Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога

Ольга  Четверикова, Русская народная линия

02.03.2011

С 27 февраля по 2 марта в Париже проходит заседание Международного католическо-иудейского комитета по связи (МКС) - главного органа диалога между высшими инстанциями иудаизма и представителями Ватикана, который был сформирован в 1971 г. (См. «Католическая церковь в «диалоге» с иудаизмом: история отступничества»). В него входят, с одной стороны, Комиссия Св.Престола по религиозным отношениям с иудаизмом, а с другой - Международный еврейский комитет по межрелигиозным консультациям (МЕКМК), объединяющий различные еврейские организации, среди которых Всемирный еврейский конгресс, Бнай Брит, Американский еврейский комитет, Антидиффамационная лига и др. В МЕКМК входят представители всех трёх ветвей иудаизма (ортодоксальной, консервативной и либеральной), различных национальных и международных организаций, Главного раввината Израиля и посольства Израиля в Ватикане.

Папа с иудеямиЗаседания комитета проходят каждые два года, и поскольку на этот раз он собрался в юбилейный год, его участники решили подвести итоги 40-летнего иудео-христианского диалога во Франции, в Европе и во всём мире. Как было заявлено по этому поводу в коммюнике французской Епископальной комиссии, то, что встреча проходит именно во Франции, даёт хороший повод высветить проводимую здесь образцовую работу по сближению между иудеями и католиками, основы которой были заложены ещё в 40-е годы французским иудейским историком Жюлем Исааком.

Жюль ИсаакНапомним, что именно Ж.Исаак стал автором идеи «очищения» и «исправления» христианского учения, касающегося иудаизма, и разработал соответствующие положения, вошедшие затем в Зеелисбергскую декларацию 1947 г. Это была чёткая программа из 10 пунктов, направленная на «реформирование» христианства в целях достижения признания от христиан сохранения в неизменности призвания иудеев и полного с ними примирения. Начало реализации этой программы, как известно, было положено на II Ватиканском соборе, а наиболее последовательно её воплотил в жизнь Иоанн-Павел II.

Однако иудаизм всегда рассматривал диалог с католицизмом как постепенную ревизии христианства вплоть до его полного самоотрицания. Иудейский писатель Поль Гиневский в своей книге «Христианский иудаизм. Мутация» выделил три этапа этого процесса: 1. признание своих ошибок, 2. обращение к другому поведению, 3. наконец, исправление, при котором христианство превратится в «евангелие» любви к иудеям. Первый этап пройден, и теперь, при Бенедикте ХVI, происходит завершение второго этапа и переход к третьему, решающему, что требует, конечно, также наличие чёткой программы

Таким «программным обеспечением» и стала Берлинская декларация[1] 2009 г., принятая Международным советом христиан и иудеев (объединяющим национальные ассоциации иудейско-христианской дружбы) по аналогии с Зеелисбергской декларацией 1947 г., основные положения которой уже реализованы. Новый документ из 12 тезисов представляет собой, по сути, программу превращения христианства в иудео-христианство без Христа - Сына Божия, и обращён он уже не только к христианам, но ко всему миру. Он призывает к следующему:

1. Бороться со всеми формами антисемитизма, включая религиозный и расовый, что предполагает признание глубинной природы Христа и апостола Павла как иудеев и интерпретацию их учений в контексте иудаизма первого века; отношение к Ветхому и Новому заветам как дополняющим и взаимно подтверждающим друг друга, не выделяющее какой-либо из них в качестве главного; выступление против любого ошибочного христианского прочтения библейских текстов, касающихся иудеев, в той мере, в какой это чтение может стать причиной враждебности; подчёркивание связи между иудейской и христианской литургиями[2], очищение христианской литургии от юдофобских положений, особенно в молитвах и гимнах и др.).

2. Развивать межрелигиозный диалог с иудеями, что предполагает рассмотрение под критическим углом зрения своей собственной традиции и традиции партнёра в целях истинной открытости в отношении другого).

3. Прийти к теологическому пониманию иудаизма исходя из специфической полноты последнего, что предполагает упразднение любого учения, признающего, что христиане заменили иудеев, как народ, связанный обетом с Богом; настаивать на совместной миссии иудеев и христиан в подготовке мира к Царству Божьему; следить за тем, чтобы новые теологические течения, исходящие из Азии, Африки и Латинской Америки, а также феминистские и освободительные движения в своей идеологии выражали правильное понимание иудаизма и отношения между ним и христианством и др.).

4. Молиться за мир в Иерусалиме, что предполагает понимание глубокой привязанности иудаизма к Святой Земле как исходящей из фундаментальной религиозной перспективы; критику атак против сионизма, вырождающихся в выражение антисемитизма; поддержку тех иудеев, христиан и мусульман (израильтян и палестинцев), которые ратуют за мир и создание климата доверия на Ближнем Востоке, где все могут жить в безопасности в рамках действенных независимых государств, существующих в системе международного права и уважения прав человека; укрепление связей с христианскими церквами во всём мире).

5. Признать те усилия, которые предприняли христианские сообщества в конце ХХ века для пересмотра своего отношения к иудеям.

6. Проверить иудейские тексты и литургию в свете этих христианских реформ, что предполагает критику тех текстов, которые кажутся ксенофобскими и расистскими, а также настаивать на выделении тех текстов во всех религиозных традициях, которые ратуют за толерантность и открытость).

7. Делать различия между честной критикой Израиля и антисемитизмом.

8. Помогать Израилю в его усилиях, направленных на реализацию идеалов, которые провозглашают его основополагающие документы - задача, которую Израиль разделяет со многими нациями.

9. Укреплять межрелигиозное и межкультурное образование.

10. Способствовать межрелигиозным дружбе и сотрудничеству, а также социальной справедливости в мире, что предполагает признание в качестве равноправных граждан представителей других религий, которые иммигрировали на новую родину, где они составляют теперь религиозное меньшинство; выступать за права всех, вне зависимости от религии, секса и сексуальной ориентации; признание и вместе с тем критику того что порождает чувство религиозного превосходства и присутствует в каждой религии).

11. Усилить диалог с политическими и экономическими институтами (основываясь на растущем интересе со стороны политических и экономических институтов в отношении межрелигиозных отношений).

12. Создавать сетевую связь между теми, чья деятельность отвечает требованиям управления окружающей средой (продвигая веру в то, что каждый человек ответственен за управление планетой; признавая библейский долг, который несут иудеи и христиане перед Творением, а также ответственность за то, чтобы к этому вопросу было привлечено всё внимание в политических речах и действиях).

Папа РимскийИтак, иудаизм раскрывает свои дружеские объятия другим религиям, но речь идёт фактически об иудейском варианте экуменизма, при котором он последовательно реализует свои интересы. Так же, как основой открытости католицизма является неприкосновенный догмат о папской непогрешимости и папском примате, так и иудаизм допускает межрелигиозное сотрудничество только на основе признания неизменности исключительного положения иудеев как избранного Богом народа. Иудаизм сохраняется в своей полноте, в то время, как другие религии размываются и встраиваются в некую новую универсальную религию. Не случайно в последнее время всё громче заявляет о себе так называемый «ноахизм», распространяемый движением «бней-Ноах» («дети Ноя») или «ноахитов», предлагающий «наилучший выбор для неевреев».

В соответствии с ним есть только два пути спасения: для иудеев, остающихся избранными Богом - это строгое выполнение 613 заповедей Ветхого Завета, а для неевреев (если только они не прошли гиюр, то есть не стали иудеями) - следование 7 заповедям Ноя. Все остальные религии иудаизм считает не ведущими к Богу. 7 заповедей Ноя - это тот минимальный набор требований, которые, по учению иудеев, был дан Богом Адаму и Ною и заключается в следующем: 1. вера в единого Бога и запрет идолопоклонства; 2. уважение Бога, запрет богохульства; 3. уважение к жизни человека, запрет убийства; 4. уважение к семье, запрет прелюбодеяния; 5. уважение к имуществу ближнего, запрет воровства; 6. уважение к живым существам, запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного; 7. назначение судей, обязанность создать справедливую судебную систему[3].

Надо отметить, что в Торе этих положений нет, они были выведены мудрецами Талмуда (трактат Санедрин) в соответствии с принципами толкования слов и словосочетаний Торы. Как свидетельствовал раввин Рима Риккардо ди Сеньи[4], религия Ноя является раввинистической традицией, и её сторонниками являются все ортодоксальные раввины. Это он заявил в своём выступлении «Ной шёл вместе с Богом: иудейский универсализм», состоявшемся в Риме в конференц-зале Главной понтификальной римской семинарии в январе 2002 г. А в 2007 г. между иудеями и католиками была подписана общая декларация, в которой говорилось: «Иудейская традиция выделяет союз с Ноем как выражение универсального морального кодекса, который призвано уважать всё человечество»[5].

Некоторые иудейские авторы как раз и ассоциируют 12 пунктов Берлинской декларации с ноахизмом, представляя их как формулирование основы глобальной этики. Ноахизм представляет собой тот экуменический «богословский минимум», который должен объединить человечество на основе приемлемых для всех заповедей, возвращающих его в дохристианскую эру цивилизационного развития, упрощающих и нивелирующих сознание людей, превращая их в легко управляемую массу. Здесь есть вера в единого для всех Бога (какого?), есть запреты, есть суд, но нет заповеди христианской любви, раскрывающей в человеке личность.

Папа в синагогеСформулированная программа предполагает работу и «вглубь», и «вширь». «Вглубь» - это дальнейшее размывание самого христианства и превращение его в своего рода ответвление иудаизма, а «вширь» - это распространение идеи «глобальной этики» на международных форумах и саммитах ради достижения её принятия в качестве признанного всеми мирового стандарта.

Что касается первого направления, то в наибольшей степени в этом как раз преуспел французский епископат, который является сегодня наиболее «продвинутым» в плане экуменической открытости, что стало результатом крайне плодотворной 24-летней деятельности прежнего Парижского архиепископа Жана-Мари Люстиже. Так, ярким примером тесного «иудейско-христианского» и общерелигиозного братства стал выпущенный осенью 2009 г. с благословения монсеньора Робера ле Галля, председателя Епископальной комиссии по литургии во Франции новый молитвенник, в котором отсутствуют праздники, посвящённые главным французским святым, зато включены праздники иудейские, мусульманские и протестантские. Другой пример - приглашение в марте 2010 г. архиепископом Парижским, кардиналом Андре Вен-Труа раввина Ривона Крижье выступить в соборе Парижской Богоматери в рамках Великопостной конференции, посвящённой II Ватиканскому собору.

Другое направление - распространение идеи единения человечества на основе универсального морального кодекса - реализуется путём проведения различного рода международных встреч и организаций, объединяющих лидеров и представителей разных религий мира, влиятельных политиков и бизнесменов. Речь идёт о Всемирных саммитах религиозных лидеров (проводятся в преддверии встреч Большой восьмёрки), Всемирных форумах религий, Всемирной конференции «Религия и мир», Диалоге мировых религий по вопросам развития (проводимого в сотрудничестве с Всемирным банком), Всемирном совете религиозных лидеров и пр. Все они заняты объединением религий для борьбы с угрозами и вызовами ХХI в., призванным обеспечить «духовное руководство» сильных мира сего процессом интеграции его в «новый мировой порядок».

Главный раввин Рима Риккардо ди Сеньи и Папа Римский Бенедикт XVIОсобый вклад в развитие межрелигиозного диалога вносят ежегодные международные встречи «Люди и религии» в духе Всемирного Дня молитвы о мире в г. Ассизи, проведённого впервые Иоанном Павлом II в октябре 1986 г. Организует их католическая община Св.Эгидия, основателем и нынешним лидером которой является профессор Андреа Риккарди. В 2006 г., когда отмечалось 20-летие этого Дня, встреча, состоявшаяся в Сан Франциско, прошла особенно торжественно и была призвана, как заявил Риккарди на встрече с папой, наметить духовный путь широкого сотрудничества ради «глобализации с человеческим лицом» и формулирования «общей этики»[6]. В сентябре 2009 г. подобная встреча состоялась в Кракове под патронажем архиепископа Краковского Станислава Дзивича. На этот раз среди участников были Жозе Мануэль Баррозо, главный раввин Израиля Йона Метсгер, президент Международного еврейского комитета за межрелигиозные консультации Давид Розен, кардинал Каспер, Мишель Камдессю, Генрих Люксембургский, Лех Валенса и др. Показательно, что встреча проходила как раз накануне Питтсбургского саммита и призвана была обеспечить «этическую поддержку» деятельности Двадцатки. Мишель Камдессю, который, видимо, является символом «морального бизнеса», в своём выступлении вновь подчеркнул необходимость способствовать формулированию «всемирного общего блага, в котором сойдётся всё человечество», для чего необходимы реформа государств, новая экономическая модель и мировое управление, что невозможно в свою очередь без диалога культур. Закончилась встреча посещением Освенцима, которое теперь является, как было сказано в сообщении, «обязательным для любого уважающего себя политического или религиозного деятеля».

Важно подчеркнуть, что при всей кажущейся формальности этих встреч они выполняют важнейшую функцию, втягивая руководство религиозных конфессий и движений в орбиту влияния наднациональных структур, отрывая от национального тела, переводя их на следование «общемировым» стандартам мышления и поведения и превращая в послушных исполнителей воли современных хозяев мира.

Ольга Четверикова, кандидат исторических наук, доцент


[2] Как это осуществляется на практике, продемонстрировал   австралийский сайт «Etz Hayim» (Древо жизни), выступающий за духовное и литургическое сотрудничество между христианами и иудеями, предложивший для продажи  религиозный календарь,  составленный при поддержке Международного совета христиан и иудеев, который позволяет  совместно отмечать  иудейские и христианские праздники.  

[3] Эти 7 положений, являющиеся  фундаментальными морально-философскими и юридическими категориями, охватывают в свою очередь более ста конкретных заповедей. См.: 7 законов потомков Ноя – 229 заповедей Торы //http://www.hatikva.dn.farlep.net/7_229; Семь заповедей Ноя: Синедрион или Христос? //http://algart.net/ru/bnei_noach/7_commandments_by_Jesus_Christ.html  

[4] Ди Сеньи является автором известной книги «Евангелие гетто», выпущенной в 1985 г., в которой  содержится изложение  наиболее оскорбительных в отношении Христа  раввинистических традиций. 

[5] Benoit XVI à la synagogue de Rome // Serviam, № 25, 11 mars 2010 // http://www.nostra-aetate.org/HTML_La-lettre-Serviam/2010/SER...

[6] Benoit XVI  reçoit les organisateurs d’Assise 2006 //Vehementer. Lettre d’information international de la Societé Augustin Barruel. 1-ère année, №2, 11 avril 2006. P.9-10.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 25

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

25. Редакция РНЛ : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-07 в 01:45

Дорогие читатели, напоминаем, что на первой седмице Великого поста форум РНЛ закрывается.
http://www.ruskline....ice_velikogo_posta/
Будьте пожалуйста внимательны! Поста всем благоприятного.
24. иерей Илья Мотыка : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-05 в 19:15

Скорее всего это госпожа Елена Родченкова Новик, очень похоже на её стиль.
23. иерей Илья Мотыка : Анониму
2011-03-05 в 19:12

Откуда вы такой сердцевед, о чем я думаю и что я жду.
22. Аноним : на 20
2011-03-05 в 15:09

См. предыдущий ком, извините, не Сергей Агапов, а Александр Изгоев, поспешишь, так и никуда не успеешь...
21. Аноним : 19 Иерею Илье Мотыка
2011-03-05 в 15:07

Это Вы про Антихриста, а я - о Русском Царе.

Сергею Агапову
Да, несколько разные, Вы ведь не женщина?
20. Александр Изгоев : 13. Аноним
2011-03-05 в 14:24

Дорогой брат Аноним!
Мир Вам.
У нас с Вами, по-видимому, разные органы чуйств... задействованы.
:о)
Вас, часом, не Олегом величают?
;)
19. иерей Илья Мотыка : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-05 в 13:18

Будем ждать Земского Собора. Тогда и будет в России царь. А пока живем без царя.
18. Аноним : на 15 Иерею Илье Мотыка
2011-03-05 в 11:55

Православная Церковь - Царская Церковь с Царскими вратами, Царским престолом и с Царем - земное отражение Царства Небесного.
Вы верите в Царство Божие с пустым Престолом?
Земная Православная Церковь без Русского Царя - не истинная теплохладная, Лаодикийская. В ней сохраняется благодать Таинств только до поры.
Истинная Церковь - братолюбивая Филадельфийская - С Царем.
17. иерей Илья Мотыка : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-04 в 20:36

Статья характеризует взгляды игумена Иллариона Алфеева, времен конца 20 в. Писать долго прочитайте его 1 том "Православие" вышедший в 2007 г. Картина там совершенно другая и монофизитство и несторианство там называется открытым текстом ересью. Достаточно подробно опровергается ересь Оригена об всеобщем прощении Божием в конце времен. Человек пересмотрел и отверг свои ошибочные взгляды.
Хорошо что пока никто не обвинил вас в ереси. Так как мы все погрешаем в том числе и в богословии.
Читайте первоисточники.
16. К.Б. : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-04 в 17:54

О православии митрополита Илариона (Алфеева):
http://www.blagogon.ru/articles/85/
15. иерей Илья Мотыка : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-04 в 16:59

Разве снова произошло Воплощение Сына Божия, разве снова Он был распят и Воскрес. Разве произошла вновь Пятидесятница. Разве вновь Дух Святой сошел на апостолов. Разве вновь они проповедовали во всей вселенной и крестили её. Разве вновь была основана церковь Христова. Нет. Нет новой церкви, нет новой иерархии. Церковь там где епископ. Кому Церковь не мать тому Бог не Отец. Вне Церкви нет спасения.
Народ знает истинного пастыря Христа и следует за Ним и спасается.
14. иерей Илья Мотыка : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-04 в 15:19

Даже если и произошла отмена некоторых правил святых апостолов и Вселенских соборов на поместном соборе 1917-1918 гг. это является каноническим преступлением, но никак не ересью. Разница есть между сквернословием в общественном месте. Это мелкое хулиганство. И тяжким преступлением например убийством, тем более серийным. Я не знаю норм церковного права тем более в историческом развитии просветите меня. О чем нормы отменных правил. А там посмотрим.
Довожу до вашего сведения если вы считаете епископов участников Поместного собора 1917-1918 гг еретиками. То никто в России не крещен и таинств не происходит. Нет у нас ни епископов, ни священников ни таинств. Единственные кто мог быть крещен кто жил в Москве и Петербурге и был крещен в подворьях Антиохийского или Иерусалимского патриархата. Таких людей не много.
Если вы крещены у катакомбников или Русской зарубежной церкви, то вы также не крещены. Так как основатели этих юрисдикций также были активными участниками собора и также с вашей точки зрения являются еретиками.
13. Аноним : 12 Александру Изгоеву
2011-03-04 в 10:44

Скажу Вам по секрету: проблема покаяния "православных иерархов" - это их личная проблема и не касается русского народа.
Пусть делают теперь, что хотят, соборное покаяние они не осилили. Народ отвернулся от РПЦ МК, неужели Вы не чувствуете? А далее по логике может быть и хуже.
Так что никто никому время давать не должен. Берите, что хотите, делайте, как знаете.
12. Александр Изгоев : 4. Натали
2011-03-04 в 10:13

Уважаемая Натали!

А давайте дадим "православным иерархам", тем самым, которых Вы имеете в виду, возможность покаяться?
И заодно подождём, пока они это сделают?
Ну, вот хотя бы до конца Великого поста.
А там - посмотрим.
И Вы тогда выскажетесь более предметно и адресно.
Хорошо?
11. Аноним : 10 Иерею Илье Мотыка
2011-03-04 в 01:10

Простите, речь защитника была красива, но разве отменили Правила Святых Апостолов?. Известно, что в 1917=1918г.г. некоторые пункты Правил были аннулированы Поместным Собором, да ведь Христос и Апостолы их не аннулировали? Как это все назовете, какой ересью?
10. иерей Илья Мотыка : Аркадию
2011-03-03 в 19:42

Аркадий сочинения митрополита Иллариона Алфеева, я читал нет там никаких элементов ереси жидоствующих. Что такое жидовство. Это отрицание живоначальной и нераздельной Троицы. Отрицание Божества Иисуса Христа. Отрицание богодухновености Нового Завета. Упорное считание того что евреи продолжают быть богоизбранным народом, а христиане якобы узурпировали это звание. Нет в творчестве Иллариона Алфеева даже малейших намеков на это.
Действительно настораживают чрезмерные тесные контакты владыки с Ватиканом. И зуд в области реформирования богоослужения. Но реформатство в области богослужения и тесные социальные контакты с католиками в социальной сфере с одной стороны это одно, а отступничество в иудаизм это вещь совершенно другая. Допустим вас поймали за разбавление молока водой то есть мелкое воровство, а стали судить за массовые грабежи на дороге, чем вы не занимались. Есть справедливость в данном судебном процессе нет. Мелкий жулик и разбойник на большой дороге вещи разные. Митрополит Илларион не является вероотступником и еретиком. Его даже трудно заподозрить в экуменизме.
9. Аноним : 4 Natali
2011-03-03 в 14:26

Да, Наталья, мы махнули на них рукой. "Возьми крест свой и иди за Мной!" - сказал Христос. На пути всегда много бастионов, но "не участвуй во зря!" - иначе потеряешься, потеряв Христа, отстанешь от Него. К тому же, сестра моя, многие бастионы, если потом оглянуться, оказываются миражом, призраком, фантомом - пустотой.
8. aркадий : Иерею Илие
2011-03-03 в 01:35

Батюшка, а это не так? Когда они заявят об этом официально, будет немножко поздно. Древо узнаётся по плодам. Что ж народ слеп? Все эти композиторы и прочие эстеты мало наговорили? Внимательно, непредвзято перечитайте.
7. иерей Илья Мотыка : Natalya
2011-03-02 в 19:42

Наталья откуда ты такая умная нашлась, что православные иерархи страдают жидовством. Обвинение в ереси требует доказательств.
6. Natalie : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-02 в 18:22

описка: имелось в виду "у Ольги Четвериковой"
5. Шмелев Михаил : Враг уже в нашем доме.
2011-03-02 в 17:38

Не в эту ли клоаку пытаются нас затянуть, приглашая владыку Иллариона в волчье логово врагов Христа. Его призывы к братанию с теми ересями, которые уже в этой клоаке, весьма красноречивы. Это не наша музыка, дорогой владыка. Патриарх Кирилл просто обязан обозначить свою позицию в этом вопросе. Предупреждаем еретиков, что мы будем отстаивать чистоту святоотеческой Православной Веры. У либеральных прилипал не получится заткнуть нам рты, упразднив Поместный Собор. Все пытающиеся будут сами устранены и преданы анафеме.
4. Natalie : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-02 в 16:46

Как всегда у Ольги Четверикой, блестящая статья, важная информация. Спасибо автору!

"Конец света уже наступил", "Сейчас уже позже, чем Вы думаете" (о. Серафим Роуз). Сионские мудрецы взяли власть в мире, пусть "сотрудничают" с папами, а ересью жидовства болеют даже православные иерархи.... Христа им у нас не отнять! Пусть подписывают свои "пункты" и "соглашения" хоть до Страшного Суда...
3. Аркадий : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-02 в 12:47

Мда, и наш митр. Илларион ищет нечто общее с католиками, брат он им. А нам кто?
2. Ничто не ново под луной... : Обратите внимание...
2011-03-02 в 04:46

На разницу в размере черепа еврея и европейца. Просто посмотрите на эту разницу. Нет, нам нужно от них отгородиться, а то они нами станут управлять, мозгов слишком много, как пришельцы с Тау Кита - головастые слишком. Ну, не все, а в среднем.
1. РоманС : Re: К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога
2011-03-02 в 01:48

В общем, такими благими намерениями известно куда можно прийти.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме