Отношения в треугольнике США – РФ – КНР. Навстречу визиту Дай Бинго в Москву
Со стратегической высоты оценок, главное содержание государственного визита председателя КНР Ху Цзиньтао в США (18 - 21.01.2011) заключается во впервые обнародованном новом исходном тезисе отношений между США и КНР: «Взаимное уважение коренных интересов другой стороны».
Обнародование этого тезиса политики означает, что коренные интересы сторонами названы и разграничены. Что стороны уже взаимно признали правомерность этого разграничения. И что они не намереваются нарушать условную разграничительную линию между зонами их коренных интересов.
Это также означает, что Народный Китай занял место Советского Союза как мощного, обладающего ядерным оружием, партнера США в глобальной двухполюсной схеме, где противоборство двух сил двигает прогресс.
Можно полагать, что в зону коренных интересов Китая, как мировой фабрики XXI века, отошли ресурсы Центральной, Юго-восточной и Северо-восточной Азии, ограниченные рамками, прежде всего, ШОС и АСЕАН. Тогда как в зоне коренных интересов США, как конструкторского бюро и предводителя потребителей продукции фабрики XXI века остались, прежде всего, северо-западная Атлантика (НАТО) и весь нефте- и газоносный Ближний Восток от Западной Сахары до Саудовской Аравии и Ирана.
Линия разграничения коренных интересов Китая и США на «складе сырья и топлива» - Дальнем Востоке, вполне вероятно, намечена в Сибири по Становому хребту (Вай Синаньлин) до Охотского моря. Так, как это было впервые разграничено по русско-цинскому Нерчинскому договору 1689 года.
Вторым по важности итогом визита Ху Цзиньтао в США следует назвать согласие сторон не обострять обстановку и сохранять мирные условия активного и прагматичного всестороннего сотрудничества, по крайней мере, до конца 2012 года. Ибо ноябрь 2012 года будет годом смены политической власти (президентских выборов в США и 18-го съезда КПК). Иными словами как вопросы выхода из мирового финансово-экономического кризиса, так и того, что будет после Ху Цзиньтао и Обама БаракХусейн оставили своим преемникам.
На период после 2012 года оставлены и вопросы коренной реформы мировой финансовой системы образца 1971 года, когда доллар США лишился золотого обеспечения, но стал единой учетной единицей мировой торговли сырьем и топливом, а также всего валового продукта мирового хозяйства. Тогда же, по инициативе США, произошло и восстановление дипломатических отношений между США и КНР. Ибо без участия КНР в торговле ресурсами на доллары США финансовая гегемония USD в мировом хозяйстве была невозможна. Теперь, по результатам визита, можно полагать, что актуальный для сторон вопрос обменного курса народный юань - доллар США, по сути, есть вопрос коэффициента грядущего пересчета богатства из нулей учетных записей на счетах банков в полновесные унции, ляны, караты, граммы и тонны: золота, серебра, платины, бриллиантов и прочих ценностей, имеющих природное основание. А этот пересчет и ознаменует конец кризиса.
Итак, визит показал, что США и КНР, де-факто засветив двухполюсную схему мировой политики, засветили и печальную судьбу мирного распада СССР, для одного из участников этой новой пары «спаринг-партнеров» в обозримой (до 2020 года) перспективе новой финансовой системы и нового технологического уклада мирового хозяйства. Кто-то должен будет уйти.
Реакцией России на американо-китайский уговор активного, позитивного, прагматичного и всестороннего сотрудничества в XXI веке можно считать срочное поручение Главы Правительства РФ Путина В.В. своему первому заместителю Шувалову И.И., объявленное 20.01.11.
Поручение предусматривает в трехдневный срок составить перечень групп экспертов и кандидатуры их руководителей, а в срок две недели и полный список всех экспертов, привлекаемых к выработке социально-экономической стратегии и программы действий России на период 2012-2020 годы. Этот документ модели модернизации экономики РФ с эффективным государственным управлением должен появиться к декабрьским 2011 года выборам депутатов Государственной Думы и стать программой мартовских 2012 года выборов Президента России. Ход подготовки «внятной стратегии» пост кризисного развития России предусматривает её широкое обсуждение и ежеквартальное заслушивание на заседаниях правительства РФ.
Не исключено, что под влиянием нового облика американо-китайских отношений, Россия вместо провозглашенной Президентом 12.07.10 политики «Опереться на Запад, нейтрализовать угрозу с Юга и двигаться на Восток», найдет формулу политики «Независимости от Запада, самостоятельности в отношении Востока и опоры на собственные силы».
Андрей Девятов, постоянный заместитель директора Института Российско-китайского стратегического взаимодействия