Блаженны есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Господь наш Иисус Христос ( Мф 5, 11-12)
Слава Богу за всё. Аминь.
Свт. Иоанн Златоуст
Введение
Святой Иоанн Златоуст. Один из трех Святителей, которых Церковь почитает Вселенскими учителями. Составитель чина самой распространенной в христианском мире Литургии. Аскет, отшельник, адвокат, защитник бедных, патриарх Константинополя, изгнанник, святой. Единственный сын матери-одиночки, вдовы имперского офицера (1).
Не будет преувеличением сказать, что имя Святителя Иоанна Златоуста известно всему образованному миру. Его почитают и правоверные христиане, и католики, и протестанты. О нем знают и образованные иноверцы, и «верующие в душе» вольнодумцы-агностики, и безбожники-атеисты. Настолько велик был след, оставленный Святителем Иоанном в сердцах людей и в истории.
Он навел порядок в церквях Малой Азии. Направил епископов с миссией к скифам и в Крым. Упорядочил богослужебную жизнь Константинопольской церкви. Повлиял на улучшение нравов и образа жизни константинопольских вдов, пресвитеров и епископов. Ввел выверенный порядок подготовки оглашенных к Крещению. Вернул в обычаи христиан имперской столицы попечение о больных и бедных. Жизнью и смертью своей подтвердил то, к чему призывал - смирение и благочестие, мужество и самоотверженный труд (2).
Несмотря на то, что Святитель нередко бывал и строг, его любили. Люди чувствовали, что он был сама Любовь. Никогда не держал зла на врагов своих, прощал им снова и снова, был строг, но без лицеприятия, полон сострадания, чужд тщеславия и лицемерия, всегда был готов помочь бедному и болящему, защитить гонимого не щадя и жизни своей (1).
В настоящем сочинении предпринимается попытка прояснить ответы на три интересных и важных для нас вопроса.
1. Как святитель Иоанн стал непоколебимым воином Христовым, выдающимся учителем народа и начальником пастырей? Что повлияло на его становление?
2. Как святитель в жизни своей проявлял те качества души, о которых проповедовал? Как проявлялись его добродетели - смирение и нетщеславие, прощение врагов своих, терпение скорбей, стойкость и деятельное сострадание, радение о мире церковном и иные?
3. Какие выводы мы можем сделать, изучив его жизнь?
Этапы жизненного пути Святителя
Чтобы лучше запомнить и понять жизнь Святителя Иоанна, удобно выделить в его жизненном пути некоторые этапы. Обычно выделяют юность (этап продолжается до окончания школы), молодость (до определения своего призвания), зрелость (до ухода на покой) и старость. Но если мы попробуем разделить жизнь Святителя на эти обычные этапы жизни человека, то мы столкнемся с одной проблемой. Дело в том, что в житиях и исторических исследованиях мы не находим в жизни Святителя явного перехода от зрелости к старости - Святитель Иоанн трудился до самой своей блаженной кончины.
А.И. Лопухин (1) выделяет следующие четыре этапа жизненного пути Святителя.
1. Детство, юность и подвижничество св. Иоанна (347-380).
2. Служение в сане диакона и пресвитера в Антиохии (381 - 398).
3. Св. Иоанн на престоле константинопольском (398-404).
4. Св. Иоанн в заточении и его блаженная кончина (404-407).
Мы же для удобства разделим жизненный путь Святителя на этапы, через которые обычно проходит любой человек, стремящийся послужить Богу и людям. Эти этапы следующие:
Этап 1. Рождение, детство и юность. Формирование характера.
С рождения до приблизительно 20 лет. 347 - 365 года. Этап оканчивается завершением обучения и выбором первой работы.
Этап 2. Выбор пути. Отшельничество и «подготовительное служение» (диаконское).
С 365 года по 386 год. 369 г. - крещение, 381 г. - рукоположение в диакона, 386 г. - рукоположение в священника. Этап оканчивается осознанием своего призвания и выбором жизненного пути. Святителю Иоанну около 39 лет.
Этап 3. Призвание, служение священническое и епископское, изгнание и кончина
В этом этапе выделим три периода.
1. Служение священническое (продолжительностью в 12 лет): приблизительно до 51 года. 386 (священник) - 398 (епископ).
2. Служение епископское (6 лет): приблизительно до 57 лет. 398 (епископ) - 404 (изгнание в Армению).
3. Служение в изгнании и блаженная кончина (3 года): приблизительно с 57 лет до 60 лет. 404 (изгнание) - 407 (кончина в Абхазии). Этап оканчивается блаженной кончиной Святителя.
Особо хочется выделить и четвертый этап жизни Святителя.
Этап 4. Посмертный. Прославление Святителя и восстановление церковного мира.
С 407 года (кончина) по 438 год (перенесение мощей). Этап оканчивается перенесением мощей Святителя в Константинополь и восстановлением церковного мира с почитателями Святителя (иоаннитами).
Изучив как древние жития святителя Иоанна (4, 5, 6), так и его жизнеописания более современных историков (1, 2, 3), мы можем следующим образом описать эти этапы жизненного пути Иоанна, епископа Константинопольского.
Этап 1. Рождение, детство и юность. Формирование характера (до 20 лет)
Святой Иоанн Златоуст, прославленный учитель и проповедник - одна из наиболее ярких личностей церковной истории. Он родился около 347 года в сирийской Антиохии, которая была по тем временам главным городом Востока Византийского царства, одним из трех самых больших и цветущих городов империи, наряду с Константинополем и Александрией (1). Его родители были люди знатные и состоятельные. Отец его Секунд был офицер высокого ранга в императорском войске (6), а мать Анфиса была весьма образованной для своего времени женщиной (1). Но вот, во цвете лет Секунд умер, и двадцатилетняя Анфиса осталась вдовой с двумя малютками - девочкой около двух лет и новорожденным Иоанном (1, с. 19). Секунд и Анфиса были христиане, верные Святой Апостольской Церкви. И Анфиса, следуя заветам Апостола Павла, решила более не выходить замуж и посвятить себя всецело служению Богу и воспитанию детей. Ее маленькая дочь скоро скончалась. Как христианка, Анфиса воспринимала все события своей жизни как испытания ее веры, посылаемые любящим Отцом, Господом, и она всю свою материнскую любовь и заботу обратила на воспитание сына достойным христианином. Удалившись от всех развлечений мира, Анфиса сама много занималась с Иоанном, и это было величайшим благом для него. Ведь вместе со знаниями маленький Иоанн впитывал и благочестие матери, ее любовь, ее трепетное отношение ко всему Святому. Из уст любящей матери Иоанн получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, которые он научился писать и читать, были слова Священного Писания, которое было любимым чтением Анфисы, находившей в нем утешение в своем вдовстве (1).
Антиохия в те времена славилась своими школами и была своего рода сирийскими Афинами (1, с. 19). Юноша Иоанн учился у лучших учителей Антиохии, как язычников-эллинов, так и христиан. В 18 лет поступил в обучение к знаменитому ритору-эллину Ливанию, известному своей ученостью, блестящему оратору и искусному учителю. Ливаний хотя и не верил во Христа, но не был и явным хулителем и врагом христиан. Поэтому Анфиса отдала Ливанию своего сына в обучение, не опасаясь дурного влияния язычества (1, с. 20). В академии Ливания, у известнейших философов и ораторов Антиохии, Иоанн получил основы тех умений, которые принесли ему славу великого проповедника - красноречию, умению проникать в суть вещей и в глубочайшие тайники душевной жизни людей. Наряду со знаниями, полученными от своих учителей, Иоанн впитал от своей матери любовь и верность Богу, сострадание к бедным и уважение к ближним. И конечно, и то, что он родился в нормальной крепкой семье, где мать подъяла подвиг вдовства и верности его отцу Секунду, и то, что он был желанным и любимым сыном, также благотворно сказалось на устроении его души, на формировании его характера - любвеобильного, но и твердого, верного и сильного.
Этап 2. Выбор пути. Отшельничество и «подготовительное служение» (до 39 лет)
Итак, получив образование, Иоанн во всеоружии талантов и знаний, был готов вступить на жизненный путь (1, с. 22). Перед ним, сыном Секунда, одаренным и образованным, открывались широкие возможности. Но Иоанн не идет по стопам отца на государственную службу, он не был уверен, что в этом его призвание. Иоанн избирает занятие адвокатурой, которое не связывало его долговременными обязанностями. (1, с. 22). Адвокатурой в то время многие знатные молодые люди начинали свое общественное служение и ею занимались, например, Василий Великий Кесарийский, Амвросий Медиоланский и другие известные люди того времени. Ораторство адвоката приобретало ему известность. Из числа даровитых адвокатов, имевших успех в судах, правительство приглашало лиц для управления провинциями. И эта перспектива, безусловно, была притягательной для молодого человека, только начинающего самостоятельную жизнь.
В этот период своей жизни, продолжавшийся несколько лет, Иоанн познал все зло этого мiра. Как адвокат он стал лицом к лицу с тем миром неправд, козней, лжи, обмана и угнетения, что было ему неведомо в мирном доме его благочестивой матери. Обращаясь в кругу молодых людей, делающих карьеру, молодой Иоанн не мог не принимать участие и в их развлечениях, которыми обычно люди заполняют пустоту своей жизни. Званые обеды, театры, цирки - и Иоанн со своими товарищами бывал в этих местах развлечений. Но его чистая, воспитанная с памятью о Боге душа чувствовала всю пустоту, всю пошлость такого времяпрепровождения. Дух, царящий в этих местах развлечений, был ему глубоко чужд. Но у Иоанна были и друзья, близкие ему по духу молодые мужчины. Его лучший друг, Василий, в то время как Иоанн окунулся в мiрскую суетную жизнь избрал «путь истинного любомудрия» и стал иноком (1, с. 23). Пример истинного друга не мог не повлиять на Иоанна и через некоторое время Иоанн решил бросить этот жалкий, суетный мiр с его злобами и нескончаемыми треволнениями, чтобы также всецело посвятить себя Богу.
Иоанн оставил адвокатуру и посвятил всего себя изучению Священного Писания. Некоторое время Иоанн жил с матерью. Они вместе посещали занятия по изучению Писания у известных в Антиохии священников Диодора и Флавиана. Эти учителя и особенно Диодор укрепили Иоанна в мысли посвятить себя подвигам благочестия и учительства (1, с. 23). В этот период Иоанн сблизился с епископом Мелетием, который и крестил его в возрасте около 22-х лет (в 369 году). К крещению в то время христиане готовились долго и основательно. Ведь крещение для них означало полную перемену жизни - всецелое посвящение себя Христу. Тогда многие считали, что после Крещения человек должен сразу перестать грешить, а если человек не готов оставить свою грешную жизнь, то лучше не креститься. И самого Иоанна Златоуста порицали многие даже из близких ему людей за его проповеди, в которых он говорил буквально следующее: «сколько бы ты не согрешил, покайся, приди ко мне и я исцелю тебя» (5, с. 263 и 4, с. 518).
Когда Анфуса скончалась, Иоанн удалился в пустыню - для отшельнической жизни. Вероятно, это произошло также в 369 году, так как, будучи отшельником, Иоанн написал послание к своему другу, который восхотел ради девушки оставить путь иночества. Год же написания этого послания, под названием «Увещания к Феодору падшему», историки определяют как 369 или 370 (1, с. 24).
Более десяти лет проводит Иоанн в пустыне и в горах близ Антиохии. В это смутное время, по причине проблем с духовным образованием императоров, широко распространилась «ересь хулы на Сына Божия» (арианство). Кроме того, в церковь, чая благоволения императорских чиновников, пришло множество случайных, поверхностных и даже корыстных людей (3). Поэтому многие благочестивые люди предпочитали бросить этот мiр и удалялись в пустыни и горы, чтобы там, вдали от суеты и зла мiра сего, подвизаться в молитве и угождении Богу «в духе и Истине». Окрестные горы Антиохии наполнились отшельниками, которые составили целую общину, со своим строгим уставом молитвенной и трудовой жизни. Четыре года провел Иоанн (375 - 378 гг.) в этой обители и суровая жизнь только усилила его ревность к подвижничеству (1, с. 25).
Известно, что вскоре после ухода в пустыню Иоанну и его другу Василию предлагали епископский сан. Они уже тогда славились своим благочестием и ревностью о Господе, а в те смутные времена нередко «в сан епископа возводились и молодые люди, если они оказывались достойными этого сана по уму и благочестию» (1, с. 24). Иоанн понимал всю ответственность этого выбора и, осознав свою неготовность к такому высокому служению, решил тогда отказаться от этого избрания. В это время он пишет свои знаменитые «Шесть слов о священстве», где изложил всю возвышенность и трудность пастырского служения. Василий же, вдохновленный Иоанном, был возведен в епископы и ревностно предался своему архипастырскому служению (1, с. 25).
Находясь в отшельничестве, Иоанн пишет свои известные сочинения в защиту иночества, слова утешения сокрушающимся («О сокрушении»). Очевидно, что он не считает себя достойным служить Богу и людям в сане священника. Но вот, по Промыслу Божию, после десяти лет отшельничества здоровье Иоанна расстроилось, и он возвращается в мир. Но возвращается уже не как раб мира, но как воин Христов, готовый к духовной брани. Иоанн вернулся в Антиохию. Там его с радостью принял епископ Мелетий и посвятил в сан диакона (380 или 381 г.). Иоанну было тогда около 33-х лет. Поскольку Иоанн, до посвящения его в сан священника, довольно долго (около пяти лет) оставался диаконом, можно сделать вывод о том, что он все еще не чувствовал в себе готовности к служению священника. Поэтому диаконское служение Иоанна мы в полной мере можем назвать «подготовительным служением». Мы знаем, что человек может служить в диаконском сане и всю жизнь, чувствуя свое призвание именно в этом служении. Обязанности диакона во времена Иоанна существенно отличались от священнического служения и были весьма сложны. Кроме исполнения поручений епископа и служения в церкви, диакон должен был особенно заботиться о разных нуждах немощных и бедных людей (1, с. 26). Ему приходилось посещать больных и утешать умирающих, помогать бедным и изыскивать средства на их содержание. Должность трудная, требующая полного самоотвержения и любви, но вместе с тем, она была и превосходной школой человеколюбия, школой приготовления к высшему пастырскому служению. С саном диакона не соединялось церковное учительство, принадлежащее священникам, да и сами обязанности благотворительного служения не оставляли времени и возможности для такого учительства. Но, не выступая со словесным учительством, Иоанн не оставляет учительства письменного. Будучи диаконом, он пишет в числе прочих свои известные рассуждения «О девстве» и «К молодой вдове». Последнее отличается тем большей глубиной и сердечностью, что в нем Иоанн мог ссылаться на пример собственной матери, которая нашла себе достаточное утешение во вдовстве, всецело посвятив себя молитве и заботе о достойном воспитании сына. В этих сочинениях Иоанн воспевает телесную чистоту и делится ценнейшими мыслями, помогающими укреплению духа в борьбе с искушениями плоти. Предполагают также, что именно в период диаконства Иоанн выпустил в окончательно обработанном виде свою книгу «О священстве», которая ранее обращалась лишь в кругу друзей Иоанна, а теперь была издана для пользы всех христиан (1, с.26).
Пять лет прослужил Иоанн в сане диакона. И в 386 году был рукоположен во священника. Иоанну было в это время около 39 лет, и он, достигнув возраста мужа совершенного, с полным сознанием важности своего высокого служения, приступил к своим новым обязанностям.
Этап 3. Призвание. Служение в сане священника и епископа. Изгнание и кончина
Труд священнику Иоанну предстоял великий. Около 12 лет будет Иоанн окормлять христиан Антиохии, решительно выступая с обличением ересей и предрассудков распространенного еще язычества. Антиохия была в те времена одним из крупнейших городов востока с населением около 200 000 человек, половина из которых были христиане, а половина - греческие язычники и иудеи. С одной стороны, христиане Антиохии были в большей части полуязычники, формально принявшие христианство, но сохранившие во многом языческие нравы и обычаи. С другой, ученые эллины-язычники и торговцы-иудеи не упускали случая, так или иначе, нанести урон ненавистной им вере во Христа.
Именно здесь, в Антиохии, Иоанн получил в народе прозвище Златоуст. Уже первая, произнесенная им проповедь, произвела на многочисленное собрание молящихся, прибывших на торжество посвящения своего любимого диакона, сильнейшее впечатление. В храм, где он проповедовал, съезжались люди со всех концов Антиохии, чтобы послушать его вдохновенные пламенные речи. Иоанн никогда не читал своих проповедей, но они были так гармоничны, логичны и образны, что довольно быстро в храме появились скорописцы, которые записывали за Иоанном и записи свои потом передавали и продавали всем желающим. Проповеди Иоанна отличались особенно тем, что и о сложных догматических предметах он умел говорить простым языком, понятным и простому слушателю.
Иоанн не только понятно и доступно изъяснял антиохийцам Писание, которое он изучил в совершенстве. Он внимательно следил и за событиями окружающей жизни и как только происходило что-либо, что приводило народ в волнение, как сразу же Иоанн отзывался на это своим словом, утешая и ободряя слушающих. Святой Иоанн был поистине как отец своим прихожанам. Он всецело посвятил себя благу своих пасомых. До готовности положить за них свою душу. Так, однажды, когда антиохийцы взбунтовались против повышения налогов и устроили погром в императорской администрации, уже немолодой Иоанн, рискуя самому быть казненным, поехал за тысячу километров просить императора помиловать граждан Антиохии, которым грозила жестокая кара. Император внял мольбам Иоанна и простил мятежников. Неслыханное дело в те суровые времена!
Иоанн настолько сроднился со своей паствой, что был бы рад «оставаться здесь до конца дней» (7). Но Господь судил иначе. Божий промысел возвел Иоанна на первенствующую кафедру всего христианского мира, чтобы сделать из него великого святителя и мученика за правду. В 398 году он был посвящен в епископа Константинополя. Было ему около 51 года.
Служение в сане епископа Константинополя
Шесть лет управлял Иоанн Константинопольской епархией. Церковь константинопольская, основанная по преданию св. апостолом Андреем, была тогда средоточием церковно-религиозной жизни всего востока. Но именно вследствие этого здесь концентрировались и различные лжеучения. Особенно арианство имело в столице сильное влияние и не так давно почти совсем вытеснило православие. Предшественники Иоанна на константинопольской кафедре, святитель Григорий Богослов и патриарх Нектарий хотя и смогли восстановить православие в столице, но нравственное состояние народа оставалось весьма запущенным. Народ, предавшийся страстям, не уважал своих пастырей, а те, не исключая и епископов, вели совершенно мирскую жизнь (1, 31). Здесь не только народ, но и пастыри требовали вразумления и исправления. И святой Иоанн мужественно вступил в отправление этого своего нового многотрудного служения.
Иоанн много проповедовал. Ему удалось добиться развития благотворительности, пресечь вредный обычай, когда безбрачные священники и епископы жили под одной крышей с девственницами, которых они брали на воспитание, поскольку правильно устроенных женских монастырей было тогда еще очень немного. Святитель Иоанн навел порядок в женских монастырях столицы, предложив инокиням, которым очень полюбился мирской образ жизни, или измениться, или покинуть обители. Радея о благочестивом строе богослужения, святитель составил особый чин литургии, который и сегодня использует Церковь во всем православном мире.
Удивительно, как много успел сделать святой Иоанн за шесть лет своего епископства! Снарядил особую миссию для искоренения остатков язычества в империи. С успехом отправил с миссией епископов на Дунай и в Крым, к скифам, предкам славян. Для готов организовал в Константинополе богослужение на готском языке. Приведя в порядок церковную жизнь в столице, в 401 году Иоанн отправился в Малую Азию и, убедившись на месте в расстройстве церковных дел, благоустроил церкви Малой Азии, низложил ряд недостойных епископов и лично в течение трех месяцев устраивал там церковную жизнь (1, 39). Для знатных вдов и благочестивых женщин, которые желали направить свою жизнь и состояние на служение Богу и ближним, Святитель развил институт диаконис. Диаконисы наставляли оглашаемых женского пола, приготовляли их к крещению, руководили первыми их шагами в возрожденной жизни, а также несли различные служения в церкви преимущественно по отношению к женскому полу и детям. Это лишь неполный перечень дел святителя. Поистине невозможно человеку одному все это совершить!
Изгнание и кончина
Конечно, враг не мог не ополчится на Святителя. Своими орудиями он избрал честолюбивого и влиятельного патриарха Феофила Александрийского и алчную императрицу Евдоксию. Феофил завидовал Иоанну, а Евдоксия затаила на него обиду за его нелицеприятное обличение светской пустоты, порочности и алчности власть имущих. Однажды Иоанн обличил алчность и самой императрицы, не дав ей отнять виноградник у небогатой вдовы. Евдоксия возжелала изгнать неприятного Иоанна. Феофил узнал об этом и, зная, что слабовольный император Аркадий не намерен идти против воли жены, начал готовить собор епископов для изгнания Иоанна. И вот, в 403 году в предместье Халкидона Феофил собрал 23 епископа, и это незаконное сборище, известное в летописях как «собор под дубом», начало производить суд над святейшим архиепископом Константинополя. Выслушав клеветников, собор составил обвинение из 39 пунктов и направил постановление о низвержении святителя на утверждение императору. Император Аркадий, боясь проблем и гнева супруги, утвердил его и отдал приказ арестовать Иоанна и сослать его. Народ, узнав об этом, двинулся на защиту своего пастыря. Иоанн, желая предотвратить кровопролитие, сам тайно ночью пришел к воинам и был увезен из города. Но наутро народ в огромном количестве пришел к дворцу императора, и требовал и просил вернуть Иоанна. Кроме того, именно в этот день в Константинополе по промыслу Божию произошло страшное землетрясение. Все это испугало Евдоксию и она упросила императора отменить приказ об изгнании святителя и умоляла Иоанна вернуться. Святитель, не помня зла, вернулся, и народ с великой радостью и торжественностью встретил своего архипастыря. Иоанн был оправдан собором из 65 епископов и вновь принялся править церковью (1, 42).
Но уже через два месяца лукавый вновь овладел Евдоксией. Она повелела на главной площади города рядом с храмом Святой Софии возвести колонну со своим серебряным бюстом на вершине. Колонна была поставлена при всевозможных торжествах и ликованиях, которые продолжались несколько дней и шум от которых заглушал богослужение в храме. Иоанн выступил против этого надругательства с беседой, которую начал словами: «опять беснуется Иродиада» (1, 47). Евдоксия призвала Феофила вторично осудить Иоанна, что тот и сделал, собрав еще один незаконный собор и откровенно сфабриковав обвинение. Император вновь подписал низвержение Иоанна и в этот раз насильно, в день Святой Пасхи 16 апреля 404 года, святитель был уведен прямо из храма святой Софии, причем воины под начальством язычника Луция избили верующих и разграбили священные сосуды (1, 48). Святой Иоанн был сослан в далекую Армению, его верные ученики, получившие прозвище «иоанниты», подверглись гонениям и ссылкам, и во множестве отделились от церкви. Святителю Иоанну было 57 лет.
Но и в ссылке, в бедной армянской деревне Кукуз, святитель Иоанн продолжал оставаться светилом миру. К нему приезжали отовсюду, ему писали. Он снарядил миссию в соседние Персию и Финикию, просвещал живущих рядом готов и армян. Прошло три года и враги Иоанна, видя, что армянская деревня угрожает затмить Константинополь, убедили императора приказать воинам отвезти святителя еще дальше, в Абхазию. Не выдержав изнурительного перехода, святитель скончался. Произошло это близ города Команы 14 сентября 407 года (1, 53). Почувствовав приближение кончины, Иоанн попросил воинов привезти его в близлежащий храм святого Василиска, совершил литургию, причастился святых Таин и, осенив себя затем крестным знамением, предал дух свой Богу. Последними его словами были: «Слава Богу за все! Аминь» (1, 53).
Этап 4. Прославление
Через семь лет после смерти Святителя, в 414 году епископ Александр Антиохийский внес имя Св. Иоанна Златоуста в церковные помянники-диптихи сначала в Антиохии (3, с. 184). Именно епископ Александр, отправившись в Константинополь, вдохновил народ требовать восстановления имени Златоуста в помянниках-диптихах, из которых Иоанн был исключен прежними церковными властями. И в 417 году епископ Константинопольский Аттик под давлением народа вернул имя Иоанна Златоуста в диптихи (4, с. 508). Но полное примирение иоаннитов с действующими церковными властями произошло позднее, в 438 году при епископе Константинопольском Прокле. Сократ Схоластик пишет об этом так: «Прокл своим благоразумием утешил и возвратил в Церковь тех, кто отделился от нее по случаю низвержения епископа Иоанна... Прокл убедил царя в 35 год по низложении Иоанна перенести его в Константинополь и с великой честью при всенародном торжестве положил в церкви соименной Апостолам. Этим отделившиеся приверженцы Иоанновы были тронуты и присоединились к Церкви» (5).
Заключение
Какой главный урок-наставление мы можем вынести из жизнеописания святителя Иоанна? Конечно, он явил собою образец ревностного служения Богу, стояния в вере «даже до смерти». Но что может быть главным его назиданием, его заветом нам, таким далеким, но любящим его потомкам? Приведем здесь слова святителя, написанные им в письме к епископам Римскому, Медиоланскому и Аквилейскому: «Следует не только оплакивать произошедшее зло, но и исправлять»
Думается, что этими словами можно выразить основной принцип, которым руководствовался святитель Иоанн в своей такой яркой, сильной и плодотворной жизни.
Конец, и Богу слава.
Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, // Уст твоих благодать, возсияв как свет огня,
благодать вселенную просвети; // просветила вселенную;
несребролюбия мирови сокровища сниска, // несребролюбия миру сокровище снискал,
высоту нам смиренномудрия показа, // показал нам высоту смирения.
но, твоими словесы наказуя, // но наставляя нас своими речами,
отче Иоанне Златоусте, моли Христа Бога, // отче Иоанне Златоусте, моли Христа Бога,
спастися душам нашим. // спасись душам нашим
Список источников
1. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Книга 1. Вступительная статья А.И. Лопухина. - М., 2005. Напечатано по изданию СПбДА от 1885. с. 19-58.
2. Карташев А.В. Вселенские соборы. - М.,1994.
3. Прозоров Г., свящ.. Св. Иоанн Златоуст (Значение его в истории Церкви). Киев, 1910, стр. 12.
4. Древние жития святителя Иоанна Златоуста. Вступительная статья А. С. Балаховской. - М.: Паломник, ПСТГУ, ИМЛИ РАН, 2007. с. 7-55.
5. Сократ Схоластик. Церковная история. - М., 1996. с. 306.
6. Минея служебная. Январь. Ч.2. - Издание Московской Патриархии, 1983, с. 404-406.
7. Свт. Иоанна Златоуст. На посл. к Колосс. бес. VII, п. 3
2011 г.