25 февраля в «Мариотт-отеле» прошла конференция «Кинопрокат в России: перспективы развития бизнеса», в которой приняли участие продюсеры, кинопрокатчики, руководители кинотеатров, государственных и общественных организаций, представители СМИ и другие участники кинопроцесса.
Свои доклады представили: начальник управления статистики и аналитики ФГУП ГИВЦ Министерства культуры РФ Сергей Мокров, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по культуре Елена Драпеко, генеральный директор Movie Research Company Олег Иванов, директор НИИ киноискусства киновед Дмитрий Караваев, директор НП «Киноальянс» Дмитрий Казуто, генеральный директор компании «Нева фильм» Олег Березин, ректор Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова Игумен Петр (Еремеев), руководитель компании «Рекун синема» Илья Неретин, режиссер Виталий Манский и другие. Предлагаем Вашему вниманию текст выступления Президента Международного форума «Золотой Витязь», народного артиста России Николая Бурляева.
Начну с того, что сразу поставлю точку над «i» и скажу определённо: в России, в стране величайших традиций кинематографа и культуры относиться к кино, как к бизнесу - порочно. Лично для меня кино, прежде всего - искусство, несущее высокие нравственные идеалы, возвышающее душу человека.
Иначе относиться к кинематографу не могу. Во-первых, потому, что так воспитан с детства. С «Иванова детства». Со времён великого Советского кино, которому рукоплескал весь мир. Не могу и не хочу предавать своих учителей: Тарковского, Бондарчука, Ромма, Кулиджанова, в кошмарном сне не представлявших грядущего тождества понятий «культура» и «рынок». Великие режиссёры мира восторгались и удивлялись чуду «советского кино». Федерико Феллини в разговоре с Андреем Тарковским выражал искреннюю зависть советским режиссёрам, у которых было 100% финансирование и прокат их фильмов в тысячах кинотеатров. «Я, - печалился Феллини, - никому в Италии не нужен. Я умираю, и умирает мой зритель...»
Попробуем разобраться, в чём есть смысл и назначение кино?
Кто-то, быть может, вспомнит изречение: «Хлеба и зрелищ!» Да хлеб насущный необходим человеку каждый день. Но уверен, что зрелища в такой великой стране, как Россия должны быть возвышающими и просветляющими душу человека. Я отнюдь не против зрелищных, веселящих сердце жанров, был причастен к созданию таких лёгких и трепетных, трагикомичных и сентиментальных, но при этом - кассовых фильмов, как «Военно-полевой роман», «Мама вышла замуж»... Вспомните миллионные аудитории на фильмах Л.Гайдая, Э.Рязанова, Г.Данелия, Н.Михалкова, В.Меньшова, П.Тодоровского... Но кроме сердечного развлечения, кроме юмора и улыбки фильмы этих мастеров вызывали и вызывают у зрителей высокие чувства и светлые раздумья.
Могут возразить: «Это всё - в прошлом, вы отстали от жизни, зрителей приучили к «эффектной пустоте», они не пойдут туда, где нужно шевелить мозгами. Кто пойдёт на ваше духовное, просветлённое кино?» Пойдут. Стоило дать достойную рекламу таким фильмам, как «Остров» и «Поп» и их успех был весьма ощутим обществом.
От своего рождения, от изобретательных братьев Люмьеров до наших дней перед кинематографом, перед режиссёрами всегда был выбор одного из двух путей: либо возвышать и просветлять человеческие души, помогать исполнению Промысла Божьего на земле, либо содействовать грехопадению человека, заниматься «доходным промыслом», как называл подобное баловство великий ум Иван Александрович Ильин.
С начала «перестройки» российский кинематограф и российские кинематографисты, в эйфории возопившие: «Ассу - в массы, деньги - кассу», ринулись по второму, порочному пути: в бизнес, в рынок, в вырождение искусства. Ныне все мы и наши дети пожинаем отравленные пошлостью плоды современного «рыночного кинематографа» и «рыночного кинопроката», копирующих, словно обезьяны, своих «голливудских» законодателей. Сегодня Российский кинопрокат можно смело назвать филиалом «американского кинопроката». Неся в кассы мультиплексов свои рубли, мы добровольно поддерживаем мощь голливудского монстра. «Агрегатный досуг» Словетского нравственного кинематографа, подменён «агрегатным досугом» достаточно пошлого американского кино. Дворцы культуры замещаются торгово-развлекательными центрами.
Процесс деградации, «вестернизации» нашего великого кинематографа, происходил при нашем содействии, дорогие коллеги. При поддержке опьянённых иллюзией «рыночного кино», прикормленных «новым рыночным порядком» кинокритиков, подпевающих процессу общенационального духовного вырождения. Заметьте, что и в этом просвещённом собрании многие, вполне привычно говорят на птичьем языке: «сиквелы, ремейки, блокбастеры, мейнстрим, артхаус, контенты, креатив»... Сегодня даже известные киноведы, пенсионного возраста, преподающие в вузах, заявляют, что кино без жаренного, без пошлого секса, без насилия, без голубых, без инцеста, без «сладкого соблазна» - вовсе сне кино! Их не тревожит Евангельское предупреждение, словно адресованное Спасителем всем нам, деятелям экранных искусств: «...Не возможно не прийти в мир соблазнам. Они должны прийти, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит...»
С лёгкой руки прежнего руководства российской культурой, почти полностью разрушена великая советская киноиндустрия, мощнейший государственный кинопрокат. Уничтожена киностудия «Детских и юношеских фильмов», летописная кузница «ЦСДФ», «Союзмультфильм» и прочие киностудии страны. Кинематограф для детей уничтожен полностью. В Российском прокате не найдёшь ни одного достойного детского фильма, повествующего о национальных героях. Наших детей ориентируют на чужебесие, на «голливудский продукт», на Гарри Потера, Шварцнегера, киллеров, монсторов и вампиров... Невольно вновь вновь вспомнишь завет радио «Свобода», прозвучавший в эфире в начале «перестройки»: «Цель перестройки в том, чтобы приблизить русских к западным стандартам, в том, чтобы произошла мутация Русского духа. Нужно Русских выбить из традиций».
Авторы «культурной революции», внедрившие в нашу жизнь, на мой взгляд, смертельный для подлинного кино «Указ об акционировании и приватизации кинематографа», видно не ведали, что творили, не понимали, что кинематограф - это духовно стратегическое оружие государства, формирующее или разрушающее будущее России, укрепляющее или уничтожающее духовный генофонд нашего народа. Оружие нельзя оставлять без присмотра и целиком отдавать в частные руки, приученные лишь к шелесту зелёных бумажек.
Сегодня с этой трибуны я услышал робкий, извиняющийся голос о нашей «ответственности». Настало время говорить об ответственности в полный голос. Мне непонятна ирония, прозвучавшая в этом зале из уст критика, о доктрине «национальной информационной безопасности». Родина в опасности и кино в опасности уже давно, почти четверть века.
Думаю, никому здесь не нужно объяснять мощь влияния экранных искусств на сознание человека и формирования генофонда. Благодаря современной экранной, прокатной политике мы значительно увеличили показатели преступности, алкоголизма, наркомании, педофилии, самоубийств и других социальных пороков. Как пример воздействия кино на зрителей приведу пример из собственной практики. Благодаря позитивному потоку фильмов, показываемых ежегодно в регионах Международным Кинофорумом «Золотой Витязь» (более 200 фильмов за 10 дней), администрация этих регионов и управления внутренних дел регистрируют резкое снижение показателей преступности во всём спектре преступной шкалы. Так было в Липецке, Тамбове, Тамбове, Рязани, Иркутске и других городах, где побывал «Золотой Витязь».
Апологеты «рыночного кино» трубят о тысяче новых комфортабельных кинотеатров с долби-стерео, не смущаясь тем, что большинство этих комфортных мультиплексов построены на зарубежные деньги и показывают они, главным образом, пошлое американское кино или подражающий оному «доморощенный продукт». Вполне естественно и привычно кино теперь повсеместно называют именно «продуктом».
Мерилом успеха кино-торговцы естественно считают кассовые сборы, хвастаются тем, сколько они отхватили, в так называемый, «первый уикенд». Побойтесь Бога, господа, этим ли следует измерять ценность произведения? В этом ли главное предназначение искусства?
Хочу напомнить, что великий фильм великого русского режиссёра Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» не стал лидером проката в «первый уикенд». Но сегодня, спустя сорок лет этот фильм уже давно побил все кассовые рекорды и с успехом выполнил главную миссию подлинного киноискусства - достойно послужил возвышению человеческой души. На этом фильме наши зрители (и не только наши), постигали историю Руси, открывали мир древнерусской живописи, иконописца Андрея Рублёва, многие благодаря этому фильму духовно возрастали и даже воцерковлялись. Искусство в России нужно измерять не «уикендом», а вечностью. Не следует ожидать от фильма скорых девидентов. Девидентами кинематографа разумно считать выросшие и духовно возвысившиеся на наших фильмах поколения. Окупился фильм за «уикенд» - слава Богу. Не окупился - не беда, окупится со временем. Понятно, что коллеги, относящиеся к кино, как к «доходному промыслу» возмутятся: «А как же наш бизнес?» Но мы вначале договорились о том, что кино в России считать бизнесом порочно.
Прокатчики и режиссёры всего мира, вынужденные заниматься «доходным промыслом», в захлёб рекламируют последний писк XXI века - «3DE». Этот «жалобный писк» моё поколение уже слышало в 60-х годах, когда в Советском Союзе была изобретена эта диковина - «стерео кино». Построили стерео кинотеатры, где нам выдавали стерео очки. Походили разок другой, поахали, слегка окосели и отложили очки в комод на сорок лет, пока их не вытащили оттуда кино-торговцы, не знающие, чем бы ещё завлечь зрителей.
То, что государство выделило несколько миллиардов на кино и создало Фонд, прообраз бездумно уничтоженного Госкино - это хорошо. А вот вопрос: правильно ли распорядятся этими средствами - остаётся большим вопросом. На мой взгляд - распорядились не совсем верно. Средства распределили по фирмам, зарекомендовавшим себя на рынке, т.е. подтвердившим, что их «промысел» был доходен. Государство вновь пошло по опасному пути, делая ставку на доходность, забывая, что цель подлинного кино - возвышение человеческой души, формирование сознания грядущего поколения, которому мы передадим нашу Россию. Вызывает тревогу и то, что на «социально значимые» проекты предполагается выделить всего несколько процентов из этих средств. Было бы логично, если бы государство выделяло государственные средства, т.е. наши с вами средства, только на «социально значимые» проекты. А рыночным, «доходным промыслом» пусть занимается частные кино-торговцы.
Что делать?
Во-первых, сделав первый шаг, создав Фонд, нужно начать возрождение государственного кинематографа. Возвратить систему Государственного заказа и 100% финансирования, а значит, на порядок увеличить вложения в киноиндустрию.
Необходимо возродить разрушенную сеть государственных кинотеатров.
Начать процесс последовательной переориентации зрителей на традиционные духовно-нравственные ценности.
Возможно ли это? Вполне возможно.
Приведу пример из своей прокатной практики. Несколько лет тому назад меня назначили директором одного из 1000-местных московских кинотеатров. Жарким июльским днём состоялось его открытие. Как ни странно зал был переполнен, хотя начал я свою прокатную политику с, так называемого, «не рейтингового» документального кино. На третий день кино-показа в кинотеатр потянулись зрители из дальних районов Москвы и даже из Московской области. Люди поражались тому, что существует подобное кино, просили продолжать нашу работу.
Большинство прокатчиков и топ-менеджеров центральных телеканалов выработали достаточно циничное отношение к позитивному экранному искусству. На пути таких фильмов к зрителю они поставили непреодолимый барьер и определение, звучащее как приговор: «Не наше!» «Не рейтинговое!» Впрочем, что наше, а что «не наше» - большой вопрос.
Не о таких ли законодателях экранной политики в России писал великий поэт Николай Языков в своей знаменитой поэме «К не нашим»:
«Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат.
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят.
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Опора, сила, крепость наша -
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья!
Вы страшны ей! Вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны.
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить.
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить...»
Благодаря подобной экранной политике достойные, и как воздух нужные национальному сознанию фильмы, в которых говорит народная душа и традиции, не принимаются прокатом. Замечательные российские фильмы минувшего года: «Верую» Лидии Бобровой, «Гоголь. Ближайший» Натальи Бондарчук, «Воробей» Юрия Шиллера, были почти полностью проигнорированы прокатом. Безусловно, эти фильмы, снятые на скромные средства, без спецэффектов и без рекламы, уступают броским, многомиллионным по затратам, «Титанику» и «Аватару», однако, для русской души они гораздо необходимее, духовно-питательнее и роднее.
«Есть чувство правды в сердце человека», - говорил Лермонтов. Государство и люди заинтересованные в спасении души и в продвижении «правды» подобных, живоносных российских фильмов-родников на национальный экран, должны помочь зрителям встретиться с подобными фильмами в кинотеатрах.
В сегодняшнем Российском прокате и на центральных каналах не увидишь документальные фильмы выдающегося режиссёра Бориса Лизнёва: «Скобелевский марш» - о великом полководце Скобелеве, «Вёшки над рекой» - о простых, бедных, но светлых русских людях, «Царское дело» - о царе Иване Васильевиче, талантливую альтернативу антиисторическому и эстетически не приемлемому мною фильму «Царь»... Широкий зритель не знает о существовании замечательных документальных фильмов Бориса Карпова, Татьяны Карповой, Валентины Матвеевой, Вячеслава Орехова, Валентины Гуркаленко, Сергея Зайцева, Валерия Тимощенко и десятков других талантливых режиссёров...
Необходима полномасштабная государственная поддержка в рекламе и продвижении на экран духовно-нравственных произведений национального кинематографа. Реклама подобных проектов не должна уступать общепринятым рекламным стандартам.
Международный Кинофорум «Золотой Витязь» достаточно строго следит за духовной экологией своего экрана. За 20 лет мы показали более 5000 конкурсных фильмов, соответствующих девизу: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Не ожидая милости от рыночного кинопроката, мы начали создавать сеть альтернативного кинопроката - Киноклубы «Золотой Витязь». Сейчас их около шестидесяти. Их география обширна: от Дальнего Востока до Косовской Митровицы, от Петербурга до Вены и Зальцбурга.
Надеемся, что государство и предприниматели, озабоченные вопросом изменения современной прокатной политики, когда-нибудь поддержат это начинание.
Много лет Кинофорум «Золотой Витязь» проводил сценарные конкурсы, награждая лучшие произведения. За десятилетие был создан обширный сценарный портфель, который не был востребован. Из пяти десятков сценариев лишь два получили государственную поддержку.
Здесь приводились цифры: почти 20% кинотеатров в СССР при приходились на большие города страны и 80% на отдалённые сельские кино-точки. Не следует забывать, что глубинка это тоже Россия. Необходимо возрождать всё лучшее, что было в практике советской киноиндустрии и прокате. Воссоздавать разрушенный государственный кинопрокат. И это вовсе не утопия. Национальный кинопрокат разрушался на протяжении всего двух десятков лет, а вера и храмы - более семидесяти лет. Однако и Храм Христа Спасителя восстановили за пять лет, возродили тысячи храмов и монастырей, очагов подлинной культуры по всему лицу Святой Руси. К слову, в каждом из них есть возможности проката фильмов, правда только позитивных фильмов.
Олег мне друг, но истина дороже, я вовсе не против монополизации государственной поддержки в деле возрождения нужного нашему народу кинопроката.
Если всем нам не безразлично, в чьи руки мы передадим нашу страну, следует незамедлительно и на всех уровнях озаботиться вопросом возрождения российского детского кинематографа.
Необходимо наладить системное производство фильмов для детей и юношества и планирование их выхода на экран в детские каникулы и праздники.
Нужно создать специальную государственную комиссию по вопросам культуры для детей и юношества: детского кино, театра, литературы, музыки...
Создать режим особого благоприятствования производству фильмов для детей и юношества, со стопроцентным финансированием.
Отменить налогообложение на производство, спонсирование и продвижение фильмов для детей и юношества.
Возвратить Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького статус, соответствующий её историческому названию.
Необходима государственная поддержка системе обучения, подготовки кадров для национального, позитивного кинематографа.
Учредить государственный конкурс киносценариев для детей и юношества, с денежными премиями и гарантией запуска в производство.
«Федеральный Фонд поддержки отечественной кинематографии» должен обязать студии, получающие господдержку произвести не менее одного фильма для детей и юношества, основанного на традиционных, духовно-нравственных ценностях. Совместно с Министерством образования и департаментами образования необходимо наладить показ лучших отечественных фильмов для детей в образовательных учреждениях, с участием их создателей и обсуждением этих фильмов.
Понимая, что процесс оздоровления российской экранной политики потребует длительного времени, мы приглашаем к сотрудничеству тех, кто готов участвовать в создании Интернет-портала «Золотого Витязя» для некоммерческого показа фильмов из нашего многотысячного фонда, ежегодно прирастающего двумя сотнями новых фильмов.
Безусловно, продвижение позитивных фильмов требует разнообразия форм и кропотливой работы. Вспоминаю, сколько усилий потребовалось для демонстрации фильма «Лермонтов» на протяжении полутора месяцев в кинотеатре «Россия» в 1987 году. За сорок дней, перед началом просмотров перед зрителями выступили около 40 ведущих деятелей культуры: писатели, поэты, лермонтоведы, критики, профессура МГУ...
В заключении хотел бы напомнить всем нам - журналистам, кинематографистам и прокатчикам призыв выдающегося Русского мыслителя Ивана Ильина, который поможет всем нам верно ориентироваться в нашем служении кинематографу и человеку: «Всё надо мерить мерою Христа и не бояться остаться в одиночестве».