26 января 2011 года по благословению главы Синодального отдела по работе с молодёжью Русской Православной Церкви, епископа Игнатия (Бронницкого), на базе Дворца пионеров и школьников имени А.П. Гайдара Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы в рамках 10-го направления XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и работа с молодёжью» запланировано проведение секции «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодёжи. Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?». В процессе её проведения обсуждались наиболее актуальные вопросы реализации современных подходов ко всем видам профилактики зависимого поведения молодёжи (первичной, вторичной, третичной - социальная реабилитация) с подготовкой и утверждением итоговой резолюции, а также транслировались перспективные антинаркотические профилактические модели программ. Предлагаем вашему вниманию доклад руководителя православного реабилитационного центра «Возвращение» Кемеровской и Новокузнецкой епархии протоиерея Дионисия Пучнина с вышеуказанного секционного заседания.
Ваше Высокопреосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!
Прежде чем начать свое выступление, мне бы хотелось показать Вам краткий фильм о деятельности нашего центра. Как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Демонстрация фильма о деятельности центра
Если быть честным, то я долго сомневался в целесообразности моего выступления. Тружусь я на данном послушании третий год, результатов высоких не отмечаю, да и как их подсчитаешь. Но слова моего с позволения сказать «духовника» в данном деле, убедили меня в необходимости данного выступления.
Итак, по порядку. Началось все почти четыре года назад со «случайной» (слово случайный я поставил в скобки, т. к. моя вера не позволяет мне верить в случайности) близкой встречи с бывшим наркоманом. Он к тому времени прошел «реабилитацию» в сектантском центре и искал возможности применить полученные там знания для помощи таким же заблудшим братьям и сестрам. Несколько бесед с ним убедили его в необходимости прийти с покаянием в Православие, а меня в необходимости помогать попавшим в беду ребятам. Мы стали изучать разные программы. Задача перед нами стояла одна: найти эффективную методику помощи наркозависимым, которая могла бы обойтись без помощи психолога, психотерапевта, нарколога и т.д., т.к. на тот моменту нас в деревне фельдшер был только 2 раза в неделю. В 2006-2008 годах нам удалось побывать в Московском Душепопечительском центре (руководитель - иеромонах Анатолий (Берестов)), в Санкт-Петербургском епархиальном центре «Саперное» (руководитель - протоиерей Сергий Бельков), в Новосибирской мужской православной общине (руководитель - протоиерей Александр Новопашин), в Новокузнецком Душепопечительском центре (руководитель - протоиерей Алексий Шульгин). Мы увидели решение данной проблемы именно в контексте двухтесячелетнего опыта Церкви в борьбе с грехом. Более всего для нас оказался приемлемым опыт Санкт-Петербургской епархии, изучив который и получив благословение Владыки Аристарха 6 мая 2007 года мы начали свою работу. В 2008 году состоялась наша первая встреча с руководителем Отдела по противодействию наркомании и алкоголизма и Епархиального центра «Саперное» - протоиереем Сергием Бельковым, который указал нам на некоторые недочеты в нашей работе. Надо сказать, что наше сотрудничество продолжается по сей день, как по электронной почте через Интернет, так по возможности и в личных встречах. И положив руку на сердце, могу сказать, что если бы не постоянная молитвенная и практическая поддержка о. Сергия, нашего реабилитационного центра могла бы и не быть.
Времени у меня не очень много, поэтому я хочу остановиться на самых главных аспектах реабилитации в условиях сельского прихода.
Подготовка к реабилитации
Перед тем как попасть на реабилитацию в центр, наркозависимый или его родственники звонят руководителю центра священнику Дионисию Пучнину по телефону 8-903-940-3857 для получения первичной информации о методах и условиях реабилитации, задают интересующие их вопросы и, при желании, согласовывают время встречи.
Во время встречи, на которую наркозависимые обычно приезжают с родителями, выясняются мотивы, приведшие человека к нам. Его знакомят с программой реабилитации и основными положениями работы Реабилитационного центра. Те, кто согласны на предлагаемые условия совместной работы, пишут заявление на прием в центр «Возвращение», получают и заполняют анкету.
В зависимости от готовности человека определяется время поступления его в центр. В случае если реабилитацию по каким-либо причинам невозможно начать сразу, наркозависимым людям даются рекомендации:
- ежедневно совершать молитвенное правило утром и вечером, пусть даже краткое;
- по совету со священником читать Евангелие и Псалтирь (хотя бы понемногу);
- в субботу и воскресенье сходить в храм, постоять, сколько хватит сил;
- по возможности вместе с родителями посещать акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» или читать его самим;
- обращаться к священнику за духовной поддержкой и советами;
Тот, кто найдет в себе силы и желания изменить себя к лучшему, кто поверит в предлагаемую помощь, кто сознательно захочет стать православным христианином, тот всегда будет иметь возможность положить доброе начало делу спасения своей души.
На наш взгляд опыт молитвы и воцерковления - наиболее эффективный метод помощи наркозависимым еще до их отъезда православный стационарный реабилитационный центр. Чем раньше человек получит подобный опыт, тем раньше у него появится возможность повернуться лицом к Богу, тем легче и естественнее он сможет влиться в жизнь общины в реабилитационном центре.
За этот промежуток времени желающему пройти реабилитацию необходимо:
- не употреблять наркотики и иные психоактивные вещества;
- сдать анализы крови на ВИЧ, гепатиты и RW;
- сделать флюорограмму;
- обратиться к стоматологу для санации полости рта;
- принести соответствующие медицинские справки в центр.
Родители наркозависимых также должны включиться в реабилитационный процесс, начать посещать молебны и беседы для созависимых (у нас этот момент находится в стадии решения), молиться о детях дома. Если у родителей происходит душевное и духовное оздоровление, то это позитивным образом сказывается на состоянии их детей.
Вхождение в программу реабилитации
Этап вхождения в реабилитационный процесс длится приблизительно две-три недели. На протяжении этого срока предоставляется каждому поступившему на стационарную реабилитацию возможность адаптироваться в новых для него условиях. В этот период с ним не ведутся какие-либо значимые духовные беседы, поскольку существует важное правило: разговор о вопросах веры навязывать нельзя, но можно через некоторое время предлагать, как ответ на уже созревшие вопросы. Иными словами, беседы о конкретных шагах к духовному исцелению полезны только тогда, когда человек желает и способен им следовать.
Правилами проживания в православных обителях исцеления не разрешается сквернословие, наркоманский сленг, табакокурение, а также употребление алкоголя и других средств, одурманивающих сознание. Теми же правилами рекомендуется не привозить с собой деньги или какие-то предметы роскоши: богатую одежду, ценные часы, украшения и прочее. Не допускается пользоваться мобильными телефонами. Такие требования установлены не для того, чтобы всех уравнять, а для того, чтобы не провоцировать у наших подопечных соблазн купить или выменять на ценные вещи наркотики, сигареты, алкогольные напитки. Кроме того, в нашей обители действует добровольное обязательство не совершать самовольный выход за территорию реабилитационного центра. При необходимости выход возможен только с помощниками руководителя.
Существует и еще одно немаловажное условие, о котором вновь напоминается всем прибывающим в наш реабилитационный центр: для того, кто оказывается не готовым принять сложившийся уклад православной общинной жизни, повторное поступление исключено. Для таких молодых людей это может быть важным профилактическим уроком, может как-то помочь в их последующей жизни. Впрочем, это важно не только для них, но также и для людей, остающихся в общине.
Общие положения по реабилитации
Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменения мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании наркозависимых ребят на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Принципы, применяемые при душепопечении в нашем реабилитационном центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретении навыков трудовой деятельности.
Организация реабилитационной среды строится по образу общин монастырского типа. Во главе находится священник, являющийся «строгим и любящим отцом», который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разобраться в духовных и житейских вопросах. Помощь священнику оказывает помощник (бывший в прошлом зависимым человеком и исцелившийся благодаря вере в Бога). Его задача - быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу «делай, как я». Следующим звеном идет костяк группы - «старшие дети» - это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята - «младшие братья» - входят в общину по одному. Продолжительность реабилитации - в среднем один год.
Во главу всего проекта изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитируемому человеку встать на правильный путь. Методика реабилитации ведет к дальнейшему формированию у наших подопечных должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит каким должно быть воспитание детей.
Компоненты реабилитационной программы
Коррекционно-педагогический компонент
В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия и духовности, а также навыков зрелого общения, сопереживания, доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности. Кроме того, существенными составляющими этого компонента реабилитационной программы являются разрушение деструктивных жизненных установок, ложных представлений и ценностей, разрушительных мотивов, пагубных стереотипов поведения и формирование новых - здоровых, зрелых, одухотворенных. Такая работа направлена на разрешение конфликтов «личность - личность», «личность - семья», «личность - общество». Вся система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать наркозависимого молодого человека к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.
Коррекционно-педагогический компонент программы реализуется для наших воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками и священником. Взаимодействуя со средой (социальной и природной), реабилитируемые молодые люди проходят «терапию средой», которая осуществляется в процессе специально организуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системе досуга и отдыха.
Коррекционно-педагогический компонент реабилитационной программы тесно взаимосвязан с образовательным, социально-терапевтическим и духовно-психологическим компонентами.
Образовательный компонент
Все реабилитируемые являются читателями приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе - два раза в неделю по Закону Божию и ежедневно по Новому Завету. На уроках наших образовательных программ учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины.
Особое внимание уделяется комплектованию библиотеки реабилитационного центра. К сожалению, фонд библиотеки не очень большой, поэтому, при необходимости, духовную литературу приношу я, а лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории - один из моих помощников. Чтение книг помогает реабилитантам с Божией помощью наверстать многое, из того, что они упустили в своей прежней жизни.
В церковной печати мы подбираем и тематические издания, которые касаются православного взгляда на проблему зависимости от наркотиков. Важно увидеть характерные наклонности и индивидуальные возможности подопечного, чтобы точно выбрать и благословить ему те или иные книги.
Большое значение имеет общее чтение текстов духовного содержания. У нас это делается так: после трапезы кто-то из насельников читает выдержки из древних святоотеческих творений или жизнеописания святых (празднования которых попадают на те или иные дни), отрывки из истории христианства, из просветительских, богословских трудов.
В воспитательный компонент программы входит написание рефератов. Темы для рефератов выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы на двунадесятые или другие православные праздники жития святых, евангельские заповеди или другие темы, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем, проговаривая материал, воспитанник не только восстанавливает такие психические функции, как запоминание и воспроизведение, но повышает уровень своих знаний, усваивает общечеловеческие ценности.
Один раз в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением - так называемый кинолекторий. Во время обсуждения просматриваемых фильмов у реабилитируемых ребят происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к правильным нравственным оценкам.
Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга стимулирует познавательную и творческую активность, учит не только овладевать новыми знаниями, но и радоваться своим достижениям. Кроме того, решается задача повышения культуры речи реабилитантов, приобретения ими навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления.
Социально-терапевтический компонент
Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.
В реабилитационном центре имеется приусадебный огород. Организованно разведение домашнего скота. Ребята заготавливают дрова, убирают помещения, территорию, сами стирают белье, одежду и т.п. В прошлом году ребята сами построили летние стайки и баню. Кто не умеет ничего делать - попадаются и такие - учатся.
Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, что бы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, они должны усвоить все необходимые навыки самообслуживания.
Необходимость постоянно трудиться формирует такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.
Духовно-психологический компонент
Употребление наркотиков, даже если оно и не связано с религиозными ритуалами, которые практикуются в некоторых языческих религиях, относится к демонической духовности. Недаром наркотики называют обезьяной духовного созерцания. Человек, употребляющий наркотики, вводится в измененное состояние сознания, которое кажется похожим на состояние подлинного духовного восхищения в совершенном забытии действительности. Как подвижники, ощущавшие внутреннее состояние созерцания, не могут забыть состояние «восхищения» и печалятся о нем, ищут его, так и наркоманы, попав в диавольские сети наркотической страсти, вновь и вновь ищут суррогата духовных ощущений, который, однако, скоро теряется. Утратив эти переживания, они тяготятся земной жизнью как темницей, мир после наркотиков им кажется черно-белым и унылым. Ввиду того, что наркомания является проблемой по преимуществу духовной, то и решается она в основном духовными средствами.
У будущих наших воспитанников, их родителей и других заинтересованных людей не может не возникнуть ряд вопросов о распорядке дня, о братском молитвенном правиле, а также других важных задачах, связанных с духовным окормлением реабилитантов.
Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами наши воспитанники понемногу начинают осознавать и видеть высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и глубину святоотеческой молитвы. Именно в храме многими из них переживается своя первая личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.
Ключевым словом, лежащим в основе духовной реабилитации, является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к чему-либо противоположному от того, от чего человек отвращается. Возненавидевший грех обращается к добру, правде, а это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь.
К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре. Реабилитанту предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь должна быть генеральная или как раньше говорили на Руси - чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день. Современный человек, в основной своей массе, утратил понятие греха. Очень часто люди слепо повторяют поступки большинства совершенно не задумываясь, что наносят оскорбление Богу и вредят как себе, так и всему человечеству в целом, то есть совершают грех. Поэтому к первой исповеди ребята готовятся по пособию «В помощь кающимся», где перечислены основные виды грехов. На нашем приходе существует древняя традиция, заключающаяся в том, что грехи обязательно записываются на листочке или даже в тетрадочке. По принятию исповеди священником, листочки с написанными грехами уничтожаются.
Написание грехов обусловлено не только тем, чтобы ничего не забыть в момент покаяния, но и тем, что священнику легче выделить один или несколько грехов, чтобы остановиться на них и дать духовный совет.
Исповедаются и причащаются воспитанники, по общему правилу, не реже чем два - три раза в месяц. С благословения духовника могут быть допущены к причастию и чаще. Впрочем, исповедь у реабилитантов по необходимости, может приниматься еще чаще.
Существенную помощь в преодолении недуга наркомании оказывают проповеди, молебные пения и акафисты, а также таинство елеоосвящения (соборование), которое осуществляется над реабилитантами во все посты. Во время проскомидии каждую литургию, а также на сугубой ектинье, непременно поминаются имена всех воспитанников когда либо проходивших реабилитацию и проходящих в настоящее время.
Ведущее значение в преображении реабилитантов имеет духовное наставничество. Священнику недостаточно остановиться на том этапе, когда воспитанник принимает слова или советы наставника, чувствуя к себе доброе отношение, соглашаясь с тем, что священник прав, советует разумно. Это не послушание, а фактически самоугождение. Нужно стараться выстроить отношения «священник-воспитанник» так, чтобы наставление принималось не столько умом, сколько сердцем. Для этого, при относительно небольшом количестве наркозависимых важно, чтобы воспитанников окормлял один духовник, но не по должности, а по пастырской любви.
Постреабилитационная поддержка
По окончании реабилитационной программы выпускникам реабилитационного центра предоставляется возможность продолжить общение со священником и братией, участвовать в богослужении. Главные задачи на этом этапе - максимально продлить ремиссию, обеспечивая высокое ее качество.
Первые полгода встречи наших подопечных со священником проходят не реже одного раза в две недели, затем промежутки между посещениями увеличиваются. В случае возникновения ситуаций, которые угрожают рецидивом (давление бывших знакомых-наркоманов, кризисные отношения в семье, конфликты с окружающими, психотравмы и прочее) наш подопечный должен посетить центр незамедлительно.
В рамках постреабилитационной программы с выпускниками реабилитационных центров решаются вопросы:
- закрепление ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни;
- формирования новых поведенческих навыков в условиях обычной жизни в социуме;
- выстраивание зрелых семейных отношений;
- вовлечение в активную социальную жизнь.
Выпускникам нашего реабилитационного центра и их родственникам предоставляется возможность обрести общего для семьи священника, который поможет укрепиться и возрасти в духовном развитии.
При желании реабилитант может остаться в центре для оказания помощи руководителю в работе с новыми ребятами.
Протоиерей Дионисий Пучнин, руководитель православного реабилитационного центра «Возвращение» Кемеровской и Новокузнецкой епархии