие столь жизнеспособно, платежеспособно и к тому ж демократично, то почему эта форма собственности и хозяйствования не развита в нашей стране? Ведь действуют же похожие в США. Канаде, в Израиле, знаменитом своими кибуцами, вроде наших прошлых колхозов. По мнению Ильи Сумарокова, распространение народных предприятий у нас в принципе возможно, если будет политическое решение. Понятно, те, у кого в руках 90 процентов акций на собственность, на землю, сами их обществу не вернут. Но можно, не рубя голов, выкупить лет за 20 (пять процентов в год) по государственной цене, как делают китайцы. Можно другую форму найти. Ясно же, что приватизация прошла несправедливо. А справедливость, по Достоевскому, есть самая «резкая и характеристическая черта» нашего народа...
Я не спросил Илью Алексеевича про его отношение к Православию вообще и к «православному социализму», в частности. Знаю только, что он депутат областного Законодательного Собрания «от КПРФ» и, наверное, коммунист с советских времён, не выбросивший и ныне билета, как иные перевёртыши. Но, думается, этот совестливый и мудрый русский человек был бы не против того, чтобы его коллектив, кроме общего экономического интереса, ещё бы спаяли единая отцовская вера, единый приход, единая церковная община, которая ведь тоже как бы частица того «православного социализма», о котором говорят Николай Сомин и его единомышленники, включая и меня, грешного.
3. Бибикову
2. 12.Бибиков
1. Aвтору