Нацобразования
В России, государстве уникальном, стрежневое значение имеет национальная политика. При царе множество наций, населявших империю, управлялись русскими губернаторами в составе стандартных губерний.
Коммунисты заложили под Россию две национальные мины замедленного действия. Первая - деление на союзные республики с правом выхода каждой из СССР. Эта мина взорвалась в 1991 году. Вторая - предоставление малым народам РСФСР (ныне РФ), статуса национальных автономий. Эта пока не взорвана...
Современная русская власть, балансируя между либерализмом и авторитаризмом, действует в рамках политического устройства страны.
С одной стороны, провозгласив основой политики конституционные права личности и, соответственно, права населения, власть не рискует менять формальный статус этих территорий. С другой стороны, столкнувшись с их сепаратизмом, она же прибегает к жестким военным мерам.
Практически война на Кавказе возможна в двух вариантах. Первый, как некогда в 19-м веке с адыгами, подразумевает уничтожение противника. Хотя реально с ними тогда достигли соглашения о переселении в Турцию. Второй путь предполагает сочетание военной силы с развитием национальных территорий. Правда, при царе развитие национальных окраин осуществлялось не в ущерб развитию русского центра страны. При коммунистах акценты жестко поменялись. Русские более полувека развивали национальные окраины, откуда впоследствии практически изгнаны. А поставленное на цивилизованный путь развитие кавказцев выплеснулось экспансией их быстро растущей массы на исконно русские земли.
Ныне в РФ допустимо лишь сочетание военной силы с мерами по развитию территорий. Вроде бы старая как мир имперская политика кнута и пряника? Но это не так. Империя, как авторитарное государство, предполагала любые целесообразные действия. То есть противник знал, что возможно и уничтожение. Сейчас сепаратисты знают, что уничтожение невозможно. А руку, попеременно держащую то кнут, то пряник рано или поздно перестают бояться. Между тем страх самый эффективный аналог военной силы. Но русские связаны, такой политикой.
При попытке оценить ее проблемы в первую очередь бросается в глаза уже упомянутая особенность организации национальных территорий. Если абстрагироваться от истории, то, исходя из потребностей настоящего, непонятно, почему русские живут в губерниях, а малые народы в неких национальных республиках? Конечно, власть РФ недавними законами подстроила зависимость властей национальных регионов, аналогично зависимости властей губернских. Однако, такие изменения не отменяют идею, заложенную в национальном обособлении. Законы, под шумок перемен и кризисов, можно легко подогнать под схему «минирования» государства. Тем более что качество русской элиты сегодня таково, что в ней никто за интересы страны «на рельсы не ляжет». Думается, должна быть разрушена сама схема, изъяты «мины» из человеческого сознания и политического обихода. Нацобразования необходимо конституционно преобразовать в губернии. Тогда и бюджетное финансирование 400 млрд. рублями на 2011 год «кавказской губернии» выглядело бы более убедительно.
Объявленная Кремлем политика расселения дагестанцев по территории центральной России, помимо официальной мотивировки, вероятно, также является частью плана привязки окраин к центру. Но должно быть и реальное встречное движение по расселению русских в национальных республиках. Как кавказцы в русских областях расселяются на льготных условиях, так и русские у них должны расселяться. Правда, здесь есть одно «но». Кавказцев на русских территориях никто уничтожать не станет. Русских же на Кавказе ждет сложное будущее. И это мягко сказано! Потому, к примеру, рассечение территорий кавказских нацобразований поселениями казаков с размещением в них на постоянной основе военных гарнизонов, смотрится возможным решением вопроса. Во всяком случае, в этом усматривается тот элемент страха, который должен присутствовать в политике.
Тут следует прямо сказать, что мысль военизировать русский народ и его исторически самую боевую часть - казаков - отдает монархизмом или авторитаризмом, как ни назови. В то же время внятность кавказской политики является необходимостью. Как и усиление авторитарности российской власти.
Теракт
Очевидно, что взрыв 24.01.2011 в Домодедово не мог быть совершен двумя смертниками без поддержки соплеменников с Кавказа.
Потому в кавказской политике необходимо учитывать не только население самого Кавказа, но и кавказцев, де-факто густо населяющих традиционно русские территории.
Принципы здесь усматриваются те же самые. Спускать на тормозах проявления вековой кавказской ненависти к русским, в надежде, что народы притрутся друг к другу, означает не понимать природы горских народов, для которых зачастую ненависть является целью существования (кровная месть). Это русские, завоевав татар, исторически мгновенно простили тем все безмерное насилие, которое от них видели. Но предполагать, что русская широта души присутствует в других народах, значит не понимать реалий мира, в котором мы живем. По сути, сегодня нам сверху предложено исторически неопределенный отрезок (с полвека или век) ждать, когда нравы горцев смягчаться и толерантность станет им присуща также как русским. И платить за ожидание русскими жизнями...
При этом политика выковыривания каждого конкретного кавказца из российского социума вряд ли приемлема. Тем более, что некоторая их часть давно прижилась и нормально соседствует с нами. Но элемент страха должен быть и здесь. А чего больше всего боится пришелец с Кавказа? Очевидно, высылки в родные горы или в места схожие с ними по трудностям проживания. При нашей правовой системе изобрести поводы для регулярного «выдворения» некоторого числа кавказцев непросто, но возможно. Это будет их всех держать в напряжении, заставив уклоняться от сотрудничества с террористами.
Манежная
У противостояния русских и кавказских парней нет прямого решения. Эта надолго. Сейчас следует думать об отдаленных результатах, чтобы они были в пользу русских.
Реальные причины происходящего в основе своей имеют бурный рост численности кавказской молодежи на фоне снижения доли молодежного населения русских. Здесь необходимо учитывать, что кавказцы живут по традициям, в сути которых развитие рода и народа соответственно. А развитие народа в условиях современного социального государства, где у всех, в основном, сходные стартовые позиции означает, прежде всего, рождаемость детей в семье. Здесь мы, русские, - аутсайдеры. Что характерно, ожидать от нас активного выживания и не следует. Мы готовы умирать. Ну не в буквальном смысле в гроб ложиться, а хотим следовать европейской моде на бездетность и малодетность.
Примером для всех служит малодетный президент, бездетные пары в правительстве, звезды, занимающие внимание СМИ сексуальными историями своих бездетных, эффектно прожигаемых жизней и прочая, и прочая. Материальным фактом такого умирания страны являются до 5 миллионов абортов в год. Русские, за некоторым исключением, уже не живут по традициям в силу их уничтожения, на чем здесь останавливаться не буду. Потому рассчитывать, что народ в своей массе поймет опасность бездетного образа жизни, не приходится. Этого не осознают даже люди пожилые. Чего уж говорить о молодежи! В этой связи следует рассчитывать лишь на эффективность политики. Имеется в виду законодательное ограничение абортов. Русские не впервые в истории могут пропасть. Но, слава Богу, всегда находился лидер, и некоторый слой людей, которые нас от пропасти оттаскивали.
Сокровенное
У Константина Леонтьева есть мысль о том, что все попытки народов обособиться ведут к стиранию их национального своеобразия. История имеет тому множество подтверждений. Всякая национальная независимость влечет нивелировку народов под обезличенные стандарты Запада. Потому как энергия особенности, которую производит трение быта, культур разных народов затухает, с устранением их соприкосновения. Как затухают и сам национальный быт, и национальные культуры.
Своеобразие России, мудро устроенной предками, в том, что множество народов, живя бок о бок, могут обогащать друг друга этим постоянным соприкосновением быта и культур. Причем их разный исторический возраст предоставляет возможность старшим заимствовать энергию младших, как бы заново учиться жизнелюбию. Таинство устроения России вероятно и в том, чтобы понять смысл такого движения национальных энергий. Многонациональность России - это ее резерв на пути исторических поражений и побед. Согласитесь, что если бы не чеченская война, то за последние 20 лет русские бы уже забыли что они русские. Помню, мой дядя, бывший фронтовик, говорил, что «татары - лучшие солдаты». В общем, достоинств многообразия мы пока не поняли. А вот китайцы некогда сочли, что букет их наций уже полон и совершенен. Они отгородились от остального мира стеной. В частности, стеной китайского языка. Кстати, в Китае примерно тоже число народов, что и в России. Пережив эпохи внутренних войн, они поняли, каким богатством обладают и закрылись от остального мира, чтобы самим это достояние переварить. И поныне изоляционизм, недоверие к иностранцу в крови каждого китайца. А это ведь эффект насыщенного многообразия! Это психология народа и политика страны существующих пять тысяч лет! Конечно, Россия не Китай. Но сходство у нас есть не только с Западом. А мы все учимся у двухсотлетних исторических «младенцев», не переживших еще ни одного падения. Поучиться бы мудрости...
26.01.11