Ваше Высокопреосвященство, глубокочтимые честные отцы, глубокоуважаемые организаторы и участники Образовательного форума!
На встрече с руководством Федерального собрания, которая состоялась 17 января, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев говорил: «Особое внимание должно уделяться русской национальной культуре. Это основной костяк развития всей нашей национальной культуры». Чтобы никто не упростил значение этих слов до атрибутов крестьянского быта, одежды и обуви, уточним, что Президент напомнил, что русские - самый многочисленный народ в России, русский язык является государственным, а Русская Православная Церковь - крупнейшей конфессией страны.
«Нужно развивать лучшие черты русского характера, которые сделали нашу страну сильной, по сути создали её - терпимость, отзывчивость, умение уживаться с соседями, уверенность в себе, известные всем великодушие, широкий взгляд на вещи, на свою историю и историю других», - сказал Президент и отметил, что должна быть выработана эффективная политика в отношении не только традиционной, но и современной русской культуры.
Калужский регион в последние годы демонстрирует нам большую, плодотворную работу в деле просвещения и объединения сил по сохранению лучших отечественных культурно-исторических, духовных, семейных и педагогических традиций, по созиданию высокой современной одухотворённой культуры.
Здесь, в Калужской области, мы наблюдаем успешное объединение церковных и светских сил, всех структур законодательной и исполнительной власти, педагогической практики и культуры. А достижение единства, как мы знаем, это наиболее сложная и важная задача, особенно сегодня, в условиях утверждаемых повсеместно средствами массовой информации плюрализма мнений, установки на индивидуализм, успешности любой ценой. Результатом совместных созидательных усилий стали регулярно проводимые в течение уже десяти лет Образовательные Свято-Пафнутьевские чтения и целый ряд великолепных изданий, отвечающих самым высоким требованиям к содержанию, это и отдельные научные сборники, издаваемые Свято-Пафнутьевым Боровским монастырём и отделом образования Администрации Боровского района, и детский журнал «Кораблик», и периодическая печать для взрослых.
Это и целый ряд научно-практических и культурных мероприятий Тарусского района, фестивалей, семинаров, особенностью которых стало объединение творческих сил в сферах культуры и образования вокруг Тарусского благочиния.
Это и Международная научно-практическая конференция на тему «Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании», проходившая в Калуге с 30 марта по 1 апреля 2010 года. Это и круглый стол на тему «Возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры в системе образования Боровского района», который проходил 31 марта 2010 года в рамках ранее названной конференции. Материалы круглого стола опубликованы и оказались настолько востребованными, что сборник, изданный тиражом 300 экземпляров, в этом же году пришлось переиздавать дополнительным тиражом.
Это и двухдневная Всероссийская культурно-историческая конференция «Уроки Смутного времени», проходившая 29 и 30 октября 2010 года в г. Боровске и посвящённая 400-летию героической обороны Свято-Пафнутьева Боровского монастыря от польско-литовских захватчиков. Конференция стала значительным событием в культурной жизни, собрала представителей разных регионов, предоставила площадку для ценных докладов и ярких выступлений известных учёных, священства, общественно-политических и культурных деятелей и получила большой положительный резонанс не только в России, но и в мире. Основным содержанием конференции стало духовное единство как необходимое условие благополучия народа и государства и курс ОПК как средство сохранения единства отечественной духовности и культуры. Нельзя не отметить также, что газета «Боровский просветитель», издаваемая по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, и сборники материалов по возрождению духовно-нравственных традиций отечественной культуры пользуются огромным спросом у педагогов и общественных деятелей в столице и других регионах России и за рубежом. Читатели отмечают, что особой благодатью отмечены инициативы Боровского района, значимостью, глубиной поднимаемых вопросов и качеством распространения результатов деятельности, что обеспечивает доступность получения информации для всех интересующихся. Особенно важным стало всё то, что связано с курсом «Основы православной культуры». Этот курс с выхода в свет первого учебника с таким названием привлёк к себе внимание родителей и педагогов и был принят социальным заказчиком образования, несмотря на длительное, совсем не демократическое, сопротивление со стороны идеологических противников отечественных духовных традиций и ряда чиновников, просто по разным причинам оказавшихся не способными своевременно и глубоко вникнуть в суть проблемы. Дело это новое, сложное, в духовной и образовательной областях всякие эксперименты имеют особую опасность, поэтому чрезвычайно важное значение в нашей ситуации приобретает положительный опыт. Практика - всегда и во всём является проверкой, подтверждающей ценность, перспективы идеи и условия её реализации. Только в практике можно проверить содержание, методы обучения, методы и критерии контроля. Муниципальный проект Боровского р-на (автор концепции - Тамара Викторовна Анохина) в связи с этим оказался чрезвычайно ценным. Управленческая мягкость, соблюдение принципа светскости образования и вместе с тем глубина, системность, подлинная демократичность и создание условий для аналитического изучения ситуации, для повышения квалификации директоров и учителей, информационная доступность и открытость подготовили прекрасную опытную базу по курсу «Основы православной культуры» и способствовали успешной дальнейшей научной разработке этого курса.
В прошлом году именно в Калуге, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, начала осуществляться ещё одна творческая и социально значимая инициатива - Межрегиональная православная выставка-ярмарка «Радость слова», в рамках которой был организован целый ряд мероприятий на важные темы, связанные с самым дорогим, от чего зависит будущее России, - с детством. Особенно многочисленным был круглый стол на тему «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в современной школе», где мы смогли услышать и конструктивную критику в адрес современного образования, и обозначить пути и возможности использования в нём православного содержания. Эта инициатива Издательского совета РПЦ и Калужской епархии получила и дальнейшее развитие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом году Межрегиональная православная выставка-ярмарка «Радость слова» будет продолжать свою миссионерскую и социокультурную работу в других городах.
Думаю, что этим не исчерпываются успехи деятельности калужан на культурно-образовательной ниве, и я приношу извинения, если я не назвала другие, может быть, тоже важные результаты, но мне хотелось бы говорить не о том, что я могу знать со стороны, понаслышке, а о том, чему была свидетелем и в чём принимала непосредственное участие.
Очень важными событиями, подтверждающими способность и волю нашего народа к сотворчеству, является межрайонное и международное сотрудничество. На наших мероприятиях по разработке курса ОПК в Москве постоянно проходят встречи и обмен опытом общеобразовательных и дошкольных учреждений разных регионов. В Москве встретились и подружились талантливые боровские и белорусские педагоги, и постепенно был воздвигнут мостик по обмену опытом и изучению деятельности по внедрению курса ОПК между г. Боровском Калужской области России и г. Гомелем Республики Беларусь. И теперь педагоги этих городов, сохраняя лучшие исторические и учительские традиции прежних лет, сотрудничают и обмениваются опытом в области воспитания детей в любви и уважении к друг другу, к миру и миротворчеству, в стремлении к установлению культурных, доверительных отношений, к сохранению и развитию бесценной духовной и художественной культуры славянских народов. Хочу сказать и о другом важном явлении в жизни Калужского региона. Духовность, курс ОПК, неподдельный и неиссякаемый интерес к отечественной истории и культуре, желание наполнить жизнь нашей молодёжи культурным и интеллектуальным творчеством связали в своих созидательных жизнеутверждающих намерениях и практике два района - Боровский и Тарусский, и совсем недавно, буквально на прошлой неделе, был подписан договор о сотрудничестве в сфере духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения между этими районами. Так в Калужской области появился ещё один субъект теперь межрайонного значения. И этот субъект является полноценным в духовно-культурном значении, он включает светское и церковное социально-культурное пространство двух районов, поскольку договор подписан светским и церковным руководством: руководителями администраций и благочиний.
То, о чём я сейчас говорю, это не затянувшееся вступление к моей теме, нет, это и не дифирамбы Калужскому региону. Это важнейшая часть темы, которую я взяла для своего доклада. Это самое главное сегодня - культурное и социальное творчество, это подтверждение того, что наш народ способен к единству, к сотворчеству во всех важнейших сферах нашей жизни: в культуре, в образовании, в законодательной, в административно-управленческой сферах, в духовном развитии и восхождении. К сожалению, способность к социальному творчеству и сотрудничеству нашего народа часто оспаривается. И излагать сегодня теорию, рисовать идеальные картины и призывать к творческому единению я бы не рискнула, если бы Калужский регион не продемонстрировал живую практику сотворчества, которая, кроме самой эстетики межличностных отношений и соучастия в жизни страны и Церкви, существенно обогащает и науку, и не гипотезами, а фактами и исследованиями.
Калужский регион показал, что располагает и управленческими кадрами очень высокого духовного уровня, с большой степенью ответственности и способностью к глубокому анализу общественно-политической и культурной обстановки. Такие кадры могли бы с честью послужить на благо России не только на районном и региональном уровнях, но и на государственном и международном. В течение многих лет я наблюдаю, как ответственно и красиво работают такие талантливые и принципиальные руководители и исследователи, как Наталья Денисовна Верзилина, Виктор Николаевич Терников, Геннадий Станиславович Новосельцев, Людмила Сергеевна Силаева, Тамара Викторовна Анохина, и их замечательные помощники. А сегодняшнее событие значительно расширило для меня круг талантливых личностей руководителей и прекрасных организаторов законодательного и управленческого руководства и представления о возможностях Калужского региона в области социокультурного и образовательного сотрудничества. Здесь складывается особая управленческая и межличностная культура, которая проявляется даже в преемственности власти, мне посчастливилось наблюдать, как, переходя на новую работу, уезжая из Боровского района, руководитель бережно передаёт район со всеми программами и начинаниями своему преемнику, который так же бережно принимает. Это совсем не похоже на то, что происходит, например, сейчас в Москве, и я просто не могу не поделиться радостью по поводу великого блага - столь желательного для всех граждан высокого культурного стиля управленческой преемственности. Просто удивительно, что это имеет место быть на русской земле. Конечно, такое может быть только там, где сформированы государственно-духовные приоритеты. Думаю, что в этом большая заслуга Владыки Климента, но главное - живое молитвенное покровительство Преподобного Пафнутия Боровского и других великих святых.
Сегодняшний форум, как и многие другие очень важные события, прошедшие в последнее время в Калужской области, говорят о том, что для подавляющего большинства педагогов и руководителей не приемлем принцип «после нас - хоть потоп», что перед лицом общих социальных и экологических бедствий народ старается выработать стратегию сохранения культуры и здоровья подрастающего поколения, найти выход из запущенной экономической и экологической ситуации, спровоцированной невежеством, коммерциализацией, и либеральной направленностью реформ. Содержание мероприятий и их итоговые документы настойчиво доказывают нам необходимость сохранять базовую культуру, этой базовой культурой у всех народов и во всех странах является традиционная культура. В России это православная культура. Её нельзя заменить, нельзя ломать, нельзя модернизировать, её можно только сохранять и развивать. Потому что диалектика культуры - это традиция плюс новаторство.
Без культуры, ценностей, идей не может быть народа, а без народа нет государства. Традиция является основополагающим принципом функционирования культуры. И успешность современной модернизации образования зависит именно от совершенствования средств использования духовных традиций в соответствии с современным условиям жизни, с запросами заказчика образования, принципами культуросообразности образования и исторической преемственности.
На наших калужских мероприятиях последних лет мы рассматривали разные аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания. Мне, например, приходилось раскрывать разные задачи курса ОПК - и духовно-нравственное воспитание, и повышение качества образования, и успешная социализация молодёжи. Мы говорили и о нравственности как факторе благополучия народа, в том числе правового благополучия в государстве, экономической и социальной стабильности. Но проблема в том, что нравственность нельзя навязать, запрет, конечно, даёт сдерживающие рамки, но не гарантирует их исполнение. Потому что в их соблюдении слишком многое зависит от мотивационной сферы человека. Надёжную мотивацию к соблюдению правовых и нравственных норм даёт духовность, осознанное отношение к вечности и собственной душе. Иначе внешние нравственные нормы окружающего мира, оказываются чуждыми, давят и вступают в конфликт с внутренним миром человека со всеми вытекающими последствиями: душевные болезни, агрессия, преступления, суициды, наркотики и т. д. Поэтому слова «духовность» и «нравственность» у нас обычно соединяются через дефис в одно понятие: нравственность как явление человеческой жизни неотделима от духовности, и духовность всегда имеет свой нравственный кодекс.
Сегодня духовно-нравственное воспитание становится одним из важных направлений в содержании государственного и муниципального образования. В стандартах нового поколения это выделяется в самостоятельный модуль. Пока, однако, эта тема больше находит своё место на бумаге, в документах, в виде экспериментальных проектов и поверхностных деклараций. А в это время экологические, экономические и социокультурные условия продолжают катастрофически ухудшаться, и всё это серьёзно бьёт по физиологическому здоровью человека и его психологическому состоянию и особенно интенсивно сказывается на детях. Анализ и статистика по состоянию здоровья детей даёт всё более страшные картины. Здоровые дети при рождении - уже редкость, а здоровых и благополучных выпускников практически нет. И более всего разрушает наших детей катастрофическое культурное и образовательное неблагополучие.
Последнее связано, в том числе, с тенденцией на унифицирование в образовании, сокращение развивающих гуманитарных программ, на управление ребёнком, а не на развитие способностей и формирование личности. Это слишком ярко уже выражается и в содержании, и в системе контроля, это касается знаний, модели выпускника, методик контроля знаний (например, замены устных опросов и творческих работ тестами), организация деятельности учащихся (всё больше - у компьютера). Творчество и речевая культура ребёнка организовано вытесняется из педагогического процесса.
В связи с этим задача творческого развития, которую мы ставим в своём курсе ОПК, становится всё более актуальной.
Что же даёт нам ОПК в этом смысле? Уже на поверхности лежит и никем не оспаривается сюжетное богатство Ветхого и Нового Заветов. Также теперь признаётся культурно-эстетическая ценность многообразия художественного мира православной культуры. Безусловно, во-первых, это содержание очень расширяет интеллектуальное пространство человека, даёт множество способов освоения мира и познания самого себя в мире через ознакомление с искусством и литературой, через толкование религиозных событий. Во-вторых, это предоставляет простор для творческой деятельности ребёнка, что важно и для ребёнка, и для общества одновременно. Кроме того, занятость детей, особенно творческая занятость, в которой обязательно присутствует интерес, значительно снижает риск увлечения негативными явлениями современности, а мы знаем, что вовлечение в группы риска, как правило, детей происходит в результате осознания, ощущения ими своей ненужности в этом мире, при отсутствии творческой реализации.
В советский период, когда человеческие ресурсы высоко ценились, создавались все условия для творческой деятельности молодёжи. Творческие и культурные дети были нужны государству. К сожалению, сегодня творческие дети нужны только для коммерции, они удобны как источник доходов при обучении, в конкурсах и фестивалях, если, конечно, родители могут платить. К сожалению, коммерческий подход проникает и в детские конкурсы по духовным, даже православным темам. Если родители не имеют достаточных средств, то дети, даже очень талантливые, никому не нужны.
Чтобы хоть немного исправить ситуацию, курс «Основы православной культуры» разрабатывается мною так, чтобы дать учащимся огромное количество творческих и репродуктивных заданий, более того, по нашему замыслу, параллельно с учебным курсом ОПК, детям должны быть предоставлены возможности для продолжения творческой деятельности за рамками учебной программы: это могут быть иконописные кружки, исследовательские, экскурсионно-туристические, прикладного искусства, росписи, бисероплетения, вышивания, журналистские, музыкальные, театральные коллективы и т. д. И вовсе необязательно, чтобы это были коллективы духовной песни и духовных постановок. Нельзя допускать, чтобы инсценировалось Евангелие, раскрашивались образы Творца, Спасителя, святых, важнее, чтобы дети научились делать полезное для себя и близких во славу Божию и из любви к людям. Главное, чтобы творчество не было бездуховным.
Творчество детей должно быть жизнеутверждающим, должно укреплять дух детей и родителей, давать надежду на будущее, воспитывать волю к созиданию, победе - духовной победе, в себе и в окружающем мире. К сожалению, СМИ целенаправленно делают обратное. Что мы видим на телевидении: в течение всего дня и до ночи тупые и отупляющие, бездарные, пошлые сериалы, своднические шоу, какие-то бессмысленные лозунги типа «даёшь, молодёжь» с пропагандой пошлости и деградации, и бесконечные заказные обсуждения. Сколько агрессии, глупого самодовольства, давления, некорректного поведения ведущих по отношению к приглашённым, особенно если эти приглашённые - не либералы! Совершенно неуместным кажется участие в этих шоу наших священников, которых, видимо, для того только приглашают, чтобы что подчеркнуть в студии они оказываются в одиночестве. Кроме, конечно, тех, кто поставлен на подрыв отеческих традиций, пропагандирует зарубежные коммерческие проекты и поливает грязью православных священников и добросовестный патриотический труд. И только глубокой ночью, в 3-4 часа можно посмотреть отечественную классику и классику мирового кино. Об эстраде, песенном жанре и говорить нечего, золотой век песни закончился с крушением советской системы. То, что мы видим и слышим на телевидении и на радио, убеждает в том, что творческая мысль просто вымерла вместе с голосами. В результате - у населения чувство полной безысходности пред наступившей мерзостью запустения. Одна замечательная актриса недавно поделилась своими мыслями, она призналась, что долго не могла понять, что означает великая депрессия, и теперь убеждена: то, что мы переживаем сегодня, - это и есть великая депрессия.
Известный отечественный военный публицист Кавад Багирович Раш, о роли песенного жанра в военном искусстве и, соответственно, в судьбе народа пишет: «До 1917 года Россия была самой песенной страной в мире. Её хоры, духовые оркестры, симфоническая музыка не знали равных. Пели во всех 70 тысячах храмах, полках, кораблях, на пристанях, сенокосах и жатвах. Эта песенная энергия переливалась из общества в армию, очищая и одухотворяя её. Хорошая песня делает солдата лёгким, а лямку - невесомой. У поющего вырастают крылья - он как бы парит над землёй. Песенная энергия рождает как бы упругие волны, которые незримой бронёй окружают взвод. Поющая армия - непобедима».
Роман Илющенко, подполковник, участник боевых действий на Северном Кавказе, в статье «России военная песня» продолжает эту тему: «После победы наши песни целые десятилетия звучали не только в нашей стране, но и по всему миру. Это были песни народа-победителя: простые, понятные, наполненные близкими, родными образами, смыслом и, обязательно, добрые. Они несли в себе радость победы, оптимизм, гордость за Отечество, уверенность в будущем. Под эти песни поднималась из руин страна, налаживалась мирная жизнь, закладывались основы послевоенной промышленности, готовились прорыв в космос и освоение целинных земель. В них была несокрушимая мощь русского духа, сила народного характера, под которыми прогнулась вся Европа.
Прошло 65 лет. Что мы видим, точнее слышим сейчас? <...> Порой создаётся впечатление, что наша страна находится в оккупации, ведь чаще всего слышны зарубежные песни, либо довольно примитивные поделки доморощенных артистов, выдаваемые нам за шедевры и хиты (Примерно так же заморские колонизаторы за горсть стеклянных бус выменивали у вождей африканских племён земли и души их подданных)».
Жизненные силы народа и творчество - это взаимосвязанные и взаимообусловленные явления. И я опять сошлюсь на Романа Илющенко: «Растеряв идеалы и смысл земного бытия (было объявлено, что Бога нет, а построение «рая на земле», коммунизма, откладывалось на неопределённое время), потушив «вечный огонь» победы в своих сердцах, перестав интересоваться своим недавним славным прошлым, историей, корнями, люди стали забывать свои песни, а значит терять жизненную силу».
Под этот современный шабаш сдаются души сегодня и угасает жизнь в России. Уничтожается отечественная система образования, вводятся модели и реформы, которые диктуются из-за рубежа.
В том числе, а может быть, в первую очередь, и по вопросу духовно-нравственного образования и воспитания. В России родился, был успешно апробирован в разных регионах, в школах разного типа историко-культурологический курс «Основы православной культуры» по программе «История религиозной культуры» для всех детей, независимо от национальности и вероисповедания. Опыт работы по моей программе, например, продемонстрировал и повышение качества образования по всем гуманитарным дисциплинам, и творческое развитие, и высокий культурный уровень межличностных отношений. Курс даёт прекрасные возможности для всех детей не только освоить историю и культуру страны, в которой они живут, но и духовную и культурологическую лексику русского языка, без чего овладение государственным языком становится примитивным и неполноценным.
Учебно-методическое обеспечение нашего курса выстраивается по привычному для профессионального учителя формату: чёткая ценностно-знаниевая система, опирающаяся на традиционную отечественную религиозную культуру, программно-методическая система, соединяющая методы и формы получения новых знаний, иллюстрирования, закрепления, повторения, расширения и углубления, развёрнутое и глубокое содержание, скрупулёзная методическая разработанность с чёткими формулировками целей, задач, основных понятий, с ссылками и справочными материалами, целая серия дополнительных лекций по наиболее сложным темам, рабочие тетради для учащихся с большим разнообразным набором упражнений и заданий. По нашему УМК очень легко работают профессиональные учителя в светских учреждениях, в воскресных школах, и даже священники, которые берутся за этот предмет, всегда с благодарностью сообщают о том, что наш УМК позволяет варьировать глубину содержания, не ограничивает возможности раскрытия духовности и даёт доступное и достойное объяснение и подкрепление в отечественной и мировой культуре. Наша программа «История религиозной культуры» по мере взросления детей позволяет знакомиться им и с религиозными традициями других народов. Концепция такого подхода опирается на принципы исторической преемственности, культуросообразности, демократизации и гуманитаризации образования и воспитания, единства образовательного пространства страны.
Однако происходит давление и навязывание принятой на Западе модели изучения религий, не как основ культуры, а именно как религий, иначе не понятно, почему нужно делить детей на подгруппы, почему всем детям разных убеждений и вероисповедания нельзя узнать о религиозных культурах друг друга. А всем известно, что невежество, незнание, запрет на получение знаний по такому важному вопросу, как духовность, религия, всегда становятся источником фантазий, оно легко может быть использовано экстремизмом, шовинизмом и религиозным терроризмом. А что говорит нам практика - самый главный критерий в оценке качества? За рубежом такая модель не стала препятствием для конфликтов на межрелигиозной почве и в Европе, и США. Войны разгораются на религиозной почве, даже между представителями разных конфессий христианства, между католиками и протестантами. Поэтому подражать нечему, и у нас с вами есть все основания прокладывать свой путь в образовании по изучении. религиозной культуры.
А чтобы придать курсу вид культурологической направленности, упрощается, даже примитивизируется содержание и продвигается всё та же идеология толерантизма, тоже навязываемая из-за рубежа. Агрессивность такого навязывания всегда имеет какую-то причину. К счастью, ещё есть умные люди, которые всё проверяют.
16 ноября 2010 г. в ГОУ СОШ № 480 состоялся детский образовательный праздник, посвященный Международному дню толерантности, на котором присутствовали представители некоторых традиционных конфессий России: православного христианства, иудаизма и буддизма, представители Правительства Москвы, Министерства образования РФ. В церемонии также приняли участие директора семи московских школ.
На праздник был приглашён иерей Владимир Стасюк, кандидат богословия, проректор по учебной работе Перервинской Духовной Семинарии. Как человек серьёзный и ответственный, собираясь на праздник, он получил информацию о том, что это такое - толерантность. Отец Владимир пришёл на праздник, поддержал школу, сказал очень хорошие слова, что добрые традиции очень важны, что нужно учиться любви, умению проявлять заботу о людях и т. д. и добавил:
«В то же время надо признать, что само название «День толерантности» - крайне неудачно. Слово «толерантность» иностранное, совсем непонятно большинству людей, и в него можно вложить какое угодно содержание. Само оно взято из медицинской науки и означает неспособность организма сопротивляться вредному воздействию некоторых антигенов при сохранении сопротивления всем остальным. Абсолютно толерантным организм бывает, когда болен раком четвёртой степени, тогда человек умирает от обычного ОРВИ. Да и какая, действительно, толерантность, терпимость может быть ко греху, пороку, преступлению?! Поэтому лучше давайте назовём этот день днём любви, мира и взаимного уважения, ибо это общечеловеческие ценности и без них жизнь общественная становится просто невозможной. И пусть те деревца, которые мы сегодня посадим на аллее, будут нам всегдашним напоминанием о делах любви и мира!» Более полную информацию я поставила на сайте.
Но проводники толерантности мгновенно отреагировали, и в московских школах уже успели провести беседы, в которых связали толерантность с именем француза Шарля Талейрана. На самом деле, как видите, по написанию фамилия эта не очень подходит к данному случаю. Но по содержанию понятно, почему выбрали именно его. Это был (цитирую БСЭ) «один из выдающихся представителей так называемой классической дипломатии. «Слуга всех господ», предававший и продававший их поочерёдно, ловкий политик, мастер закулисной интриги. <...> Его отличали большая проницательность, умение использовать слабые стороны своих противников и вместе с тем вероломство, крайняя неразборчивость в средствах достижения цели. В течение жизни ему, по собственному признанию, пришлось принести 14 противоречивших одна другой присяг. Отличался феноменальным корыстолюбием, брал взятки у всех правительств и государей, нуждавшихся в его помощи». И в другом месте: «Глубоко циничный человек, Талейран не связывал себя никакими моральными запретами».
Приведу одно из его высказываний: «Предательство - это вопрос даты. Вовремя предать - это значит предвидеть».
Вот на каких образцах воспитывают наших педагогов и нашу молодёжь сегодня. И подчеркну, всё это средствами государственной и муниципальной системы образования! Из России настойчиво делают страну предателей, взяточников и циников.
А название, основной концепт определяет и методы работы. Так же как и с духовно-нравственной областью: «Основы православной культуры» - это одно, «Православная культура» - это другое, «Истоки» - это третье, и содержание и методы везде разные.
Но, давайте рассмотрим хоть один пример методик толерантности. Из столичного опыта возьмём. Адепт толерантизма вкрадчивым голосом накачивает детей, угостив мандаринками, пытается расположить их к себе. С нашим традиционным гостеприимством это никак не связано, это не бескорыстное угощение, за эту мандаринку адепт рассчитывает взять часть души ребёнка. «Дети, давайте оживим наши мандаринчики. Давайте каждый из вас нарисует лицо на мандаринчике». И дети выбирают материалы (майонез, фломастер и т. д.) и рисуют, кто мордашку, кто лицо, то есть одушевляют мандарины. «Ой, какие интересные у нас получились мандаринчики! Положите их на тарелку. Смотрите, какие они разные, вот какой смешной, этот весёлый, а этот грустный. А теперь возьмите их назад и давайте сдерём с них шкурку. А теперь положите их назад. Смотрите, а внутри-то они все одинаковые! Так и мы, только снаружи мы с вами все разные, а внутри - мы все одинаковые!» - заканчивает «добрая» учительница и наблюдает результаты: сколько «толерантиков» или «талейранов» она уже подготовила. Если у ребёнка от ужаса или жалости расширились глаза или дрогнули губы, у этого ребёнка нет будущего в толерантном обществе, он не сможет стать успешным, вряд ли продолжит «великое» духовно-модернистское дело учителя, такой ребёнок обречён быть изгоем среди планируемой будущей немногочисленной толпы толстокожих живодёров.
Нейролингвистическое программирование, другие психотехники, толерантизм, половое растление, валеология и всякая другая нечисть лезут во все щели нашего образования, их в дверь - они в окно, через систему образования, через депутатов, через отдельных «специалистов». Противостоять этому можно только в единстве всех здоровых сил по вертикали власти и горизонтали народной жизни.
Невольно вспомнишь страдальца М. В. Ломоносова, которому в таких же условиях приходилось двигать отечественную науку, и наших великих классиков, особенно, Грибоедова. И хочется просить всех участников Форума и особенно честных отцов помолиться усердно, «чтоб истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья».
Нередко приходится слышать, что нашему народу, чтобы избавиться от рабской психологии после 70-летнего атеистического существования придётся пройти путь, подобный 40-летнему хождению в пустыне после египетского рабства. Этим объясняется многое. Трусость, предательство, вероотступничество ещё долго будут вставать на пути реализации действительно социально значимых инициатив. Заповедь «не солги» даётся с каким трудом в нашем обществе! Ведь так привыкли: здесь промолчать, здесь угодить, здесь поддакнуть, здесь немного прикрыть, замаскировать. Нелегко было восстановить храмы, монастыри. Но в душе навести порядок, свою храмину души воссоздать это во много раз труднее. Люди, которые уже начали это трудное дело, знают, что даже заповеди Божие порой не даются, куда уж говорить, про евангельские блаженства. Прежде чем придти Спасителю, проповедовал Иоанн Предтеча, призывая народ сделать прямыми пути Господу. Это о культуре мысли и чувств. Потому что пока это не произойдёт, не попадает слово прямо, оно натыкается на камни преткновения из наших привязанностей, ложных установок, грехов.
И сейчас, даже если Правительство предоставляет какие-то возможности и даже очень нуждается в том, чтобы народ проявлял свою активность, нередко «человек в футляре» подавляет личность, волю, «как бы чего не вышло». Сорок лет хождения в пустыне нужны были, чтобы выросло новое поколение, не в рабстве вскормленное и воспитанное. Но в нашем случае уже прошло более 20 лет, миллионы людей погибают ежегодно, подрастающее поколение рождается не в свободе, а в ещё большем рабстве - в рабстве грехам, проповедуемым повсеместно. В условиях коррупции, безответственности и бездумных реформ, ориентированных на Запад, ещё за 20 лет обречено будет не только предыдущее поколение, но и новое поколение может быть истреблено даже физически, если мы не будем копить дух подлинной свободы и не начнём воспитывать ответственность и осознанное отношение к творчеству, особенно в социально-политической области. Потому что подлинная свобода и творчество предполагают высочайшую степень ответственности. Курс ОПК даёт возможность познакомиться с православным концептом творчества и выбрать этот путь ответственности за слово, мысль, чувство, поступок. Конечно, говорить правду, проявлять волю наказуемо, а как хочется угодить тем, кто сидит выше. Но кто-то должен сказать правду, что в вечности социальные ступени и кресла только усиливают степень ответственности. Кто-то должен предупредить ребёнка, что правда - это не то, что всем выгодно и удобно, что она независима от настроя толпы, что Истина была оклеветана и распята, но и поруганная и распятая, она Воскресла и стала мерой всех и вся в человеческом мире.
Кто-нибудь должен сказать, что нет полноты правдивости в научном суждении о том, что творчество всегда направлено вовне. В православии есть более глубокая концепция творчества: творчество может быть направлено человеком и вовне, но высшее творчество - это то, которое направлено на внутренний мир самого человека, преобразование своего я благодатью Божией. Что именно в этом творчестве человек становится сотворцом Господу в выполнении важнейшей задачи - сделать человека по подобию Творцу. Иначе все наши творческие труды становятся делами иного порядка, которая меряется оригинальностью, но оригинальность не является нравственной категорией и имеет нравственной основы. И тогда творчество выпадает у нас из рамок духовно-нравственной жизни, и, конечно - из духовно-нравственного модуля образования.
Я подготовила вам слайды с оригинальностями человеческой безнравственности и бездуховности, это мерзости разных лет в разных странах, в том числе христианских, там где детки расходятся для изучения разных Законов Божиих и светской этики. Это и мерзости, которые происходили в нашей столице, в самом центре, на Манежной площади, когда не изучался курс ОПК, глумливые лозунги и неуместная выставка в храме Святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова, где бывшие комсомольские вожаки ведут свою либеральную пропаганду. Это оригинальничанье современных талейранов и толеранчиков (всё равно как, один из самых главных из них разрешает и ударение не соблюдать), сегодня делает новые пробы. Каждый раз - это тест на способность общества к жизни, тест на личностное качество человека в нашей культуре.
Так что не получается научной концепции и практики духовно-нравственного воспитания и основ православной культуры без Творца, без Искупления, без духовно-исторического опыта народа. И не удастся спрятать правды тем, кто старательно маскирует ОПК под развлекательные беседы ни о чём. Эта правда более двух тысяч лет и гонима и попираема и вместе с тем для всех очевидна, даже для тех, кто с ней борется, иначе бы с ней и не за чем было бороться.
Так вернёмся к вопросу: кто же скажет об этих простых и необходимых вещах ребёнку? Если сильные мира сего боятся, лукавят, предают? Неужели некому? Нет, есть кому. Есть такие люди!
Это те, кому приходится первыми пожинать плоды от неудачных реформ, особенно в области образования, - педагоги. Они всегда с ребёнком и знают цену качественному воспитанию и образованию. Ваши учителя в Боровске, Балабаново, в Тарусе уже давно это делают и делают умело.
И в заключение хочу сказать следующее. Сейчас мы много получаем информации из СМИ о происходящих и грядущих катастрофах, о конце света. Безусловно, жизнь человечества на земле придёт к своему завершению, и мерзости, неправды, подлости, которые люди совершают, призывают наказание свыше и приближают день завершения. Но нельзя поддаваться пессимизму, нельзя складывать руки и верить, что всё продано, предано, что уже ничего нельзя сделать, всё кончено. Если приходят такие мысли, нужно обратиться к истории, чтобы убедиться, что лёгких времён почти не было. Но когда человек предаёт святое и себя оправдывает, и с этим утверждается в жизни, вот тогда точно приходит конец. Вот это уже конец, перспектив уже нет. Но только для него. А жизнь будет продолжаться, и кто-то ещё спасётся. Может быть, будет ещё год, может быть, всего одна минута, может быть, секунда, мгновение, но правильно прожитое мгновение может быть спасительным и для нас, и для ближних, и для нашего Отечества, и даже для всего мира.
В заключение хотелось бы процитировать всего несколько строк замечательного поэта Максимилиана Волошина, переживавшего вместе с Россией период закаливания и очищения православного народа от фарисейства и предательства огнём и кровью и глубоко понимавшего и чувствовавшего причины бедствий и промысл Божий в судьбе России:
Русь! Встречай роковые годины:
Разверзаются снова пучины
Неизжитых тобою страстей,
И старинное пламя усобиц
Лижет ризы твоих Богородиц
На оградах Печерских церквей.
Всё, что было, повторится ныне...
И опять затуманится ширь,
И останутся двое в пустыне -
В небе - Бог, на земле - богатырь.
Не будем опускать руки, давайте их объединим для нашего совместного педагогического творчества - ради духовного и физического спасения, на благо будущего наших детей, на благо нашей великой Отчизны!