Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси

Алексей  Есиков, Русская народная линия

02.02.2011

От редакции: К сожалению, дискуссия по теме «православного социализма», возникшая вокруг работ Н.В.Сомина, А.Е.Молоткова, Г.М.Шиманова, достигла столь высокого градуса, что пошли в ход обвинения в ереси со стороны оппонентов апологетов «православного социализма». Один из последовательных критиков Н.В.Сомина и его единомышленников А.О.Есиков обнаружил в трудах «православных социалистов» признаки ереси неомонтанизма. Хотя А.О.Есиков не обнаружил во взглядах своих оппонентов искажений догматики, но нашел следы «имущественного ригоризма», которым страдал и Монтан. Правда по части ригоризма в суждениях претензии можно скорее предъявить самому автору этой работы, но мы все-таки решили ее опубликовать, чтобы не быть заподозренными в скрытом покровительстве «ереси неомонтантизма». Такие нотки уже звучали на форуме: а как, мол, редакция относится к идеям «православного социализма»? Ответим: «без фанатизма», как говорит молодежь, но уважительно, как к любой связной системе взглядов, не противоречащей православной догматике.

В последнее время РНЛ как популярный ресурс православного интернета облюбовали сторонники нового прочтения норм христианской нравственности, накопившие критическую массу ложных идей на своих менее заметных сайтах. Это апологеты т.н. православного социализма. Редакция дала им слово, имея на то свой хозяйский расчет, хотя этого не стоило бы делать, на мой взгляд. Поскольку под благим видом допущения разномыслия для выявления искусных (см. 1 Кор. 11, 19) была растиражирована самая настоящая ересь монтанизма в новом покрое, назовем его неомонтанизмом. Причем действо это пришлось именно на Рождественский пост. Искус налицо. Мной, грешным, давалась в комментариях под статьями Сомина Н.В. подобная оценка их взглядов, однако все новые писания их продолжают выкладываться на этом сайте. Считая своим долгом братское вразумление перед прекращением общения с еретиками, хочу высказать для самих неомонтанистов (а в большей мере для прочих посетителей РНЛ, которым надлежит помнить духовный совет уклонятся еретических писаний) свои суждения богословского плана по критике их взглядов.

Для начала нужно вспомнить, чем являлся классический монтанизм древности. (Прошу прощения у читателей за этот экскурс в историю, надеюсь, он будет небезынтересен и как минимум полезен.) Здесь нам поможет, прежде всего, фундаментальный труд Болотова В.В. по истории древней Церкви, на который я буду опираться. Итак, это течение в христианстве, существовавшее уже в доникейский период, занимает «довольно своеобразное, среднее положение между ересями, с одной стороны, и расколами в тесном смысле этого слова - с другой»[1]. Понятно, что ересь погрешает в догматике, раскол (схизма) не затрагивает учения, как такового, но противопоставляет Церкви практику своего культа. Например, в случае русского раскола староверов это, как известно, некоторые вопросы обряда.

Так же и монтанисты не дерзали менять догматы, внося различие в вопросы практической нравственности. Тем не менее, по оценке Болотова, «монтанизм представляет близкую аналогию с расколами, но поставить его на один уровень с ними нельзя, потому что все-таки эти сектанты развили свое довольно своеобразное учение...»[2] По его оценке, вред этого уклона сравним по своему характеру с вредом, наносимым Церкви хорошо известным гностицизмом, т.е. чистой ересью.

Весь смысл монтанистического движения лежит в плоскости нравственного ригоризма. К своим последователям эта секта предъявляла повышенные моральные требования как строгую норму закона. Например, не дозволялся второй брак. Вводились дополнительные самоизмышленные посты. Требовалось покрытие голов на богослужениях для незамужних девиц, и.т.д. Наряду с такими второстепенными вопросами различия касались и более важных вещей.

Так, в покаянной практике монтанисты не допускали отпущения тяжких, смертных грехов, совершенных после Крещения. На взгляд апологета монтанизма Тертуллиана, такие грехи отпускаются только один раз через Таинство Крещения, повторное их совершение непростительно и не может быть изглажено (разрешено священником) до самой смерти, даже если совершивший такой грех раскаивается в нем. Вход в Церковь повторно таковым возможен только через мученичество, как некое повторное «крещение кровью». Это не соответствовало пастырской практике Церкви того времени, при том, что в разных местах она несколько различалась, оставаясь вопросом «пастырской мудрости». Поэтому, когда в вопросе о тяжких грехах «римский епископ объявил, что за грехи последнего рода дается прощение (pax) кающимся, Тертуллиан увидел в этом «эдикте» оскорбление святости Церкви и позор для христианского имени»[3]. Интересно отметить, что причина непрощения тяжкого греха в монтанизме проистекает не из догматических новаций, а по причине все того же ригоризма. «Церковь может прощать грех», гласит одно изречение монтанистического пророка, - «но я не сделаю этого, чтобы не стали грешить еще более»[4].

Отношение монтанистов к мученичеству тоже было иным, чем у Церкви. «Обыкновенно они рьяно стремились к мученическому венцу» и «всякие средства для отклонения от себя опасности считали недозволенными»[5]. Тем, кто знаком с каноническим правом Церкви, понятно, что это противоречит канонам св. Петра Александрийского. В равной мере это противоречит и истории Церкви, многие святые которой не считали недопустимым уклонение от гонений. Достаточно назвать здесь имена свтт. Дионисия Великого и Григория Чудотворца, живших в эпоху гонений Деция.

Таким образом, «в практической церковной жизни монтанизм означал торжество ригоризма»[6]. Заканчивая беглый обзор сути монтанизма, можно вывести такое заключение. «Нравственные идеалы монтанизма были таковы, что их и сама Кафолическая Церковь считала своими идеалами. Различие между кафоликами и сектантами заключалось здесь лишь в том деликатном пункте, что Церковь признавала подобную строгую дисциплину делом личной свободы каждого христианина, а не предметом ветхозаветно-строгих церковных определений»[7]. Будет уместным упомянуть, что ригоризм в нравственной области порой был присущ и святым отцам. Так, вселенский учитель свт. Василий Великий в одном из своих канонов предлагал трехлетнее отлучение от Причастия для всех воинов, участвовавших в кровопролитии, при всей справедливости войны. Но это не стало общей нормой покаянной практики Церкви. Нам надо выделять для себя то, чему отцы учили единогласно: всегда и везде.

Далее, не может быть никаких сомнений в том, что нравственный ригоризм монтанизма считался ересью. Доказательством служит, в частности, упоминание его в списке ересей прп. Иоанном Дамаскином в работе «Источник знания» под номером 48. Близкими ересями были течение кафаров и пепузиан (упоминаются у Дамаскина под номерами 59 и 49, соответственно). Против этого лжеучения в христианстве выступали ранние соборы в Малой Азии (например, в Иерополе под началом местного епископа Клавдия Апполинария), современные им отцы как Востока (Серапион Антиохийский, Мильтиад), так и Запада (свт. Ипполит Римский, позже св. Августин и др.) Окончательно осуждена эта ересь под именем катафригийской на I Вселенском Соборе в Никее. Было бы неверным считать, что победа на это «правой болезнью» далась Церкви легко. В некоторых поместных Церквях монтанизм мог на время побеждать полностью (например, так было в Фиатире, известной по Апокалипсису), да и по времени он держался очень долго. Так, в VIII веке был издан императорский указ, принуждавший монтанистов принимать Православие. «Применение этого закона пробудило такой фанатизм в сектантах, что некоторые из них сожгли себя заживо со своими молитвенными домами»[8]. (Не правда ли, что-то знакомое нам, русским.) Кроме того, в доказательство неприятия Церковью этого учения можно указать на то, что церковные соборы (напр. Иконийский III века) постановляли обращающихся из монтанизма принимать перекрещиванием.

Выделим особо некоторые интересные для дальнейшего аспекты этой своеобразного «улучшения» Церкви справа, которые указывает Болотов. Во-первых, «аскетическая строгость монтанистов в руках такого талантливого полемиста, как Тертуллиан, была дешевым средством, чтобы пятнать своих кафолических противников»[9]. Во-вторых, «одна из существенных сторон нового движения заключалась именно в том, что они предсказывали близкое наступление второго пришествия, за которым должно открыться тысячелетнее Христово Царство»[10]. (Т.е. они еще и хилиасты!) В-третьих, важным в этой ереси, сближающим ее с гностицизмом, было «новое пророчество», или откровение Параклита (т.е. Утешителя в переводе с греч., здесь подразумевается Святой Дух). «По мнению монтанистов, именно теперь наступила та эпоха, о которой предсказывал пророк Иоиль (2, 28): «В последние дни излию от Духа Моего на всяку плоть». Теперь настало время полного откровения Параклита, Духа Утешителя: пришел Дух истины, чтобы научить верующих всему (Ин, 14, 26)»[11]. Наконец, в силу своей теории преемственного развития нравственных требований они смотрели на Евангелие как на закон. «Как закон, Евангелие, разумеется, должно иметь обязательную, принудительную силу для всех и каждого. Но при данном состоянии человечества, во дни Иисуса Христа, этот закон не мог быть выражен вполне. Поэтому теперь, со временем полного откровения Параклита, должно вступить в обязательную силу то, что прежде было только преднамечено»[12].

Как же соотносятся взгляды некоторых наших современников (например, Сомина Н.В.) с этой древней ересью. Мне кажется, дорогие читатели, вы уже сами многое нащупали при чтении описания монтанизма. Конечно, нынешние неомонтанисты не пекутся о таких побочных вопросах, как второй брак и покрытие голов незамужними. Не задевают они, кажется, и догматы. Но вот их учение о необходимости полного отречения от богатства и обязательной общности имений для христиан точно ложится в русло монтанистического ригоризма. Точно тоже восстание против нравов членов Церкви. Кстати, сам основоположник ереси «Монтан свое обращение к христианству ознаменовал особенной ревностью - отречением от всего имущества»[13]. Так что саму эту тему можно считать не новым, а скорее традиционным для этого течения вопросом. При этом хорошо известно, что Церковь никогда такого имущественно-нравственного требования в качестве общей нормы не имела, за исключением первой общины христиан Иерусалима из евреев, что существовала при апостолах. Но вот что говорят «новые пророки»: «И безусловно, главную роль в подготовке народа к созданию христианского общественного строя должна была играть Церковь. Нужна была традиция христианского коммунизма, его богословское обоснование, опыты его построения в малом и большом масштабах. Ничего подобного Церковь не делала, и, увы, не делает до сих пор. Свою роль «удерживающего» на социальном поле Церковь не выполняет. А потому мир неуклонно сползает к антихристу. Но лучше поздно, чем никогда. Кто мешает начать делать то, что не было сделано раньше? Но это возможно лишь в том случае, если мы, христиане, сумеем через глубочайшее покаяние изменить себя, если сумеем перестать быть «собственниками» (фрагмент статьи Сомина Н.В. «Глубинный выбор»).

Для обоснования своих преимущественно социальных концепций через нравственное богословие неомонтанистами применяются все те же древние приемы: строго законническое восприятие Евангелия; «новое прочтение» святых отцов и одновременное отрицание Церковного Предания как неправильного пути, которым Церковь шла более 1500 лет. Так, Сомин Н.В. пишет в статье «Удобнее верблюду...»: «Пользуясь своим численным превосходством, последователи Климента в истории одержали победу. В Византии это по сути дела произошло в начале V в., после того как «климентисты» - церковные и светские - расправились со св. Иоанном Златоустом». И еще там же: «... «климентизм» идет против Евангелия и святых отец. Но он до сих пор проповедуется с церковных амвонов, ему учат студентов Академий и Семинарий, им пронизана вся практика Церкви». «Очевидно, в богословской науке за 1500 лет со дня смерти Златоуста произошли события, приведшие к изменению общепринятой точки зрения на имущественную этику» (цитата из работы Сомина Н.В. «Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность»). Но вот, наконец, пришли богословы православного социализма, чтобы научить всех, как строить практику Церкви по спасению душ, избегая «петли Златоуста».

Сходится у новых и старых монтанистов и мировоззренческая база хилиазма, как верно заметил это в отношении неоригористов один из участников форума РНЛ под ником Денис К. Ну и, конечно же, моральная дискредитация оппонентов как людей душевных (т.е. по старому психиков) в отличие от духовных (по старому пневматиков) у апологетов общности имений несомненно присутствует. Увы, увы, это чистая ересь.

Кстати, точно также элементы монтанизма содержит всем до боли знакомая ересь католиков. Посмотрим, например, на их требование безбрачия священников - это явный уклон вправо по сравнению с нравственным учением Церкви, зафиксированным в каноническом праве. Хорошо известно, чем обернулся на практике этот ригоризм Рима. Боюсь, благие намерения Сомина ведут к столь же печальным последствиям, но не хотелось бы увидеть проверку этого в действительности. Если написано в Евангелии (и почти по соседству) про эти нравственные нормы условно: «кто может вместить, да вместит» (Матф., 19, 12) (про безбрачие), и «если хочешь быть совершенным, поди, продай имение твое...» (Матф., 19, 21), значит, не надо это положение делать всеобщим требованием - это же элементарно. Тут не требуется даже поднимать пласты экзегетики, учитывающей особенности места и времени при произнесении этих слов, брать язык оригинала и сличать разные редакции. Вспоминать о том, что в Ветхом Завете имелось учение о богатстве как знаке богоизбранничества, которое Христос счел важным уточнить. Достаточно простой формальной логики, которой профессиональные математики, думаю, должны владеть и в богословии.

При всей кажущейся нам (да и реально идущей) апостасии Церковь пребудет до скончания века на тех началах Священного Предания, что вручены нам для бережного хранения и передачи неискаженными дальнейшим поколениям. Новых пророков нравственности нам, очевидно, не надо. Не надо нам и улучшений учения святых отцов, даже вправо.

Нет, думаю, надобности подробно разбирать соминский имущественный ригоризм, надеюсь, главную идею по идентификации его я сумел донести до внимательного читателя. Слава Богу.


[1] Проф. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви в 4-х томах. Беларусская Православная Церковь, 2008. т.1-2 стр. 474.

[2] Там же, стр. 475.

[3] Там же, стр. 486.

[4] Там же, стр. 487.

[5] Там же, стр. 486.

[6] Там же, стр. 487.

[7] Там же.

[8] Там же, стр.478.

[9] Там же, стр. 486.

[10] Там же, стр. 483.

[11] Там же, стр. 481.

[12] Тамже, стр.484.

[13] Там же, стр. 477.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 72

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

72. Помощник : А почему бы нет?
2011-02-22 в 08:06

Я понимаю, зачем приплетать сюда» монтанизм», лучше повесить негативный ярлык и критиковать его. Когда висит нормальный адекватный ярлык - «социализм». Вот и критикуйте «социализм». Слабо что ли?
А также не понятно, почему бы не обвинить монастыри в том же самом монтанизме? Вот я с женой и детьми желаю переселиться в монастырь, мне эта окружающая обстановка – просто оскорбление (какая дьявольская мысль). Вам остаётся либо организовать такой, либо выступить на стороне поганого капитализма.
71. Cергей : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-05 в 17:39

Здорово брат Лебедевъ, давненько не видались!

Мы не пашем, не сеем, не строим,
А гордимся общественным строем...

А в СССР и пахали, и сеяли и строили...

Люсия, дорогая (Вы уж простите, для меня все дорогие:), а какого оно происхождения... Ладно, не из воздуха, но разве без власти? Так не бы-ва-ет! Без власти батька Махно пытался обходиться. Да, о "тройках": что, не было диверсантов в СССР, уголовников, дезертиров? Ай-ай-ай, это всё злые сталинисты их из воздуха вытащили!)))

Вообщем: танки и авиацию создали в СССР, тракторы тогда же. Колхозы.... Великое зло для многих было это раскулачиванье, мои предки - и крестьяне и дворяне (владелец завода был прадед) под это попали, но противиться власти не стали, прадед и дальше чиновником был и очень уважаемым человеком. А пять его братьев заграницу уехали. А что делать? Поехали дальше. ВОВ СССР выиграл, факт.

Автопром был до революции - удаленький, но очень ма-аленький. Всё бы и без властей развилось? Без законов, без милиции, без армии? Даже "Русь изначальная" (к/ф видели?) , без Вещего Олега Русью бы не стала. А Вещий Олег Сталин был того времени. Что ж теперь нам, от 1000-летней истории отказаться?

Одного понять не могём: зачем с историей воевать? На кой это надо? Прошлого не воротишь. Грешник был Ленин, факт. А Вильгельм или интервенты были бы лучше? Грешен был Сталин. А Гитлера?

Можно было бы Корнилова или Врангеля. Т.е. русского Франко. А Бог не попустил! Значит - не нужно было. А если бы было нужно, то Бог бы попустил.

К теме. Капитализм нуждается в жёстком ограничении своих аппетитов со стороны законов. Но ежли мы заменили заповедь "Не лжесвидетельствуй" понятием: "Не стучи", то кто этого ненасытного зверя на цепь посадит? Полиция? Сомневаюсь. Нужен госконтроль. А это - СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА. Государство следит за частниками и жестко конкурирует с ними своими мощными госпредприятиями. Вследствие чего частники просто вынуждены умерить свои аппетиты, чтобы все рабочие не ушли на госпредприятия! Всё просто и красиво.

Низко кланяюсь, рэ. Бэ. Сергий
70. Люмпен : Бибикову, 69
2011-02-05 в 13:41

Присоединяюсь к Вашим сожалениям. Увы, ересь идет по нарастающей. Как следствие, это закономерно приводит к хуле на Церковь (статья "Удобнее верблюду...") и, даже и думать не хочу. То, что Сомин переключился на Правую.ру -- плохой симптом. Самое поганое, в чем состоит именно ОПАСНОСТЬ соминской ереси (а это не просто мудрствования лукавые чудаковатого интеллегента), так это то, что некая подобная идеология в настоящее время востребована современным российским обществом по вполне понятным причинам. И она будет восприниматься именно как ЦЕРКОВНАЯ идеология со всеми последствиями, которые нетрудно предвидеть.
Остается только молиться за вразумление раба Божьего книжника Николая...
69. Бибиков : Люмпену
2011-02-05 в 10:21

Посидал,подумал ...Мне кажется ,надо пожалеть Сомина. Если 8 лет назад ереси было поменьше,значит процесс загнивания набрал силу. Вроде хотел он чего-то хорошего,доброго,а получилось ровно наоборот (для собственной души в первую очередь).Я понимаю комментаторов - они ассоциируют наше прошлое с соминской "перспективой" , но ,увы ...Хорошего не повторить, а будем упорствовать - повторим самое худшее с тяжелыми последствиями.
68. Лебедевъ : на 61.
2011-02-05 в 07:12

@На новогодней статье прот. Александра Шаргунова висит мой комментарий...@,-

мы пахали...
67. lucia : Сергей
2011-02-05 в 01:07

Добро советского происхождения - это потрясающее понятие, прямо целый пейзаж открывается.
А СССР - из воздуха все создавал? Наловил в лесах обезьян согнал в университеты. они там сами собою обучились, додумались камней насобирать - заводы построить. И т.д. Все с нуля, с нуля...
66. Люмпен : Сергею, 59
2011-02-04 в 23:25

"через ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ раскрытие Православного вероученья" -- А что, бывает еще и отрицательное?
65. Люмпен : Сергею, 58
2011-02-04 в 23:22

"А при Хрущёве нефть стали добывать, коей днесь питаемся" -- На самом деле, нефть в промышленных масштабах начали добывать при государе-императоре Александре II в 1864 г. (В США чуть ранее -- в 1856 г.) А уж питаться нефтью -- это круто!
64. Люмпен : Бибикову, 56
2011-02-04 в 23:16

"Не знаю как и назвать соминское творение". -- Ну, обсуждаемый автор назвал это неомонтанизм, что, как мне кажется, достаточно справедливо. Я же вижу в Соминизме некую попытку создать (причем сознательно!) некое лжеучение, которое соеденяло бы в себе элементы православия, марксизма и толстовства. Прям "Три источника и три составные части соминизма". Последняя статья Н. Сомина на РНЛ, которая появилась 5.01.2011 казалось бы не так еретична, но, как оказалось, написана она еще в 2002 г. (см. комменты 35, 41, 46). Т.е. ересь не ослабляется, а наоборот, усугубляется. Последняя же статья на тему размещена на Правой.ру у А. Елисеева. РНЛ видимо отказалась публиковать это безумие, за что честь и хвала.
Что же касается коментариев, то большая часть их авторов путает богословие, экономику и политику, о чем я пишу опстоянно. Но бесполезно.
63. Лесничий Александр Леонидович : Сергею 58-60
2011-02-04 в 22:43

Спаси Господи, Сергей
62. Григорий : 57. Диакон Георгий Малков : "Православная советская цивилизация"?
2011-02-04 в 22:31

Побольше бы таких статей и комментариев. Как хорошо Вы тут все объяснили! Особенно приятно было читать о. Василия. Сразу чувствуется глубокая и неподдельная вера в Христа. Вообще, мне кажется надо эту тему как можно больше осветить по возможности (православного социализма, коммунизма, и прочих измов), ибо явно чувствуется, что народ наш русский опять испытывает соблазн "все взять и поделить", как тогда, в семнадцатом. Да, кстати. Для людей восприимчивых к искусству, можно порекомендовать гениальный на мой взгляд фильм на эту тему - "Собачье сердце".
61. Сергей : Вдогонку
2011-02-04 в 22:20

На новогодней статье прот. Александра Шаргунова висит мой комментарий с стихотвореньем "Русич", которое выражает моё мировоззрение

Ты стоял пред догорающим закатом,
Лес недвижим был, и ветер не гудел.
А по рельсам переливчатым раскатом
Поезд времени прощальну песню пел:

"Ты прощай, прощай великая эпоха,
Век грозы, побед и горестей людских,
О, имперская, советская дорога,
Не забудем вех сияющих твоих!"

Ты стоял, и словно чистый камень
Лик твой солнца свет прощальный отражал.
Не сломили тебя ни вода, ни пламень,
Лютый враг ударов огненных бежал.

Но последние удары роковые
Не сгубили ли тебя, богатыря:
Духи злобы - блуда, пьянствия, унынья,
Беспощадного, кромешного вранья?

Нет, о, русич, разум твой с тобой остался,
Не забыл ты Веру прадедов твоих,
Враг устал уж, сам устал с тобой тягаться.
Вспомнил мёртвых ты, помни о живых.

Солнце скрылось, тьма покрыла всю Вселенну;
Не греховная, ночная просто тьма.
И естественно сияют с неба звезды,
Словно очи материнские горя.

И луна всех одаряет тихим светом,
Не желая слышать яростной пальбы.
Кровью праведной земля согрета-
Да согреет души нам, сердца, умы.

(31. 12. 2010)

Не буду спорить с теми, кто назовёт эти стихи топорными. Но русофобию, тоталитаризм и ненависть в них сложновато будет найти. :)


Спаси Господи!
60. Сергей : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-04 в 21:34

Да, ещё. Можно подумать, что можно возродить Православную Державу через книжное просвещение. Делами она возрождается, наверно, и молитвою? А в делах на что опираемся, если не на СССРовский потенциал? Помогает молитве и трудам навязчивые вопросы и искусственные переживания? Об этом можно прочесть в "Духовной брани" свт. Феофана Затворника и у других Святых Отцов: НЕ ПОМОГАЕТ, А ОЧЕНЬ МЕШАЕТ. А мы хотим ориентировать людей на пережёвывание сухих полуистин и псевдопокаянное медитирование. Зачем? Всё это льёт воду на мельницу сатаны, который ведёт с людьми (часто ещё и нервно слабыми) мысленную брань. И если хоть один человек духовно погибнет или повредится -уже грех тому, кто этому способствовал. "За всякое слово праздное даст человек ответ в День Суда". Ради Христа, давайте предадим исторические ошибки и грехи на милость Божию, а сами займёмся нормальной, положительной проповедию Православия. Вон, как сразу и "нахраписто", и "неандертальски" и очень плохо.... А за 20 лет тысячи статей написаны с критикой СССР, миллионы проповедей произнесены - там и ложь, и истерика, и явные фальсификации, всего довольно. Это как камариный укус на волчьи проказы. А если бы только асоветисты выступали - чего тогда? Не знаю точно, но думаю, что все Русские люди духовно умерли бы. Почему так по-весеннему свежи и радостны, словно миром помазаны статьи о. Александра Шумского - "сталиниста"? Потому что он опирается на существующее добро в.т.ч. советского происхождения. Что толку опираться на абстрактные истины? Один вред душе от абстракций.
59. Сергей : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-04 в 21:06

Честно говоря, данные комменты я написал в принципиально нахрапистом духе для того, чтобы люди, только что обратившиеся от коммунизма к Православию могли иметь пред глазами нормальную "ориентировку" и не смущались ложными эмоциями, уместными у людей пострадавших в советских лагерях, но совершенно ненужных ныне. Чтобы духовно не повреждались. Цель благая.

Далее: а разве не нахраписты тексты всех почти антикоммунистов? Вместо того, чтобы приводить искренних, часто страждущих от современного беззакония (хотя и грешных, что и с церковными людьми бывает) людей ко Христу через ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ раскрытие Православного вероученья, воцерковленные христиане начинают бить их по самым больным местам. Зачем? Кому это нужно? Всегда можно держать номальный, доброжелательный тон, объяснять истину и мягко, спокойно опровергать ложь. Вот, уважаемый о. Георгий называет Зюганова "главарем КПРФ". Заблуждается человек. Но! Г. А. Зюганов - честный человек, а слово "главарь" относится к бандитам. Это нормально? Моё имя в кавычках - это ладно, не беда. Вполне можно понять людей, которые держат обиду на коммунистов за беззакония. Но к нашему-то времени это - каким боком? Нас сейчас коммунисты убивают, расстреливают, морят голодом, сажают в концлагеря? Непродуманно много времени тратится нане на асоветическую пропаганду, которая мутит разум у тех, кто только что начал отходить от атеизма. Это наносит духовный вред, что перевешивает все плюсы от "правды", которая без любви является ложью.

Мы живём советским потенциалом. Ну, предположим, что оно и так и так бы развивалось, и без советов. Но вышло-то с советами! Бог им дал власть, якоже древле Навуходоноссору. Да, о последнем. Кто-то писал, что в Библии он однозначно характеризуется как тиран и злодей. Это не соответствует действительности. Он там характеризуется как свирепая, но сложная, религиозная личность, его Бог вразумлял и небезуспешно.

Неполезен асоветизм имеенно как препятствие новоначальным, которые н икакого отношения к советским лагерям не имели. У всех дома ордена с "тов. Лениным" и др. Учились по советским книгам. Не надо душевно суицидироваться самим и других к тому же толкать. ВОВ многого стоит, простая человеческая порядочность тоже дорого стоит в очах Божиих. Этим дорожить надо, а не превращать порядочных советских граждан в непорядочных православных. Надо изложить учение - и всё. Остальное сами поймут. Зачем нам талдычить, что Ленин в аду? Может и не в аду. "Кто еси, судяй..." А если и в аду - тем более проблемы нету. Но сие неизвестно, а значит недостоверно. Про Сталина тоже самое.
58. Cергей : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-04 в 20:10

Спаси Господи за прекрасную контраргументацию!

По порядку: Русский народ я очень люблю, но законы мы и вправду не чтим - сие наследие крепостного права. Мы стараемся жить по совести, по религиозным заповедям, или - когда падаем - по понятиям. А капитализм токмо правовой кодекс может обуздать. Далее. -

Г-н диакон Георгий Малков имеет советское образование, но советский период считает напрасным. Как так? Может, откажетесь от своего образования и пойдёте в 1-ый класс? Русская цивилизация СУЩЕСТВУЕТ, но в СОВЕТСКОМ ВАРЬЯНТЕ. А как иначе? Чего мы днесь имеем от Российской Империи? Откажитесь тогда, господа оппоненты, от: всех своих дипломов, наград, медалей, профессиональных навыков и проч. и проч. Но тогда какой резон с Вами - "необразованными" - спорить? Дважды два сколько будет, а? Вам это объясняли в советской школе. Обращать свой дух к дореволюционной России означает перейти в область фантастики, ибо все мы - из СССР. Всё сделанное СССР было, конечно же, сделано Росссийскими людьми, но - в СССР. Так уж вышло. И живём мы СССРовским потенциалом, а не имперским. Факт.

Какой смысл отрекаться от своих советских: родителей, учителей, наставников, командиров и проч.? Неужто сможем себя убедить, что они - из Империи, а не из СССР? Это фантастика.

Надо просто: жить по-христиански - и всё. Какой смысл брать в ум лишнее? Да, можно подкорректировать своё знание истории; пересмотреть её в русле Православных догматов. А историческое покаяние абсурд есть.

Куда нам деваться от Ленинской материи? Мы у неё в плену)) А при Хрущёве нефть стали добывать, коей днесь питаемся. Вот таких нам грешных правителей дал Господь. Что делать)

Русский народ и Святой и грешный, в его будущее мы верим. Ну, не сыормировалась правовая традиция, и чего ? Вот нам и пригодится социализм, плановая и смешаная экономика.
57. Диакон Георгий Малков : "Православная советская цивилизация"?
2011-02-04 в 18:13

Глубокоуважаемые форумчане, обращая ваше внимание на коммент г-на «Сергея» № 42 (сюда, впрочем, можно присоединить и № 18), должен сообщить, что текст этот представляет вариант текста, опубликованного им в качестве комментария - в свою очередь - к моему комментарию, посвященному следующей публикации: «РНЛ. 03.02.2011. Петр Кузнецов. Я понял, что нашел отца… К четвертой годовщине со дня кончины дорогого батюшки о. Василия Ермакова».
Этот коммент г-на «Сергея», думаю, оказался не слишком уместно пристегнут им к материалам явно мемориального характера (в частности, и к моему тексту о христианских взглядах о. Василия на мир). Текст всех комментов того же г-на, как можно видеть, столь же нахраписто ригористичен, сколь и не слишком глубок по смыслу и содержанию (разумеется, если прилагать к сказанному им - непосредственно христианские нравственные понятия и православное понимание исторических процессов, происходящих в нашем грешном мире). Поэтому мне пришлось всё-таки ответить г-ну «Сергею» на его «рубку лозы», словесно осуществленную им в духе, вероятно, известного даже и ему (из «советской литературы») тов. Нагульнова.
Однако поскольку благодарственно-лирический материал П. Кузнецова почему-то до сих пор пребывает вне внимания форумчан (во всяком случае реакции на него пока нет), а мои тамошние комменты непосредственно относятся и к тексту здешнего коммента г-на «Сергея» (особенно № 42), то я и считаю для себя возможным перенести сюда и предложить вашему вниманию все три наших с ним полемических текста. Тематика-то – одна (по большей части – о его болезненно советском «православии»). Итак, обратимся к текстам…

В 1-ом своем комменте, рассказывая об общественной позиции о. Василия (подробней о ней можете узнать из текста всего поста), я привел, в частности, и текст его письма г-ну Зюганову – в ответ на присланную сим главарем КПРФ книгу не то что уж о христианском социализме, а даже еще похлеще – о «христианском» уже коммунизме!
В этом письме о. Василий весьма недвусмысленно высказал свое сугубо отрицательное мнение и о коммунистах, и о социализме, и о той цене, которую пришлось заплатить народу за все «достижения» последнего. Именно это, вероятно, особенно и возмутило решительный дух г-на «Сергея», разразившегося затем в ответ на мой коммент воинственно лозунговым текстом, часть которого оказалась опубликованной и здесь - в посте № 42.
Но, однако, приведу сначала текст самого письма о. Василия, показывающий, что адептам идей глубокоуважаемого г-на Сомина будет нелегко привить его внутренние интенции многим из наших пастырей, чья нелегкая жизнь научала и всё еще продолжает научать смотреть их в самый корень многих сторон бытия – и именно с подлинно христианской позиции, а не через очки розоватого и, по сути, в итоге всё же «прокоммунистического», т. е. предельно мирского в глубинной основе своей, - якобы «православного социализма». Итак – письмо о. Василия тов. Зюганову.

«Уважаемый Геннадий Андреевич! Получил я Вашу книгу, посвященную проблемам возрождения нашей Святой Руси. Сложность поднятой темы очевидна, но она почти полностью раскрыта в статье Владыки митрополита Гедеона, вечная ему память. С его мнением я согласен, но со своей стороны я хотел бы дополнить ее изложением собственного взгляда на «Кощеево царство», которым я считаю безуспешно строившееся Вашими единомышленниками коммунистическое общество и в котором мне довелось прожить [сознательно, с отроческого возраста] 65 лет своей жизни. И со своими страданиями, пережитыми в прошлом, я пишу Вам, главному в по-прежнему угрожающем нам «Кощеевом царстве».
Мне не увидеть, как Святая Русь в лице русского богатыря одним ударом прикончит коммунистического «Кощея». Мне 76 лет, и мой послужной список страданий, пережитых в коммунистическом «Кощеевом царстве», таков. Я — сын участника гражданской войны, его родителя раскулачили в 1929 году за «веялку-сеялку». А он верил словам главного в «Кощеевом царстве» маленького картавого вождя, отнявшего кошельки у богатых, а пропитание у бедных. «Земля — крестьянам, фабрики — рабочим» и прочие словоблудные слова были обманом коммунистов. А в реальной жизни были голод первых пяти лет советской власти, когда храмы, превращенные коммунистами в склады, были полны зерном, а люди умирали тысячами. Продотряды, чоновцы, расстрелы тысяч заложников, ограбленные и оскверненные храмы и монастыри, кроваво подавленные кронштадское и тамбовское восстания, «сломавшая хребет» русскому крестьянству коллективизация, организованный коммунистами голод начала 30-х годов, унесший жизни 7 миллионов. Наконец, самое страшное преступление коммунистов, начатое совершаться по указанию главного «коммунистического Кощея» Ульянова, — уничтожение Православной Церкви, ее духовенства и мирян, ее святынь и, прежде всего, мощей. Совершение этого преступления было приостановлено лишь в 1943 году, когда почти всех православных христиан, способных сопротивляться, поглотили тюрьмы, концлагеря и расстрелы.
Накануне войны с фашистской Германией коммунисты гнали из разоренной ими России эшелонами продовольствие и стратегическое сырье фашистскому «Кощею» Гитлеру. Именно у вас проходили до войны военное обучение Гудериан и многие другие немецкие военачальники. Вспомним парад в Бресте в 1939 году советских и фашистских войск [по случаю совместного захвата и раздела Гитлером и Сталиным Польши. — д. Г. М.], менее чем через два года после которого «кощеев» вождь Сталин, трусливо открыв рот лишь 3 июля 1941 года, когда уже лилась кровь русского солдата, талдычил о вероломном нападении Германии.
Я видел войну во всей ее жестокости. С 9 октября 1941 года [тогда Василию Ермакову было всего 14 лет. — д. Г. М.] и до конца войны пробыл в оккупации [точнее — до сентября 1944 года, когда Таллин, куда немцы вывезли его как пленного рабочего, был освобожден от фашистов; затем Василия мобилизовали и направили на военную службу в штаб Балтийского флота]. Побывав в лагере и являясь несовершеннолетним узником немецких концлагерей, я испытал на себе приказ главного «Кощея Генсека» — ни грамма хлеба, ни литра горючего врагу. Мы были брошены коммунистами на верную смерть в оккупации. Что не смогли увезти при бегстве — сжигалось. Жгли скирды на полях, но не отдавали народу, семьям, чьи мужья сражались на фронте. И не было бы ленинградской блокады, если бы секретари обкома при подходе немцев отдали продукты населению, а не хранили в Бадаевских складах [как известно, вместо того, чтобы рассредоточить общегородское продовольствие в разных местах, его хранили централизованно на указанных складах, которые были вскоре полностью разбомблены немецкой авиацией, и весь город мгновенно оказался без пропитания. – д. Г. М.]. Это было сплошное убийство россиян, оказавшихся в оккупации по воле коммунистов.
Закончилась война, и с запада на восток пошли эшелоны пленных — из немецких в советские лагеря, на новые мучения за то, что брошенные коммунистами-командирами оказались в плену. Да и за пленных отвечали родные, подвергаясь репрессиям. Я сам прошел 4 допроса НКВД за то, что был в оккупации. А судьба священников, бывших в оккупации, — тюрьма, лагеря за то, что они поддерживали веру в Бога в русских людях, призывая остаться верными Московской Патриархии. Вы стремились обелить Сталина перед русскими людьми, вспоминая о его встрече в сентябре 1943–го года в архиереями. Это была не дань любви к православной вере, а боязнь той наглядной пропаганды свободы веры при немцах, когда россияне, не боясь, шли в храмы, свободно их открывали, собирали иконы, искали священников, собирали молодежь в церковные хоры. Если бы коммунисты того времени верили в Бога и стремились возродить православную веру в русском народе, то торжественно на Красной площади вместе с Патриархом отслужили бы благодарственный молебен за победу над врагом. А вы, вместо этого Бога, принесли «Кощею мавзолеевскому» свою благодарность.
Послевоенные времена прошли под девизом «Задавить веру», когда Церковь пытались задушить налоговым бременем, насилием областных уполномоченных Совета по делам религии совсем закрыть храмы. Тому пример Хрущев и прочие вероубийственные деятели из числа парт-аппаратчиков советского времени.
Смотрю на Вас, Геннадий Андреевич, своего земляка, ибо я тоже родился на Орловщине в городе Болхове, читаю ваши выступления, но не вижу в Вас русского православного человека. Сидите под кровавым красным знаменем с портретом тирана, тиран и на лацкане вашего пиджака. Демонстрации с изображениями тиранов, за которыми идет обманутый, обалделый россиянин. Ваши друзья — Ампилов, Варенников, Макашов, Лимонов, жаждущие русской крови, идут на ложь и обман народа, забывая, что мы жили в этой системе тирана-Кощея 80 лет. Более нам не надо этого счастья — жить при коммунизме, отдав за тиранию сто миллионов жизней россиян.
Ваши фотографии с Патриархом, архиереями и священниками — очередной обман для людей, далеких от Бога. Даже если бы я Вас увидел в храме молящимся, несущим икону, крестящимся, но остающимся коммунистом, я не поверил бы Вам. Поэтому, Геннадий Андреевич, помогите русскому православному человеку без идей коммунизма, а с верой в Бога, ударом русского богатыря уничтожить коммунистическое «Кощеево темное царство».
С надеждой на Ваше за грехи коммунистов перед Церковью Христовой покаяние протоиерей Василий Ермаков, настоятель храма преп. Серафима Саровского, г. Санкт-Петербург, 9 ноября 2003 года (Протоиерей Василий Ермаков. Тернистым путем к Богу. СПб.: Изд-во «Русская Классика», 2007. С. 181—185).
…О сегодняшнем же дне Церковь только и может сказать искренними словами известного своего пастыря – протоиерея Василия Ермакова: «Мать-Россия страдает от внутренних неурядиц. Ее терзают злодеи, которым важны не честь, слава и благополучие России, а личная слава и властолюбие» (Там же. С. 124).

В ответ на всё это г-н «Сергей» прислал мне и всем, как он выражается, прочим «асоветистам» следующий текст.
2. Сергей : О великой лжи "асоветизма", обескровившей нас духовно в ужасные 20 лет насаждаемого сатанизма 2011-02-03 в 21:41
«Никаких аргументов, кроме пустой брехни о очередях и дефиците колбасы и радиоприёмников (искусственно устроенных, как и в Феврале 1917-го года, ради захвата власти кучкой интернациональных мафьёзи), у критиков позднего СССР нет. Посмотреть же поглубже - их и не может быть по следующим соображениям.
Европейская цивилизация существует за счёт очень древней правовой традиции, доставшейся ей от Рима. Вне её никакой капитализм существовать бы не смог, она развалилась бы как Российская Империя от воровства, духовной развращенности и предательства.
Балканские народы тоже имеют древнюю и своеобразную культурную традицию, которая позволяет успешно перенять и соблюдать юридические нормы; жизнь социума не превращается в адский котёл.
Японцы и китайцы имеют древние культурные традиции послушания и уважения к общественным нормам, что позволило Японии за 50 лет перегнать Россию по техническому развитию и выиграть Русско-Японскую войну.
Если не строй советского типа, то что? Капитализм для России есть то же, что тепловоз без рельсов в чистом поле, самолёт без крыльев и корабль без воды.
Русский народ не имеет исторически сложившейся правовой традиции, не чтит государственные законы. А советская, социалистическая система по самой своей сути устремлена к справедливости, она как вездеход вместо европейского тепловоза, вертолёт вместо самолёта. Вода для кораблей у нас, слава Богу, есть)
Не хотите социализма, господа "асоветисты"? Тогда у Вас две альтернативы:
1. Уехать в Европу и стать по духу европейцами. Кто ж держит? 2. Жить как в Африке, отказаться от самой идеи независимости от римо-католической цивилизации, стать банановой республикой. К чему нас в настоящее время гонят стремительными темпами.
Никакой Российской цивилизации в настоящее время не существует. [Вот так прямо, с апломбом неандертальца-«советикуса» и врезает нам с вами, русские люди, в торец!] Есть Советская цивилизация, в которой мы живём. У нас советские дома, советская техника, советская армия, всё советское. Советского не будет тогда, когда от нашего Отечества не останется камня на камне. И официальный основатель нашего Отечества - В. И. Ленин. Нравится это нам или нет. И построена наша цивилизация под руководством И. В. Сталина. Нравится нам это или нет. Первым объединителем Русских земель был князь Олег Киевский - Сталин IX века, но это не повод отречься от тысячелетней истории нашего Отечества.
Русская дореволюционная цивилизация изменила династии Романовых, под руководством которой создавалась. Она же (цивилизация) развратилась неистово к началу XX века. Последнее её великое деяние - разгром Австро-Венгрии в 1916-м году. Потом она пришла в хаос и развалилась. А дальше была создана советская цивилизация. В СССР были совершаемы величайшие злодейства, но они были нарушением советских законов [это каких же «законов» - о расстрельных «тройках»? – д. Г. М.]. ВОВ искупила злодейства, совершенные в довоенном СССР, поэтому последние никоим образом не могут и не должны служить поводом для покаянно-молитвенных экзальтаций. Советская культура была весьма высока, была по-христиански лишена лживой душевной страстности, которая была присуща предреволюционному искус[тут желательно вставить еще одно «с», что я и делаю]тву. [Далее цитируются образцы стишков «до» и «после катастрофы» - разумеется, «советские» лучше! Но опущу – к тому же, оба примера найдены равно бездарные. Продвинемся далее].
…Российская цивилизация от праведной Первой мировой войны, которая должна была бы приблизить её к Богу, за Дом Которого - Сербию - она воевала, перешла к гражданской войне, в которой реками лилась христианская кровь. Правой стороны там не было, зверствовали все - и красные, и белые, и зеленые.
Советская цивилизация от праведной Великой Отечественной Войны перешла к мирной трудовой жизни, уровень преступности был в несколько раз ниже, чем в европейских странах и США. Преподобные Отцы - преп. Лаврентий Черниговский, преп. Серафим Вырицкий, преп. Амфилохий Почаевский, блаж. Матрона Московская, - имели советские паспорта, молились за победу советской армии. Схиарх. Иоанн Маслов и арх. Иоанн Крестьянкин имели советские паспорта, жили на территории СССР, любили и уважали Патриарха Сергия, окормляли советских людей - наших родителей, дедов и прадедов, созидателей нашего Отечества. [Не могу не заметить, г-н «Сергей» по поводу «советского паспорта» того же о. Иоанна Крестьянкина, духовными советами которого я нередко пользовался и знал хорошо его отношение к советской власти. Это свое отношение – и к коммунистам и к коммуно-советской преступной власти – он как раз достаточно ясно выразил в одной из своих проповедей.
Называя коммунистическую идеологию апокалипсической «тайной беззакония», он прямо и открыто призывал к духовной борьбе с нею, ибо она сама «объявила... беспощадную — не на жизнь, а на смерть — войну против всего Божественного, в чем бы и как бы оно ни проявлялось» (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. М., 1993. С. 80), идя этой войной «на христианское государство, хранящее нравственный уклад народной жизни; на Христианскую Церковь, несущую слово Божественной истины; на христианскую душу... “Предтечи антихриста” уничтожили Православную Россию. Они исказили, одурачили чуждыми сатанинскими идеями народ, насаждая их возможными неправдами, лестью, обманом, кровью, вытравливая правду Божию из сознания народного... Народ Божий — православные христиане... должны повести “брань” с богоборцами и лжеучителями, принадлежащими царству тьмы» (Там же). Так что для о. Иоанна ваша «советская цивилизация» была попросту «царством тьмы», в котором приходилось стараться жить по-человечески нам, гонимым тогда христианам – представителям Русской неумирающей «цивилизации», вынужденным и поныне, следуя заветам святого старца, всё еще бороться с «лжеучителями» вроде вас! Но предоставим вновь слово г-ну «Сергею» – д. Г. М.].
Советская цивилизация пережила своё крушение и оккупацию уголовниками в 1993 году, дала героев войн, мучеников за Христа и преподобных подвижников, до сих пор не сдаётся воинствующей вестернизации в России, побеждает её в Беларуси и в Малороссии. В Европе и США идёт экономический кризис, а в России - новая волна духовного пробуждения. Более 80 % народа считают себя Православными, увеличивается количество участвующих в Таинствах Церкви, читающих Слово Божие.
Даст Бог, возродится корабль Российский, по пророчеству преп. Анатолия Оптинского, и будет триединая Россия, Беларусь и Малороссия в союзе с родной Сербией, Болгарией и другими Православными народами.

P.S. Покаяние Православное заключается в изменении образа жизни - был грешником, стань праведником, твори Заповеди Господни. История объективна, ведома Промыслом Божиим, случайностей в ней нет и быть не может. Историческое покаяние - абсурд. Дореволюционная Россия утеряла Дух Христов, не захотела искупить грехов своих победой в ПМВ, но вела её (войну) в духе великой гордыни. Что было, то произошло. И да не бросим камень в свою историю, но да живём, как учит нас Великий Старец - "сергианец" архимандрит Иоанн (Крестьянкин) [о нем мы уже говорили. – д. Г. М.] и Апостол XX века Святитель Николай (Велимирович)! [То-то Владыка Николай, выйдя из фашистского лагеря в Дахау, тут же был вынужден начать «жить» не по советским лекалам и призывам («но да живем») г-на «Сергея», а отправится во вполне антисоветскую эмиграцию, дабы не попасть в очередной лагерь теперь уже другой - «титовской», но того же фашистского типа, - «советской цивилизации», залившей, как известно тогда кровью и несчастную Сербию… - д. Г. М.]».

И вот на всё это я ответил следующим образом – разумеется, не в духе «советской цивилизации» г-на «Сергея», с ее «иконами» «свв.» Ленина и «строителя» Сталина, а так, как говорил, писал и, главное, всегда действительно по-христиански учил нас приснопоминаемый о. Василий Ермаков.

3. Диакон Георгий Малков : Сергию или всё-таки Сергею?
2011-02-04 в 05:40
Как сказали бы вам наиболее активные представители "советской формации" - какой-то у вас сумбур вместо музыки... Прибежали, нашумели, накричали - на кого, зачем, почему?
Поучили походя: "Покаяние Православное заключается в изменении образа жизни - был грешником, стань праведником, твори Заповеди Господни". Очччень просто!
Это что же - вас, ну или меня хотя бы - в советской школе учили творить заповеди Господни? Например, возлюби Господа Бога своего - прежде всего? Ну, там вроде бы и еще много, каких есть... Последним же, как вам представляется, именно Советы и учили? Пожалуй... Порой... Только вот их исполнение и гроша-то ломаного не стоит - если первая не исполняется. А на этом как раз и была настояна вся фальшивая коммуно-советская настойка. И если вы, так сказать, сов."гуманист" - хотя и с, как вам кажется, христианской "начинкой", то толку от этого ни вам, ни стране нашей никакого нету... Думаю, что так, поскольку с вашей системой советизированного исторического детерминизма и связанных с этим коммуно-советских "духовных ценностей" ленинско-сталинского пошиба православным быть нельзя. Ибо еще преп. Серафим просто и ясно сказал: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Всяк, иже не собирает со Мною, той расточает»… Это — относительно вне-христианского ложного «гуманизма» (то есть в итоге: относительно человекопоклонства — вместо истинного поклонения Богу, на чем и была основана вся идеология сов. периода); но ведь именно на этом как раз и утверждаются все революции и создаваемые затем на их основе государственные общности!
Для вас они, верно, сладки, поскольку "историчны" (было бы только всё «сегодня хорошо»), а для меня всегда богомерзки, ибо изначально основаны на богоборчестве, и каждый кусок заработанной в таком обществе колбасы (даже, скажем, вполне честно и вполне добропорядочным обывателем) для меня несет на себе память об устроении этого самого общества уже изначально и предварительно на крови какого-либо человека, убитого той самой, для вас вроде бы исторически неизбежной (а потому и нравственным оценкам не подлежащей) революцией.
Еще же более жесткое и непререкаемое слово сказал о любом вне-религиозном, вне-христианском - даже и «доброделании», (в том числе и коммуно-советского, предположим, периода) или же обще"гуманистическом", так называемом, «добре», Святой Апостол Павел: «Всё, что не от веры, есть грех» (Римл. 14, 23) — и более, увы, ничего!
А поскольку вся советская жизнь в изначальном и, тем более, конечном своем "духовном", содержательном смысле никакой веры христианской не предполагала, а всячески старалась ее из человека и советской человеческой общности вытравить, то, соответственно у меня, православного христианина, верного учению евангельскому и апостольскому, а не "гуманистическим" химерам, жизнь эта ничего кроме отвращения и презрения, равно и сожаления о бедных своих согражданах - никогда не вызывала.
И то, что точно также относился к коммуно-советизму глубокоуважаемый о. Василий (что, при его естественном презрении к большевизму, вовсе не мешало любить ему людей, имевших духовную беду жить в этом самом советизме), меня лишний раз убеждает в моей сердечной христианской правоте.
И зачем вы пришли сюда, к благодарным стихам о нем [имеется в виду о. Василий], со своими боевыми просоветскими инвективами? - мне уж вовсе непонятно…
Ну, пожурите уж заодно и его за вне-историчный подход к бытию. Только он, думаю, сказал бы вам, что и у него, и у меня есть мета-историзм Евангелия (или уж как-нибудь попроще выразился), а вам, увы, придется, если несколько не одумаетесь, так и остаться при своем советизированном «историзме». Вот только бороться за Царство Небесное с ним вовсе несподручно...
Искренне желаю вам всех благ.
56. Бибиков : Люмпену
2011-02-04 в 16:41

Не знаю как и назвать соминское творение : Учение о правильной артельной жизни(современное толстовство?), христианское обоснование социализма,"Светлый путь". Наверно и критики этого учения пребывают в растерянности - что и как критиковать. Оттого и неуверенное определение ереси,содержащейся у т.Сомина.Поскольку большинство поддерживающих теоретика комментаторов защищает социализм (при котором они выросли) , то обсуждать приходится только его. И при чем здесь Православие?
55. Люмпен : Бибикову, 53
2011-02-04 в 14:21

По моему, статья как раз очень хорошая и сильная, а главное -- исторически и богословски аргументирована.
Преамбула, конечно, не очень. А вот в комментах вообще разброд и шатания. Типа, если вы не поддерживаете Сомина, то вы капиталист и исплуататор и ваш бог -- ротшильд.
А речь-то идет именно о ереси, а не о социально -экономической системе.
54. lucia : Сергей
2011-02-04 в 12:57

А, так Оптинские старцы говорили о странах Варшавского договора! Вы юморист.
Но вы уверены, что понимате значение слова "цивилизация"?
53. Бибиков Н.Г. : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-04 в 12:25

Статья слабовата,единственно правильное - попытка обличения соминской ереси. И при чем здесь социализм? Как временная мера при крайних ситуациях он очень даже возможен (к моему сожалению, наша экономика , вероятно ,к тому и идет ). Вот и разрабатывайте (теоретически) именно такой вариант, товарищи прожектеры ! А попытки представить социализм ЛУЧШИМ вариантом на будующее - абсолютно провальны ( пока,(( к счастью)).
52. Алексий : Сергею на 42
2011-02-04 в 12:12

"И официальный основатель нашего Отечества -В. И. Ленин...Даст Бог, возродится корабль Российский"

Простите, это бред. Такие комментарии помогают понять, почему Господь нас так смиряет.
51. Алексий (он же автор) : редакции
2011-02-04 в 11:39

Забыл поблагодарить Дорогую Редакцию за публикацию - благодаря ей стало понятно ее отношение к ПС, что было еще недавно тайной за 7 печатями))).
Надеюсь, не откажете в любезности чуть развить тему в более развернутой работе. Только хотелось бы без преамбул подобного рода.
50. val : капитализму в россии не бывать
2011-02-04 в 09:42

господа православные интеллигенты,пока вы страстно полемизируете,народ в ы м и р а е т. может социализм в чем то и не прав.но капитализм не прав в тройне! Сергею жму руку.
49. Люмпен : Сергею,42
2011-02-04 в 06:54

"Русский народ не имеет исторически сложившейся правовой традиции, не чтит государственные законы" -- и за что вы так не любите русский народ?
48. Пионер со стажем : 45. Люмпен
2011-02-04 в 00:14

Осиновый кол - всегда лишь средство общественной самообороны. С творчеством социалистов-хилиастов я уже достаточно знаком. Они устоялись в своих заблуждениях. Надо будет, и от себя кол вобью - речь, конечно, не о физической расправе ))
47. Люмпен : Пионеру со стажем, 42
2011-02-03 в 22:17

От пионера без стажа. Статья-то, хорошая, только вот сдается мне, что это еще далеко не последний гвоздь и остальные баталии еще впереди. А вот осиновыми кольями всуе действительно не надо разбрасываться. Не тот случай.
46. Люмпен : на 41
2011-02-03 в 22:15

Да, речь идет именно об этой статье. Но появилась то на РНЛ она только 5.01.2011. В ней действительно концентрация ереси, о которой здесь пишут на порядок ниже, чем в предыдущих по хронологии появления на РНЛ. Поэтому, у меня создалась иллюзия, что Вы восприняли ту критику, буквально вал который прошелся по комментариям. К сожелению, это не так, как оказалось. Что ж... Очень жаль...
45. Люмпен : Андрею, 40
2011-02-03 в 22:12

"а владеет им частная лавочка под названием ЦБ" -- ЦБ -- не частная лавочка, а фактически подразделение МВФ по России (как и любой ЦБ страны-члена МВФ). Внимательнее читайте Старикова. много интересного пишет
44. Пионер со стажем : 18. Сергей
2011-02-03 в 20:44

"Социализм же обеспечил ту материальную и нравственную базу, за счёт которой мы живём доселе."

И Вы еще упрекаете кого-то в слабой культуре мышления. Материальную базу обеспечил народ - своим трудом. Конечно, без вечно планирующих и надзирающих советских чиновников и партийных деятелей ему бы никак не справиться. К счастью, были такие, помогли. И я никак не могу понять, откуда у современных социалистов столько неприятия нынешних либералов во власти - ведь это те же чиновники, буквальные наследники ЦК КПСС, только сменившие вывеску и систему распределения ресурсов. Включите на полную мощь свою культуру мышления и поймете, что это закономерное развитие событий, что бесконтрольный чиновник всегда превращается в феодала, маленького князька, а иногда и сразу буржуина.

Насчет нравственной базы - тоже мимо. Нравственность в СССР закладывалась, в основном, семьей. Да, учителя тоже работали. Но и первое, и второе - все тот же народ, а не социализм и партийная социалистическая пропаганда.

Что касается "политических диверсий". Все мы, жившие в СССР, прекрасно помним, что в нем работала система тотального политического и экономического контроля. Диверсия? Система эффективно пресекала диверсии. Предательство? Система находила и карала предателей. Спрашивается: как она могла рухнуть, ведь так было всем хорошо, а к управлению привлекались только лучшие и идейно грамотные?

PS Так и хочется сказать господам социалистам: "Бодрый и поджарый социалист, взгляни на современного российского либерала, и увидишь себя себя, как в зеркале. Да, заплывший, да, с потухшим взглядом. Но это и есть закономерное "развитие" и финал социализма, выражаемый в хроническом наплевательстве и апатии. Иначе и быть не может"
43. Пионер со стажем : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-03 в 19:52

Алексей, хорошая статья! Еще один осиновый кол в идеологию социалистов-хилиастов. На мой взгляд, о. Георгий Городенцев их очень хорошо "пригвоздил" в своих статьях, но "контрольный" гвоздь - никогда не помешает :)
42. Cергей : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-03 в 19:50

Итак, никаких аргументов, кроме пустой брехни, у "асоветистов" нет. Посмотреть же поглубже - их и не может быть по следующим соображениям.

Европейская цивилизация существует за счёт очень древней правовой традиции, доставшейся ей от Рима. Вне её никакой капитализм существовать бы не смог, она развалилась бы как Российская Империя от воровства, духовной развращенности и предательства.

Балканские народы тоже имеют древнюю и своеобразную культурную традицию, которая позволяет успешно перенять и соблюдать юридические нормы; жизнь социума не превращается в адский котёл.

Японцы и китайцы имеют древние культурные традиции послушания и уважения к общественным нормам, что позволило Японии за 50 лет перегнать Россию по техническому развитию и выиграть Русско-Японскую войну.

Если не строй советского типа, то что? Капитализм для России есть то же, что тепловоз без рельсов в чистом поле, самолёт без крыльев и корабль без воды.
Русский народ не имеет исторически сложившейся правовой традиции, не чтит государственные законы. А советская, социалистическая система по самой своей сути устремлена к справедливости, она как вездеход вместо европейского тепловоза, вертолёт вместо самолёта. Вода для кораблей у нас, слава Богу, есть)

Не хотите социализма, господа "асоветисты"? Тогда у Вас две альтернативы: 1. Уехать в Европу и стать по духу европейцами. Кто ж держит? 2. Жить как в Африке, отказаться от самой идеи независимости от римо-католической цивилизации, стать банановой республикой. К чему нас в настоящее время гонят стремительными темпами.

Никакой Российской цивилизации не существует. Есть Советская цивилизация, в которой мы живём. У нас советские дома, советская техника, советская армия, всё советское. Советского не будет тогда, когда от нашего Отечества не останется камня на камне. И официальный основатель нашего Отечества -В. И. Ленин. Нравится это нам или нет. И построена наша цивилизация под руководством И. В. Сталина. Нравится нам это или нет.

Русская дореволюционная цивилизация изменила династии Романовых, под руководством которой создавалась. Она же (цивилизация) развратилась неистово к началу XX века. Последнее её великое деяние - разгром Австро-Венгрии в 1916-м году. Потом она пришла в хаос и развалилась. А дальше была создана советская цивилизация. В СССР были совершаемы величайшие злодейства, но они были нарушением советских законов. ВОВ искупила злодейства, совершенные в довоенном СССР, поэтому последние никоим образом не могут и не должны служить поводом для покаянно-молитвенных экзальтаций. Советская культура была весьма высока, была по-христиански лишена лживой душевной страстности, которая была присуща предреволюционному искусству:

Вот показались жёлтые черти,
С ними мы будем драться до смерти -

дореволюционное;

На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят -

советское.

Первое - чистейшее язычество, второе - Православный, истинно-славянский дух.

Российская цивилизация от праведной Первой мировой войны, которая должна была бы приблизить её к Богу, за Дом Которого - Сербию - она воевала, перешла к гражданской войне, в которой реками лилась христианская кровь. Правой стороны там не было, зверствовали все - и красные, и белые, и зеленые.

Советская цивилизация от праведной Великой Отечественной Войны перешла к мирной трудовой жизни, уровень преступности был в несколько раз ниже, чем в европейских странах и США. Преподобные Отцы - преп. Лаврентий Черниговский, преп. Серафим Вырицкий, преп. Амфилохий Почаевский, блаж. Матрона Московская, - имели советские паспорта, молились за победу советской армии. Схиарх. Иоанн Маслов и арх. Иоанн Крестьянкин имели советские паспорта, жили на территории СССР, любили и уважали Патриарха Сергия, окормляли советских людей - наших родителей, дедов и прадедов, созидателей нашего Отечества.

Советская цивилизация пережила своё крушение и оккупацию уголовниками в 1993 году, дала героев войн, мучеников за Христа и преподобных подвижников, до сих пор не сдаётся воинствующей вестернизации в России, побеждает её в Беларуси и в Малороссии. В Европе и США идёт экономический кризис, а в России - новая волна духовного пробуждения. Более 80 % народа считают себя Православными, увеличивается количество участвующих в Таинствах Церкви, читающих Слово Божие.

Даст Бог, возродится корабль Российский, по пророчеству преп. Анатолия Оптинского, и будет триединая Россия, Беларусь и Малороссия в союзе с родной Сербией, Болгарией и другими Православными народами.
41. Николай Владимирович Сомин : на 35
2011-02-03 в 18:31


Вы имеете ввиду ту статью, которую Н. Сомин написал после вала критики на его предыдущие.



Статья "Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность"
http://www.ruskline....stvo_i_sobstvennost/
написана в 2002 г.
40. Андрей : Re: "какой эконом. строй будет при монархии?"
2011-02-03 в 17:10

>17. Супрунова Екатерина
Вопрос ребром - какой эконом. строй будет при монархии?


Уж точно не социализм. Неэффективность "плановой экономики" доказана многими годами пустых советских прилавков и километровыми очередями за дефицитом.
Впрочем, никто не запрещает создавать госпредприятия - отчего же они неэффективны?
Но дело тут конечно не в "социализме", а в том чтобы вернуть полный суверенитет России. Достаточно сказать, что рубль НЕ принадлежит нашей стране, а владеет им частная лавочка под названием ЦБ, которая является по сути филиалом ФРС. Подробнее об этом написано в книге Н.Стариков "Национализация рубля - путь к свободе России".
39. М.Яблоков : Luciи на 30 коммент.
2011-02-03 в 14:03

Читаем Талмуд:
"Девушки до дня свадьбы голову не покрывают."(Эвен а-эзер, ст. 21,пар.2).
"Если замужняя женщина выходит на улицу с непокрытой головой, она нарушает закон Моше и закон еврейского образа жизни.» (Трактат Кетубот, лист 72).
38. Артур : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-03 в 11:11

Совершенно беспомощная статья. Имеющая своей целью единственное: подвести хоть под какую-то, да анафему… Поразительные игры!
37. Аноним : Люмпену: Ох, и еще алмаз у вас в тексте
2011-02-03 в 10:34

"А вот оскорблять оппонента нельзя ни при какие обстоятельствах."

Правильно! А то, некие граждане пионерского возраста обещали недавно раскрыть истину "социалистам" самым быстрым и чудным способом - "засветив в торец". И надо же, опубликовались.
36. Аноним : Люмпену
2011-02-03 в 10:21

"В ересе обличен только один из них, который пытался..."

Очень нежный комментарий.
Держите традиции! Жаль, не те выбираете.
35. Люмпен : Лесничему
2011-02-03 в 06:49

Вы имеете ввиду ту статью, которую Н. Сомин написал после вала критики на его предыдущие. Тогда почитайте и мой коммент под ней где говориться, что в этой конкретной статье концентрация ереси на порядок ниже, что радует. И это, видимо действительно так.
А вот оскорблять оппонента нельзя ни при какие обстоятельствах.
Вопрос к дорогой редакции: Вы пропускаете оскорбления только оппонентов Н. Сомина?
34. Аноним : К п.22
2011-02-03 в 06:43

Искать в религии обоснование всей своей жизни, морали, экономики, политики - это норма для любого народа (если он еще "дееспособен").
А тут заладили: ересь, ересь...
33. Люмпен : Анна
2011-02-03 в 06:34

"А так называемые "православные социалисты", в ереси здесь обличенные" == В ересе обличен только один из них, который пытался под "социализм" подверстать богословски обусловленную идеологическую платформу. И был совершенно справедливо за это раскритикован. Тех же православных авторов, которые в вопросах социализма-капитализма-феодализма и проч. не выходят за рамки экономизма, в ереси никто не обвиняет. См. мой предыдущий коммент
32. Аноним : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-03 в 06:31

Кстати, любители советского периода, объясните, за чем он был нужен?

ВТО вам объяснит окончательно. Когда ничего своего не останется.
31. Аноним : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-03 в 06:29

"Пусть это решает монарх".

Вы монарха быстро с ума сведете. Как будто монархия должна автоматически решить все за всех и носы всем детям вытереть.
Вернее обратное, с жизнеустройством утрясете, даруется и монархия.
(В мемуарах о царствовании Николая II есть одна повторяющаяся интонация - страшная усталость, чувствовашаяся в последнем русском царе)
30. lucia : М.Яблоков
2011-02-03 в 02:35

Я не знала. что с девицами - иудейские штучки. А в Америке в РПЦЗ это соблюдается.
29. М.Яблоков : Автору.
2011-02-03 в 02:01

"Требовалось покрытие голов на богослужениях для незамужних девиц" - это-то какое отношение к монтанизму имеет? Это и в Церкви требуется. А различение на замужних и незамужних с покрытием головы - иудейские синагогальные штучки.

В целом, - хорошая статья! Сомина вполне можно отнести к последователям этой ереси.
28. lucia : Супрунова Екатерина
2011-02-03 в 00:54

А пожалуйста. Мне Вас тоже читать смешно.
27. Лесничий Александр Леонидович : ---
2011-02-03 в 00:01

Алексей Есиков рассказывает о Монтанизме. Потом сообщает, что фактически общего у “наших современников” c этой ересью ничего нет: “Нынешние неомонтанисты не пекутся о таких побочных вопросах, как второй брак и покрытие голов незамужними. Не задевают они, кажется, и догматы. Но, как и монтанисты, православные социалисты предъявляют повышенные требования, доводя их до нормы закона”
Через эти “повышенные требования” Есиков устанавливает для православных социалистов зыбкую связку с монтанистами, утверждая, что они, будто бы, требуют “полного отречения от богатства и обязательной общности имений для христиан”
Посмотрим так ли это.
Возьмем для анализа, связанную с данной темой, статью Н.В.Сомина “Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность”.
http://www.ruskline....stvo_i_sobstvennost/
Здесь Н.В.Сомин приводит много цитат из святых отцов о собственности и далее пишет:
“. . святым отцам чужд упрощенный взгляд на вещи по принципу белое/черное, особенно в имущественной этике.”
Ведь это утверждение противное какому-либо ригоризму!
Есиков эту статью читал. Внизу есть его комментарий под именем “Алексий”.
И все-таки он строчит свой донос с обвинением в жестких требованиях о “полном отречении от богатства и обязательной общности имений для христиан”
Рассуждая об имущественных воззрениях Иоанна Златоуста, Н.В.Сомин говорит, что святитель новоначальным проповедовал большую милостыню, обуздание любостяжания и только для совершенных -общность имуществ.
Может быть, Есиков не заметил предыдущее высказывание, но это он пропустить не мог, поскольку оно представляет из себя окончательный вывод об имущественых воззрениях Иоанна Златоуста.
Никакой ереси Есиков не открыл. Так, понервничал, перевозбудился, ошибся.
А Редакции РНЛ спасибо, потому что и этот петушинный срыв Алексея тоже полезен, поскольку позволил выявить истину.
26. Георгий : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-02 в 23:13


Достаточно простой формальной логики, которой профессиональные математики, думаю, должны владеть и в богословии.


Очередное пусто-, а не богословие.
25. Анна : 18, Сергею
2011-02-02 в 23:12

Браво, Сергей! С удовольствием бы подписалась под Вашим комментарием, настолько его мысли близки мне.
Беда просто, как сложно доходит мысль, что душа, дух и тело - это НЕРАДЕЛИМОЕ триединство не только для отдельно взятого человека, но и для общества, государства - да не живут они отдельно друг от друга на нашей грешной земле!
Но к "телу" (государству Российскому, устроенному определенным хозяйственным, экономическим, политическим и т.д. образом) порой в комментариях видно полнейшее презрение: не нужно как будто его более здоровое и более нравственное и справедливое, более жизнеспособное, наконец, чем сегодня, устройство: раз уж все равно царство божие не достижимо, пусть себе загибается!
А ведь сами-то, если заболеваем серьезно, к врачу бежим лечиться: даст Бог, поправимся, а если нет - так ведь и коньки можно отбросить, не покаявшись как следует. Вспоминаем и пробуем все известные нам по жизни и опыту средства, чтобы выздороветь...
А так называемые "православные социалисты", в ереси здесь обличенные (опять ярлыки, куда без них), всего то навсего предлагают взать ЛУЧШЕЕ ИЗ ТОГО ОПЫТА, который кровью и потом многих наших поколений был обретен за нашу более чем тысячелетнюю историю.
24. Аноним : Re: Неомонтанизм православных социалистов: новый покрой старой ереси
2011-02-02 в 23:05

23. Люмпен : Люсе, 11
2011-02-02 в 22:25

А не перепутали ли Вы политику, с экономикой?
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме