То, что мы сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, - это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас.
Мы подходим к посту. Пришли мы к нему не сразу - Святая Церковь, заботясь о нас, постепенно, в течение многих недель готовила нас к этому подвигу, поставляя перед нашим мысленным взором различные жизненные ситуации, евангельские картины и приглашая нас сравнить себя с теми людьми, о которых мы слышали.
Это и слепец Вартимей, который, сидя при дороге, лишь только слышал о Господе и не имел возможности видеть Его телесными очами. Господа же в это время окружала огромная толпа народа. И вот этот несчастный слепец показал, что он имел духовное зрение, имел то, что не имели люди, близкие ко Христу. Он стал кричать: «Помилуй меня, Иисусе, Сыне Давидов!» И Господь услышал его и исцелил (Мк. 10, 46-52).
Люди же, которые окружали Господа, заставляли Вартимея молчать. Тем самым эти люди показали, что они духовно слепы. Пусть спросит себя каждый из нас: «Кому мы подобны? Верим ли мы в великую силу Божию, которая может нас избавить от этой слепоты духовной, или мы наполняем храм, теснимся вокруг Господа и Спасителя, но не верим в Его всемогущество?»
В следующую Неделю Церковь приводила нам на память евангельские события, которые связаны с мытарем Закхеем, грешным человеком, который не верил в Бога. Он слышал, что есть Спаситель, который исцеляет многие болезни, что за Ним ходит множество людей, но люди так плотно окружают Спасителя, что даже и не видно Его. Подумаем, что, может быть, и мы также загораживаем собою Спасителя, и другие люди не могут увидеть Господа за нашими спинами, за нашими грехами.
И вот Закхей, чтобы лишь только увидеть Спасителя, влез на дерево. Он в Него не верил, только любопытство побудило его совершить этот поступок. Но этого было для Господа достаточно, чтобы Господь увидел Закхея и сказал, что ныне пришло спасение дому его. И мы знаем, что Закхей раскаялся, принял великую благодать, ибо принял в доме своем Самого Спасителя. И приобщился к Царствию Божию. Но опять же народ осудил Христа за посещение Закхея, сказав, что Господь вошел в дом грешника.
Вот вам правда Божия и правда человеческая, которые постоянно находятся в противоречии друг с другом.
Оглянитесь вокруг. Может быть, рядом с вами стоит тот самый Закхей, который, как говорят, перешагнул через себя. Ему тяжело было войти в храм, он совершил этот поступок, чтобы увидеть Христа, так постарайтесь не закрывать Христа от этих людей.
Зачем Церковь приводила эти образы? Затем, чтобы размягчить нашу душу, чтобы мы вступили в пост, в Великий пост, со смирением, с сознанием своего недостоинства.
Да, как говорит сегодня святая Церковь, настало время благоприятное. Надо знать это время и благодарить Бога за то, что Господь дает его.
Пост - это действительно время особое. Время духовных подвигов. И наши православные предки ждали с нетерпением дней Великого поста. И когда приходил пост, поздравляли друг друга с праздником.
И пусть каждый сегодня себя спросит: а приятен ли нам наступающий пост? Как мы относимся к наступающему времени? Увы, часто в сердце мы слышим: «Вот, снова этот пост, того будет нельзя, этого нельзя. Снова ограничения». Беда нам, если есть у нас в сердце такая мысль. Потому что это значит, что мы не любим Господа. Ведь Господь от нас требует не жертвы. Он говорит: «Милости хочу, а не жертвы». Готовы ли мы оказать эту милость? И вообще, что нам сделать, чтобы пост для нас был любезен, желанен?
Прежде всего надо помнить, что пост для христианина - это не самоцель, а лишь средство. Это - лишь средство подготовить себя к великому празднику Светлого Христова Воскресения. И вот эта радость Воскресения Христова должна сопровождать нас всю жизнь, должна наполнять и дни поста, и, постясь, мы должны помнить, ради чего мы постимся.
Ради чего мы каемся, ради чего мы очищаем свое сердце? Ради того, чтобы достойно встретить этот великий праздник, чтобы достойно подойти к Чаше Христовой и принять Тело и Кровь Господа нашего.
Господь всем нам помогает в этом, нам надо лишь самим стремиться к Богу. Сделать этот первый покаянный шаг и по возможности стараться исполнять заповеди Божий.
Да, я не оговорился, сказав - по возможности. Потому что возможности у каждого человека разные. Нельзя требовать от всех одинаково строгого исполнения поста. Потому что одни люди получили от Господа здоровье не только физическое, но и духовное. Другие - немощны. Апостол говорит нам: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях».
Как это важно! Ведь вера - это тоже дар Божий. И у одного человека вера крепкая, и он по вере может понести большой крест, и успешно понести. У другого - вера слабая и колышется, как тростник. И Господь дает ему крест по его вере, меньший крест. Но Господь принимает каждого человека независимо от того, какой крест несет этот человек, - лишь бы крест свой он нес с сокрушенным сердцем и в сердце своем стяжал мир и любовь Господа.
Мир и любовь! Вот те качества душевные, по которым Господь будет нас судить. Есть ли в нашем сердце мир и любовь? «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». «И еще по тому узнают все, что вы Мои ученики, что имеете любовь между собою», - говорил Господь.
Мир и любовь! К прискорбию, мы должны признаться, что, посещая часто храм, исполняя многие обряды, коленопреклонные молитвы, многочасовые бдения, мы зачастую не имеем любви в сердце. Тем самым мы уподобляемся фарисеям, которые были уверены в своем спасении, но были отринуты Богом.
Что же нам делать, чтобы мир и любовь снизошли в наши сердца? Надо молиться Господу, чтобы Он просветил нас светом Своим, чтобы мы увидели свои грехи, которые тяготеют над нами, которые, как камни, наполняют наш сердечный сосуд и не дают благодати Божией излиться в него. Мы должны слезно просить прощения у Господа - лишь тогда благодать Божия коснется нашего сердца.
В чине прощения накануне Великого поста прежде всего мы просим прощения у нашего Спасителя. Но Господь нам говорит, что есть одно условие, весьма простое, при котором Он нас простит. Об этом говориться в Евангелии за Литургией в Прощеное воскресение: условием прощения наших грехов Господом является прощение нами грехов наших близких.
И казалось бы, как просто! К тебе подойдет человек и попросит прощения, и ты должен сказать: «Прощаю». Но с другой стороны, это очень трудно, потому что вот это «прощаю» должно идти из глубины сердца. Это не должны быть только слова.
Потому что простить человека-грешника очень трудно. А мы все - грешники. И если мы говорим «прощаю», - это значит, что мы готовы отвечать за грехи ближнего своего. Мы готовы умереть за его грехи. Потому что следствие греха - смерть.
Мы прекрасно сознаем, что прощение нами нашего ближнего не избавит его от грехов. Потому что от грехов его избавляет только Господь. Но прощение нами грехов ближних откроет нам двери милосердия Божия. Это позволит Господу простить нас.
Наш ближний, конечно же, грешен. И мы прекрасно знаем его духовные язвы: он и ленив, и горд, он и в озлоблении, и мы чувствуем, что он даже не исправляется. А мы должны сказать ему: «Прощаю».
Почему? Да потому что мы сами такие же. И прощая его, мы следуем заповеди Господней. Ибо сам Господь наш и Спаситель показал нам пример всепрощения и послушания воле Божией. Он всех нас простил и за всех пострадал на Кресте.
И вот, если и мы простим от сердца нашего ближнего, то тогда милосердие Божие изольется на нас. Поэтому мы прежде всего должны поблагодарить Господа, что Он дал нам возможность собраться и испросить друг у друга прощения. Кто-то уже этой возможности не имеет. Значит, Господь милостив к нам. Он еще ждет нашего покаяния.
И испросив друг у друга прощение, мы сделаем этот непременный, важный шаг к познанию тайны спасения, приобщению к великой благодати Божией. Благодатию Своею Господь да простит и помилует всех нас. Аминь.