19 марта прошел пикет, организованный православной общественностью, Ярославским казачеством и Ярославским отделением монархической партии «Самодержавная Россия», в поддержку установки памятника защитникам Отечества в одном из скверов в центре Ярославля.
Кто-то скажет, конечно, память - это важно, но до памятников ли нам сейчас? Другой скажет: давно прошло время Димитрия Донского, гражданина Минина и князя Пожарского - сейчас и «народец» у нас не тот, да и живем всё ж в третьем тысячелетии - глобализуемся... Третий заметит, что пора, наконец, закончить ту гражданскую войну, хватит делить на белых и красных. Отчасти оно может быть и так, но лишь от небольшой - не от главной части. Предлагаю подумать об этом на примере нашего тысячелетнего Ярославля.
В начале о месте установки памятника. Это сквер, бывшее приходское кладбище, у храмового комплекса церкви Димитрия Солунского. До недавнего времени там было кольцо для разворота трамваев, его убрали. Поскольку это центр Ярославля, где каждый клочок земли в большой цене, пришлось побеспокоиться, что бы на костях наших предков не построили очередное офисное здание или нечто «торгово-развлекательное». И в числе единомышленников автор этих строк, заручившись благословением Епархиального Совета, обратились к властям за разрешением установки памятного знака на этом месте. Памятника, связывающего нашу историю воедино - Креста с предстоящими воинами разных эпох.
Целью нашей было предотвратить любое строительство на этом месте, воздать честь всем в веках защитивших наше Отечество, напомнить людям какого мы роду-племени и призвать быть достойными высокого звания жителя города Ярослава Мудрого. К тому же, на наш взгляд, давно пришло время восстановления исторической справедливости в оценках событий отечественной истории, без которой невозможно восстановление преемственности поколений, возврат к нашим традиционным ценностям.
Исторически это место в Ярославле всегда носило мемориальный характер. Первый храм был построен в XIV веке ветеранами Куликовской битвы. Их же товарищи, умершие от ран стали первыми насельниками приходского кладбища. В настоящее время в двух храмах мемориального комплекса пять пределов, каждый из которых устроен в честь и память определенных событий отечественной истории. Увековечена память победы на Куликовом Поле - Дмитриевский предел. Победа на Оке 1459 г. и память о «Великом Стоянии» на Угре 1480 году - церковь Похвалы (Акафиста) Пресвятой Богородицы. Взятие Василием III в 1514 г. Смоленска - символ победы над латинством - престол Смоленской иконы Божьей Матери. Память о победе над поляками, окончании Смутного Времени и восстановлении на Руси новой Царской династии - Георгиевский предел. Память о русской катастрофе 1917 - предел Цесаревича Алексея Николаевича Романова.
На приходском кладбище с XIV по конец XVIII в. хоронили героев-воинов, знатных горожан и членов семьи Ярославского княжеского дома. И вот в конце XVIII века кладбище упразднили. А в середине либерального XIX века «благодарные потомки» из мемориального кладбища устроили Дмитриевскую площадь. Но видимо «бывших» кладбищ не бывает. И уже в начале века XX-го мемориальное кладбище вновь стало кладбищем для защитников города, но захоронения уже носили неорганизованный и массовый характер. Настал июль 1918 г.
Случилось в тот год в Ярославле восстание против Советской власти или, как еще его называю, «белогвардейский мятеж» либо «савинковское восстание». Очень не однозначное событие.
Ярославль призывал всех на борьбу с большевизмом и отчаянно защищался. Мужество и героизм защитников города, как говорили в годы Отечественной войны, было массовым. И наш храм эти события не обошли. Он являлся одним из оплотов обороны города. На колокольне была оборудована пулемётная точка - оттуда был удобный сектор обстрела моста через р. Которосль. Один из защитников, офицер, даже приковал себя цепью к пулемёту на нашей колокольне. И видимо погиб вместе с разрушением шатра колокольни от прямого попадания снаряда.
Видя такое упорство, и потеряв надежду, сломить сопротивление Ярославцев обычным штурмом, главнокомандующий красными войсками Ю. Гузарский, решил применить, говоря современными терминами, «тактику выжженной земли». Так 16 июля 1918 г. он телеграфирует командованию: «Срочно шлите 10 000 снарядов, половина шрапнель, половина гранат, а также пятьсот зажигательных и пятьсот химических снарядов. Предполагаю, что придётся срыть город до основания».
И город был уничтожен, как и предполагалось - «срыт до основания», «а затем...» многие годы продолжались репрессии и расстрелы горожан, в результате население города полностью сменилось.
(См.: Панорама с колокольни церкви Никиты Мученика, находящейся на улице Победы; Панорама с колокольни церкви Владимирской Богоматери; находившейся на улице Рыбинской, 1919 г. Ярославль. Фотовзгляд через столетие.)
Теперь, одни говорят, что защитники города сделали заложниками своих убеждений и погубили тем самым множество неповинных, мирных горожан, спровоцировав к осаде большевиков. Другие, считают, что подвиг Ярославцев был не напрасен, сковав большие силы большевиков, обеспечив успешное развитие боевых действий на Урале и в Поволжье - взяты Екатеринбург, Казань, Симбирск. Предлагаю взглянуть на ситуацию немного под другим углом.
Издавна, в сердце каждого русского воина огненными буквами святилось знаменитое: «За Веру, Царя и Отечество». И за каждое слово в этой формуле не жаль было и самой жизни. Это выразилось и в нашей национальной идее, сформулированной графом Уваровым. И вот, организация «Союза защиты Родины и свободы», созданная на англо-французские деньги, под руководством социалиста-революционера Бориса Савинкова (на руках которого еще не остыла кровь великого князя Сергия) собирает под свои знамёна офицерские, ветеранские, студенческие и пр. патриотические союзы для организации восстаний в городах Ярославле, Рыбинске, Муроме. В Ярославле руководит восстанием якобы «убежденный монархист» полковник Перхуров. Вооружает горожан и окрестных крестьян - всех готовых с оружием в руках защитить страну от большевизма: «принести еще жертву для освобождения». Было предложено, не щадя своей жизни воевать за созыв еще одного «Всенародного Учредительного Собрания». Но за «Учредительное Собрание» не умирают. И многие крестьяне, получив оружие, разошлись с ним по домам. Полковник Перхуров, грамотно организовав оборону, уплыл на пароходике. А те, кто остался? Они не знали, что в те же дни, когда будут убивать их, в Екатеринбурге убьют Русского Царя, но что в живых вряд ли оставят - знали наверняка.
Много позже, начальник Перхурова, Борис Савинков на вопрос председателя суда, «из каких соображений англичане и французы давали эти самые штаны, сапоги, патроны, пулеметы и т.д.», Савинков ответил в лоб: «Официальные соображения их были, конечно, весьма благородны. А то, что скрывалось под этим, следующее: как минимум нефть - чрезвычайно желательная вещь; а как максимум - ну, что же, русские подерутся между собою, тем лучше - чем меньше русских останется, тем слабее будет Россия. Пускай красные дерутся с белыми возможно дольше - страна будет возможно больше ослаблена и обойтись без нас не будет в силах, тогда мы придем и распорядимся». http://sudar-mb.narod.ru/page/book5/page3.htm
Так погибшие защитники Ярославля - герои или несчастные, наивные люди, обманутые агентами Антанты? Вспомните, что мы знаем о том времени: «Кругом измена, трусость и обман», - говорил святой Государь. Царя и Царицу, Распутина и великого князя Сергия и всех и вся обливали грязью методично, целенаправленно, ежедневно. Все святыни оболганы, часть священноначалия подалась в обновленчество, а те, кто остался - присягнули Учредительному Собранию, сплошь масонскому. Говорят, Царь отрекся от престола. Как жить, кому верить. Вот уже и Учредительное Собрание разогнали, и Временное правительство разбежалось. И снова призывы «до последней капли крови... за созыв нового всенародного Учредительного Собрания».
Впереди китайцы, латыши, венгры, потомственные каторжники из района ЯБМ, позади «монархист» Перхуров, террорист Савинков и Антанта... Чтобы понять ярославцев, понять, почему офицер в своём последнем бою на колокольне, приковал себя цепью к своему «Максиму», уместно вспомнить подвиг Евпатия Коловрата. Чтобы было понятно сравнение, постараюсь очень кратко его описать. Рязанский боярин, воевода, богатырь, узнав о вторжении татар в Рязанское княжество, поспешил на помощь своему князю в Рязань. Но, придя, увидел город разорённым: «...государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». С малым отрядом он пустился в погоню за врагом и, настигнув, истребил их арьергард, затем атаковал основные силы. И не было равных по мастерству, силе и храбрости нашим богатырям. Несмотря на огромный численный перевес, неся колоссальные потери, татары были вынуждены пойти на переговоры. Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Что вы хотите?» И получил ответ - «Умереть!». И он погиб. Их окружили и с расстояния расстреляли из осадных камнемётных мартир.
Батый оценил мужество героя, тело его с почётом было передано уцелевшим воинам, и больше не сделали им вреда, и отпустили.
Известно, что выбор есть всегда. Кто-то выбрал Париж и Харбин, кто-то тихий саботаж, кто-то кулацкий обрез, а кто-то - последний бой:
«Вся Россия истерзана,
слезы льются рекой;
Эх, земля моя милая,
мне не надо другой...
Шашки вынем мы наголо
на последний наш бой,
Эх, земля моя милая,
я прощаюсь с тобой».
Кто из нынешних «красных» или «белых» или серо-буро-малиновых посмеет осудить выбравших смерть? Чьё подлое вражье сердце не сожмется в благоговении перед таким выбором? Кто посмеет попирать их прах?
Возвращаясь к заданным в начале вопросам, предложу свой вариант ответов.
Для многих уже очевидно, что в плане угроз к существованию страны, сейчас мы, во-первых: доживаем период «Горби-2» и как никогда приблизились к временам Димитрия Донского, Минина и Пожарского, февральского переворота 1917 г., а может, пришло время нового Сталина или Ивана Грозного... Уверен, это находится в прямой зависимости от того, насколько горяча будет конкретно ваша и моя молитва, и насколько мы практически готовы поддерживать друг друга. Во-вторых, в своём третьем тысячелетии мы, разбираясь в машинах, в компьютерах и космических кораблях, перестали понимать простые вещи, необходимые каждому для сохранения себя (семьи, детей, своего рода), и вещах, необходимых своему народу и своей стране для элементарного выживания.
Что же до «белых» и «красных», то хотим мы или не хотим, но разбираться в СВОЕЙ истории необходимо НАМ, и не с точки зрения идеологии тех или других, но с точки зрения Любви к Родине, Любви, говоря юридическим языком, к «добросовестно заблуждавшимся». И ненависти к искусно маскирующемуся врагу.