Общее дело - общее благо

О современном российском «народном предприятии». К полемике вокруг трудов Н. Сомина

0
711
Время на чтение 6 минут

Не помню уж, где вычитал, что собеседнику, увлёкшемуся какой-то  «посторонней» темой, Бальзак поспешил заметить: «Однако вернёмся к действительности, поговорим об Евгении Гранде».

Вот и мне захотелось,  «вслед» французскому классику, вернуть к «действительности» собеседников по РНЛ  и поговорить ещё раз о... «христианском социализме». А захотелось не только потому, что тема более разумного устройства нашей жизни в самом деле архиактуальна для всех нас (не вечно же будут либералы-западники у власти!), но и потому, что уважаемый мною Николай Сомин снова выступил на сайте с замечательным материалом «Апостол братской любви» (16.03.11). Кроме исследовательской обстоятельности и художественной выразительности  работа эта, на мой взгляд, обладает ещё одним  важным достоинством - она возвращает оппонентов, запутавшихся в теориях и догматах, в частностях и деталях, к доблестной «действительности». То есть к сути разговора о реальной возможности и, думается, назревшей необходимости выстраивания нашего земного бытования если не полностью по заветам Христа или по образу Иерусалимской  общины первохристиан, то хотя бы с частичным подобием им. И ведь описанное  Н.Соминым  Кресто-Воздвиженское трудовое братство, что было основано ещё в 19-м веке православным подвижником Николаем Неплюевым, самим фактом своего почти 50-летнего существования доказало, что это возможно. И что такая братская община, при всех задоринках, несоизмеримо более удобна, душеспасительна  и даже выгодна для людей, чем формы отношений, преподносимые феодализмами-капитализмами.

Давайте под этим углом, под углом «братской жизни в мире и любви», завещанной Христом, посмотрим на нашу нынешнюю «боевую, кипучую», поищем в ней хотя бы нечто отдалённо напоминающее предмет разговора. Ну, о православных братских трудовых общинах, кроме как в монастырях, я что-то не слышал. Однако есть же у нас, так называемые, народные предприятия, пусть и в небольшом количестве. Есть артели, правда, уже единичные. Есть, наконец, сельские хозяйства в форме ЗАО (закрытых акционерных обществ), которые тоже не что иное, как бывшие совхозы, трансформированные в подобие народного предприятия, где работники, сложив воедино паи земли, стали одновременно и хозяевами его. Так что элементы общины - налицо. Если бы их ещё соединить с христианскими идеалами, сплотить церковной общиной, то разве бы они не приблизились к трудовому братству Н.Н.Неплюева  и к тому, что Николай Сомин и его единомышленники называют «православным социализмом»? К матрице его?

Но даже и без единоверческой составляющей эти народные предприятия, по моим наблюдениям, отличаются более крепкой экономикой, и высокой дисциплиной, и здоровой нравственной атмосферой в коллективах. Ежели не возражаете, могу, по «методу» Сомина, рассказать об этом на конкретном примере, притом не из истории, а прямо из той самой  «бучи» нашей. 

Осенью 2009-го в Иркутске мне довелось быть участником яркого праздника «Сияние России», довольно известного, который иркутяне ещё называют «Днями русской духовности и культуры». И духовность здесь упомянута не всуе. У истоков праздника вместе со знаменитым писателем Валентином Распутиным стоял владыка Вадим, архиепископ иркутский и ангарский. Да и другие архиереи не сторонились народного действа. Дни духовности и культуры поныне традиционно начинаются с богослужения, крестного хода и молебна «Во славу Земли Иркутской».

Программа праздников обширна. Но стержнем остаются литературные встречи, в которых участвуют как местные писатели, так и мастера словесности из столиц и прочих городов и весей страны. С одной из писательских бригад мне и довелось посетить посёлок Белореченский и познакомиться там с замечательным  человеком Ильей Сумароковым, гендиректором  СПК «Усольский свинокомплекс», на редкость  успешного предприятия по нынешним временам. После встречи с читателями  (кстати, зал заседаний комплекса был полон любителями родного слова) гости в приватной беседе попросили  гостеприимных хозяев рассказать о «секретах успеха» их фирмы  на фоне всеобщего кризиса. На что Илья Алексеевич с сибирской прямотой ответил, что кризис этот просто отговорка для неумех,  чтоб оправдать провалы в экономике. А если вести речь о сельском хозяйстве, то настоящий кризис в нём начался 20 лет назад, когда мы разрушили крупные предприятия (колхозы, совхозы, животноводческие комплексы), поверив болтовне, что всех накормит частник с мелкотоварным производством. И что это была не ошибка, а, похоже, злой умысел: похерив АПК, лишить страну продовольственной безопасности. Ведь преимущества крупного хозяйства перед мелким - аксиома. И неча ссылаться на Америку. Одно дело - американский фермер с 2-тысячным дойным стадом, новейшими технологиями, и совсем другое -  российский  «хозяин подворья» с двумя коровёнками и вилами в руках. Какой он «инноватор» и конкурент на рынке?

И «секреты» нашего предприятия, подчеркнул Сумароков, в крупном промышленном производстве, да ещё в исключении  посредников.  Комплекс производит живой массы свинины 12 тысяч тонн в год, и всю продукцию сам перерабатывает. Выпускает колбасные изделия, полуфабрикаты, копчёности, прочее, и под 90 процентов продуктов реализует через свою торговую сеть. Имеет 8 фирменных магазинов  в Иркутске, 5 - в Усолье,  по одному - в Черемхово, Ангарске, других городах, всего - два десятка. Продавцы в магазинах тоже свои, и продукты туда доставляются     своим транспортом. Комплекс работаем на покупателя, с опорой только на него да на собственные силы. И что такое безработица, сокращённые дни, в коллективе не знают и не понимают. Работы хватает всем, так что сокращения и локауты по стране - следствие не абстрактного кризиса, а дело «косых» либо нечистых  рук  человеческих.

- Но всё же главный «секрет» нашего производственного кооператива или, если угодно, народного предприятия, - выложил, наконец, Илья Алексеевич решающий козырь, - в форме собственности.  Дело в том, что собственность у нас - коллективная. Не директора, не бухгалтера, не инженера или рабочего, а общая, коллективная.

И рассказал, как она сложилась. Во времена приватизаций, как помните, все, включая рабочих, бегали за ваучерами, наивно веря, что все станут собственниками. А в результате? Верно. Их элементарно надули. Ясно же, что при любых укладах были и будут собственники и наёмные работники. Первых  единицы, вторых тысячи. А чтобы кругом только хозяева с ложкой и никого - с сошкой, это от лукавого. И когда  командирам предприятий «сверху» сказали, что они могут взять себе побольше и стать  богачами, руководители, специалисты  Усольского свинокомплекса, в отличие от многих коллег, на эту наживку не клюнули. Они собрали весь коллектив от рабочего до директора и с общего согласия решили, что делить предприятие не будут, ибо справедливо и без потерь это сделать невозможно. Ради сохранения производства, технологий, рабочих мест в решении записали: наше народное предприятие принадлежит всем членам кооператива (ныне их 780), разделить его можно только общим решением и только после ликвидации. То есть продать, деньги по карманам и - разбежаться. Но этого, как видим, не случилось доныне .Хотя находились ловкачи со стороны, угрожалиу: вас же можно обанкротить!  Что ж, нынче всё возможно, однако «усольцы»  умеют хранить и защищать свою собственность, своё общее дело.

Да ведь и есть ради чего. Прежде всего - ради справедливости, царящей на предприятии. Начиная с того, что здесь платят каждому по труду (или близко к тому), то есть, считай, по евангельской заповеди. Все руководители  - директор, замы, инженерный, бухгалтерский состав, начальники цехов - на зарплате, начисляемой по коэффициенту от среднего заработка рабочих: у директора коэффициент - 4, у разных специалистов - 3-2, а средняя зарплата рабочего около 23 тысяч.  Никто не обижается. Хотя  у рабочих ещё бывают премии, надбавки, а у чиновников только зарплата и никаких там «бонусов».

Какая общественная польза от кооператива? Он исправно платит  налоги во все бюджеты и внебюджетные фонды, в общей сложности 100-120 миллионов рублей в год. Социалку, по закону, передал муниципалитету, а музыкальную школу, что сам строил, отдал в бесплатную аренду отделу культуры. Дома в посёлке приватизированы жильцами. Своим работникам, живущим в них, предприятие  выдаёт компенсацию по оплате коммунальных услуг до 2 тысяч рублей в месяц, в зависимости от стажа работы, кормит всех бесплатными обедами, каждому отпускает по 4 кило мяса ежемесячно, тоже бесплатно. К праздникам всем работающим и пенсионерам дарит наборы продуктов. Так что в среднем за месяц выходит прибавка в 5 тысяч рублей.

Слыша всё это, невольно задашься вопросом: коли народное предприятие столь жизнеспособно, платежеспособно и к тому ж демократично, то почему эта форма собственности и хозяйствования не развита в нашей стране? Ведь действуют же похожие в США. Канаде, в Израиле, знаменитом своими кибуцами, вроде наших прошлых колхозов.  По мнению Ильи Сумарокова,  распространение  народных предприятий у нас в принципе возможно, если будет политическое решение. Понятно, те, у кого в руках 90 процентов акций на собственность, на землю, сами их обществу не вернут. Но можно, не рубя голов, выкупить лет за 20 (пять процентов в год) по государственной цене, как делают китайцы. Можно другую форму найти. Ясно же, что приватизация прошла несправедливо. А справедливость, по Достоевскому, есть самая «резкая и характеристическая черта» нашего народа...

Я не спросил Илью Алексеевича про его отношение к Православию вообще и к «православному социализму», в частности. Знаю только, что он депутат областного Законодательного Собрания «от КПРФ» и, наверное, коммунист с советских времён, не выбросивший и ныне билета, как иные перевёртыши. Но, думается, этот совестливый и мудрый русский человек был бы не против того, чтобы его коллектив, кроме общего экономического интереса, ещё бы спаяли единая отцовская вера, единый приход, единая церковная община, которая ведь тоже как бы частица того «православного социализма», о котором говорят Николай Сомин и его единомышленники, включая и меня, грешного.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Бибикову

...да и с Праздником Вас и всех православных !
Лебедевъ / 07.04.2011, 16:53

2. 12.Бибиков

Ну-у, уважаемый Бибиков, не лучшее у Вас сравнение. В нашем запущенном случае лучше к эпидемиологии обратиться: ересь, как бледная трепонема или палочка Коха. А так, только рекламу делаете.
Лебедевъ / 07.04.2011, 16:50

1. Aвтору

Вы или лукавите, или Вам надо экономический кругозор рэасширять. Во-первых, обратите внимание, что в восточной статье про Неплюева все - от батюшки до обер- прокурора - в нем сектанта видели, недоумевая, почему этот Неплюев в монастырь не идет. Сомин на все отвечает, что того неправильно понимали (один Сомин понял). Во-вторых, Ваш любимый свинокомплекс работает при многоукладной экономике, когда люди сами выбрали, что и как им производить и продавать. Таких хозяйств до революции было тысячи.Мы помним и другие модели хозяйствования, когда план спускался сверху, стимулом были трудодни. Были еще двадцать лет нефтяных дотаций, когда конадским зерном своих свиней кормили. Сомин - за план сверху плюс хождение в церковь строем. Деревню мы убили, хотите чтобы и Церковь добили?
Лебедевъ / 06.04.2011, 18:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Илларионович Щербаков
С косой наперевес
В страду деревенскую
01.07.2024
Девятого мая…
Рассказ о том, как за одно утро написать стихотворение о войне
09.05.2024
Нынче я помолюсь!..
Стихи
31.03.2023
На осеннем закате
Рассказ
14.09.2022
Все статьи Александр Илларионович Щербаков
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 19:39
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Фиалковский
11.11.2024 18:57
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.11.2024 17:39
Создатели шоу «Гарри Поттер и философский камень» будут финансировать ВСУ
Новый комментарий от прот. Владимир Сахаров
11.11.2024 17:30
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от Виктор
11.11.2024 17:29
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.11.2024 16:48