Роль Церкви и общества в патриотическом воспитании молодежи

Доклад на секции «Военно-патриотическое воспитание молодежи» XIX Рождественских чтений

0
2808
Время на чтение 11 минут
Дорогие друзья, уважаемые участники секции!


Из года в год мы с вами собираемся в этом зале, чтобы обсудить проблемы патриотического воспитания молодежи, обменяться мнениями, поделиться опытом, совместно осмыслить условия в нашей стране, содействующие или препятствующие нашей работе.

Лейтмотивом последних наших встреч было стремление к объединению усилий разрозненных организаций в информационной, методической, правовой и организационно-практической сферах. Это стремление уже сегодня начинает приносить добрые плоды, уже сегодня имеет много примеров совместных мероприятий, проектов и свершений.

Мы видели и видим, насколько недостаточны и фрагментарны государственные решения в области патриотического воспитания. О системном подходе или сформировавшейся политике здесь говорить не приходится. Эффективные результаты взаимодействия общественных объединений с властью мы видим лишь на уровне отдельных регионов или муниципальных образований. Каждому, кто не опустил руки, кто не утратил решимости к созиданию, понятно, что надеяться мы можем, преимущественно, на собственные силы, на братскую поддержку единомышленников, на помощь Божью, на наше единство.

В течение нескольких лет в периоды между нашими заседаниями регулярно собирается рабочая группа нашей секции. На базе ее актива, на площадке Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках создан Центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания «Национальное достояние». Трудами Центра не только издаются материалы нашей секции, учебные и методические пособия по патриотическому воспитанию, брошюры и буклеты, но и ведется большая аналитическая работа по сбору и обобщению информации о действующих организациях патриотического воспитания. Мы проводим рассылки и анкетирование с целью выявления общих и частных проблем, оказания посильной помощи и вынесения наиболее сложных вопросов на широкое обсуждение. Актуальные темы, связанные с правовым и материальным обеспечением деятельности организаций патриотического воспитания мы ставим перед властью и обществом.

Убежден, что расширение связей между объединениями патриотического воспитания самой разной направленности, проведение совместных массовых мероприятий, регулярный обмен опытом позволит быстрей и эффективнее разрешать назревшие проблемы.

Но всякий разговор об успехах и неудачах останется пустым разговором, если все мы не уделим особое внимание содержательному наполнению нашей деятельности.

Не будет новостью ни для кого из присутствующих, что большинство общественных организаций, осуществляющих работу с подрастающим поколением, держатся на энтузиазме, жертвенности и увлеченности руководителя. А руководитель, зачастую, будучи хорошим организатором, способным вовлечь молодежь, строит свою деятельность на базе собственного прошлого опыта. Кем он был - десантником, спортсменом, тренером по боевым искусствам, историком, археологом - от этого зависит специализация клуба или объединения, от этого зависят не только избранные методы, но и способ вовлечения, принцип отбора и многое другое. Но в какой идеологической среде воспитывались сами руководители - в среде, как правило, недавней советской действительности - со всеми ее плюсами и минусами. Плюс - это сохранение хотя бы части традиций, части исторических навыков и части нравственных оснований патриотизма. Минус в том, что с крушением режима, выбита из под ног и эта уцелевшая часть. Осталась любовь к Родине, но представления об этой Родине размыты, нравственные мотивации не универсальны. Не всё, с чем пришел к молодым людям воспитатель, он способен передать им, как незыблемые, бесспорные ценности, способные пробудить и побудить на доброделание.

Результаты анкетирования показали, что руководители клубов, отрядов, дружин и объединений патриотического воспитания вне зависимости от их мировоззрения в смысле принадлежности к той или иной религии признают и осознают, в большинстве своем, необходимость участия Русской Православной Церкви в процессе формирования полноценного поколения наших соотечественников в гуманитарном, духовном и нравственном отношении. Бесспорным представляется и системно-организационный ресурс Русской Православной Церкви. Иными словами, в каждом, без исключения, регионе России имеется церковная структура: епархия, монастырь или приход. По историческому опыту, земному призванию и современной практике каждая такая единица сообразно своему масштабу способна осуществлять эффективную просветительскую работу, как с лидерами, так и с воспитанниками организаций патриотического воспитания.

Духовно-нравственное начало в человеке определяет его мысли, слова, поступки, определяет его выбор. Патриотизм, в собственном смысле, - ЭТО НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ. Способность пожертвовать собой ради ближних не рождается вне нравственного выбора.

Сокровищница нравственных ценностей России находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Церкви. Попытки ориентироваться на западные принципы и модели жизнеустройства явили невозможность эффективного государственного строительства без принятия традиционных, проверенных веками оснований.

Итак, духовную составляющую следует признать первостепенной в воспитательном процессе. Тренировка физических возможностей и навыков, обретение начальных военных знаний, знание военной истории, конечно, должны нами поощряться. Но главную роль в этом играют военные и спортивные специалисты, а не духовенство и широкая общественность. Наша роль состоит в формировании духа защитника Отечества. А защищать Отечество приходится не только на поле брани. Интересы Отечества в истории многократно приходилось отстаивать в тяжёлом противоборстве и в дипломатической, и в общественно-политической, и в экономической, и в научно-технической, и во многих других сферах. Совершённые при этом подвиги всегда основывались на духе защитника Веры и Отечества. Тем более это проявляется в нынешнее время, когда возникли совершенно новые способы и методы воздействий на целые народы. И только духовная составляющая позволит нашему народу ориентироваться в происходящих вокруг процессах.

Именно поэтому, сегодня самым яростным и существенным антипатриотическим и антироссийским проектом является деятельность врагов России по умалению, умалчиванию и искоренению из народного сознания подлинной исторической роли Русской Православной Церкви в героической истории нашей Родины.

Церковь породила, вдохновила, благословила и сделала возможными: само государственное строительство - собирание русских земель, формирование нации - единого и неповторимого народа, преодоление рабства и внешних угроз, бесчисленные победы над интервентами с запада и востока, создание высочайшей в мировом масштабе культуры. Вокруг Православной Церкви формировалось российское образование, которым мы гордились до недавнего времени. Лучшие военачальники опирались на нравственный авторитет Церкви и примеры её святых. Крепкая, здоровая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Прервать эту связь, подорвать эту основу, значит совершить преступление против русского народа.

Мы часто стыдливо молчим об этой роли Русской Православной Церкви в становлении и жизни народа. И этим молчанием - льём воду на мельницу наших недругов.

Сегодня, среди военно-патриотических организаций весомую долю представляют клубы и отряды, действующие при храмах или воскресных школах. Есть и те, кто базируется на абсолютно светской почве, но опирается на поддержку и духовную помощь священников, неравнодушных к проблемам и духовному состоянию живущих вокруг людей, к той нравственной среде, в которой находится их приход, в ко-торой предстоит жить всем, кто оказался рядом.

Нам необходимо призывать этих добрых пастырей, которых немало по всей нашей земле, к более активной молитвенной, духовной и иной посильной поддержке общественных организаций и общественных инициатив, направленных на благо России.

Деятельность многих объединений осуществляющих патриотическое воспитание молодежи, уже опирается на помощь духовенства. Об этом свидетельствуют их руководители, инструкторы и участники, считая священников кормчими, духовниками своих организаций. Но этого недостаточно - к защите духовных ценностей, которые вверил нам Господь, необходимо привлекать все больше активных мирян.

Время напоминает нам о необходимости активной позиции граждан России по вопросам самоидентификации, сохранения преемственности и национального облика. Это требование времени особенно усугубляется в свете последних молодежных столкновений, имеющих и национальную подоплеку. Только уважение к своим национальным корням позволит большинству России сохранять твердость и национальное достоинство, а меньшинству - считаться с народом, даровавшим им свободу, мир и благополучие.

Должен добавить, что каждому из нас, священнослужителей необходимо преодолеть теплохладность и формализм в отношении молодежной работы, и, прежде всего, - в деле патриотического воспитания, духовного окормления клубов и организаций. Святейший Патриарх Кирилл многократно выступал с обращениями о необходимости идти навстречу молодежи, активно проповедовать, использовать современные формы и методы работы с подрастающим поколением. Однако, для многих это остается лишь призывом. Часто приходы относятся к такой деятельности формально, проводят мероприя-тия только для отчетности, предпочитают заниматься лишь с теми, кто уже пришел в Церковь и твердо стоит на ногах.

Если все мы не будем с сердечным горением участвовать в этой важ-нейшей работе, то на этом поле будут трудиться секты, безбожники, носители массовой культуры и прочие силы, способствующие разрушению общества.

Все здравомыслящие люди уже видят опасность, стоящую у порога нашей Земли - опасность полного, всеобъемлющего разрушения, опасность многогранную и несомненную. Специалисты высочайшего уровня в самых разных областях (экономики, социологии, политики, истории, культуры, военного дела и т.д.) пребывают в шоке от того, насколько стремительными и фатальными оказались негативные изменения в жизни страны, за сколь короткий срок были порушены ключевые системы жизнеустройства страны. И нет иного ответа на вопрос о причинах случившегося, кроме одного: подорван духовно-нравственный фундамент всего здания.

Восстановление этого фундамента в его проверенной веками конфигурации, проектирование возрожденной реальности, базирующейся на этом твердом камне - эта деятельность должна красной нитью проходить через всё служение делу патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ключевой площадкой битвы добра и зла стала уже не сфера территориальных претензий, не борьба за природные ресурсы, а область содержательная, область духовного выбора. Сегодня главный удар наши недруги наносят по основам нашей веры, по нашему праву на духовный суверенитет, по нашим корням.

Формируются исторические мифы против правды о нашем прошлом, внедряются чужеродные идеологические парадигмы, подрывающие нашу волю и сознание. Взамен традиционных устоев предлагаются самые разные модели - исламизация России, подчинение новым глобальным псевдоценностям, полная деидеологизация, предлагается путь в пустоту, в тупик, путь к самоуничтожению.

***

Одним из отрадных событий минувшего года стало написание иконы святых Покровителей Воинства российского. Инициаторами были: Центр «Национальное достояние», объединение организаций патриотического воспитания молодежи «Восточный фронт», ряд военно-патриотических клубов и общественных организаций. Образ освящен 19 -го августа, в день праздника Преображения Господня, в центре православной духовности нашего Отечества - Троице-Сергиевой Лавре, у мощей преподобного Сергия Радонежского, благословившего более шести столетий назад, русских воинов перед Куликовской битвой.

Теперь Образ побывает во многих воинских частях России и в десятках военно-патриотических и военно-исторических объединений. Он хранится поочередно - в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках и в Новомосковске Тульской области. Икона включает лики более сорока святых, почитаемых покровителями благочестивого православного воинства и ратного служения в нашем Отечестве.

Обращаясь к поддержке Церкви или призывая помощь святых, мы не пытаемся переложить на кого-то свою ответственность за будущее России, мы принимаем тысячелетний опыт осмысленной, целеустремленной жизни народа, приходим к убеждению, что нам предстоит многое сделать, чтобы изменить к лучшему себя и мир вокруг себя.

Будем же, подражая подвижникам прошлого, являть собою подлинную соборность - ту форму единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Соборность - это противоположность эгоизму, хаосу и раздроблению народа.

В нашей истории соборное единение всегда наступало или усиливалось перед лицом тяжелых угроз - татаро-монгольского ига или смутного времени, войн или разрухи. Церковь выступала всегда при этом объединяющей силой, наполняя общественную волю нравственной полнотой и высшим содержанием, позволяющим преодолеть распри, страх и нерешительность.

Очевидно, и сегодня есть условия для возрождения соборности - это и геополитические угрозы, это и беспощадная информационная война, ведущаяся против России, это и последствия десятилетий официального безбожия, а за тем - вседозволенности.

***



Слово «патриотизм» имеет глубокий смысл. Оно основывается на величайшем стремлении человека сохранить отцовские корни и традиции, то хорошее и доброе, что накапливается поколениями.

Время сильно изменило сознание современного человека. Во многом на это повлияли соблазны, непростая экономическая ситуация и те перемены, многие из которых нам искусственно навязываются: всевозможные реформы в образовании, в воспитании, в армии.

Всё это не могло не отразиться на человеке, потерявшем Бога, вернее утратившем постоянную органическую, укорененную в повседневной жизни связь с Ним.

К сожалению, сейчас само понятие патриотизма размыто. Мы наблюдаем, как искусственным образом создается «патриотизм для студентов», «патриотизм для учащихся», «военный патриотизм» и прочие виды «патриотизма», что во многом нивелирует смысл самого этого понятия. Размытое понятие - это все равно, что никакого понятия. Размывание, осквернение, искажение, маргинализация понятия ПАТРИОТИЗМ - это звенья одной цепи, звенья борьбы с нашим национальным самосознанием.

Но, слава Богу, в стране в последнее время происходят и положительные изменения. Если в 90-е годы было страшно называться патриотом и даже считалось постыдным говорить о патриотизме, то сейчас ввиду сильного давления извне, человек вольно или невольно начинает подтягиваться и стремиться быть причастным к чему-то большому. Эти изменения во многом проявились в год 65-летия Победы. Когда несколько лет назад началось глумление над историей Великой Отечественной войны, молодежь и люди среднего возраста встали на защиту памяти нашей великой Победы, выразив этим свою гражданскую позицию. За последние годы увеличилось число общественных военно-патриотических и военно-исторических объединений. По государственной статистике их сегодня более 300 тысяч. Важным собы-тием стало возрождение ДОСААФ России, как общественно-государственной организации, способной охватить значительное количество российской молодежи. Появились какие-то заявления и акции государственного масштаба, направленные на поддержание патриотического чувства у российских граждан.

Но, к сожалению, у большинства людей сохраняется все еще поверхностное понимание патриотизма. Как показывают данные социологических опросов, патриотизм связывается исключительно или с защитой Родины, или с обеспечением нормальной и безопасной жизни. Но такое понимание патриотизма несовершенно, это всего лишь части, без которых невозможна достойная человеческая жизнь в обществе. Если мы не будем противостоять злу, то мы получим либеральный «патриотизм», который по своей сути будет защищать только отдельные аспекты жизни человека, в не всю жизнь в целом.

На тех людях, которые имеют возможность быть ведущими, быть лидерами, вдохновлять других лежит особая ответственность. Это преподаватели, офицеры, писатели, актеры, журналисты, воспитатели - все те, кто имеет возможность влиять на собратьев.

Наша главная задача не только показывать молодым людям цель, но и всячески стремиться к тому, чтобы уцелевшим корням дать хорошую почву. Это позволит прорасти нормальному здоровому дереву. Надо поддерживать тех преподавателей и воспитателей, которые могут дать что-то доброе, надо стараться уходить от стадного чувства, от подражания навязанным кумирам, которые на самом деле не являются идеалом и образцом для подражания.

Самое главное, что здесь собрались единомышленники. Понятие служения на благо Отечества - для нас не пустой звук, - это кредо пройденного пути, а это значит, что есть надежда на победу.

Наша общая задача, - достойно воспитать новое поколение граждан и патриотов России, поколение, в руках которого завтра будет ответственность за прошлое и будущее Отечества.

Хочу напомнить то, о чем мне довелось говорить в этой аудитории два года назад. Для осуществления патриотического воспитания важно понимать: патриотами ЧЕГО должны стать наши дети, защитниками КАКИХ ценностей и каких идеалов. Этот вопрос является первостепенным по отношению к методике, технологиям и механизмам воспитания.

И еще одно. Сегодня важнейшими для развития патриотического воспитания остаются три вещи: духовное содержательное наполнение нашей работы, повышение уровня самих воспитателей и объединение наших разрозненных усилий.

Забота о благополучии, безопасности, суверенности и единстве Отечества должна начинаться с нашего единства.

Игумен Иоанн (Ермаков), руководитель Центра духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи «Национальное достояние» настоятель Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках


Впервые опубликовано на сайте Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Иоанн (Ермаков)
Трудиться не покладая рук ради славы нашей любимой Родины!
Игумен Иоанн (Ермаков) о деятельности общественной организации «ЦЕНТР "ДОСТОИНСТВО"»
24.10.2017
Хранить верность Церкви, Отечеству и Патриарху Кириллу
Прощальное слово игумена Иоанна (Ермакова)
09.07.2017
«Я оставляю попытки призвать его к покаянию и передаю на суд Божий и Священноначалия»
Игумен Иоанн (Ермаков) об антицерковной деятельности заштатного священника Дмитрия Ненарокова
07.06.2017
«Историческая память о великом прошлом является залогом нашего будущего»
Игумен Иоанн (Ермаков) призывает и благословляет принять участие в шествии «Бессмертного полка», ибо это один из явственных знаков живой связи времен
02.05.2017
Все статьи Игумен Иоанн (Ермаков)
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от kuzanez
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51