Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Молодёжная политика в формировании ценностных ориентаций современной российской молодёжи

Сергей  Елишев, Русская народная линия

24.02.2011


Доклад на Круглом столе «Духовно-нравственные ценности современного российского общества: социологический взгляд», состоявшемся в рамках XIX Рождественских чтений …

25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений на социологическом факультете Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова под председательством декана социологического факультета МГУ Владимира Ивановича Добренькова состоялся круглый стол «Духовно-нравственные ценности современного российского общества: социологический взгляд».

Понятие молодёжной политики в социологии молодёжи рассматривается в двух значениях: 1) как «отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодёжи как социальной группе, а также самой молодёжи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества»; 2) как «особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющая целью определённым образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодёжи, а через это на будущее состояние общества».[1]

Молодёжную политику условно в зависимости от субъекта деятельности можно и следует разделить на две составляющие: общественную молодёжную политику (систему идей, взглядов, практических действий различных структур гражданского общества по поводу молодёжи и её роли в общественном развитии) и государственную молодёжную политику (деятельности государственных органов в этом вопросе). Концепция общественной молодёжной политики, основываясь на представлениях о возможных путях развития гражданского общества в России, была сформулирована И.М. Ильинским как противовес слабой государственной молодёжной политики 90-х годов; как своеобразная реакция-альтернатива курсу либеральных «реформ» ельцинского режима.

Общественная молодёжная политика призвана дополнять государственную молодёжную политику, имеющую определённый приоритет перед ней. Этот посыл и условие сохраняется до тех пор, пока государственная молодёжная политика отвечает интересам общества и большинства народа. Когда государство работает против интересов общества и нации, то общество должно изменить, корректировать этот курс и политику в нужном направлении, а если это не получится, то изменить государство и систему властвования.

Принято выделять три субъекта общественной молодёжной политики, определяющие соответствующие модели и разновидности молодежной общественной политики. Это политические партии, общественные объединения (организации), крупные хозяйственные организации (корпорации). Каждая из этих общественных сил (субъектов общественной молодёжной политики) обладает различными ресурсами и возможностями, в зависимости от которых они и выстраивают свою модель молодежной политики. Эти модели молодёжной политики сами по себе в значительной степени ограничены правовыми, организационными, финансовыми, кадровыми возможностями субъектов общественной молодежной политики. Также все эти субъекты активно участвуют и в реализации государственной молодёжной политики.

В настоящее время, на наш взгляд, целесообразно выделять уже не три, а четыре субъекта и соответственно модели молодёжной общественной политики. «Новой» моделью общественной молодёжной политики, дополнительно к перечисленным моделям, является конфессиональная молодёжная общественная политика, играющая заметную роль в формировании ценностных ориентаций молодёжи.

Конфессиональная молодёжная общественная политика представляет собой молодёжную общественную политику, прежде всего, традиционных для России религиозных конфессий (организаций, объединений): православия, ислама, буддизма и иудаизма, но также и других конфессиональных религиозных объединений и организаций. Выделение религиозных конфессий в качестве отдельного субъекта общественной молодёжной политики определяется не только спецификой, характером, задачами, целями и направлениями их деятельности по сравнению с другими общественными организациями и объединениями, но и тем, что по своему статусу, положению, деятельностью в обществе они фактически являются и крупными хозяйственными организациями (корпорациями), не замыкающиеся на государственные или около государственные структуры.

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Процесс формирования ценностных ориентаций современной молодёжи подразумевает, прежде всего, целенаправленное управление, воздействие на него со стороны различных субъектов молодёжной политики, обеспечивающее достижение намеченного уровня духовно-нравственного бытия путем преобразования социально-экономического, культурного и информационного ресурса в усвоенную и самовоспроизводимую систему традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, а также поддержания их динамичного равновесия со средой.

Воздействие это может носить разноплановый характер: в зависимости от форм применения, методов управления ценностной сферой (1) по линии регулирования (т.е. действий, направленных на упорядочивание, нормализацию отношений и поведения людей, приведение их в соответствие с установленными нормами и правилами, устранение напряженных и конфликтных ситуаций[2]) - определение, культивирование и регламентация ценностной сферы; 2) по линии влияния - поступательное построение систем ценностных ориентаций), а также ресурсных возможностей субъектов молодёжной политики.

Механизм формирования системы ценностных ориентаций молодёжи может быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) и основывается на последовательности стадий социальной регуляции:

1) институционализации - установлении норм и эталонов поведения, определение системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться;

2) профилактики - системе методов и процедур, направленных на предупреждение и устранение причин социальных отклонений;

3) контроля - установление фактического состояния процесса (отношений, действий), оценка этого состояния, выводы, следующие из оценки;

4) коррекции - исправлении социальных отклонений, аномалий[3].

Активно взаимодействуя между собой, субъекты молодёжной политики должны достигнуть единства духовных и идеологических установок, создать единое воспитательно-педагогическое пространство; выработать единый алгоритм действий по преодолению кризиса институтов социализации; обеспечить воспитание самостоятельной, идейной, одухотворённой, ответственной молодёжи и формирование у неё системы позитивных традиционных ценностных ориентаций.

Особую роль в процессе формирования ценностных ориентаций молодёжи играют средства массовой информации. По мнению большинства экспертов, оценивающих воздействие СМИ на современную российскую молодёжь, в деятельности СМИ по социализации и формированию традиционных позитивных ценностных ориентаций молодёжи пока преобладают в большей степени негативные моменты, связанные с фактическим самоустранением государства из сферы регулирования деятельности СМИ.

В настоящее время государство перестало заниматься корректирующей пропагандой посредством СМИ традиционных духовно-нравственных ценностей нашего общества, а значит и формированием систем традиционных духовно-нравственных систем ценностных ориентаций у молодёжи. В отсутствии цензуры и четко проводимой политики, направленной на передачу молодому поколению традиционных ценностей и образа жизни нашего общества, российские СМИ в большей степени осуществляют непрерывную пропаганду западного образа жизни, стандартов массовой культуры и потребления, разврата и насилия. Естественно подобного рода ситуацию следует искоренить в самые кратчайшие сроки.

Создание эффективной системы регулирования деятельности СМИ и осуществления государственной пропаганды посредством СМИ, как одного из самых эффективных механизмов формирования у современной российской молодёжи систем традиционных, духовно-нравственных систем ценностных ориентаций, должно является одной из первоочередных задач в выработке единой стратегии молодёжной политики в РФ.

Государственная пропаганда должна быть направлена на формирование систем традиционных ценностей российского общества, социальную консолидацию, формирование институтов гражданского общества, формирование идентичности молодых граждан России, гражданского и правового самосознания, постепенные позитивные социальные изменения, преодоления кризиса институтов социализации, единую политику в области культуры и образования, в области воспитания и т.п.. Дополнять её должна пропаганда с опорой на СМИ систем традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, осуществляемая, как религиозными конфессиями, так и различными общественными и государственными объединениями и организациями.

В государственной молодёжной политики условно можно выделить пять основных механизмов её реализации в процессе формирования ценностных ориентаций молодёжи:

1) Механизм институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи, в рамках чётко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития (естественно, базирующейся на определённых идеологических установках, определяющих выбор, иерархию ценностей; стратегию выбора и реализации механизмов, инструментов и методов осуществления процесса формирования ценностных ориентаций). Реализуется посредством юридического закрепления и констатации выбранной системы ценностей в различных основополагающих нормативно-правовых актах, документах.

2) Механизм нормативно-правового регулирования различных сфер жизнедеятельности нашего общества, деятельности и взаимодействия между собой различных институтов социализации, процессов образования и воспитания, систем государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных отклонений. Реализуется посредством принятия различных законодательных и нормативно-правовых актов.

3) Механизм создания и совершенствования организационных форм и моделей по реализации государственной молодёжной политики. Реализуется посредством создания системы органов управления, контроля, профилактики и исправления социальных отклонений в рамках осуществления молодежной политики, эффективного взаимодействия различных её субъектов.

4) Механизм осуществления целевых программ и проектов, направленных на социализацию, воспитание и формирование систем ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Т.е. практическая деятельность субъектов по достижению поставленных целей перед молодёжной политикой.

5) Механизм информационного воздействия, пропаганды систем ценностных ориентаций, посредством использования средств массовой информации.

Содержащееся в Конституции РФ положение о «деидеологизации» (т.е. о том, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией), в настоящее время, фактически, является своеобразным правовым барьером, тормозом для дальнейшего национального развития и, в частности, реализации механизма институционализации единой базовой системы ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Внесение соответствующих изменений в Конституцию РФ по отмене этого положения, на наш взгляд, является одним из первых шагов, необходимых для работы самого важного механизма молодёжной политики в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи.

В настоящее время в отсутствие четко сформулированной и определённой национальной идеи, стратегии национального развития, государственная молодёжная политика в Российской Федерации, к сожалению, по-прежнему пребывает в состоянии своего становления и не может должным образом и в полной степени, реализовывать возложенные на неё задачи и цели, эффективно отвечая на вызовы времени. Деятельность государственных органов по осуществлению государственной молодёжной политики, особенно в нормативно-правовой сфере, в значительной степени формализована, декларативна, фрагментарна и в силу этого нерезультативна.

Государственная молодёжная политика в настоящее время однозначно находится на периферии деятельности государства, и в ней соседствуют крайне противоречивые тенденции. Как показывает опыт последних лет, организационные перемены в реализации государственной молодежной политики отнюдь не приводят к реальным изменениям в положении молодежи. На практике реализация государственной молодёжной политики встретила (и встречает) большие трудности и требует нового концептуального оформления.

Государственная молодёжная политика в Российской Федерации на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в настоящее время призвана реализовываться и реализуется посредством осуществления социального проектирования (активной реализации национальных проектов и молодёжных программ, обеспечивающих создание, модернизацию или подержание в изменившейся молодёжной среде духовных и материальных ценностей).

К сожалению, спецификой проектного подхода к осуществлению государственной молодёжной политики в Российской Федерации в настоящее время является то, что практически все молодёжные проекты и программы на самых разных уровнях декларативно ориентированы, прежде всего, на улучшение качества жизни молодёжи, а не на формирование у неё системы ценностных ориентаций.

Государство, реализуя эти проекты, не занимается продвижением и пропагандой традиционных ценностей российского общества (этим в настоящее время занимаются традиционные конфессии и некоторые общественные организации), что особенно хорошо заметно на примере попытки внесения в школьную программу и противодействия этому, курса основ православной культуры. В государственной молодёжной политике (как, впрочем, и во всей внутренней политике современного российского государства, в силу чего до настоящего времени четко не сформулирована национальная идея и стратегия национального развития) преобладает либеральный подход, который подразумевает под предлогом плюрализма максимальное дистанцирование государственных институтов от участия в процессе формирования, продвижении и модернизации системы традиционных ценностей российского общества. Государственные институты оказываются в стороне от этого аспекта деятельности в процессе социализации молодёжи: не оказывая содействия, влияния в выработке позитивных ценностных ориентаций и не принимая фактического участия в процессе воспитания молодёжи. Наблюдается своеобразная «переуступка» государством своих непосредственных обязанностей в этой области институту СМИ и коммуникаций, что в нашей действительности, в свою очередь напрямую способствует и приводит к формированию потребительских ценностных ориентаций у молодёжи и росту негативных факторов в молодёжной среде.

В основе либерального подхода и всего курса современной государственной молодёжной политики заложена предпосылка о том, что поведение молодёжи определяется, прежде всего, уровнем удовлетворённости её первичных жизненных (биологических и витальных) потребностей, а уж затем включается мотивация на ценностные ориентации. В силу чего акцент делается в большей степени на материальном аспекте: попытке удовлетворения этих потребностей, повышения качества жизни молодёжи. Однако достигнуть этого, в особенности, в условиях мирового кризиса, не представляется возможным.

Предпринимаемые государственными и муниципальными органам меры по реализации молодёжных проектов и программ по трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей оказываются недостаточно эффективными в силу их малой и частичной обеспеченности. Они охватывают лишь маленькую, «избранную» и незначительную в процентном соотношении часть молодёжи, в силу чего доля контролируемого соответствующими программами рынка жилья, образования, трудоустройства и т.д. оказываются чрезвычайно малой, не создавая диапазон действительных социальных возможностей и спектр прозрачных и осуществимых способов социальных действий. Отмечаемый многими экспертами крах, нереализованность и невыполнимость ряда молодёжных программ и проектов, лишний раз подтверждают этот тезис.

Рассматривая деятельность различных субъектов общественной молодёжной политики в современной России, можно констатировать, что за исключением конфессиональной общественной молодёжной политики, общественная молодёжная политика политических партий, общественных объединений (организаций), крупных хозяйственных организаций (корпораций) развита и активна не в достаточной степени.

Несмотря на наличие в нашей стране большого количества молодёжных объединений и организаций, в том числе и политической направленности, среди них крайне мало объединений, созданных самой молодежью для реализации собственных интересов. Молодёжные отделения различных политических партий или молодёжные движения, или организации политической направленности, формально созданные для реализации прописанных уставных положений, на самом деле были созданы более «старшими товарищами» для достижения и осуществления определённых политических целей и задач, реализации проектов агитационно-пропагандистской, выборной и иной направленности. Поэтому неудивительно однозначно индифферентное отношение к ним молодёжи.

Одной из негативных особенностей деятельности целого ряда современных молодежных общественных объединений и организаций помимо их крайней ограниченности в ресурсах (а значит и неминуемой борьбы между собой за место у государственной «кормушки» по освоению выделяемых средств), как и в случае с политическими партиями, является то, что формально, создаваясь для реализации тех или иных благих целей в отношении молодёжи, реально их деятельность направлена совсем в иное русло и далека от декларируемых целей. «Имеются организации, созданные коммерческими структурами, получающими вследствие этого определенные дивиденды от государства или «отмывающими» с их помощью финансовые средства, полученные незаконным путем. Для части этих организаций приоритетной стала другая задача, а именно - добывание финансирования от влиятельных зарубежных и отечественных фондов, участие в конкурсах на получение грантов. Для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов».[4]

Крупные хозяйственные объединения и корпорации осуществляют свою молодёжную политику, как правило, в рамках определённых социальных программ, в целом решают узкие тактические задачи, обусловленные их возможностями и ресурсами. В условиях мирового финансового кризиса их деятельности и так не очень заметная, скорее всего, будет минимальна.

Выявленное в результате проведённых социологических исследований недоверие молодёжи к большинству субъектов молодёжной политики, за исключением церкви, в определённой степени может косвенным образом указывать на эффективность, проводимой в России конфессиональной молодёжной политики.

Следует отметить, что институт религии является не только самым древним институтом социализации молодёжи, но по своему значению, влиянию на жизнедеятельность и функционирование общества, культуры, нации, государства, он является институтом ничем не уступающим, а по ряду категорий и более приоритетным, чем институт государства. Например, в сфере формирования ценностных ориентаций молодёжи. По своему значению, влиянию, своей роли в процессе социализации молодёжи, конфессии, как субъект общественной молодёжной политики, однозначно, превосходят как политические партии, движения, общественные объединения и организации, крупные хозяйственные организации (корпорации) и, являются не только ведущим субъектом общественной молодёжной политики, но и полноправным и равнозначным партнером государства по осуществлению молодёжной политики.

Анализ различных данных социологических исследований свидетельствуют о высокой степени доверия и лояльности как российских граждан в целом, так и молодёжи в частности, к религии и традиционным религиозным институтам, базовому характеру их ценностных систем и доктрин. Институт религии, является единственным институтом социализации, который в сравнении с другими институтами социализации, по-прежнему, и с всё более возрастающей активностью выполняет возложенные на него функции, особенно в области формирования традиционных ценностных ориентаций. За исключением конфессий, государство и иные субъекты общественной молодёжной политики (политические партии, общественные организации, объединения, хозяйственные организации (корпорации)), в отсутствие в России гражданского общества и господства стандартов общества потребления, в отсутствии четко сформулированной национальной идеи, стратегии национального развития, оказываются не в состоянии должным образом влиять на формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, и отвечать на вызовы времени. Преследуя свои частные интересы, эти субъекты молодёжной политики во всей красе демонстрируют свое потребительское отношение к молодёжи, стремясь использовать её для достижения своих узких целей. В остальное время, они, как правило, редко вспоминают о ней. Например, активизация различных мероприятий по проведению государственной молодёжной политики началась, лишь после осуществления целого ряда «цветных» революций в сопредельных государствах, когда наши правители почувствовали и ощутили реальную угрозу своей власти.

Для того, чтобы ситуация изменилась, был преодолён духовно-нравственный кризис и духовное опустошение, необходима не только координация усилий всех субъектов молодёжной политики. Необходим синтез, единение в помыслах и действиях субъектов молодёжной политики: конфессий, государства и общественных институтов. Их совместными усилиями должна быть сформирована некая идеология, система философских, духовно-нравственных ценностей, определяющая стратегическую цель, идеал развития российского общества, нации и государства, создающая их идентичность и способствующая эффективности проведения молодёжной политики.

Сергей Олегович Елишев, старший научный сотрудник кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук

 

[1] Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. М.: ACADEMIA. 2008. С. 264.

[2] Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1995. С. 110.

[3] См.: Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993. С. 343.

[4] Молодое поколение России. Проект Доктрины. М.: Фонд «Русский предприниматель», 2008. С.47.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Алексей Петрович : слишком умно
2011-02-24 в 12:45

Должно быть, очень умный человек Сергей Олегович Елишев, гораздо умнее меня. Читаю его текст и увязаю почти в каждой фразе. Вот, например:
«Процесс формирования ценностных ориентаций современной молодёжи подразумевает, прежде всего, целенаправленное управление, воздействие на него со стороны различных субъектов молодёжной политики, обеспечивающее достижение намеченного уровня духовно-нравственного бытия путем преобразования социально-экономического, культурного и информационного ресурса в усвоенную и самовоспроизводимую систему традиционных духовно-нравственных ценностных ориентаций, а также поддержания их динамичного равновесия со средой.»

Помогите, друзья. Это псевдонаучное словоблудие, или тут есть какой-то смысл? А то я вспоминаю высказывание кого-то из великих физиков – если не можешь объяснить пятилетнему ребенку, чем ты занимаешься, значит, ты шарлатан.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме