12 февраля 2011 года в Александровском лицее г. Санкт-Петербурга в рамках Александро-Невских чтений прошел Круглый стол «Русский язык в современном мире», посвященный сохранению, изучению и развитию русского языка. Публикуем один из докладов Круглого стола.
В основу доклада положены результаты социологического исследования «Русская речь-2010», проведённого сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований под руководством докладчика, совместно с сотрудниками филологического факультета СПбГУ под руководством доцента Е.Е. Юркова в Санкт-Петербурге и городах российской провинции. В докладе также использованы некоторые данные более ранних исследований русской речи, начиная с 2004 года. В 2010 г. посредством анкетирования были опрошены учащиеся (старшеклассники и студенты) и работающая молодёжь - всего 1980 чел., а также эксперты (филологи, преподаватели русского языка и литературы, учёные-обществоведы) - 30 чел.
Как и в прошлых опросах молодежи в Петербурге и провинции, в 2010 году негативные тенденции в русской речи сохранили свой характер (см.табл. 1)
Таблица 1
Основные нарушения норм культуры русской речи, по мнению молодежи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)
Нарушения |
Молодёжь Петербурга |
Молодёжь провинции |
Неправильные произношение, ударения |
59 |
55 |
Ненормативная лексика |
46 |
48 |
Нарушения грамматической правильности |
29 |
24 |
Распространение жаргона |
20 |
27 |
Иностранные заимствования |
18 |
17 |
Главными нарушениями норм русской речи, по мнению молодёжи, являются неправильное произношение и ненормативная лексика. Следует отметить, что нарушение норм речи в 2010 году молодые люди отмечают реже, чем в 2008 году. Думается, что это не связано с улучшением практики русской речи, а объясняется продолжением снижения собственной грамотности молодёжи и увеличением её терпимости к нарушениям речевой культуры, особенно это характерно для старшеклассников. Наше мнение подтверждают данные тестов опроса (на ударения, употребление жаргонных и иностранных слов), а также данные об отношении молодёжи к использованию ненормативной речи (см.табл.2) и к вывескам на иностранных языках (табл. 3). Эксперты на первое место среди нарушений речевой культуры ставят использование ненормативной лексики, а на второе - нарушение норм произношения.
Таблица 2
Отношение молодёжи в Петербурге и городах провинции к использованию в бытовой речи ненормативной лексики в 2010 году (данные в %)*
Использование ненормативной лексики |
Молодёжь Петербурга |
Молодёжь провинции |
Недопустимо |
23 |
26 |
Допустимо |
13 |
16 |
Зависит от ситуации |
62 |
53 |
* Примечание: сумма по трем вариантам ответов может быть меньше 100%, т.к. некоторые респонденты не ответили на данный вопрос.
Как показывает таблица, большинство молодёжи в 2010 году, также как и ранее, начиная с 2004 года, допускает использование в бытовой речи ненормативной лексики, так как формулировка «Зависит от ситуации», по сути, является таким же допущением, как и формулировка «Допустимо». Особенно это характерно для старшеклассников и работающей молодёжи. Поразительно, что немного более половины экспертов также говорят о допустимости ненормативной лексики, ссылаясь прежде всего на ситуацию и только менее половины экспертов считают, что такая лексика недопустима.
Таблица 3
Отношение молодёжи в Петербурге и городах провинции к уличным вывескам на иностранных языках в 2010 году (данные в %)
Отношение к вывескам |
Молодёжь Петербурга |
Молодёжь провинции |
Должны быть только на русском языке |
3 |
8 |
Должны сопровождаться переводом |
20 |
28 |
Без перевода допустимы только торговые марки |
45 |
42 |
Вывески на иностранном - это нормально |
31 |
21 |
Как видно из таблицы, терпимость молодёжи в провинции к вывескам на иностранных языках несколько ниже, чем в Петербурге. Эта терпимость увеличивается с каждым годом, особенно среди старшеклассников. Эксперты в этом случае дружно выступают против вывесок на иностранных языках.
В анкету 2010 года были включены новые вопросы, направленные на выявление феномена адекватного выражения мысли в собственной речи («Возникают ли у Вас трудности в точном, полном выражении своих мыслей в речи?») и качеств речи собеседника (выступающего, коммуникатора) наиболее привлекательных для воспринимающего, реципиента («Какие качества речи собеседника (выступающего) для Вас наиболее важны, привлекательны?»).
Оказалось, что более одной трети молодёжи в Петербурге и в провинции испытывает явные трудности в точном выражении своих мыслей в речи (см.табл.4). Однозначно не испытывает таких трудностей только менее половины молодых людей (43% в Петербурге и 48% в провинции).
Таблица 4
Трудности в точном, полном выражении своих мыслей в речи у молодёжи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)
Трудности |
Молодёжь Петербурга |
Молодёжь провинции |
Да, возникают |
41 |
34 |
Нет |
43 |
48 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
17 |
Остальные или испытывают затруднения (41% и 34%) или затрудняются ответить (15% и 17%). В общем, учителям русского языка и литературы есть над чем работать, в том числе над специальными методиками и тренингами для учащихся.
Были также получены новые любопытные данные о качествах речи собеседника (выступающего), которые являются наиболее важными, привлекательными для молодёжи (табл.5).
Таблица 5
Наиболее привлекательные качества в речи собеседника (выступающего) по мнению молодёжи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)
Качества речи |
Молодёжь Петербурга |
Молодёжь провинции |
Юмор |
73 |
71 |
Грамотность |
62 |
57 |
Простота, ясность |
58 |
59 |
Уважение к собеседнику |
58 |
60 |
Уверенность |
53 |
55 |
Эмоциональная выразительность |
43 |
44 |
Информационная насыщенность |
41 |
38 |
Оригинальность, необычность |
39 |
42 |
Активность, энергичность |
37 |
40 |
Для молодёжи наиболее специфичным оказалось такое качество, как юмор, что очень характерно и для этого возраста, и для психологического климата нашего времени, когда многим представляется, что без юмора просто невозможно жить. Тем более, что это постоянно стимулируется соответствующими телевизионными программами для молодёжи. В Санкт-Петербурге молодёжь наиболее ценит такие качества речи, как грамотность, ясность, уважения к собеседнику и уверенность, что характерно и для молодёжи провинции, только в несколько ином порядке. Наименее важными для молодёжи в Петербурге и провинции оказались качества образности, метафоричности (соответственно, 16% в СПб и 14% в провинции), ироничности (15% и 13%) и критичности (7% и 5%) речи. Это отнюдь не очень радует, так как свидетельствует о недостаточности художественного чувства, эстетического вкуса, а также критичности как значимого аналитического свойства личности.
Материалы исследования показывают, что продолжается процесс снижения интереса к чтению (см.табл.6).
Таблица 6
Интерес к чтению у молодёжи Петербурга и городов провинции в 2010 году (данные в %)
Любите ли Вы читать? |
Молодёжь Петербурга |
Молодёжь провинции |
Да |
69 |
57 |
Не очень |
28 |
34 |
Нет |
3 |
9 |
В Петербурге одна треть молодёжи признаётся, что не любит читать, а в провинции и того больше - 43% (мы складываем данные вариантов «Не очень» и «Нет»). Как показал анализ полученных данных, в 2010 году, по сравнению с 2008 годом, стало меньше любителей чтения среди молодёжи как в Петербурге, так и в провинции.
В 2010 году практически ничего не изменилось в мнении молодых респондентов в Петербурге и провинции о необходимости мигрантам, приезжающим для работы в Россию, сдавать экзамен на знание русского языка (см.табл.7). Правда, в провинции, где мигрантов меньше, чем в Петербурге, меньше и считающих, что они должны сдавать экзамен по русскому языку.
Таблица 7
Мнение молодёжи Петербурга и городов провинции в 2010 году о необходимости экзамена по русскому языку для приезжающих на работу в Россию (данные в %)
Сдавать экзамен |
Молодёжь Петербурга |
Молодёжь провинции |
Должны |
78 |
70 |
Не должны |
8 |
14 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
13 |
Эксперты в общем согласны с молодёжью о необходимости мигрантам сдавать экзамен по русскому языку (таких 71%).
Несколько изменилось в худшую сторону мнение молодёжи Петербурга и городов провинции в 2010 году о будущем, перспективах русского языка среди других языков мира (см.табл.8).
Таблица 8
Мнение молодёжи Петербурга и городов провинции в 2010 году о развитии, перспективах русского языка (данные в %).
Русский язык |
Молодёжь Петербурга |
Молодёжь провинции |
Будет развиваться и совершенствоваться |
33 |
46 |
Его значение будет снижаться по сравнение с другими языками |
33 |
26 |
Затрудняюсь ответить |
32 |
27 |
Если в 2008 году менее одной пятой части молодежи считали, что значение русского языка в мире будет снижаться, то в 2010 году - уже более одной четверти молодёжи в провинции и одна третья в Петербурге считают, что значение русского языка «будет снижаться по сравнение с другими языками». Причем, безусловно, надо учитывать и затруднившихся ответить, потому что они также не очень оптимистично настроены. Как не вспомнить, что, например, Грузия решила поменять изучение русского языка на изучение английского. Когда только одна треть молодёжи в Санкт-Петербурге и менее полвины в городах провинции считают, что русский язык «будет развиваться и совершенствоваться», это свидетельствует и о падении уважения к своей стране и о снижении надежды на её прогресс (среди экспертов также не очень много оптимистов в вопросе развития русского языка - 52%). Не случайно на прямой вопрос о патриотизме только 41% молодых людей в Петербурге и 53% в провинции ответили, что они считают себя патриотами России. Вывод из этого достаточно очевиден. Поэтому проекты об отмене русского языка как обязательного предмета в средней школе выглядят просто зловредными, в сущности направленными на подрыв статуса родного языка, а значит, и авторитета своей страны в глазах подрастающего поколения.
В заключении следует сказать: по данным наших исследований, прослеживается тенденция, заключающаяся в том, что среди верующих православных людей больше патриотов, чем среди неверующих, кроме того, православные более строго относятся к использованию ненормативной лексики в бытовой речи и к использованию вывесок на иностранных языках. И это вполне закономерно.
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор СПбГУ, заслуженный деятель науки РФ