Неделю назад взял супругу свою Анну под белы рученьки, отпросил её у тёщи на три часа, дабы та посидела с детьми одна и повёз её посмотреть новый художественный фильм «Сатисфакция».
На афише было написано:
драма
Режиссер: Анна Матисон
Продюсеры: Александр Орлов, Евгений Гришковец, Ирина Юткина
Сценарий: Евгений Гришковец, Анна Матисон
В ролях: Евгений Гришковец, Денис Бургазлиев
Фильм идёт 90 минут и все съёмки проведены в вип-зале отеля «Маяк», что стоит на самом берегу Байкала в с.Листвянка Иркутского района. Ещё там есть несколько кадров, снятых в самом Иркутске.
До этого я уже видел небольшой фильм Евгения Гришковца «Настроение улучшилось» (http://video.mail.ru/bk/vip-/158/711.html), который он снял тоже в Иркутске и, главное, один эпизод на дороге возле моего дома. Этот фильм непритязателен в смысле использования кинематографических средств, но, по-моему, всё равно великолепен. Примерно такого же результата я ждал и от фильма «Сатисфакция», и он меня не обманул.
Мы уже привыкли, что режиссеры стараются захватить внимание зрителя острым сюжетом и кучей технических наворотов, а тут всё не так. Тут сплошные крупные планы и неяркий свет. Всё. Из спецэффектов только замутнение кадра.
Идея проста. Крупный бизнесмен (Евгений Гришковец) подлавливает на подлости своего лучшего менеджера (Денис Бургазлиев). Подлость эта заключается в том, что Дима (Денис) вступил в тайную интимную связь с женой своего босса.
Босс решает разобраться в ситуации, понять, почему ему изменила жена, почему его подсидел старый проверенный товарищ и сотрудник и одновременно наказать предателя морально с дальнейшим увольнением и изгнанием из города.
И вот тут зритель вправе ожидать от дальнейшего развития сюжета кровавого развития в стили фильмов 90-х годов, но нет... В качестве метода выяснения отношений босс Александр выбирает старый народный способ - «дружеское» застолье в закрытом помещении с задачей напоить «друга», услышать его и по возможности объясниться. Ведь давно всем известно то, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Он буквально заманивает Диму в Листвянку и, объяснив ему суть дела, вынуждает принять свои условия «Сатисфакции». Дима соглашается.
В общем, они весь фильм пьют и разговаривают на тему: «Ты меня уважаешь? Я тобой горжусь!». И знаете? Это получается очень интересно, так, что ни в одной из 90 минут фильма, мне не было скучно. Фильм получился на тему: «О чём говорят мужчины» и эта тема почти раскрылась в нём с помощью прекрасного сценария и великолепной игры задействованных в фильме иркутских актёров.
Почему я пишу «почти раскрылась»? Потому что в нескольких эпизодах мне показалось, что надо было бы побольше предыстории и несколько больше слов дать на ответы, но это только моё мнение. Моей супруге вообще весь фильм понравился без всякой критики.
Особенно хочется отметить актёрское мастерство Евгения Гришковца - он полностью совпал с главным героем. Хорош также и Денис Бургазлиев, но в случае с ним меня постоянно преследовало чувство, что он не доигрывает в смысле понимания сути совершённого им поступка и в смысле показа состояния опьянения, слишком уж резки у него движения, слишком прямо и быстро он поднимается с места, да и лицо не отвечает состоянию, когда человек проглотил за 5 часов под два литра всякой разной алкогольной отравы. Нам, бытовым психологам, насмотревшимся на всякие человеческие состояния, фальшь в таких вопросах особенно заметна. Кстати, меня совершенно не смутило это пьяное застолье, так как авторы сразу и очень умело обозначили акцент, что это всего лишь актуальная для нашей действительности картина бытия больших дяденек, которую можно наблюдать повсеместно, и она наиболее уместна для раскрытия главной мысли фильма.
Не стану рассказывать смысл их бесед, но всё по сути и за жизнь. И главное, что фильм показывает общую для всего нашего народа проблему - несовпадения идеального с реальным. Показывает мощнейший комплекс неполноценности и при этом также с приличной долей критики показывает совершенно неверный выход из этого состояния - погоню за внешним блеском жизни, выражающемся в дорогих авто, бриллиантах, дорогущих винах, расточительных красавицах, из-за которых в конечном итоге весь сыр-бор. В этом фильме один опытный по жизни человек пытается по-людски понять мотивацию другого человека. Пытается и понимает. Всё действо превращается в открытую исповедь друг другу - раскрытие нашей русской мужицкой глупости и мелочности. Отвыкли мы уже от такого кинематографа с человеческим лицом. И ведь как по-человечески, по-русски, по-братски оценивает всю эту проспиртованную ночь Александр, буквально подавая всем своим коллегам по бизнес-цеху пример честного разрешения подобных ситуаций. Раз и сам не без греха, так уж будь добр, сделай скидку своим подчинённым. Хорошо фильм кончается.
Ещё похвалю хорошего парня Романа Золотого, который без единого слова очень впечатляюще сыграл опытнейшего водителя у босса Александра. Всё так у него со вкусом вылеплено в этом фильме, а ведь Роман не актёр, а настоящий преуспевающий иркутский бизнесмен.
Что стоит добавить к моим общим хорошим впечатлениям о фильме, так это то, что за 44 года жизни в Иркутской области я впервые увидел полнометражный художественный фильм, снятый в Иркутске и это добавило психологической красоты фильму. Кто живёт в отдалённой провинции, знает все наши провинциальные комплексы и непредвзятое отношение к своим городам (с постоянным желанием перебраться поближе к Первопрестольной), а тут прямо и дальше жить и работать в Иркутске захотелось. Плеск Байкала за балконными окнами отеля «Маяк», виды Иркутска, всё это как-то особенно дополнило фильм и сделало его более близким лично для меня. Потешило мою местническую сущность. За это я особенно благодарен авторам фильма «Сатисфакции», а всем друзьям, кому, как и мне, уже за 40, рекомендую его посмотреть именно в кинотеатре. Фильм очень хорош. Ещё раз спасибо авторам и лично Евгению Гришковцу! Так держать, брат!
с. Хомутово, г. Иркутск
05.02.10
Впервые опубликовано в блоге протоиерея Вячеслава Пушкарева