В Евангелии от Иоанна есть известные всему крещеному миру слова: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах». (Ин., 10, 11-13).
И никто из христиан никогда не сомневался, что иным, кроме как заповедано Самим Христом, добрый пастырь быть не может.
Но вот 17 января сего года, в самое завершение Рождественских Святок, приходит из Греции новость:
АФИНЫ, 17 янв - РИА Новости, Алексей Богдановский. Синод Элладской православной церкви постановил в понедельник, что священнослужители будут проводить меньше богослужений, чтобы помочь сократить расходы государству, которое выплачивает им зарплату.
«Ни от кого не укрылся кризис в нашей стране... Мы, церковь, вновь призваны оказаться на высоте положения», - заявил предстоятель синода архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним.
Синод постановил, что священники в 2011 году получат меньше заданий на совершение постоянных служб, чтобы сократить расходы на оплату их труда. Это решение принято «несмотря на то, что требуется большее количество (служб), чтобы удовлетворить существующим литургическим и пастырским потребностям Элладской церкви», говорится в постановлении синода.
Церковь в Греции не отделена официально от государства, а священники получают государственную зарплату. (http://www.rian.ru/world/20110117/322815860.html)
Другими словами, Синод ЭПЦ, возглавляемый архиепископом Афин и всея Эллады Иеронимом II, при виде «приходящего волка» в лице дефицита государственного бюджета Греции и жестких требований кредиторов из Евросоюза, постановил «оказаться на высоте положения»: денег мало, потому пастырям от своих овец - бежать!
Ну, подумаешь, Литургией больше, Литургией меньше. Так, по-видимому, рассуждал греческий Синод.
Когда-то, ещё в начале своего воцерковления, мне довелось услышать слова проповеди, на всю жизнь запечатлевшиеся в душе: «Что достаточно иметь священнику, чтобы совершить Литургию? Храм - нет! Хор - нет! Достаточно иметь святой Антиминс, который можно расстелить хоть на пне или камне в лесу - и литургисай!»
Так литургисала Христова Церковь во всю историю воздигавшихся против Неё гонений. Так литургисали добрые пастыри, имевшие боль и слёзы о своей пастве и о своей Родине при очередном наступлении на них очередных волков.
Что же может помешать греческим священникам служить ради Христа, а не ради жалования? Что именно? Отсутствие веры? Отсутствие верности? Отсутствие любви? Тяжело и больно предполагать такие ответы.
Что мешало греческим архиереям, и в первую очередь Афинскому архиепископу, не приклонять выю под пяту комиссаров расхристанного Евросоюза, а вдохновить своих пастырей: «Братия, нам трудно, но будем служить ради Христа и Его овец! Ибо иго Его благо и бремя Его легко есть!»?
Этого не случилось. Пастыри оказались не добрыми. Они оказались наемниками. Маловерами. «Отцами Апостасиями».
Пророчество преподобного батюшки Серафима Саровского об архиереях последнего времени начало сбываться. Это надо ясно увидеть и отчетливо осознать.
* * *
Что мы, православные верующие России, можем предпринять в этой связи, кроме естественных молитв о страждущей Греции и её неразумных архиереях? Предпринять нечто такое, что будет замечено и воспринято и политиками, и клиром? А согласиться, например, в том, чтобы в грядущий Великий Пост отказаться от туристических поездок и паломничеств в Элладу. Туризм - важнейшая статья экономики Греции. И если мы покажем, что экономия средств на Церкви может обернуться нежданным оттоком доходов от туризма, - это будет ощутимо и понятно всем греческим чиновникам - и правительственным, и церковным.
Ничто не может помешать лично каждому из нас отменить в простоте сердца запланированный тур в Грецию.
... Нет, нечто всё же может - маловерие!
Игорь Александрович Палатник, Подольск, Братство в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»