Расширенный комментарий Г.Г.Поляченко остротой постановки вопроса (к каждому из нас) ‑ «Что день грядущий нам готовит?», а также содержательным размышлением на темы, сущностные для сохранения национальной культуры нашего государства, рождает у читателя далеко не обыденный интерес к предмету статьи В.А.Никитина.
Культура, рожденная и сохраняемая культом, национальная идея, спасение народа, общества и государства, достижение мира и межнационального согласия - вот тот круг аспектов, которые развивает Георгий Георгиевич Поляченко в своем комментарии, вслед за статьей В.А.Никитина. При этом ценность комментария заключается в переводе указанных аспектов в практическую плоскость. Негоже, что «КУЛЬТУРА в нашей стране находится на госзадворках, занимая третьестепенное (если ещё не ниже) место по политическому ранжиру»; преступно то, что СМИ «внедряют в общественное сознание ту, так называемую, «массовую культуру», которая по существу является антиподом культуре истинной и способна (и небезуспешно) «стадно-отолплять» народ до такого уровня, что его уже ни гражданами, ни электоратом не назовёшь, а только разве что населением». Г.Г.Поляченко показывает процессы, происходящие не только в советские времена, но и ныне. Связаны они со стремлением «денационализации[и], раскультизаци[и] и раскультуризаци[и] российского народа», «глобальной нивелировки всех духовных ценностей», обратными духовному возрождению России. Аналогичное содержание декларируется и в распространенных в наши дни идеях космополитизма, рожденных идеологией, проповедующей отказ от национальных традиций, национальной структуры, патриотизма посредством в т.ч. нейтрализации национальных особенностей народов. В чем же корень произошедшего кризиса европейской и российской культуры? В трансформации духовно-нравственных ценностей человека. Ориентир на «высокие стремления человека» в творчестве и жизни сменяется культом земного комфорта. Во второй половине XIX века философами отмечается деградация самой идеи личности; под «личностью», «индивидом», «отдельным человеком» в европейской культуре стала пониматься просто физическая особь, обладающая, по сути дела, лишь одним жизненным измерением - чисто физиологическим.
Г.Г.Поляченко, обнажая «болевые точки» в культурной атмосфере России нынешнего времени, демонстрирует его фактическое состояние не с целью критики. Он предлагает путь оздоровления ‑ посредством возвращения к исконным национальным идеалам Православия, воплощенным в лучших образцах русского художественного и литературного творчества. Действительно, еще древнерусские иконописцы и роспевщики своим творческим подвигом подсказывали, что без веры (в духовном смысле слова), задающей идеал, невозможно существование ни человека, ни нации.
Во имя грядущего автор комментариев призывает: «Россия должна вернуть искусству Искусство... Вернуть литературе Великое Русское слово, вытесняемое из повседневной речи «радетелями-модернизаторами российской словесности». Вернуть России русские песни с их молитвенной глубиной, отражённой в них широтой русского характера и душевной возвышенностью (но не в изуродованном современной эстрадой звучании)». На пути постепенного восстановления истинного искусства необходимо «воспитание тонкого музыкального, сердечного слуха». Об этом же мысль Аврелия Августина: «Звук не создаёт пения; издаваемый телесным органом, он подчиняется душе певца, дабы стать песней». Здесь Г.Г.Поляченко солидаризируется и с идеями И.А.Ильина, для которого сердце приобретает слух и способность петь «только тогда, когда оно открывает в себе доступ к божественным содержаниям жизни и приводит свою глубину в живую связь с этими не разочаровывающими драгоценностями неба и земли».
В этой связи логичным воспринимается то, что Г.Г.Поляченко акцентирует внимание на важности музыкального образования. Слово музыкальное, пишет он, должно занимать в «государственной и церковно-общественной просветительской работе» место, «наравне с речевым и писательским словом».
Хочется надеяться, что текст Г.Г.Поляченко вызовет многочисленный отклик со стороны неравнодушных к будущности нашей отечественной культуре.
Галина Аминова, музыковед, кандидат философских наук, профессор кафедры Гуманитарных наук Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского
Наступает время суррогатов - время «бес»
Мне посчастливилось (именно так: посчастливилось) познакомиться с откликом Г.Г. Поляченко под названием «Что день грядущий нам готовит?» - откликом на статью В.А. Никитина «Культ и культура в формировании и сохранении межнационального согласия в России».
Откликом, который является более чем откликом, комментарием к данной статье, а скорее представляет собой крик души, отзыв-боль на проблемы российской современности в целом, на современной состояние отечественной культуры - состояние, которое рискует превратить культуру в субкультурное болотистое нечто, завернутое в благообразный фантик.
Вслед за Валентином Арсентьевичем Никитиным Георгий Георгиевич высказывает лишенную «духоподъёмного теоретического оптимизма» обеспокоенность нынешним положением в отношении культуры. И недаром.
О, как бы хотелось верить милым прекраснодушным вещицам, которыми нас потчуют то тут, то там, уверяя, что с культурой у нас все в порядке. Но какое может быть «в порядке», если «культурный министр» (неважно, что бывший) может в экран говорить культурным языком, а за экраном позволять себе такие бескультурные (или: бес-культурные) словечки, которые повергают слышащих их... вы думаете, в смущение? В возмущение? - какое там! - в восторг, в восхищение (или, по Поляченко, в «болезненное возбуждение»): ну как же, ведь матерщина может нести такую незабываемую эмоциональную окраску речи. Логично будет предположить, что если так пойдет и дальше, то в скором времени некультурно будет не вставить в речь «особо-эмоциональное» словцо...
И это лишь один эпизод, когда культуру пытаются подменить бес-культурием, благочиние - бес-чинием et caetera, et caetera; причем подмена эта «благо»-славляется министерским авторитетом.
И Георгий Георгиевич Поляченко сформулированный В.А. Никитиным ряд обеспокоенностей пополняет еще немаловажными дополнениями, вызывающими тревогу у всякого болеющего душой за свою Отчизну: и касательно школьного образования, и касательно музыкальной культуры, и касательно духовной сферы, и иных сфер, покореженных бес-культурным отношением.
После приподнятия пресловутого «железного занавеса» население нашей страны, как малые дети, ринулось пожирать прелести западной цивилизации, словно не было веками созидаемого мощнейшего ядра, который позволял именоваться нам Великой Державной - Святой Русью. Какая там Святая Русь! Какая там Великая Держава! - будто отсталые насельники убогого края многие наши соотечественники чаяли благ земного рая с той стороны, где солнце-то как раз заходит.
И, увлеченные такими ожиданиями, не слышали, как не потерявшие душу европейцы, американцы льнули к нам - именно в надежде прикоснуться к русской духовности, к Культуре, которую веками созидала Русская земля и которую на Западе во многом заменила так называемая «массовая культура» - культура толпы, способная, по меткому выражению Поляченко, «"стадно-отолплять" народ до такого уровня, что его уже ни гражданами, ни электоратом не назовёшь, а только разве что населением».
Но вместо желаемой духовности эти лучшие представители Запада услышали подаянческие просьбы о колбасе, которая - увы! - как оказалось, имела большую ценность, нежели категории нематериального порядка. И за 20 последних лет мы во многом наш воистину золотой запас променяли на «бусы», наше «первородство» - на «чечевичную похлебку», на «колбасу». Да и на какую колбасу - мясной суррогат, манящий своим запахом и отравляющий своим содержанием.
Но если уж «мы» там подобострастно смотрим в рот пресловутой Америке, то зададимся вопросом, почему там радио- и телеканалы классической музыки насчитываются десятками, а у нас их - единицы и они влачат жалкое существование по сравнению с «классикой для масс»? И этот вопрос и ставит Поляченко, предупреждая, что «не надо быть звездочётом Нострадамусом или пророчествующим монахом Авелем, чтобы предсказать всевозможные катастрофические <...> последствия, наступающие после "времён раскрепощённых нравов" и революций в умах "буревестников" до календарных сроков свершения национальной трагедии».
Если уж на Западе понимают, что без нормальной культуры этнос просто сгниет изнутри, государство просто развалит себя само, то неужели мы, наследники великих отцов, не можем это осознать?! Увы, в массе - не в силах. И ценность как статьи Никитина, так и ее постлюдии - комментариях Поляченко также в том, что они представляют собой как бы набат, призывающий: «Одумайтесь! Одумаемся, пока еще не поздно!»
И ведь действительно: еще не поздно. Если - прислушаться к этим голосам, если - от «духоподъёмного теоретического оптимизма» перейти к деятельному реализму возрождения Красоты, которая может спасти как и нас от обезличивания и духовной этнической гибели, так и весь мир.
А что для этого надо? - «Для истинного духовного возрождения (о котором сейчас так много говорится) Россия должна вернуть искусству Искусство. «Искусство как печалование о рае» (по мудрому изречению одного старца)», - отвечает Поляченко.
Это архимного и архисложно - если иметь «колбасный» менталитет, если «золотого тельца», этого суррогата Бога, принимать за Того, Кем он не является. Но на самом деле, это несложно и немного - если этого желать душою (и во-первых, иметь ее...) и любить свою Землю: «Вернуть России Россию!»
«И этот болевой призыв совсем не нов». Проблема только в том, что наши души порой настолько уже подостыли, что «заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14).
Пытаясь расшевелить подостывшие, но еще не окончательно замерзшие души, в своей статье Поляченко находит удачные образные формулировки, способные не оставить безучастными тех, кто еще помнит об образе Божием внутри себя, и кто, возможно, отчаялся уже противостоять беспощадному Молоху бесо-культуры, - ведь «не пристало смотреть с безысходным отчаянием» даже на Конец Света».
Вспомним Блока, который болезновал по поводу нелицеприятных моментов российской действительности, но мог, мог-таки сказать: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне!» Именно этим дорожением Россией и наполнены комментарии Георгия Георгиевича и именно в этом особая их значимость.
Болезнуя за свою Отчизну, за свой народ, за свою веру, внимая Божественному гласу («о если бы ты был... горяч!»), он чутко откликается на призыв Никитина («Мир и согласие через культ и культуру») и развивает поставленную проблематику, призывая объединить усилия тех, кому дороги - наша Отчизна, наш народ, наша вера, тех, кто не хочет мутировать в безликую массу, не хочет тонуть в «массовой культуре».
«Массовой культуре» Г. Поляченко уделяет особое место, обращая внимание на подлог, который бес-культурных дел мастера пытаются внедрить в наше сознание, ставя знак тождества между понятиями «массовый» и «народный». Отнюдь. Пришлая и пошлая, она чужда нам генетически, более того, «враждебна и самой человеческой природе, которой брошен издевательский вызов». Нельзя не согласиться: вот уж воистину без врага рода человеческого такая «культура» обойтись не могла. Как же иначе, если эта «культура» представляет собой не просто какую-либо художественную бедность, скудость мысли, примитивность, но издевательски кощунствует. То она устами очередной «шлягеронессы» глумится над трогательно передающей атмосферу Вербного Воскресения прекрасной поэзией, испохабив ее музыкоподобными кривляньями. То она в лице казалось бы человека высокого искусства устраивает танцы под молитву Господню, а потом изрыгаются из уст этой персоны «сквернозвучия», «приучающие» нас к новой реальности, в которой подобные мерзости - норма.
Вообще, масскультура все обнаженней и отчетливей показывает свой принцип: чем гаже - тем лучше. Да и становится она все более отчетливо обнаженной. Но эта не та обнаженность, которая целомудренно не стыдились Адам и Ева до грехопадение; это похотливая «обнаженка», которая как раз и воюет с целомудрием, и продолжает дело человеческого ниспадения. И прав, безусловно прав Георгий Георгиевич, говоря о ее враждебности человеку в принципе.
Лишь как частный момент этой вражды можно было бы отметить действие «массовой культуры» непосредственно на русскую культуру. Но повернется ли язык у человека с русским сознанием о извращении подлинной русскости сказать «лишь как»?! И Поляченко как русский человек горячо протестует против именования русским того, что русским не может являться по определению, в частности, против химерических словосочетаний, типа «русский фашизм», «русская патриотическая рок-музыка».
Но еще более ужасно, когда извращается не только истинное значение слова «русский», но и «православный», когда такая масскультура проникает и в церковную ограду, когда она проникает и в духовную культуру, в ту же духовную музыку («в судьбу христианской цивилизации», по замечательному определению В.В. Медушевского), когда к духовному пению - безликокоммерческое отношение, когда сквозь знаменную культуру крюков прорезываются роковые (и, возможно, роковые) выкрючивания, выдающие подлинное внутреннее наполнение исполнителя, как овечья шкура все равно не скрывает волчью сущность. И если это процесс будет развиваться далее, подходя к своему логическому завершению: снятию «шкуры» и явлению во всей полноте отнюдь не овцы. И уже сейчас на смену роковым интонациям пытается прийти откровенный рок, который премило именует себя «русским» и «православным» (и в этом плане «поп-культура» принимает двусмысленное значение)...
Все эти больные моменты нашей жизни также не оставляет без внимания Г.Г. Поляченко.
Заключает же он свой крик души золотыми словами: «К прискорбию, далеко не многие современные творческие люди способны приять стремление к святости, как духовную опору и как единственно спасительный путь в творчестве, осознать, что искусство, даже достигшее совершенства, ещё не есть высшая, конечная цель самой жизни; усвоить себе, что святость превыше искусства для искусства, превыше мастерства и гениальности, что только Святая Молитва - вечное духовное средство благообретения, вечное движение, вечное учение и спасение души».
И мне бы хотелось, чтобы его крик, чтобы его отклик на зов В.А. Никитина не был одинок, ибо уже «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), а если счет пойдет на десятки, сотни, тысячи, то день грядущий нам уготовит нашу Культуру, наше Искусство, нашу Веру.
Священник Димитрий Кулигин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Державная», председатель попечительского совета Межрегиональной общественной организации возрождения и развития традиций православного образования «Православное педагогическое общество», Санкт-Петербург
* * *
Абсолютно разделяя точку зрения, изложенную в статьях Валентина Никитина и Георгия Поляченко, написанных в едином православном духе, хочу указать на главное их достоинство - опору не только на Библию, но и на разработки русских философов по национальному вопросу, о которых, в лучшем случае, забывают наши политики...
Хочу лишь дополнить в тезисах:
думается, что
- исламский экстремизм сегодня - это бич Божий для всего постхристианского мира и, в частности, наших властей и российского народа в целом, надвигающаяся кара Божья за отход от Творца и Его Закона, который, кстати, для христиан, иудеев и ислама един! Русский народ сегодня, как все российские народы, и даже в гораздо большей степени страдает от той содомской чумы, разносчиком которой являются все господствующие СМИ, поддерживаемые далеко не русским капиталом. Но именно потому, что в своей пропаганде либерасты эксплуатируют русский язык, черные политтехнологи успешно направляют негодующую энергию части российских, в частности, кавказских народов на обрубание того самого сука, на котором зиждется наша общая жизнь.
- почвой для воинствующего исламского экстремизма сегодня является потеря авторитета русского народа в глазах всех без исключения народов мира.
Всего за 70 богоборческих лет мы потеряли то, что притягивало, братало, естественно возвышало, придавало авторитет в глазах других народов - нравственную силу.
- Нельзя разделять понятия «российский» и «русский» взаимодополняющие друг друга и взаимосвязанные всем предыдущим ходом истории смыслы! Это как понятия «день» и «сутки». Мы называем днем сутки и, одновременно, его световую часть. Разведя представление о русскости, мы тем самым подготавливаем почву для смены в России государствообразующего ядра.
- Культура есть становление мировоззрения, формируемого Откровением Творца о Себе и мире, в котором мы живем. Без нового мировоззрения, отвечающего запросам времени, культурное развитие русского и других народов России невозможно. На повестке дня стоит воссоединение религии и науки, богословия и практической жизни и пр...
- РПЦ могла бы взять на себя миссию объединения здоровых сил России совместно с представителями ислама и др. за нравственное очищение и возрождение всего российского многонационального общества, уже имеющего свою многовековую проверенную временем культурную традицию. Попытки её сменить на «поликультурность» или другие определения так же губительны как и любой экстремизм.
Наталья Ваймугина, журналист, публицист
* * *
«Эта страна»
Горькие заметки по прочтении статей Валентина Никитина и Георгия Поляченко
Совершенно согласен с идеями о культе и культуре, о необходимости их совместного вознесения на вершину общественной жизни. Но не вижу сегодня народной базы для поддержки благих перемен в нашей духовной жизни. В обществе торжествующего сатанизма все благое - от воссоединения с Украиной (без которого, на мой взгляд, Русь обречена) до запрета телепорнографии и возвращения эфирного времени большой музыке - лишь подвергается осмеянию. Причем не только продажными политиками, но и большинством некогда русского, а теперь бессмысленного народа. Православие для многих не существует как мировоззрение, руководящее поступками. В подмосковной Яхроме, где я живу, даже на Пасху в огромном полуразрушенном храме собирается всего лишь несколько десятков человек - из 20 тысяч горожан. А новенькая, сияющая мечеть всегда полна народу. Переполнены и кабаки, и наркопритоны, и вполне действующие казино, и открыто функционирующие бордели. Самоубийственно пьют и матерятся поголовно все за единичными исключениями - от 11-летних детей до «господ полицейских» и разнузданных, страшных старух. Мой приятель, писатель Борис Никитин, как-то сказал одному из таких двуногих: «Что же ты, дружок, ни одной хорошей книжки в жизни не прочитал?» Тот возмущенно парировал: «Я что, педераст?»
От былого национального согласия остались рожки да ножки. «Ненавижу черных» - общий клич псевдо-русской (то есть не умеющей мыслить, петь и даже говорить по-русски) молодёжи. Кавказцы и среднеазиаты только подогревают такое к себе отношение. Они уже говорят: «Это наша страна!» Их добрые традиции тоже пресекаются - гости вовсю пьют и матерятся. А от русских можно уже постоянно слышать и такое: «Ненавижу хохлов!» Пытался объяснить таким украинофобам, что они сами «хохлы» - их предки пришли сюда в 11-12 веках с берегов Днепра. Смеются, не верят, а то и грозят за такие слова «замочить». Вот вам и прямая связь бескультурья, исторической безграмотности - и квази-националистического идиотизма.
Ситуация с культурой настолько трагична, что мне трудно разделять мягкий, благостный подход В. Никитина к проблеме. Мне ближе тревожный подход Г. Поляченко. К тому же Георгий Георгиевич не только констатирует те или иные явления музыкальной и общественной жизни, но и выявляет стержневую проблему: «...что, пожалуй, самое тревожное, - подавляющее семейные устои влияние всесильных Средств массовой информации на формирование личности и манипулирование сознанием как подрастающего, так и уже возросших поколений. Достаточно только бегло ознакомится с содержанием большинства телевизионных программ и кинопоказов, заочно противопоставляющих церковному культу культ бесчеловечного жестокого насилия с героизацией бандитского мира с его свирепыми антихристианскими законами, чтобы перед глазами возникли апокалиптические картинки».
Точные слова. Следовательно, если русский народ не возвратит себе СМИ, он исчезнет. А процесс такого возвращения не может быть мягким - боюсь, что он может теперь быть только жестким и даже жестоким, как свержение Святославом хазарского ига или Богданом Хмельницким иудео-папской оккупации.
Пока СМИ в руках новых хазар, продолжается процесс уничтожения русских искусства, культуры в целом, религиозных представлений, народных традиций и даже языка - и вербального, и особенно музыкального. Лет 15 назад хазары трубили с газетных полос, верещали с телеэкрана: «Эта страна!» Теперь они удовлетворенно говорят, как мы раньше: «Наша страна». А нам, русским, впору говорить «эта страна», ибо какая же она наша? Их, паразитов, их,- тут они правы.
Ужаснее всего то, как они изменили не производство, доходы, профессиональный престиж, экономический строй, наконец (хотя и это ужасно), а людей. Изменения коснулись не только сознания, но и подсознания, стереотипов поведения, державшихся веками. Восточные славяне, потомки скифов-сколотов, со времен Геродота, Прокопия Кесарийского и Иордана считались народом музыкальным, нравственным, добрым и бессребренным. Ныне этот древний генетический код почти разрушен. Вот частные, но с общей подоплекой примеры того, как русские на глазах становятся нерусскими
С 1986-го по 1995-й я работал на Всесоюзном радио (потом оно называлось Гостелерадио СССР, ТРК «Останкино»), до самой его ликвидации. Работал не техником или разносчиком пленок, а редактором, автором и ведущим радиопередач, звучавших по Первой и другим программам на всю страну. Помните? «Концерт-размышление», «В рабочий полдень», «Новости музыкальной жизни», «Полуночник»... Теперь, на днях, мне понадобились собственные радиопередачи - те, в которых участвовал великий мой старший товарищ Георгий Васильевич Свиридов. Я обратился в нынешний Телерадиофонд Федеральной службы по телевидению и радиовещанию, где хранятся в том числе и мои записи. «Пожалуйста, - ответили мне,- мы вам перепишем ваши передачи. Шесть тысяч рублей час переписи». Охнул и аж присел. Ну ладно, думаю, та телерадиофондщица, с коей я говорил, меня, наверное, не знает и не ведает, что творит. И обратился к некогда товарищу, а теперь господину К. Некогда мы с ним работали в одном отделе и общались весьма плотно. Теперь он чиновничествует в телерадиофонде. «Александр Сергеич, перепиши мне по старой памяти мои же передачки, а?» «Не могу, Иван, не положено, порядок такой, коммерческий».
Хорош коммерческий порядок! И не в отдельно взятом фонде, а по всей «этой стране»... Как я, создававший передачи, не могу теперь их даже послушать (а наживаются на них те, кто и калории не потратил на их придумку и запись), так и те, кто создавал заводы и нефтепромыслы, теперь смотрят, как курчавые митрофанушки вроде владельца «Челси» жируют на захапанном. И повсюду, как крысиный помет в хибаре алкашей, густой, мерзостный дух коммерции...
Несколько лет назад я затеял на «Народном радио» цикл программ о подлинном, древнем, неискаженном фольклоре - «Песни русского счастья». Естественно, таких записей в магазинах и на рынках нет - считается, что русским людям куда полезнее слушать дебильную попсу и наркозависимый квази-рок, чем познавать собственные корни. Записи натуральных крестьянских исполнителей есть только в музыкальных учебных заведениях, преподаватели и студенты которых ездили в фольклорные экспедиции. Обратился к личной подруге, соученице, ныне педагогу вуза как раз по фольклору. Близкой, подчеркиваю, настоящей подруге и где-то даже сподвижнице. Ну здесь-то, думаю, духом коммерции над некоммерческим проектом не завоняет! Завоняло так, что до сих пор тошнит...
Выручил человек, куда менее знакомый и. кстати, куда более знаменитый,- профессор консерватории (а ведь в ней я не учился!), крупнейший фольклорист России Вячеслав Михайлович Щуров. Он - один из немногих, кто не стал разменивать дело жизни на трупную зелень баксов. Он - помнящий, верный своей художественной присяге - в непредставимом, тягостном меньшинстве...
Прямо-таки классический пример превращения «нашей страны» в «эту страну» и моего народа в «этот народ» я вижу на примере семьи близких родственников. Красивая русская женщина в 90-е бросила обнищавшего русского мужа и подобрала себе нового, из влиятельных сионистских кругов. Откуда-то вдруг у нее, внучки костромскх крестьян, явилась русофобия в смычке с советофобией. Хуже всего то, что эта «светская дама» начала намеренно калечить души детей от первого брака. Слушаешь ее сына - и душит хохот с гневом пополам. Оказывается, в советские годы хорошие сигареты нельзя было курить на людях - могли арестовать! (как философски заметил другой мой знакомый юноша, «ну это смотря чем набивать»).
Многое удалось вдолбить несчастному молодому человеку - мама рассказала: «В СССР была такая бедность, что я была вынуждена выбирать, что купить - яблоко или хлеб». Да нет, в СССР ты, не работая, по курортам ездила, а бедности хлебнула при любимом Чубайсе...
И еще из разряда баек. Мать новорусской сказительницы вносит свою лепту: «В СССР за колоски сажали». Вот, мол, какая была тюрьма народов! А сама, между прочим, в начале 60-х приехала по лимиту в Москву, познакомилась здесь с таким же лимитчиком, родила дочку и практически сразу получила двухкомнатную квартиру. Бесплатно. Почти в центре и вовсе не в «хрущобе» - в кирпичном доме. А потом, в восьмидесятые, когда родились внуки,- еще одну. Тоже бесплатно. Вот звери были коммунисты!
Наслушавшись старших, парень теперь уверен, что предприятия, где качают нефть и плавят металл для миллиардеров, были построены... при Ельцине!
Также мой собеседник уверен, что в России... сейчас нет бедных! «Я, - назидательно промолвил он, - не знаю ни одного». Конечно, в их-то тусовке...
Охота фантазировать «предкам» юноши - пусть бы и фантазировали. Друг с другом. Как коммуняки у них всю кровь выпили и белым телом закусили. Но попутно они, совершенно русские по крови и шабесгои по нутру, лишили детей русской культуры, да и всякой иной. Дети слушают только иностранные мюзиклы, совершенно глухи ко всему русскому и вообще не воспринимают мировую классику любых жанров...
Поставил послушать запись спектакля Историко-этнографического театра, где молодые актеры, выпускники Щепкинского училища, изумительно поют подлинные, древние русские песни. Юноша был честен: «Это просто вой. Меня физически тошнит от него. Заниматься таким могут только психически ненормальные».
Моя попытка подарить ему Евангелие не удалась. «В моем доме этой книжки не будет!»
Ту уж действительно завоешь. Симпатичный, усидчивый сын русских родителей, парень без вредных привычек, поигрывающий чудо-мобильником, компакт-плеером и цифровым фотоаппаратом... и страшен тем, как легко, без тени сожаления отринул тысячелетний опыт русских, саму суть нашу. Он выучится на менеджера в платном вузе (4000 долларов в год), пойдет на тысячедолларовую необременительную работу («мало!» - с сожалением говорит он), будет благополучен... Он действительно не знает, что сейчас есть бедные и оскорбленные, что подлинная русская элита нищенствует - ему забыли об этом сказать. Когда унижаемая Русь взорвется, он с новым прозападным «папой», конечно же, уедет из страны, которая вновь станет «этой», не понявшей блага реформаторства. Скорее всего, он будет хорошим человеком... хорошим потребителем мюзиклов, блокбастеров и компютерных новинок. Только русским он не будет. Он уже не русский.
Сегодня, сейчас, на наших глазах пресеклась традиция русской культуры. Описанная мной картинка, дробясь, как в чудовищном кристалле, воспроизводится в миллионах семей. Вы думаете - я знаю, что делать? Нет. Я просто скорблю. У нас ведь ничего нет, кроме нашей истории и нашей культуры. Похоже, что они умрут с моим поколением - пятидесятилетних. Боюсь, что молодежь, «помнящая родство» - капля в море благодушных манкуртов. Во всяком случае, мой опыт свидетельствует об этом. И то, что подобное когда-то произошло, например, с древними греками, на место которых пришли Попандополусы - о, хорошие, приличные люди! - меня как-то не утешает...
Впрочем, выход, конечно, есть. Видит его и Георгий Поляченко. Но... При этой власти с ее «рыночным менталитетом» о нем не приходится и мечтать. Это в «нищем, агрессивном, нецивилизованном» Советском Союзе был осуществлен величайший культурный проект человечества. И Георгий Свиридов, и Василий Шукшин, и Виктор Астафьев, и Валентин Распутин, и Василий Белов, и Александр Ведерников, и Владимир Крупин, и их последователи и ученики - слава Богу, есть еще они и немало их, русских и творящих,- не в Гарварде становились носителями высочайшей культуры. Их, людей «от сохи», выковали книги классиков, умная, грамотная печать, особенно - советское радио с непременными Глинкой, Римским-Корсаковым, Чайковским, Мусоргским, Бородиным, Рахманиновым, потом - Прокофьевым, Мясковским, Шостаковичем, Хачатуряном, еще дальше - Свиридовым, Б. Чайковским, Гаврилиным... С «Писателем у микрофона» и «Театром у микрофона»... С русскими сказками и песнями... Были, и тогда, родители невежественные - но страна все равно лепила умниц, совестливых, героев...
Представляю, как взвыли бы нынешние юнцы, да и их очумевшие родители, если бы их вместо гомо-фонограммных певцов, детективчиков и бульварной жвачки стали питать тем, что я перечислил выше. Но ведь повыли-повыли бы, потом прислушались - и жить бы не смогли без высокой ноты в проснувшейся душе! Ан нельзя - рынок у нас, культ гешефта и Шейлока, свобода колоться, мозги калечить, дебилов плодить. Ко всему другому приклеен огромный такой, кричащий ярлык: «Русский фашизм!»
Иван Вишневский, композитор, музыковед, журналист, ведущий и автор радиопередач
* * *
Стирание граней добра и зла
Исключительно ценная и архисвоевременная дискуссия - диалог В.Никитина и Г.Г.Поляченко. Высшая ценность и неотделимость Православия и культуры в России - казалось бы, давно известная истина, подкрепленная высказываниями многих мудрецов, писателей и философов, да и, главное, самой историей, однако именно она сегодня попирается с особым ожесточением - и лицемерием. Официальные декларации правящих лиц на деле безнадежно расходятся с реалиями народного духовного и культурного сознания сегодняшнего дня. Чтобы убедиться в этом, а также в том, насколько ситуация катастрофична, достаточно включить и посмотреть в течение двух часов передачи Первой программы ТВ или канала НТВ. Тревожнее всего, что пропаганда Зла, злокозненное лживое «просвещение» Злом стало, несомненно, политикой. Она направлена на оглупление, обмещанивание, а в конечном результате на рабское подчинение народа правящим силам. Для этого и внедряются в народ как некая мода и необходимость бесконечные сплетни, сутяжничество, наговоры, болтовня, мещанские безделицы, женские сплетни, в которых все охотнее принимают участие мужчины, полузнание, полукультура, развлекаловка и проч. Ужасно то, что Россия стала страной, культурно ориентированной на посредственность. Такого не было никогда, и даже, справедливости ради скажем - и при советской власти. В этом видится суть творимой политики в области «культуры» (в оглядке на день сегодняшний это слово редко можно написать без кавычек). К сему можно добавить войну, объявленную государством последним ее очагам под видом стремления к самоокупаемости и прочей «экономии расходов» - музыкальным и художественным школам и училищам, программе общеобразовательной школы в области гуманитарных предметов, сюда же можно отнести закрытие и укрупнение сельских школ - последнему оплоту и так едва теплящейся жизни нынешней русской деревни.
Стирание граней добра и зла - термин, хорошо известный верующим - с успехом внедряется в стране с невиданным и у ветхозаветных фарисеев лицемерием с помощью самого мощного и страшного современного оружия - СМИ, которым покровительствуют и попустительствуют власти, в первую очередь правительство страны, которое при желании легко могло бы остановить этот очевидный кошмар и растление (во все века правительства по своему желанию именно так и поступали, когда считали нужным). Однако в реальной жизни заметно лишь одно - бесстыжесть (главное свойство нынешних правящих сил) и бескультурье. И происходит давно известный процесс торжества грубой силы над просвещением, блистательно описанный классиком, например, в таком пока еще известном школьникам произведении, как «Орел-меценат» Салтыкова (как известно, хам лупит по морде интеллигента не за реальную обиду, а за глобальное и недостижимое от него свое отличие). Резервация в виде канала «Культура» и хороша (потому что осталась последним пристанищем культуры и интеллигентности[1] - тоже почти вымершего человеческого свойства), и нехороша тем, что культура, таким образом, выделена в резервацию, как бы отодвинута от генерального потока жизни. Вопли по поводу деградирующей, спивающейся, некультурной, живущей как дворовые животные молодежи можно назвать в такой ситуации только голосом лицемеров опять же из Ветхого Завета (потому что по факту всё делается для того, чтобы так было, это закономерный результат внутренней политики в стране в области культуры, образования и средств массовой информации).
Мудрено ли, что Россия так чудовищно потеряла за последние двадцать лет свой авторитет в мире? «Нельзя одновременно покланяться Богу и маммоне» - вот и всё.
Так или иначе ясно, что без возрождения культуры и хотя бы стихийного осознания ее Божественной сущности и ценности немыслимо не только возрождение, но и какая-либо полноценная жизнь России (пока всё больше катится к Древнему Риму накануне захвата варварами). Без веры и культуры не придет человек к истине, не пробудится в нем ничто Божие. Во главе этого процесса должны быть и люди верующие и разумные. Возможно, на первых порах это будет (после такого-то безвременья!) просвещенный деспотизм (термин Г.В.Свиридова), когда подлость и пошлость «попсы» любого рода будет просто решительно отметаться, но так или иначе возврат к национальной культуре - пусть даже на первых порах и на один, и на два, и на три шага назад, а не вперед - есть единственное спасительное средство, с которого может начаться оздоровление болезни безбожия и бескультурья. Чтобы это произошло, нужны усердная молитва, добросердечный труд каждого, кто участвует в этом процессе, и, конечно, решающий фундамент государственной и религиозной поддержки. Хотя бы на уровне осознания ценности и крайней необходимости этого процесса - а далее Бог поможет, если увидит ясность помыслов. «Лишь были б помыслы чисты»...
Необходимость и желательные грани этого процесса, а также основные его требуемые рубежи исчерпывающе намечены в предложенных вниманию материалах В.Никитина и Г.Поляченко.
Алексей Вульфов, музыковед, журналист
* * *
Тема духовной культуры, определяющей состояние души человека, актуальна и своевременна. Статья Георгия Поляченко написана на злобу дня. Но она не должна быть комментарием к докладу Валентина Никитина, блестящего православного писателя и ученого. Никитин сам по себе. А Поляченко сам по себе! У Георгия Георгиевича Поляченко несомненное превосходство в знании и понимании «музыки сфер», преображающей человека, а не опускающей его до животного состояния, когда говорят звериные инстинкты. А о том, что на современных «гала-концертах», «скетч комах», «ток-шоу» происходит расчеловечивание человека говорят одержимые лица зрителей, шприцы и сломанные кресла. На подобного рода мероприятиях люди превращаются в стадо свиней, а лицедеи на сцене в этот момент являются носителями бесовщины. И не понимать этого - значит быть врагом не только Православия, но и духовной национальной культуры в целом. Все, о чём пишет Георгий Поляченко, знакомо до боли. Я полагаю, что вернуть уважение к себе русский человек может только тогда, когда обретет самого себя. А сегодня он в своей массе - обезьяна, кривляющаяся под ритуальные ритмы каннибалов. Не случайно одним из действующих лиц оранжевой революции на Украине были бубны и там-тамы. Это говорит о том, что существует сценарист и режиссер, задача которых - превратить народ в толпу... Что же касается постулата о. Павла Флоренского о том, что «культ является ядром культуры», то, как показало время, он применим только в случае «райской цельности общества». Мы же живем в период возрастания энтропии и хаоса. В нашей неодухотворенной культуре отсутствует «религиозный культ». Мы «зажигаем звезды», нарушая одну из десяти Божиих заповедей: «Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу...» Советский период истории России в конце прошлого столетия мы объявили временем власти Антихриста. Я же полагаю, что это было время богоборческое, но при этом Со-весть продолжала жить в душах советских людей, воплощаясь в их творчестве. Власть же Антихриста, пришедшего в мир под видом новоявленных «учителей», мы наблюдаем сегодня. И наглядно это демонстрирует современная «культура». Я не в праве судить о путях Русской Православной Церкви. Но уверена, что «выходя из ограды» РПЦ должна оставаться духовным лидером, оставаясь консервативной в вопросах культуры, а не идти на компромиссы. Не может, например, рок-музыка быть православной! Полностью разделяю точку зрения Георгия Поляченко на современную культуру, которая «незаконно и болезненно» формирует ложные идеалы. Ведь культура - это плоды Боговдохновенного творчества, формирующие миропонимание, наполняющие духовной гармонией и вводящие душу человека в состояние катарсиса:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для зауков сладких и молитв.
А.С.Пушкин
Антонина Бальян, театровед, член Московского отделения СП России, главный редактор газеты «Голос таджикистанцев»
* * *
С первых страниц комментария Г.Г.Поляченко я почувствовала радость от лаконичности сформулированости той боли, которая присутствует у части преподавателей, с которыми я общаюсь. К сожалению - у очень небольшой части. «Но реально положение в культуре и просвещении остаётся таковым, каково оно есть и более никаковым... Пока что!...» Очень хочется верить, что это изменится! В Москве сейчас начался эксперимент по «Изучению духовно - нравственных основ Православия». И не так, как предлагается - 1 год, а с первого по 11 класс. Один из руководителей этого - Соловьёв Алексей Юрьевич. Центр, в котором я работаю, с сентября включается в эту работу. Но на данном этапе мы столкнулись с непониманием и даже отторжением этой работы у большинства коллектива учителей.
«Особое и очень важное место в государственной и церковно-общественной просветительской работе должно занимать наравне с речевым и писательским словом - слово музыкальное. Воспитание тонкого музыкального, сердечного слуха столь же важно, как и изучение в школе Основ Православной Культуры.» - это тоже боль моей души! как учителя музыки и Мировой художественной культуры, предметов, как я понимаю, изгоняемых в наше время из учебного плана, т.к. попытка перевести эти предметы на самоокупаемость - по моему мнению - осмысленная позиция уничтожения остатков культуры в нашем образовании. Очень хочется верить, что и комментарий к статье В.А.Никитина будет ПРОЧИТАН и УСЛЫШАН сердечным слухом как можно большим количеством читателей сайта! Спаси Вас Господи за Ваши труды!
Татьяна Гринченко, музыковед, педагог
* * *
О сути национальной русской идеи
С огромной благодарностью прочитала доклад Валентина Арсентьевича Никитина «Культ и культура в формировании и сохранении межнационального согласия в России», прочитанный на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях, и расширенный комментарий Георгия Георгиевича Поляченко, а, по сути, - полноценную мировоззренческую статью на самую важную, точнее - единственно важную сейчас и спасительную для культуры тему. Я вижу Божественный промысл в том, что на фоне страшной искусственно насаждаемой бездуховности все больше и больше наших соотечественников начинают не только задумываться, но и публично высказываться о сути национальной русской идеи и формулировании ее на новом историческом витке. И в ответ на Боговдохновенный призыв Валентина Никитина: «Культ и культура в их согласии и взаимодействии - вот наша национальная идея, спасительная для народа, общества и государства...» вместе с автором комментария Георгием Поляченко восклицаю: это «...совершенно справедливые и единственно правильные выводы о сути национальной русской идеи...». В статье-комментарии дан замечательный анализ, обнажающий подлинные движущие силы происходящего, а главное - предложены конкретные механизмы воплощения программы «Мира и согласия».
Вызывает обеспокоенность, однако, тот факт, что применить эти механизмы в нынешних условиях, несмотря на все благие словонамерения власти предержащих, не представляется мне возможным. Как справедливо замечает автор комментария «...реально положение в культуре и просвещении остаётся таковым, каково оно есть и более никаковым...». В связи с этим позволю себе высказать несколько соображений.
Нынешнее катастрофическое положение, в котором находится культура, становится совершенно очевидным все большему и большему числу людей. Не стоит описывать далее все происходящие без-образия, позволю себе только добавить мысль о целенаправленности усилий самого, пожалуй, мощного современного института разрушения - СМИ. У Иоанна Лествичника в знаменитой «Лествице или Скрижалях духовных» есть определение: «Благое же основание, трехсоставное или трехстолпное, составляют незлобие, пост и целомудрие». Именно по этим трем направлениям и ведется основной «огонь» всех СМИ: насилие - заполонившие эфир боевики, триллеры и всевозможные передачи о криминале; обжорство - бесконечные программы о еде и готовке; разврат - бесстыжая демонстрация происходит уже не только в ночных, но и в дневных эфирах. Появились целые телеканалы специализирующиеся конкретно на каждом из этих пороков. Другие - добавляют того же по мере остатка времени от политики... Что касается ситуации внутри предприятий культуры, то многие из начальников, кому в СМИ - и не только - по должности положено нести свет высокого просвещения сами высокое искусство не любят. Потому что именно то, что любишь, то и слушаешь, смотришь, читаешь. А мы знаем, что, например, слушают многие наши руководители. К сожалению, это не духовное искусство, которое стесняет их своими объемами и формами. Им неуютно в его чистоте и красоте. Оно «напрягает» их своей возвышенностью и длиной. Поэтому подлинное искусство они уродуют обрезаниями, сокращениями, дают в эфир частями или отдельными фрагментами. Что, в общем-то, является тем же рейдерством, только музыкальным...
Кроме того, культуру методично загоняют в резервацию: на телеканал «Культура», радио «Культура», газету «Культура». В других «некультурных» СМИ не до нее, там правит бал развлечение, развращение и реклама. Такими действиями ставится под угрозу само существование народа России - единой культурно-исторической общности людей, - поскольку происходит планомерное дробление народа на непересекающиеся культурно-социальные группы. Хотя хорошо известно, что культурные ценности играют в жизни общества ту же роль, что и наследственная информация ДНК в клетке, гарантируя преемственность развития всех форм жизни общества...
Помимо этого, на фоне всеобщего молчания совершается публичная наглая цепь подмен: с ключевых должностей не только в культурной, но во всех сферах человеческой деятельности, убираются фигуры - носители духовности. На их место ставятся роботоподобные «менеджеры от...» культуры, физики, педагогики - от чего угодно. Далекие от Бога, точно!
Наряду с этим, целенаправленно осмеивается либо оскверняется, как теперь выражаются - «опускается», все, что имеет отношение к Свету. Ярчайший тому пример - псевдоним американской поп-дивы Мадонны. «Поколение Пепси» не знает, и даже не подозревает, какого уровня совершается святотатство...
В настоящее время преобладает мнение, что вначале нужно создать условия для жизни людей: обеспечить приоритет права, поднять экономику, наладить быт, и тогда уже можно будет думать о гуманитарных интересах. Хотя совершенно очевидно, что то самое безопасное, справедливое и гуманистическое государство, которое мы собираемся построить, возможно возвести только на чистой и крепкой основе. Такая основа - культура. Только и исключительно культура. Культура каждого гражданина. Не набор знаний о культуре, а внутренние высоконравственные духовные убеждения человека. Культура - это гарантия позитивного развития общества. И светлое будущее у нас наступит только тогда, когда каждый лишь потом будет специалистом: юристом, продавцом, чиновником, полицейским, журналистом..., а вначале - культурным человеком. Культура - это первооснова. А при ее отсутствии, не поможет ничто, рухнет любое право.
Отдельная очень тревожная тема - реформа системы образования. Если говорить кратко о ее сути, то, с моей точки зрения, нацию творцов превращают в нацию наблюдателей (потребителей), а к процессу обучения человека теперь предлагают подходить как к наладке машины. Из процесса обучения изымается творческая и духовная составляющие. Не знаю ни одного человека, которому бы такая ситуация нравилась. Возникает вечный вопрос: что делать? Вот жесткий ответ из статьи «Невежество - опора тирании» П.Федотовой: «...Позиция многих работников образования: от нас ничего не зависит, мы ничего не сможем изменить, - сомнительна и с моральной, и с научной точки зрения. С моральной - потому что прикрывает стремление снять с себя ответственность за происходящее, банальную лень и трусость. С научной - потому что выводы современной науки прямо опровергают этот тезис. К числу установленных в области синергетики фактов относится тот, что для неравновесных систем с большим количеством параметров (а таково, например, общество) изменение одного-единственного параметра «на входе» приводит к значительному изменению результата «на выходе». Получается, что от единичного действия единичного лица могут зависеть судьбы мира». К сказанному нужно добавить, что реформа системы образования - это частный случай общей реформы системы государственного жизнеустройства. Без изменения движущих общество вперед целей и смыслов можно ли ждать улучшения происходящего в образовании (в армии, в медицине и т.д.)?
С болью в сердце затрагиваю и еще одну тему - о положении религии в нашем обществе. Бесспорно, самым главным событием новейшего исторического периода является факт, что после 70-ти с лишним лет беспамятства, Вера Православная вышла из изгнания: возрождаются и строятся новые храмы, в открытом доступе появились запрещенные ранее духовные труды, звучат музыкальные произведения истиной Правды и Красоты. Звучащие ныне возвращенные трудами подвижников, как и некоторые вновь рождающиеся, мелодии поднимают дух на недоступную простым смертным высоту, и все ищущие теперь могут припасть к живительным целебным источникам, очистить сознание, укрепить свой дух.
Таким образом, с одной стороны, - в нынешней государственной идеологии существование Бога не отрицается и вроде даже поощряется: государевы мужи регулярно стоят в храме. С другой стороны, - очевидно, что религии отведено почетное, но строго ограниченное место. Мы также видим, что спасительная идея любви, преподанная нам подвигом Христовым, не стала основополагающей жизненной философией для многих членов нашего общества, а заповеди Божии не являются главным внутренним двигателем его развития (о чем говорить, если слово Бог в подавляющем большинстве массовых изданий по-прежнему пишется со строчной буквы!). Поэтому при принятии любых решений ни власть, ни общество Бога в расчет не принимают, рассчитывая на себя, на науку, в конце концов, на авось, но только ни на Создателя. Все это, к несчастью, говорит о том, что при внешнем соблюдении обрядов, праздников и т. д., общество и государство по-прежнему живет в материалистическом мире.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные крайне тревожные приметы, можно было бы с оптимизмом смотреть в будущее, успокаиваясь мыслью о том, что были уже темные периоды в истории. И Вы совершенно справедливо напоминаете «...Не о сегодняшнем ли дне написано: «Ныне наши дети любят сатанинские песни и пляски; псалма же никто ни одного не знает, - ныне такое знание кажется неприличным, унизительным и смешным. В этом-то всё и зло; на какой земле стоит растение, такой и приносит плод». Эти, пронизанные болью обличительные слова, принадлежат не нашему современнику, как может показаться по прочтении. Это высказывание святителя Иоанна Златоуста, жившего в далёком IV веке (!) от Рождества Христова...». Но все же мир устоял, и были на дальнейшем пути его развития всплески и прозрения высокой духовности, были созданы многочисленные образцы подлинного искусства... Но на современном историческом отрезке появились новые факторы, которые ранее в истории цивилизации не существовали. Эти новые обстоятельства планетарного масштаба влияют не только на развитие, но даже на само существование разумной жизни на Земле.
«1. Вследствие резкого (неоправданного) роста потребления и роста численности населения, деятельность человека вызывает истощение ресурсов планеты и приводит к изменению ее климата с необратимыми последствиями для среды обитания людей и всей экосистемы в целом.
Человечество энергично овладевает методами генной инженерии, которые позволят в перспективе формировать биосферу по своему усмотрению, а также совершенствовать по своему усмотрению свое собственное тело.
Развитие информационных технологий и средств связи, развитие психологии и средств воздействия на сознание людей, разработка и использование методов зомбирования и управления сознанием в массовом масштабе открывают доступ к насильственному вмешательству в святая святых - духовную сферу человека.
Следует обратить внимание, что в совокупности эти три пункта охватывают физическую, биологическую и духовную среду человека, то есть являются всеобъемлющими, глобальными. Для того чтобы эти новые потенциальные возможности человечества не обрели катастрофически разрушительного характера, этический уровень людей должен соответствовать той огромной ответственности, которая сопряжена с владением столь мощными инструментами...
К сожалению, приходится констатировать, что цивилизация, вооруженная концепцией прогресса, развивается стремительно, а этика практически остается прежней (имеется ввиду этика как совокупность внедрившихся норм поведения нынешнего светского потребительского общества О.Г.). В результате такого разрыва доступ человека к рычагам, находящимся в руках Провидения просто лишит Его возможности осуществлять Замысел, и поддерживать весь проект, именуемый «Наш мир» или «Этот Свет», окажется просто нецелесообразным. Итак, Финал?» - это цитата из статьи «В финале пьесы» А.Штанько - одного из ученых - квантовых физиков, находящихся на переднем фланге самых современных знаний. Итак, в глобальном масштабе ученые размышляют о Финале...
А вот уже наш современный писатель, отмеченный пророческим даром, Валентин Григорьевич Распутин совсем недавно написал о том, что происходящие изменения сознания людей - «это не эволюция, а мутация. Атмосфера создана такая, что человек будет перерождаться в чужое. А когда переродится, он будет ненавидеть всякого, кто не переродился. Это - закон потери лица, закон предательства» («Дочь Ивана, мать Ивана»).
Так что же? Действительно мир вступил в эсхатологическую эпоху? И точка возврата окончательно пройдена? И спасение отныне если и возможно, то только личное???
Ясно одно - апокалиптические настроения, возникающие у все большего числа людей не случайны. Это тоже Божественный промысл. Человечество запуталось в своем развитии и не может преодолеть последствия своих собственных ошибок. При этом Божественных подсказок, идущих каждому по интуитивному каналу, оно в массе своей не воспринимает, а подлинных своих пророков отвергает. Происходит это «... оттого, что человек своим плотским (так называемым либеральным) мудрованием и своей постоянной греховной, сластолюбивой, разгульной и любокорыстной жизнью насилует и, наконец, заглушает свою совесть» - эти слова, также сказанные будто сейчас, принадлежат праведному Иоанну Кронштадтскому. А продолжает свою мысль великий святой земли Русской так: «Это бесчувственное состояние души есть греховная смерть человека, которая из временной может перейти в вечную. Нужно сильное потрясение, чтобы пробудить спящую совесть».
Да сколько же нам нужно сильных потрясений? Куда мы идем, православные? Неужели то со-стояние, в котором находится наше отечество: наши старики, дети, наша наука, армия, школа, СМИ (назвать можно буквально все)... разве это не вызывает потрясение? Необходимо остановиться, осмотреться и осознать бездну, у края которой мы стоим...
Выхода из сложившейся ситуации при господствующих в обществе материалистических взглядах нет. Но как для личной судьбы каждого отдельного человека решающим фактом движения вперед и вверх является молитвенное покаяние, так и для всего народа только покаяние в такой ситуации может стать искупительным спасительным актом, открывающим врата в счастливое будущее. Дальнейшее движение без Покаяния возможно только в пропасть. Но покаяние должно быть искренним, всенародным, идущим как снизу, из глубин народных, так и сверху, от руководителей страны. Только такое покаяние может изменить судьбу народа, дать новые возможности, осветить и освятить путь... Уже многие осознают невозможность жить далее в нынешней системе координат, и сейчас очень важно понять, что самый главный и страшный наш враг - враг внутренний. Мы все должны покаяться в со-участии в преступлениях. Нам нужно признать, что это мы сами общим нашим равнодушием, попустительством, ленью, страхом, а главное - неверием завели страну в тупик. Покаяние - великое таинство. Что произойдет после покаяния - известно только Творцу. Но то, что в покаявшуюся, очистившуюся душу, приходит духоподъемная радость, прилив энергии, то, что открываются вдруг новые невидимые ранее пути, это испытал на себе каждый истинно верующий! Покаяние - это наша надежда на будущее...
Всегда из всех испытаний и бедствий отечество наше поднималась молитвой, усилиями народа с Богом на устах. Даже в разгар атеистического лихолетия в Советском союзе победа в Великой отечественной войне была завоевана в большинстве своем крещеными православными или их детьми, хоть и считавшими себя материалистами, но на самом деле выросшими с Богом и насквозь еще пропитанными верой отцов и матерей. Сейчас же - впервые со времени крещения Руси - мы пребываем в совершенно других реалиях: никогда в России не было такого количества некрещеных; крещеных, но не верующих; верующих, но только внешне. И, вероятно, не случайно, именно сейчас по воле Божией приходят на Землю новые знания, жизненно необходимые обществу.
Не для блаженных, невидевших и уверовавших важны эти знания - открытия современной науки - квантовой механики. Спасительно необходимы они для прозрения многочисленных формально верующих, соблюдающих лишь внешние обряды. А более того, для тех неверующих, которые подобно Евангельскому Фоме должны, чтобы уверовать, все потрогать своими руками. «... Но он (Фома) сказал им: если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю... Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!».
Сам Господь не считал зазорным объяснять, увещевать и даже показывать неоспоримые факты Своего присутствия в мире. И как сказано далее в Святом Евангелии от Иоанна: «...Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». «По-научному материализация какого-либо нового объекта (вот до чего дожили!!!) называется декогеренцией, а исчезновение материального объекта из материального мира (в религиозных книгах «вознесение» - именно, не оговорка!!!) - рекогеренцией. Кроме крайних случаев полного растворения и полного обособления существуют промежуточные состояния, когда обособление уже есть, но часть связей с тонкоматериальным миром сохранилась. Это как раз наш случай. Мы, люди, суть квантовые объекты, у которых существует информационная связь с тонкоматериальным миром. Что же дает эта связь? Возможность прямого контакта с Богом: любой человек может получать всю необходимую информацию, так сказать, из первых рук» (ученый-физик и мыслитель И. Чусов). Если и ранее мысль о нашей связи с Творцом встречалась в трудах выдающихся ученых-мыслителей, начиная от Платона до Циолковского, Вернадского, Чижевского, то теперь это не просто фразеологизм, а научный факт. Ученые своими открытиями вновь соединяют, как на заре христианства, религию и науку, а своими открытиями служат Всевышнему. Теперь нужно только самим расширить кругозор (как когда-то Церковь признала гелиоцентрическую картину мира), обогатиться новыми знаниями, научиться отвечать на запросы современности, не теряя при этом главного от того вечного истинного, что ведет человека к Небу. С такой упроченной Верой каждый в ответ лжепророку, лжеучителю или подстрекателю с уверенностью скажет: «Меня не соблазнить! Я знаю Правду! Бог здесь!».
Подтверждением этих мыслей является то, что каждая душа сама по себе «внемлет Богу», сама принимает решение и отвечает за него. Еще протопоп Аввакум говорил о личной ответственности на Страшном суде: «Несть помощника тогда и несть предстателя, ни отец сыну, ни мать дщери, ни друг другу несть помогающего, кождо от дел прославится или осудится».
После новейших открытий науки, столбовая дорога развития человечества представляется не просто как возврат к исконным ценностям, а Истина - не только преданья старины глубокой, которые для каждого русского человека священны. Понимая, что в статике нет жизни, что мир создан Богом развивающимся, что развивается само человечество, мы приходим к выводу, что должен измениться и взгляд на религию, а иначе мы можем окончательно отбросить всех, кто не находится внутри церковной ограды, можем отбросить заблудившихся, но ищущих Бога. Сами, таким образом, участвуем в расслоении и дроблении народа на непересекающиеся культурно (и бескультурно)-социальные группы, отдавая, при этом, себе отчет в том, что продолжение далее этого процесса уже критично для нашего отечества...
Только движение через индивидуальное Богом данное ощущение катастрофичности нынешнего пути к соборному единению вокруг православной церкви является спасительным выходом из духовного тупика и греховной смерти нашей. Для выхода из этого тупика нужно нравственное очищение - покаяние. Нужная живая Вера и связь с Богом. А еще нужны верные ориентиры. Такими ориентирами могут быть лишь святыни. Единый народ - это общность святынь. Хранителем же святынь на Руси всегда была и есть Православная Церковь! Вот круг и замкнулся: культом и культурой начали - культом и культурой окончили.
Итак, упроченный современным знанием культ и общность святынь и ценностей нации - культура. Через культ и культуру - к миру и согласию.
И с Богом!
Он здесь, теперь, - средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!
Владимир Соловьев
Ольга Громова, музыковед, заслуженный работник культуры
* * *
Русский человек - подвижник по природе
В здоровом обществе культ и культура - в естественном единении. Часто слышу разумные рассуждения о том, что глубоко нравственным может быть и неверующий человек. Да, согласен. Но вера скрепляет нравственность всех воедино и вместе, поднимая её до уровня лучших. Вера подвижников видна в их поступках, в быту, на виду и задаёт тон окружающим сначала в поведении, а затем и в душах.
Русский человек - подвижник по природе. Например, именно таковы мои родители, русские с давних корней. С детства и поныне не перестаю удивляться, с какой любознательностью и с любованием моя мама выспрашивала одного среднеазиатского старичка, как он живёт, где молится, сколько у него детей и внуков, приветливо выслушивала рассказы о красивых обычаях (было это в советское время и, конечно, где-то на ВДНХ, за общим столом, где обед - шурпа и плов). Потом мы не удивились, узнав, как в 1930-е и 40-е годы в самой Средней Азии таджикские и узбекские семьи прятали у себя наших священников. Ведь за православными батюшками рыскали большевики (НКВД), спешившие выполнить свой расстрельный «план по врагам народа». А отец мне недавно рассказывал об этнической пестроте деревенской среды, где он рос: соседями русских были польские, еврейские и белорусские семьи, селившиеся группами. Задушевным общение соседей не назовёшь. Ребятишки из разных семей поругивались между собой, хотя и не дрались. Выяснения отношений если и были, то на уровне посланников: приходили, например, еврейские мальчики к русским с предупреждениями («Не разоряйте гнёзда наших воробьёв, а то мы ваших ласточек тоже разорять пойдём»). Но настал 1941 год. Наши города и деревни, как известно, заполонила солдатня из нацистской Европы - вовсе не одни немцы, но и финны, румыны, австрийцы, венгры, чехи, голландцы, итальянцы и т.д., словом, черновой (вернее, коричневый) вариант Евросоюза. В папино село (он сам в это время находился далеко от родных мест, был офицером Красной армии) вошли упомянутые европейцы со своими дикими порядками. Один крестьянин потом рассказал моему отцу, как русские семьи в оккупированных деревнях принялись прятать у себя (сколько кто успел) соседей-евреев, прятали изобретательно, где-то за печками, в пространстве, скрытом со всех сторон. Спасли соседей, рискуя жизнью. Ссоры ссорами, но когда пришла беда, проявились нормальные «межнациональные отношения».
Это и есть подвижничество. Нравственная победа русских. Примеров тысячи. Поэтому «русского национализма» в экстремальном смысле не существует и существовать не может. Русская культура и русское отношение к жизни - почва и для процветания инославных культур. Но кому об этом напоминать, к кому взывать?
Средства вещания, негласные установки редакторов и журналистов, тон и лексика прессы и тусовок поражены вирусом ползучей русофобии.
Я уже не говорю про омерзительный русофобский фильтр при подборе телеведущих, тех, что направляют общественные дискуссии. (Технология та же, что на советском ТВ, когда нельзя было, например, выпускать на экран человека с бородой и т.п., только теперь запреты идут с обратным знаком и в другую сторону). Правда, в последнее время телевизионные начальники делают вид, что этот фильтр дал некую трещину. Политкорректность? Ну-ну...
Правда, иные фильтры - нравственные, моральные, причём, в душе, не в дирекции - бывают нужны. Но у ТВ другое. Запретных тем много (инсценированные пересуды на такие темы не в счёт). Чего стоит, например, выходка униформистов «первого президента», прикладами избивавших пикетчиков-пенсионеров в июне 1992 года около телестудии в Останкино (число погибших и искалеченных не называют до сих пор). Про 1993 год я уж и не говорю. Тоже негласный запрет. Цензура отвратительнее советской: те хоть в открытую - да, временная необходимость, главлит, горлит. А эти: «у нас нет цензуры», но от либеральных запретов и лицемерия телеведущих задыхаешься. Такая цензура куда омерзительнее...
Запрещено рассказывать о выдающихся церковных деятелях, о православных героях прошлого и настоящего, о духовных лидерах из среды клира, о труде безвестных церковных добровольцев, помогающих слабым и т.д.. Если вещатели подберутся к церковной теме, то громче всего готовы смаковать новость про какого-нибудь оступившегося батюшку или вообще про случайного человека в церкви.
Запрещено вещать о русских национальных проблемах
Запрещены русские народные песни (правда, их допускают по воскресеньям до девяти утра).
А их лексика - хоть святых выноси!
Всё идёт к запрещению самого слова «русский», если оно в положительном контексте. В устах этих «интеллигентных» вещателей добавление наречия «по-русски» непременно сулит какую-нибудь гадость.
Недавно один редактор опять вычеркнул у меня в тексте прилагательное «русский», заменив его на «отечественный». Доходит до идиотизма и курьёзов. Говорят об «отечественной» премьере в Москве произведения некоего британца или француза. Попробуй, объясни им, что «отечественной» премьера пьесы английского автора может быть только в его отечестве. Ясно, что эти языковые фокусы проделываются, чтобы не назвать премьеру российской. Да, да, не «русской», а даже «российской» уже нельзя. Более того, и слово «Россия» начали изымать. Вместо «Россия» во всех вещательных каналах нет-нет, да и услышишь «эРэФ». Так и говорят. Выступает прокурор и цитирует «УКа эРэФ». Вместо названия моей Родины какое-то фырканье получается. Конституцию не читают: взглянули бы хоть на первую статью. Полное название моей страны: Российская Федерация, Краткое название только одно: Россия. Всё. Оба наименования юридически РАВНОЦЕННЫ. И никакого «эРэФ» ни в одной статье нет. Ну не хотят чиновники писать «Россия», нет у них бумаги на лишние четыре буквы! Будут насмерть стоять, на нарушение Основного закона пойдут, но слово «Россия» изымут? Просмотрите все титулы, почётные звания, газеты и журналы, бланки и документы высоких инстанций, включая, может быть, и Администрацию президента России. Впрочем, в бумагах этого учреждения большинство упоминаний страны наверняка приводят точно по Конституции. Верно?
Михаил Александрович Сапонов, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории
* * *
Надежда на духовный подъём великой Русской нации
С благодарностью прочитала и перечитала статью В.А.Никитина «Культ и культура в формировании межнационального согласия в России» и «Раздумье Г.Г.Поляченко по прочтении статьи В.А.Никитина». Всё правда, что написали оба автора. Национальная рознь, русофобия, подогреваемая центральными СМИ, деградация культуры - болевые темы нашего времени. С грустью вспоминаю молодые годы. С каким энтузиазмом проходили в Москве и других городах декады национального искусства. Соответственно, и декады искусства РСФСР в национальных республиках становились там настоящим праздником. Вспоминаю 1954 год - год, когда отмечалось 300-летие Воссоединения России и Украины: в Москве - Киевский оперный театр, а в Киеве - Большой театр. Кажется, половина Киева собралась на площади перед театром, стремясь попасть на спектакли. Также и в Москве, каждый спектакль киевлян сопровождался огромным успехом, причём особенно задевала душевные струны специально поставленная к празднику замечательная опера Данькевича «Богдан Хмельницкий».
«Наша жизнь, - пишет Г.Г.Поляченко, - также становится зеркальным, обратным отражением произведённого художественного впечатления». В самом деле, могло ли в то время придти в голову, что гостей из РСФСР или других республик встретит недоброжелательство, что нужно опасаться каких-то негативных проявлений или даже опасаться за свою жизнь. Ксенофобия - такое понятие тогда вообще не было известно!
Да, будем справедливы, руководство страны, Министерство культуры в те не столь уж отдалённые времена понимали роль истинного искусства в укреплении дружественных межнациональных отношений.
А само отношение к культуре?!
Проводилась специальная политика по воспитанию национальных кадров в области культуры. В вузах создавались национальные курсы обучения актёров и музыкантов; в Большом театре и других ведущих театрах проходили стажировку певцы из республик и разных городов, получившие потом международное признание; наивысшие награды и звания получали те, кто составлял славу отечества: Уланова, Рихтер, Ойстрах, Эсамбаев, Плисецкая, Магомаев, Эрнесакс, Гришко, Отс...
Пошлость не допускалась!
Но сравним с именами тех, кому нынче присваиваются звания, кто теперь из года в год поощряется на расплодившихся фестивалях, конкурсах, юбилеях, в том числе и в Кремле. Многим из них мы обязаны тем, что эстрада стала эталоном распущенности, и что с концертных площадок активно оттесняются наиболее талантливые. За последние двадцать лет страна не выдвинула ни одного деятеля культуры, хотя бы отдалённо приблизившегося к вышеназванным именам. Деградация в культуре даже обгоняет деградацию в экономике. (И если слава России ещё пока поддерживается, то поддерживается она благодаря тем, кто получил образование и составил себе имя ещё в другой стране!)
«Музыка, - пишет Г.Г.Поляченко, - на протяжении всей истории человечества играла особую роль в его судьбах, выделяясь из всех искусств своей силой стремительно проникающего, подсознательного воздействия, как на избранных ценителей, так и на людские толпы». Несомненно, музыке принадлежит основополагающая роль в воспитании людей: «Музыкальная природа подспудно влияет на созидание личности человека, на образование его чувственно-воспринимательной сферы и воспитание национального самосознания... Музыкальная невоспитанность и как болезненное следствие музыкальная глухота имеет и дальнейшие серьёзные последствия», которые можно наблюдать сейчас каждый день: «неумение чётко различать белое и чёрное», неспособность «действенно противостоять варварскому натиску глобалистской (т.е. антинациональной) космополитической околокультуры».
В русской музыке важной составляющей всегда были и остаются народные песни. Именно в них наиболее ярко проявляется наш национальный характер. По словам выдающегося исполнителя русской народной песни С.Я.Лемешева: «Русская песня полна лирической глубины и поэтичности. Народ шлифовал её веками, и поэтому в её мелодических и поэтических образах не осталось ничего случайного, поверхностного, дешёвого. В красоте её мелодий откристаллизовались чистые, высокие чувства, и она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения. Вот почему народная песня не совместима с вульгарной разухабистой манерой, кабацкой «слезой» и разнузданным весельем». Пробуждая в душе чувство прекрасного, ощущение поэтического начала, песня порождает стремление к лучшей, в духовном смысле, жизни, к добру, состраданию и любви к людям и отечеству.
В былое время народная песня звучала везде: помногу часов шли музыкальные передачи по радио (при тогдашней примитивной технике), и люди могли слушать и воспринимать манеру исполнения самых выдающихся певцов: Н.А.Обуховой, М.П.Максаковой, М.Д.Михайлова, А.А.Иванова, А.С.Пирогова, И.С.Козловского, не говоря уже о Ф.И.Шаляпине. Пели песню в школе на уроках пения и в кружках, в заводских и сельских клубах, в деревнях во время сельских работ и на вечерних посиделках, на праздниках, в поездах, дома.
И надо думать, что доморощенные, и не только, реформаторы прекрасно понимали облагораживающую роль русской народной песни и её воздействие на национальное самосознание русских людей. Поэтому-то именно песня в первую очередь подвергалась остракизму, и её место очень быстро и в современных СМИ, и на эстраде заняла вся эта пошлость, провоцирующая в людях вместо светлой поэзии чувств дикую эмоциональную невоздержанность, неудержимый хохот, отвратительные телодвижения, механическое прихлопывание, превращающее людей в толпу.
«Но, слава Богу, Бог жив! Жив на Святой Руси, не ставшей, вопреки всем трагическим историческим порушениям, только лишь метафорой, отживающим художественным образом!... И Святилищем Русского Духа была и есть Русская Православная Церковь, воспитываемая на крепость зримыми и незримыми искушениями новосмутного суетного времени» (Г.Г.Поляченко).
А в Православной Церкви с древнейших времён церковная музыка, церковное пение, звучащее во время божественной службы, являлось обязательным элементом русской музыки. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что церковные песнопения заключают в себе глубокую и вдохновенную поэзию, которой говорит душа, проникнутая святым покаянием. «Христианин, проводящий жизнь в страданиях, борющийся непрестанно с различными трудностями жизни», услышав эти песнопения, находит в них гармонию со своим душевным состоянием. Совместно с другими элементами церковной службы, песнопения являются важнейшим фактором, действующим на душу и сознание людей, приводя их в просветлённое состояние, заставляя сосредоточиться на смысле жизни, пересмотреть её (как теперь говорят) приоритеты, задуматься о правильности выбранного пути, ведущего ко спасению.
Несомненное возрождение Православной Церкви, свидетелями которого мы являемся, постоянное и значительное увеличение вновь притекающих в храмы, особенно увеличение числа молодых и их серьёзное отношение к воцерковлению - всё это даёт надежду на преодоление негативных явлений и на духовный подъём великой Русской нации.
Ольга Шафранова, кандидат экономических наук
[1] Не нужно путать интеллигенцию и интеллигентность. Интеллигенция – это просто группа людей, организованных по профессиональному признаку, в основе которого чаще всего лежит отсутствие занятости физическим трудом. Это формальный классовый термин. А интеллигентность – это состояние души, стоящее выше всего, в том числе и классов.