Для начала скажу, что я из новых друзей Русской народной линии. Зашёл почти случайно на неё с полгода назад, встретив адрес в каком-то печатном патриотическом издании. И с тех пор редкий день не загляну в новости РНЛ, в обзор других СМИ, предлагаемый ею. Полюбил многих авторов, особенно о.А.Шумского, Семенко, о. В.Василика, о. А.Мороза и, конечно же, уважаемого редактора Анатолия Степанова. А ещё - Николая Сомина с его идеей «православного социализма». Ибо я тоже эту идею давно считал плодотворной, хотя до встречи с Соминым не располагал столь глубокой аргументацией в её пользу.
И мне, признаться, странно встречать в выпусках РНЛ, в статьях и комментариях, не просто полемику с умнейшим и деликатнейшим Соминым, а прямо-таки злобные выпады против него и его суждений. У идеи создания более справедливого общества на земле среди православных оказалось столько непримиримых врагов, что уму непостижимо. А, например, недавно (21.01.11) Александр Боханов в статье «Убийство царя...», полной уже какой-то иррациональной ненависти ко всякому социализму-коммунизму, называет его не иначе как «в чистой форме политическим сатанизмом». Авторов, подобных ему, не останавливает даже то, что поиск справедливого устроения жизни земной, с общей собственностью, без хозяев и рабов, был не чужд многим учителям церкви и святым отцам от свт.Иоанна Златоуста, св.Иоанна Кронштадтского и до, положим, св.Луки (Войно-Ясенецкого).
Поскольку о воззрениях первых (и не только их) на данный предмет обстоятельно рассказано у Н.Сомина (см. его страничку на сайте), то мне как раз хотелось бы напомнить о взглядах, суждениях последнего. Св.Лука почти наш современник, он знал предмет разговора не понаслышке и, как известно, отнюдь не с парадной стороны. Не скрою, что мне, красноярцу, этот страстотерпец и воин Христов по-особому дорог и близок. И не только потому, что большую часть своих ссылок-пересылок отбывал в наших неласковых палестинах (в северных Туруханском, Енисейском, Большемуртинском районах), но и потому, что именно здесь с особой яркостью проявились его дар врача-хирурга, учёного и практика, и его беспримерное стояние в вере православной. В 1941-1943 годах ссыльный В.Ф.Войно-Ясенецкий был главным хирургом эвакогоспиталей (в\ч 1515) в Красноярске. Здесь закончил свой капитальный труд «Очерки гнойной хирургии». Здесь в 1943 году был назначен епископом Красноярским и, по сути, отсюда началось его прославление, которое позднее увенчалось причислением к лику святых.
Так вот, читая книги воспоминаний о нём, его письма, протоколы допросов, сохранившихся в недрах спецслужб, сборники проповедей в годы архиепископского служения, я невольно обращал внимание на его суждения по поводу чаемого общественного устройства в нашей стране. И теперь понимаю, что они были довольно близки тем, которые учёный Н.Сомин называет (разумеется, с долей условности) «православным социализмом». И это лишний раз, по-моему, доказывает, что идея создания подобного строя, общинного, соборного, артельного, коллективистского, то есть того самого социализма-коммунизма, но с «божеским» лицом, вовсе не химера для нашего народа и тем более не уклон в «политический сатанизм», а очень даже светлое русское дело. Не побоюсь сказать, святое дело. Ибо это ведь действительно вековая мечта человечества, не однажды сопровождаемая попытки воплощения её в жизнь - от «апостольской» общины, созданной Самим Христом с учениками - простыми «трудягами», рыбаками и земледельцами, первохристианских общин на Святой земле и в Риме - до наших русских монастырей, староверских общин-скитов, сельских общин и рабочих артелей, где избранный «послужить» артельщик трудился вместе с товарищами, начиная рабочий день совместной молитвой, и, наконец, советских артелей, колхозов и всего государства в целом как единого «комбината» с единым трудовым коллективом. Жаль, конечно, что там официально не было Бога, но Он всё же незримо присутствовал. Да-да, ибо сказано одним из святых отцов: Господу не нужны ваши молитвы и поститвы, если вы не заботитесь о ближнем, не творите добрых дел. Социалистическое общество заботилось и творило. По крайней мере, куда больше, чем нынешнее, хотя в нём и возросло число внешне совершающих «поститвы и молитвы». Разве не так?
Вот я и решил в поддержку мною уважаемого автора РНЛ и всех наших единомышленников привести в качестве аргумента за «православный социализм» ещё и слова св. Луки, изреченные им в разные годы жизни.
Его хождения по мукам начались ещё в начале 20-х годов. 09.06.23 начальник особого отдела Туркфронта и охраны границ Туркестанской республики подписал ордер, а сотрудники ВЧК Лувдис, Сабельфельд и Пикулис арестовали епископа Луку. 24.07.23 ордер на его арест сотруднику оперативного отдела ГПУ Френкелю подписал Г.Ягода, зам. председателя ГПУ. 30.08.23 ушло заключение в ГПУ, начальник VI отдела В.Сойферт рассмотрел его и одобрил 10.09.23, а зам. начальника управления Дерибас утвердил высылку Луки в Нарымский край 16.10.23. Так вот на одном из допросов в эти годы он сказал: «Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов вполне соответствует требованиям высшей справедливости и духа Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая справедливая и лучшая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед Правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод... Зачем Советское правительство покровительствует этим лжецам: разве они имеют хоть тень авторитета в глазах народа? Зачем Советское правительство топит нас, активных борцов за социальную правду?».
Далее. Туруханская ссылка Луки, начавшаяся с 28.08.24, была на время прервана ещё ссылкой на Ледовитый океан (с 25.01.25 по 03.04.25), в станок Плахино «в три избы и две груды навоза», и закончилась 04.12.25. В те годы начальником губернского ГПУ был т.Вольфрам, уполномоченным Туруханского ГПУ А.Стильве, а секретарём парткома В.Бабкин.
С начала 30-х в Ташкенте епископа Луку травили журналисты Эль Регистан и Г.Горин. Ордер на его арест 06.05.30 подписал главный следователь-чекист Средней Азии Берман, с одобрения уполномоченного ГПУ по Средней Азии Казуцкого. В печально знаменитом 1937-м епископа и хирурга на муки предали его ученики и соратники - профессора М.Слоним, Г.Ротенберг и врач Р.Федермессер... Ну, а вскоре путь праведного мученика снова пролёг в наши енисейские края. На одном из допросов от 29.03.39 он к протоколу своей рукой сделал такое дополнение: «Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими, но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения, особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения... Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливейшим... Активным же контрреволюционером и участником дурацкой поповской контрреволюции я никогда не был и до крайности оскорбительна мне роль блохи на теле колосса - Советской власти, приписываемая мне следствием и ложными показаниями моих оговорщиков...» (В.Лисичкин. Крестный путь святителя Луки. М. 2001).
Обратив внимание на нерусские фамилии ряда этих оговорщиков и мучителей, пожалуйста, не ищите в авторе ксенофоба. Я их не подбирал. Будучи человеком православным и склонным к правдивому слову, просто решил вместо безликих «большевиков», как делают многие, назвать имена конкретных «героев» репрессивных времён. А, во-вторых, мне хотелось подчеркнуть правоту тех историков (от Е.Тарле до В.Кожинова), которые высказывали мысль, что во времена смут и революций для более решительной «смены элит» нередко выходят на сцену «инородцы». Наши смуты не были исключением. И наверняка в ходе «заварухи» 20-30 годов к классовой борьбе невольно примешивалась и межнациональная, и межрелигиозная, и пр. Так что в расстрельном подвале Екатеринбурга вполне могла быть и «ритуальная составляющая». Бытовая преступность, может, и впрямь не знает национальности, но политическая - едва ли... Сегодня, в виду «манежных» и прочих событий, это надо помнить особо.
Ну, а социализм всё же менее «политический сатанизм», нежели нынешний капитализм, тем более - социализм справедливый, праведный, которого, по-моему, жаждет большинство моих соотечественников, как жаждал когда-то и св.Лука. В одной из проповедей он, например говорил: «Неужели тогда мы сможем жить той жизнью антихристианской, какой живут американские миллиардеры, у которых золотом полны подвалы? На безумную роскошь расточают они эти богатства, на нелепые, возмутительные развлечения расточают они деньги, добытые потом и кровью трудящихся» (Св.Лука. Спешите идти за Христом (проповеди в Симферополе 1946-1948 гг.). М.2000.). Вон когда сказано, а словно сегодня...