Данным законопроектом предлагается внести изменения в статью 152 Гражданско-процессуального кодекса РФ, статьи 65 и 66 Семейного кодекса РФ, статью 5.35 Кодекса об административных правонарушениях:
· определять место жительства детей и порядок осуществления родителем, проживающим отдельно от ребенка, своих родительских прав (в случае наличия спора о воспитании детей и на время этого спора) в порядке предварительного судебного заседания с участием органов опеки и попечительства;
· установить дополнительную к имеющейся административную ответственность родителей и иных законных представителей за нарушения прав и интересов детей (в случае лишения права на общение с другим родителем или близким родственником, если такое общение не противоречит интересам ребенка; намеренном сокрытии места нахождения ребенка; изъятия ребенка помимо воли второго родителя из сложившейся среды жизнедеятельности, включая место жительства; ином воспрепятствовании осуществлению родителем прав на воспитание своих детей, защиту их прав и интересов).
Вопросы, предусмотренные ст.ст. 65 и 66 СК РФ (об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей и порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка) относятся к сфере материального права, для разрешения споров по которым этими же статьями установлен соответствующий характеру споров судебный порядок их разрешения.
Проект же предлагает разрешать спор с определением содержания прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения в порядке решения процессуальных вопросов.
Предлагается решать вопросы, затрагивающие жизненно важные права родителей и детей, в предварительном судебном заседании, которое проводится по упрощенной процедуре, не предполагающей полного и всестороннего исследования по существу всех предусмотренных законом для разрешения спора, связанного с воспитанием детей, доказательств (обстоятельств, характеризующих обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей, состояние здоровья ребенка и других обстоятельств, способных оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие), а также обязательного в силу закона выявления мнения ребенка путем его опроса.
Это повлечет принятие заведомо неправосудного решения, ущемляющего конституционные права детей и родителей на судебную защиту.
Поскольку в соответствии с ст. 152 ГПК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" представляемые сторонами доказательства в предварительном заседании не рассматриваются по существу, эта процедура также делает невозможным использование сторонами предусмотренных законом иных процессуальных средств для обоснования своей позиции и обеспечения принятия законного и обоснованного решения по делу (например, назначение экспертизы, в том числе дополнительной и повторной, и т.д.).
Родители, не согласные с принятыми в предварительном судебном заседании судебными актами, лишены возможности обжаловать принятые судебные акты, поскольку ст. 152 ГПК не предусматривает их обжалования.
Предлагаемый порядок рассмотрения вопросов устанавливается на период рассмотрения соответствующего спора по существу, что предполагает последующее рассмотрение того же спора в обычном судебном заседании. Таким образом, для дальнейшего рассмотрения спора судебное постановление, принятое в порядке предварительного судебного заседания, будет иметь преюдициальное значение.
Установление дополнительной административной ответственности родителей повлечет еще большее ограничение прав родителей и иных законных представителей (опекунов, попечителей, усыновителей, администрации детских учреждений, в которых находятся дети) на защиту ребенка от контактов, противоречащих интересам ребенка, поскольку в законе не установлены порядок признания или оценки данных контактов как противоречащих интересам ребенка и способы ограничения контактов или недопущения их.
Любое заинтересованное лицо, посредством обращения в административные органы, фактически лишит родителя или иного законного представителя возможности реализовать свое право, блокирует любые законные действия родителя в защиту прав и интересов ребенка.
Привлечение к административной ответственности будет иметь преюдициальный характер для рассмотрения в дальнейшем вопроса об отобрании ребенка от родителя (иного законного представителя) в порядке, например, ч.2 ст. 66 СК РФ, с передачей ребенка помимо его желания и на основании соответствующего решения суда другому родителю, инициировавшему привлечение первого родителя к административной ответственности.
Под «изъятием из сложившейся среды жизнедеятельности» в контексте законопроекта могут пониматься, например, помещение одним родителем без согласия другого (проживающего отдельно, в рамках спора по основаниям, предусмотренным ст. 66 ГК РФ) ребенка на обучение с проживанием (пансионом) в Православную гимназию; помещение в православное учреждение социального обслуживания для получения необходимых социальных услуг; смену места жительства, в том числе чтобы избежать негативных притязаний другого родителя; приезд с ребенком в монастырь для целей паломничества или трудничества с временным проживанием; иные законные действия родителя в процессе спора с другим родителем.
Предлагаемая редакция ч. 2 ст. 5.35 может быть отнесена не только к рассмотрению в судах споров по рассматриваемым вопросам, но и к любому иному случаю совершения родителем предусмотренных в ней действий.
Таким образом, проект:
· создает условия для нарушения прав и интересов детей и воспитывающих их родителей, выводя решение основных вопросов семейного права в сферу упрощенного (вспомогательного) судопроизводства, лишая родителей и детей фундаментальных конституционных прав и гарантий в сфере судебной защиты;
· существенно нарушает баланс прав каждого родителя, родителей и ребенка, создает условия для полного блокирования осуществления родителями их законных прав;
· создает для заинтересованных лиц эффективный механизм противодействия любым законным попыткам родителей защитить права и интересы ребенка, законно осуществить свои родительские права;
· создает возможность для не ограниченного стандартными конституционными и процессуальными гарантиями вмешательства органов судебной власти, опеки и попечительства, иных заинтересованных органов в семью, особенно в спорных ситуациях, что может способствовать разрушению семьи;
· устанавливает, по существу, чрезвычайный порядок преодоления конфликтных ситуаций в семье, явно неадекватный уже существующим мерам их преодоления и самим защищаемым правам и интересам, направлен на создание для семей невыносимого правового режима воспитания детей, защиты прав семьи и ее членов;
· противоречит провозглашенному Президентом РФ курсу на укрепление семьи, гармонизацию отношений между родителями, развитие правовой базы семейного законодательства для поощрения родителей к социально ответственному поведению.
·
Вывод: данный законопроект существенно нарушает прав и интересы детей и родителей, установленные и гарантированные действующим законодательством, в том числе в сфере гражданского судопроизводства, противоречит закону и основным началам российского права.
+ + +
СПРАВКА
9 февраля 2011 года Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 446332-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу уточнения порядка рассмотрения споров о детях), внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, В.С.Груздевым, А.Г.Назаровым, Д.Ф.Вяткиным, Г.Н.Кареловой, М.В.Бабичем, Н.В.Герасимовой, А.М.Бабаковым, Е.Б.Мизулиной, Е.А.Вторыгиной, Н.Н.Карпович, А.В.Кузьминой, М.А.Мукабеновой, И.В.Соколовой, В.М.Дедовым, С.Ш.Мурзабаевой.
Законопроект предусматривает:
- внесение в ГПК РФ и Семейный Кодекс Российской Федерации изменений, касающиеся порядка определения места жительства детей на период рассмотрения спора о детях между родителями;
- дополнение КоАП РФ нормой, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка осуществления родительских прав.
В соответствии с законопроектом вопросы о месте жительства несовершеннолетнего и о порядке осуществления родительских прав на период рассмотрения спора о порядке осуществления родительских прав и (или) о месте проживания детей подлежат разрешению судом по требованию родителей (одного из них) в предварительном судебном заседании. Соответствующее решение принимается судом с участием органа опеки и попечительства.
Одновременно предлагается дополнить статью 5.35 КоАП РФ новой частью 2, устанавливающей административную ответственность родителей (законных представителей), а также других близких родственников за нарушение прав и интересов детей, выразившееся в:
- лишении их права на общение с родителями либо иными близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам ребенка;
- намеренном сокрытии места нахождения ребенка;
- переселении его помимо воли второго родителя из сложившейся среды жизнедеятельности, включая место жительства;
- ином воспрепятствовании осуществлению родителем прав на воспитание своих детей, защиту их прав и интересов.
Авторы законопроекта утверждают, что их целью является установление дополнительных мер по защите прав несовершеннолетних детей на общение с обоими родителями в период рассмотрения судебных споров.
Однако проведенный анализ законопроекта позволяет сделать вывод о том, что принятие его не достигнет заявленной цели. Более того, внесение предлагаемых изменений в действующее законодательство неизбежно приведет к нарушению прав как ребенка, так и его родителей.
1. Так, не выдерживает критики утверждение авторов законопроекта о том, что решение вопроса о месте жительства ребенка и о порядке осуществления родительских прав на период рассмотрения соответствующего спора в предварительном заседании послужит защите интересов ребенка.
Разрешение данного вопроса требует значительных временных затрат для выяснения всех обстоятельств дела, исследования доказательств: допрос свидетелей, составление заключения органа опеки и попечительства, проведения судебной психолого-педагогической экспертизы). Все это является предметом исследования в самом судебном разбирательстве.
Задачами же предварительного судебного заседания в соответствии со статьей 152 ГПК РФ являются процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определение достаточности доказательств по делу, исследование фактов пропуска сроков исковой давности, но никак не исследование доказательств по делу. Таким образом, решения в предварительном заседании принимаются без исследования доказательств.
Принятое без сколько-нибудь подробного изучения обстоятельств дела решение вопроса о месте жительства ребенка и о порядке осуществления родительских прав не защищает ребенка, а создает угрозу нарушения прав ребенка.
Более того, создается прямая угроза того, что принятое в предварительном заседании решение предопределит решение суда по существу спора. Принятие судьей решения по существу спора, не совпадающего с решением, принятым в предварительном заседании, будет означать признание им своей ошибки (имеющей при всем том законную силу), чего психологически судья конечно же попытается избежать
Таким образом, предлагаемая авторами законопроекта новелла создает условия для многочисленных судебных ошибок, цена которых - психическое, а иногда и физическое здоровье многих детей.
2. Предлагаемая авторами законопроекта часть 2 статьи 5.35 КоАП РФ выходит за рамки обозначенной авторами законопроекта задачи защиты интересов ребенка в ходе рассмотрения судебного спора о ребенке. Деяние, предусмотренное указанной нормой, не содержит упоминания о судебных спорах. Таким образом, данная норма может применяться и при отсутствии спора между родителями о детях.
Деяния в диспозиции нормы описаны неопределенно. Используемые при этом понятия не раскрываются ни в законопроекте, ни в действующем законодательстве («сложившейся среда жизнедеятельности»), либо не имеют конкретного правового содержания («иное воспрепятствование осуществлению родителем прав на воспитание своих детей, защиту их прав и интересов»).
С учетом упрощенного порядка производства по делам об административных правонарушениях, а также сроков производства по делу об административном правонарушении, вызывает сомнение сама возможность качественного изучения обстоятельств дела, что создает условия нарушения прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, то есть родителя.
Ситуация усугубляется тем, что в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении, авторами законопроекта предполагается ужесточение санкции, а также внесение в УК РФ изменений, направленных на установление уголовной ответственности для родителей в случае неоднократного привлечения к административной ответственности за указанное выше правонарушение (данная позиция нашла поддержку и в Администрации Президента РФ), с установлением наказания вплоть до лишения свободы.
При этом вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении или приговор суда будут иметь преюдициальное значение при рассмотрении гражданского дела по спору о ребенке, что может быть использовано недобросовестной стороной (родителем) и повлечет нарушение прав как «добросовестного» родителя, так и самого ребенка.
Таким образом, налицо очередная попытка предопределить исход рассмотрения гражданского дела еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, что противоречит принципу осуществления правосудия на основе состязательности сторон, а также законности и обоснованности решения суда (суд основывает решение на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании).
С учетом изложенного, принятие законопроекта неизбежно создаст условия для злоупотреблений правом со стороны недобросовестных родственников, а также, что немаловажно, к активному вмешательству государства в частную и семейную жизнь граждан.
Ни для кого не секрет, что государственная машина может работать только с формализованными статистическими отчетными показателями, контрольные цифры («палки») по ним устанавливаются механически, а не с учетом реальных задач, и не на основе анализа конкретной ситуации.
Весьма высока вероятность того, что в случае принятия законопроекта чиновники органов опеки будут инициировать дела об административных правонарушениях исключительно с целью обеспечения определенного уровня статистических показателей.
Неизбежным результатом принятия законопроекта станут многочисленные грубые нарушения прав как детей так и их родителей, разрушение семей, «заказные» дела, в которых недобросовестная сторона будет использовать предоставленные законопроектом механизмы для изъятия детей, использование детей в качестве средства сведения счетов.