От редакции. Кажется, вопрос о католическом прозелитизме перед Русской Православной Церковью больше не стоит. После замены в 2007 г. на посту главы московской архиепархии поляка Тадеуша Кондрусевича на итальянца Паоло Пецци острота в православно-католических отношениях в России спала, а посланцы Ватикана стали убеждать общество, что католический прозелитизм остался в прошлом. Оказывается, это не так. Прямо как в пословице: прозелитизм - в дверь, а он - в окно. Тот же самый поляк Кондрусевич, отличившийся на этой ниве в Москве при папе поляке Кароле Войтыле, развернул бурную прозелитскую деятельность в Белоруссии. Причем, происходит это при явном попустительстве местных властей.
Мы публикуем сегодня статью из витебской епархиальной газеты «Наше Православие». Оказывается, уже муссируется вопрос о переносе в Витебск останков злобного гонителя православных верующих, изменника Православию униата Иосафата Кунцевича. Если вспомнить, что Ватикан причислил к лику блаженных «архиепископа геноцида» Алоизия Степинаца, этот сценарий не кажется невероятным. И нам стоит быть готовыми к такому повороту событий.
В последние несколько лет в Витебске и области заметно выросла активность римо-католической диоцезии. Хотя число католиков здесь не превышает 10% от численности населения, за последние два года количество их приходов выросло до восьми. Особую озабоченность вызывает ситуация, которая складывается вокруг фигуры униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, убитого в Витебске восставшими горожанами в ноябре 1623 года. Если в прошлом году в Витебской диоцезии был всего один приход в его честь, то на данный момент уже четыре парафии посвящены этому гонителю православных. А если учитывать постоянно муссирующийся в местной католической и униатской среде вопрос о необходимости возвращения его останков из Ватикана в Витебск, то подобная активность вокруг этой одиозной фигуры не может не вызывать озабоченности православной части населения, которая представляет многократное большинство в данном регионе.
Иосафат Кунцевич родился в 1580 году во Владимире-Волынском в православной семье. Его отец Гаврило был небогатым купцом, и надеялся, что сын продолжит его дело; однажды он попросил своего коллегу, виленского купца Якинта Поповича, взять с собой 16-летнего Ивана в Вильно, чтобы тот научился азам торгового дела. Поначалу так и было, но случилось так, что со временем Иван попал под влияние преподавателей местного иезуитского коллегиума. В 1604 году Кунцевич был пострижен в монахи под именем Иосафата и проходил монашеское послушание в базилианском монастыре Святой Троицы в Вильно. Через пять лет его рукоположили во священники; к этому времени за свою активность в проповеди унии он получил у местных жителей прозвище «душехвата». Его деятельность была замечена, и униатский митрополит Иосиф (Рутской) взял Кунцевича с собой в Киев для обращения православных в унию. В монастыре Киево-Печерской Лавры, видя отказ монахов переходить в униатство, Иосафат стал произносить речи, сильно возмутившие иноков, которые стащили его с амвона и сильно избили...
Летом 1617 года митрополит Иосиф вручил Иосафату грамоту о назначении его помощником Полоцкого архиепископа с правом наследования епископства. После смерти престарелого полоцкого архиепископа Гедеона (Брольницкого) 38-летний Кунцевич становится самостоятельным управляющим Полоцкой епархией. Он завел в полоцких церквях ежедневные богослужения и начал ездить по селам, отстраняя от богослужения священников, нарушавших принципы нравственности. Поначалу это импонировало простым людям - тем более, что внешняя обрядность исполнялась им строго; но постепенно народ стали замечать, что в монастырях новый архиепископ завел базилианский устав, а на своих проповедях стал раздавать униатский катехизис. При первых признаках неподчинения и нежелания принять унию, он, пользуясь поддержкой королевской власти, отнимал и опечатывал церкви, а священников изгонял из приходов, заключал в темницы и подвергал пыткам. Сам Иосафат называл неподчиняющихся ему православных не только еретиками и схизматиками, но и бестиями, вепрями, рысями...
Естественно, что этот напор встречал ответную реакцию со стороны православных. Так, в Могилеве его не пустили в город под угрозой оружия. За это король Сигизмунд Третий издал декрет, согласно которому всех главных виновников и зачинщиков могилевского возмущения надлежало предать смерти, а все церкви и монастыри Могилева «равно всех попов и чернецов отдать архиепископу Иосафату Кунцевичу в полную его власть...»
В это время Патриарх Иерусалимский Феофан посвятил Мелетия Смотрицкого на архиепископию Полоцкую. Надо сказать, что Феофан имел все необходимые полномочия для подобных действий, поскольку грамота от патриарха Константинопольского Тимофея предоставляла ему право совершать всякие архиерейские священнодействия и распоряжения в епархиях, подведомственных Цареградской кафедре. Поэтому в конце 1620 года епископ Полоцкий Мелетий распространил универсал о том, что именно он является каноническим православным епископом Полоцкой епархии. Сам же, поселившись в Свято-Духовском монастыре г.Вильно, начал ставить священников и диаконов не только для епархии Полоцкой, но и для Виленской, считавшейся под властью униатского митрополита. Когда жители Витебска получили грамоту Смотрицкого, в которой тот объявлял себя законно поставленным полоцким архиепископом и обвинял Кунцевича в вероотступничестве, граждане витебские категорически отказались от повиновения Иосафату и составили акт, передававший церкви и духовенство власти Смотрицкого, которого признали своим законным пастырем. Решение это было так единодушно, что витебские жители вернули себе три церкви - правда, впоследствии власти снова отдали их униатам.
К этому времени относится известная переписка Кунцевича с канцлером Великого Княжества Литовского Львом Сапегой, который укорял того в излишней суровости. «Покажи же, Ваша Милость, кого нашел, кого поймал этой своею суровостью, опечатыванием, замыканием церквей?» - спрашивал канцлер. В ответ на это Кунцевич отвечал: «Что за дружба света с тьмой? Какое может быть согласие Христа с Велиаром, католиков со схизматиками или еретиками, церквей католических с кощунством схизматическим?» По его словам, он только лишь вернул все храмы и имущество унии, которая «шестьсот с чем-то лет назад тому пришла, и двадцать с чем-то лет тому была возрождена» на этих землях.
Что касается количества «схизматиков» в Витебске, то Кунцевич говорит о них так: «...Восемь или десять мужиков. Только эти своеволят, шляхты же нет никакой». Однако самовольный захват трех лучших церквей и нападение на самого Иосафата (на что он сам жалуется) не могло быть осуществлено 8-10 людьми, и при этом не представителями шляхты, а простолюдинами. Тем более это было невозможно без поддержки либо попустительства местных властей. Таким образом, напрашивается вывод, что число «схизматиков» было гораздо больше, нежели пишет Кунцевич, и они представляли все слои общества. Это подтверждается и письмом витебского воеводы Яна Завиши к Кунцевичу, который не мог найти замену Л. Гурку, снятому с должности первого витебского подвоеводы за симпатии к Мелетию Смотрицкому: « У меня отыскать со свечкой крепкого католика и правдивого униата, чтобы и все свечки, что на рынке, сжег, не найти...»
Неудивительно, что на Варшавский сейм православными представителями была подана общая жалоба на притеснения со стороны католиков и униатов с просьбой к сейму подтвердить свободу вероисповедания, ранее принятую в государстве. В частности, в жалобе описывалось положение православных в Полоцко-Витебской епархии: «На Белой Руси - в Орше и Могилеве - тот же епископ Полоцкий (Иосафат Кунцевич) в течение пяти лет держит церкви опечатанными. В Полоцке и Витебске вследствие этого запрещения нет ни церкви, ни дома, в котором было бы разрешено в городе богослужение. Поэтому мещане города вынуждены по воскресеньям и в другие торжественные праздники слушать богослужения в поле за городом и то без священника, так как ему запрещено пребывать в городе поблизости... Еще жестокосерднее следующая невероятная тирания и зверство: в этом же Полоцке белорусском тот же отступник - епископ Полоцкий - в прошлом году умышленно приказал тамошним мещанам ради большей обиды выкопать умерших, только что похороненных на кладбище, и выбросить христианские тела из могил как какую-нибудь падаль на съедение собакам.»
Несмотря на протесты со стороны православных на сейме ситуация нисколько не изменилась. Кунцевич приказал не только не пускать православных в церкви, но и запретил богослужения на дому, а также за городом в шалашах. Активисты-униаты с ведома Кунцевича нападали на эти шалаши и жестоко избивали священников и молящихся. Православные священники и наиболее активные миряне по приказу униатского архиерея были арестованы, многие были изгнаны за пределы Полоцкой епархии.
Противостояние достигло своего апогея, когда жители Витебска в ратуше договорились его убить. Поводом для этого стал приказ Кунцевича арестовать «схизматического попа Илию, шедшего в свою синагогу за городом». Для горожан это было последней каплей - они ударили в набатный колокол на ратуше, подхваченный колоколами всех церквей. Ворвавшись в дом, толпа избила слуг архиепископа, а сам он был убит и брошен в Двину... Кара последовала незамедлительно - 9 декабря 1623 года была издана грамота короля Сигизмунда Третьего о создании комиссии по расследованию и наказанию виновных в убийстве Кунцевича, а 22 января следующего года был оглашен приговор, согласно которому 19 человек (в том числе и бургомистр города) были казнены, а еще 100, бежавших из города, приговорили к смерти заочно. Имения зачинщиков были конфискованы, городская ратуша и Пречистенская церковь были разрушены, а город лишили т.н. Магдебургского права. В 1641 году папа римский Урбан Восьмой провозгласил Иосафата блаженным, а в 1867 году Пий Девятый причислил его к святым, провозгласив патроном для России и Польши. С декабря 1963 года останки Иосафата Кунцевича находятся в базилике св. Петра в Риме.