Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Современные особенности профилактики зависимого поведения учащихся и студентов в условиях мегаполиса и малых городов

Николай  Каклюгин, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 01.02.2011


Доклад на XIX Рождественских Чтениях …

26 января 2011 года по благословению главы Синодального отдела по работе с молодёжью Русской Православной Церкви, епископа Игнатия (Бронницкого), на базе Дворца пионеров и школьников имени А.П. Гайдара Юго-Воточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы в рамках 10-го направления XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и работа с молодёжью» запланировано проведение секции «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодёжи. Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?». В процессе её проведения обсуждались наиболее актуальные вопросы реализации современных подходов ко всем видам профилактики зависимого поведения молодёжи (первичной, вторичной, третичной - социальная реабилитация) с подготовкой и утверждением итоговой резолюции, а также транслировались перспективные антинаркотические профилактические модели программ. Предлагаем Вашему вниманию доклад с вышеуказанного секционного заседания.

Молодёжные субкультуры и девиантное поведение

Российское общество переживает в настоящее время глубокий духовно-нравственный кризис. Происходящие в России и в мире процессы расслоения общества составляют основу кризиса социальной сферы, который может быть обозначен термином «аномия». Аномия (греч. a - отрицательная частица, nomos - закон) - социально-психологическое понятие, обозначающее любые виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества. Термин был предложен французским социологом и философом, основателем французской социологической школы Эмилем Дюркгеймом в 1897-м году для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия и разочарование). Состояние аномии обусловлено нравственным кризисом общества, противоречиями между провозглашаемыми целями и невозможностью их реализации для большинства людей в стране и, как правило, связано с практической изоляцией (одиночеством) человека от общества и разочарованностью его в жизни. Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет высокий уровень преступности среди низших социальных слоев. В такой ситуации неизбежно образуются субпопуляции людей с аддиктивным поведением, темпы количественного роста которых обратно пропорциональны уровню нравственности.

Проявления аномии особенно заметны в трех сферах - сфере межличностных отношений, культурной и социальной. В обществе, с одной стороны, усиливаются взаимное недоверие, враждебность, соперничество, агрессивность и насилие, с другой - налицо тенденция к возникновению закрытых групп и появлению различных субкультур. В культурной сфере происходит ниспровержение традиционных культурных ценностей, изменение правил и принципов интерпретации событий, появление конфликтных систем ценностей, состояния культурного вакуума при отсутствии каких-либо видимых альтернатив.

Дюркгейм рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Роберт Мертон (1910-2003), один из наиболее ярких последователей Эмиля Дюркгейма, рассматривает девиантное, то есть отклоняющееся от нормы поведение, как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая в свою очередь определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Так, если человек усердно трудится, его «американская мечта» в конце концов должна стать реальностью. Но что для русского человека значит эта самая «американская мечта», ведь в его базовой системе ценностей издревле заложены совершенно иные приоритеты, да и условия, в которые он поставлен изначально, кардинальным образом отличаются от тех, что созданы на Западе? При этом современные средства массовой информации, ориентированные на молодежную аудиторию, старательно прививают подрастающему поколению россиян, абсолютно несоответствующие их изначальному внутреннему мироощущению ценности, искажая истинный смысл установленных предыдущими поколениями нравственных законов.

Здесь будет уместно вспомнить следующие слова Николая Дмитриевича Никандрова, с 1997 года возглавляющего Российскую академию образования: «Мы живем в переходное время. Не очень ясно, в каком обществе мы жили (понятия коммунизма или тоталитаризма далеко не охватывают все его реалии), еще менее ясно, к чему идем. Допустим, идем к цивилизованному рынку и достойной жизни. Но и эти понятия достаточно многозначны и идеологически нагружены. Более того, многие задумывающиеся над этими проблемами - несомненные представители и приверженцы рыночной экономики - понимают, что рынок - не лучший инструмент отработки системы ценностей. Так, об этом пишет известный предприниматель Джордж Сорос в книге, название которой, казалось бы, нельзя было от него и ожидать - «Кризис мирового капитализма» (Сорос, 1999)....Интересно не то, что известный капиталист говорит о «неминуемом распаде системы мирового капитализма» (с. 113), даже не его описание построенного в России общества как грабительского капитализма (с. 167 и дальше). Подлинной бедой он считает, что «денежные ценности узурпировали роль подлинных ценностей, а рынки стали господствовать в таких сферах общественной жизни, где им не должно быть места» (там же, с. 226), называя среди прочих области образования, медицины и науки».

Стремление к духовному и нравственному совершенству сегодня активно подменяется стремлением к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Во главу угла ставятся в первую очередь деньги как мерило статуса человека - формируется тот самый «культ золотого тельца». В итоге развивается нездоровая тенденция предпочтения материальных ценностей духовным. Нередки и такие ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных сект и оккультизма. Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на криминальный путь, приводит к алкоголизму, наркомании, вовлекает в преступный бизнес; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству.

Не случайно уровень самоубийств в России остаётся стабильно выше нормы. По данным и.о. директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Зураба Ильича Кекелидзе, в 2009 году смертность от суицидов в России снизилась на 1,5% и поэтому Россия переместилась со второго на третье место. Однако критический уровень суицидов в России по-прежнему ещё намного выше нормы. При этом Россия в настоящее время занимает первое место в Европе по числу убийств. Уровень смертности от насильственных причин в возрастной группе 10-29 лет в России составляет 15,85 на 100 тыс. человек - самый высокий среди 53 стран. Наименьший уровень смертности у Германии (0,47) и Армении (0,5). Это данные доклада «О предупреждении насилия и преступности, связанной с холодным оружием, среди подростков и молодежи», подготовленном в 2010 году Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В 2006 году смертность от убийств была в 42 раза выше, чем в Великобритании, в 10 раз выше, чем в Румынии и почти в 2,1 раза выше, чем на Украине. Сейчас, как мы видим, ситуация ещё тяжелее. Кроме того, Россия сегодня занимает «почётное» третье место по уровню психической напряженности, уступая лишь странам Балтии, а число преступлений среди молодежи, по данным Министерства внутренних дел России, ежегодно растет на 10-15%.

Если сравнить ситуацию с Арменией, где население страны, в основном, имеет одну национальность и вероисповедание, то там выявлены наиболее низкие показатели преступности среди молодежи и предельно низкие показатели преступности среди женского населения, что эксперты связывают с патриархальным воспитанием девочек в семьях. В той же Армении по-прежнему растет престижность образования, тогда как в России она падает. По словам заведующего кафедрой общей психологии Ереванского государственного университета Гранта Аванесяна, в их стране существует общественный контроль не только за трудными подростками, но и за тем, что показывают на телевидении. «У нас резко сократилось количество сериалов, где пропагандируют насилие», - отметил он в процессе проведения видеомоста, организованного российским информационным агентством «Новости» по проблеме профилактики подростковой преступности 6 октября 2010 года. Армянское общественное движение, активно выступающее против телевизионных интервенций на эту группу риска, добилось пересмотра содержания показываемых сериалов, передач, всех тех элементов, которые могут распространять агрессию и насилие. Государство пошло навстречу общественности и активно цензурирует содержание материалов СМИ. К сожалению, в России такого до сих пор не происходит. Достаточно вспомнить ситуацию с телепроектом «Дом-2» на телевизионном канале «ТНТ», вещание которого сначала удалось перенести на поздний вечер, а после пришлось уступить адвокатам и вернуть снова в сетку телевещания этот извращающий основополагающие понятия о любви и семье, верности, проект в то время, когда его могут смотреть подростки.

В одном из своих выступлений на собрании Московской епархии ныне покойный Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II сказал: «Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая своею целью уничтожить его. В западных странах работает мощная индустрия растления, поставляющая в Россию в огромных количествах порнографическую продукцию, проповедуется разврат во всех его видах, явочным порядком легализуется жизнь по образу Содома и Гоморры. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, контрацептивов, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый в нашей стране демографический кризис и приводит к вырождению и вымиранию нашего народа невиданными темпами...».

Взглянем на наркоситуацию. Россия на протяжении последних лет стабильно занимает первое место среди всех стран мира по потреблению героина, на ее долю приходится 21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумосодержащих наркотиков. Об этом говорится в обнародованном 2009 году в Вене докладе «Наркомания, преступность и повстанческое движение: угроза транзита опиума из Афганистана». Документ был подготовлен экспертами Управления ООН по наркотикам и предупреждению преступности на основании своих исследований и данных, предоставленных государствами, в том числе и соответствующими российскими органами. В докладе указывается, что с учетом последних показателей Россия становится вторым по объему после европейского рынком потребления опиумных наркотиков, включая один из самых тяжелых - героин, и первым - среди отдельных стран.

«Число наркоманов в Российской Федерации увеличилось в десять раз за последние десять лет, при этом объем потребления ими афганского героина колеблется от 75 до 80 тонн в год. От наркотиков в России ежегодно умирает людей больше, чем погибло советских солдат во время вторжения Советской армии и последовавшей за этим семилетней военной кампании в Афганистане», - подчеркивается в докладе экспертов ООН. В конце прошлого года председатель Государственного антинаркотического комитета Виктор Петрович Иванов сообщил, что более точные расчёты показали, что ежегодно от последствий потребления наркотиков в России погибает до 100 000 человек, подавляющее большинство из которых молодые люди.

Именно поэтому за последние 15 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось более чем в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности - почти в 9 раз. В 2008 году выявлено 232 613 правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 82509 преступлений больше, чем в 2004 году. По сравнению с 2007 годом значительно увеличилось число зарегистрированных преступлений, связанных с пересылкой наркотических средств - на 20,1%; преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в крупном размере - на 8,3% и совершенных в особо крупном размере - на 11,1%.

Не лучше обстоят дела с алкоголем. Все последние годы Россия занимает первое место в мире по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции. Среднедушевое потребление алкоголя, постоянно увеличиваясь, достигло к 2008 году, по данным Министра здравоохранения и социального развития России Татьяны Алексеевны Голиковой, озвученным ей в Национальном научном центре наркологии 5 октября 2010 года, 18 литров в год. При этом, по оценке Всемирной организации здравоохранения, даже если этот показатель равен 8 литрам, ситуацию в обществе уже можно считать опасной. Каждый добавочный литр сверх этого предела уносит 11 месяцев жизни мужчин и 4 месяца женщин.

От чего умирают в России? Эта проблема стала тематикой международной программы, в которой с 2001 года участвовали три российских города, типичных для страны промышленных центра - Томск, Барнаул и Бийск. Результаты исследования, опубликованные в 2009 году в британском научном журнале «The Lancet», подтвердили, что среди причин преждевременной смертности первое место занимает сердечно-сосудистая патология. Но особенно трагично, что слишком много россиян погибает неестественной смертью. «Избыточное потребление алкоголя в России, особенно мужчинами, за последние годы стало причиной больше половины смертей в возрасте от 15 до 54 лет», - указывает статья. Избыточная смертность от рака печени, рака горла, а также заболеваний печени и поджелудочной железы в большой степени или целиком связана с потреблением алкоголя, которое и вызывает болезнь, становящуюся причиной смерти. Как заявил международному информационному агентству «Reuters» Давид Заридзе, глава российского Центра изучения рака и основной автор статьи, «В России каждый год от болезней сердечно-сосудистой системы умирает 1 300 000 человек». «На основании проведенных нами исследований можно предположить, что, по меньшей мере, треть этих смертей связана с потреблением алкоголя, а не с какими-либо специфическими сердечными патологиями», - сообщил он в интервью. Кроме того, по его словам, к смертям, связанным с алкоголем, также относятся самоубийства, убийства, утопления и смерти во время пожаров. В России уровень мужской смертности в возрастной категории 15-54 года более чем в пять раз выше, чем в Западной Европе, а женской - в три раза, показывает исследование. По приведенным в статье данным, алкоголь ответственен примерно за три четверти смертей российских мужчин в возрасте от 15 до 54 лет и за приблизительно половину смертей женщин того же возраста. По самым скромным подсчетам каждый год в России от отравления алкоголем умирает 30 000 человек, не меньше, чем от наркотиков. Если же говорить о суммарном количестве смертей от причин, косвенно связанных с алкоголем, то эта цифра на порядок выше, чем в случае со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными препаратами.

По данным отчета ООН, датированного апрелем 2009 года, неправильное питание, ведущее к сердечным заболеваниям, пьянство и высокий уровень насильственных смертей могут к 2025 году сократить население России с примерно 142 миллионов до приблизительно 131. К этой печальной тенденции можно добавить, что с начала 1990-х гг. Россия занимает первое место в мире по уровню абортов. В 2007 году в России было сделано 1 280 000 абортов. По сути, Россия - единственная страна мира, где до недавнего времени количество абортов превышало количество живорождений. Кроме того, Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей. Алкоголизм в этом случае - наиболее распространенная причина.

Между тем, потребление алкоголя подрастающим поколением целенаправленно культивируется и представляется атрибутом «крутости» и взрослой жизни.

По данным исследования, проведенного в 2009 гожу Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественным советом Центрального федерального округа, алкогольные напитки, включая пиво, потребляют 81% подростков и молодежи, доля потребляющих спиртные напитки, в основном - пиво, резко возрастает в 13-14-летнем возрасте. За последнее десятилетие катастрофически снизился возраст приобщения к алкоголю - с 16 до 13 лет. Среди подростков ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20% девушек. По данным МВД РФ в 2008 году 10 800 подростков совершили уголовно наказуемые преступления, находясь в состоянии алкогольного опьянения, более 102 000 несовершеннолетних совершили правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания. Средний возраст российских осужденных - 24 года.

Что касается табакокурения, то с 1998 по 2008 годы объем потребления сигарет в нашей стране вырос втрое. В России курят 62% мужчин и 20% женщин. Ежегодно от курения умирают 350 000 россиян. Среди 13-летних подростков курит каждый второй, среди 16-17-летних - двое из троих, а в 18 лет - трое их четверых. Распространенность регулярного курения среди 15-летних московских подростков одна из самых высоких в мире. В среднем каждый третий подросток начинал курить в возрасте до 10 лет. Среди мальчиков этот показатель достигает 42%, среди девочек - 19%. Возраст первой пробы снизился с 15 до 11 лет.

Можно приводить ещё много показателей уничтожения и развращения российской популяции, так или иначе связанных с алкоголизмом, наркоманией и табакокурением, суть здесь одна - подрастающее поколение вместе со своими семьями попали под «обстрел» идей и взглядов, разрушающих гражданственность, патриотизм, пропагандирующих моральную распущенность и безответственность. По существу возникла невиданная ранее духовно-нравственная эпидемия. Громадные возможности научно-технического прогресса безжалостно способствовали возникновению и широкому распространению новых способов и средств растления человека. Один из них - алкоголь и наркотики. Они же, в свою очередь, являются катализатором такого социально опасного явления как преступность.

 

«Преступность - раковая опухоль общества, - писал профессор, доктор педагогических наук Игорь Александрович Невский, - Чем в более раннем возрасте она его поражает, тем она опаснее. Надежды на то, что ребенок, подросток, совершившие преступление и направленные на перевоспитание, исправление в специальные воспитательные учреждения, действительно в них исправятся и покинут их правопослушными гражданами, далеко не всегда оправдываются. Опыт пребывания в этих учреждениях может быть и отрицательным. В них завершается криминализация личности. В основной своей массе преступность взрослых вырастает из преступности несовершеннолетних».

Возникает закономерный вывод - необходимо заниматься профилактикой правонарушений, особенно в молодежной среде. В советское время этому вопросу уделялось пристальное внимание и существовавшая тогда идеологическая машина активно прорабатывала данное направление, привлекая к его решению мощный ресурс системы основного и дополнительного образования детей и молодежи.

В настоящее время, к сожалению, отсутствует как таковая общенациональная идеология воспитания подрастающего поколения россиян. Более того, вступающий в ближайшее время в силу Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», способен существенным образом ослабить возможности системы образования российской молодежи, поставив ряд входящих в неё учреждений на грань выживания.

Но этот вопрос выходит за рамки нашей темы, поэтому не буду подробно на нём останавливаться, хотя он демонстрирует нам несоответствие некоторых лозунгов, звучащих из кабинетов государственных служащих о разворачивании эффективной работы с молодежью, на деле оборачивающейся её осложнением.

Безусловно, создаются экспериментальные площадки, где апробируются методики развития данного направления в педагогике, но пока это представляет из себя лишь слабый ответ тому массиву деструктивного влияния на молодые умы нашей молодежи, который несут в себе современные СМИ и улица.

Для восстановления старой высокоэффективной системы учреждений дополнительного образования необходимо придать им новые идеологию и статус, а также, учитывая кризис духовности, культуры и образования, строить работу с детьми, развивать при участии членов Русской Православной Церкви высокую духовность и культуру, базирующуюся на традиционных основах, в прошлом лучших в мире духовности, культуры и образования. Работа по привитию молодежи навыков здорового образа жизни должна строиться не просто на массовом введении в эксплуатацию спортивных сооружений, стадионов, но в первую очередь на мотивации подрастающего поколения на необходимость поддержания своего тела в физически здоровой форме, на разъяснении пагубности разрушения себя через алкоголь и наркотики с одновременным предоставлением здорового альтернативного досуга. Эти шаги впоследствии обязательно отразятся в падении уровня наркотизации и алкоголизации детей, юношества и всего общества. Можно в чем-то урезать бюджет, но не жалеть бюджетных средств на развитие этого чрезвычайно важного дела и в первую очередь подготовку соответствующих кадров.

При этом акцент в понимании здорового образа жизни не должен смещаться на телесную составляющую, а в первую очередь должен быть сфокусирован на духовно-нравственном, смыслообразующем, компоненте развития личности человека.

Австрийский психиатр Виктор Франкл (1905-1997) назвал состояние отсутствия понимания роли современного человека в окружающем его мире экзистенциальным или смысловым вакуумом. Именно он, согласно авторским наблюдениям, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями и многими годами практики, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные» (порожденные разумом) неврозы, распространяющиеся с послевоенного периода по всем странам Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США. В настоящее время и в России мы видим поразительно похожую ситуацию, требующую оперативного реагирования.

Позиция Виктора Франкла, считающегося основоположником экзистенциального направления в психиатрии и психотерапии очень близка христианскому мировоззрению. Согласно прописанной в данном учении позиции, существуют три основных дороги, по которым человек может прийти к истинному, конструктивному пониманию смысла жизни.

Первая - творчество, полезная работа или совершение доброго поступка.

Вторая - переживание чего-нибудь или встреча с кем-то. Другими словами, смысл можно найти не только в творчестве, но и в любви.

Однако еще важнее третья дорога к смыслу жизни: даже беспомощная жертва безнадежной ситуации, столкнувшись с жестокой судьбой, которую нельзя изменить, может подняться над собой, вырасти за свои пределы и этим изменить себя. В свете того, что возможно найти смысл в страдании, смысл жизни существует при любых условиях, по крайней мере, потенциально. Рядом с этим безусловным смыслом жизни Виктор Франкл располагает безусловную ценность каждого человека. Именно эта безусловная ценность гарантирует неотъемлемость его человеческого достоинства. Так же, как и у жизни остается потенциальный смысл в любых условиях, даже в самых ужасных, так и ценность человека остается с ним при любых условиях, потому что оно основана на ценностях, созданных им прошлом, и не зависит от «полезности» или «бесполезности», которую он представляет в настоящем.

На этих ценностях и должен создаваться стержень личности молодого человека.

Проблема формирования мировоззрения подрастающего ребенка всегда была основополагающей в теории воспитания. В философском словаре находим следующее определение понятия «мировоззрение»: «система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации». Можно сказать, что мировоззрение - это общее принципиальное осознание сущности мира, его начала начал и конца, положения человека в нем. Мировоззрение выступает как способ осмысления, понимания и оценки окружающего нас мира. Оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями и понятиями. Мировоззрение определяет характер личностного отношения человека к миру и себе подобным, смысл его жизни, нравственные установки человека. Мировоззрение является ядром структуры личности, и, следовательно, без знаний о мире, о человеке, без жизненного идеала, без оценки всего происходящего с точки зрения ценностей и убеждений, а, главное, без деятельности в соответствии со своими убеждениями нет и личности как таковой.

И христианство предоставляет такой идеал - Иисус Христос, давая при этом стержневые нравственные ценности для человека, на которые он в процессе всей жизни ориентируется.

Многие современные авторы отмечают, что выработке мировоззрения способствует собственный жизненный опыт человека. Однако необходимо заметить, что жизненный путь человека содержит в себе случайности, и мировоззрение, построенное только на таком опыте, оказалось бы отрывочным и малосистемным. Поэтому воспитатель, имея цель способствовать становлению мировоззрения воспитанника, должен вести соответствующую деятельность целенаправленно, используя различные пути и средства. Формирование мировоззрения - это процесс ориентации детей в жизненном пространстве, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей, нарушить которую при качественном ее запечатлении им будет практически невозможно.

Это касается, в том числе, и формирования аддиктивного (зависимого) поведения, способствующего в дальнейшем вовлечению молодого человека в потребление наркотических средств и психотропных препаратов.

Именно духовно-нравственное воспитание имеет непосредственное отношение к формированию здорового, или «праведного» (в терминологии нравственной христианской философии) образа жизни. Как отмечает в своей работе «Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости» доктор философских наук, профессор, зав. курсом биоэтики Московского государственного медицинского университета, заместитель председателя Церковно-общественного совета по биоэтике Ирина Васильевна Силуянова, «концентрация внимания на материальных условиях жизнедеятельности человека приводит к некоторой абсолютизации роли телесных составляющих здоровья человека, оставляя в стороне составляющие духовного, нравственного, психического, социального, коммуникативного уровней. Прямым следствием этой абсолютизации можно рассматривать широко распространенную максиму: «В здоровом теле - здоровый дух», где психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности. Данное утверждение является искажением строки Х сатиры римского поэта Ювенала, которая звучит так: «Orandum est utsit mens sana in corpore sano», что в переводе с латинского означает: «Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Очевидно, что смысл этой строки прямо противоположен популярной в недавнем прошлом идеологической установке».

В 2001 году Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов, выступая на Съезде православной молодежи в Москве, заявил, что «воспитание молодежи - общее дело государства, общества и Церкви». Понимают это и на уровне российского правительства. В настоящее время принята и уже работает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в разработке которой приняли участие практически все министерства и ведомства, координирующие деятельность молодежных общественных организаций, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума. Деятельность институтов государственной власти способна активизировать данное чрезвычайно важное направление, способное отвлечь молодежь от улицы, ее развращающего влияния, которое может в будущем привести к развитию у нее таких пагубных пристрастий как алкоголизм и наркомания. Проводимая на уровне администраций субъектов Российской Федерации работа осуществляется на основе концепции патриотического воспитания граждан через межведомственные координационные советы, городские районные программы. Реализовываться они должны через опорные зоны и экспериментальные площадки для накопления и распространения опыта патриотического воспитания, семинары и совещания по подготовке специалистов, разработку моделей центров традиционной культуры, этнографии, боевых единоборств, военно-исторического моделирования, организацию лагерей, проведение военно-спортивных игр, фестивалей, соревнований, слетов и конференций, создание молодежных отрядов волонтеров, учебных центров для призывников. Сегодня необходимо сосредоточить усилия на формировании научно-методических основ патриотического духовно-нравственного воспитания - издании методических пособий для специалистов, работающих в этой области, книг по военно-исторической тематике, проведении тематических научных конференций.

Сложившееся в настоящее время в России положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике на современном этапе развития нашего Отечества. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Вопрос борьбы с нарастающей проблемой злоупотребления наркотическими средствами и психотропными препаратами, как показал мировой опыт, чрезвычайно сложен. Стратегия противодействия этому злу во многом зависит от позиции государства, то есть всех властных структур, тогда как тактика зависит от позиции общества, всех его слоев.

Психологическое здоровье и возможность психологических расстройств экзистенциальная терапия связывает, соответственно, с подлинным и неподлинным способом существования. Жить подлинной жизнью, согласно Джеймсу Бьюдженталю (1915-2008), американскому психологу и психотерапевту, одному из основателей экзистенциально гуманистического подхода в психологии и психотерапии, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т.е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с выбором, ответственность за свою жизнь пытаются переложить на других. Поэтому практически все люди в течении жизни постоянно сталкиваются с разными трудностями, проблемами, иногда достигающими степень выраженных расстройств психики, находя иллюзию решения проблем в приеме алкоголя и наркотиков. Если бы у них изначально был бы иной взгляд на мир, иное мироощущение, то вряд ли бы они пристрастились к зелью.

В заключительной главе к изданной в 2008 году Православным Свято-Тихоновским богословским университетом книге С.Ю. Дивногорцевой «Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры» дан следующий рецепт оздоровления молодежной среды:

«Для оптимальной реализации духовно-нравственного воспитания в условиях современной российской действительности необходимо создать определенную систему работы, предусматривающую присутствие таких основных компонентов, как:

 

- наличие отдельного учебного предмета нравственной направленности (прим. авт. - что уже является вопросом решенным),

 

- «вкрапление» нравственной составляющей во все другие учебные предметы школы (прим. авт. - что пока представляется весьма далекой, но чрезвычайно необходимой перспективой, как, впрочем, и все последующие пункты),

 

- первоочередное решение задач духовно-нравственного просвещения во внеклассной и внеурочной работе школы,

 

- взаимодействие школы по проблемам духовно-нравственного воспитания с системой дополнительного образования, и, прежде всего, образовательными структурами Русской Православной Церкви,

 

- взаимодействие школы и Церкви в данной работе с семьей, оказание ей педагогической помощи и поддержки, но и опора на семью как главный институт воспитания,

 

- включение духовно-нравственной составляющей в другие сферы содержания образования, в частности, средств массовой информации» [5].

В том же издании, во вступительной его части, даются следующие разъяснения о правомерности выбора указанных выше приоритетов: «Обращение к православным истокам и основам духовно-нравственного просвещения позволяет нам и имеющееся в России законодательство в области свободы слова и образования. Его анализ показывает, что в отечественной педагогической действительности воспитание и сегодня может быть основано на православных традициях. Российское государство является светским в том плане, что Церковь от него отделена. Действительно, в Российской Конституции есть статья 14, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Но есть там и другая статья - 28, о свободе совести: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Противоречия в этих статьях нет. Первая запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространятъ.

 

В преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уже признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон вводит представление о двух уровнях рассмотрения духовных и культурных проблем: первый - уровень всей России, где православие признается государствообразуюшей и культурообразующей конфессией (этот уровень принято называть федеральным); второй - уровень регионов России, где следует говорить не только о православии, но и о других конфессиях как части исторического наследия. Эти положения конкретизированы в «Законе об образовании», согласно которому система образования обязана защищать и развивать национальные культуры и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства (ст. 2, п. 2)».

Таким образом, социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны. Данной проблеме все больше и больше уделяется внимание в среде ученых и практиков. В исследованиях прошлого века с 90-х годов и по настоящее время особое внимание обращается на тенденции, которые обнаружились в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков, что приводит к формированию у них аддиктивного (зависимого) поведения, выражающегося в пристрастии к потреблению алкоголя, наркотиков, к игре на компьютере или игровых автоматах, склонности к сексуальной распущенности, вовлекает их в молодежные субкультуры, подавляющее большинство из которых несет в себе деструктивный для личности подростка потенциал.

Выделяют следующие основные признаки молодёжных субкультур:

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

В качестве причин ухода в субкультуры, молодёжь чаще всего называет:

 

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Неразвитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

В связи со всем вышеизложенным задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Николай Владимирович Каклюгин, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, методист по работе с педагогическими кадрами и родительской общественностью в рамках профилактики зависимого поведения Отдела программно-методической деятельности ГОУ Дворец пионеров и школьников имени А.П. Гайдара Юго-Восточного окружного Управления образования Департамента образования г. Москвы, врач-психиатр



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. Марина : чушь
2011-06-08 в 20:19

По образованию я социолог, 4 года тщательно изучала молодежные субкультуры. То, что написано в данной статейке, простите, но бред сивой кобылы... Очевидно, что автор не имеет реального представления о данном феномене.
7. Иванов : Re: Современные особенности профилактики зависимого поведения учащихся и студентов в условиях мегаполиса и малых городов
2011-02-02 в 09:22

Боюсь, что обсуждения этой темы тут не получится:

Во-первых, основная масса читателей такого сайта пребывает в уверенности, что их семьи в стороне от этой проблемы. Что воспитание собственного ребёнка в православной традиции исключает столкновение его с миром наркотиков.

Во-вторых, сам характер статьи, компилятивный анализ ситуации без внятных ответов на реально существующие вопросы не могут являться "затравкой" для возникновения содержательной дискуссии.

Оговорюсь сразу, что я согласен с теми оценками сложившейся ситуации, которые даёт в серии своих статей и выступлений Николай Каклюгин.
6. скептик : Re: Современные особенности профилактики зависимого поведения учащихся и студентов в условиях мегаполиса и малых городов
2011-02-01 в 15:36

сбукультуры - это прекрасно. разве нет?
субкультуры и наркотики - тут нет и не может быть знака равенства.
5. Елена Родченкова : Re: Современные особенности профилактики зависимого поведения учащихся и студентов в условиях мегаполиса и малых городов
2011-02-01 в 12:42

Да не могут помочь молодежи ни батюшки, ни матушки, ни тетушки, ни папушки. Это взрослые и умные люди, они не могут заставить себя быть счастливыми, видя, как несчастны вокруг другие. У них нет перспектив создать семью, постороить дом, вырастить детей. Они не уверены, что через 5 лет им не скажут открыто, что это не их земля. Им это говорят каждую минуту делом оккупационные власти. Как вы собираетесь развлекать и отвлекать от действительности людей, которые родились уже с другим "замесом", таким, которого в нас нет.
4. Иванов : Re: Современные особенности профилактики зависимого поведения учащихся и студентов в условиях мегаполиса и малых городов
2011-02-01 в 12:08

Спасибо за разъяснения и за обещания опубликовать дополнительные материалы!
Данный Вами анализ существующего положения дел у меня возражений не вызывает.
Но я хотел бы уточнить используемую Вами терминологию.

Как я понимаю, под "девиантным поведеним" мы подразумеваем не любое отклонение от общественной нормы и традиции, а те виды, которые оборачиваются открытым конфликтом с обществом, саморазрушительным и нерациональным поведением. Так или нет?

Пример: ребёнок посещает богослужения. Это девиантное поведение? Согласитесь, что большинство детей так себя не ведут!

Пример: моя дочка-старшеклассница не курит (табак). Среди её сверстников (одноклассников и одноклассниц) курильщики составляют подавляющее большинство (где-то 80%).
Можно ли НЕКУРЕНИЕ моей назвать "девиантным поведением"?
3. Николай Каклюгин : Дополнение к ответу на вопрос: "Где "особенности профилактики"?"
2011-02-01 в 11:11

Чуть позже будет опубликован текст резолюции нашей секции «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодёжи. Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?» в виде открытого письма на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В нём будет вкратце дан рецепт оздоровления молодёжной среды, который по сути одинаков как для жителей мегаполисов, так и малых городов.

В целом профилактические антинаркотические программы разработаны и уже существуют не только на бумаге, но и работают.

Однако системной работы на федеральном уровне пока, увы, не ведётся. Но наблюдается некая активизация в этой сфере. Бог даст, дальше будет существенное развитие данного направления.

Однако в любом случае без усиления работы по духовно-нравственному просвещению молодежи в различных формах нам не решить вопрос с неуклонным уровнем алкоголизации и наркотизация населения страны.

И работа с молодёжными субкультурами - одна из стратегических задач.

В качестве дополнения к этой социально значимой теме даю 2 ссылки на любопытные работы.

1. СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ CУБКУЛЬТУРЫ
(МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР НАРКОТИЗАЦИИ)- Информационно-методические материалы для специалистов по профилактике ПАВ.

http://trc-olhon.uco...degniesybkyltyri.doc

2. НАРКОКОНФЛИКТ В РАМКАХ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР. Диссертация на соискание степени магистра конфликтологии. Серова Е.Н. СПб

http://www.ecad.ru/mn-nk1_50.html
2. Николай Каклюгин : Ответ на вопрос: "Где "особенности профилактики"?"
2011-02-01 в 10:50

Последний абзац моего доклада.

"В связи со всем вышеизложенным задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны".

Часть доклада преподносится аудитории в устной форме, но основная суть в этом последнем абзаце.

Плюс вот в этих словах, которые следуют из статистической выкладки.

"Возникает закономерный вывод - необходимо заниматься профилактикой правонарушений, особенно в молодежной среде. В советское время этому вопросу уделялось пристальное внимание и существовавшая тогда идеологическая машина активно прорабатывала данное направление, привлекая к его решению мощный ресурс системы основного и дополнительного образования детей и молодежи.

В настоящее время, к сожалению, отсутствует как таковая общенациональная идеология воспитания подрастающего поколения россиян. Более того, вступающий в ближайшее время в силу Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», способен существенным образом ослабить возможности системы образования российской молодежи, поставив ряд входящих в неё учреждений на грань выживания.

Но этот вопрос выходит за рамки нашей темы, поэтому не буду подробно на нём останавливаться, хотя он демонстрирует нам несоответствие некоторых лозунгов, звучащих из кабинетов государственных служащих о разворачивании эффективной работы с молодежью, на деле оборачивающейся её осложнением.

Безусловно, создаются экспериментальные площадки, где апробируются методики развития данного направления в педагогике, но пока это представляет из себя лишь слабый ответ тому массиву деструктивного влияния на молодые умы нашей молодежи, который несут в себе современные СМИ и улица.

Для восстановления старой высокоэффективной системы учреждений дополнительного образования необходимо придать им новые идеологию и статус, а также, учитывая кризис духовности, культуры и образования, строить работу с детьми, развивать при участии членов Русской Православной Церкви высокую духовность и культуру, базирующуюся на традиционных основах, в прошлом лучших в мире духовности, культуры и образования. Работа по привитию молодежи навыков здорового образа жизни должна строиться не просто на массовом введении в эксплуатацию спортивных сооружений, стадионов, но в первую очередь на мотивации подрастающего поколения на необходимость поддержания своего тела в физически здоровой форме, на разъяснении пагубности разрушения себя через алкоголь и наркотики с одновременным предоставлением здорового альтернативного досуга. Эти шаги впоследствии обязательно отразятся в падении уровня наркотизации и алкоголизации детей, юношества и всего общества. Можно в чем-то урезать бюджет, но не жалеть бюджетных средств на развитие этого чрезвычайно важного дела и в первую очередь подготовку соответствующих кадров.

При этом акцент в понимании здорового образа жизни не должен смещаться на телесную составляющую, а в первую очередь должен быть сфокусирован на духовно-нравственном, смыслообразующем, компоненте развития личности человека".

Вот Вам и современные особенности профилактики зависимого поведения учащихся и студентов в условиях мегаполиса и малых городов.

По другому никак, иначе вымрем как мамонты.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Николай Каклюгин.
1. Иванов : так где "особенности профилактики"
2011-02-01 в 10:37

Автор даёт анализ сложившейся ситуации.
Но о профилактике ни слова не говорит!
А об её особенностях - тем более...

Название статьи просто не соответствует содержанию.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме